Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Слоги и слогораздел в русском языке. Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау Сильный слог называется

    Слоги и слогораздел в русском языке. Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау Сильный слог называется

    Содержание статьи

    СЛОГ, последовательность звуковых сегментов, выступающая как единое произносительное и структурное целое, своего рода речевой квант. Носитель языка при скандировании способен членить речь на слоги: – Спар-так – чем-пи-он ! За этой способностью стоит интуитивное знание говорящим правил квантования звучащей речи, в системе же языка этим квантам соответствуют закономерно построенные цепочки фонем. Таким образом, слог является одновременно речевой (фонетической) и языковой (фонологической) единицей.

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СЛОГА

    Предполагается, что в артикуляционной системе слог реализуется не как механическая сумма составляющих его звуков, а как цельный комплекс движений, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам (Л.А.Чистович).

    При программировании произнесения внутри слога действуют так называемые правила коартикуляции, т.е. совмещения во времени неантагонистических признаков соседних звуков. В частности, артикуляция гласного накладывается на артикуляцию предшествующего согласного: так, в слове куб вытягивание губ, свойственное у , происходит уже на звуке к. Аналогичным образом, при «таймировании» (задании длительностей звуков) учитывается их положение в слоге: наличие комплекса согласных после гласного ведет к сокращению последнего, а отсутствие конечных согласных – к удлинению.

    С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В акустическом сигнале «дыхательному импульсу» отвечает восходяще-нисходящая дуга звукового давления – «волна звучности» (или сонорности).

    Этому импульсному принципу организации звукового потока соответствует универсальная тенденция распределения сегментов разных классов внутри слога: вершину (ядро) слога нормально образует гласный (как представитель класса наиболее громких звуков), а в сочетаниях согласных внутри слога более близкую позицию к ядру занимает сонорный (т.е. согласный типа r , l , n ), а более дальнюю – шумный (т.е. согласный типа p , t , f , s ). Сонорные обладают бóльшей акустической энергией, чем шумные; этим и определяется их бóльшая близость к гласному в естественно построенном слоге. Если условно обозначить класс гласных с помощью V, сонорных с помощью R, а шумных с помощью T, то указанную тенденцию можно сформулировать как предпочтение универсальной схемы TRVRT. Любой вкладывающийся в эту схему слог (RV, TV, TRV, TVRT и т.д.) соответствует принципу «волны звучности». Однако многие языки используют только часть потенциальных слоговых схем; с другой стороны, существуют языки, в которых принцип «восходяще-нисходящей звучности» нарушается.

    СТРОЕНИЕ СЛОГА В ЯЗЫКАХ МИРА

    Законы построения звуковых цепей в языках мира по большей части связаны именно со структурой слога (слоговая фонотактика). Есть и другие законы фонотактики, которые не связаны со слоговыми позициями (например, правила уподобления соседних согласных по глухости/звонкости). При описании структуры слога выделяется два уровня его членения на компоненты (составляющие). Выраженное согласным звуком, иначе говоря, консонантное начало (инициаль) противопоставляется последующей части (рифме), которая далее расчленяется на вокалическое (выраженное гласным звуком) ядро, называемое «вершиной», и консонантный конец (финаль). Например, структура слога полк такова:

    Рифма как отдельный компонент выделяется по двум причинам.

    Во-первых, она обычно используется как рифма в стихе

    (п-олк – в-олк ). Имеется и собственно лингвистическая причина: так называемая «тяжесть» слога (а она во многих языках играет роль при расстановке ударения в слове) оценивается по структуре рифмы.

    Слог, имеющий начальный согласный, называется прикрытым, а не имеющий его – неприкрытым. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его – открытым.

    Большинство языков мира имеют фиксированную слоговую структуру: возможные комбинации фонем в слоге жестко регламентированы. Наиболее простой является слоговая структура языков с открытым слогом и без комплексов согласных в инициали, т.е. допускающих только слоги типа CV и V, где символом C обозначен любой согласный звук. Таковы, например, полинезийские языки и южноамериканские языки семьи тупи-гуарани. В заимствованных словах закрытый слог устраняется здесь добавкой гласного: англ. coat > koti в маори.

