Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Призовой емайл. Призовой емайл Привлечение к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника

    Призовой емайл. Призовой емайл Привлечение к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника

    Организация имеет большие долги по налогам. Может ли это стать причиной банкротства организации? Может ли налоговая ее обанкротить и возложить недоимку на физическое лицо? Читайте в нашей статье.

    Вопрос: Может ли налоговая обанкротить предприятие (из за неуплаты налогов) и уплату недоимки возложить на директора как на физическое лицо? просьба дать ссылку на законодательные акты и есть ли судебные преценденты?

    Судебная практика привлечения бывшего руководителя к субсидиарной ответственности довольно обширна (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2017 №№ Ф09-3943/2017, А07-18978/2014 , Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2017 №№ Ф03-2144/2017, А73-684/2016 , Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2016 №№ Ф02-4451/2016, А19-116/2014 , Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2017 №№ Ф08-4643/2017, А32-2174/2014 , Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2017 №№ Ф06-16870/2016, А55-16842/2013).

    Субсидиарная ответственность при банкротстве: семь новых правил

    В законе о банкротстве появилась новая глава «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», она заменила .

    В новой главе семь значимых нововведений, которые:

    1) уточняют понятие «контролирующее должника лицо». Причем суд теперь не ограничен основаниями, которые называет закон. Он может признать любое лицо контролирующим, исходя из фактических обстоятельств (п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве);

    2) устанавливают, что контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность, если полное погашение требований кредиторов невозможно из-за его действий или бездействия (п. 1 ст. 61.11 Закона о банкротстве);

    3) позволяют контролирующему лицу, против которого заявили иск о привлечении к субсидиарной ответственности, избежать ее или понести в меньшем размере по решению суда. Для этого такое лицо должно выполнить два условия (ч. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве):

    Доказать, что оно фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность должника;

    Выдать реальных контролирующих лиц и (или) скрытое имущество должника;

    4) предусматривают порядок, в котором суд должен рассмотреть дело о субсидиарной ответственности, в том числе кто и в какой срок может подать заявление, права сторон, процедуры, порядок заключения мирового соглашения и прочее. Так, восстановить пропущенный срок подачи заявления можно будет в течение двух лет после окончания основного срока (ст. , Закона о банкротстве);

    5) вводят институт распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Так, кредитор вправе (ст. 61.17 Закона о банкротстве):

    Взыскать задолженность по требованию в рамках дела о банкротстве;

    Продать требование;

    Уступить требование другому кредитору;

    6) устанавливают правила исполнения судебного решения о привлечении к субсидиарной ответственности ();

    7) наделяют должника правом при определенных обстоятельствах требовать у контролирующих лиц возместить причиненные убытки ().

    Суд будет привлекать к субсидиарной ответственности с учетом новых правил по заявлениям, которые подали с 1 июля 2017 года. Даже если заявление начали рассматривать по предыдущим правилам, суду придется вернуться к началу. Это выгодно обеим сторонам спора, потому что новые правила подробнее регламентируют процедуру, а также предоставляют дополнительные возможности. Например, суд оставит без движения заявление, если в нем нет сведений, которые позволяют сделать вывод о том, что ответчик - контролирующее лицо или был таковым в прошлом (п. 2 ст. 61.16 Закона о банкротстве). Одновременно суд может освободить истца от необходимости доказывать, что есть основания привлечь к субсидиарной ответственности, и возложить эту обязанность на ответчика, если тот не представит отзыв на иск (п. 4 ст. 61.16 Закона о банкротстве).

    Некоторые правила будут действовать только для тех заявлений, которые подадут после 1 сентября 2017 года.

    4. Пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:

    1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

    2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

    3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации .

    5. Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям.

    6. К контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем десятью процентами уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением.

    Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов

    1. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

    2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

    3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;

    4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

    5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:
    в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;
    в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

    5. Заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящей главой, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

    6. Заявление о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящей главой, может быть подано также не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, но не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве.
    В случае пропуска срока на подачу заявления по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом, если не истекло два года с момента окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

    Статья 61.15. Права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности

    1. Лицо, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к ответственности, имеет права и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчик по этому заявлению.

