Войти
Образовательный портал. Образование
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Разъяснен порядок заполнения уведомлений о контролируемых сделках. Заполнение уведомления о контролируемых сделках Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

    Разъяснен порядок заполнения уведомлений о контролируемых сделках. Заполнение уведомления о контролируемых сделках Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

    Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает все организации, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов отчитаться перед налоговой службой о заключении контролируемых сделок. Для этого представители бизнеса должны подать в ИФНС специальное уведомление.

    По своей сути, контролируемые сделки представляют собой договора связанных между собой лиц или же сделки, которые приравнены законодательством к таковым.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Примером могут служить договора, которые приносят прибыль более 60 миллионов. К этому условию присовокупляют еще два — территорией регистрации всех партнеров должна быть Россия и один из участников платит налог на прибыль, а второй — нет.

    Главные положения

    Требуемые данные и отсылки к закону

    Отношениями, которые возникают в процессе заключения контролируемых сделок занимается Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно статье 105.16 к подобным договорам относятся те, которые заключаются между взаимосвязанными лицами. Статья 105.14 в пункте 1 дополняет основной список операций.

    В главе 14.1 НК РФ размещены признаки наличия взаимосвязи между лицами, которые заключают сделку. По ним можно определить будет ли договор контролируемым.

    Основными критериями являются:

    • Если сделка за год принесла доход, который превышает сумму в 60 миллионов.
    • В случае освобождении одного участника сделки от уплаты налога, рассчитанного на прибыль. Даже если была предоставлена возможность расчета по нулевой ставке. При этом вторая сторона договора не имеет подобных привилегий.
    • Если осуществлялась внешняя торговля — контрагенты должны быть резидентами России, либо иметь регистрацию в пределах Российской Федерации.

    Согласно законодательству, налогоплательщик, который заключил хотя бы одну подобную сделку, должен отчитаться об этом перед налоговой службой.

    Для этого оформляется специальная форма уведомления о контролируемых сделках. Унифицированный образец данного документа можно найти в приказе ФНС РФ за №ММВ-7-13/524.

    В 2019 году заполнение данной формы предполагает предоставление налоговой инспекции большого количества сведений о сделке. Поэтому следует подготовиться к составлению формы. То, какие данные будут отражены в документе, зависит от вида договора и его особенностей.

    Обычно пример заполнения содержит информацию такого характера:

    • аренда или бесплатное получение в пользование имущества;
    • сделки, которые подразумевают использование своих и приобретенных ценных бумаг;
    • соглашения, которые касаются строительства;
    • операции с агентами;
    • кредиты и займы;
    • возможные операции по покрытию ущерба из-за неисполнения обязательств по договору.

    Существует и тип доходов, которые нельзя отнести к контролируемым и их не нужно вносить в уведомление.

    Выделяют такие:

    • полученные вследствие проведения переоценки стоимости валюты;
    • изменения в плане обязательств;
    • повышение цены на драгоценные металлы и ценные бумаги;
    • доход по дивидендам, сделкам долевого характера, из резервных фондов.

    Форма уведомления о контролируемых сделках:

    Какие объекты охватывает договор

    Вносимые в уведомление данные зависят и от того, какой вид сделки был заключен.

    Выделяют четыре основных:

    Аренда имущества
    • При заполнении бумаг стоит учитывать, что раздел 1Б суммировать нельзя. Поэтому нужно будет заполнить все листы с этим разделом. Если обе стороны регулярно оформляют акт по предоставлению данной услуги, то внести в уведомление следует каждый документ.
    • Так, при ежемесячном заключении договора получится 12 листов с разделом 1Б. Если же договор был подписан один раз, то заполнять уведомление следует на основе платежек за аренду. Поэтому их количество будет соответствовать количеству листов.
    Ценные бумаги
    • Если сделки будут однородными, налогоплательщик имеет право оформить одно уведомление. К подобным соглашениям относятся те, в которых участвуют одни и те же товары или услуги.
    • Имеет значение и вид ценной бумаги, форма собственности, выпуска, существования, обращения и действия. В случае разных показателей, каждая операция по ценным бумагам должна быть вписана в отдельный лист 1Б.
    Агентские договора
    • В данном виде сделки есть три участника: принципал, агент и покупатель. При этом они могут быть связаны между собой. Поэтому уведомление в ФНС должны составить все участники сделки.
    • Принципал обязан разделить доход и расходы на агента. Тот, в свою очередь, вписывает факт продажи товара, данные о доходе принципала и свой доход.
    Отдельные условия касаются сделок, которые были заключены через договор получения займа или кредита. Сюда нужно будет внести данные о типе и предмете сделки, месте совершения, вписать код ОКЕИ, цены без учета налога на добавленную стоимость, конечную цену без НДС и дату заключения договора.

