Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Прием на работу украинцев с временным убежищем. Можно ли принять на работу беженца из Украины? Статус беженца оформление на работу

    Прием на работу украинцев с временным убежищем. Можно ли принять на работу беженца из Украины? Статус беженца оформление на работу

    В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

    Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

    Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

    Правовой статус

    Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

    Привлечение к труду иностранных граждан

    Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

    Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

    • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
    • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
    • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
    • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

    Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

    Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

    Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

    «Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

    «Постоянное проживание» – вид на жительство.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

    «Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

    Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

    «Беженец» – удостоверение беженца.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

    «Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

    Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

    Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

    Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

    Например:

    Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

    Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

    Признание документов об образовании иностранного гражданина

    Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

    В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

    • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
    • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

    В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

    • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
    • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
    • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

    В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

    Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

    В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • Действительны ли советские трудовые книжки?

      Да, действительны.

      В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

    • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
    • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
    • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

    1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    4. Разрешение на временное проживание.
    5. Вид на жительство.
    6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
    7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
    8. Удостоверение беженца.

    Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

    Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

    Да, является.

    Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

    Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

      • не ограничен в сроке действия;
      • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

    Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

    У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

    Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

    В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

    • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
    • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

    Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

    Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

    За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

    Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

    Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

    Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

    Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    Дополнение

    Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

    С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

    Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

    1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

    Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

    Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

    Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

    2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

    3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

    4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

    Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

    Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

    Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

    Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

    Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

    В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

    Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

    1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
    Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

    2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

    3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

    4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

    5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

    Дмитрий Хоруженко - эксперт журнала «Кадровик»

    • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

    Здравствуйте, Татьяна

    Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС

    В соответствии с ПриложениемN 4
    к приказу Федеральной
    миграционной службы
    от 28 июня 2010 г. N 147

    Порядок
    представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина

    1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
    2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
    3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
    4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
    5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
    6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.

    Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).

    Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002

    Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

    8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
    Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

    Согласно ст.11 ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства.

    Таким образом, прием на работу гражданина Украины зависит от правового статуса соискателя.

    1. Если гражданин Украины признан беженцем или получил временное убежище

    Беженец или лицо, получившее временное убежище, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без оформления разрешения на работу. Данная льгота предоставляется ему до момента утраты (лишения) статуса беженца или временного убежища (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Работодатель может принять такое лицо без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

    Беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1). В связи с этим указанные лица принимаются на работу в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ. Таким образом, трудоустройство на работу лиц, получивших временное убежище на территории РФ, осуществляется в аналогичном порядке, поскольку законодательством не установлено иное.

    Чтобы трудоустроить беженца, а также лицо, получившее временное убежище, работодателю необходимо выполнить следующие действия:

    1. Направить соискателя на предварительный медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    2. Запросить у соискателя обязательные для приема на работу документы. При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ , с учетом ряда особенностей:

    1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона №115-ФЗ. Для беженца таким документом является удостоверение беженца . Форма удостоверения утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356 (абз. 1, 2 п. 7 ст. 7 Закона №4528-1, п. 1 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356). Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения о выдаче удостоверения беженца).

    Для иностранца, который получил временное убежище, документом, удостоверяющим личность, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 9 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 №274). Оно выдается на срок до одного года в соответствии с формой, приведенной в приложении №3 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 8 Порядка предоставления временного убежища, п. 2 Порядка, приведенного в приложении №4 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 №81).

    Национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, остаются на хранении в ФМС России (его территориальном органе), поэтому не предъявляются работодателю (п. 8 ст. 7 Закона №4528-1, п. 10 Порядка предоставления временного убежища).

    2) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (Письмо Роструда от 15.06.2005 №908-6-1).

    3) документ об образовании , о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    Что касается признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2014 №01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве, регулируются ст. 107 закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Согласно ч. 2 и 3 ст. 107 закона «Об образовании» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №1694-р.

    Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

    В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

    Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);

    Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28.01.2003).

    В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.

    Согласно ч. 4 ст. 107 закона «Об образовании», иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не подпадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 №1391 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2014, регистрационный №31387).