    2. Лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении к ответственности, обязано направить или представить в арбитражный суд и лицу, подавшему заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, отзыв на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, соответствующий требованиям к отзыву на исковое заявление, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации .

    3. Привлеченное к субсидиарной ответственности лицо имеет право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы, которое удовлетворяется после всех других требований, включенных в реестр требований кредиторов, и требований, подлежащих удовлетворению после требований, включенных в такой реестр.»

    Основное назначение субсидиарной ответственности заключается в обеспечении прав стороны кредитора при банкротстве основного должника. Правила и порядок применения данной дополнительной защиты регламентируются гражданским законодательством.

    По сути, субсидиарная ответственность основана на принципах круговой поруки. Наглядным примером является обязанность отвечать по долгам товарищества или кооператива его членов, что предусмотрено соответствующей статьей закона.

    Общие моменты субсидиарной ответственности директора и учредителей

    Ситуация с субсидиарной ответственностью выглядит так: лица, являющиеся поручителями, руководителями учреждения, организации и иного юридического лица, несут дополнительную, например, компенсаторную ответственность по обязательствам, которые не были своевременно выполнены самим должником. Подробнее о можно узнать из предыдущей статьи.

    Ответственность руководителя должника вытекает из 363 статьи Гражданского кодекса. В гражданском законодательстве России основные моменты ответственности субсидиарного характера закрепляются в 15 статьях.

    Так, 115 статья гражданского закона предусматривает обязанность нести данную ответственность по отношению к казённым предприятиям Российской Федерацией, 120 статья этого же кодекса закрепляет ответственность собственника по обязательствам учреждения. На положениях данных статей кодекса основывается такое понятие, как субсидиарный должник.

    Следует отметить, что непричастность такого субсидиарного должника — ответчика к допущенным нарушениям от данной ответственности его не освобождает.

    Виды субсидиарной ответственности

    Исходя из причин возникновения ответственности, принято различать:

    • Договорную . Основанием наступления договорного обязательства, является неисполнение договоренностей основным должником.
    • Не договорную ответственность , наступающую в силу закона.

    Основным различием этих видов является момент причастности и виновности субсидиарного ответчика в случае возникновения не договорных обязательств. Так, если виновность субсидиарного ответчика должным образом не доказана, обязанности исполнить обязательства у него не возникнет.

    Кроме того, взыскание по обязательствам будет в первую очередь направлено на задолжавшее учреждение. При его недостаточности и при наличии виновности — на имущество его директора. Несколько иначе выглядит ситуация при банкротстве бюджетного предприятия.

    Ключевые моменты и особенности

    Привлечение к ответственности субсидиарного характера при банкротстве регламентируется 56 статьей Гражданского кодекса, а также нормами Закона о несостоятельности. Последний вводит понятие контролирующего лица.

    Под контролирующим лицом закон понимает директора или иное должностное лицо обанкротившегося учреждения, которое за 2 года до принятия судом решения о несостоятельности давало указания, обязательные к исполнению предприятием-должником, или принимало иные управленческие решения.

    Прежде всего, это:

    • лица, имевшие право совершения сделок от имени должника по доверенности или иному документу;
    • лица, входившие в состав ликвидационной комиссии;
    • лица, распоряжавшиеся контрольным пакетом акций, половиной долей уставного капитала или более того.

    Согласно Закону о несостоятельности контролирующие лица несут ответственность субсидиарного характера солидарно по обязательствам учреждения-должника.

    Такие же правила действуют и при привлечении к , если по его вине предприятие стало банкротом.

    Данные меры за доведение юридического лица до состояния банкротства предусмотрены 14 Федеральным законом, а также ФЗ об акционерных обществах, законом о государственных, муниципальных предприятиях (ФЗ № 161).

    Банкротство юридического лица и вопросы ответственности руководителя

    Ответственность при банкротстве возникает при наличии ряда условий:

    • судебного решения о несостоятельности, вступившего в законную силу в отношении данного учреждения;
    • установленных объёмов требований кредиторов;
    • сформированной конкурсной массы. О возможностях исключения из конкурсной массы .

    Данные условия позволяют определить объёмы задолженности и объёмы средств, которые будут получены после реализации имущества, вошедшего в состав конкурсной массы. Это позволит определить достаточность имущества должника для покрытия фискальных обязательств.

    Если имущества будет недостаточно для погашения всех кредиторских требований, есть смысл говорить о возможности привлечь директора к ответственности, также могут быть привлечены и другие лица, которые определены законом.

    При несостоятельности бюджетного учреждения также предусматривается ответственность его директора или иных руководителей. Но вот возможностей банкротства бюджетного предприятия закон не предусматривает. Учредителем таких предприятий является государство, а оно обладает рычагами управления и контроля, посредством которых ему удаётся не допустить банкротства такой организации.

    Таким образом, привлечение к субсидиарной ответственности допускается, если:

    • Сформированного в конкурсную массу имущества предприятия-должника недостаточно. В этом случае взыскание может быть направлено на личное имущество директора, также могут подлежать ответственности и иные лица, принимавшие непосредственное участие в управлении предприятием.
    • Одного факта причастности директора несостоятельного учреждения к управлению недостаточно. Важно доказать факт того, что именно его управленческие решения и иные действия стали причиной юридического лица.

    Иными словами, необходимо указать на причинно-следственные связи между фактом банкротства, действиями юридического характера, указаниями руководителя учреждения и доказать их влияние. С этой целью проверке подвергаются документы финансовой отчётности, бухгалтерские книги и иные документы юридического и финансового содержания, так или иначе отражающие динамику сокращения активов предприятия и его неплатёжеспособности.

    Доказать в судебном порядке эти моменты бывает достаточно сложно. Особенно если это касается . Среди основных аргументов можно выделить то, что руководители должны были не просто предвидеть риск несостоятельности, но и предпринять меры к его недопущению.

    В своё оправдание представители руководящих органов называют неблагоприятные факторы рыночной обстановки и в целом неверно данную оценку рыночной ситуации, а также момент недооценки возможностей предприятия и прогнозов его дальнейшего развития, и финансовые просчёты. методы оценки риска банкротства в помощь руководителям компаний.

    Банкротства бюджетного предприятия закон не предусматривает.

    Основные обязанности руководителя предприятия должника

    127 Федеральный закон предусматривает ряд последствий юридического характера, среди них значение имеет подача . Данный документ руководителем должен быть подан в следующих ситуациях:

    1. Если при удовлетворении кредиторских требований , свободных средств на оплату платежей обязательного характера и требований прочих кредиторов оказалось недостаточно.
    2. При наличии решения обратиться с заявлением должника в судебные органы.
    3. При ходатайстве о наложение взыскания на имущество . Эта мера осложнит хозяйственную деятельность должника или сделает её невозможной.
    4. Должник абсолютно неплатёжеспособен или имеющегося имущества недостаточно.

    Подобное заявление должно направлять в органы арбитражного суда не позднее, чем в течение месяца с того момента, когда возникли вышеперечисленные обстоятельства.

    Законом № 129 «О бухгалтерском учёте», а именно, его 7 статьей предусмотрены основания, порядок привлечения к ответственности субсидиарного характера при нарушении правил составления, хранения документов бухгалтерской отчётности и учёта, выражающееся в их полном отсутствии, недостоверности или искажения информации в них содержащейся, включая моменты присутствия в них сведений о задолженностях и имуществе.

    Особенности подачи заявления о привлечении к ответственности субсидиарного характера

    Согласно пункту 12, 142 статьи Федерального Закона за № 127 конкурсным кредиторам и их уполномоченным органам предоставляется возможность индивидуального требования привлечения ответственных лиц, если возможностей удовлетворения обязательств за счёт средств конкурсной массы нет.

    Кредиторы вправе привлечь контролирующих лиц самостоятельно. На собрании кредиторы могут принять решение, о том, что заявление о привлечении контролирующих лиц к ответственности субсидиарного характера может подать конкурсный управляющий.

