Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Роль куратора в россии. Куратор – кто это такой

    Роль куратора в россии. Куратор – кто это такой

    Каждый слышал слово «куратор». Кто это такой? Это человек, следящий за процессом работы или какого-то иного действа.

    Куратор в бизнесе

    Необходимо понимать, что куратор проекта - это просто незаменимый человек. Лучше всего, чтобы его роль выполнял руководитель. Он может осуществлять следующие полезные функции:

    • обращать внимание руководителей на ход работы;
    • убирать препятствия;
    • обеспечивать всем необходимым;
    • поддерживать сотрудников, обремененных сложными обязанностями.

    Каким должен быть куратор проекта?

    Куратор должен быть настоящим лидером, он обязан выделять на работу необходимое количество времени и заниматься объемным планированием операций, а также продаж. Но главная его функция заключается в том, чтобы приободрять сотрудников, выполняющих важные дела, и быть для всех примером стойкости и целеустремленности. Самым трудоспособным и активным сотрудником должен быть куратор. Кто это такой, знают многие люди, занимающиеся бизнесом.

    Кто может занимать должность куратора проекта?

    Кого следует назначать на данную должность?

    Конечно, было бы отлично, если бы куратором стал президент, но только в том случае, если у него имеется время и стремление выполнять такую работу. Что делать, если он не может или не хочет занимать Тогда можно назначить куратором вице-президента. Замечательно, если выбранный работник не ленится заниматься объемным планированием. Также он должен всегда быть на связи с президентом. Куратор проекта должен иметь отношение к одной из следующих отраслей: продаже, операциям, разработке продукции, маркетингу или финансам.

    Куратор в вузе

    К кому при необходимости всегда могут обратиться студенты? Конечно, к куратору или старосте. Эти люди всегда должны быть готовы предоставить учащимся необходимую информацию. Однако во многих группах бывает так, что студенты видят старосту постоянно и тесно общаются с ним, а с куратором не поддерживают особых контактов. Но среди этих людей есть огромное количество незаурядных, творческих и оригинальных личностей. Необходимо понимать, что куратор способен оказать такую поддержку, в которой нуждаются даже совершеннолетние. Но в течение обучения в университете она может носить различный характер: в начале студенческой жизни ребятам нужно много всего объяснять, поддерживать их. Это очень важно. А где-то на пятом курсе студенты испытывают некоторые затруднения с научным самоопределением. Тут тоже куратор группы может помочь. Необходимо также понимать, что на любом курсе в группе могут состоять как сознательные, так и довольно безответственные люди; одни подходят к учебе с полной серьезностью, а другие - спустя рукава. Куратор должен Относительно перечня функций, которые предпочитают выполнять эти люди, можно разделить их на несколько видов.

    В заключение

    Теперь вы знаете все о кураторах проектов. Вам известно, кто может занимать эту должность. Также вы познакомились с тем, кто такой куратор студентов. Теперь при общении с кем-либо вы не попадете в неловкое положение, так как значение данного слова вам стало понятным. Более того, вы можете сами свободно оперировать им в своей речи.

    Управлять можно подавляя,

    а нужно вдохновляя

    Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

    Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще многого не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.

    1. Куратор студенческой группы имеет следующие функции и обязанности:

    Принимать активное участие в основных делах курируемой группы и факультета;

    Планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;

    Организовать контроль за учебной работой и успеваемостью студентов своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледа;

    Систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации студентов;

    Проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;

    Поддерживать связи с родителями студентов;

    Проводить в группе умелую систематическую работу по антиалкогольному и анти наркотическому воспитанию студентов.

    Функции деятельности куратора:

    информативная,

    организационная,

    Коммуникационная,

    Контролирующая (административная),

    творческая.

    Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

    Организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящения в первокурсники, Дня группы, внутригрупповых традиций и т.д.).

    Коммуникация обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с кафедрами, деканатом, администрацией университета.

    Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание старосты группы.

    Творчество куратора предполагает расширение деятельности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

    Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

    ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА:

    Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности студентов, их семейное положение и жилищно-бытовые условия, и на основе анализа помогать студентам социально адаптироваться к новым условиям жизни.

    Оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления.

    Совместно с зав.отделением осуществлять связь с родителями студентов.

    Строить свои взаимоотношения со студентами и органами самоуправления на основе сотрудничества и демократического начала.

    Проводить работу по формированию стойкого интереса к будущей специальности, повышению профессионального мастерства, организации учебного времени, быта, бюджета студентов.

    Информировать об основных событиях в городе, республике, за рубежом, знакомить с нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа.

    Анализировать успеваемость студентов, посещаемость занятий и на основе анализа принимать участие в работе по укреплению учебной дисциплины.

    Вместе со студенческим активом проводить собрания студентов и кураторские часы, организовывать работу по формированию у студентов правовой и политической культуры.

    Принимать участие в организации досуга студентов, формированию традиций в группе, в колледже.

    Вносить предложения о поощрении и наказании студентов.

    Для исходного этапа в изучении группы, которое должно осуществляться на протяжении всех лет обучения, может быть рекомендована следующая программа:

    Общие сведения о группе.

    Социальная направленность состава группы.

    Характеристика группы по результатам вступительных экзаменов (в дальнейшем – по результатам экзаменационных сессий).

    Количество студентов, претендующих на получение стипендии.

    Характеристика жилищно-бытовых условий, состояние здоровья.

    Характеристика общественной активности группы.

    Сплоченность группы. Меры по преодолению проблем и конфликтов.

    Морально-волевая направленность группы.

    Познавательный уровень группы.

    Место группы среди других групп на курсе, в колледже.

    Основной задачей куратора является:

    формирование личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям:

    1.Развитие навыков самообразования.

    2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента;

    3.Формирование активной гражданской позиции студента.

    Куратор студенческой группы должен владеть вопросами:

    Основ педагогики и психологии, культуры труда и служебной этики;

    Основ делопроизводства, составления, оформления, ведения и применения организационно-методических документов по учебному процессу со студентами;

    Работы на компьютере в качестве пользователя.

    Основные права куратора

    Куратор студенческой группы имеет следующие права:

    Взаимодействовать со всеми сотрудниками колледжа по вопросам, связанным непосредственно с выполнением своих должностных обязанностей в институте;

    Принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции при выполнении своих должностных обязанностей с учетом рекомендаций декана и заведующего отделением;

    Способствовать применению прогрессивных методов и новых технических средств обучения студентов в процессе занятий преподавателей со студентами группы;

    Участвовать в наращивании учебно-методического фонда колледжа, библиотеки и справочно-информационного фонда, фонда наглядных пособий, раздаточных материалов и технических средств обучения, использовать эти фонды и средства для обслуживания занятий со студентами своей группы.

    Итак, кто же такой куратор и какую типологию кураторство мы можем выделить?

    Куратор (от лат.curator - попечитель), лицо, которому поручено наблюдение. Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора и круг его задач расширяется.

    Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов:

    Куратор - "информатор ". Куратор предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

    Куратор - "организатор ". Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

    Куратор - "психотерапевт ". Куратор очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, т.к. круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

    Куратор - "родитель". Куратор берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

    Куратор - "приятель ". Куратор заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

    Куратор - "беззаботный студент ". Куратор не считает необходимым выполнять какие либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляя себе даже его студенческую группу и чем она живет.
    Куратор - "администратор". Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата. Выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

    Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Основной ее характеристикой является продуктивность.

    1-й уровень - непродуктивный. Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

    2-й уровень - малопродуктивный. Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда он в силу интуиции действует успешно и сообразно ситуации.

    3-й уровень - среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов и их потребностях и способах обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематичны.

    4-й уровень - продуктивный. Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Такие студенты требуют контроля и внешнего управления со стороны педагогов.

    5-й уровень - высокопродуктивный. Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов.

    Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, психотерапевт и родитель вмешиваются в личную жизнь студента, что не всегда допустимо и не принимается студентами в отношении кураторства вообще. Беззаботный студент укрепляет мнение других о том, что куратор - это "пустое место" и нет необходимости вводить эти обязанности.

    Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть:

    педагогическая эрудиция;

    педагогическое целеполагание;

    педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

    педагогическая интуиция;

    педагогическая наблюдательность;

    педагогический оптимизм;

    педагогическая находчивость;

    педагогическое предвидение;

    педагогическая рефлексия.

    Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

    Особенности работы куратора

    1. Особенности воспитательного процесса на 2-ом курсе:

    Оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;

    Ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации;

    Помощь в развитии самоуправления группы, включении ее в межколлективные отношения факультета и института развертывание групповой активности;

    Интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;

    Особое внимание - теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу.

    2. Особенности воспитательного процесса на 3-ем курсе.

    Усиление профессионального начала в содержании учебно- воспитательного процесса и вовлечение студентов в научно- исследовательскую деятельность в соответствии с их профессиональными интересами;

    Перевод студентов, имеющих склонность к научной работе на индивидуальные планы работы. Целенаправленная теоретическая подготовка к практике, усиление практической профессиональной активности;

    Активизация общественно-полезной деятельности студентов в группе, вузе.

    Продолжение воспитательных усилий по саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию студентов и студенческой группы.

    3. Особенности воспитательного процесса на 4-ом курсе:

    Содействие развитию научной, организаторской и воспитательной активности студентов в профессиональном плане;

    Организационно-методическое обеспечение производственной практики студентов, всесторонняя подготовка к практике на протяжении всего учебного года; организационное обеспечение практики на базовых предприятиях;

    повышение уровня самоорганизации и самовоспитания, ответственности студентов в условиях предоставленных профессиональных выборов.

    4. Особенности воспитательного процесса на 5-ом курсе:

    Адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;

    Повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ пятикурсников;

    Развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки,

    поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности;

    Активное формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;

    Оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест;

    Становление самосознания, формирование «образа Я».

    5 Особенности воспитательного процесса на 1-ом курсе:

    Детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью колледжа.

    Ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы на факультете, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

    Ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

    Ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом;

    Работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям колледжа(знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность колледжа, факультета, курса, группы);

    Организация тренинга личностного роста (межличностного взаимодействия) как условие формирования студенческой группы;

    Профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курса «Введение в специальность», но и на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с существующей структурой колледжа.

    Особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни;

    Формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы);

    Насколько студенты-первокурсники удовлетворены различными сторонами студенческой жизни?

    С определенной долей условности можно говорить об удовлетворенности первокурсников самим фактом поступления в колледж, изменениями в их жизни – независимо от избранной профессии и специальности, престижности учебного заведения, его территориальной расположенности. В молодежном сознании происходит возрождение престижности дальнейшего образования, что при всех негативных последствиях социально-экономических и социально-политических реформ в нашей стране представляет позитивное и перспективное явление. Другое дело, что само понимание такой престижности, его место в системе ценностных установок и ориентаций студенчества достаточно разнородно.

    Как связана адаптация первокурсника с его профессиональным самоопределением?

    Профессиональное самоопределение на уровне общества означает интеграцию молодежи в социально-профессиональную структуру. На индивидуальном уровне человек выбирает свой профессиональный путь – будущую профессию, специальность,ссуз, вуз. Первокурсники уже осуществили выбор ссуза и специальности, их свобода нового выбора ограничена. Возникает новая, непривычная социокультурная ситуация, требующая адаптации. Более свободный характер организации учебных занятий в ссузе и ломка стереотипов школьного обучения также являются важными факторами кризиса профессионального самоопределения на первом курсе. Это может проявиться в сомнении в правильности сделанного выбора, в неудовлетворенности жизнью колледжа и т.д. Кризис самоопределения существенно тормозит процесс адаптации к студенчеству.

    Существует внутренняя и внешняя мотивации поступления в данный ссуз

    Внутренняя мотивация – ориентация на собственные побуждения, стремления, характеризуется высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации.

    Внешняя мотивация – это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе вуза или специальности. К внешней, статусной мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ссуза; его престиж, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом.

    Внутренние и внешние мотивы могут быть содержательными и статусными.

    Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального статуса и т.д.

