Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Незаконный дележ денег предназначенных для других целей Незаконный дележ денег для других

    Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Незаконный дележ денег предназначенных для других целей Незаконный дележ денег для других

    Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК). Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения * . Вторая - совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.

    * См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю . И. Скуратова и В. М. Лебедева (ст. 16, 35, 201, 255).

    Статья 174 УК РФ является новой. Криминализация предусмотренного ею деяния произошла в результате длительных, до сих пор не оконченных дискуссий, в ходе которых взвешивались позитивные и негативные последствия введения соответствующего уголовно-правового запрета, а также под влиянием зарубежного законодательства, действующего в иных социально-экономических условиях.

    Цель запрета состоит в охране экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками.

    Социально-поведенчески преступление состоит в том, что доходы от наркобизнеса и иных преступлений, средства, укрытые от налогов, получают с помощью других лиц (не участвовавших в их приобретении) легальный статус и могут свободно использоваться по усмотрению получившего их лица.

    Состав преступления по данной статье построен сложно. Он предполагает совершение одним лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем, затем совершение другим лицом основного деяния, в которое входит либо проведение субъектом данного преступления финансовых операций и других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. :

    Технически данный состав преступления построен аналогично ст. 208 УК РСФСР "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" и ст. 175 УК РФ с таким же названием. Однако формулировки состава преступления ст. 174 УК РФ значительно менее определенны.

    Объективная сторона преступления. Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки.

    Данный состав преступления не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественно опасных действий виновным включает представление о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

    Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

    Такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным согласно п. 2 ст. 14 ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

    Заведомостъ незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает; денежные средства или иное имущество, является незаконным. Понятие заведомости при этом относится также и к основному преступлению.

    Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, как и использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей.

    Понятие финансовых операций приобретает юридическое значение в контексте финансовой деятельности, охватывая, в частности, расчетные, депозитные и иные операции. Другие сделки в соответствии с гражданским законодательством – это все действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). В контексте данной статьи законодатель рассматривает финансовые операции как вид сделок, поэтому не является их совершением издание и исполнение актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также их исполнение должностными лицами, хотя бы эти действия и были связаны с использованием средств, указанных в данной статье.

    Не соответствует целям данной статьи признание финансовой операцией сделок незначительных по объему, например оплаты квартиры главой семьи из средств, заведомо приобретенных незаконным путем одним из членов данной семьи. В то же время перевод банком денежных средств для приобретения недвижимости образует финансовую операцию.

    Денежные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности используются лицом, действия которого представляют собой легализацию средств в интересах добывшего их лица, а не тем, кто приобрел их заведомо незаконным путем.

    Иной экономической деятельностью в контексте данной статьи следует считать деятельность, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующую затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т. д. *

    * См. ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

    Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими.

    Использование указанных денежных средств означает совершение любых видов сделок или иных активных действий, включая переработку иного имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной.экономической деятельности, т. е. заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату произведенных работ или услуг. Спорным является отнесение к указанной деятельности помещения денежных средств на депозит с целью извлечения прибыли.

    Использование денежных средств или иного имущества является оконченным преступлением в момент совершения образующих его действий.

    Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за деяние, состоящее в таком приобретении.

    Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.

    Цель легализации хотя прямо не указана в тексте статьи, но вводится в качестве обязательной ее названием - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности.

    К содержанию Уголовное право России


    Смотрите также:

    Под конфискацией имущества понимается его принудительное и безвозмездное изъятие у владельца, совершившего определенное правонарушение. Данная процедура осуществляется в пользу государства или потерпевшего и регулируется Гражданским, Административным и Уголовным правом, в частности, ст.ст. 235, 243 ГК и 104.1 УК. Если применение меры подразумевает прекращение права собственности, оно требует обязательного наличия соответствующего судебного решения (ч. 3 ст. 35 Конституции).

    Особенности современной конфискации

    С 1997 г. конфискация имущества являлась разновидностью наказания, предусматриваемого Уголовным кодексом за , а также совершенные из корыстных побуждений. Примером тому является печально известное раскулачивание зажиточных крестьян, лишаемых всех земель, орудий производства и насильственно переселяемых в удаленные районы области.

    Однако в 2003 г. конфискация была исключена из системы наказаний и в настоящее время действует как дополнительная мера уголовно-правового характера. Изменения, касающиеся правовой природы и вопросов применения конфискации имущества, заключаются в следующем:

    1. Конфискуется не любое имущество, как это было раньше, а его конкретные виды, перечисленные в ст. 104.1 УК.
    2. Собственность может изыматься не только в пользу государства, но и потерпевшего.
    3. Данная мера применяется при совершении противоправных деяний, упомянутых в ст. 104.1 УК, а не является наказанием, предусмотренным определенной статьей Уголовного кодекса.

