Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Школы государственного управления. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Сущность государственного управления

    Школы государственного управления. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Сущность государственного управления

    Лекция №1

    Людвиг Берне: «Правительство - паруса, Народ – ветер, Государство – корабль, Время – море»

    Тема 1. Содержание системы государственного и муниципального управления.

      Объект и предмет государственного управления

      Уровни и ветви власти

      Государственное управление как система

      Принципы системы государственного управления

      Основы системы государственного управления

    1. Объект и предмет государственного управления.

    Россия как государство по конституции:

      федеративное

      правовое

      демократическое

      социальное

      светское

    Государственный аппарат – субъектная структура, которая берет на себя ответственность профессионально решать вопросы и проблемы общества.

    Специфика государственного управления заключается в том, что уполномоченный государственный аппарат осуществляет свои функции исключительно на профессиональной основе.

    Виды государственного воздействия:

    • постепенное \ радикальное;

      прямое \ косвенное;

      эпизодическое \ постоянное;

    Объекты государственного управления:

      социально – экономические процессы (принятие законов и т.д.);

      общественные институты (системы образования, защиты населения и т.д.);

      социальные группы (проблемы студенчества, молодежи, регионов);

      экономические системы.

    2. Уровни и ветви власти.

    Ветви власти – вертикально уполномоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима.

    Уровни власти – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий (от высших уровней к низшим).

    Предмет государственного управления – территориальное образование.

    Государственное управление = Федеральное управление + Региональное управление!

    Муниципальное управление – самостоятельная ветвь.

    Признаки наличия государственного управления и ветвей власти:

      наличие специализированных органов государства;

      юридическое закрепление места;

      структура организации власти, горизонтальное и вертикальное соподчинение;

      цели, стоящие перед ветвями власти.

    3. Государственное управление как система.

    Разделение системы ГУ на ветви и уровни власти – это обеспечение бесперебойного функционирования управляемой системы на основе принципов пропорциональности, непрерывности в работе всех ее подразделений.

    Государственное управление – процессы, регулирующие отношения внутри государства посредством разделения сфер влияния между основными уровнями и ветвями власти.

    Назначение системы государственного и муниципального управления - обеспечить социальную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие, воспроизводство (расширенное, простое), высокие темпы роста (ВВП), повышение благосостояния населения.

    Признаки системы ГМУ:

      целостность

      непрерывность

      суверенность

    Система – связь элементов для единого задания.

    Системный характер ГУ - обеспечение единства распорядительного и партнерского начала в практике, регулирования социальных отношений и процессов.

    Функции системы ГУ:

      институциональная

      целеполагающая

      функциональная

      идеологическая

      Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
      Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
      Рассматриваются понятие, сущность государственного управления, типы и формы государства, органы государственной власти, структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, судебная власть, система органов местного самоуправления и многое другое.
      Для студентов экономических ВУЗов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

      Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

      Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

      Оглавление
      ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления

      1. Понятие государственного управления
      2. Сущность государственного управления
      3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
      ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
      1. Методология государственного управления
      2. Субъекты и объекты государственного управления
      ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
      1. Понятие и признаки государства
      2. Политическая власть как общесоциологическая категория
      3. Типы государства
      ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
      1. Понятие формы государства
      2. Формы правления
      3. Формы государственного устройства
      4. Политический режим
      ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
      1. Понятие, правовой статус
      2. Классификация органов государственной власти
      3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
      4. Администрация Президента РФ
      ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
      1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
      2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
      3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
      4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
      5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
      ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
      1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
      2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
      ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
      1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
      2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
      3. Органы законодательной власти субъектов РФ
      4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
      ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
      1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
      2. Государственное регулирование в отраслях культуры
      3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
      ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
      1. Понятие безопасности и ее виды
      2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
      ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
      1. Понятие местного самоуправления
      2. Принципы местного самоуправления
      3. Правовые основы местного самоуправления
      ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
      1. Понятие организационных основ местного самоуправления
      2. Система и структура органов местного самоуправления
      3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
      4. Устав муниципального образования
      ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
      1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
      2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
      3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
      4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
      ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
      1. Правонарушения и ответственность
      2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления


      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
      Скачать книгу Государственное и муниципальное управление, Конспект лекций, Кузнецова И.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Субъект и объект муниципального управления Структура субъекта муниципального управления
    • Структура объекта муниципального управления
    • 1.3. Цели и задачи муниципального управления
    • Главная цель муниципального управления
    • Цели муниципального управления
    • Формирование “древа” целей муниципального управления
    • Задачи муниципального управления
    • 1.4. Законы, закономерности и принципы
    • Муниципального управления
    • Законы, используемые и учитываемые
    • В муниципальном управлении
    • Закономерности муниципального управления
    • Принципы муниципального управления
    • 1. Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.
    • 2. Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
    • 3. Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.
    • 5. Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.
    • 6. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
    • 7. Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.
    • 8. Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.
    • 9. Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления.
    • 10. Принцип государственной гарантии муниципального управления.
    • 1.5. Связь теории муниципального управления с другими науками
    • Лекция 2. Основы муниципального управления
    • 2.1. Исторические основы муниципального управления
    • 2.2. Правовые основы муниципального управления
    • 2.3. Организационные основы муниципального управления
    • 2.4. Финансово-экономические основы муниципального управления
    • 2.5. Территориальные основы муниципального управления
    • Лекция 3. Технология муниципального управления
    • 3.1. Функции муниципального управления
    • Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
    • Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами
    • Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
    • Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
    • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
    • 3.2. Методы муниципального управления
    • Экономические методы муниципального управления.
    • Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.
    • Социально-психологические методы.
    • 3.3. Процесс муниципального управления Сущность и содержание процесса муниципального управления
    • Особенности и эффективность управленческих решений.
    • Лекция 4. Организация муниципального управления
    • 4.1. Управление муниципальным хозяйством
    • 4.2. Управление муниципальным имуществом
    • 4.3. Управление муниципальными финансами
    • 4.4. Управление социально-культурной сферой
    • 4.5. Управление развитием муниципального образования
    • 4.6. Управление муниципальным персоналом
    • Лекция 5. Основные направления муниципальной политики
    • 5.1. Муниципальная политика в экономической сфере
    • 5.2. Муниципальная политика в социальной сфере
    • 5.3. Муниципальная политика в политической сфере
    • 5.4. Муниципальная политика в духовной сфере
    • Лекция 6. Обеспечение муниципального управления
    • 6.1. Информационное обеспечение
    • 6.2. Техническое обеспечение
    • 6.3. Кадровое обеспечение (Муниципальная служба)
    • Лекция 7. Развитие муниципального управления
    • 7.1. Стратегическое планирование
    • 7.2. Стратегическое управление
    • 7.3. Управление по результатам
    • 7.4. Маркетинг в муниципальном образовании
    • 7.5. Логистика в муниципальном образовании
    • 7.6. Территориальное общественное самоуправление
    • Система территориального общественного самоуправления
    • Тос в системе местного самоуправления
    • Выгоды от территориального общественного самоуправления Для субъекта федерации:
    • Для муниципального образования:
    • Для населения самоуправляющейся территории:
    • Выборы органов тос
    • Выборы председателя сос Полномочия органов тос
    • Направление и уровни развития тос
    • Эволюция тос
    • Бюджет тос
    • Лекция 8. Муниципальные системы зарубежных стран
    • 8.1. Англосаксонская муниципальная система
    • 8.2. Французская (континентальная) муниципальная система
    • 8.3. Коммунальное самоуправление в Германии
    • Лекция 9. Эффективность муниципального управления
    • 9.1. Показатели эффективности муниципального управления
    • 9.2. Методы повышения эффективности муниципального управления
    • Темы рефератов, курсовых и дипломных работ Темы рефератов:
    • Темы курсовых работ:
    • Темы дипломных работ:
    • Основные термины и понятия
    • Контроль – функция управления, процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
    • Использованная и рекомендуемая литература:
    • Приложение Раздел “Самоуправление. Муниципальное управление” комплексной программы социального развития “Нижегородский край – XXI век”
    • Васильев Алексей Алексеевич Муниципальное управление
    • 603000, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 5-а, тел./факс (831 2) 333 673
    • 3 Воронин а.Г., Лапин в.А., Широков а.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М. Монф. 1997 г..
    • Лекция 2. Основы муниципального управления

      2.1. Исторические основы муниципального управления

      Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

      В раннем средневековье происходило становление новых институтов городского самоуправления. В Новгороде и Пскове – это система вечевых собраний, посадник, тысяцкий, сотские, старосты.

      В XYI веке становление губного и земского самоуправления осуществлялось путем жалования уставных грамот отдельным административно-территориальным единицам. Губные и земские избы можно рассматривать как зачаточные формы местного территориального самоуправления. Уставные грамоты регламентировали порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей.

      Дальнейшее оформление населения в самоуправляемое сословие обусловили реформы Петра 1. В 1699 году была создана Бурмистерская палата (Ратуша). В ее состав вошли бурмистры, которые избирались посадским населением, прежде всего купечеством. Палата объединила управление посадскими и торговыми людьми. На местах аналогично создавались земские избы.

      Реформой городского самоуправления 1718-1724 гг. были созданы магистраты как органы управления определенной общественной территориальной единицы города. Городское сообщество было формально признано субъектом местного самоуправления. Магистраты должны были заниматься устройством школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, благоустройством города, оберегали город от пожаров, пристраивали гуляк и нищих, осуществляли государственные сборы и контролировали уплату пошлин, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела. В 1734 году города получили права юридического лица, что создало реальные возможности для горожан добиться финансово-экономической самостоятельности, независимости от органов государственной власти в данной области.

      Правовую основу развития городского самоуправления определила “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”, изданной Указом Екатерины II в 1785 г. Она определила основным субъектом городского самоуправления “общество градское” (городское собрание), которое составляли городские обыватели. Оно собиралось один раз в три года по инициативе губернатора для рассмотрения его предложений, связанных с развитием города и направлениями деятельности губернской администрации в ближайшие годы.