    Помочь студенту адаптироваться к жизни в колледже возможно реально, когда есть основа, база для такой адаптации. Исследования показали: существует определенная часть первокурсников, либо не совсем понимающих, зачем они вообще поступили в колледж, либо руководствующихся при поступлении случайными внешними мотивами. В какой степени целенаправленно повлиять на мотивацию первокурсников и какими методами – это актуальная проблема для социологов и психологов.

    С какими трудностями приходится сталкиваться первокурсникам?

    Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны зав.отделением, кураторов; недостаточный уровень школьной подготовки; неумение организовать себя; нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность кабинетов, лабораторий; плохие санитарно-гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

    Главные трудности у первокурсников связаны:

    1. с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в колледже. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.

    2.Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ссузе является для первокурсников серьезной проблемой. Равноценной проблемой, особенно для иногородних, является неумение распределять и тратить деньги.

    Чем определяется психологический комфорт или дискомфорт в жизни первокурсника?

    Если в семье осуществлялось «попечительское воспитание», а студент оказывается в общежитии, то осознание факта, что он должен взять на себя ответственность и за результаты учебы, и за обеспечение быта при ограниченных материальных возможностях, вызывает состояние, близкое к отчаянию. В этих условиях иногда неплохую психологическую приспособляемость демонстрируют студенты, которых кроме учебы мало что интересует.

    Другим источником социально-психологического дискомфорта студента-первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса , так и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение – воспроизведение» в ссузе встречается значительно реже. Ряд предметов учебных программ требует самостоятельности мышления, все большее распространение получают активные методы обучения типа «case – study», где нет готовых ответов. Для вчерашних школьников, многие из которых обучались по традиционным программам, это – ситуация высокой степени неопределенности, к которой они психологически не готовы. Причем тут они не могут прибегнуть к чьей-либо помощи – ни к помощи друзей, ни к помощи родителей. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Многие студенты, особенно поступившие из провинции, также переживают эмоциональный шок, связанный с огромным объемом информации, которая день за днем буквально обрушивается на них. Большое количество непонятных терминов, энциклопедическая эрудиция некоторых выпускников школ областного центра заставляют испытывать сильное чувство эмоционального напряжения. Отсюда неудовлетворенность во взаимоотношениях с однокурсниками.

    Правда, есть и обнадеживающие тенденции. Стремительно нарастает тенденция к самодостаточности и самоуважению среди студентов. Это приводит к мысли, что взаимодействия «преподаватель – студент» должны строиться таким образом, чтобы студенты ощущали себя коллегами в процессе обучения.

    В поле зрения оказывается проблема самореализации, самосовершенствования, на которую обращают внимание студенты-первокурсники. Она связана с проблемой поступления в колледж. Если студент по тем или иным причинам оказывается вынужден заниматься тем, к чему нет склонности и способностей, тогда процесс обучения и адаптации не может быть эффективным и будет способствовать социально-психологическому дискомфорту. Процесс обучения в таком случае пойдет по пути подражания, вызывая часто неосознаваемую внутреннюю неудовлетворенность преподавателями и однокурсниками.

    Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к жизни колледжа?

    Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. В процессе адаптации к студенческой жизни необходимы помощь и контроль со стороны взрослых и родителей. Важным являются контакты куратора с родителями, проведение пока еще привычных родительских собраний, участие родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

    Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

    Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, колледжа – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе. Среди ценностных приоритетов студентов необходимо отметить низкую установку на научную деятельность в колледже

    Технологии разрешения куратором проблем, возникающих в учебной группе.

    Таким образом, куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента - целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т.к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т.к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

    Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако, на протяжении обучения в ссузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т.к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

    Куратор - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с ссузом. Функции куратора: информирование, организация жизни группы и благоприятного психологического климата, решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов, обеспечение соблюдения студенческой группой внутриуниверситетской дисциплины. Иными словами, куратор - посредник между студентами и жизнью ссуза. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Многие студенты отмечают, что решение спорных вопросов по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. На старших курсах он не так много уделяет внимания студенческой группе, но студенты всегда знают к кому обратиться; а куратор узнает группу лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

    Игры на знакомство

    «Математика»

    Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

    3. «Снежный ком»

    Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

    Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).

    Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

    4. «Паспорт знакомства»

    Студентам раздается лист, на котором написано задание. Образец задания:

    Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же, как у Вас:

    1. Месяц рождения _____________________________________
    2. Цвет глаз ___________________________________________
    3. Место рождения______________________________________
    4. Размер обуви_________________________________________
    5. Любимое блюдо______________________________________
    6. Любимое художественное произведение__________________
    7. Хобби, увлечение_____________________________________
    8. Качество, которое больше всего цените в людях___________

    Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними, по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, задача куратора – только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?».

    5. «Глаза в глаза»

    Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "договориться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

    Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, комендантами общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, психологом университета и общественными организациями.

    1. Особенности работы куратора со студентами

    Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

    отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях);

    небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;

    недостаточным социальным опытом и др.

    Цель куратора – помочь студенту преодолеть этот трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.

    Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть.

    Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.

    При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.

    Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.

    Беседа может состоять из нескольких этапов:

    Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.

    В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями \ родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).

    Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, об общественных организациях, функционирующих в университете.

    По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т.п).

    При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».

    По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.

    Поэтому:

    осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;

    не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

    2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности

    С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, психолога университета, коменданта общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.

    Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.

    При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.

    Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.

    В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.

    Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к психологу за консультацией.

    Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к психологу и пригласить его на кураторский час.

    Куратору необходимо также координировать свою работу с комендантом общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.

    В общежитии куратор:

    изучает наличие и содержание проблем студента;

    знакомится с организацией его быта;

    вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;

    отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

    Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.


    Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе - готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.

    Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

    Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

    В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.

    Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

    Куратор - одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.

    Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

    Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле - менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

    В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

    • Куратор-«информатор» - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
    • Куратор-«организатор» - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
    • Куратор-«психотерапевт» - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
    • Куратор-«родитель» - берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
    • Куратор-«приятель» - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
    • Куратор-«беззаботный студент» - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
    • Куратор-«администратор» - своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

    Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор - это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

    Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.

    Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

    1-й уровень - непродуктивный . Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

    2-й уровень - малопродуктивный . Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

    3-й уровень - среднепродуктивный . Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

    4-й уровень - продуктивный . Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

    5-й уровень - высокопродуктивный . Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов .

    1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
    2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
    3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
    4. контролирующая (административная);
    5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

    Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

    В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:

    1. надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
    2. реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;
    3. куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
    4. будущим специалистам должны быть предъявлены эталоны, образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии;
    5. должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;
    6. студент должен видеть и понимать динамику позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, сам должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;
    7. должен быть предложен ряд вариантов социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности;
    8. куратору необходимо включить каждого студента в социально-полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов;
    9. должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры.

    Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.

    Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:

    1. кураторство или наставничество (научное руководство);
    2. организация посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;
    3. организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам, научных кружков, научных или предметных олимпиад, секций и проч.;
    4. подготовка студентов для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
    5. подготовка студентов, получивших 1-3 места на творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
    6. участие студентов курируемой группы в спортивно-массовых и культмассовых мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;
    7. участие студентов курируемой группы в организации санитарных и экологических субботников в вузе;
    8. публикации преподавателей в СМИ по проблемам воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;
    9. участие преподавателя в разработке методических пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;
    10. отсутствие среди студентов курируемой группы случаев нарушения правил внутреннего распорядка вуза, административного правонарушения, уголовного правонарушения;
    11. профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами.

    Литература

    1. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 123 с.
    2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

    Обязанности куратора НГШ

    Куратор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции НГШ в своемклассе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

    Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

    Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе) и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

    Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким - то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

    Куратор обязан обеспечивать :

    нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);

    максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

    максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

    воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

    При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком куратор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

    Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

    Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

    Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

    Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

    Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

    Инициативность, энергичность, жизненная активность.

    Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

    Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

    Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

    Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

    Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная заторможенность или возбудимость).

    Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

    Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

    Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

    Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

    Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

    Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

    Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

    Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

    Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

    Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

    Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

    Способность и готовность делать что-то руками.

    Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

    Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

    Цели работы куратора в первую очередь следующие.

    Сформироватькоманду (из кураторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с кураторомв полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном емуклассе,и быть полноценным участником этой команды.

    Сформировать детский коллектив (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

    Относительно каждого ребенка куратор обязан добиваться следующих целей:

    Сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия.

    Сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре (выбор между воевать или договариваться – в пользу договариваться; выбор между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»; выбор между принципами и ситуацией – в пользу принципов; выбор между «ради себя» или «ради людей» – в пользу второго; выбор между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности; выбор между великодушием и мщением – в пользу великодушия; выбор между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.).

    Сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции.

    Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

    Сформировать умение чувствовать и сопереживать.

    Сформировать познавательный интерес.

    Сформировать умение учиться.

    Сформировать деятельностную позицию относительно самого себя.

    Сформировать деятельностную позицию относительно мира вокруг себя.

    Сформировать все внепредметные умения,перечисленные в концепции.

    Для достижения вышеуказанных целей куратор должен делать следующее.

    I

    1. Куратор обязан осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться доверия ребенка к куратору и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

    1.1. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:

    а) на уроках – надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;

    б) на перемене – быть с детьми всегда, когда это возможно;

    в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);

    г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло;

    д) наблюдать за ребенком в процессе его учебной и неучебной деятельности, анализировать его действия и на основании этого анализа корректировать его развитие;

    е) искусственно создаватьситуации и использовать естественно создавшиеся ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы развивать личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.).

    2. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым родителем, добиваться готовности родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

    3. Куратор обязан информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае, если у куратора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно включить в эту ситуацию администрацию.

    4. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе и при этом:

    а) знать стратегию и тактики преподавателя, его цели и планы на отдаленное и ближайшее будущее;

    б) знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях);

    в) обсуждать и решать с каждым учителем все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;

    г) обсуждать с каждым учителем и координировать с ним свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;

    д) строить с каждым учителем совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;

    е) передавать учителям необходимую информацию о детях и родителях, получать от них всю необходимую информацию.

    4.1. Куратор обязан участвовать в уроке в качестве (в позиции):

    а) «идеального ученика» («того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться»), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;

    б) «ученика, рефлексирующего свои способы работы»;

    в) «непонимающего ученика» (т.е. такого, который не понимает то, что «всем понятно» и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);

    г) «восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого» (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);

    д) «спорящего с другим взрослым взрослого» (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);

    е) «критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого» (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);

    ж) «организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)» (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно - управленческой и искусственно - технической позиции);

    з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на уроке.

    При этом куратор обязан :

    а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;

    б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой - либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;

    б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. В случае возникновения трений и несогласованности следует обсудить ситуацию с администрацией.

    4.2. Куратор обязан владеть текущим учебным материалом по курируемым им предметам не хуже, чем средний ученик данного класса (до 9-го класса включительно).

    4.3. Куратор обязан знать все задания, которые выполняют ученики по курируемым им предметам (в том числе домашние), и быть способным их выполнить.

    4.4. Куратор обязан отслеживать, чтобы до прохождения темыили в процессе прохождения темы учитель-предметник выдал каждому учащемуся список знаний и умений (в том числе и внепредметных), которые он должен освоить при прохожденииданной темы (этот списокдолжен быть и в предметной папке).

    4.5. Куратор обязан отслеживать осмысленность заданий (в том числе домашних): ребенок должен понимать, зачем он их выполняет и чему он учится, когда их выполняет.

    4.6. Куратор обязан регулироватьобъем домашних заданий, сроки их выполнения и сдачи.

    4.7. Куратор обязан обеспечить информированность учеников своего класса о расписании класса и школы, о сроках проведения контрольных, зачетныхработ на текущую четверть и осуществляют контроль его выполнения в рамках своего класса.

    4.8. Куратор обязан организовывать самостоятельную работу учеников по подготовке домашнего задания.

    5. Куратор обязан составить (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса. В этом плане должно быть зафиксировано, как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны. В частности, куратор обязан получитьот учителя-предметника после каждой контрольной, зачетной и срезовойработы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе ). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

    5.1. Куратор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты ученика, фотографии, видеоклипы, наградыи т.п.

    5.2. Куратор обязан вести электронное «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не должен быть в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

    5.3. Куратор обязан периодически организовывать обследование всех детей своего класса психологом и логопедом и в случае необходимости организовать необходимые занятия с психологом, логопедом или привлеченным специалистом.

    5.4. Куратор обязан периодически проводить анкетирование детей в своем классе для получения от них обратной связи по основным вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью в рамках учебно-воспитательного процесса.

    6. Куратор обязан развивать в каждом ребенке самостоятельность; все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а куратор должен выступать в роли организатора его деятельности. В частности, куратор должен организовать распределение обязанностей между учащимися класса и их выполнение.

    7. Куратор обязан организовывать классныесеминары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, арешение семинара должно быть доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров должны быть выложены в электронном виде в папку класса в локальной сети.

    8. Куратор обязан организовывать внеурочные мероприятия для учеников своего класса (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода, согласовывая проведение всех мероприятий с администрацией НГШ. В том числе:

    а) организовывать экскурсии в соответствии с нормативами, принятыми в НГШ;

    б) организовывать различные мероприятия: праздники, олимпиады, игры, диспуты и т.д.;

    в) принимать участие во всех общешкольных внеклассных мероприятиях.

    9. Куратор обязан:

    – принимать участие в организации,подготовке и проведении всех запланированных общешкольных мероприятий, в которых участвуют ученики его класса;

    – обеспечить присутствие учащихся своего класса на тех общешкольных мероприятиях, на которых им рекомендовано быть.

    10. Куратор обязан знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций. В частности, куратор обязан:

    – следить за правильной осанкой детей (особенно при чтении и письме);

    – организовывать своевременное изменение высоты стульев и парт в соответствии с изменениями роста учеников;

    – обеспечить расстановку мебели в соответствии с требованиямиСЭС и логикой учебного процесса;

    – обеспечить проветривание класса на каждой перемене и во время прогулки;

    – следить за нормальной освещенностью рабочей зоны класса.

    11. Куратор обязан посещать все общешкольные семинары, которые ему рекомендует посещать администрация.

    12. Куратор обязан в случае, когда у какого - либо ученика возникают проблемы с обучением или воспитанием, поднимать вопрособ организации встречи с родителями для подписания индивидуального договора.

    13. Куратор обязан следить за тем, чтобы ученики имели пристойный внешний вид, выходили на улицу в одежде, соответствующей погоде и сезону, переодевались после прогулки и занятий спортом, вовремя мыли руки.

    14. Куратор обязан следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков. В случае если у учителя - предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, куратор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, куратор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

    15. Куратор обязан следить за чистотой и порядком в классе, а также за тем, чтобы все необходимые учебные принадлежности были у учащихся на столах перед началом уроков.

    16. Куратор обязан следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой – столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличиеручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

    17. Куратор обязан следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали правила поведения как в школе, так и во время выездных мероприятий.

    18. Куратор обязан

    – знать все нормативные документы школы, касающиеся выполняемых им функций;

    – знать и выполнять все решения, принятые нашкольных семинарах и педсоветах.

    II

    1. Куратор обязан следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков.

    2. Куратор обязан следить за состоянием учебников и учебных пособий учащихся.

    3. Куратор обязан следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю - предметнику (начиная со 2 - го класса).

    4. Куратор обязан следить за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируютфакт выполнения ими заданий.

    5. Куратор обязан следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

    6. Куратор обязан вести видеосъемку уроков, зачетов, самостоятельных в своем классе по установленному завучем расписанию.

    7. Куратор обязан организовать дежурство учащихся в классе.

    8. Куратор обязан следить, чтобы все учащиеся своевременно получали домашние задания в соответствии с графиком самостоятельных работ.

    9. Куратор обязан совместно с администрацией принимать участие в составлении учебного плана на год и следить за тем, чтобы все учителя придерживались утвержденного плана.

    10. Куратор обязан составить график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями - предметниками и следить за его выполнением.

    11. Куратор обязан в ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать с администрацией и организовать дополнительные или индивидуальные занятия учителей - предметников с этими учениками.

    12. Куратор обязан следить за тем, чтобы уроки в классе начинались и заканчивались со звонком.

    13. Куратор обязан во время перемены находиться с детьми.

