Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Силы медицины катастроф. Организационная структура всероссийской службы медицины катастроф. Основные понятия МК

    Силы медицины катастроф. Организационная структура всероссийской службы медицины катастроф. Основные понятия МК

    Всероссийская служба медицины катастроф организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

    Организационная структура службы медицины катастроф включает следующие элементы: руководящие органы (руководство), органы управления, силы и средства.

    Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии.

    В состав комиссии федерального уровня входят по должности:

    · Министр здравоохранения РФ (председатель комиссии),

    · заместитель Министра здравоохранения РФ (заместитель председателя),

    · президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя),

    · главный Государственный санитарный врач РФ (заместитель председателя),

    · директор Всероссийского центра медицина катастроф «Защита»,

    · руководители медицинских (медико-санитарных) служб Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства путей сообщения РФ,

    · председатель центрального комитета Российского общества Красного Креста.

    Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

    Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.

    Основными задачами комиссий являются :

    · участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;

    · разработка проектов законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции ВСМК;

    · участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности ВСМК;

    · решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности ВСМК, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений ВСМК;

    · обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к выполнению возложенных на них задач;

    · решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав ВСМК формирований и учреждений различных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

    · участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

    · реализация единой системы подготовки сил и средств ВСМК;

    · координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

    · определение научных и клинических баз ВСМК;

    · комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ВСМК;

    · разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

    · определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

    Органами управления ВСМК являются соответствующие центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов ВСМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

    Основным документом , регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    К силам службы медицины катастроф относятся существующие и вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.

    К средствам службы относится любое имущество, необходимое для деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) и санитарно-транспортная техника.

    Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на стационарные и подвижные. К стационарным силам на разных уровнях административно-территориального деления относятся центры медицины катастроф, создаваемые на базе клинических институтов, медицинских вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся штатные формирования, созданные на базе центров медицины катастроф и нештатные формирования, созданные по заданию соответствующих межведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений различных министерств и ведомств.

    Формирования Всероссийской службы медицины катастроф - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, медицинских учебных и научно-исследовательских учреждений и обеспеченные по табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы медицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуаций, в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    СИЛЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

    СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ
    Штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф НЕШТАТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ
    Клинической базы службы медицины катастроф Местного, городского, районного уровня
    Всероссийский

    центр медицины катастроф «Защита» - головное научно-практическое учреждение ВСМК с клиническими и научными базами

    Подвижные

    Многопрофильные госпитали

    Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) Бригады скорой

    мед. помощи линейные (БСкМПвр, БСкМПф)

    Региональные центры медицины катастроф с клиническими базами регионального уровня Подвижные госпитали (ПГ) или отряды (ПО)

    Бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ):

    Хирургический профиль: (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические

    детские хирургические) и др.

    Терапевтический профиль: токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные и др.

    Профиль этих

    бригад аналогичен БСМП ПГ

    Специализированные бригады

    скорой мед. помощи (СБСМП): интенсивной терапии, токсико-терапевтические, психиатрические, педиатрические

    Территориальные центры медицины катастроф с клиническими базами территориального уровня Создаются на базе НИИ мед. профиля, клиник, мед. вузов, крупных специализированных и многопрофильных

    Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службы медицины катастроф, являются штатными.

    Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.

    На федеральном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра; медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами.

    На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

    На территориальном и местном уровнях Всероссийская служба медицины катастроф представлена: территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.

    Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации

    В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой Всероссийской службы медицины катастроф Служба создана на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и располагает соответствующими учреждениями и формированиями.

    Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство Службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения Минздрава России.

    Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.

    На федеральном уровне Служба представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи; специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрим»; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению; научными базами.

    ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России (схема 3). Основным штатным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

    На региональном уровне Служба представлена филиалами ВЦМК «Защита», межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы России в гг. Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня. Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных округах являются: г.Москва (Центральный регион), г. Хабаровск (Дальневосточный регион), г. Новосибирск (Западно-Сибирский регион), г. Екатеринбург (Уральский регион), г. Нижний Новгород (Приволжский регион), г. Санкт-Петербург (Северо-Западный регион), г. Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский регион).

    Филиалы ВЦМК «Защита» при выполнении задач применительно к региону подчиняются ВЦМК «Защита».

    На территориальном уровне Служба представлена: территориальными центрами медицины катастроф, центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня, входящими в них формированиями и учреждениями, клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

    Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального органа управления здравоохранения, а по специальным вопросам - соответствующему региональному центру медицины катастроф.

    На местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

    Центры медицины катастроф являются учреждениями здравоохранения Российской Федерации и, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное и дежурно-диспетчерское подразделения, подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, оперативную группу управления со средствами связи, клиническую базу, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное подразделение.

    Центры медицины катастроф работают круглосуточно под руководством соответствующих органов здравоохранения. Они в своей работе взаимодействуют в установленном порядке с имеющимися на данной территории силами и средствами военно-медицинской службы МО РФ, Главным врачебно-санитарным управлением министерства путей сообщения, медицинскими подразделениями частей и соединений гражданской обороны, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.

    На клинической базе центра медицины катастроф может создаваться подвижное формирование (госпиталь, отряд), предназначенное для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медицинской помощи населению в районе постоянной дислокации.

    Центры Службы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в их состав, являются штатными силами Службы. Работа филиалов ВЦМК «Защита» и территориальных центров регламентируется соответственно Положением о региональном центре медицины катастроф и Положением о территориальном центре медицины катастроф, утвержденных приказом Минздрава России от 21 июня 1996 года №261.

    На федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений Минздрава России, основными из которых являются следующие.

    На федеральном и региональном уровнях :

    · бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

    · санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);

    · специализированные противоэпидемические бригады.

    На территориальном, местном и объектовом уровнях :

    · бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

    · специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

    · бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады),

    · бригады доврачебной помощи;

    · медицинские отряды;

    · бригады специализированной медицинской помощи;

    · санитарно-эпидемиологические отряды;

    · санитарно-эпидемиологические бригады;

    · противоэпидемические бригады.

    Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

    Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

    Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения.

    Центры медицины катастроф обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства и оказывать консультативную помощь структурным подразделениям службы медицины катастроф.

    К подвижным сипам службы медицины катастроф Минздрава, созданным на базе лечебно-профилактических учреждений, относятся:

    1. Подвижные штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф всех уровней:

    · подвижные многопрофильные госпитали (ПМГ), созданные на клинической базе центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшего населению и автономной работы в течение 15 сут;

    · подвижные госпитали (ПГ) или отряды, созданные на базе некоторых центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации и оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Профили этих госпиталей (отрядов) определяются решением межведомственных комиссий службы медицины катастроф;

    · бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи, организационно-консультативной помощи ЛПУ и координационной помощи медицинским работникам на местах. Они создаются на клинической базе центров медицины катастроф. Бригады имеют следующий профиль: хирургический (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические), терапевтический (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные) и др.

    2. Подвижные нештатные формирования клинической базы службы медицины катастроф всех уровней:

    · бригады специализированной медицинской помощи (БСМП), создаваемые на базе НИИ медицинского профиля, медицинских вузов, крупных специализированных больниц, подчиненных Минздраву РФ. Они предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, обеспечивающих эти виды помощи, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы.

    Профиль этих бригад аналогичен бригадам специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Кроме того, могут создаваться специализированные бригады педиатрической помощи разного профиля.

    3. Подвижные нештатные формирования территориального, местного и объектового уровней, создаваемые по заданию межведомственной территориальной (местной) комиссии на базе городских станций скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, медико-санитарных частей предприятий, диспансеров и т. д.

    · бригады скорой медицинской помощи линейные (врачебные и фелъдшерские) для работы в очаге и на границе очага для оказании доврачебной и первой врачебной помощи;

    · специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) для работы в очаге и на границе очага для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

    · бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады (ВСЕ) - это мобильные бригады, предназначенные для работы в очаге (на границе очага) самостоятельно или для усиления бригад скорой медицинской помощи; оказывают первую врачебную помощь и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации;

    · бригады доврачебной помощи (БДП) для оказания доврачебной помощи и участия в медицинской эвакуации пораженных;

    · медицинские отряды (МО) - мобильные медицинские формирования, предназначенные для приема, медицинской сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи и подготовки пораженных к дальнейшей эвакуации. МО состоит из 2-5 ВСЕ и 3-5 БДП, объединенных единым руководством. Медицинский отряд может развертывать пункт медицинской помощи (ПМП) как этап медицинской эвакуации.

    

    В основе деятельности СМК РФ лежат принципы:

    • СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).
    • СМК организуется по территориально- производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.
    • Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.
    • Двухэтапная система организации ЭМП.
    • Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС.
    • Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.
    • Взаимодействие СМК с мед. силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.
    • Своевременность,непрерывность и эффективность оказания ЭМП.
    • Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т. е. единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.
    • Принцип универсальности.
    • Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.
    • Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.
    • Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

    Задачи службы медицины катастроф:

    • проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф
    • организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
    • своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности
    • проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастрофы на население и быстрейшую его реабилитацию
    • обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях
    • сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений
    • проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно- медицинского освидетельствования пораженных с целью определения степени тяжести поражения и прогнозирования трудоспособности.

    Решение задач, стоящих перед СМК, может быть обеспечено проведением следующих мероприятий:

    • создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС
    • накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы в ЧС
    • подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных катастрофах
    • оперативное управление силами СМК, маневр ими, взаимодействие.

    Для успешной реализации задач, стоящих перед СМК, используются имеющиеся и дополнительно созданные на базе действующих учреждений здравоохранения силы СМК.К ним относятся формирования, учреждения, органы управления и руководства.

    {mospagebreak}

    Формирования СМК МЗ РФ:

    • бригады скорой медицинской помощи — БСМП (линейные и специализированные), предназначены для оказания ЭМП в районе бедствия на догоспитальном этапе
    • бригады экстренной медицинской помощи — БЭМП (врачебно-сестринские и доврачебные);их основное назначение — усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы
    • медицинские отряды (МО), состоящие из бригад ЭМП; служат для оказания неотложной первой врачебной помощи на догоспитальном этапе
    • специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП); входят в состав центров медицины катастроф и предназначены для усиления ЛПУ, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь
    • автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ); предназначены для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах катастроф или в непосредственной близости их.

    С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы ряд территориальных служб медицины катастроф в своем составе дополнительно развертывают:

    • оперативные группы управления (ОГУ)
    • санитарную авиацию (СА)
    • подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобильного шасси
    • аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе вертолета Ми-17МВ.

    Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий на базе ГЦСЭН создаются подвижные формирования:

    • санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)
    • санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)
    • противоэпидемиологические бригады (ПЭБ)
    • специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ)
    • группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

    Учреждения службы МК:

    • Всероссийский центр МК "Защита" и его клинические базы
    • региональные центры МК (Новосибирск, Хабаровск, Москва, Чита, Екатеринбург, Казань, Ростов, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара)
    • территориальные центры МК (краевые, областные, городские)
    • межрайонные (зональные) центры МК
    • клиники региональных (территориальных) центров МК
    • территориальные ЛПУ здравоохранения (согласно плана на ЧС)
    • базы, склады спецмедснабжения
    • учебные заведения по подготовке медицинских работников (первичной и последипломной) по медицине катастроф.

    Органы руководства и управления службой МК:

    • МЗ РФ (отдел МК)
    • территориальные органы управления (отделения МК) территорий РФ
    • межведомственные координационные комиссии
    • штабы Всероссийской службы МК
    • штабы медицинской службы гражданской защиты.

    Начальником Всероссийской СМК является министр здравоохранения РФ.

    На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России.

    ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития.

    Управление службой медицины катастроф

    Основные его подразделения таковы:

    Управление;

    Штаб ВСМК;

    Филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

    Клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

    Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

    Институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

    Центр медицинской экспертизы и реабилитации;

    Отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

    Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

    Отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

    Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

    В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

    На региональном уровне органы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

    На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица.

    Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

    Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

    Администрация;

    Оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

    Отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

    Штатные и нештатные формирования — бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

    На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

    На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    1. Государственный и приоритетный характер . Обеспечивается соответствую-щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе-дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    2. Территориально-производственный принцип .

    Лекция № 3 Всероссийская служба медицины катастроф

    Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономиче-ских, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.

    Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране-ния, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

    Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю-щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией всœе уров-ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

    Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по-вышение квалификации личного состава службы (руководителœей, медицинского пер-сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

    Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без значительной их реорганизации.

    6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства бывают использо-ваны для решения соответствующих задач и имеют определœенное функциональное предназначение — для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

    С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

    7. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по-следствий ЧС организуется на базе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

    8. Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со-става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа должна быть осу-ществлена различными мерами поощрения.

    Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч-реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро-ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу-лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис-пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен-ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю-щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об-становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

    Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа-листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом ʼʼОб аварийно-спасательных службах и статусе спасателœейʼʼ, принятым Государствен-ной Думой 14.07.95.

    Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви-дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

    Всеобщая подготовка населœения, в т.ч. лиц с профессиями повышен-ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.

    Этот принцип реализуется соз-данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населœения, а также соз-данием учебно-методической базы.

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»

    ВЦМК «ЗАЩИТА»), головное научно-практическое государственное учреждение Минздравсоцразвития России по проблемам медицины катастроф.

    Является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф; выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона РФ; имеет статус сотрудничающего центра Всемирной организации здравоохранения и Евразийского регионального центра по проблемам медицины катастроф государств-участников СНГ. ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения.

    СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

    Создан в 1993. Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра. Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Минздравсоцразвития России временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, Центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздравсоцразвития России для чрезвычайных ситуаций).

    Директор ВЦМК - Гончаров С.Ф. (с 1993).

    Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы медицины катастроф является полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита». Он предназначен для выдвижения в зону чрезвычайных ситуаций и участия в лечебно-эвакуационном обеспечении пораженных и населения. При полном развертывании госпиталь может за 1 сутки принять до 250 пораженных, провести их медицинскую сортировку, оказать нуждающимся квалифицированную и элементы специализированной медицинской помощи, подготовить пораженных при необходимости к эвакуации. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 стационарных коек. К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные подразделения (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитально-эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения). Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

    Госпиталь может выдвигаться в зону чрезвычайных ситуаций полностью или частично. В зависимости от профиля (набора) бригад, привлекаемых для работы, госпиталь может функционировать как хирургический, токсикологический, радиологический и многопрофильный.

    Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) являются штатными или нештатными мобильными формированиями службы медицины катастроф. Они предназначены для оказания специализированной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и используются для усиления лечебно-профилактических учреждений, работающих в условиях массового поступления пораженных.

    Штаты и табели оснащения БСМП определяются на основе типового Положения о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф, утвержденного Минздравмедпромом РФ 29 декабря 1995 г.

    БСМП формируются органами управления здравоохранения на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медвузов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются высококвалифицированными специалистами на добровольной основе.

    Назначение и изменение основного состава и дублеров БСМП осуществляются приказами руководителя учреждения-формирователя.

    В соответствии с «Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи СМК» имеется 21 тип бригад, предназначенных главным образом для оказания медицинской помощи пораженным.

    К подвижным формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся: врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи и бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады).

    Врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи функционируют на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи.

    Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пострадавших, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

    Состав бригады: руководитель-врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезистка), санитар и водитель, -всего 4 человека.

    За 6 часов работы в чрезвычайных ситуациях бригада может оказать помощь до 50 пораженным.

    Врачебно-сестринские бригады (ВСБ) являются мобильными формированиями службы медицины катастроф, предназначенными для оказания первой врачебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

    Состав бригады: руководитель-врач, старшая медицинская сестра, 2 медицинские сестры, санитар, водитель-санитар, -всего 6 человек.

    Укомплектование медицинским имуществом врачебно-сестринских бригад осуществляется учреждениями-формирователями согласно табелю. Имущество, готовое к работе, хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках. Укомплектование транспорта водителями производится распоряжением руководителя учреждения-формирователя или решением администрации города (района). За 6 часов работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи до 50 пораженным.

    Основными формированиями, предназначенными для оказания дов-рачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи (БДП) и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

    Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для оказания доврачебной помощи, участия в медицинской сортировке и подготовке к эвакуации пораженных в чрезвычайных ситуациях.

    Они создаются на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используются для работы в очаге (на границе очага).

    Фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станции скорой медицинской помощи. За 12 часов работы в чрезвычайных ситуациях бригада может оказать помощь 15-20 пораженным..

    Медицинские отряды (МО). Предназначены для оказания пострадавшим первой врачебной помощи по неотложным показаниям на догоспитальном этапе. Они состоят из бригад экстренной доврачебной медицинской помощи.

    Они формируются на базе городских, центральных и районных больниц.

    Для организации в районах широкомасштабных катастроф санитарно-противоэпидемического надзора и проведения противоэпидемических (профилактических) мероприятий Государственный комитет сан. эпиднадзора (ГКСЭН) в своем составе имеет подвижные формирования. Они формируются на базе научно-исследовательских учреждений ГКСЭН и Центров госсанэпиднадзора.

    К ним относятся:

    Специализированные противоэпидемические бригады и оперативные противоэпидемические бригады. Формируются на базе противочумных учреждений (институтов, станций). Используются для проведения противоэпидемических мероприятий в районах широкомасштабных катастроф.

    Санитарно-противоэпидемические отряды , состоящие из специализированных бригад экстренной санитарно-профилактической помощи (эпидемиологических, гигиенических и радиологических). Используются как подвижная часть санитарно-эпидемиологических станций в районах стихийных бедствий и катастроф с целью проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Вместе с тем, другие министерства и ведомства также имеют свои формирования, организационно входящие в ВСМК , и принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

    Например: о сновным формированием службы медицины катастроф Министерства обороны РФ , обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации или на ее границе, является медицинский отряд спасательного назначения (МОСН).

    В Вооруженных Силах имеется 8 отрядов. По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, который способен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за одни сутки. В течение 16 часов работы в отряде может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. В отряде имеется все необходимое для развертывания стационара на 100 коек, наличие медицинского имущества и других материальных средств обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи до 1200 пораженным при автономном режиме работы в течение 5 суток.

    Кроме того на всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующие нештатные формирования.

    Врачебно-сестринские бригады , предназначенные для оказания первой врачебной помощи в военных госпиталях, санаториях, создаются из расчета: при их мощности до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек - одна. В составе бригады 5 - 7 специалистов (2 врача, 3 - 5 медицинских сестер). Кроме того, для обеспечения их работы выделяется санитарный автомобиль.

    Бригады специализированной медицинской помощи , предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных, создаются в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы. В составе каждой бригады имеется 3 - 5 специалистов (1-2 врача, 2 - 3 медицинские сестры).

    Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в учреждениях Центра - из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников выделяются в состав группы), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников) и в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника), с выделением для организации их работы необходимого медицинского имущества и специальной техники.