      Текущие вопросы жизни города решали общая дума и шестигласная дума. Общая дума была представительным органом, а исполнительно-распорядительные функции исполняла шестигласная городская дума, избираемая городской думой.

      Развитию местного самоуправления дали толчок земская и городская реформы Александра II. Городовое положение (1870 г.) предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: а) городская дума; б) городская управа; в) городской голова – председатель городского самоуправления. В отличие от земств выборы в городские думы осуществлялись без учета сословности на основе имущественного ценза. Становление земского и городского самоуправления означало переход от сословного к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления.

      После 1917 г. судьба земских и городских учреждений была решена, сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году все завершилось ликвидацией земских и городских органов местного самоуправления.

      Наступил период советов – нового института местного управления, основанного на демократическом централизме.

      Организация местной власти в советский период

      Ликвидация старых органов самоуправления производилась на основе циркуляра НКВД, в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов.

      Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным.

      В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти . Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

      Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР насчитывалось свыше 50 тысяч, а в РСФСР – около 28 тысяч местных Советов.

      Вопросы своей компетентности местные Советы рассматривали на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась один день. На время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. Решения, принимаемые Советом на сессии, подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.

      Местные Советы избирали из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов.

      Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

      Местные Советы, за исключением поселковых и сельских, образовывали отделы и управления исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

      Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

      В своей деятельности депутаты обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать наказы населения избирательного округа и добиваться их реализации. Депутаты отчитывались о своей работе перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. Депутат мог быть отозван по решению большинства избирателей округа.

      Высшим организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм , допускающий формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющийся в жесткой централизации и концентрации государственной власти.

      В соответствии с данным принципом в ведении вышестоящих Советов сосредотачивалось нормотворчество и планово-регулирующая деятельность. Вышестоящие Советы руководили деятельностью нижестоящих. Решения вышестоящих были для них обязательны. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.

      Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов. Исполнительные органы были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень централизации государственного управления и прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.

      Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался и действовал под их руководством. Наиболее важные вопросы должны были решаться депутатами на сессиях Советов. Кроме того, депутаты избирались в состав исполнительных комитетов, в различные постоянные комиссии Советов, а также вели работу в своих избирательных округах. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов и управлений, постоянных комиссий и других органов, образуемых местными Советами. Местный Совет был вправе рассмотреть вопрос о реализации своих решений и принять необходимые меры в целях их исполнения.

      Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали: а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии; б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах; в) контроль за деятельностью Советских органов по реализации партийных директив.

      Местные Советы находились также в зависимости от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам. Однако практика советской работы была такова, что аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников. Такое отношение переносилось и на постоянные комиссии, и на Совет в целом. На сессиях практически не выбирались наиболее оптимальные пути решения проблем, а просто утверждались заранее подготовленные решения, в которые не вносились какие-либо существенные добавления и поправки. При этом надо учитывать, что сессия местного Совета проходила в течение одного дня. Поэтому она превращалась в формальную процедуру прохождения подготовленного аппаратом решения. Аппарат исполнительного комитета готовил первую организационную сессию Совета нового созыва, а также по существу и все последующие сессии. Он организовывал и проводил учебу депутатов. Все это способствовало непомерному возрастанию роли исполнительных органов в ущерб выборным, что сказывается до сих пор на всех уровнях власти.

      В апреле 1990 года был принят закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления. В соответствии с этим законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты. Данный Закон ввел понятие “коммунальная собственность”. К коммунальной относилось имущество, передаваемое безвозмездно, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.

      В июле 1991 года в РСФСР был принят Закон “О местном самоуправлении в РСФСР”, на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования новой системы местного самоуправления в Российской Федерации.

      "

      ГМУ

      Понятие гос-ва и понятие мун обр-я как субъектов упр-я Понятие вид деят-ти как системы отношений

      Управление – воздействие.

      Управление (кибер) – перевод объекта (системы) в новое состояние или изменение состояние объекта управления для достижения цели, стоящей перед системой.

      Социальное управление – воздействие на общественную систему, на сообщества людей.

      Управленческое воздействие – это практическая деятельность, совершение действий организационно-правового характера, направленных на создание нормативных актов и их реализацию.

      Для юридической науки имеет значение правовая форма отношений.

      Управленческое воздействие – некая результирующая деятельности отношений воздействия побуждающее, изменяющее.

      Управленческое воздействие содержит элемент целеполагания. Цели д.б. признанными, привлекательными, поддерживаемые обществом, мобилизующими его и при этом, реальными.

      Искусство гос. муниц. целеполагания: из естественного множества целей выбрать те, которые не только нужно, но и можно реализовать.

      Управленческое воздействие содержит организационный элемент: направление и практическая организация вз-я людей.

      Организационное воздействие

      Статичное (структурное) динамичное (функциональное)

      Управленческое возд-е предполагает регулирование поведения управленческих отношений, которое осуществляется посредством признания, утверждения и реализации социальных норм.

      Свойства управленческого воздействия (сущность соц. упр-я):


      • целеполагание,

      • организация,

      • регулирование.
      Государство – необходимый способ жизнедеятельности людей.

      У Платона и Аристотеля возникают понятия «политика» и «полиция». Тогда же возникает институт гражданства как способ правовой связи гражданина и государства.

      Макиавелли : Государство – способ целевого объединения людей, заинтересованных в получении порядка на территории своего проживания. Гос-во – решение общих дел, высшая форма общества людей.

      Ключевский : народ – население не только вместе живущее, но и вместе действующее. Гос-во – организ. форма, содержанием которой является народ. Через эту форму народ представляет себя в мировом сообществе как единое целое.

      Гос-во – политическая организация общества. Гос-во исторически создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможность решения публичных дел определяется наличием у гос-ва аппарата управления, наделённого определёнными полномочиями.

      Одна из задач гос-ва – обеспечить пределы его власти над человеком, права и свободы человека и гражданина, в кот. чел. вправе требовать от гос-ва защиты прав.

      Гос. власть – целое, разделённое на подсистемы, противостоящие и взаимодействующие друг с другом.

      Органы гос. власти взаимодействуют с институтами гражд. общества (партии, обществ. дв-я, группы влияния).

      Для решения общих дел гос-во является выжнейшей составной частью полит. системы общества.

      Задача полит. системы: вычленение из комплекса проблем тех, кот. требуют принятия решений в данное время.

      Полит. система охватывает гос-во и общество в их взаимодействии.

      Для социологов: гос-во – опред. образом организованное и структурированное население.

      Для политологов: гос-во – механизм публичной власти.

      Гос-во – способ и правовая форма организации общества, совокупность мех-мов взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системы гос. власти и правовой системы.

      Гос. власть имеет официальный правовой характер.

      Сущностные черты гос. власти


      1. Объективность её существования.

      2. Продукт необходимого развития общества.

      3. Способность решать общезначимые дела.

      4. Рациональное разрешение урегулирования противоречий между народом и отдельными людьми.
      Гос. власть – совокупность действий и процедур, совершаемых должностными лицами.

      Гос. власть – система воздействия гос. аппарата на общество.

      Ключевой принцип реализации деятельности государства – принцип разделения властей , кот включает в себя:


      1. Чёткое разделение функций, предметов ведения органов, входящих в различные ветви гос. власти.

      2. Относительная самостоятельность в осуществлении повседневной деятельности.

      3. Обеспечения в гос. власти мех-ма сдержек и противовесов.

      4. Соц., обществ. контроль за деят-тью всех ветвей гос. власти, обеспеч. правовыми средствами.

      Гос. аппарат – совокупность органов гос. власти, наделённых властными полномочиями.

      уз. смысл: совокупность органов зак., исп., суд. власти шир. смысл: это институты принуждения (ВС ФСБ)

      Деятельность гос. аппарата носит властный характер, направлена на реализацию общеобязательных предписаний, направленных конкретным адресатам.

      Гос. орган обладает организованным единством, собственной компетенцией, которая состоит из предметов ведения данного полномочия.

      В науке управления гос. управление рассматривается как практическое, организующее и регулирующее воздействие гос-ва на обществ. деят-ть людей в целях её упорядочивания, опираясь на властную гос. силу.

      Гос. управление – деятельность гос. аппарата по управлению как общественным, так и собственными делами для достижения значимой цели.

      Гос. управление – вся деятельность гос-ва по организации гос. органов и их взаимосвязей и функционирования.

      Государство – субъект целенаправленного упорядоченного воздействия на общество и его представителей.

      Государство опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации гос. власти.

      Основы, на которых строится государство, то есть основные эл-ты конституционного строя.

      Конституция – (гр) установление.

      В совр понимании этого слова возникли в период буржуазных революций нового времени.

      Осн назначение Конституции в то время – закрепить отмену сословных привилегий, закрепить частную предпринимательскую деятльность.

      Первая писананя К – США 1776 г; Франция; царство Польское, входившее в Россию

      В совр правоведении, К – осн з-н или система з-нов гос-ва, обладающих высшей юр силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке по ср с др законодат актами, устанавливающий правовые основы гос-ва и л-ти, организацию власти в данном гос-ве и то или иное федеративное или унитарное устройство государства.

      Формальная юо школа: К – высший правовой акт

      Социологич школа права: К – совокупность соц-эк, общ-пол процессов, кот происх в О-ве на время принятия К. К- рез-т эк и пол борьбы.

      В соотв с учениями двух школ:

      Конституция: - юридиеская – док-т, текст кот признан осн з-ном гос-ва.

      Фактическая (социальная) – реально сущ-шие в той или ной стране основы гос и общественного строя

      Если юр К не соотв реальному положению дел в гос-ве, то её называют фиктивной.

      По форме принятия К: - писанная (наша К, К Франции,…)

      - неписанная – совокупность, система законов (К Великобритании, кот состоит из системы з-нов, складывающихся на протяжении примерно 7 веков – Великая Хартия Вольностей 1215г.,…, з-н о Министрах Короны 1937 г.)