    14. Куратор обязан дежурить на прогулке в соответствии с общешкольным графиком. Куратор обязан оказаться на улице до того, как его дети вышли на прогулку, находиться с детьми, следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школы. Куратор (1 - 5 классов) обязанпомогать организовывать игры, в том числе спортивные,и участвовать в них.

    15. Куратор 1 - 5 классов обязан находиться в столовой в то время, когда едят дети его класса.

    16. Куратор 1-5 классов обязан постоянно присутствовать в классе во время самостоятельной работы детей. Дежурство кураторов на самостоятельной работе осуществляется согласно графику, утвержденному на семинаре класса. Куратор 6-10 классов не обязан постоянно присутствовать в классе, но обязан организовать проведение самостоятельных занятий таким образом, чтобы в классе была рабочая обстановка.

    17. Куратор обязан отслеживать время прихода и ухода детей; в случае опоздания ребенка на урок куратор должен обеспечить написаниеим объяснительной и передачу ее завучу.

    18. Куратор должен отслеживать пропуски детьми занятий и вовремя подавать администрации табель посещаемостидетьми школы.

    В случае отсутствия ученика в школе куратор обязан:

    а) немедленно выяснить, по какой причине ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);

    б) ежедневно передавать по E - mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день, а также организоватьрегулярное получение учителями выполненных домашних заданий.

    в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не придет на занятия;

    г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера);

    д) в случае пропусков ребенком школы куратор обязан обеспечить наличие уадминистрации медицинских справок или записок от родителей с объяснением причин пропусков.

    е) регулярно информировать родителей о суммарном количестве пропусков и опозданий их ребенка.

    19. Куратор обязан заполнять и отслеживать еженедельные табели учащихся класса:

    а) в пятницу заполнить недельный табель ребенка до его ухода из школы и выдать его;

    б) в понедельник забрать табель у ребенка с подписью родителей;

    в) во вторник сдать табели класса на проверку завучу школы;

    в) в случае отсутствия подписанного табеляв понедельник куратор должен действовать по следующей инструкции:

    – если ребенок забыл табель дома, позвонить родителям и попросить их подвезти или передать подписанный табель;

    – если ребенок вернул табель без подписи родителей, позвонить родителям и довести до их сведения недельные оценки (по телефону, факсу, e - mail ’у);

    – если ребенок потерял табель, сообщить об этом родителям и вручить им дубликат;

    – в случае, если куратор сталкивается с саботажем родителей и их нежеланием подписывать табель, немедленно обратиться к администрации.

    20. Куратор обязан следить за правильным и своевременным заполнением классной документации:

    а) вовремя заполнять личные дела;

    б) вовремя заполнить кураторские страницы в журнале;

    в) следить за тем, чтобы учителя предметники вовремя заполняли свои страницы в журнале. В случае если учитель регулярно этого не делает, Куратор обязан довести это до сведения администрации;

    г) еженедельно в понедельник выверять расписание классаи немедленно доводить до сведения завучавсе обнаруженные несоответствия;

    д) еженедельно составлять индивидуальное расписание каждого ребенка;

    е) организовать и отслеживать оформление информационных стендов в классе.

    22. Куратор обязан организовать и поддерживать жизненный комфорт и удобства в классе:

    а) обеспечить уют и психологический комфорт;

    б) придерживаться эстетических принципов.

    23. Куратор является материально ответственным лицом и отвечает за состояние техники и оборудования в классе(не допускает их порчи, а если произошла поломка, то немедленно сообщает хозяйственной службешколы).

    С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

    История возникновения

    Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

    В каких областях могут быть кураторы?

    В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

    • Врачи;
    • Банковские;
    • Инвестиционные;
    • Бизнес;
    • Академические;
    • Политические.

    Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

    Куратор бизнеса

    В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

    • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
    • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
    • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

    Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

    • Продажи.
    • Операции.
    • Разработка продукции.
    • Маркетинг.
    • Финансы.

    Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

    Куратор в вузе

    В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

    Помимо него существует еще три категории:

    1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
    2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
    3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

    Несколько примеров кураторства

    До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

    • Создание общей концепции проекта.
    • Разработка стратегии развития.
    • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
    • Организация условий для реализации проекта.

    Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.