Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка

     Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка

    Действующий

    Название документа:
    Номер документа: 87
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 15 декабря 2004
    Дата начала действия: 10 января 2005
    Дата редакции: 24 июня 2015

    О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)

    ГОРОДА МОСКВЫ

    О порядке и размере выплаты денежных средств на
    содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 18.11.2005);
    Законом города Москвы от 13 сентября 2006 года N 41 (Тверская, 13, N 117, 28.09.2006);
    (Тверская, 13, N 93, 05.08.2010);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.03.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.05.2014);
    (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.06.2015).
    ____________________________________________________________________

    Настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве (преамбула в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Денежные средства на содержание подопечных детей

    1. На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.

    2. На детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, распространяются нормы материального обеспечения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    Статья 2. Правовое регулирование назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Конституцией Российской Федерации , Семейным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" , Уставом города Москвы , законами города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" , от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    Статья 3. Основания для назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    3. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    Статья 4. Размер денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ежегодно устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.

    2. Если величина прожиточного минимума для детей в городе Москве в течение года превысит размер выплачиваемых денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производится доплата до установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52

    Глава 2. Порядок назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы, выполняющими в пределах своей компетенции полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, выполняющими отдельные полномочия города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа), по месту жительства подопечного.
    Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28 .

    2. Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется управлениями социальной защиты населения районов города Москвы по месту жительства подопечного (далее - управления социальной защиты).

    3. Если опекуну (попечителю) органами социальной защиты населения производятся иные выплаты на подопечного, выплата денежных средств на содержание подопечного может осуществляться управлением социальной защиты по месту получения указанных выплат (часть дополнительно включена с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52).

    Статья 6. Обращение за назначением денежных средств на содержание подопечных детей

    Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (попечитель) подает в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства подопечного. В случае назначения ребенку нескольких опекунов (попечителей) за назначением денежных средств обращается только один опекун (попечитель) в соответствии с правовым актом уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа об их назначении. При отсутствии согласия между опекунами (попечителями) вопрос, кто обращается за установлением денежных средств, решается уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа. К заявлению прилагаются следующие документы:
    Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8

    1) копия документа, удостоверяющего личность опекуна (попечителя);

    2) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа об установлении над ребенком опеки (попечительства);
    Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    3) копия свидетельства о рождении ребенка;

    4) справка с места жительства ребенка о его совместном проживании с опекуном (попечителем) в городе Москве или документы, подтверждающие место жительства подопечного, достигшего возраста 16 лет, и опекуна (попечителя) в городе Москве, если уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа разрешено их раздельное проживание;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    5) копия договора об открытии отдельного номинального счета, сведения о реквизитах кредитной организации и номере счета для перечисления денежных средств на содержание подопечного.
    (Пункт дополнительно включено 11 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 36)

    Статья 7. Порядок назначения денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Назначение денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), осуществляется на основании правового акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    2. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в тридцатидневный срок со дня подачи заявления опекуном (попечителем) издает правовой акт о назначении или об отказе в назначении денежных средств на содержание подопечного и выдает копию правового акта опекуну (попечителю).
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    3. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в трехдневный срок со дня издания правового акта по вопросу назначения денежных средств на содержание подопечного извещает опекуна (попечителя) о принятом решении.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    4. Правовой акт о назначении денежных средств на содержание подопечного и копии документов, на основании которых он издан, в трехдневный срок со дня его издания направляются уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа в управление социальной защиты.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    5. Основаниями для отказа в назначении денежных средств на содержание подопечного являются:

    1) отсутствие отношений опеки (попечительства) между заявителем и ребенком;

    2) обстоятельства, установленные в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;

    3) установление опеки (попечительства) над ребенком, не относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт дополнительно включен с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35).

    6. Отказ в назначении денежных средств на содержание подопечного может быть обжалован опекуном (попечителем) в суд.

    7. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа вправе назначить денежные средства на содержание подопечного в правовом акте об установлении опеки (попечительства).
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Статья 8. Сроки выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа правового акта о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    2. Если основания для назначения денежных средств на содержание подопечного возникли после установления опеки (попечительства), то они выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа правового акта о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период со дня возникновения этих оснований.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    3. Денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечными возраста 18 лет, включая месяц их рождения, кроме случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение или продление выплат (часть в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 .

    3.1. В случае установления над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства). Временному опекуну (попечителю) не возмещаются расходы по содержанию ребенка за период до установления предварительной опеки (попечительства). При установлении постоянной опеки (попечительства) денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются в порядке, установленном настоящим Законом, с исключением периода предварительной опеки (попечительства), за который были назначены и выплачены денежные средства (часть дополнительно включена с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35).

    4. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, денежные средства на содержание подопечного назначаются не ранее чем с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты указанных денежных средств в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации и (или) не ранее чем с месяца его постоянного проживания в городе Москве (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    5. При достижении подопечным, обучающимся по очной форме в общеобразовательном учреждении, возраста 18 лет выплата денежных средств на его содержание продлевается до окончания бывшим подопечным данного общеобразовательного учреждения, включая период до первого сентября года выпуска (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    6. Продление выплаты денежных средств на содержание подопечного, достигшего возраста 18 лет, осуществляется на основании правового акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, издаваемого при наличии соответствующего заявления бывшего попечителя и справки из общеобразовательного учреждения о продолжении обучения бывшим подопечным и дате окончания обучения.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Статья 9. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Выплата денежных средств на содержание подопечного производится путем перечисления денежных средств на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном (попечителем) в соответствии с главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации . Денежные средства, перечисляемые на отдельный номинальный счет, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, должны быть застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не может превышать предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам".
    (Часть в редакции, введенной в действиес 11 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 36 .