    Какое имущество может быть изъято

    Согласно ст. 104.1 УК, конфискация применяется по отношению к имуществу:

    1. Полученному в результате неправомерных действий.
    2. Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
    3. Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе - денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте )
    4. Предназначенному для осуществления террористической деятельности - денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
    5. С помощью которого было совершено преступление - орудию или средствам.

    Конфискацию имущества УК РФ предполагает по отношению к материальным объектам.

    Например, при нарушении прав на результаты интеллектуального труда будут конфискованы его материальные продукты.

    Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК).

    Также преступник может передать полученную незаконным путем собственность третьему лицу или организации. В этом случае имущество будет изъято, если новый владелец знал или должен был знать о способе его получения (ч. 3 ст. 104.1 УК). Если же конфисковать собственность, присвоенную преступником, невозможно, допускается изъятие ее денежного эквивалента.

    Имущество, не подлежащее конфискации

    Как указывает ст. 446 ГПК, человека нельзя лишать:

    • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
    • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
    • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
    • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
    • семян, предназначенных для засевания;
    • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
    • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
    • денежных средств в размере прожиточного минимума;
    • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

    Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

    • товарные чеки;
    • гарантийные талоны;
    • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
    • показания свидетелей.

    В каких случаях производится изъятие имущества

    Законодательство предписывает производить конфискацию имущества за преступление или проступок, обозначенные в Уголовном или Административном праве.

    Конфискация при совершении уголовных преступлений

    Имущество изымается при совершении определенных преступлений, квалифицируемых по 74 статьям УК, список которых приведен в ст. 104.1 УК и не подлежит расширению. Перечень включает преступления, касающиеся:

    Обратите внимание

    Соглано законодательству,за разглашение персональных данных может грозит штраф либо тюремное заключение до 4-х лет. А в особо тяжких случаях (например, наступление тяжких последствий для несовершеннолетнего, которые могут выражаться в психическом расстройстве или причинении вреда здоровью), срок заключени я может быть увеличен до 5-ти лет. Подробнее читайте в этой

    • Производственной деятельности:
      1. изготовления и продажи товаров без маркировки (ст. 171.1);
      2. организация (УК РФ ст. 171.2);
      3. отмывания денег, добытых незаконным путем (ст. 174);
      4. легализации имущества, полученных посредством преступных действий (ст. 174.1);
      5. разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений (ст. 183);
      6. фальсификация результатов конкурса или соревнования (ч.ч. 3 и 4 ст. 184).
    • Финансового оборота:
      1. использования поддельных банкнот и ценных бумаг (ст. 186);
      2. оборота платежных средств (ст. 187);
      3. экспорта деталей оружия и военной техники (ст. 189);
      4. заготовления древесины (ст. 191.1);
      5. взятки (ч. 5–8 ст. 204).
    • Экстремистской деятельности:
      1. совершения террористический действий (ст. 205);
      2. террора (ст. 205.1);
      3. склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах (ст. 205.2);
      4. взятия заложника (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 206);
    • Преступных сообществ:
      1. создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе (ст. 208);
      2. бандитской деятельности (ст. 209);
      3. создания преступной группы и вступления в нее (ст. 212);
      4. массовых беспорядков (ст. 212);
      5. ношения и оборота оружия и боеприпасов (ст. 222);
      6. нападений на морские суда (ст. 227).
    • Наркотических веществ:
      1. сбыта (ст. 228.1);
      2. незаконного оборота (ч. 2 ст. 228.2);
      3. производства и продажи прекурсоров (ст. 228.4);
      4. хищения (ст. 229);
      5. , марихуаны и других наркосодержащих растений (ст. 231);
      6. организации притона (ст. 232);
      7. продажи сильнодействующих средств и ядов (ст. 234);
      8. изготовления лекарств (ст. 235.1);
      9. других.
    • Другие.

    Конфискация в административном праве

    Закон о конфискации имущества в выражении ст. 235 Г К предусматривает случаи добровольного и принудительного отчуждения собственности, стоимость которой может быть возмещена или же нет. Именно принудительную и безвозмездную конфискацию данная статья определяет для:

    • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
    • контрабандных товаров;
    • незаконных денежных переводов в банки других государств;
    • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
    • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП);
    • другого имущества.

    Изъятие собственности по обязательствам

    В качестве возмещения кредитной задолженности конфискуется имущество аналогичной стоимости:

    • деньги;
    • ювелирные украшения;
    • недвижимость;
    • транспортные средства;
    • ценные предметы интерьера;
    • бытовая техника.

    Ответчик может вернуть изъятую собственность, погасив долги в течение 5 дней. В противном случае имущество выставляется на продажу, а вырученные средства передаются кредитору.