      ^ По порядку установления:


      • октроированные (дарованные) – те, кот даруются гос-вам монархами, либо готовятся и рекомендуются государствами-метрополиями по отношению к своим бывшим колониям. (Япония)

      • неоктроированные (большинство совр гос-в Европы)

      По порядку принятия и изменения:


      • гибкие – принимаются и изменяются в обычных законодат порядке, т.е. Парламентом (республиканские Конституции – Фр.)

      • жёсткие – особый порядок изменения (США, Россия 1993 г.)
      По форме правления:

        • республиканские

        • монархические
      По форме гос устройства:

      • унитарные (Швеция, Норвегия, Китай)

      • федеративные (Россия, Индия, Бельгия – федеративная монархия)

      Конституция:

      1. Преамбула (цели и историч условия принятия)

      Конституция России:

      1 раздел – 9 глав: основы конституц строя, правовой статус личности, федеративное утройство России, регламентируется организация деятельности осн институтов гос-ва – Президента, Парламента, Местн самоупр-я и т.д.). гл. 9 – внесение поправок и изменения К

      По своей сущности К России 1993 г – общедемократич К, основанная на признании высшей ценностью прав и свобод Л-ти, но многие её нормы фиксируют скорее задачи и цели, к которым стремится Россия, а не существующие нормы.

      Юридич свойства К – признаки или качества её, определяющие её особую юр природу, отличающие её от нормативных актов текущего законодательства.

      Характер обществ отношений, регулируемых К, кот по своему содержанию являются базовыми;

      К осуществляет целенаправленное возд-е на развитие законодательства.

      К обладает наивысшей юр силой, то есть ни один другой нормативно-правовой акт не может по своей юр силе превосходить К и все законодат и подзаконные акты либо должны быть приведены в соотв с ней, либо признаются юридически ничтожными, недейстующими.

      Все законодат и подзаконные акты должны прииматься в регламентируемом К-цией порядке.

      Прямое непосредственное действие норм К, то есть независимо от наличия законодат актов, которые бы регламентировали порядок организации конституц норм могут непосредственно применяться правоприменительными органами. Искл из принципа прямого дей-я К-ции сост те конст нормы, где прямо говориться, что они дей-ют прямо в порядке, определяемом в федеральном порядке (гражданство).

      Особый порядок её принятия и изменения (гл 9 К РФ), призванный служить её стабильности.

      Реализация К – деятельность субъектов конституционного права, то есть субъектов РФ, государственных органоы (федеральных и субъектов федераций), обществ объединений, граждан по внедрению воплощении норм К в жизнь.

      ^ Реализация К осущ-ся в таких правовых нормах как:


      • соблюдение – пассивная форма реализации К – не нарушение;

      • исполнение – активная форма реализации К – субъекты конституц права выполняют те или иные дей-я, прямо предписанные нормой Конституции.

      • использование – актифная форма её реализации, представляющая собой процесс исп-ия субъектами конституционного права предоставленных им прав и свобод (свободное перемещение, свободное пребывание и место жительства);

      • применение – особая форма реализации конституционных норм, кот заключается в том, что органы, осуществляющие правоприменительную или судебную деятельность, свои акты основывают на нормах К (Президент распускает Парламент).

      Толкование К – способ её конкретизации, в необходимых случаях предшествующий её реализации.


        • бытовое

        • доктринальное – научное содержится в комментариях к К.

        • официальное – обязательное для всех субъектов конституционного права. Его уполномочен давать только конституционный суд РФ. Задача – юридически точное содержание и порядок применения конституционных форм.
      Организация и деят-ть органов власти непосредственно связана с конституционным строем данного государства.

      Конституционный строй (в юр смысле) – способ организации государственности, закреплённый в К и получающий дальнейшее развитие в актах текущего законодательства.

      В основу современного понимания Конституционного строя заложены:


      1. Власть

      2. Суверенитет

      3. Свобода личности.

      Наличие К не говорит о том, что в государстве установлен конституционный строй, кот характеризуется установлением прав и свобод личности, не только закреплённых, но и фактически реализуемых.

      В системе основ конституционного строя принято выделять 3 группы элементов-принципов:

      1. Принципы, составляющие основы гос. власти в стране: принцип народовластия, федерализма, разделения властей, принцип государственного суверенитета .

      Власть народа: - непосредственное народовластие, осуществляемое путём прямого волеизъявления ч/з выборы или референдум;

      Представительная демократия, осуществляемая ч/з органы, избираемые народом

      2. ^ Принцип федерализма (ст. 5). Федеральное устройство РФ основано на её территориальной целостности, на единстве системы государственной власти, на разграничении предметов ведения и полномочий м/д федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, а также на равноправии и самоопределении народов.

      Факторы федеративного устройства:

      Размеры территории (практически все большие государства, кроме Китая и некоторые маленькие типа Бельгии)

      Специфика эк развития (разный эк. уровень его) различных регионов

      Этническим многообразием населения

      Социокультурными особенностями.