    Законодательство о несостоятельности видит своей ключевой целью то, что должником была погашена задолженность перед кредиторами. Но в правовой практике часто выходит так, что объём кредиторских требований в своей совокупности в разы выше стоимости всего имеющегося у должника имущества.

    Поэтому возможность привлечения виновных управляющих в банкротстве к субсидиарной ответственности достаточно важна. Данное правило значимо для обеспечения защиты интересов кредиторов.

    Кредиторы вправе привлечь контролирующих лиц самостоятельно.

    Законодательство о банкротстве позволяет кредиторам удовлетворять свои требования не только с обанкротившегося должника, и за счёт их учредителей и собственников.

    Дополнительная информация о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей обанкротившихся организаций в этом видеоролике:

    Исковая давность

    Привлечение к субсидиарной ответственности имеет сроки давности. Они решаются в общем порядке и составляют 3 года. Отправной точкой или датой отсчёта является дата принятия решения о банкротстве судебными органами.

    В последние годы законодатель все чаще затрагивает вопрос об ужесточении и ответственности директоров и участников (учредителей) юридических лиц, действия которых в соответствии с законодательством РФ признаны «недобросовестными». На сегодня действующие нормы различных отраслей права, регулирующие вопросы привлечения к ответственности собственников бизнеса и управляющего персонала за ненадлежащее ведение финансовой хозяйственной деятельности, делают жизнь этих лиц довольно рискованной. Напомним, что ограниченная ответственность держателей бизнеса в размере уставного капитала уже давно в прошлом. Летом 2017 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. Федеральный закон от 28.12.2016г. № 488-ФЗ, от 29.07.2017г. № 266-ФЗ). Данные поправки несколько изменили регулирование ответственности директоров и учредителей (участников) по долгам юридического лица, возложив на данные контролирующие лица ответственность перед кредиторами, в том числе ответственность «недобросовестных» директоров и учредителей за неуплату налоговой недоимки. Иными словами руководителей и собственников компаний ФНС будет привлекать к субсидиарной ответственности по обязательствам «брошенной» или ликвидированной компании. В частности, нормы, уточняющие и расширяющие порядок привлечения директоров и участников компаний к субсидиарной ответственности начали свое действие с 28 июня 2017 года. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

    Понятие и правовое регулирование субсидиарной ответственности директора и собственника компании по налоговым правонарушениям

    Субсидиарная ответственность – это ответственность лица, несущего дополнительную ответственность по обязательствам основного должника (ст. 399 Гражданского кодекса РФ). Субсидиарная ответственность единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и т.п.) по обязательствам юридического лица наступает при установлении фактов, указывающих на то, что именно его действия привели компанию к несостоятельности (убыточности). Так, согласно пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Случаи возложения субсидиарной ответственности на контролирующих компании должника лиц приведены в пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    28 июня 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ, которым был дополнен Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части ответственности участников (учредителей) юридического лица. В частности эти дополнения больше коснулись периода после ликвидации юридического лица. Так после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении (ликвидации) юридического лица, для привлечения к субсидиарной ответственности участников и иных контролирующих ликвидированную компанию лиц, необходимо руководствоваться Гражданским кодексом РФ. Подсудность исков налоговых органов с требованиями о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей компаний должников, не подавших заявлений о несостоятельности (банкротстве в арбитражный суд, относится к судам общей юрисдикции (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 04 июня 2014 года).

    В какой момент наступает субсидиарная ответственность директора и участника по долгам юридического лица?

    Статья 44 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» регламентирует ответственность единоличного исполнительного органа и иных органов управления юридического лица. Указанная норма сводит к обязанности выполнять обязанности указанными лицами разумно и добросовестно. Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» была введена новая статья 61.11, которая предусматривает субсидиарную ответственность контролируемых должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов. Привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности возможно в течение трех лет с момента, когда кредитору стало известно о наличии таких оснований, и не позднее трех лет с момента признания юридического лица банкротом.