    2. Назначенные денежные средства на содержание подопечного, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

    3. Денежные средства на содержание подопечного, не полученные своевременно по вине уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа и управления социальной защиты, выплачиваются за прошедшее время без ограничения срока выплаты.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    3.1. Опекун (попечитель) расходует денежные средства на содержание подопечного в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть дополнительно включена с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35).

    4. Часть исключена с 29 ноября 2005 года - ..

    5. Часть исключена с 29 ноября 2005 года - закон города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 ..

    6. Часть исключена с 29 ноября 2005 года - закон города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 ..

    Статья 9.1. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей при изменении места жительства подопечного

    1. При изменении места жительства подопечного в городе Москве выплату денежных средств на его содержание продолжает управление социальной защиты населения по новому месту жительства подопечного (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    2. Часть утратила силу с 16 августа 2010 года - ..

    3. Часть утратила силу с 16 августа 2010 года - Закон города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ..

    4. При изменении места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации выплата денежных средств на содержание подопечного в городе Москве прекращается в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, а назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного в другом субъекте Российской Федерации производятся в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.

    5. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации, назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производятся в порядке и размере, установленных настоящим Законом.

    6. Если опека (попечительство) над ребенком установлена за пределами Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года , двусторонними соглашениями, заключенными Российской Федерацией, денежные средства на содержание такого подопечного, местом жительства которого является город Москва, назначаются и выплачиваются в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
    законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52)

    Статья 9.2. Назначение и выплата подопечному денежных средств на его содержание

    При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья попечителя, неприязненные отношения между попечителем и подопечным и другие) уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа вправе издать правовой акт о назначении и выплате подопечному, достигшему возраста 14 лет, денежных средств на его содержание, если это отвечает интересам подопечного.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Глава 3. Прекращение и приостановление выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 .

    Статья 10. Основания и порядок прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Выплата денежных средств на содержание подопечного опекуну (попечителю) прекращается в следующих случаях:

    1) достижения подопечным совершеннолетия, за исключением случая, установленного частью 5 статьи 8 настоящего Закона (пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 ;

    2) усыновления ребенка;

    3) устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательные организации (детские дома, школы-интернаты), лечебные организации (дома ребенка), организации социальной защиты населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другую аналогичную организацию (пункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ;

    4) передача ребенка в приемную семью, на патронатное воспитание (пункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ;

    5) вступления подопечного в брак;

    6) объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

    7) освобождения, отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

    8) изменения места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации;

    9) признания подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявления их умершими;

    10) смерти опекуна (попечителя), подопечного;

    11) возвращения подопечного родителям (родителю).

    2. Выплата денежных средств на содержание подопечного прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи. Выплата денежных средств, назначенных на период предварительной опеки (попечительства), прекращается со дня, следующего за днем окончания срока предварительной опеки (попечительства) (часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 .

    3. Прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного (кроме случаев достижения подопечным совершеннолетия и выплаты денежных средств на период предварительной опеки (попечительства) производится на основании правового акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, который в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    4. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в трехдневный срок со дня издания правового акта о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного направляет копию данного правового акта опекуну (попечителю).
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    5. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа до издания правового акта о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного в связи с возвращением подопечного родителям (родителю) обязан проверить, отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям (родителю). Если возвращение ребенка родителям (родителю) противоречит его интересам, опекун (попечитель) не освобождается от исполнения своих обязанностей и выплата денежных средств на содержание подопечного не прекращается.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    6. В случае назначения ребенку нового опекуна (попечителя) выплата денежных средств на содержание подопечного предыдущему опекуну (попечителю) прекращается, а новому опекуну (попечителю) денежные средства на содержание подопечного назначаются с месяца прекращения их выплаты предыдущему опекуну (попечителю). Назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного вновь назначенному опекуну (попечителю) производятся в порядке, установленном главой 2 настоящего Закона.

    7. Опекун (попечитель) обязан в месячный срок извещать уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа и управление социальной защиты по месту жительства ребенка, находящегося под опекой (попечительством):
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    1) об изменении места жительства подопечного;

    2) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного.

    Статья 10.1. Приостановление выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Если управлению социальной защиты стало известно о возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Закона основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечного, то руководителем управления социальной защиты принимается решение о приостановлении выплаты указанных денежных средств. Копии решения и документов, послуживших основанием для его принятия, в трехдневный срок со дня его вынесения направляются в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа для решения вопроса о прекращении или возобновлении выплаты денежных средств на содержание подопечного.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    2. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в течение месяца со дня принятия решения о приостановлении выплаты денежных средств на содержание подопечного проводит проверку документов, представленных управлением социальной защиты, и по результатам проверки издает правовой акт о прекращении выплаты указанных денежных средств либо извещает управление социальной защиты о необходимости ее возобновления.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.
    (Статья дополнительно включена с 29 ноября 2005 года законом города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52)

    Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм денежных средств на содержание подопечных детей

    1. Излишне выплаченные денежные средства на содержание подопечного удерживаются с опекуна (попечителя) в случае, если переплата произошла по вине опекуна (попечителя).

    2. Удержание денежных средств на содержание подопечного производится в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся опекуну (попечителю) при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность взыскивается с опекуна (попечителя) в судебном порядке.

