Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

      Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

    Все действующие в обществе нормы (правила поведения) юридическая наука подразделяет на две большие группы:

    Социальные нормы;

    Технические нормы.

    Социальные нормы и технические нормы разделяются, главным образом, по предмету регулирования.

    Технические нормы - правила обращения с естественными и искусственными объектами, т.е. технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, отношения типа "человек - машина", "человек - производство" и т.д. К техническим нормам относятся, например, правила пользования различными техническими средствами, требования по эксплуатации различных приборов и т.д.

    Социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, стандарты, правила поведения людей, средства регулирования их взаимодействия. Таким образом, в отличии от технических норм, регулирующих отношения между людьми и техникой, силами природы, различными объектами, т.е. вещами, социальные нормы регулируют отношения между людьми и их общностями.

    Все социальные нормы, несмотря на их разнообразие, имеют общие черты:

    Это правила поведения людей в обществе;

    Они носят общий характер;

    Они создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

    Они обусловлены уровнем культуры данного общества;

    Они входят в структуру общественного сознания.

    Виды социальных норм.

    А) По способам установления и обеспечения:

      нормы права - общеобязательные, формально определенные, установленные или санкционированные и охраняемые государством правила поведения, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения;

      нормы морали (нравственности). Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, совести, долга, достоинства;

      нормы обычаев, традиций, ритуалов. Обычаи - правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становятся привычными для них. Обычаи (в узком смысле) - это правила поведения, соблюдаемое в силу привычки;

      корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных (негосударственных) организаций, для достижения целей их функционирования. Корпоративные нормы регулируют внутренние отношения организации; выражают волю и интересы только членов соответствующей организации и обязательны лишь для них; к нарушителям корпоративных норм применяются меры общественного воздействия, предусмотренные уставом данной организации.

    Обществознание изучает очень много базовых вопросов, касающихся не только непосредственно социума, но и затрагивающих так называемые междисциплинарные проблемы. То есть те, к которым в дальнейшем придётся обращаться в политологии, в социологии, при изучении литературы, философии и так далее. И понятие и виды социальных норм относятся именно к таким вопросам. Они также непосредственно имеют отношение к юриспруденции, а то, какое место занимает право в системе социальных норм, презентация может наглядно показать.

    Как уже и было сказано, эта тема неоднократно всплывает. Будущим юристам могут сказать: выберите верные суждения о социальных нормах. И они должны будут разобраться, продемонстрировать, насколько глубоко освоили эту тему. Тех, кто предпочтёт в качестве основного направления социологию и политологию, ждут нормы и санкции как способ управления обществом, яркие примеры успешно реализованной программы и провалы. Причём шпаргалка и таблицы здесь не помогут, важно понимание. Как, кстати, не всегда срабатывает и голое знание законодательства.

    И всё это легко показать на жизненных примерах. Очень часто общественный контроль оказывается эффективнее того, что формально установлен в нормативно-правовых актах. Даже самая хорошая концепция не будет работать, если она не воспринимается обществом. А для этого нужно понимать, какие стандарты в конкретном социуме на самом деле действуют, чтобы разобраться в том, в какую сторону их необходимо менять.

    В идеале система социальных норм отражается в законодательстве. Именно тогда появляется больше всего шансов, что регулирующие и контролирующие функции законов будут реализованы. Однако особенности современной правовой системы таковы, что отдельные виды социальных норм не только не отражаются в законодательстве, но часто вступают с ними в противоречие. Например, в отдельных регионах, где авторитет криминальных элементов довольно высок.

    Для понимания социальных норм необходим краткий экскурс в историю. Первыми появились именно они, а не право. Это были традиции, обычаи, определённые порядки. Как право сильного, они устанавливались вождями, главами племён, но могли меняться после того, как власть переходила к другому. Даже позднее, уже в эпоху феодализма при более развитом строе приход к власти другого правителя мог серьёзно отразиться на проводимой политике.

    Впрочем, это можно наблюдать и в современном обществе, когда один президент сменяет другого и отменяет многое из того, что сделал предыдущий. Но давайте вернёмся к тому, что собой представляют социальные нормы и их виды. Итак, под ними подразумевают некие правила поведения, часто довольно общего характера, которые устанавливаются и регулируются обществом, а не законом, в отличие от права. Для них характерна расплывчатость формулировок в отдельных случаях и предельная конкретизация – в других.

    Например, трудно точно сказать, что собой представляет вежливое поведение, за исключением некоторых ограничений и довольно определённой картины того, что уже будет грубостью по отношению к собеседнику. Однако большинство людей более-менее точно описывают хамство в свой адрес.