    Многие языки мира допускают слоги с одноконсонантной финалью. Таковы, в частности, финно-угорские, чукотско-камчатские (кроме ительменского), арабский, корейский и проч. В этих языках отсутствуют сочетания согласных в начале и конце слова, однако пары согласных внутри слова (между ними и проходит слогораздел) совершенно нормальны. Примеры из арабского: "солнце", c ub = zun "хлеб" (здесь знак = показывает слогораздел).

    Среди перечисленных имеются языки, в которых правила формирования слоговой структуры требуют вставки выполняющего роль служебной фонемы нейтрального гласного (типа ) внутрь недопустимых сочетаний согласных, которые возникают при сложении морфем в слове. Пример из алюторского языка (Камчатка): "я его сжимаю" (плюс указывает морфемную границу). Здесь служебные (они отделены дефисом) вставлены между консонантными морфемами по стандартным правилам. Слоговая структура этого слова такова: .

    Различные способы устранения недопустимых начальных сочетаний согласных часто наблюдаются в заимствованиях. Один из них состоит в упрощении начального сочетания, ср. эстонские формы: kool "школа", tool "стул". Другой способ состоит в добавлении начального гласного (это явление называется протеза). Примеры с теми же словами из андийского языка (Дагестан): "школа", ustul "стол".

    Дальнейшее расширение репертуара допустимых слогов может идти по линии усложнения как инициали, так и финали. Наиболее типичные структуры хорошо согласуются с универсальным принципом «восходяще-нисходящей звучности», который предполагает цепочку «шумный + сонорный» для инициали и «сонорный + шумный» для финали. Однако далеко не все языки используют оба типа сочетаний согласных. Так, в большинстве дагестанских языков используются конечные сочетания -RT, а вот в начале слога допускается только один согласный. Соответственно, внутри слова возможны лишь трехконсонантные последовательности -RT = R- и -RT = T-. Примеры из арчинского языка: dump = li "мячом", marz = dut "чистый".

    Пример языка, в котором активно использовались начальнослоговые последовательности TR-, дает древнерусский: , , , и т.д. (знаки и в древнерусском обозначали различные редуцированные гласные). Встречались также начальные сочетания фрикативных со взрывными (TT-): сп- , ст- , ск- ( , ) и их комбинации с сонорными (TTR-): , . При этом согласные в конце слога не допускались (закон открытого слога). Таким образом, древнерусский язык имел четкую слоговую структуру и звуковая цепь однозначно делилась на слоги. Такая организация звуковой цепи сохраняла свойства общеславянского языка.

    Однако позднее, в результате утраты редуцированных гласных, в русском и других славянских языках возникли разнообразнейшие сочетания согласных. Примеры сочетаний в начале и конце слова в польском и русском языках: drgn ac "вздрогнуть", pstrag "форель", glu pstw "глупостей"; вздр огнуть, Пск ов; черств , Волжск. Отсутствие строгой структурированности консонантных последовательностей характерно и для ряда других языков мира (абхазо-адыгские и картвельские языки Кавказа, индейские языки Северной Америки). Примеры сложных начальных сочетаний в грузинском языке: brdz ola "борьба", t"k"b ili "сладкий".

    Языки со сложными консонантными комплексами в начале и конце слова имеют обычно и весьма разнообразные срединные сочетания (русские примеры: бедств енный , мудрств овать ). Во многих таких случаях однозначное проведение границы между слогами невозможно. Даже предложенный польским лингвистом Е.Куриловичем принцип, в соответствии с которым слогораздел должен давать сочетания, типичные для начала и конца слова, исключает лишь часть возможных членений: для русского языка допускаются, например, членения ве=сна и вес=на ; о=стрый , ос=трый и ост=рый. Интуиция носителей языка также не дает здесь однозначного решения. Однако существует и точка зрения (Л.В.Бондарко), согласно которой слогораздел в русском слове всегда проходит после гласного.

    Из сравнения слоговой фонотактики в разных языках мира следует вывод, что имеется два разных способа организации звукового потока, которые можно условно назвать «квантовым» и «волновым» (С.В.Кодзасов, И.А.Муравьева). «Квантовая» речь основана на сложении слоговых цепочек со строго фиксированной внутренней структурой и четко заданными границами. «Волновая» речь основана на чередовании вокалических «вершин» и консонантных «провалов»; при этом структуры консонантных сочетаний являются неопределенными, а границы нисходящего и восходящего склонов соседних слоговых импульсов – размытыми. Языки типа русского относятся к «волновым», тогда как языки, которые рассматривались до него, являются «квантовыми».

    Однако провести четкое различие между языками первого и второго типа удается не всегда. Основные европейские языки занимают промежуточное положение. Например, в английском языке корневые морфемы имеют относительно простую базовую структуру конечнослоговых комплексов – это в основном сочетания сонорного с шумным (bulk, since, band, ink) или двух глухих шумных (mist, apt). Однако концы словоформ часто бывают отягощены сложными конечными сочетаниями, возникающими в результате прибавления консонантных аффиксов – th, -s, -d: sixth, tenths, twelfths, plunged, glimpsed. Такие сочетания не описываются простыми общими законами. Более ограниченную сочетаемость мы находим в немецком и французском языках, но и здесь представлены конечные комплексы, не характерные для языков со строгой структурой слога (нем. sagt, Angst; фр. prendre, ventre).

    Тенденции организации конца и начала слога не симметричны. Если одни языки подчиняются закону открытого слога, то другие языки, напротив, не допускают неприкрытого слога. Универсальным нейтральным слогом необходимо признать слог структуры CV; такие слоги наиболее частотны в любом языке. При этом языки различаются по тому, насколько употребительны в них неприкрытые слоги. Так, для славянских языков этот тип слога не столь типичен. Некоторые из слов праславянского языка, которые начинались с гласных, в нынешних языках получили протетические согласные (ср. ст.-сл. – рус. ягненок , ст.-сл. – рус. восемь ). Для русских корней характерно почти полное отсутствие так называемых зияний, т.е. сочетаний гласных, не разделенных согласным (типа паук ). Однако при возникновении зияний в производных словах они не устраняются (научить , наигрывать ), т.е. системного запрета на неприкрытость слога нет. В то же время существуют языки, в которых слог обязательно прикрыт согласным. Если морфема в исходной форме не имеет начального согласного и при построении слова он не присоединяется слева, то используются разные техники устранения неприкрытости слога. Например, в алюторском языке начальный гласный слова прикрывается гортанной смычкой, а в срединных сочетаниях гласных устраняется один из членов: "он говорит" > , ga + iv + lin "он сказал" > givlin . В других языках может использоваться иная техника устранения зияний – вставка глайдовых согласных (j , w , ).

    Однако существуют языки с гораздо большей терпимостью к неприкрытым слогам, и в таких языках допустимы длинные цепочки одногласных слогов. Таковы языки банту (пример из камба: koioauai "это невыносимо") и полинезийские языки (пример из маори: tuuaaumu "заклинание").

    Иногда сонорный бывает отделен от ближайшего гласного шумным согласным; стандартная схема слога при этом нарушается. В этом случае сонорный может стать вершиной дополнительного слога: он произносится более звучно, чем обычно («вокализуется»). Примеры из русского языка: театр , корабль (в квадратных скобках дана фонетическая транскрипция, в ней слоговое произношение согласного обозначается кружочком снизу). Примеры из английского языка: little , written . В русском и английском языке сонорные никогда не являются единственными (а тем самым ударными) слогоносителями в слове, однако существуют языки, в которых слоговой сонорный выступает как вершина единственного слога (таковы, в частности, чешский, сербский и др. славянские языки). Примеры из чешского: srp "серп", smrt "смерть", vlk "волк". Эти слоговые сонорные восходят к праславянскому языку, а в нем, как предполагается, они отражают соответствующие звуки праиндоевропейского языка.

    СЛОГ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКА

    Структура слога и ударение.

    Ритмическая схема слова в качестве основы имеет слоговую структуру. Фонетическое выделение одного из слогов делает его ритмической вершиной – носителем словесного ударения. Природа этого выделения в разных языках различна, однако имеются случаи, когда размещение ударения зависит от так называемой «тяжести» слогов. Если рифма состоит из одного лишь краткого гласного, то слог является «легким», «тяжелыми» же являются слоги, содержащие консонантную финаль или же имеющие долгий гласный в качестве ядра. Обычно «тяжесть» слога имеет значение в том случае, когда выбор ударения ориентирован на начало или конец слова. Примером является латинский язык, который имеет ударение на предпоследнем слоге, если он является тяжелым; в противном случае ударение размещается на втором слоге от конца независимо от его тяжести: natú:ra "природа", но né:bula "туман"; modéstus "скромный", но ásinus "осел" (знаком «:» обозначена долгота гласного звука).

    Слог и слово.

    В большинстве языков минимальной единицей ритмико-слоговой организации речи является слово. Нарушающий эту закономерность тип ритмико-слоговой структуры обнаруживает французский язык, который в качестве минимальной ритмической единицы имеет синтагму – грамматически и семантически объединенную группу слов. Ритмической вершиной синтагмы является ее последний слог, тогда как неконечные слова в составе синтагмы ударения не имеют. Синтагма объединяется не только ударением, но и отсутствием ориентации на границы морфологических слов при слогоделении – внутри нее происходит свободное слоговое перераспределение звуков, относящихся к разным словам, например, C"est une autre affaire "Это другое дело". (Это явление называется слоговым переразложением.) Такой тип ритмико-слоговой организации речи является редким исключением – обычно границы слова совпадают со слоговыми границами.

    Моносиллабические языки.

    В большинстве языков мира членение слова на минимальные значимые единицы (морфемы) и на слоги не скоррелировано. Ср. морфологическое и слоговое строение русского слова отыскалась : от+иск+а+л+а+сь [а=тыc=ка=лас"]. Границы морфем и слогов здесь не соотнесены: части одной морфемы оказываются внутри разных слогов, соединяясь с частями соседних морфем, т.е. имеет место слоговое переразложение морфем. Однако имеется особый тип языков (морфосиллабические, или моносиллабические), в которых морфема и слог совпадают. Сюда относятся языки Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.), на которых говорит значительная часть населения земного шара.

    Слог моносиллабических языков имеет строгую структуру, которая описывается специфическим образом. Инициаль (она в большинстве языков этого типа может быть реализована не более чем одним согласным) противопоставляется финали. Финаль подразделяется на медиаль (ее представляют полугласные "змея" ("длинный" + "червяк"); fu = mu "родители" ("отец" + "мать"); "портфель" ("кожа" + "обертка").

    Ограниченность звукового материала компенсируется также наличием в моносиллабических языках тональных смыслоразличительных противопоставлений. Тон характеризует слог как целое, реализуясь на всем его протяжении. Число тонов различается по языкам и диалектам. Так, в пекинском диалекте китайского языка имеются четыре тона. Например, слог так меняет значение в соответствии с тоном произнесения: "терять"(высокий ровный тон), "десять"(восходящий тон), "история" (нисходяще-восходящий тон), "дело" (нисходящий тон).

    Тон является не единственным просодическим признаком, который может характеризовать слог как целое; ко всем сегментам слога могут относиться также и тембровые признаки типа палатализованности, веляризованности, фарингализованности.

    Слог

    Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

    Особенности слогообразования

    В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (-та-) и неприкрытые (-ата-).

    В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

    Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

    Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

    Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

    Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

    Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

    Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

    Слоги существуют, так как:

    1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
    2. Слог - основная единица в стихосложении .

    Теории о природе слога

    Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

    Экспираторная теория слога

    По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя - столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - напротив: один слог, но два выдыхания.

    Сонорная теория слога

    По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен . Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902-1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это - пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» - один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:

    Была в Останкине зима,

    Декабрь (де-кабрь ), число тридцатое (…)

    Была в Останкине зима, Декабрь (де-ка-брь ), тридцать первое.

    Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

    Теория напряжённости

    По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба , слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.

    Динамическая теория слога

    По динамической теории , слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове - слоговые, менее сильные - неслоговые.

    Литература

    • Актуальные проблемы культуры речи. - М., 1970.
    • Вербицкая Л. А. Русская орфоэпия. - Л., 1976.
    • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979.
    • Кочергина В. А. Введение в языкознание. - Л., 1991.
    • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М., 1987.
    • Трубецкой Н. С. Основы фонологии. - М., 1960.

    Ссылки

    • Мария Каленчук «Слог и ударение» // Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (3 издание) / Главный редактор М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2004. - С. 88-89, 92. ISBN 5-8483-0051-8

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Адский вампир
    • Интернет-кафе

    Смотреть что такое "Слог" в других словарях:

      слог - слог, а, мн. ч. и, ов … Русский орфографический словарь

      Слог - одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

      слог - 1. СЛОГ, а; мн. слоги, ов; м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Ударение на последнем слоге. Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук). Открытый с. (оканчивающийся на… … Энциклопедический словарь

      слог - См. речь, стиль, язык бойкий слог, едкий слог, острый слог... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слог манера, язык, стиль; речь; икт, склад, силлабема, перо, эвфуизм Словарь… … Словарь синонимов

      СЛОГ - СЛОГ, слога, мн. слоги, слогов, муж. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль,… … Толковый словарь Ушакова

      Слог - Слог фонетико фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог … Лингвистический энциклопедический словарь

      слог - СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

      СЛОГ - минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками … Большой Энциклопедический словарь

      СЛОГ 1 - СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

      СЛОГ 2 - СЛОГ 2, а, м. То же, что стиль 1 (в 3 знач.). Писать хорошим слогом. Высокий с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Слог , — а, множественное число ч. — и, — ов, мужской род. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный слог Открытый слог (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный звук).
    прилагательное слоговой, — ая, — ое. Слоговое письмо (в котором знаками изображаются слоги, а не звуки). Слоговые звуки (слогообразующие).
    II. Слог , — а, мужской род. То же, что стиль 1 (в 3 значен. ). Писать хорошим слогом. Высокий слог

    Примеры использования слова слог в контексте

      . В ру́сском языке́ ударе́ние мо́жет па́дать на любо́й сло́г .
      . Кюхля дважды прочел и сказал отважно, хотя и побледнев, дернувшись, раздув ноздри, что эпиграмма дурна: сло́г площадной, без остроты, и рифма плохая.
      . – Сло́г шелковый, сло́г бархатный… жемчужный!
      . Простой сло́г был способ писать так, как говорят.
      . В двусложных словах оно практически во всех случаях падает на первый сло́г .

    слог

    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или говорить, излагать свои мысли. Высокопарный слог. Статья написна прекрасным слогом. - Позвольте, Петр Иванович, я расскажу: -Э, нет, позвольте уж я: вы уж и слога такого не имеете. Гоголь. К стихам идет высокий слог. Вяземский.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    слог

    А, мн. -и, -ов, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).

    прил. слоговой, -ая, -ое. Слоговое письмо (в к-ром знаками изображаются слоги, а не звуки). Слоговые звуки (слогообразующие).

    слог

    А, м. То же, что стиль (в 3 знач.). Писать хорошим слогом. Высокий с.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    слог

      м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике).

      м. Способ, манера изложения мыслей; стиль.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    слог

    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками.