    3. Суммы денежных средств на содержание подопечного, излишне выплаченные опекуну (попечителю) по вине уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа или управления социальной защиты, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Глава 4. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона

    Статья 12. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона

    Должностные лица уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа и управлений социальной защиты, по вине которых выплата денежных средств на содержание подопечных не была произведена своевременно, несут дисциплинарную ответственность в установленном порядке.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Статья 13. Право на возмещение убытков в связи с нарушением настоящего Закона

    В случаях необоснованного отказа в назначении денежных средств на содержание подопечных, а также несвоевременной выплаты денежных средств опекунам (попечителям), возникшие у них убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Глава 5. Заключительные положения

    Статья 14. Хранение документов по назначению и выплате денежных средств на содержание подопечных детей

    Документы, на основании которых назначается выплата денежных средств на содержание подопечных, хранятся в уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа; их копии и документы по выплате денежных средств на содержание подопечных хранятся в управлениях социальной защиты.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 16 августа 2010 года Законом города Москвы от 14 июля 2010 года N 35 ; в редакции, введенной в действие с 19 марта 2014 года Законом города Москвы от 26 февраля 2014 года N 8 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 года.

    Статья 15. Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание подопечных детей

    Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), является расходным обязательством города Москвы.

    Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

    2. Опекуны (попечители), которым денежные средства на содержание подопечных детей были назначены до 1 января 2005 года, сохраняют право на их получение в порядке и размере, установленных настоящим Законом.

    Мэр Москвы
    Ю.Лужков

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) (с изменениями на 24 июня 2015 года)

    Название документа: О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) (с изменениями на 24 июня 2015 года)
    Номер документа: 87
    Вид документа: Закон города Москвы
    Принявший орган: Московская городская Дума
    Статус: Действующий
    Опубликован: Ведомости Московской городской Думы, N 2, 16.02.2005

    Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 12.01.2005

    Тверская, 13, N 156, 30.12.2004

    Дата принятия: 15 декабря 2004
    Дата начала действия: 10 января 2005
    Дата редакции: 24 июня 2015

    Во внебюджетные фонды на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такое изменение повлекло за собой внесение поправок в правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Документы для выплаты пособий

    В 2010 году регулировать назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ), но в редакции, которую создал Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

    Большинство изменений вызвано тем, что Закон № 255-ФЗ регулирует выплату практически всех видов социальных пособий, которые установлены для граждан, имеющих детей. В отличие от прежних лет все правила для выплаты пособий сосредоточены в одном нормативном акте.

    Отметим, что будет действовать и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375. Однако с уверенностью можно сказать, что в эти правила также будут внесены соответствующие поправки.

    Виды страхового обеспечения

    Учреждения руководствуются Законом № 255-ФЗ при выплате работникам следующих видов пособий, перечисленных в статье 1.4:

    Пособие по временной нетрудоспособности;

    Пособие по беременности и родам;

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    Единовременное пособие при рождении ребенка;

    Социальное пособие на погребение.

    Источники выплаты пособий

    Пособия работникам учреждения выплачивают за счет средств ФСС России. То есть начисленную сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в фонд, можно уменьшить на сумму фактических расходов, потраченную на выплату разрешенных пособий.

    Также не изменилось и положение о том, что первые два дня болезни работника учреждения оплачивают за счет собственных средств, а остальные - за счет средств ФСС России.

    При уходе за больным членом семьи, карантине самого работника (карантине ребенка в возрасте до 7 лет), протезировании по медицинским показаниям в стационаре, долечивании непосредственно после стационарного лечения пособие выплачивают с первого дня временной нетрудоспособности.

    Эти правила содержатся в статьях 3 и 4.6 Закона № 255-ФЗ.

    Расчет размера пособия по нетрудоспособности

    Правила расчета суммы пособия содержатся в статье 14 Закона № 255-ФЗ. Но изменений в эту статью внесено много. Мы рассмотрим самые принципиальные.

    Выплаты работникам, учитываемые в расчете

    В средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включают все виды выплат работнику, которые участвуют в начислении страховых взносов. В данном случае нужно применять положения статей 8 и 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Ведь отличия в перечне выплат все же есть.

    Для начисления пособий используется среднедневной заработок работника. Для этого сначала определяют сумму выплат работнику за последние 12 календарных месяцев (расчетный период), которые принимают в расчет, а затем ее делят на количество календарных дней, приходящихся на этот период. Естественно, за минусом дней, подлежащих исключению из подсчета.

    Максимальный размер пособия

    Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляют с облагаемых выплат работнику учреждения, пока они не достигнут 415 000 руб. с начала календарного года. После этого взносы не начисляют. Причем эта величина начиная с 1 января 2011 года будет индексироваться. Такое ограничение установлено в пункте 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

    В связи с этим поменялся порядок определения максимального размера пособия.

    Пример 1.

    Предположим, что при выплате пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2010 года среднедневной заработок работника за расчетный период составил 1400 руб. Страховой стаж работника - 5 лет и 6 месяцев. Такая продолжительность страхового стажа позволяет ему получить пособие в размере 80 процентов.

    Тогда размер дневного пособия по временной нетрудоспособности составит 1120 руб. (1400 руб. х 80%).

    Сравним сумму дневного пособия с разрешенным максимумом.

    Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС России на 2010 год составляет 415 000 руб. Максимальный среднедневной заработок работника составит 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 к. дн.).

    Как видим, размер дневного пособия исходя из фактического заработка работника не превышает максимальный среднедневной заработок (1120 руб. < 1136,99 руб.). Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно начислить исходя из дневного пособия, исчисленного из фактического заработка.

    Обратите внимание: точно в таком же порядке исчисляют и среднедневной заработок для выплаты пособия по беременности и родам. То есть сумма пособия по временной нетрудоспособности и беременности за полный календарный месяц не должна быть больше 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

    Ранее правила назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулировали Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декаб-ря 2006 г. № 865), а также постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870.

    Кроме этого Минздравсоцразвития России и ФСС России приказом от 13 апреля 2007 г. № 207, № 106 утвердили Разъяснение о порядке назначения и выплаты пособия.

    Порядок исчисления

    Теперь порядок исчисления среднего заработка, а также все правила назначения и выплаты пособия изложены непо-средственно в Законе № 255-ФЗ.