    Как известно, согласно установленного порядка проведения процедуры банкротства, каждый руководитель, в том числе само Общество, с целью предотвращения финансового вреда собственным кредиторам и удовлетворения требований кредиторов, должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности (банкротстве). Субсидиарная ответственность наступает в следующих случаях:

    • если заявление о банкротстве компании должника подано руководителем позднее 30 календарных дней со дня наступления этих обстоятельств, или вовсе не подано (Определение Верховного Суда РФ № 309-ЭС15-16713 от 26.01.2017г.);
    • если компанию умышленно довели до банкротства контролирующие лица, участники, директор (Определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-20113 от 13.02.2017г.);
    • если бухгалтер представил искаженные сведения о финансовом состоянии компании.

    Налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе по делам, которые уже находятся в производстве арбитражного суда (см. Письмо ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-18/16148@, ст. 64.14 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», введенная Федеральным законом от 29.07.2017г. № 266-ФЗ). Однако, по мнению судов, наличие задолженности в период, когда руководитель стоял в управлении компанией, не означает, что отсутствует возможность ее погашения, и о неплатежеспособности компании этот факт также не свидетельствует (см. Определение Верховного Суда РФ № 301-ЭС16-820 от 20.02.2016г.). Таким образом, наличие у компании задолженности само по себе самостоятельным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя этой компании не является.

    Как доказать субсидиарную ответственность директора и собственника по налоговым правонарушениям

    Субсидиарную ответственность несут контролирующие компанию должника лица в размере всех непогашенных из-за недостаточности имущества компании должника при банкротстве требований кредиторов. В законе четко определено, что ко нтролирующим должника лицом признается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (см. п. 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 61.10 Закона № 127 «О несостоятельности («банкротстве)»).

    К контролирующим должника лицам относятся:

    • руководители (директор и т.п.) компании;
    • участники, акционеры, владеющие не менее чем 50% долей (акций);
    • члены ликвидационной комиссии;
    • лица, которые могли совершать сделки от имени компании должника;
    • иные лица, которые имели возможность давать указания или иным образом определять действия компании должника.

    В судебной практике встречаются прецеденты, когда собственники компании были привлечены к субсидиарной ответственности (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2014г. № Ф09-5639/14 по делу № А60-32798/2007). Обратиться с заявлением о привлечении контролирующих компанию должника лиц к субсидиарной ответственности согласно статьи 61.14 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вправе:

    • арбитражный управляющий;
    • представитель работников должника;
    • налоговая инспекция;
    • конкурсный кредитор и кредиторы по текущим требованиям.

    Что касается дел о взыскании налоговой недоимки, действующее законодательство о банкротстве содержит так называемую «презумпцию виновности лица», которое привлекается к ответственности. Другими словами, руководитель компании должника должен самостоятельно доказывать, что он не виновен в совершении действий, повлекших за собой образование налоговой недоимки. Если руководитель самостоятельно принимал решения о взаимодействии управляемой им компании с «фирмами-однодневками», а также собственноручно подписывал договоры и бухгалтерскую документацию и отчетность, сложно будет доказать, что его действия носили и носят не виновный характер. На сегодняшний день у налоговиков это самая распространенная причина, по которой они производят доначисление по налогам.

    Для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих компанию-должника либо, заявителю нужно доказать, что эти лица действовали неразумно и недобросовестно (см. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» от 30.07.2013г. № 62). Основаниями для привлечения к ответственности являются:

    • действия контролирующего лица не в интересах бизнеса;
    • представление контролирующим лицом ложных сведений о совершенных в отношении компании сделках;
    • игнорирование контролирующим лицом законных требований в получении одобрения на сделку от других лиц (участников);
    • осведомленность контролирующего лица в том, что сделка принесет ущерб компании (например, что контрагент не сможет исполнить свои обязательства или заключение фиктивного договора с «фирмой-однодневкой»).