    Утвержденный порядок для формы уведомления о контролируемых сделках

    Документ уведомления делится на такие части:

    Уведомление с учетом данной структуры следует подавать для каждой из сделок, или для определенной группы договоров.

    Обзор однотипной схемы

    Согласно с письмом ФНС от 30 августа 2012 года, следует предоставлять подробную информацию о всех операциях, совершенных в рамках контролируемых сделок. Но в случае с крупным бизнесом, подобных данных может быть очень много.

    Поэтому существует возможность объединять однотипные договора в рамках законодательства — Налогового кодекса РФ пункта 5 статьи 105.7. Однако в этом документе критерии сформулированы неточно. Так что между версией налогоплательщика и ФНС могут возникнуть разногласия в плане понимания смысла этой части закона.

    Для более удобного использования объединения однотипных сделок, следует опираться на письмо Минфина от 16 августа 2013 года №03-01-18/33520. В нем регулятор указывает, что необходимо соединять только те соглашения, которые одинаковы с точки зрения рентабельности. Данный критерий более подробно описан в статье 105.8 НК РФ. Так, согласно данному закону, при продаже овощей и фруктов рентабельность будет одинаковой.

    Если группа сделок сформирована, то законодательство позволяет не вносить в уведомление такие данные:

    • стоимость одной единицы продукта;
    • количество товара, включенного в поставку;
    • место, в котором была заключена сделка и был погружен товар.

    Однако обязательно следует указать названия групп, полученный доход и по какому методу была образована цена на товар или услугу.

    Стоит учитывать, что нельзя объединить сделки с одним и тем же поставщиком, которые были заключены под разные договора. при этом не играет роли однотипность или идентичность товара или услуги. Это связано с тем, что в разделе 1Б есть строки 060 и 065. В них необходимо разместить данные о дате и номере соглашения.

    Исходя из всех условий, которые выдвигает Минфин к однотипности сделок, такими могут считаться группы товаров с идентичной и одним договором.

    Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках:

    Важно иметь ввиду

    Структура оформления

    ФНС РФ была установлена форма уведомления.

    В структуру документа входят:

    • 2 листа с указанием данных о том, кто платит налог;
    • разделы 1А и 1Б, в которые вносят информацию о том, какие контролируемые сделки были заключены;
    • раздел 2 и 3 — отвечает за данные по контрагентам налогоплательщика.

    Для быстрого и правильного заполнения документов следует использовать программу 1С. Она позволяет внести необходимую информацию в отдельные колонки, на основе которых составляется форма 3.0 уведомления о контролируемых сделках. После этого можно распечатать форму, дать на подпись руководству и передать в налоговую службу.

    Есть возможность отправить данные в ФНС и через электронную почту. Для этого у компании должна быть квалифицированная электронная подпись и специальная программа, которая позволяет передавать данный файл через интернет.

    Шаблон документа можно бесплатно скачать в формате Excel и заполнить соответствующими данными.

    Правила и сроки сдачи

    Оформить и подать уведомление о контролируемых сделках следует после того, как закончился отчетный период. Согласно законодательству, предоставить документ в ФНС нужно по месту регистрации предприятия и уложиться в срок — до 20 мая года, который следует за отчетным.

    Передать бумагу в налоговую инспекцию можно несколькими способами:

    Налоговый кодекс в этом случае дает налогоплательщику полную свободу действий — все зависит от его предпочтений и возможностей.

    Пошаговая инструкция наблюдений

    Всего существует пять шагов, которые позволят структурировать ту работу, которую необходимо проделать в процессе оформления уведомления о контролируемых сделках:

    Шаг 1 — поиск контрагентов по сделкам с доходом более 60 миллионов Для признания сделки контролируемой, доход по ней должен превышать данную сумму. При этом следует вычесть из него НДС и акцизы. Изначально берутся доходы обеих сторон и суммируются. Контролируемыми будут признаны и те договора, которые проведены через посредников.
    Шаг 2 — взаимозависимые контрагенты Примером зависимости являются дочерняя компания и ее учредитель, директор и его компания, супруги. В разделе 1А указывается, в следствие чего была установлена зависимость — кодекса, по решению суда или компании.
    Шаг 3 — каким образом устроена система налогообложения партнера Если он освобожден от налога — сделка будет признана контролируемой. Если не предоставил данную информацию, следует подать запрос и сохранить его копию.
    Шаг 4 — партнеры по сделкам без лимитов Контролируемыми могут быть признаны соглашения, которые касаются нефти, черных и цветных металлов, драгоценных камней и металлов. При этом сумма сделки не будет иметь значения.
    Шаг 5 — оформляем само уведомление В статье 105.14 НК РФ указаны условия, по которым следует несколько раз проверить всех контрагентов. Это обезопасит компанию от возможных штрафов и судебных разбирательств.

    Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

    О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

    Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

    Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

    К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

    • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
    • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
    • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
    • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
    • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
    • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

    Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

    Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

    Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

    Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

    Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

    Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

    1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
    2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
    3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
    4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
    5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
    6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

    Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

    Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

    Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

    Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

    Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

    Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

    Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

    Заполнение титульного листа

    В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

    • ОКАТО;
    • номер отделения ФНС;
    • полное наименование организации;
    • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
    • код экономической деятельности;
    • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

    Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

    Заполнение раздела 1А

    Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

    Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

    Заполнение раздела 1Б

    Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

    В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

    Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

    Заполнение разделов 2 и 3

    В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

    Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

    Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

    Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

    Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

    Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

    С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

    Вопрос: 1. Налоговым законодательством предусмотрено, что один налогоплательщик представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее - уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 - сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?

    2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?

    3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?

    4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?

    5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?

    6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?

    Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?

    Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?

    7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б - исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации - стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?

    Какой код ОКВЭД следует указать - согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?

    8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б - по заимодавцу или заемщику?

    9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?

    10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б - размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?

    Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б - общую сумму начисленных процентов за календарный год?

    Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?

    Ответ:

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

    В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.

    В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.

    Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.

    2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

    При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 «Номер другого участника сделки» листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов - физических лиц).

    Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.

    Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.

    Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.

    3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

    В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.

    4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

    Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.

    Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.

    В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

    Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.

    5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 «Дата договора» разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.

    В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 «Дата совершения сделки...» указывается:

    Дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;

    Для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

    Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).

    При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 «Группа однородных сделок» указывается цифра «1».

    Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.

    6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.

    При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.

    Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.

    Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о «сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам».

    Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.

    Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, - у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.

    7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 «Код предмета сделки (код по ОКВЭД)» указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.

    8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 «Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)» указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.

    В п. 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.

    Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

    В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.

    9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 «Код единицы измерения по ОКЕИ» разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ).

    Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения «штука» - код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.

    10. В п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

    В п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

    Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.

    В случае заполнения п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» и п. 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.

    При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.

    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации

    Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

    Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

    Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

    1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
    2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

    Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

    Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

    Изучим особенности работы с ним.

    Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

    Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

    • титульным листом;
    • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
    • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
    • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
    • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
    • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

    Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .

    Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

    Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

    Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

    При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

    1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
    2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

    Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

    • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
    • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
    • о стоимости поставок (без НДС);
    • о датах заключения сделок.

    Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

    Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

    Не знаете свои права?

    Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

    Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

    При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

    По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

    Как определить количество разделов 2 или 3

    Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

    При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

    • количество отдельных «контролируемых» договоров;
    • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
    • количество отдельных сделок по одному договору.

    Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

    Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

    Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

    Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

    • их предмет — поставка схожих товаров;
    • сопоставимость финансовых условий сделок.

    Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

    При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

    • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
    • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

    Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

    А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

    Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

    Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

    Это может быть обусловлено тем, что:

    • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
    • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

    Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

    • купля-продажа овощей;
    • доставка овощей транспортом от поставщика.

    В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

    Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.

    Представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее - уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 - сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?

    2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?

    3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?

    4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?

    5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?

    6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?

    Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?

    Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?

    7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б - исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации - стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?

    Какой код ОКВЭД следует указать - согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?

    8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б - по заимодавцу или заемщику?

    9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?

    10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б - размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?

    Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б - общую сумму начисленных процентов за календарный год?

    Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

    1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

    В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.

    В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.

    Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.

    2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

    При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 "Номер другого участника сделки" листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов - физических лиц).

    Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.

    Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.

    Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.

    3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

    В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.

    4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

    Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.

    Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.

    В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

    Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.

    5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 "Дата договора" разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.

    В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 "Дата совершения сделки..." указывается:

    • дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;
    • для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

    Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).

    При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 "Группа однородных сделок" указывается цифра "1".

    Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.

    6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.

    При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.

    Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.

    Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о "сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам".

    Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.

    Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, - у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.

    7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 "Код предмета сделки (код по ОКВЭД)" указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.

    8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 "Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)" указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.

    В п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.

    Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

    В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.

    9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ).

    Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения "штука" - код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.

    10. В п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

    В п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

    Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.

    В случае заполнения п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." и п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.

    При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.

    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации