Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Смертный грех – уныние

     Смертный грех – уныние
    прп.
  • Энциклопедия изречений
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • прот. Сергий Филимонов
  • схиигумен Савва
  • прп.
  • протоиерей Андрей Лоргус
  • Формы проявления уныния:

    1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

    2) нерадение к послушанию;

    3) (в рамках иночества, монашества) охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

    4) ослабление ревности к вере.

    Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали ().

    Последствия:

    Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

    Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

    Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

    В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию ; в более острых формах уныние может перерасти в и даже вовсе отвлечь человека от .

    Методы борьбы:

    Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

    В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе - нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

    Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (). Кроме того, уныние, как и любой , требует . По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

    Протоиерей Валериан Кречетов:
    – Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
    – Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

    Уныние - это неверие в себя, в возможность улучшить или изменить свою жизнь. Оно парализует человека и вызывает отказ от действий, от борьбы. Иногда уныние приводит к возникновению суицидальных мыслей. С унынием нужно бороться, иначе оно незаметно приведет вас к выводу, что ничего поделать нельзя а значит, не стоит ничего предпринимать. Как избавиться от уныния, если непонятно даже, откуда оно берется и куда уходит? Поговорим об этом в статье.

    Как избавиться от уныния и депрессии

    Для начала подумайте о том, что является причиной(ми) уныния. Как правило, это крупная неудача, серьезный стресс, а также рутина, которой мы вынуждены заниматься в быту и/или на работе.

    И, соответственно, усталость от тотальной погруженности во всё это множество мелких и опять же скучных, рутинных, но, как кажется, необходимых, не отменяемых и неотложных дел. Когда мы из-за этой рутины не видим цели и вообще не понимаем, что и как.

    Когда в течение какого-то обозримого промежутка времени, 2-х – 3-ёх дней, мы не видим результатов своих усилий, то есть не получаем обратной связи от проделываемой работы и погружены лишь в процесс работы, это снижает мотивацию и ввергает нас в уныние.

    Иногда же, как это ни парадоксально, причиной уныния, напротив, может быть полная незанятость ничем, абсолютное расслабление. И отсюда вытекает ощущение собственной ненужности, неприкаянности и часто одиночества.

    Если вы хотите избавиться от уныния, в любом случае, подумайте, что качественно можно изменить в режиме вашей жизни и в образе жизни в целом? Подумайте также о том, как сделать так, чтобы радикально поменять ситуацию на противоположную. То есть, если вы до этого с головой были погружены во множество дел и трудились без продыху, то вам необходимо расслабление.

    Нужна резкая смена обстановки – отпуск, поездка в горы, в санаторий и тому подобное. Если же, напротив, вы маялись от безделья и ненужности, необходимо срочное вовлечение в какую-то активную деятельность – устройство на соответствующую работу или сразу на две, новые знакомства, возможно, новые личные отношения, брак или какая-то общественная деятельность, приобщение к какой-то группе активных людей, клубу по интересам и так далее. То есть необходимо привнесение чего-то существенного, качественно нового в вашу жизнь.

    Таким образом, если вы внимательно и осознанно подойдёте к рассмотрению этой проблемы – как избавиться от тоски и уныния, то решение найдётся и без помощи специалистов. Здесь важно не затягивать и не позволять себе надолго погружаться в состояние уныния. Как и при решении любых других проблем, недуг легко преодолевается на ранних стадиях.

    Хроническое уныние может перейти в депрессию, которая считается одним из самых трудноизлечимых состояний. И в этом случае уже без помощи специалиста – психолога или психотерапевта, пожалуй, не удастся обойтись. Так что будьте внимательны и заботливы к себе и своему состоянию.

    Как бороться с унынием и отчаянием

    Для этого можно попытаться справиться со своим пессимистическим настроением. Для этого надо использовать простые способы улучшения настроения. Возможно, некоторые из них подойдут и вам. Вот эти способы:

    Первое, что вам необходимо сделать – это понять, что, скорее всего, никто, кроме вас самих, не сможет помочь вам в разрешении этой проблемы. Увы, на сегодняшний день ни один специалист не способен управлять чужой душой, а, значит, справляться с унынием вам придется самостоятельно.

    Постарайтесь поверить в то, что преодолеть уныние не сложнее, чем впасть в него. Чтобы бороться с унынием, убеждайте себя в том, что ваше состояние – временное, а также в том, что черная полоса в жизни очень скоро закончится и за ней придет светлая, наполненная позитивом и счастьем.

    Если вы хотите избавиться от уныния, мысленно вернитесь в прошлое и отыщите в нем все положительные, радостные моменты, вспомните о том, что делало вас счастливыми. Затем, по тому же принципу, пересмотрите все события настоящего. Даже в самых жестоких пережитых вами испытаниях можно найти положительные стороны.

    Разумеется, заметить позитивные моменты в то время, когда все вокруг окутано мраком уныния, довольно сложно, но, при желании, возможно. После этого постарайтесь придумать около десяти позитивных сценариев дальнейшего развития событий, пусть даже совершенно невероятных, но неизменно радостных.

    Поверьте, результат того стоит. Если вам удастся провести подобную перенастройку своих мыслей (вчера все было хорошо, сегодня – тоже неплохо, а завтра – будет куда лучше), то вам не придется больше раздумывать над вопросом, как преодолеть уныние – оно исчезнет само собой.

    Вспомните о тех занятиях, которые всегда приносили вам удовольствие. Быть может, вам нравится путешествовать – так отправьтесь в небольшую экскурсию, любая туристическая фирма предложит вам целую массу вариантов «выходного дня». Любите вышивать, готовить, слушать музыку, играть в компьютерные игры? Абстрагируйтесь от проблем и посвятите несколько часов своему увлечению. Очень скоро вы отметите, что ваше настроение значительно улучшилось.

    Дыхание. Чтобы бороться с унынием, обращайте внимание на дыхание. Когда человек волнуется или расстроен, он дышит часто и неглубоко. Поэтому, если в этот момент глубоко вдохнуть, затем на несколько секунд задержать дыхание, после чего полностью выдохнуть воздух, то такое дыхание освободит ум от негативных мыслей, а организм получит больше кислорода. Подышав так в течение 30 секунд, ваше настроение заметно улучшится.

    Массаж биоактивных точек. Специалистами выяснено, что биологически активными точками, отвечающими за наше настроение, являются точки, которые расположены в углублении ладони и на мочках ушей. Поэтому десять ввинчивающих движений большого пальца в ямочке ладони противоположной руки и сильный массаж мочек ушей позволит избавиться от подавленного состояния и уныния и печали.

    Физические упражнения. Если плохое настроение носит затяжной характер, то нужно попытаться бороться с унынием так: переключиться на физические упражнения, выплёскивая в них весь свой негатив. И, кроме того, мышечная усталость сама по себе является отличным переключателем мыслей. В этом случае действует "принцип хвоста" - это когда хвост начинает управлять головой. Подойдут любые физические упражнения: покатайтесь на велосипеде, запишитесь в бассейн или просто выйдите на прогулку.

    Ароматерапия. Считается, что запахи также прекрасно "переключают" негативные мысли. Для этого достаточно нанести на запястье капельку эфирного масла и вдохнуть его запах. Лучше использовать для этих целей запахи мяты или апельсина.

    Если вы хотите избавиться от уныния, перенесение проблем на бумагу. Возьмите яркие фломастеры и краски. Нарисуйте ими на бумаге то, что вам подскажет ваше подсознание. Рисуйте, пока не станет легче, после этого порвите бумагу на мелкие клочки и выбросите. Обычно для таких художеств достаточно семи минут.

    Повышение гормона удовольствия. Это могут быть прикосновения или объятия любимого, близкого человека. А могут быть просто сладости. Только не увлекайтесь ими. Чтобы бороться с унынием, пересмотрите свой рацион. Постарайтесь включить в него рыбу жирных сортов. Если нет возможности это сделать, подойдут и капсулы рыбьего жира.

    Самое главное, не оставайтесь в периоды уныния в одиночестве. Устройте небольшой праздник: накройте праздничный стол и пригласите к себе друзей или родственников, проведите романтический вечер с любимым человеком. Увидите, в считанные часы от вашего подавленного состояния не останется и следа.

    «Бес полуденный»

    Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня - это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин.

    Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), - приводит святитель слова псалмопевца Давида.

    Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго - предупреждает святитель Феофан. И не следует думать, что на душе всегда будет покой и радость от молитвы, бывают периоды спада, лености, охлаждения и маловерия. Охлаждение в духовной жизни, ее кризис - это один из признаков уныния. Но тут нужно применить волю и самопонуждение. В любом деле мы только тогда достигнем результата, когда будем постоянно принуждать себя к нему, поднимать себя за волосы, как известный барон Мюнхаузен, и тянуть из болота лености, расслабления, тоски и уныния.

    Ни в одном занятии никто ничего не добьется, если не будет принуждать себя к регулярному деланию. Это и есть воспитание воли. Не хочется идти в храм, не хочется вставать утром и вечером на молитву - заставь себя делать это. Лень, тяжело вставать по утрам каждый день и идти на работу или делать повседневные дела - вспомним, что есть прекрасное слово «надо». Не «хочу - не хочу», а просто «надо». И так, с этих мелочей, будем воспитывать в себе силу воли.

    Добрые дела тоже творятся не просто, на них тоже нужно понуждать себя. Ведь в Евангелии нигде не обещается, что будет легко, а наоборот: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11: 12). Мы говорим: Богослужение, церковная служба. Но ведь служба, по определению, не какое-то легкое, приятное занятие; это работа, труд, иногда тяжелый. И наградой за него бывают моменты духовного подъема, радостной молитвы. Но большим дерзновением будет ожидать, что эти дары будут сопровождать нас постоянно. Очень часто нам бывает весьма не просто стоять на молитве и в церкви. То тесно, то душно, может быть, кто-то отвлекает нас, шумит, передает свечи, но это не значит, что нужно ждать для молитвы каких-то особых условий, ведь их можно никогда и не дождаться. В церкви нужно искать не комфорта и душевных переживаний, а встречи с Богом.

    Я заметил как-то, что один человек ходит в храм и причащается всегда на буднях. Я спросил его, почему он не приступает к святым тайнам в воскресение или в праздники? Он ответил, что в праздничные и воскресные дни ему не нравится бывать в церкви: слишком много народа, толкучка, суета и т.д., уж лучше в рабочий день, когда никто не мешает. Тогда я сказал, что это совершенно неправильно: на буднях, конечно, нужно ходить в храм, но главное - посещать праздничные и воскресные службы: это четвертая заповедь Божия (про день седьмой). И причащаться тоже нужно вместе со всеми прихожанами; вся община церковная причащается от одной чаши, и в этом и есть наше единство. Конечно, может быть, когда никого нет в храме, кому-то молиться проще, но нужно приучаться молиться и при большом стечении народа, ведь и в Царство Небесное мы собираемся попасть не в одиночестве. Службы, ектеньи так и составлены, что мы молимся всем собором, всем собранием прихожан, «едиными усты и единым сердцем». В советское время было так мало церквей, что в храме иногда руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, а люди все равно ходили в храм и получали радость от молитвы.

    Так что ко всему нужно себя понуждать, начиная, может быть, с малых шагов, тогда уныние не сможет утянуть нас в свою трясину, и так постепенно мы будем отвоевывать островок за островком. И, конечно, в этом деле требуется не порыв, а постоянство .

    В «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова) описан случай, как некий монах впал в уныние, оставил исполнение молитвенного правила и не находил в себе сил, чтобы вновь начать совершать монашеский подвиг. Старец, к которому он обратился за советом, рассказал ему такую притчу. Один человек имел поле, поросшее тернием. И вот он говорит сыну своему, чтобы тот очистил поле, и тогда его можно было бы чем-нибудь засеять. Сын пошел на поле, но, видя, в каком плохом оно состоянии, смутился, приуныл, лег на землю и заснул. Увидев его спящим, отец разбудил его и сказал: «Сын мой, если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусок земли, на котором ты сейчас спал, то работа продвигалась бы мало-помалу, и ты не оказался бы непослушным мне». Вняв словам отца, юноша так и стал делать и в короткое время очистил поле от сорняков. «Так и ты, сын мой, - сказал старец брату, - не унывай и мало-помалу входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние». Так и случилось: монах обрел духовный мир и преуспел о Господе.

    Есть такое выражение: «Чем больше спишь, тем больше хочется». Чем больше находишься в неге и расслаблении, тем больше привыкаешь к этому состоянию. Не нужно забывать, что уныние - одна из восьми страстей, а значит, берет в плен, порабощает человека, делает его зависимым. Не нужно думать, что привычка лениться, расслабляться, скучать когда-нибудь надоест и пройдет сама собой. С ней надо вести борьбу, дисциплинируя свою волю и душу, подвигая себя на всякое доброе дело.

    Охлаждение

    Одно из свойств уныния - охлаждение.