    Есть мобильные формирования и учреждения медицины катастроф и в других министерства и ведомствах (МВД, МПС, МЧС и т.д.)

    К таким формированиям относятся:

    - бригады скорой медицинской помощи - БСМП (линейные и специализи­рованные), функционирующие в составе службы скорой медицинской помощи Минздрава РФ. Они предназначены для оказания экстренной медицин­ской помощи в районе бедствия на догоспитальном этапе;

    - бригады экстренной медицинской помощи - БЭМП врачебно-сестринские и доврачебные, создаются на базе лечебно-профилактических учреждений (боль­ницы, медико-санитарные части, поликлиники, диспансеры, санатории и т. п.). Их основное назначение - усиление службы скорой медицинской помощи на до­госпитальном этапе в районе катастрофы (приложение 2);

    - медицинские отряды (МО), состоящие из бригад экстренной медицинской помощи. Базами их создания являются городские, центральные районные и район­ные больницы, а также, в случае необходимости, они могут формироваться на базе двух и более лечебных учреждений. Основным назначением данных формирований является оказание неотложной первой врачебной помощи пораженным на догос­питальном этапе;

    - специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП) . Они входят в состав центров медицины катастроф различного уровня (территориаль­ных, региональных и Всероссийского ЦМК). Базой их создания являются респуб­ликанские, областные (краевые), городские многопрофильные и специализирован­ные больницы, а также клиники и специализированные центры. Основным их назначением является усиление лечебно-профилактических учреждений, обеспе­чивающих оказание пораженным квалифицированной и специализированной ме­дицинской помощи (приложение 3);

    - автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ), создаваемые на базе Всероссийского и региональных центров медицины катастроф. Их предназначе­ние - оказание первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очагах катастроф или в непосредственной их близости.

    С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы различ­ных медицинских формирований и руководства ими ряд территориальных (регио­нальных) служб МК в своем составе дополнительно развертывают и имеют следу­ющие формирования:

    · оперативные группы управления (ОГУ);

    · санитарную авиацию (СА);

    · подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобиль­ного шасси;

    · аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе верто­лета Ми-17 МВ.

    В Татарстане в состав службы МК, кроме того, включена трассовая медицинская служба .

    Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (ГКСЭН) в своем составе имеет соответствующие подвижные формирования. Они формируются на базе научно-исследовательских учреждений ГКСЭН и Центров госсанэпидемнадзора. К ним относятся:



    - Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)

    - Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)

    - Противоэпидемические бригады (ПЭБ)

    -

    - Группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

    ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГО

    Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) является специальной орга­низацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспе­чения пораженного населения в военное время, а также при ликвидации послед­ствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф в мирное время.

    Эта служба является одной из функциональных систем здравоохранения, обес­печивающей решение задач в чрезвычайных условиях обстановки, возникающих в стране или в отдельных ее регионах.

    По значимости решаемых задач МС ГО справедливо считается одной из веду­щих служб ГО.

    Основными задачами медицинской службы гражданской обороны являются:

    1. Оказание всех видов медицинской помощи пораженному населению в очагах массового поражения с целью быстрейшего возвращения пораженных к труду, максимального снижения инвалидности и летальности.

    2. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массо­вых инфекционных заболеваний.

    3. Проведение комплексных мероприятий по защите населения и личного состава МС ГО от воздействия поражающих факторов современного боевого оружия и техногенных катастроф.

    Для решения этих задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного време­ни МС ГО имеет соответствующую организационную структуру.

    В состав медицинской службы ГО входят: руководство, органы управления, силы и средства.

    К руководству относятся начальники медицинской службы ГО. Ими являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения всех уровней.

    В области начальником медицинской службы ГО является директор департа­мента (управления) здравоохранения области, в городе - заведующий городским отделом (управлением) здравоохранения, в сельском районе - главный врач цент­ральной районной больницы, на объекте экономики - главный врач медико-санитарной части (заведующий здравпунктом).

    Органы управления МС ГО представлены штабами МС ГО и управлением больничной базы (УББ).

    Штабы МС ГО, как органы оперативного руководства, создаются при началь­никах МС ГО всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МС ГО входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им решать вопросы подготовки службы и организации ее работы в чрезвычайных ситуациях.

    Управление больничной базы (УББ) как орган управления МС ГО создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).

    Органы управления МС ГО должны находиться в постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.

    К силам МС ГО относятся: медицинские невоенизированные формирования и учреждения.

    Медицинскиеневоенизированные формирования ГО:

    · санитарные посты (СП),

    · санитарные дружины (СД),

    · отряды санитарных дружин (ОСД),

    · отряды первой медицинской помощи (ОПМ),

    · отряды и бригады специализированной медицинской помощи (ОСМП и БСМП),

    · токсико-терапевтические подвижные госпитали (ТТПГ),

    · инфекционные подвижные госпитали (ИПГ),

    · хирургические подвижные госпитали (ХПГ),

    · под­вижные противоэпидемические отряды (ППЭО),

    · специализированые противоэпи­демические бригады (СПЭБ),

    · группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

    Общей характерной особенностью для медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение составляют части СД и БСМП, предназначенные для работы в лечебных учрежде­ниях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. По выполнении задач в очаге массового поражения невоенизированные формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе.

    Медицинские невоенизированные формирования ГО в зависимости от подчиненности подразделя­ются на объектовые и территориальные.

    К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты, санитарные дружины и отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, учреждениях, учебных заведениях и т. п.

    Санитарный пост состоит из 4-х человек - начальника санпоста и трех санпостовцев.

    Санитарные посты в мирное и военное время предназначены для оказания первой помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они осуществляют также уход за пораженными и больными в медицинских пунктах на пунктах экстренной помощи (ПЭП), в пути следования при проведе­нии эвакомероприятий.

    Санитарный пост оснащается табельным имуществом как звено санитарной дружины. Санитарный пост за 10 часов работы в очагах массового поражения может оказать первую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

    Санитарные дружины являются самыми многочисленными медицинскими формированиями ГО. Они предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований, учреждений МС ГО и формирований ГО общего назна­чения (сводный отряд, спасательный отряд).

    В мирное время СД могут привлекаться для оказания первой помощи населению при ликвидации последствий стихийных бедствий и производ­ственных аварий, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по планам органов здравоохранения и пропаганды гигиенических знаний среди населения.

    В военное время СД привлекаются для розыска пораженных и оказания им первой помощи, для работы в лечебных учреждениях больничной базы и формированиях МС ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    По штатному расписанию в СД входит 24 человека, в том числе: командир санитарной дружины, его заместитель, завхоз, шофер. Указанное формирование состоит из 5 звеньев (в каждом по 4 человека во главе с командиром звена).

    Исходя из основного предназначения СД оснащается имуществом в соответ­ствии с утвержденным табелем. Табельное имущество санитар­ной дружины, в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежа­ется на объекте экономики, где она сформирована.

    Основными формами подготовки СД являются практические занятия и так­тико-специальные учения. При слаженной и хорошо организованной работе за 5 часов работы одна СД может оказать первую 250 пора­женным,

    Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) - территориальное формирование МС ГО. Он предназначен для оказания первой врачебной помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь.

    Штатным расписанием в отряде первой медицинской помощи предусмотрено 146 человек личного состава, в том числе - 8 врачей, 38 медицинских сестер и фельдшеров, 2 санитарные дружины и остальной обслуживающий персонал (52 чел.).

    В структуре ОПМ восемь отделений:

    · приемно-сортировочное;

    · операционно-перевязочное;

    · госпитальное;

    · эвакуации пораженных;

    · лабораторное;

    · частичной санитарной обработки пораженных и дезактивации их одежды и обуви;

    · медицинского снабжения (аптека);

    · хозяйственное.

    ОПМ, полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным иму­ществом, за 12 часов работы может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации 500 пораженных.

    Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) создаются на базе медицинских институтов (академий, университетов), институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республикан­ских) больниц. То есть, в состав БСМП входят наиболее квалифицированные медицинские кадры. Профиль БСМП определяется специальностью врачей, вклю­ченных в состав бригады, и соответствующим табельным оснащением.

    По штатному расписанию в БСМП входят: два врача, две медицинских сестры (фельдшера) и шофер.

    Основным предназначением бригад является оказание специализированной медицинской помощи пораженным и больным соответствующего профиля в боль­ницах МС ГО загородной зоны, которые они усиливают. БСМП создаются по следующим профилям: нейрохирургические, офтальмологические, травматологи­ческие, ожоговые, торакоабдоминальные, токсико-терапевтические, психоневрологические и др.

    Возможности БСМП по оказанию специализированной медицинской помощи пораженным находятся в прямой зависимости от профиля бригады. Так, личный состав БСМП хирургического профиля за 10 часов работы может выполнить 10-12 хирургических вмешательств.

    Отряд специализированной медицинской помощи (ОСМП) состоит из восьми БСМП и управления (начальник отряда, его заместитель и шофер-связной). Как правило, он предназначен для работы в больницах МС ГО загородной зоны.

    Токсико-терапевтический подвижной госпиталь (ТТПГ) создается на базе токси­кологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения. Он предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АХОВ.

    В своем составе ТТПГ имеет: управление, медицинскую часть, отделение мате­риально-технического обеспечения и развертывает приемно-эвакуационное, два терапевтических и психоневрологическое отделения. Кроме того, в составе ТТПГ предусмотрены лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения (рент­геновский кабинет, лаборатория, аптека, электростанция и др.). Имея палаточный фонд, ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения.

    Инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ) формируется на базе лечебно-про­филактических учреждений здравоохранения инфекционного профиля. Он предна­значен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций, проведения лабораторной индикации бактериальных средств.

    В составе ИПГ развертываются: приемно-диагностическое, лечебно-диагности­ческое и лечебные отделения, а также клинико-диагностическая и бактериологи­ческая лаборатории. Он имеет аптеку, транспортное, обмывочно - дезинфекцион­ное, хозяйственное отделения, столовую.

    Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) создаются на базе противочумных институтов, станций. Они предназначены для проведения проти­воэпидемических мероприятий в очагах опасных инфекций и районах широкомас­штабных катастроф.

    В составе СПЭБ имеются: управление, эпидемиологическое и бактериологиче­ское отделения. Штатным расписанием в составе данного формирования предус­мотрено 30 человек, в том числе 10 врачей и 11 помощников эпидемиолога и санитарного врача.

    Группа эпидемиологической разведки (ГЭР ), формируется на базе центров государственного санитар­но-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Она предназначена для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемио­логической разведки и отбора проб с объектов внешней среды.

    ГЭР состоит из 3-х человек, в том числе - командира - врача-эпидемиолога, помощника эпидемиолога-фельдшера (лаборанта) и шофера-санитара. Оснащается она укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет формирова­теля - ЦГСЭН.

    Группа эпидразведки в состоянии в течение часа обследовать территорию в 2 км 2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

    Подвижной противоэпиде­мический отряд (ППЭО) , формируется на базе центров государственного санитар­но-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Он предназначен для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемио­логической разведки и отбора проб с объектов внешней среды.

    Учреждения МС ГО: больницы МС ГО загородной зоны, станции переливания крови, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, склады специального медицинского снабжения, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по МС ГО и др.

    Для руководства подготовкой формирований и учреждений МС ГО, их раз­вертыванием и работой создаются органы управления (штаб медицинской службы ГО, управления больничной базы(УББ)). Работу органов управления организует руководство МС ГО (начальники МС ГО),

    В основу организации сил и средств МС ГО положены следую­щие основные принципы:

    Формирования, учреждения и органы управления МС ГО в основном созда­ются на базе существующих учреждений и органов здравоохранения с максималь­ным использованием людских и материальных ресурсов, объектов экономики (территориально-производственный принцип);

    Формирования и учреждения предназначены для работы в любых очагах массового поражения - принцип универсализации подготовки;

    Но обеспечение такой подготовки к выполнению широкого перечня разнооб­разных мероприятий в зонах катастроф не должно исключать целесообразности заблаговременного определения для каждого формирования и учреждения основ­ного ведущего функционального предназначения- принцип функционального предназначения.

    НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МС ГО

    Лечебные учреждения МС ГО предназначены для оказания пораженным квали­фицированной и специализированной медицинской помощи и лечения их до окончательных исходов. Своевременное и адекватное оказание этих видов меди­цинской помощи обеспечивает высокие показатели возвращения пораженных к труду (в боевых условиях - в строй) при одновременном снижении летальности и инвалидности. Однако существующие в мирное время лечебные учреждения не в полной мере соответствуют условиям работы при массовом поступлении в них пораженных со специфической патологией. Потребуется их заблаговременная под­готовка: расширение коечной емкости, развертывание новых, характерных для условий катастрофы функциональных подразделений, оснащение дополнительны­ми медицинскими и другими материальными средствами, подготовка медицинского кадрового состава по патологии военного и ЧС мирного времени, вывод лечебных учрежде­ний из вероятных зон разрушения в загородную зону, что позволит обеспечить их готовность к работе по новому заданному профилю (однопрофильные или много­профильные больницы) и т. д. Одновременно с такой перестройкой часть коечной емкости этих больниц сохраняется для обслуживания вывезенных больницей из города транспортабельных больных и нетранспортабельных больных, оставленных в городе (примерно 10% от числа всех больных города). Кроме того, сохраняются инфекционные, психоневрологические, педиатрические и родильные койки. Неко­торые отделения могут быть использованы для усиления других отделений, развер­тываемых больницей МС ГО. Часть медицинского персонала также выделяется на создание медицинских формирований (врачебно-сестринских бригад, ОПМ, спе­циализированных бригад, отрядов, в стационары для нетранспортабельных и т. п.).

    Во всех случаях обстановки следует сохранить функционально-административ­ную целостность больницы и расширить ее коечную емкость не менее, чем в 2 раза, используя собственную площадь помещений и дополнительно приписанную площадь других общественных зданий (школы, клубы, общежития и т. п.) из расчета в пределах 3-х кв. метров площади на койку.

    При создании больницы МС ГО необходимо, чтобы ее профиль соответствовал профилю базового лечебного учреждения-формирователя или его основным спе­циализированным отделениям, а также структуре ожидаемых санитарных потерь по характеру и локализации поражения от ведущего поражающего фактора катаст­рофы.

    Медицинские учреждения, не имеющие стационаров (поликлиники, диспансе­ры и др.), как правило, не могут являться базой создания больниц МС ГО. Их целесообразно использовать для усиления больниц МС ГО в загородной зоне или в городе, для создания невоенизированных формирований МС ГО и службы медицины катастроф (СМ К), медицинского обслуживания населения в городе, при его эвакуации и отселении.

    На базе участковых больниц целесообразно развертывать общехирургические (травматологические) отделения для пораженных с травмами конечностей (кроме раненых в бедро и крупные суставы - БКС), обширными повреждениями мягких тканей и ожогами, не требующими сложных методов лечения, а амбулатория, терапевтические, детские, родильные и инфекционные койки сохраняются для обслуживания населения по неотложным медицинским показаниям. На базе участ­ковых больниц также могут быть созданы терапевтические больницы и больницы для лечения легко пораженных.

    Такие лечебные учреждения обычно называют профилированными больница­ми. В зависимости от наличия одного или нескольких профилей лечебных отделе­ний по ведущей патологии поражения они получают наименование однопрофиль­ных или многопрофильных больниц.

    Совокупность лечебно-профилактических учреждений МС ГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению , получила назва­ние больничной базы (ББ), Руководит работой ББ специальный орган управле­ния - Управление больничной базы (УББ). Организационно ББ МС ГО состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН). В состав ЛЭН, как правило, входят лечебные учреждения нескольких районов.

    Следовательно, специализированную медицинскую помощь пораженным орга­низуют и оказывают в целом ряде лечебных учреждений, в частности в загородной зоне (в военное время, при разрушительных землетрясениях и т. п.).

    Органом, организующим работу по приему и оказанию пораженным медицин­ской помощи в лечебных учреждениях ЛЭН , является головная больница (обычно одна из наиболее крупных ЦРБ, ближайшая к зоне катастрофы). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную медицинскую помощь, а остальных распределяет по профилированным больницам данного ЛЭН.

    В составе профилированных больниц хирургического профиля развертываются следующие отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, гос­питальное с профилированными палатами, лечебно-диагностические подразделе­ния и стационар для обслуживания местного населения, а также медицинская часть и управление. В составе приемно-сортировочного отделения больницы оборудуется распреде­лительный пост (РП) и сортировочная площадка (СП).

    В профилированных терапевтических больницах обычно отсутствует операци­онно-перевязочное отделение.

    Головная больница (ГБ) на лечебно-эвакуационном направлении перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). В его состав входят врач, медицинская сестра и 6 сандружинниц. На МРП оборудуют плат­форму из досок или устанавливают автомобильные прицепы. С платформы произ­водится быстрый внешний осмотр пораженных, ознакомление с медицинской документацией. Неотложная помощь оказывается непосредственно в кузове авто­мобиля (наложение, исправление жгута и др.). С МРП пораженных на этом же транспорте направляют в больницы загородной зоны данного лечебно-эвакуационного направления (ЛЭН) в зависимости от профиля поражения. При­чем, транспорт с наиболее тяжелыми пораженными направляют в ближайшие больницы.

    Дальнейшее регулирование движения транспорта с пораженными - на пути эвакуации у въезда в ГБ выставляют вспомогательный распределительный пост (ВРП) в составе медицинской сестры (фельдшера) и санитарных дружинниц. Особую важность ВРП приобретает, когда на данном пути эвакуации находятся несколько ГБ. Допустимо направление транспорта с ВРП непосредственно по назначению в профилированную больницу МС ГО, минуя ГБ, если на транспорте нет тяжело пораженных, нуждающихся в медицинской помощи по неотложным показаниям.

    Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

    Задачи ВСМК :

    Организация Всероссийской службы медицины катастроф

    Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:

      Государственный и приоритетный характер.

      Территориально-производственный принцип.

      Централизация и децентрализация управления.

      Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

      Децентрализация управления.

      Плановый характер

      Принцип универсализма.

      Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК

      Лечебно-эвакуационное обеспечение организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

      Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.

      Принцип материальной заинтересованности и ответственности.

      Мобильность, оперативность и постоянная готовность.

      Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.

      Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.

    Федеральный уровень ВСМК включает:

      Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями,

      Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России,

      Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»,

      Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

      учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МГТС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий

      в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

    Региональный уровень ВСМК представлен:

      филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

      межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

      формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

    Территориальный уровень ВСМК представлен:

      территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

      центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

      нештатными формированиями ВСМК;

      формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас положенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

      клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

    Местный уровень ВСМК включает:

      центры медицины катастроф (там, где они создаются)

      станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

      центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

      формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений,

      формирования органов МВД, МГТС России,

      учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России,

      другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

    Объектовый уровень ВСМК включает:

      должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

      медицинские формирования;

      подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

      лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.