    Слог

    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного толчка (или, по мнению представителей некоторых теорий С., на основе единого импульса мускульного напряжения, или модуляции ≈ сужения и расширения ≈ глоточной трубки, степени звучности и порядка звуков). В составе С. выделяются три компонента: начало (приступ), вершина (ядро) и конец (отступ). Простые гласные («ма-ма»), в ряде языков сонорные согласные (чешск, prst ≈ «палец»), изредка шумные согласные (франц. psst! ≈ «тс!») образуют вершину С. (см. Дифтонг). Начало и конец С. представлены одним или группой согласных; в некоторых языках С. может состоять из одной вершины («о-ни»). С. называется закрытым при конечном компоненте ≈ согласном; открытым ≈ при конечном компоненте ≈ гласном; неприкрытым ≈ при начальном гласном; прикрытым ≈ при начальном согласном. Самая обычная структура С. ≈ согласный и гласный (известна всем языкам мира). Слогоделение часто не совпадает с делением на морфемы, например в слове «ручка» два С. («ру-чка»), но три морфемы («руч-к-а»). В некоторых (т. н. слоговых) языках морфемы, как правило, односложны и границы С. и морфемы совпадают (например, в китайском языке). В таких языках в структуре С. противопоставлены позиции начала С. и конца (последняя отличается ограниченным набором допустимых в ней звуков).

    В. А. Виноградов.

    Википедия

    Слог

    Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные - слогообразующие, остальные - неслоговые.

    При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности.

    Примеры употребления слова слог в литературе.

    Эта книга, якобы автобиография джентльмена, достигшего зрелости в царствование королевы Анны, напечатана старинным шрифтом и написана старинным слогом .

    А ее Арамеец понимал очень хорошо, ибо являлся автором документа, который Стародревов неизменно держал на своем столе и иногда в минуты сомнения перечитывал его, восхищаясь как стилем, так и красотой слога .

    Ну что ж, -- сказал Афинодор тем же ласковым голосом, -- если ты не можешь думать ни о чем другом и слеп сейчас к красотам гесиодовского слога , Гесиод может подождать до завтра.

    Ливию в том, какое получаю удовольствие, читая его книги, которые Афинодор рекомендовал мне в качестве образца превосходного слога .

    На эту открытость, кстати, указывает то, что стихотворение венчает женская рифма, то есть безударный слог .

    Но ведь в языках, вышедших из латинского, утрата слишком коротких слов была самым обычным явлением-- безударные слоги ослаблялись настолько, что слова становились невнятными.

    Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов .

    В ноябре 1986 года в Дели Горбачев и Ганди подписали составленную торжественным слогом Декларацию о безъядерном и ненасильственном мире, всерьез веря в то, что закладывают первый камень в его основание, и не зная еще, что, вопреки их надеждам, клуб ядерных держав будет пополняться, в том числе за счет самой Индии, а один из авторов декларации - Раджив станет жертвой террористического насилия.

    Капитан, любезно показывавший мне его, с гостинодворскою бойкостью, обычной на Волге, выхвалял всевозможные удобства своего парохода и, перечисляя ряд предстоящих наслаждений, старался дать понять, что умеет при случае говорить более или менее высоким слогом .

    Что мы действительно пользуемся метрическим языком для того, чтобы сообразовать затрату наших познавательных способностей с силой ожидаемых слогов , - это ясно из того, что плохая версификация неприятно поражает нас.

    Символ - , соединяющий аккорды, указывает, что эти аккорды быстро сменяют друг друга - как правило, при выпевании одного слога или соседних слогов.

    Словно гевея, источающая каучук, желудочек непрерывно выплескивал фонемы и слоги , которые затем растекались по голове.

    И даже Томас Юнг, который добился выдающихся результатов при дешифровке демотического текста именно благодаря тому, что он читал его фонетически, противореча самому себе, при дешифровке имени Птолемея вновь произвольно разложил знаки на буквы, слоги и двойные слоги .

    Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (–та-) и неприкрытые (–ата-).

    В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

    Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

    Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

    Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

    Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

    Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

    Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

    Слоги существуют, так как:

    1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
    2. Слог - основная единица в стихосложении .

    «Слоговые» (правополушарные) дети отражают слоговую структуру языка. Например слово мо-ло-ко у них ассоциируется с сочетанием слогов та-та-та .

    Эта статья ещё далека от совершенства, и для её улучшения, по меньшей мере, нужно:

    Сейчас Вы находитесь на странице словарной , поясняющей значение какого-то