Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Символ Швеции tre kronor (тре крунур) – три короны. Герб швеции Корона швеции

    Символ Швеции tre kronor (тре крунур) – три короны. Герб швеции Корона швеции

    Три короны Швеции

    Первое упоминание о свионах (свеях), племенном народе населявшем вместе с гаутами (ётами) территорию древней Швеции встречается у древнеримского историка Тацита в I веке н.э. . В VI-VII веках в средней части Швеции возникло первое государственное образование — Свеарике, что означает «государство свеев». От него через промежуточные формы произошло современное шведское название страны «Сверье» (Швеция). Примерно в это же время возникло и современное название шведов — «свенскар».

    Появление трех корон на государственных атрибутах власти Швеции, относится к середине XIV века, когда на печатях шведского короля Магнуса Эриксона они расположились вверху и по сторонам королевского щита. А в конце XIV века, уже при новом короле Альбрехте Мекленбургском — короны стали основным государственным символом Швеции.

    Существует несколько толкований этой старинной геральдической эмблемы. Некоторые историки, опираясь на библейские сюжеты, соотносят появление трех корон с распространенным в Европе культом Трех Королей — волхвов, приносивших дары младенцу Иисусу Христосу. Другие видят в шведских коронах символ Святой Троицы. Но есть и чисто геральдические толкования. Отдельные знатоки геральдики считают, что три короны это либо венец из родового мекленбургского герба, усиленный священным числом три, либо легендарный герб короля Артура, воплощающего нравственные идеалы рыцарства, либо какой-нибудь «баснословный» герб одного из древнеирландских королей. Есть и другая версия: когда скандинавские страны объединились в одно государство — Кальмарскую унию (1397 г.), тогда шведские короны заняли вторую четверть общего герба союзных королей, и этот символ стал выражать единство Дании, Швеции и Норвегии.

    Собственно в годы Кальмарской унии и сложился шведский королевский герб. Король Карл Кнутссон разделил лазуревое поле щита золотым крестом (вид шведского флага) и в центре разместил щиток с изображением собственного родового герба — золотая ладья в черном поле, в 1-ом и 4-ом полях щита — три золотые короны, во 2-о м и 3-ем — золотой лев поверх трех левых перевязей. При смене королевской власти менялся и средний щиток герба, вносились некоторые изменения в его украшение. Это продолжалось до 15 мая 1908 года, когда законом были официально утверждены Большой государственный королевский и Малый государственный гербы Швеции.

    Столица Швеции — Стокгольм расположен на берегах пролива, или, точнее, протоки Норстрём, соединяющей залив Балтийского моря Салтьшён с озером Маларен. Здесь начинался знаменитый путь «из варягов в греки». Есть разные толкования названия этого города. Наиболее убедительное предание гласит, что после того как враги проникли в Меларен и разрушили древнюю резиденцию шведских королей Сигтуну, которая стояла на берегу одного из заливов озера, уцелевшие жители пустили по обычаю викингов, бревно по воде и на острове, куда его прибили волны было основано новое поселение Стокгольм. «Stok» — означает по шведски — бревно, кол, свая; «holm» — остров. На русских дипломатов Ивана Грозного во время посещения Стокгольма большое впечатление произвели оконные стекла города, т.к. в России в оконные рамы вставлялась слюда. Поэтому в те времена шведскую столицу русские называли созвучным именем Стекольна.

    В 1252 году Стокгольм получил городские права и статус столицы Швеции, вероятно тогда и был создан его герб, но официально он утвержден только в 1934 году.

    Герб Стокгольма имеет следующий вид: в лазуревом поле голова святого Эрика; корона золотая.

    Появление в гербе изображения шведского короля Эрика IX , правившего страной в 1150—1160 годах, связано с известным фактом из его королевских дел — обращением язычников-финнов в христианскую веру, за что шведы и считают его святым.