    Как и пособие по временной нетрудоспособности, пособие на ребенка исчисляют из среднедневного заработка (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Его определяют делением общей суммы выплат работнику, начисленных за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на него.

    После этого сумму среднедневного заработка умножают на 30,4. Это среднемесячное число календарных дней в году. От полученной суммы исчисляют 40 процентов, которые и будут представлять собой величину пособия по уходу за ребенком.

    Максимальный размер

    Средний заработок, из которого исчисляют ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, исчисленный делением предельной величины базы для начисления страховых взносов на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

    В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Поэтому максимальная сумма заработка работницы не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.). Тогда максимальная сумма пособия не может быть больше 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%). Напомним, что в 2009 году максимальный размер пособия составлял 7492,4 руб.

    А вот минимальный размер пособия (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми) с учетом индексации на утвержденный законами о федеральном бюджете уровень инфляции не изменился.

    Обратите внимание: в пункте 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ особо указано, что если работница трудится в нескольких организациях, то пособие по уходу за ребенком выплачивают только в одной из них по выбору.

    Отметим еще одну особенность. При определении максимального размера пособия по уходу за ребенком в расчет принимают предельную величину базы для начисления страховых взносов на день наступления страхового случая (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В данном случае это день предоставления женщине отпуска по уходу за ребенком.

    Поскольку максимальная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2011 года будет индексироваться, то для сравнения принимают ту сумму, которая будет действовать в соответствующем периоде.

    Пример 2.

    Работница оформила отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет с 10 февраля 2010 года.

    Предположим, что ее среднедневной заработок за расчетный период составил 1120 руб. Тогда среднемесячный заработок будет равен 34 048 руб. (1120 руб/дн. х 30,4 к. дн.).

    Теперь сумму среднего заработка надо сравнить с максимумом.

    Поскольку в 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов - 415 000 руб., сумма среднего заработка не должна превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).

    Как видим, фактический средний заработок работницы меньше допустимой величины. Поэтому ежемесячная сумма пособия по уходу за ребенком составит 13 619,2 руб. (34 048 руб. х 40%).

    Так как в феврале 2010 года женщина ухаживает за ребенком неполный месяц, пособие нужно выплатить пропорционально количеству календарных дней ухода.

    За февраль сумма пособия составит 9241,6 руб. (13 619,2 руб. / 28 к. дн. х 19 к. дн.).

    Каждый человек, который по каким-либо причинам решил стать опекуном интересуется одним и тем же вопросом – какие положены выплаты за ?

    Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Как можно оформить получение пособия?

    В каком размере и какие документы могут потребоваться? Существуют ли какие-то региональные надбавки или нет?

    Рассмотрим все эти вопросы подробно.

    Законодательное регулирование

    Вопрос выплат пособий опекуну регулируется практически таким же законодательством, как порядок вступления в такую форму устройства, как “опекун”.

    Если конкретизировать этот вопрос, то речь идет о таких законодательных актах , как:

    Помимо этих законодательных актов существует еще и Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение финансовой помощи от государства опекуну, который оформил опеку над несовершеннолетними детьми.

    Стоит отметить, что действующим законодательством допускается возможность предоставления опекунам дополнительной надбавки к пособиям либо же отдельных дополнительных выплат. Решение об этом принимаются непосредственно на региональном уровне в конкретном регионе проживания. По этой причине наличие дополнительных выплат либо надбавок необходимо узнавать в отделе социальной защиты населения по своему месту проживания.

    В каких случаях положены выплаты

    На сегодняшний день в действующем законодательстве четко прописан перечень условий, при которых каждый опекун имеет право на получение ежемесячного пособия.

    В частности речь идет о таких условиях :

    • опекун является дееспособным гражданином, который еще не относится к гражданам пенсионного возраста: для мужчин – возраст не старше 60 лет, для женщин – до 55 лет;
    • опекун не получает либо же перестал получать официальный доход (в этом случае имеется в виду отсутствие официального места работы);
    • опекун осуществляет уход непосредственно за ребенком, который является .

    При соблюдении этих условий, можно беспрепятственно оформить пособие при опекунстве над ребенком. По сути, эти условия, можно сказать, довольно-таки расплывчатые и под них попадает каждый опекун.

    Виды и размеры пособий

    В 2019 году при опекунстве можно оформить получение таких выплат:

    • ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 12 лет в размере 15 000 рублей. В том случае, если несовершеннолетний ребенок старше 12 лет, размер пособия составляет порядка 20 000 рублей;
    • единовременная государственная помощь по факту передачи несовершеннолетнего ребенка опекуну в размере 17 479,73 рублей;
    • дополнительные региональные выплаты, которые определяются и рассчитываются в каждом конкретном регионе органами местного самоуправления.

    Однако, помимо этих выплат, сам несовершеннолетний ребенок имеет право рассчитывать на , которая может иметь следующий вид:

    • алименты, в случае если его родители живы;
    • пособие по инвалидности, если у него есть соответствующее медицинское подтверждение.

    Безусловно, размеры помощи, которые могут быть получены непосредственно самим опекуном немаленькие, но в первую очередь необходимо помнить о том, что все эти средства должны быть потрачены непосредственно на саго ребенка – его воспитание и организацию быта.

    В том случае, если органы опеки и попечительства установят факт нерационального использования денежных средств можно не только потерять ежемесячное пособие (его перестанут начислять), но также и лишиться своего статуса опекуна.

    Порядок оформления выплат

    Процесс оформления не сложный и с этим может справиться любой опекун при своем желании.

    Рассмотрим весь порядок по очередности.

    Куда следует обратиться

    Для того чтобы оформить выплаты на ребенка необходимо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

    При этом необходимо помнить об одном нюансе, перед походом в отдел социальной защиты необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства для оформления договора о приемной семье, без этого соглашения оформить выплаты будет невозможно.

    Какие документы необходимо предоставить

    Базовый перечень документов состоит из таких компонентов:

    Стоит также отметить, что если опекун является , то для увеличения суммы пособия он в обязательном порядке должен предъявить документ, который подтверждает этот статус.

    Другие способы оформления пособия

    Территориальный орган отдела социальной защиты населения является не единственным органом, куда можно обратиться.

    Каждый опекун при оформлении имеет полное право обратиться :

    • в многофункциональный центр предоставления услуг;
    • воспользоваться интернет-порталом “Госуслуги”.

    Если говорить об МФЦ , то обращаться можно в ближайших центр, который расположен по месту проживания опекуна. Перечень документов является таким же самым, как и при обращении в территориальный отдел социальной защиты населения.

    Еще проще обстоят дела с порталом в интернете “Госуслуги” . Поскольку вся процедура осуществляется в домашних условиях либо же в другом месте, где есть выход в интернет.

    Порядок оформления заключается в следующем:

    • перейти на официальный сайт “Госуслуги” ;
    • перейти в раздел “Получить услугу”;
    • из предоставленного перечня указать оформление пособия по опекунству над ребенком;
    • загрузить копии документов в формате JPEG;
    • дождаться принятия решения;
    • получить пособие.

    Единственным нюансом при оформлении через интернет является тот факт, что если личного кабинета у опекуна на сайте нет, необходимо будет пройти регистрацию. Она не занимает много времени, но сама проверка персональной информации займет до 5-7 рабочих дней.

    Кто может оформить

    В том случае, если опекун по каким-либо причинам не может заниматься оформлением пособия самостоятельно (например, работает), то за него это может сделать любой другой человек.

    Однако при этом необходимо будет составить на такого человека нотариально заверенную доверенность, которая будет являться подтверждением того, что он имеет на это полное право.

    Принятие решения

    Вне зависимости от того, каким образом были поданы все документы, решение принимается до 10 календарных рабочих дней , после чего предоставляется ответ о начислении пособия либо же отказе.

    Дополнительные региональные выплаты по опекунству над ребенком

    В зависимости от того, в каком именно регионе проживает тот или иной опекун, он вправе рассчитывать на дополнительную региональную финансовую поддержку .

    Рассмотрим на примере некоторых регионов.

    Москва

    В столице РФ каждый опекун, который берет несовершеннолетнего ребенка непосредственно из детского дома, имеет полное право рассчитывать на дополнительную финансовую помощь , а именно, 5500 руб. на первого ребенка, 14 500 — на второго и последующих. При единовременном усыновлении троих и более детей — 50 000 руб.

    Несмотря на то, что суммы небольшие, помощь все-таки оказывается местными властями, а это не может не радовать.

    Екатеринбург

    Единовременное пособие составляет 57 054 руб., на ребенка старше 10 лет, а также братьев и сестер — 228 218 руб., на ребенка-инвалида — 456 435 руб.

    Ежемесячные пособия на детей-сирот — 7962 руб. (до 7 лет), 8758 руб. (от 7 до 12 лет), 9157 руб. (от 12 до 18 лет). Если ребенок-инвалид — 10 351 руб. (до 7 лет), 11 385 руб. (от 7 до 12 лет), 11 904 руб. (от 12 до 18 лет).

    Вознаграждение за 1 ребенка — 3750 руб., если воспитывает единственный приемный родитель — 5300 руб.

    Каждый опекун имеет полное право рассчитывать на ежемесячную региональную надбавку к выплатам в размере 1265 руб на ребенка-инвалида.

    Пермь

    В этом регионе органы местного самоуправления решили не просто предоставить региональную надбавку для опекунов, а в качестве определенной компенсации.

    В частности речь идет о , который посещает несовершеннолетний ребенок, над которым установлено опекунство.

    Размер ежемесячного пособия при усыновлении в Перми — 19 272,95 руб. с коэффициентом 1,15, в некоторых районах с коэффициентом 1,20 — 20 110,91 руб.

    Единовременная выплата — 100 000 руб.

    5000 рублей — при поступлении ребенка в 1 класс.

    Челябинск

    В этом регионе как такового дополнительного пособия не предусмотрено, но параллельно с этим единовременная помощь при оформлении опекунства определяется с учетом местного коэффициента .

    По этой причине, единовременная помощь здесь выплачивается в районе 19 272,95 рублей.

    Дополнительные виды помощи:

    • 464 руб. — на проезд на каждого школьника или студента;
    • 28 654 руб. — единовременная выплата на покупку мебели;
    • 41 306 руб. — единовременно при достижении 18-ти лет.

    О размере данных выплат смотрите в следующем видеоматериале:

    С нового года существенно изменяется порядок расчета таких видов социальных пособий как пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком. Речь идет, прежде всего, об уточнениях, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...", Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах...", Постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 № 839 и др. В настоящей публикации мы сравним нормы 2009 года и новые правила.

    Примечание:




    • военными билетами;

    Пособия "самозанятым" лицам

    Пособие по уходу за ребенком

    Больничное и декретное пособия

    Большая часть поправок, внесенных в законодательство о социальном страховании и вступающих в силу с 1 января 2010 года, направлена на регулирование выплат, начисляемых на основании больничных листков - пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Основным документом, регламентирующим порядок начисления указанных пособий, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).

    Отметим, что больничное и декретное пособия лицам, работающим по трудовому договору, и "самозанятым" лицам (индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам и т. п.) начисляются по-разному. Поэтому есть смысл каждую из указанных категорий застрахованных лиц рассмотреть отдельно.

    Пособия при работе по трудовому договору

    Прежде всего отметим, что в новом году сохранятся такие правила как:

    • оплата первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателя (в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, т. е. при утрате трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности);
    • выплата больничного и декретного пособий как по основному месту работы, так и по месту работы, где сотрудник числится совместителем.

    Как и в 2009 году, и декретное, и больничное пособия (за исключением случая, упомянутого нами выше) выплачиваются за счет ФСС РФ. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, никаких изменений в вопросе определения источников выплаты пособий не произошло. В отношении же правового положения "спецрежимников" произошли изменения и весьма существенные.

    В 2009 году ФСС РФ возмещал пособия страхователям, применяющим специальные налоговые режимы, только в сумме МРОТ за календарный месяц. Теперь указанное ограничение отменяется, Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", в котором оно было установлено, утрачивает силу.

    С 01.01.2010 пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам "спецрежимникам" будут возмещать так же, как и страхователям, уплачивающим налог на прибыль организаций*.

    Примечание:
    * См. подробнее статью Л.П. Фомичевой "Летний пакет изменений: ЕСН заменили взносами, пособия увеличились в размере", опубликованную в номере 9 "БУХ.1С" за 2009 год, стр. 4.

    Положения о продолжительности выплаты пособия в целом не изменились. Исключение составляет только ситуация, когда больничные выплачиваются за период долечивания застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории России, непосредственно после стационарного лечения. В такой ситуации действуют ограничения по выплате пособия: оно не назначается больше чем за 24 календарных дня. С нового года указанное ограничение не действует при заболевании туберкулезом (ч. 2 ст. 6 Закона № 255-ФЗ).

    Как и в 2009 году, для расчета больничного (декретного) пособия в 2010 году нужно:
    1) рассчитать средний дневной заработок сотрудника (при этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
    2) сравнить средний дневной заработок с максимальной суммой пособия;
    3) рассчитать итоговую сумму пособия исходя из количества дней нетрудоспособности.

    В случае расчета пособия по временной нетрудоспособности в данной схеме учитывается дополнительный этап - определение процента среднего заработка, причитающегося к выплате в качестве пособия (исходя из продолжительности страхового стажа сотрудника).

    Основные изменения в порядке расчета пособий заключаются в том, что с 2010 года существенно обновлены правила о расчете максимальной суммы пособия . Напомним, что в 2009 году и больничное, и декретное пособия (рассчитываемые исходя из среднего заработка) имели ограничения по сумме - не более максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год:

    • 25 390 руб. в месяц для декретного пособия и 18 720 руб. для больничного пособия, если страховой стаж застрахованного лица составлял не менее 6 месяцев;
    • МРОТ в месяц, если страховой стаж застрахованного лица составлял менее 6 месяцев.

    Исключение составлял только случай начисления больничного пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. В такой ситуации пособие начислялось исходя из среднего заработка застрахованного лица без ограничений по максимальному размеру (ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

    Теперь правила о максимальной сумме пособий таковы. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365. В настоящее время указанная величина составляет 415 000 руб. / 365 дн. = 1 136,99 руб./дн.

    Если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями (при работе по совместительству), средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из страхователей (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

    Условия о выплате пособий в размере МРОТ при продолжительности страхового стажа сотрудника менее 6 месяцев в законодательстве осталось. То есть и в 2010 году основным критерием, используемым при расчете больничного и декретного пособия, по-прежнему остается страховой стаж.

    При этом некоторые изменения имеются в самом порядке расчета страхового стаж. В стаж для расчета больничных и декретных пособий с нового года засчитываются периоды прохождения военной службы (приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н). Кроме того, в стаж включаются периоды иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

    Периоды военной (иной) службы подтверждаются:

    • военными билетами;
    • справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;
    • записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;
    • другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

    Отметим также, что небольшая группа поправок может затронуть работодателей, находящихся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Установленные в статье 8 Закона № 255-ФЗ случаи снижения размера больничного пособия (например: неявка на врачебный осмотр без уважительных причин) раньше могли стать причиной уменьшения размера пособия до МРОТ в месяц, с нового года - до МРОТ с учетом районного коэффициента.

    Пособия "самозанятым" лицам

    В литературе, а также правоприменительной практике "самозанятыми" лицами традиционно называют индивидуальных предпринимателей; адвокатов; членов крестьянских (фермерских) хозяйств; физических лиц, занимающихся частной практикой. Названным гражданам законодательством предоставлено право вступить в добровольные отношения по соцстрахованию и уплачивать в ФСС РФ взносы, размер которых определяется в зависимости от стоимости страхового года (ч. 3 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ).

    Уплата взносов может производиться как единовременно, так и по частям (п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). При этом страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай (например: декретный отпуск такого "самозанятого" лица).

    Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие за счет средств ФСС РФ начисляется с 1-го дня временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).

    Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

    Пособие по уходу за ребенком

    Важно отметить, что с 01.01.2010 вопросы начисления и выплаты пособия по уходу за ребенком будут регулироваться не только Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", но и Законом № 255-ФЗ. При этом с нового года изменяется не только порядок расчета, но и правила выплаты пособия.

    Уточнения в расчете связаны с отменой ЕСН и введением для всех страхователей обязанности уплачивать взносы в ФСС РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

    Напомним, что расчет месячного пособия по уходу за ребенком работнику страхователя включает в себя следующие этапы.

    1. Определение среднего дневного заработка работника. При этом по страховым случаям, наступившим в 2010 году, в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком, входят все виды выплат в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
    2. Определение среднего заработка за месяц. Указанный показатель рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. При этом средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть 34 583,33 руб.
    3. Определение месячной суммы пособия , исходя из того, что пособие за полный месяц составляет 40 % среднего заработка, но не менее установленных в законодательстве ограничений. Например: с учетом последней на дату подписания номера в печать индексации при рождении первенца минимальный размер пособия составлял 1 873,10 руб., за полный календарный месяц, а при уходе за вторым и последующими детьми - 3 746,20 руб. (письмо ФСС РФ от 13.05.2009 № 02-18/07-3970).