    Однако при этом, высший судебный орган в вышеуказанном постановлении № 62 указал «…возможность наступления негативных последствий для организации в результате деятельности директора или другого контролирующего лица далеко не всегда говорит о неразумности или недобросовестности его действий» (см. также Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015г. № 25). Ныне Закон о банкротстве дает возможность кредитору обратиться в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих компанию должника лиц самостоятельно. Такое право есть у кредитора и после завершения процедуры банкротства в отношении компании должника, и если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием у должника денежных средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедуры банкротства (п. 3 ст. 61.14 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В таком случае кредитор обращается с исковым заявлением о взыскании с должника убытков в размере своих требований как кредитора к должнику в тот суд, который занимался рассмотрением дела о банкротстве и впоследствии прекратил его по указанным основаниям (см. п. 2 ст. 61.19 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). С таким заявлением кредитор вправе обратиться в пределах трех лет после завершения процедуры конкурсного производства, и не позднее десяти лет со дня наступления действий, послуживших основанием для привлечения к ответственности (п. 6 ст. 61.14 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Ранее «недобросовестный» должник, руководствуясь положениями статьи 142 указанного Закона, в соответствии с которой оставшиеся после завершения конкурсного производства долги считаются погашенными, вполне спокойно мог чувствовать себя после завершения процедуры банкротства компании и реализации ее активов. Сегодня же контролирующие должника лица не могут похвастаться таким спокойствием даже после завершения процедуры банкротства компании.

    «Брошенные» компании

    Многие собственники бизнеса наивно полагают, что эффективным способом закрытия ненужной компании может быть смена руководителя или учредителя (участника) компании на подставных (номинальных) лиц, вывод денежных средств в офшоры, переезд компании в другой город, регион, реорганизация и последующее «бросание» компании с непогашенной кредиторской задолженностью, рассчитывая что в будущем налоговая инспекция сама ликвидирует ее по собственной инициативе (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такие действия, как смена директора, в уголовном праве квалифицируются как действия, направленные на уклонение от погашения кредиторской задолженности, и могут послужить отягчающими вину обстоятельствами. Аналогичное отношение к подобным действиям складывается и у судебных органов, при рассмотрении вопроса о привлечении собственников и руководителей таких компаний к субсидиарной ответственности при банкротстве. Кроме того, с 01 января 2016 года налоговиками начала применяться норма подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введенная Федеральным законом от 30.03.2015г. № 67-ФЗ, согласно которой, при представлении в налоговый орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении участника брошенной компании с долгами перед бюджетом, такому лицу будет отказано в государственной регистрации. Аналогичные ограничения установлены в отношении учредителей (участников) и руководителей компаний, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об их адресе или руководителе. Такие лица так же лишаются возможности в будущем стать руководителями или учредителями нового юридического лица.

    Также в арсенале налоговиков есть возможность взыскивать задолженность по налогам с взаимозависимых лиц, которая предусмотрена статьями 45, 48 и 105 Налогового кодекса РФ. Указанные нормы позволяют в судебном порядке взыскивать налоговую недоимку с взаимозависимых лиц налогоплательщика, даже на стадии его ликвидации или банкротства. Так, налоговый орган в случае банкротства компании-должника обращается в суд с требованием признать лиц взаимозависимыми, если увидит, что участники компании-должника принимали попытки перевести деятельность компании-должника на другую компанию, пусть даже формально не являющейся взаимозависимой компанией. После чего налоговую задолженность налоговики взыскивают с нового организованного юридического лица. Признаками взаимозависимости признаются не только основополагающие факты о компании, как общий директор, участники, родственные связи руководящих лиц или иных контролирующих компанию лиц. Здесь начинают иметь не маловажное значение и так называемые «косвенные признаки взаимозависимости» и подконтрольности юридических лиц, такие как: одни и те же контрагенты, сотрудники, юридический адрес, интернет сайт, контактные телефоны, товарные знаки, перевод всей деятельности на другую компанию буквально до начала ликвидации основной компании, в том числе в период проведения в отношении основной компании выездной налоговой проверки, передача активов во время налоговой проверки, идентичные условия работы с контрагентами, перечисление выручки от деятельности и др. (см. Определение Верховного суда РФ от 16.09.2016г. № 305-КГ16-6003 по делу № А40-77894/15, Постановления Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2015г. № Ф05-8331/2015 по делу № А40-153792/14, от 31.10.2014г. № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/13, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.10.2016г. № Ф08-7835/2016 по делу № А53-24852/2015).