    Россия - страна хоккейная, и Швеция – страна хоккейная. А потому практически всем россиянам известен шведский герб в виде трёх корон на свитерах шведских хоккеистов.

    А вот почему у Швеции, по государственному устройству

    являющейся королевством, на гербе целых три короны - никто и не знает.

    Открываем Википедию, и что же мы там видим? Всяческий детский лепет про «символ трех основных богатств Швеции: «гор, лесов и воды», или «…что три короны символизируют трех скандинавских языческих богов: Тора, Одина и Фрея (и это в христианской то стране! Какая глупость!)» - эта точка зрения становится очень популярной среди готицистов в XVII и XVIII веках.»

    Ну и прочую чушь, что он у кого – то там был заимствован, но неизвестно у кого.

    Со своей же стороны сказать могу одно – короны могут обозначать только владетельные права короля на какие – то земли или племена - народы.

    Для примера можно посмотреть на титул Императора Всероссийского и герб Российской Империи, увешанный гербами земель с коронами.

    Потому три короны на гербе Швеции на самом деле могли обозначать только три земли или три племени - народа, которыми владел шведский король.

    Одна из них и есть Швеция со шведами, а где же две другие?

    А теперь вот что:

    В 2001 году в Москве проводилась выставка "Орел и Лев. Россия и Швеция в XVII веке". Материалы выставки были опубликованы в каталоге .

    И была на той выставке представлена «Плачевная речь на погребение короля Карла 11», написанная на русском языке латинским шрифтом.

    Автором был шведский языковед и собиратель книг Юхан Габриэль Спарвенфельд (1655-1727), три года проживший в Москве. Спарвенфельд держал свою "Placzewnuju recz" в связи с похоронами Карла XI в Стокгольме 24 ноября 1697 г. В то время Спарвенфельд был ПРИДВОРНЫМ ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕРОМ.

    В 2009 г. Фоменко и Носовский в (главе 9 книги "ЦАРСКИЙ РИМ в Междуречье Оки и Волги") сослались на этот документ и с тех пор практически вся информация, довольно распространенная об этом документе в Рунете - копипаста их текста.

    Обсуждение в основном идёт по теме «Так на каком же языке говорили в Швеции в конце 17 века?» - при этом и «противники» и «сторонники» существования русского языка в Швеции конца 17 века в упор не замечают самой главной (стоящей прямо в оглавлении) и тем более даже исторически невозможной информации – а именно титулования Карла XI.

    А между тем, из трёх титулов последние два у него весьма своеобразные и не в какие исторические рамки не влезающие: король готский и вандальский.

    Только в одном из обсуждений один человек заикнулся об этом, но его тут же заткнули, типа это какая – то там аллегория.

    Ничего себе аллегория – официальный титул!

    Вот ещё большое изображение с титулами его знаменитого предка, потрясавшего Европу в Тридцатилетней войне – Густава Адольфа - для увеличения картинки покрутить колёсиком мышки.

    На нём мы видим то же самое, только написанное по – латыни.

    Самым смешным здесь является то, что никакой «фоменковщиной» тут и не пахнет – вся информация из традиционной «науки история».

    Так что мы видим, что иногда для небольшой аудитории выставок можно вытащить из загашников документы, учебникам истории никак не соответствующие – и даже полностью их опровергающие.

    А народ? Что народ – что в головы в школе вложили, то и думает. И в упор не хочет взглянуть даже в очи видное.

    Впрочем, если сделать в поисковике запрос «Король шведов, готов и вандалов» - то выскочат ссылки на многих шведских королей, эти титулы имевших.

    И титул этот был у них аж до 1973 года:

    Интересно, что сейчас в Швеции правит самый первый монарх, королём готов и вандалов не являющийся:

    Теперь я лось, а не вандал

    Впрочем то, что у нас называют «Фоменковщиной» вполне можно было бы называть «Пушкинщиной» - а всё потому, что Александр Сергеевич первым поднял тему исторических фальсификаций в одном из своих произведений – вот кто сможет назвать его?

    Корона

    Шведская королевская корона

    Щитодержатели

    Золотые стерегущие коронованные львы с червлёными языками

    Ордена

    Государственный герб Швеции (швед. Sveriges riksvapen ) - один из главных государственных символов страны. Oфициально существует в двух вариантах - большой (швед. stora riksvapnet ) и малый (швед. lilla riksvapnet ) . Большой герб одновременно является гербом главы государства и состоит из нескольких частей. Малый герб является гербом собственно Швеции и представляет собой лазоревый щит , с тремя золотыми открытыми коронами , две над одной, увенчанный шведской королевской короной. Три короны на синем поле появились в Швеции в XIV веке при короле Альбрехте Мекленбургском . Впервые изображение трех корон появилось на гербе ирландского королевства Манстер .

    Описание

    Построение и использование герба Швеции регулирует Закон (1982:268) о Государственном гербе Швеции, который гласит:

    1 § Швеция имеет два герба: большой Государственный Герб, который также является личным гербом главы государства, и малый Государственный герб.

    Государственный герб используется как символ шведского государства. Помимо главы государства большой Государственный герб в определённых случаях может использоваться парламентом, правительством, шведскими зарубежными представительствами и вооружёнными силами.

    С позволения главы государства, прочие члены королевской семьи могут использовать большой Государственный герб в качестве личного герба, с внесением в него определённых изменений и дополнений, определённых главой государства.

    2 § Большой Государственный герб представляет собой лазоревый щит, разделённый на четыре части золотым крестом, имеющим в середине герб королевского дома.

    Щит поддерживают два золотых коронованных стерегущих льва с раздвоенными хвостами и червленым вооружением, стоящие на золотом основании .

    Фоном для Большого герба служит пурпурная на горностае мантия, с золотой бахромой, шнурами и кистями.

    Большой Государственный герб может существовать и без орденских знаков, щитодержателей , основания и мантии .

    3 § малый Государственный герб представляет собой коронованный королевской короной лазоревый щит , с тремя открытыми золотыми открытыми коронами , две над одной. Щит может быть окружен знаками ордена Серафимов .

    Малым Государственным гербом также будут являться три открытых золотых короны, две над одной, без щита и королевской короны.

    Власти, использующие малый Государственный герб и имеющие его изображения, символизирующие их статус, предварительно должны получить разрешение на использование малого Государственного герба от государственного совета по геральдике.

    Напишите отзыв о статье "Герб Швеции"

    Примечания

    Ссылки

    • (швед.)
    • (швед.)

    См. также

    Отрывок, характеризующий Герб Швеции

    – Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
    – Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
    – Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
    – Ну, так так и скажи ему.
    – Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
    – Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
    – Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
    – Ну всё таки надо отказать.
    – Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
    – Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
    – Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
    – Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
    – Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
    – Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
    – Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
    Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
    – Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
    – Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
    Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
    – Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

    На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
    После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
    Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
    Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

    После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
    – Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
    Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
    Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

    Если бросить беглый взгляд на гербы Скандинавских государств, нельзя не отметить общую почти для всех деталь: почти везде есть изображение в равной степени экзотических для северных стран львов и леопардов. Почему они присутствуют в гербах Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии?

    Знамя, упавшее с неба

    Леопард на гербе Дании появился около 1190 года при Кнуде VI Вальдемарссоне, почти одновременно с леопардами Ричарда Львиное Сердце. Следовательно, перед нами один из старейших государственных символов. Леопарды датского короля были лазоревыми в золотом поле, украшенном червлеными сердцами. Это изображение сохранялось в гербе Дании при всех правителях. Дошло оно и до наших дней, и в современном государственном гербе Королевства Дания занимает первое поле.