      3. ^ Принцип разделения властей (ст. 10) предполагает создание в РФ системы гос. органов, предназначенный для исполнения 3-х основных функций гос. власти, т.е. законодательной (высший представит орган – Парламент), исполнительной (система органов исполнительной власти, во главе кот Правительство), судебной (независимые суды, образующие федеральную судебную систему, Конст, Верх и Высший Арбитражный суд).

      На уровне местного самоуправления этот принцип не действует. Гос. суверенитет РФ предполагает верховенство Конституции и всех Федеральных законов на всей территории РФ. Гос. суверенитет выражается и в том, что законодательные акты не могут противоречить Конституции, и в том, что РФ сама формирует свою законодательную базу.

      4. Принципы признания, соблюдения и защиты прав человека :


      1. признание прав и свобод человека как высшей ценности;

      2. соблюдение и защита прав и свобод;

      3. принципы, на которых строится организация гражданского общества:
      - принцип плюрализма,

      Принцип разнообразия и равноправия форм собственности;


      1. принцип многопартийности.

      ^ Конституционно-правовой статус личности в РФ

      Система прав, свобод, обязанностей индивида закрепления за ним конституционных и правовых актах.

      Права человека – мера возможного поведения человека в государственно организационном обществе.

      ^ Свободы человека – те сферы его деятельности, в которых государство не должно вмешиваться.

      Структура правового статуса личности.

      Права и свободы человека и гражданина обязанности чела и гражданина

      права по реализации интересов

      права гражд во взаим с гос-вом

      все лица на территории гос-ва

      только граждане данного гос-ва

      Конституционный статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей.

      Права:


      1. личные;

      2. политические;

      3. экономические;

      4. социальные;

      5. культурные.

      Личные права:

      Право на самоопределение и определение своей национальной принадлежности (ст.26).

      Право на пользование родным языком

      Установление в республике гос.языка не может быть основанием для отказа от родного языка.

      Право на свободу перемещения (ст.27). Уведомительная регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства.

      Свобода выбора места пребывания и места жительства может быть ограничена применительно к пограничным зонам, закрытым территориальным образованиям, закрытым военным городкам.

      Право на свободу совести (ст.28).

      Возможность высказывать любые воззрения (широкий смысл).

      Свобода исповедовать любую религию или быть атеистом (узкий смысл).

      Свобода выбора, наличия, распределения религиозных и иных убеждений и действия в соответствии с ними.

      Отделение церкви от гос-ва – недопустимость вмешательства религ.объединений в дела гос-ва и наоборот.

      ^ Политические права и свободы (ст.29-33)

      Особенность – в полной мере осуществляются только в отношении граждан РФ. Включают в себя свободу мысли и слова, свободу информации, право на создание общественных объединений, на проведение публичных мероприятий, на обращения, на участие в управлении делами гос-ва.

      Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-визуальные, и иные сообщения и материалы.

      Политические партии должны быть зарегистрированы. Ограничение на создание обществ.объединений (ст.5).

      Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определённом месте и вреиени для решения вопросов коллективно.

      Митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения мнения общественно-политической жизни.

      Демонстрация – публичное выражение группой лиц в виде шествия с применением средств агитации.

      Уличное шествие – организованное массовое движение людей по улице с целью привлечения обществ.внимания к каким-либо проблемам.

      Пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих взглядов без шествия и звукоусиления путём размещения участников возле пикетируемого объекта с использованием средств наглядной агитации.

      Публичные мероприятия могут быть запрещены:


      1. если нет заявления

      2. если был нарушен порядок его проведения

      3. если был нарушен обществ. порядок

      4. если в результате возникает опасность для жизни и здоровья граждан.

      Право на участие в управлении гос-вом.


      • Избираться и быть избранным

      • Участвовать в референдумах

      • Право на участие в гос. и муницип. деятельности.

      • Право на участие в судебной деятельности.
      Право на обращения (петиции). (ст.33).

      Возможность лично или коллективно в письменной или устной форме обращаться в гос. органы или органы муницип. власти.

      Виды обращений:


      • Предложения

      • Заявления

      • Жалобы
      Жалобы общего характера :

      Жалобы по ущемлению прав. Процедура регистрации, обязательность ответа, право обжалования.

      Специальные жалобы:

      Обращение обжалований решений гос. лиц.

      Ходатайство – обращение для предоставления лицу определённого статуса.

      Экономические и социокультурные права (ст.34-44).


      • Право на занятие предпринимательской деятельностью

      • Право на частную собственность

      • Право на землю

      • Право на труд

      • Право на отдых

      • Право на соц.обеспечение

      • Право на жилище

      • Право на охрану здоровья и мед.помощь

      • Право на образование и свободу творчества

      Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ.

      Права и свободы корреспондируются обязанностями.

      ^ Общие обязанности : соблюдать Конституцию и законы РФ, охранять природу и окр.среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

      ^ Специальные обязанности:

      Родители – забота и воспитание детей, обеспечение получения общего среднего образования

      Дети (после 18 лет) – забота о нетрудоспособных родителях.

      Налогоплательщики – платить налоги.