    С ноября 2016 года действуют нормы, позволяющие налоговикам в судебном порядке производить взыскание налоговой недоимки с взаимозависимых физических лиц, но при условии, что такие взаимозависимые физические лица действовали по договоренности с юридическим лицом и соответственно получали от него денежные средства и прочие активы (см. абз. 8 и 9 подп. 2 п. 2 ст. 45, ст. 48 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим статьи Уголовного кодекса РФ, обвинения по которым могут вменяться недобросовестным предпринимателям:

    • уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией (ст. 199Уголовного кодекса РФ);
    • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1Уголовного кодекса РФ);
    • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2Уголовного кодекса РФ);
    • мошенничество, в том числе по делам о незаконном возмещении НДС (ст. 159Уголовного кодекса РФ).

    Аналогичная ответственность грозит за включение руководителем в отчетную налоговую декларацию заведомо ложных сведений. С 2015 года, руководствуясь Определением Верховного Суда РФ от 27 января 2015 года № 81-КГ14-19, налоговики стали все чаще предъявлять гражданские иски в уголовном процессе и взыскивать с руководителей компаний недоимку по налогам.

    В завершении рассматриваемой темы еще раз отметим, что субсидиарная ответственность может быть возложена и на руководителя юридического лица и на его участников, вина которых доказана. Особое внимание следует уделять тому, что борьба за пополнение бюджета начала приводить к тому, что государство в этом вопросе достигает поставленных целей не за счет «номинальных» лиц, стоящих в управлении компаниями, а именно применяя все более жесткие меры к реальным собственникам компаний. Новая редакция главы «субсидиарной ответственности» в Федеральном законе от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) уже содержит понятие «номинальный орган управления юридического лица», что дает дополнительные основания для освобождения «номинальных» фигур управления от субсидиарной ответственности, ну или хотя бы ее снижения.

    27.05.2018 23:03:46 сайт

    Субсидиарная ответственность руководителя должника регулируется законодательством. Тема оплаты задолженностей всем займодавцам при обанкрочивании актуальна. Нередко случается, что у организации-банкрота нет имущественной массы и денег. В такой ситуации обязанность оплаты задолженностей из личных средств может быть возложена на ее директора и участников.

    Основы ответственности

    Законом о несостоятельности предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности, лиц виновных в обанкрочивании неплательщика. Ответственность уполномоченных и контролеров по выплатам компании-банкрота является дополнением к общему процессу относительно фирмы.

    К ответственности по долговым обязательствам задолжавшего могут привлекаться:

      директора;

      участники или члены дирекции, то есть лица, участвующие в управленческих процессах и ответственные за обязанности по выплатам.

    Следует обсудить главные вопросы, связанные с наказанием лица за действия, которые повлекли обанкрочивание.


    ФЗ №127 регулирует ответственность директора по долгам при обанкрочивании. Ст. 2 правового акта вводит понятие «контролеров». Это лицо, обладающее на протяжении 2-летнего периода до принятия арбитражем иска о банкротстве:

      правом отдавать распоряжения;

      прочими возможностями управления действиями задолжавшего, включая принудительные меры в отношении директора и иных управленческих органов.

    В частности, лицами, проводящим контроль и ответственным при обанкрочивании, могут признаваться:

      Граждане, которые могли выполнять от имени банкрота сделки на основе доверенности, законодательного акта или приватного полномочия.

      Члены комиссии по ликвидации.

      Лицо, уполномоченное пользоваться 50-ью и больше частью ценных бумаг АО или больше чем 50% долей УКО.

    ФЗ №127 диктует, что контролер несет ответственность по фискальным обременениям банкрота и по выплатам займодателям.

    Когда привлекают?