    Действовавшее ранее ограничение по максимальному размеру пособия (7 492,4 руб.) отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы в ФСС РФ, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 году не должен превышать: 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни.

    "Самозанятым" лицам, также как и в случаях уплаты больничных и декретных, пособие по уходу за ребенком возмещается при условии уплаты добровольных взносов в ФСС РФ. При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком "самозанятому" лицу, уплачивающему добровольные взносы, принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.

    Порядок выплаты пособия в 2010 году также уточнен. В частности, более конкретно прописаны последствия пропуска срока обращения за пособием. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 05.10.2009 № 813н, если пропуск установленного в законодательстве шестимесячного срока на обращение за социальным пособием по уходу за ребенком произошел по уважительной причине, застрахованный гражданин не потеряет право на пособие.

    С нового года установленный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 74 перечень уважительных причин пропуска срока обращения за больничными и декретными распространяется и на пособие по уходу за ребенком. К числу таких уважительных причин относится, например, смерть близкого родственника или длительная нетрудоспособность застрахованного лица.

    Кроме того, окончательно разрешен вопрос о начислении пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю: в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору гражданина (ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Долгое время указанный вопрос оставался спорным. Официальная позиция контролирующих ведомств заключалась в том, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет внешним совместителям не назначается, т. е. получить пособие можно только по основному месту работы (письмо ФСС России от 07.06.2007 № 02-13/07-4837). В арбитражной практике имелись решения, подтверждающие возможность начисления пособия по уходу за ребенком внешнему совместителю (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2009 по делу № А28-451/2009-19/14).

    Страховой случай начался в одном году, а закончился в другом

    Практика показывает, что основная проблема в применении законодательных новелл, вступающих в силу с очередного календарного года, связана с тем, что фактические правоотношения (в том числе связанные с выплатой социальных пособий) могут распространяться не только на периоды действия новых правил, но и на периоды, когда прежние нормативные положения все еще были в силе. Речь идет о случаях, когда временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком начались в одном году, а завершились в другом.

    Законодателем особенности расчета пособий по страховым случаям, наступившим в одном году, а окончившимся в другом сформулированы в частях 15-16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

    Во-первых, по страховым случаям, наступившим до 01.01.2010, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым (вышеуказанным) нормам только за период с 01.01.2010. При этом если размер пособия, исчисленный по прежним правилам, превышает размер пособия, полагающийся по нормам 2010 года, новый порядок не применяется.

    Во-вторых, "самозанятые" лица, добровольно вступившие по 31.12.2009 (включительно) в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии, что они уплатили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 года в сумме менее 1 507 рублей, право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

    Рассмотрим пример расчета больничного пособия в организации, которая и в 2009, и в 2010 году применяет общую систему налогообложения.

    Пример

    Работник организации был на больничном с 29 декабря 2009 года по 2 января 2010 года (5 календарных дней). Его средний дневной заработок 1 000 руб./дн., страховой стаж составляет 10 лет. Ограничения по максимальному размеру пособия, начисляемого в пользу работника, составляют: в 2009 году - 18 720 руб. в месяц (в декабре не более 603,87 руб./дн.). В 2010 году - не более 1 136,99 руб./дн. Рассчитаем сумму больничного пособия.

    В декабре средний дневной заработок сотрудника превышает максимальный размер пособия. Следовательно, больничные нужно рассчитать исходя из максимального размера пособия. В январе максимальная сумма превышает средний дневной заработок, пособие будет рассчитываться исходя из среднего дневного заработка.

    Сумма пособия за декабрь составит:
    603,87 руб./дн. x 3 дн. = 1 811,61 руб.

    Из них только 603,87 руб. работодатель сможет возместить за счет ФСС РФ (первые два дня нетрудоспособности страхователь оплачивает за свой счет).

    Сумма пособия за январь составит:
    1 000 руб./дн. x 2 дн. = 2 000 руб. (за счет ФСС РФ).

    По правилам 2009 года работнику было бы начислено: 603,87 руб./дн. x 2 дн. = 1 207,74 руб. Это меньше суммы, рассчитанной по правилам 2010 года. Следовательно, рассчитывать пособие нужно исходя из большей суммы.

    Итоговая сумма пособия составит:
    1 811,61 руб. + 2 000 руб. = 3 811,61 руб.

    Следует обратить внимание на то, что при начислении пособия в 2010 году организацией-страхователем, применяющей специальный налоговый режим, используются те же правила, что и в организациях, применяющих общую систему налогообложения.

    В связи с отменой единого социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличился предельный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Расскажем об этом подробнее.

    Устанавливает следующие виды государственных пособий:

    1. пособие по беременности и родам;
    2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    3. единовременное пособие при рождении ребенка;
    4. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
    5. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
    6. ежемесячное пособие на ребенка.

    Также существуют единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего.

    Для молодых семей предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки - материнский капитал . Сертификат на материнский капитал выдаётся при рождении второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Размер материнского капитала пересматривается ежегодно с учетом инфляции. С 1 января 2010 года размер материнского капитала составляет 343278 руб . (из них 12000 руб . можно обналичить и потратить на любые нужды).

    Размеры пособий ежегодно индексируются в зависимости от инфляции. С 1 января 2010 года размеры пособий выросли с учётом коэффициента индексации 1,10, установленного Федеральным законом о бюджете на 2010 год.

    В 2010 году пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (ч. 1. ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – далее – 255-ФЗ). Максимальный размер этого пособия в 2010 году отменяется. Теперь он зависит от предельной величины среднего заработка, на который начисляются страховые взносы.