    Охлаждение начинается, как говорит святитель Феофан, забвением: «Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит - словом, закрывается вся духовная область». «Поостерегитесь и поспешите страх Божий восстановить и душу разогреть, - советует святитель. - Оно (охлаждение. - свящ. П.Г. ) бывает невольно… но бывает и от произвольных дел… от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна… и многого другого».

    Так как охлаждение, порожденное унынием и леностью, часто сопряжено с забвением благодеяний Божиих и утратой интереса к духовной жизни, необходимо научиться видеть во всех повседневных событиях присутствие Бога и благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. Человек, впавший в уныние и охладевший духовно, часто редко исповедуется и причащается, ему сложно подготовиться и приступить к этим святым таинствам. А без участия в таинствах, без благодати Божией он тем более все дальше и дальше будет удаляться от Бога, и охлаждение будет только расти. Если нас борет уныние, первое, что нужно сделать, - это подготовившись, подробно исповедаться и причаститься. И стараться делать это почаще, сохраняя в себе этот духовный дар .

    Очень хорошо помню, какой подъем был после празднования 1000-летия Крещения Руси. Мои знакомые батюшки крестили детей и взрослых буквально тысячами. Стала возрождаться общинная жизнь. В начале 1990-х годов появилось много церковных организаций, православных братств. Мы на деле узнали, что такое церковная жизнь, общее дело, что значит быть братьями и сестрами. Стали очень бурно возрождаться храмы, монастыри, и главное - они мгновенно заполнялись людьми, народом Божиим, готовым служить Христу. Но, к сожалению, за периодом духовного подъема пошел период охлаждения, спада. И очень многие люди, которые пришли в Церковь тогда, не смогли в ней удержаться. И, как говорится, «иных уж нет, а те далече». Духовная жизнь не может держаться только на порыве, пламенном горении. Спасение души - очень кропотливый труд, требующий постоянства. За подъемом может начаться спад. Вот тут-то и начеку бес уныния.

    Если посетило уныние и духовное расслабление, нужно, в первую очередь, принуждать себя вести духовную жизнь , не оставлять молитвы, участвовать в таинствах церковных. Далее: читать духовную литературу, Священное Писание; одухотворять свое бытие, преодолевать приземленность и видеть руку Божию в нашей жизни. И третье: понуждать себя трудиться, и прежде всего - для пользы других. Древние подвижники замечали, что бесы уныния не могут даже приблизиться к тому, кто никогда не сидит праздным.

    (Продолжение следует.)

    На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень — это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.

    Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из списка смертных грехов блуд, а святые отцы изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».

    Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние — казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.

    Смертный грех — уныние

    Так почему уныние считается смертным грехом? Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно — к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.

    Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть… Попадая под власть этих эмоциональных состояний, мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому — суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.

    Уныние или печаль?

    Уныние — это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.

    Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.

    Унылый — значит неверующий

    Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние — это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.

    Симптомы уныния

    Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.

    Конфликт с самим собой и с Богом

    Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние — это плохое настроение и подавленное состояние духа, сопровождающееся упадком сил. Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению — это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.

    Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние — это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.

    Православная медицина

    Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине — помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она — тоже от Бога, и отказываться от нее — значит укорять Создателя.

    Верующие часто представляются окружающим как унылые люди, которые вынуждены во многом себя ограничивать. На самом деле христианин должен быть радостным — ведь обретя Господа в душе, он возлагает на Него все свои заботы и печали. Великие святые были энергичными и добрыми, внимательными к окружающим, никогда не проводили время праздно.

    Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?

    Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?

    • Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
    • Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
    • Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
    • Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.

    В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам . Например, к лени, пренебрежению к своему телу, любви к развлечениям и т. п.

    Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение , чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.

    Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.

    Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.

    Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.

    Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.

    Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и . Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.

    Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.

    • Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
    • Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
    • Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
    • Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.

    Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом» . Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.

    Последствия, как бороться

    Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть. Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить. А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить» , потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.

    Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным. Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ. На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.

    Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:

    • Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением . Без него в любом начинании ждет провал.
    • Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо» . Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
    • Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.

    Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия . Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.

    Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой. И тут может появиться желание опустить руки. Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.

    Духовный маяк

    Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве , хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.

    Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:

    • исповедь;

    Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме. Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.

    Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых . Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.

    Не надо упиваться жалостью к себе , это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.

    Как не охладеть к вере

    Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность. Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план. Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.

    Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:

    • Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
    • За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
    • Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.

    Самое сильное оружие

    Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это . В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.

    Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.

    Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:

    • «Господи, помилуй!»
    • «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
    • «Слава Богу за все!»

    Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.