    Деление щита на датском гербе особенное. Оно произведено не при помощи линий, а при помощи креста. Это не случайно. Ведь крест — его называют Даненброг — считается одной из национальных эмблем датчан. Иногда изображения крестовых знамен чеканили на монетах датские короли, например Регнальд Готфредссон в десятом или Вальдемар Великий в двенадцатом столетии.

    Однако легенда связывает появление Даненброга (так называют не только крест, но и знамя с крестом) с другим правителем — королем Вальдемаром II Победителем. Если верить преданию, красное знамя с белым крестом упало с неба к его войскам в критический момент битвы с эстами в 1219 году и помогло одержать победу. Об этом сказано даже в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

    С XV столетия герб датских королей представлял собой соединение гербов союзных королей Дании, Швеции, Норвегии и Вандалии. В центре помещался щиток с их династическими гербами. Позднее в серединном щитке по очереди появлялись то датские леопарды, то династические ольденбургские и дельменгорстские знаки, и в зависимости от этого перестраивался весь геральдический щит.

    В XVIII веке датский герб принял вид, близкий к современному: щиток с династическим гербом наложен на большой щит с гербами королевств, входящих во владения датской короны. Геральдический щит поддерживают бородатые дикари с дубинами, изображения которых появились в датском гербе в 1449 году. По правде говоря, никто не дает этому объяснения: считается, что дикарей «занесла» в датский герб династия Ольденбургов, таким образом заявившая о своем древнем происхождении. Щит был увенчан короной и окружен цепями высших государственных орденов — Слона и Даненброга.

    В 1960 году определены Большой и Малый государственные гербы Датского королевства. Малый герб представлял собой собственно герб Дании, в котором леопарды были окончательно заменены «леопардовыми львами». Большой герб Дании имел сложную структуру и пышные украшения. Он употреблялся королевским семейством, двором и гвардией.

    Вступившая на престол в 1972 году королева Маргарита II отреклась от всех не подкрепленных реальной властью титулов, кроме датского королевского. Из герба исчезли эмблемы германских владений — гербы королевств Готов и Вендов. Леопардовые львы Шлезвига сохранились, так как часть Шлезвига вернулась Дании в 1920 году.

    Второе поле с тремя коронами датчане объясняют как эмблему Кальмарской унии, в которую объединялись скандинавские королевства с 1 397 по 1523 год. При Маргарите II сложной формы «орденский» крест Даненброга был заменен прямым «знаменным».

    Огонь вулканов и вода гейзеров

    В 1918 году Исландия была провозглашена независимым королевством в унии с Данией. В 1944 году островное государство вышло из унии и объявило себя суверенной республикой. Тогда и был создан исландский герб. Геральдический щит несет рисунок национального флага и поддерживается сразу четырьмя щитодержателями. Они же духи-хранители Исландии. Согласно древним сагам они должны охранять остров от датских королей. Символика цветов исландского флага — червленый огонь вулканов, серебряная вода гейзеров, лазурь моря и неба.

    Три короны

    В Швеции львы сохранились только в большом королевском гербе. И идет эта традиция опять же с незапамятных времен. Львы-щитодержатели закрепились в гербе с конца XVI века и изображаются с раздвоенными хвостами. Обратим внимание на двух других львов, помещенных во втором и третьем полях щита, разделенного большим крестом. Это так называемые готские львы. Они изображены поверх серебряных потоков в лазоревом поле.

    История их появления такова. Сначала в гербе короля Эрика III около 1224 года появилось сразу три леопарда, один под другим, как на датском. Этот герб принял наследовавший Эрику III племянник Вальдемар, который принадлежал к другому роду — Фолькунгов. Отец Вальдемара ярл Биргер имел другой родовой герб — льва поверх трех левых перевязей. Как видим, он весьма напоминает изображения во втором и третьем полях щита на современном королевском гербе Швеции. Все дело в том, что короля Вальдемара сверг с трона его родной брат Магнус, получивший прозвище Защитника Крестьян, который в отличие от своего предшественника сохранил верность родовому гербу Фолькунгов, но лев с тех пор стал коронованным.