      Военнослужащие – защищать Родину.

      Конституционный статус личности не нарушает права и свободы гос-ва.

      Гарантии :


      • Конституционные

      • Административно-правовые

      • Уголовно-правовые

      • Гражданско-правовые.

      • Институт Парламентского уполномоченного по правам человека (омбуцмена).

      Впервые появ в Сканд странах (Швеция) во втор пол 19 в., затем был рецепеирован конституциями большинства стран.

      Омбуцмен – лицо, уполномоченное Парламентом осуществлять контроль за осуществлением прав, свобод и законных интересов человека в сфере деятельности органов гос. упр-я, их должностных лиц, а также способствовать восстановлению нарушенных прав человека.

      Правовая основа деятельность уполномоч по правам чела РФ – ФКЗ от 26.02.1997 Об Уполномоч по правам человека в РФ. Он был принят на основе исполнения положений Конституции РФ 1993 года.

      В РФ сейчас – Лукин.

      Уполномоченным по правам чела м б гражданин РФ, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод чела и гражданина и опыт их защиты. Назначение на должность входит в компетенцию Гос. Думы. предложения о кандидатах могут вносится Президентом, Советом Федерации, Депутатскими объединениями.

      Назначается на 5-тилетний срок, может быть подряд только 2 срока. Не может являться Депутатом Гос. Думы, Совета Федерации, быть членом какой-либо политической партии, заниматься политической деятельностью, не может находиться на гос. должностях и заниматься иной другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной или творческой.

      Восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами, развитие межд сотрудничества в области прав и свобод чела, правовое просвещение в этой области.

      Рассматривать жалобы о нарушении прав и свобод, поданные в срок не позднее 1 года после такого нарушения или после того, как лицу стало известно о нарушении.

      Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к собственному рассмотрению, либо разъяснить заявителю неиспользованные им способы защиты его прав, либо передать жалобу уполномоченному органу или органу местного самоуправления, либо отказать, при невыполнении условий подачи.

      По результатам рассмотрения уполномоченный вправе лично или нет


      1. обратиться в суд с просьбой о восстановлении прав,

      2. обратиться в уполномоченные гос органы с требованием о возбуждении административного или дисциплинарного производства,

      3. либо обратиться в суд с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебного решения, которым были нарушены права и свободы человека, а

      4. также ходатайствовать о проверке вступившего в законную силу нормативного правового акта (в том числе закона), который ущемляет права и свободы человека.
      На основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан (обобщения собственной практики) уполн по правам чела имеет право направлять гос органам свои замечания и предложения общего характера.

      В конце каждого года доклад о состоянии прав и свобод человека, кот направляет Президенту, Правительству, Высшим судам, Ген. прокурору, который подлежит обязательному печатанию в СМИ.

      ^ Федеративные основы организации гос управления в РФ.

      Типы гос устройства:

      1. унитарное – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающее какие-либо признаками государственности. Характерна: единая правовая и законодательная система, судебная система, единая система гос органов. Адм-территориальные образования не имеют права создавать свои органы гос власти.

      2. федеративное – гос-во, кот состоит из государственно-территориальных образований, обладающих относительной государственной правосубъектностью. Federacio с лат. – объединение.

      ^ Типы федераций:

      - договорные – такие, субъекты которых объединились и образовали гос-во на основе учредительного договора. Они более децентрализованы и их субъекты обладают большим набором прав. Предусматривается право рецессии (право выхода из федерации).

      СССР, созд в нач 20-х гг.

      - конституциональные . Более централизованны. РФ 1993 г., Бельгия.

      Конфедерации , как союз государств, явление неустойчивое. В настоящее время конфедераций нет. Швейцария, не смотря на название, классическое федеративное гос-во.

      ^ Специфические задачи федеративного государства:


      1. Максимальное обеспечение свободного развития народов, проживающих на территории данного гос-ва.

      2. создание условий для участия населения в политических процессах на разных уровнях.

      Признаки федеративного государства:

      Абсолютные:


      1. Добровольность объединения государственных образований в единое государство.

      2. Обязательность вхождения таких территорий в состав территорий государства.

      3. Симметричный конституционный статус всех субъектов.

      4. Разграничение предметов ведения и компетенции между органами государственной власти федерации и её субъектов

      5. При наличие правовой системы наличие двухуровневой системы законодательства.

      6. Существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. При этом судебная система всегда остаётся единой.

      7. Наличие единого федерального гражданства для всех лиц, независимо от того, в каком субъекте они проживают.

      Признаки федерации факультативного характера:


      1. Наличие у отдельных субъектов федерации собственных Конституций.

      2. Ассиметричный конституционный статус различных субъектов федерации.

      3. Возможность установления гражданства субъектов федерации, что не отменяет гражданства федерального уровня.

      4. Функционирование самостоятельной судебной системы субъектов федерации.

      ^ Федерация базируется на:

      1) единство территории;

      2) единство правовой системы (единое понимание гос институтов, единая правовая терминология,…);

      3) единство судебной системы;

      4) элементы единства системы органов исполнительной власти.