    В то же время проведение свадеб, похорон и многое другое часто детально регламентировано. И это тоже является разновидностью социального регулирования. Таких примеров можно привести очень много.

    Признаки социальных норм

    Сами по себе социальные нормы разнообразны во времени и пространстве, их реализация сильно зависит от того общества, в котором они появились. Культура, менталитет конкретного народа и его религиозные взгляды оказывают решающее влияние на характер реализации тех или иных предписаний. Поэтому понятие социальных установок становится более очевидным через изучение признаков. Итак, нормы:

    1. Специально установлены или исторически сформировались, направлены на регулирование поведения отдельных членов общества (групп, категорий). В них отражаются права и обязанности индивидуумов.
    2. Одинаковые для определённых категорий населения. Существует разница между предписаниями, адресованными правителям и крестьянам, но для царской семьи в целом существовали одни и те же порядки с учётом полового и возрастного статуса, а также роли (царь, наследник и т. п.). Но для наследников, например, нормы были одним и теми же, исключений не существовало. Меняться они могли со временем и под воздействием объективных факторов. Попытки выделиться натыкались на противодействие со стороны общества.
    3. Имеют свойство развиваться. Разные виды социальных установок со временем претерпевали ту или иную трансформацию. Крестьяне могли получать дополнительные права, а дворяне – новые функции в государстве. Что же касается современного общества, то в нём скорость преобразований увеличилась.
    4. Отличаются предписывающим характером. Фактически, речь идёт об эталонах поведениях и о существующих запретах. В них как в отражении просматривается та или иная эпоха. Например, виды социальных норм и их характеристика применительно к СССР позволяют в целом сделать интересные выводы, касающиеся этой страны, государственного строя, того, что именно тогда происходило.
    5. Обеспечение исполнения определёнными способами воздействия. Функции таких установок не были бы реализованы, если бы права правящих групп не подкреплялись реальными возможностями. И наоборот, разные виды запретов остаются формальными, если только за их нарушение не идёт непосредственно наказание. Под последним может подразумеваться как реакция со стороны государства (уголовное заключение, разные виды преследования), так и со стороны общества (порицание, бойкот, давление).

    Рассматривая понятие «признаки и виды социальных норм», стоит учитывать, что классификация на практике очень сильно отличается. Как и сама реализация. Так, права человека и гражданина в России и в США сегодня имеют разную наполненность. Что непосредственно связано с тем, как именно государство выполняет свои функции.

    О типологии социальных норм

    Итак, переходим непосредственно к классификации. Существует довольно много делений. Если говорить о стандартных, то это нормы права, которые санкционируются и закрепляются государством, чем и отличаются от всех остальных. Они устанавливаются законодательной ветвью властью, отличаются формальным характером, наличием конкретных определений, прописанной процедурой. Зафиксированы в виде соответствующих документов.

    Также рассматривают нормы морали. Они тоже выполняют регулирующие функции, но при этом негласно. Их действие подкрепляется как внутренними установками, так и общественными способами воздействия. Самым эффективным считается сочетание того и другого.

    Помимо этого, есть ещё нормы обычаев. Здесь решающее значение имеет установившийся порядок, необходимость соблюдать традиции из уважения к предкам, культуре и менталитету определённого народа. Как и в предыдущем случае, за исполнением следит общество. Однако нарушение в настоящем считается не настолько серьёзным, кроме отдельных ситуаций, например, исполнения похоронного обряда.

    К нормам нередко относят деловые обычаи и этикет. Есть ещё правила, касающиеся религиозной сферы, культуры, эстетики. В отдельную категорию обычно выделяют корпоративные нормы, как правило, они устанавливаются внутри отдельно взятой организации, но если речь идёт о крупной корпорации, то могут при этом затрагивать большое количество лиц.

    Стоит отметить, что в современном мире существует большое количество разных подходов к классификации таких правил. Многое зависит от того, что именно ставится во главу угла. Кроме того, большинство обществоведов выделяют ещё и смешанные подвиды, когда одни и те же нормы могут регулировать разные ситуации, находиться на стыке сфер (политики и религии, к примеру).

    Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

    Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

    Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

    Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

    Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

    Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

    Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

    Вопросы и задания к документу

    Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

    Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

    Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

    Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

    Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

    Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

    1. Общечеловеческий.

    2. Внутригрупповой.

    3. Межнациональный

    4. Групповой.

    Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

    Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

    Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

    Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

    Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

    Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

    Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

    Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

    Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

    Основные виды социальных норм:

    1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

    2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

    3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

    4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

    Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

    Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

    Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

    Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

    Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

    Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

    Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

    Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

    Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

    В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

    Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

    Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

    Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

    В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

    Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

    Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

    Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

    Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

    Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

    Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

    Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

    Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

    Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

    Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

    Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

    Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

    Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

    Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

    Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

    Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
    7 класс
    Уважаемый участник!
    При выполнении заданий (1­14) Вам предстоит выполнить определённую
    работу, которую лучше организовать следующим образом:
    ‒ внимательно прочитайте задание;
    ‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
    задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
    кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
    чётко и разборчиво).
    За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество
    баллов, не выше указанной максимальной оценки.
    Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
    Максимальное количество баллов – 95.
    Время выполнения – 1 час 30 мин.
    Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
    Желаем успеха!

    Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016‒2017 уч. г.
    Школьный этап. 7 класс
    Максимальный балл - 95
    Фамилия, имя_____________________________________________________
    1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите
    в таблицу.
    1.1. К видам социальных норм относит(­ят)ся:
    1) обычаи;
    2) умозаключения;
    3) обещания;
    4) культура.
    1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё
    необходимое производится самостоятельно и только для собственного
    потребления, называется
    1) товарное хозяйство;
    2) натуральное хозяйство;
    3) рыночное хозяйство;
    4) сельское хозяйство.
    1.3. Бюджет ‒ это
    1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
    2) смета расходов и доходов;
    3) установленный законом порядок движения денежных средств в госу­
    дарстве;
    4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юриди­
    ческих лиц.
    1.4. Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
    1) сохранять тайну переписки
    2) определять и указывать свою национальную принадлежность
    3) свободно выезжать за пределы РФ
    4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
    1.1
    1.2
    1.3
    1.4
    По 1 баллу за каждый верный ответ.
    Максимум за задание 4 балла.
    2. Выберите правильное определение понятия «гуманность»:
    А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за
    сохранение среды их обитания.

    Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому
    достоинству.
    В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов,
    полей, воздуха, рек, морей и т. д.
    Г) Любовь к прекрасному, произведениям искусства.
    Ответ: ___________ (2 балла)
    3.
    3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально
    точный ответ.
    Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
    Ответ: _______________________________________
    3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
    ответ.
    Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких
    видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и
    бедными странами.
    Ответ: ________________________________________
    По 3 балла за каждый верный ответ.
    Всего 6 баллов.
    4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
    элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному
    основанию.
    4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
    Ответ:

    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
    4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в
    соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем;
    разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного
    автомобиля.
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
    По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за
    правильное обоснование,
    2 балла за указание лишнего).
    Максимум за здание 8 баллов.
    5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если
    не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
    1 Человек ­ существо общественное.

    2 Гражданином РФ житель России становиться с рождения
    3. Любая деятельность человека носит прогрессивный характер.
    4 Мораль опирается на идеи добра и зла.
    5 Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
    1
    2
    3
    4
    5
    2 балла за каждую верную позицию.
    Максимум за задание 10 баллов. 1
    6. Заполните таблицу. Впишите в соответствующие ячейки буквенные
    обозначения иллюстраций, которые относятся к названным элементам.
    Виды социальных норм
    обычай
    этикет
    право
    мораль
    А

    В
    Г
    2 балла за каждое верное заполнение ячеек таблицы.
    Максимум за задание 8 баллов.
    7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело»
    и ответьте на вопросы.
    1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме?
    2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма?
    3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации.
    В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена
    приходит в свой новый 6­й класс, одноклассники, проявляя внешнее
    дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают
    её.
    В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей
    бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше
    учиться в этой школе.
    Ответ: 1. ________________________________
    2. ________________________________
    3. ________________________________
    По 2 балла за ответ на каждый вопрос.
    Максимум за задание 6 баллов.
    8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только
    правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие
    цифровые обозначения внесите в таблицу.
    ПРИЗНАКИ
    А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации
    Б) устанавливаются государством
    В) обусловлены уровнем развития общества
    Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов
    Д) охраняются принудительной силой государства
    Е) имеют общеобязательный характер
    ВИДЫ НОРМ
    1) правовые
    2) и правовые, и моральные
    А
    Д
    Б
    В
    Г
    Е
    По 1 баллу за каждую верную позицию.
    Максимум за задание 6 баллов.
    9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
    предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,

    прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
    есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
    таблицу.
    По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик
    мирав ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются:
    рост ____ (А); истощение природных ____ (Б) ‒ нефти, плодородия ___
    (В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды
    ___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон
    для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор ‒
    научно­технический ___ (Е), который накапливал «разбег» на протяжении
    тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью
    выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья,
    если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в
    социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю
    духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего
    прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и
    спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с
    которой когда­либо встречалось человечество: осмыслить своё место в
    ____(Л).
    Список терминов:
    1. почва
    2. население
    3. страна
    4. пробуждение
    5. спасительный
    6. обоснование
    7. обитание
    8. культурный
    9. группа
    10. политика
    11. природный
    12. планета
    13. ресурсы
    14. прогресс
    15. цивилизация
    16. гибель
    17. биосфера
    18. регресс
    19. поведение
    20. ситуация
    А
    Б
    В
    Г
    Д Е Ж З
    И
    К
    Л
    По 1 баллу за каждую верную вставку.
    Максимум за задание 11 баллов.
    10.Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных
    рядов? Дайте краткий ответ.
    3.1. Край, область, автономный округ, республика
    __________________________________________________________________
    3.2. Мораль, обычай, право
    __________________________________________________________________

    3.3. Герб, гимн, флаг
    __________________________________________________________________
    По 2 балла за верный ответ.
    Максимум за задание 6 баллов.
    11. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой
    деятельности человека идет речь:
    «Делу время, потехе час»
    «Кончил дело - гуляй смело»
    «Маленькое дело лучше большого безделья»
    «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
    Ответ:__________________________________________________________
    Всего 3 балла.
    12. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности
    Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните,
    почему вы так решили.

    Ответ:
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
    __________________________________________________________________
    Всего 5 баллов.
    13. Установите соответствие между понятием и его определением.
    Понятие
    1. Способности
    2. Талант
    3. Гениальность
    4. Задатки
    Определение

    врождённые
    А) высшая степень проявления
    творческих сил человека
    Б)

    анатомо­
    физиологические
    особенности
    строения человека, составляющие
    основу развития способностей
    В) высокий уровень развития
    способностей, проявляющихся в
    творческих достижениях личности6. Благодаря труду создаются два вида благ: товары и… (укажите пропущенное слово).
    7. Эта организация помогает родителям воспитывать детей.
    8. Переходным возрастом называют этот период жизни.
    По вертикали:
    1. В этом месте можно получить нужную книгу.
    2. Творческая профессия, связанная с обучением детей.
    3. Флаг Военно­морского флота России.
    4. «..., как и нужда, многих губит» (укажите первое пропущенное слово).
    5. Чтобы стать учителем или инженером, необходимо поступить в это учебное заведение.
    6. Этот народ проживает в самом большом субъекте России.
    7. Группа людей, объединенная по принципу родства.
    8. С этого класса начинается основная школа.
    Максимальное количество баллов за работу ­ 95

    Слово «норма» давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний. Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок. При использовании понятия «норма» всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов. Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.

    В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные . Здесь слово «социальные» используется в подлинном (буквальном) смысле.

    1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами. Имеются в виду правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия. Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем, роль технических норм особенно значительна.

    В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.

    Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в этой связи юридическую силу. Именно в таком качестве они называются технико-правовыми или технико-юридическими нормами . Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д. Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия в виде административно-правовых или уголовно-правовых мер воздействия.

    Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.

    2. Социальные нормы – необходимый элемент нормативного социального регулирования. Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:

    1) социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;

    2) они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;

    3) социальные нормы – изменчивый социокультурный институт: они эволюционируют, изменяются в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений.

    В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.) . Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными средствами. Однако это совсем не означает, что реализация таких норм всегда обеспечивается убеждениями, принудительными и иными мерами. Существенно то, что социальные нормы связаны с волей и сознанием людей, формируются в процессе исторического развития общества, соответствуют определенному типу культуры. Можно сказать так: социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

    Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки.

    1. Они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка.

    2. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

    3. Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.

    4. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.

    5. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).

    6. Социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

    7. Один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

    Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

    Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

    Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна оттого, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

    Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

    1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку .

    Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.

    Обычаи устанавливают целесообразные варианты различных поступков, сохраняют преемственность между поколениями. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Однако в целом обычаи играют важную роль в сохранении культуры и развитии общества. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. Вместе с тем, следует отметить, что по своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

    Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились. Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, сообщества, достигшим преклонного возраста.

    Механизм действия норм–обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

    Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» 1 .

    В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

    С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:

    а) «коренятся» в общественном сознании (точнее – в общественной психологии );

    б) проникают в сферу индивидуального сознания и в этой связи им, с точки зрения регулятивных особенностей, в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование;

    в) складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;

    г) отличаются конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;

    д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения ), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

    е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

    ж) в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;

    з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью формирования, длительностью этого процесса.

    Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.

    На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, также как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.

    Традиции. Латинское слово «traditio» означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) 1 .

    Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости. И обычаи, и традиции опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространению примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.

    В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство , т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

    2. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами . Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.

    Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это групповые нормы внутриорганизационного характера . У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону.

    Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

    По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.

    3. Политические нормы – это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти. Здесь, думается, проявляется одно из подмеченных в юридической науке свойств политических норм, а именно то, что они регулируют отношения между отдельными элементами политической системы, выступающими как выражение классового (социального) интереса 1 .

    Если такой вывод правилен, то можно сказать, что природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

    – закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;

    – служат основой для достижения определенных целей в политике;

    – нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей в различных структурах политической системы и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни;

    – к субъектам, использующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи;

    – отличаются общим декларативным характером либо характеризуются формализованностью, предусматривают конкретные права и обязанности субъектов политических объединений;

    – могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);

    – эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

    Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, любые политические нормы, в конечном счете, воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей – субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

    К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др. Безусловно, сущность и особенности политических норм, их место и роль в общественной жизни могут быть более глубоко осмыслены при рассмотрении их во взаимодействии с политической практикой, иными социальными нормами. При этом существенно то, что в зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных сил, уровня сознания общества и его культуры, результативность действия политических норм может быть различной. Известно, что в системе политических отношений, на основании рассматриваемых норм, норм морали и др. имеют место взаимоподдержка, компромиссное согласование и противоборство различных политических сил.

    4. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

    Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.

    Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо–плохо, справедливо–несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

    По сути, мораль включает ценностную оценку не только деятельности, поступков других людей, но и самооценку личности, включающую чувство личного достоинства, критическое отношение к своему поведению и др.

    Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

    Одно следующее уточнение. Термины «мораль» и «нравственность» используются, в основном, в одном значении – как слова–синонимы. Соответственно считается, что они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости. Вместе с тем, некоторые специалисты, в основном, в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают 1 . В частности, под моралью понимают вечные этические ценности (представления о добре, совести, чести, справедливости и т.д.), а под нравственностью – понятия проходящие, присущие какой-либо эпохе 2 .

    С позиции несколько иного подхода утверждается, что в сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. А нравственные нормы, в отличие от норм морали, – это внешние регуляторы поведения людей. Логика рассуждений такова: если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Имеется в виду то, что здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного» 3 .

    Между тем, с точки зрения общего подхода, можно рассматривать понятия «мораль» и «нравственность» в качестве тождественных. Один из аргументов в пользу этого вывода следующий: латинское слово «mores» (мораль) означает не что иное, как «нравы», по сути, раскрывающие природу нравственности.

    Признанными моральными (нравственными) принципами для человека являются: совесть, порядочность, честность, сознание собственного долга перед другими людьми, коллективом, обществом и др. В настоящее время конституционное положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ) и иные подобные требования дополняют нравственные принципы, исходят из потребности более гармонично согласовать интересы индивида и общества.

    И другое важное обстоятельство. Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения . Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В этой связи мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников («оборотней в погонах»), криминальных слоев общества и др.

    Словом, перед нами – сложное общественное явление, обладающее социальными, психологическими качествами, выполняющее различные общественные функции.

    Сказанное выше позволяет заключить, что мораль относится к одному из основных регуляторов поведения человека. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и иные социальные нормы, носит исторический характер. Она находится в состоянии изменения, отражает уровень развития общества, его социальную структуру, экономические, национальные, религиозные и иные факторы. В этой связи мораль первобытного общества, периодов рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны.

    Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

    По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

    Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

    5. Религия (от лат. « religio » – набожность, святыня, предмет культа ) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.

    Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Примечательно, что первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Это объясняется стремлением людей того периода времени оказать влияние на ход событий в желаемом направлении (заклинания, колдовские обряды и т.п.).

    В процессе разложения родового строя на смену таким религиям пришли политеистические (политеизм – многобожие) религии раннеклассового общества.

    На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога) .

    Один из существенных моментов в рассматриваемом плане следующий. По ходу исторического развития, постепенно создаются специфические формы религиозных организаций (церковь и др.) и соответствующих религиозных субъектов (духовенство (клир) и миряне).

    На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

    Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих. Такие нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

    Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.

    Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:

    1) такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;

    2) ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей определенной религии;

    3) такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано»;

    4) религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);

    5) любая религия и, следовательно, ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания «преобразует» его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.

    Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы .

    По характеру предписываемого поведения, религиозные нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние), и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

    Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение нормы, ориентированные на общечеловеческие ценности. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди 1 . В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

    В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

    Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей. Любая конфессия посредством разных средств, в том числе религиозных норм, стремится утвердиться в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

    Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

    Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).