    Лица, которые спровоцировали обанкрочивание юрлица путем применения влияния на его работу, несут обязательства по задолженностям банкрота. Если имущества неплательщика не хватает для того, чтобы удовлетворить все претензии займодавцев, то личное имущество директора или участника может применяться для выплат задолженностей.

    Для привлечения уполномоченных лиц и контролеров банкрота зачастую не хватает доказательств факта дачи требуемых к выполнению указаний.

    Помимо этого, следует выявить связь причины и следствия между действиями указанных выше лиц и негативными последствиями в виде нанесения вреда предприятию. под вредом понимается приведение к ситуации, когда невозможно погасить задолженность. Ответственность в банкротстве имеет ряд условий.

    Условий привлечения контролеров неплательщика к ответственности несколько:

      Субъект или субсидиарный банкрот - лицо, обладающее правами воздействия на юрлица. По законодательству к субъектам можно отнести участников, владельцев имущественной базы компании и иных лиц, которые вправе указывать или иначе влиять на действия обанкротившегося. Помимо этого, директор банкрота относится к числу субъектов ответственности. Субсидиарная ответственность в банкротстве по долгам регулируется законом.

      Факт несостоятельности юрлица. Возможность привлечения контролеров неплательщика появляется после признания фирмы обанкротившейся. То есть, когда арбитраж вынесет постановление о несостоятельности.

      Вина в банкротстве неплательщика. Она проявляется в неисполнении обязательств по проведению мероприятий, что направлены на соблюдение прав 3-их лиц. Чтобы доказать вину по делопроизводству о доведении до несостоятельности, надо выявить умысел руководителя компании-должника. ФЗ №127 предоставляет возможность займодавцам самим потребовать привлечь директора в случае, если претензии за счет имущественной массы не удовлетворены.

    Существует еще такое понятие, как связь причины с наступлением следствия. Это важнейший элемент, доказательство которого берет на себя истец, направивший заявку. Чтобы привлечь к ответственности, требуется доказать, как действия (их отсутствие) контролеров банкрота стали причиной обанкрочивания.

    Чтобы установить связь между несостоятельностью неплательщика и действиями отвечающего лица, применяются:

      материалы анализа финансов и сведений бухгалтерского отчета. Они дают возможность оценить динамику снижения способности осуществлять платежи и сокращения имущественной базы юрлица.

      Также берется во внимание вопрос прямого отношения действий отвечающего лица к обанкрочиванию, если это спровоцировали иные причины.

    Процесс доказательства связи причины и последствия в действиях отвечающего по признанию лица банкротом достаточно сложен и может быть не результативным. Необходимо доказать, что обанкрочивание проведено умышленно. Для этого директор должен предусматривать несостоятельность в результате выполнения своей работы. Но чтобы оправдаться, он может сослаться на разные влияющие факторы:

      недооценивание ситуации на рынке;

      неверный прогноз развития организации;

      просчеты профессиональном плане.

    Кредиторы могут направить иск в арбитраж. На сборе займодателей они могут решить о подаче управленцем заявки о привлечении контролеров к ответственности. Основная задача вернуть долги займодавцам.


    На деле обычно выходит, что совокупность претензий кредиторов значительно выше цены конкурсной массы.

    Поэтому важно привлекать к ответственности виновных в обанкрочивании лиц. Закон позволяет займодавцам, чьи претензии не были удовлетворены за счет обанкротившегося лица, взыскать средства с их руководства, участников.

    Задолженности по налогам

    Привлечение к ответственности в части обязательных платежей отлично от области ГП РФ. Здесь нет волевого момента, так как неплательщик не имеет средств, требуемых для выплат по налогам. В гражданских отношениях может развиться ситуация, когда при наличии долгов задолжавшее лицо не хочет платить.

    Возможность привлечения к ответственности по долгам по налогам учредителей возникает только в ситуации банкротства по их вине. Так, прописаны условия ответственности участников по налоговым неуплатам:

      не хватает денег из-за банкротства;

      ликвидирование фирмы;

      вина участников в обанкрочивании компании.

    Если одно из условий отсутствует, то привлечь участников невозможно.