    Если документ об образовании оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа.

    4) Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом, не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдается органами внутренних дел. Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ ГИАЦ МВД России.

    5) Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона №115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    6) Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется через работодателя (часть 4 ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию .

    При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, оформлять такое свидетельство им не нужно.

    3. Ознакомить соискателя с локальными нормативными актами.

    4. Заключить трудовой договор.

    5. Оформить приказ о приеме на работу.

    6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку.

    7. Заполнить личную карточку принятого работника.

    Обращаем внимание на то, что вопрос уведомления государственных органов (ФМС России, службы занятости, налоговых органов) о приеме на работу беженца не урегулирован. До появления официальной позиции по этому вопросу рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующие государственные органы.

    1. Если гражданин Украины прибыл в РФ на законных основаниях и не признан беженцем (не получил временного убежища).

    В таком случае гражданин Украины вправе осуществлять трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

    Для трудоустройства данного лица работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, так как гражданин Украины прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997)).

    Трудовые отношения с лицом, прибывшим в РФ на законных основаниях и не признанным беженцем (не получившим временное убежище), оформляются в порядке, который предусмотрен для приема на работу иностранных граждан. О привлечении указанной категории работников к трудовой деятельности необходимо уведомить соответствующие государственные органы.

    2. Если гражданин Украины прибыл в РФ без документов, дающих ему право на законное пребывание в РФ и осуществление трудовой деятельности .

    Без документа, удостоверяющего личность, миграционной карты, разрешения на работу и т.д. работодатель не вправе принимать гражданина Украины на работу.

    За незаконное привлечение к трудовой деятельности указанного лица работодатель может понести административную ответственность. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, рекомендуем направить иностранного гражданина в региональное отделение ФМС России для оформления документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

    Уведомление ИФНС

    Работодатель обязан уведомлять налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранца. Причем независимо от того, в каком порядке он прибыл в Россию: на основании визы или в безвизовом порядке. Сделать это можно в течение 10 дней со дня заключения с ним трудового или гражданско-правового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ). Для уведомления рекомендуем использовать форму, которая приведена в Письме ФНС России от 24.08.2007 №ГИ-6-04/676@.

    Налогообложение лиц, получивших временное убежище

    Статус: временное пребывание

    Страховые взносы в ПФР :

    При заключении трудового договора на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года работодатели уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от их года рождения . Если договор заключается на срок менее шести месяцев, то суммы выплат не подлежат обложению страховыми взносами.

    Страховые взносы в ОМС :

    Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

    Согласно ст. 10 закона №326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона №115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

    Таким образом, если временно пребывающее лицо без гражданства не является беженцем, производимые выплаты временно пребывающему лицу без гражданства не облагаются страховыми взносами на обязательное медицинское страхование (ФОМС).

    Страховые взносы в ФСС

    Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Согласно п. 1 ст. 2 закона №255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

    Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Страховые взносы в ФСС от НС.

    Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

    Согласно ст. 5 Закона №125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

    Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    НДФЛ.

    Работодатель удерживает у сотрудника 30% налога на доходы до момента приобретения статуса налогового резидента (п. 3 ст.224 НК РФ).

    Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если на дату начисления выплаты сотрудник станет резидентом РФ, ставка НДФЛ составит 13%.

    Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

    Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

    • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
    • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
    • Получить политическое убежище.
    • в течение 3 месяцев - именно столько могут оставаться в России иностранцы.
    • Подать заявление на , а в дальнейшем стать обладателем .
    • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в .
    • Получить или , позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

    Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

    Временное убежище

    Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

    Временное убежище (ВУ) - право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

    1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
    2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
      • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
      • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

    Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

    Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (переименована в ГУВМ МВД) и предоставить документы:

    1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru ). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
    2. Национальный паспорт.
    3. Дактилоскопическая карта.
    4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
    5. 4 стандартные фотографии.

    На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй - передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

    По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

    Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ - таковы миграционные правила.