      ^ Юридические признаки РФ как федеративного гос-ва:


      1. РФ – это полная федерация, т.е. её территория целиком состоит из территорий субъектов федерации (территория РСФСР была не полной федерацией)

      2. Разграничение компетенций между федерацией и её субъектами осуществляется на основе Конституции.

      3. В РФ высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам, а судебная и исполнительная власть представляют собой единые системы.

      4. Субъекты федерации имеют право принять собственные Конституции или Уставы как основных законов, имеют свои законодательные и исполнительные органы власти.

      5. В РФ существует единое гражданство.

      6. Российский Парламент является двухпалатным, т.е. в нём непосредственно представлены субъекты двух палат.

      7. Внешнеполитическую деятельность от имени РФ осуществляют исключительно федеральные органы гос власти.

      8. РФ – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является ассиметричной, т.е. её субъекты обладают различным конституционным статусом, но во взаимоотношениях с федеральной властью они равнозначны.

      Принципы, на которых основывается федеративное устройство РФ:


        1. Государственная целостность РФ

        2. Единство системы гос власти

        3. Разграничение предметов ведения и полномочий субъектов РФ;

        4. Равноправие и самоопределение народов;

        5. равноправие субъектов.

      Гос. целостность – распространение гос суверенитета и действия федеральных законов на всю её территорию.

      Одна из наиболее важных гарантий целостности федерации – отсутствие права рецессии (права выхода).

      Гос целостность основывается на единстве правового, экономического пространства, едином гражданстве и на провозглашении русского языка государственным на территории всей РФ. Субъекты могут устанавливать другой язык, но только как второй.

      ^ Единство системы гос. власти:

      Двухуровневая система. Функционирование совокупности этих органов как единой системы основывается на Конституции и единой правовой и законодательной системе, а также на разграничении предметов ведений и полномочий как по горизонтали, так и по вертикали (т.е. м/д федеративными органами и органами судебными).

      Разграничение полномочий и предметов ведения м/д органами фед областей и областей субъектов.

      Принцип равноправия и самоопределения.

      Принцип равноправия субъектов, вытекающий из принципа равноправия народов.

      89 субъектов РФ, из них:

      32 – по нац-терр признаку

      57 – по территориальному признаку

      Помимо федеративного устройства РФ имеет с 2000 года деление по федеральным округам (7 округов):

      Центральный – 18 (Москва)

      Северо-западный (С-П)

      Приволжский – 15 (НН)

      Уральсктй – 6 (Екб)

      Дальневосточный – 10 (Хабаровск)

      В округах действуют назначенные Президентом полномочные представители Президента. При них могут создаваться территориальные органы федеральных органов гос власти.

      ^ Избирательная система

      Избирательная система в шир смысле слова – совокупность общественных отношений, связ с организацией и проведением выборов, при формировании представительных органов между…

      Избирательная система регулируется нормами избирательного права, которые в своей совокупности образуют институт в системе конституционного права.

      Изб система в уз смысле – порядок определения результатов выборов, позволяющий определить кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность. При этом тот или иной порядок подсчёта голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

      По методике определения методики итогов выборов

      Мажоритарная изб система (выборы Президента)

      Пропорциональная

      Смешанная

      Исторически первой изб системой была мажоритарная изб система, в основе кот лежит принцип большинства, т.е. избранными считаются такие кандидаты, которые получили относительно, абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

      Система относительного большинства в мажоритарной системе предполагает, что победителем на выборах становится тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из остальных кандидатов.

      Абсолютное большинство – тот, кто набрал абсолютное большинство принявших участие в головосании, т.е. не менее, чем 50% голосов + 1 голос.

      Квалифицированное большинство – 2/3 или ¾ голосов лиц, принявших участие в голосовании.

      Смешанная система – выборы как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам.

      А. В. СИГАРЕВ

      ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Курс лекций

      для студентов всех форм обучения

      по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

      степень: магистр

      программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

      Новосибирск, 2016


      Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

      Рецензенты:

      Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

      Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

      Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

      В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


      ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

      ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

      РАЗДЕЛ I. 11

      Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

      ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

      1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

      1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

      1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

      1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

      ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

      2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

      2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

      2.3. Правовой статус государственного органа. 50

      2.4. Система государственных органов в России. 53

      ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

      3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

      3.2. Источники муниципального права. 67

      3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

      3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

      ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

      4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

      4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

      4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

      4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

      РАЗДЕЛ II. 122

      Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

      Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

      5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

      5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

      5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

      5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

      5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

      Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

      6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

      6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

      6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

      6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

      6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

      ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

      7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

      7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

      7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

      7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

      ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

      8.1. Судебная власть и правосудие. 186

      8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

      8.3. Арбитражные суды.. 193

      8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

      8.5. Правовой статус судей. 199

      8.6. Прокуратура. 201

      ПРЕДИСЛОВИЕ

      Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

      Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

      Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

      С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

      Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

      В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

      Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

      При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


      ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

      Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

      Для этого решаются следующие задачи:

      Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

      Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

      Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

      Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

      Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

      Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

      Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

      «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

      Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

      Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.