    Установлено, что в 2010 году средний заработок, с которого исчисляются пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, не может превышать 1/12 часть от 415000 рублей (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»). По действующим правилам, эта сумма сначала делится на 365 (предельный среднедневной заработок), а затем полученное число умножается на 30,4 (среднее число календарных дней в месяце) (ч. 5.1 ст. 14 255-ФЗ). Получается 34583 руб. 33 коп . – это и есть , с которого исчисляются пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

    Отпуск по беременности и родам предоставляется на 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после родов). Для исчисления пособия по беременности и родам следует определить среднедневной заработок и умножить его на 140. Если среднедневной заработок превышает 1136 руб. 99 коп . (415000/365), то пособие составит 159178 руб. 60 коп . (1136,99*140).

    Если отпуск по беременности и родам частично пришёлся на 2009 год и частично на 2010 год, то выплата будет производиться по ставке 2009 года. Но в 2010 году пособие должны пересчитать и сделать доплату, если в результате перерасчёта сумма пособия увеличилась (п.2 ст.18 255-ФЗ).

    Выплата пособия по беременности и родам производится не позднее 10 дней с момента предоставления листка нетрудоспособности суммарно за весь период отпуска.

    Единовременное пособие женщине, вставшей на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности (до 12 недель), с учётом индексации в 2010 году составляет 412 руб. 08 коп. (в 2009 году – 374 руб. 62 коп.).

    Единовременное пособие при рождении ребенка в 2010 году составляет 10988 руб. 85 коп. (в 2009 году оно составляло 9989 руб. 86 коп.). Получить единовременное пособие при рождении ребенка может один из родителей или лицо, его заменяющее.

    В законе сказано, что в случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное пособие не выплачивается.

    Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2010 году выплачивается в размере 10988 руб. 85 коп . Его может получить один из усыновителей, опекунов или приемных родителей ребёнка, которого они берут на воспитание, если он остался без попечения родителей. При передаче на воспитание двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

    Родители имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет . Его размер составляет 40% от среднего заработка (дохода) по месту работы мамы или папы за последние 12 календарных месяцев . Но при этом размер пособия не может выходить на пределы, установленные федеральным законом о бюджете на 2010 год.

    Установлено, что 34583 руб. 33 коп. – это и есть максимальный размер среднемесячного заработка , с которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком (415000/12). Значит, если Ваш средний заработок за последние 12 месяцев составляет больше 34583 рублей , то пособие будет выплачиваться в размере 40% от 34583 рублей , - 13833 руб. 33 коп .

    Законом установлены минимальный и максимальный размеры пособия по уходу за ребёнком в 2010 году. Минимальный размер пособия сейчас составляет 2060 руб. 41 коп. на первого ребенка, 4120 руб. 82 коп. – на второго, третьего и последующих детей (п.2 ст.10 Федерального закона № 308-ФЗ от 02.12.2009). Максимальный размер пособия , как объясняется выше, составляет 13833 руб. 33 коп. на каждого ребенка.

    Если мама и папа по каким-либо причинам не могут сами заботиться о ребёнке, то право на данное пособие получает другой родственник или опекун, фактически осуществляющий уход за ребенком. Если за ребёнком ухаживают несколько людей, то право на данное пособие получает только один из них.

    Пособие предоставляется со дня начала отпуска по уходу за ребенком (статья 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). При этом родитель (родственник, опекун) может продолжать работать на условиях неполного рабочего дня или на дому.

    В случае ухода за двумя и более детьми в возрасте до 1,5 лет пособия суммируются. Двойное пособие не может быть меньше суммы минимального размера пособия, но и не должно превышать 100% от среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев. Так, на первых двоих малышей до 1,5 лет – минимум 6181 руб. 23 коп . На следующих двоих – минимум 8241 руб. 64 коп .

    Если мама была уволена во время беременности в связи с ликвидацией организации, она начинает получать пособие со дня рождения ребенка. А если она уволена во время отпуска по беременности и родам – то со дня окончания этого отпуска. В этом случае выплачивает орган социальной защиты населения по месту жительства. Для этого маме необходимо встать на учёт в службу занятости (Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года).

    Важно, чтобы причина увольнения была именно ликвидация организации. В принципе, в иных случаях работодателю запрещено увольнять беременных . Особенно неразумно беременной работнице увольняться «по собственному желанию».

    Безработные, учащиеся, работающие неполный рабочий день и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, получают ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в минимальном размере.

    Если во время отпуска по уходу за ребенком мама вновь отправляется в отпуск по беременности и родам , она может выбрать одно из двух пособий. Если размер пособия по уходу за ребенком получается выше, чем размер пособия по беременности и родам , женщина имеет право сразу после родов отдать предпочтение первому. В этом случае мама вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.

    Если мама работает на нескольких работах, она может выбрать только одно из мест, где она будет получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком .

    Ко всем перечисленным выплатам применяются районные коэффициенты (уральский коэффициент 15%). Исключение – максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком . Он является одинаковым для всей территории России и не умножается на районный коэффициент.

    Кроме государственных пособий, в субъектах России существуют законы, устанавливающие дополнительные пособия семьям с детьми. Например, Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» устанавливает размер пособия для матери (семьи) за рождение (усыновление в возрасте до 6 месяцев) первого ребёнка, второго, третьего и последующих детей.

    В каждом субъекте РФ существует ежемесячное пособия на ребёнка («детские» пособия). Его размер – в каждом регионе разный, он устанавливается законами субъектов РФ. Выдаваться это пособие также может на разных условиях. Его могут получать граждане (в том числе иностранные), проживающие в России, подлежащие обязательному страхованию, среднедушевой доход которых не превышает размер прожиточного минимума, установленного для данного субъекта РФ.

    Как правило, может получать ежемесячное пособие на ребёнка в двойном размере.

    Ознакомиться с дополнительными мерами по поддержке семей с детьми можно, обратившись с вопросом к администрации по месту своей прописки.