    Трудоустройство

    Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

    Права иностранцев, получивших ВУ

    На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/ ), кроме предоставления единовременного пособия:

    • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
    • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
    • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
    • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
    • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

    Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

    В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

    Срок предоставления ВУ и его продление

    ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

    Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

    Утрата и лишение права на ВУ

    1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
    2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
    3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

    Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

    Предоставление ВУ гражданам Украины

    В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку - в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

    После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

    Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

    Статус беженца

    Беженец - индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы - это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

    Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть - но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

    Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

    • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
    • Стандартная фотография;
    • Национальный паспорт;
    • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
    • Анкета;
    • Дактилоскопическая карта.

    Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

    Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

    1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
    2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
    3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

    Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

    Политическое убежище

    Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

    Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

    • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
    • Две стандартные фотографии;
    • Национальный паспорт.

    Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

    После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

    После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

    Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

    1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
    2. Лицам с судимостью;
    3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
    4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

    Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

    Видео: репортаж о получении временного убежища в России

    (Пока оценок нет)

    Ниже читатели НужнаВиза.ру делятся своим опытом оформления. Поделитесь и своим!

    Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с сайта.

      Анатолий Сказал(а):

      подал документы на ВУ.дали СПРАВКУ.на работу по ней устроится не могу.патент взять тоже не имею права,т.к. в миграционной карте указана цель визита-частный. ВОПРОС: ЗА ЧТО 3 МЕСЯЦА ЖИТЬ???

      Мария Сказал(а):

      Всем привет.Читаю ваши коменты и в шоке…Мы с семьей приехали в 14 году,сразу сделали рвп,благо проблем с регистрацией не было,от бабушки осталась квартира в г.Оренбурге.Пришли в январе 17 года сдавать документы на внж,нам сказали,что уже времени не хватает,нужно ровно за 6 месяцев,до окончания рвп,а у нас не хватало 9 дней…но не переживайте мы обязательно что нибудь придумаем,это нам сказала начальник отдела фмс по мигрантам-милейшая женщина,спасибо ей огромное.Она говорит,что у них есть негласный приказ,украинцев(речь идет о Донецкой и Луганской об)нельзя даже предлогать выезжать за пределы РФ.Через месяц позвонили сказали придти,предложили сдать документы на ву,что мы и сделали,кстати все сделали за два дня,ждали медицину дольше 10 дней.Сказали что ву будет через 3 месяца,я спрасила,может ли быть такое,что нам откажут,инспектор сказала что нет,украинцам не отказываем-вы же наши….через 5 недель позвонили,пригласили получить ву.Регистрацию с рвп перенесли там же в фмсв паспорт ву.Так что все быстро,без проблем,криков и очередей.Все милые,добрые и отзывчивые,и все нам повторяют-ВЫ НАШИ….

      Инна Сказал(а):

      Живу в Брянской обл. Временное убежище оканчивается 05.07.2017г (3 года как я в РФ,с малолетней дочкой,она пошла здесь в школу)работу официально так и не нашла,как быть с РВП,если документы не принимают без трудоустройства? Я сама родилась и окончила школу в РФ (Брянской обл),хочу РВП оформить не получается,помогите,кто столкнулся с такой же проблемой!

      Юра Сказал(а):

      Деньги-то деньгами так знать бы кому и куда.. ведь деньги есть а тебе гоняют как мальчика, ведь тоже предложили выехать из страны а дома украинские войска, есть вероятность что не вернусь, да и съездить это как ведь живу в Магадане а это 10500 км в одну сторону а это финансы и время и никому нет дела до тебя в ФМС никто ничего не объясняет а что бы попасть в кабинет надо пару дней от сидеть в очереди с братским народом Узбекистана вот так вот начал суетится еще до нового года потом руки опустил и все ужасно устал от этих документов а еще надо жить работать и уведомить о своих доходах только когда всем этим заниматься 🙂

      Катя Сказал(а):

      Подскажите, в каком регионе в 2017 году все еще можно получить временное убежище? Хотела ехать в Краснодар к дальним родственникам, но там, я так понимаю, уже не дают ВУ(