    На старейшей из известных печатей Магнуса Защитника Крестьян вверху и по сторонам королевского щита имеются три короны. В XIV веке, при короле Альберте Мекленбургском, три короны стали основным символом Швеции.

    Существует несколько толкований этой геральдической эмблемы. Некоторые соотносят появление трех корон с распространенным в Европе культом Трех Королей — волхвов, приносивших дары младенцу Иисусу Христу. Этот культ оживился после переноса в 1164 году Фридрихом Барбароссой их мощей из Милана в Кёльн. Другие видят в шведских коронах символ Святой Троицы. Но есть и чисто геральдические толкования. Отдельные знатоки геральдики усматривают в этой эмблеме либо венец из родового мекленбургского герба, усиленный священным числом три, либо легендарный герб короля Артура, воплощающего нравственные идеалы рыцарства, либо какой-нибудь «баснословный герб» одного из древнеирландских королей.

    Три короны неожиданно обрели новый смысл, когда скандинавские королевства объединились в одно государство — Кальмарскую унию. Шведские короны занимали тогда вторую четверть общего герба союзных королей, и этот символ стал выражать единство Дании, Швеции и Норвегии.

    Собственно шведский герб сложился еще в годы Кальмарской унии. При Карле Кнутссоне, провозгласившем себя королем Швеции в 1448 году и правившем с перерывами до 1470 года, геральдический щит разделили на части золотым крестом. По легенде эта эмблема появилась в XII веке. Если верить преданию, шведский король Эрик IX перед походом на язычников-финнов увидел в небе крестообразное золотистое сияние. Однако истоки символа куда древнее. В описании жизни римского императора Константина Великого говорится, что перед битвой со своим соперником полководцем Максентием он видел на небе знамение — составленный из звезд сияющий крест. Этот знак Константин приказал изобразить на оружии и знаменах своих войск, что будто бы и помогло выиграть решающую битву у Мильвийского моста. Карл Кнутссон ввел в шведский герб и срединный щиток с изображением собственного родового герба — золотую ладью в черном поле.

    В 1523 году Кальмарская уния распалась. В Швеции королем стал Густав Ваза, и в срединный щиток вместо ладьи был помещен новый династический герб — сноп. В шведском языке родовое прозвище «Ваза» созвучно слову, обозначающему сноп, связку прутьев, пучок растений и тому подобное.

    Густав Ваза принял тройной титул — «Король Шведов, Готов и Вендов», возможно, в подражание чрезвычайно пышным титулам датских королей. В соответствии с этим значение трех корон дома Фолькунгов было в очередной раз переосмыслено. И именно так стали объяснять происхождение трех корон на гербе Швеции.

    При Густаве Вазе или при его сыне Эрике XIV переменились и первоначальные цвета герба. Вместо черного пучка в золотом поле появился золотой сноп в лазорево-серебряно-червленом поле, дважды скошенном справа. Постепенно менялись и очертания снопа, который в конце концов стал напоминать вазу с ручками.

    Позднее на шведском престоле королевские династии долго не задерживались. Большой герб все время оставался неизменным, менялись только династические эмблемы в щитке: палатинов Рейнских, ландграфов Гессен-Кассель и, наконец, герцогов Голштейн-Готторпских...

    В 1810 году последний из династии шведских Готторпов усыновил наполеоновского маршала Жана Батиста Бернадота, принца де Понтекорво. Спустя восемь лет маршал занял шведский трон, приняв имя Карла XIV Иоанна. В знак преемственности, а не в знак родства, которого не было, в срединном щитке королевского герба снова появился герб династии Ваза, а рядом — принцев Понтекорво — в лазури над серебряным потоком (волнистой оконечностью) серебряный мост о трех арках и с двумя башнями, а над мостом наполеоновский орел с двумя перунами.

    Спустя некоторое время наполеоновский орел на шведском гербе превратился в ворона. Трудно сказать, случайно или намеренно возникла эта путаница. Слово «corvo» по-итальянски означает «ворон», а «ропте corvo» переводится как «горбатый мост».

    Законом от 15 мая 1908 года было закреплено официальное изображение большого и малого гербов Швеции. Место ворона в гербе Понтекорво снова занял наполеоновский орел...

    Лев Святого Олафа

    Около 1200 года появился свой герб у правителя Норвегии: золотой в червленом поле коронованный лев Святого Олафа с боевым топором в передних лапах. Это изображение почти в точности воспроизведено на современном гербе Норвегии. На остроконечном «варяжском» щите красного цвета под королевской короной без драгоценных камней шествует лев с секирой е лапах.

    Норвежский королевский герб, подобно датскому, украшен династической символикой. Здесь мы видим такой же щит, но корона над ним с драгоценными камнями. Из-под нее выпущена мантия с горностаевой подкладкой: Щит окружен цепью со знаком ордена Святого Олафа, основанного королем Оскаром I в 1847 году.

    Заносящий меч и попирающий саблю

    Первыми герцогами Финляндии были шведские принцы из рода Фолькунгов. В их родовом гербе присутствовал лев. Первый герб Финляндии был пожалован в 1557 году шведским королем Густавом Вазой своему сыну Иоанну вместе с титулом Герцога Финляндии. Этот герб был составлен из гербов двух важнейших провинций герцогства: Северной Финляндии (Сатакунты) и Южной Финляндии, или собственно Финляндии. На гербе последней, кроме всего прочего, был изображен черный медведь, заносящий меч. Позже появился единый герб, обозначавший все шведские восточные владения, включая Финляндию и Карелию. Таким гербом украшена гробница Густава Вазы в городе Упсала. Это коронованный щит с золотым коронованным львом в червленом поле. Правая передняя лапа льва закована в латы и заносит меч, задними лапами лев попирает брошенную кривую саблю. Червленое поле усыпано серебряными розами — на гробнице Густава их девять. Надо полагать, лее взят из шведского королевского герба, а его жест заимствован из герба Северной Финляндии или княжества Карельского, где изображалась десница с занесенным мечом.

    Когда Иоанн Ваза взошел на шведский престол, то с титулом «Король Шведов, Готов и Вендов и прочая» соединил свой прежний титул «Великий Князь Финляндии и Карелии» (по-латински Финляндию именовали великим герцогством, а по-шведски — великим княжеством). Иоанн III из соображений престижа включил в королевский герб закрытую корону.

    В таком виде герб Финляндии сохранялся до конца столетия, а в начале XVII века жест льва несколько изменился: он стал попирать лезвие сабли правой задней лапой, а левой передней закогтил рукоять меча. Исчезла с головы льва и корона. Вскоре куда-то подевались и латы, а хвост льва оказался раздвоен. Но зато сохранились десять серебряных роз.

    Подобным образом выглядел герб Финляндии, когда великокняжеский престол заняли русские Романовы. Правда, при Александре II была введена в герб специальная финляндская великокняжеская корона. Выглядела она несколько нелепо: с двухглавым орлом на переднем зубце, с высокими «вспомогательными» зубцами, но зато без боковых. Сами подданные эту корону упорно не желали признавать, под любым предлогом заменяя ее великогерцогской. Вне зависимости от официально утвержденного герба «русской Финляндии» финны придерживались своих традиций и повсеместно употребляли герб с изображением, повторяющим щит с гробницы Густава Вазы, но с закрытой короной.

    Декларация независимости Финляндии, провозглашенная в декабре 1917 года, и утвержденная в июле 1919 года конституция закрепили этот вариант. Но в 1920 году корона перестала венчать щит, и герб курьезным образом лишился символа суверенности как раз тогда, когда Финляндия действительно стала суверенной.

    Георгий Вилинбахов, Михаил Медведев