    О правилах конфискации имущества расскажет представитель Следственного комитета в видео ниже:

    Как производится изъятие имущества

    Конфискация имущества в Уголовном праве РФ осуществляется в следующем порядке:

    1. Суд принимает решение об изъятии собственности.
    2. Указания заносятся в исполнительный лист, высылаемый приставам.
    3. Имущество подвергается аресту.
    4. В присутствии собственника, судебного пристава и понятых составляется список изымаемых объектов и акт их приема.
    5. Акты о приеме и описанной собственности вручаются владельцу в течение пяти дней, после чего он вправе заявить об имуществе, не подлежащем конфискации.
    6. Происходит непосредственное изъятие собственности и передача ее в государственные учреждения. При этом их отказ от приема конфискованного имущества будет неправомерен. Процедура может несколько различаться в зависимости от вида изымаемых объектов:
      • Орудия преступления могут быть подвергнуты уничтожению либо также переданы государству.
      • Для конфискации банковских вложений пристав направляет в банк запрос с содержанием судебного постановления и номером счета, на который надлежит перечислить изымаемые средства.
      • При изъятии ценных бумаг копия постановления высылается управляющему лицу вместе с предписаниями относительно адреса их пересылки.
      • Похищенное имущество возвращается законному владельцу или третьему лицу.

    В общей сложности реализация данной меры может занять от двух до пяти недель.

    Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.

    Отмывание денег – легализация незаконно добытых денег с целью иметь возможность свободно пользоваться средствами.

    Обычные доходы физических и юридических лиц проходят через налоговую инспекцию. В ФНС предоставляется отчет о том, откуда появились средства и даже частично на что они были потрачены. Если деньги были получены преступником незаконным способом, он не сможет указать настоящий источник дохода, поэтому прежде чем тратить деньги, ему надо их «отмыть» — создать видимость того, что средства были получены законным путем.

    Способы отмывки денег

    Физические лица часто получают небольшой доход, с которого не платят налог. Однако правоохранительные органы и налоговая инспекция обращает внимание лишь на беспричинное появление у физического лица внушительного состояния, поскольку такие деньги всегда добываются незаконным путем (разбоем, грабежом, мошенничеством и т.д.). Законно же полученные средства можно всегда подтвердить соответствующими документами. Цель мошенника – получить такие документы на средства, добытые незаконным путем.

    Наиболее распространенные способы легализации денежных средств, полученных преступным путем, для физического лица следующие:

    1. Оформить средства официально как выигрыш в казино.
    2. Перевести средства в офшоры, а затем легализировать их как доход с приобретения очень выгодных акций.
    3. Разделить капитал на не привлекающие внимание суммы и перечислить их на банковские карты множества доверенных лиц.

    Юридические же и должностные лица, которые имеют возможность «прикарманить» денег из бюджета организации часто пользуются возможностью заключить договор с подставными организациями. Подставные организации оказывают несуществующие услуги и берут за это необходимую должностному лицу плату. Операция производится официально с оформлением всех необходимых документов. Затем со счета подставной организации средства переводиться на счет должностного лица, заказавшего отмывку.

    Все указанные схемы общеизвестны и в большей или меньшей степени такие незаконные операции отслеживаются правоохранительными органами. Но из-за привлечения иностранных банков и компаний, доказать вину правонарушителя бывает нелегко.

    Уголовная ответственность по статьям 174 УК РФ и 174.1 УК РФ

    Регулируется уголовная ответственность за отмывание денег статьями УК РФ 174 и 174.1 . Различия статей состоят в том, что статьей 174 предусмотрены наказания для людей, участвующих в отмывке денег, а статья 174.1 регулирует уголовную ответственность людей, не только отмывающих, но и участвующих в незаконном получении денег.

    Для лиц, преступные деяния которых отражены в статье 174 УК РФ, предусмотрены меры наказания, соответствующие тяжести преступления:

    1. За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
    2. За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
    3. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
    4. За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.

    Доход, полученный с отмывания денежных средств при этом будет по возможности конфискован в пользу государства.

    Как происходит отмывание денег и как налоговая выявляет схемы — смотрите в видео:

    Примеры из судебной практики

    Безосновательные обвинения в отмывании денег выдвигаются редко, а истца, который мог бы забрать заявление в таких делах часто нет. Поэтому преступники, преступная деятельность которых была рассекречена, всегда несут уголовную ответственность за свои злодеяния. Такая закономерность характерна для преступлений любой степени тяжести.

    Рассмотрим примеры из судебной практики:

    Обратите внимание

    Обналичивание денежных средств через ИП является наиболее распространенным, так как предприниматели могут переводить деньги из безнала в наличные почти без ограничений. В статье вы можете прочитать о том, как действуют мошеннические схемы обнала и какая за это предусотрена ответственность

    Ответчик согласился на просьбу своего друга за некоторое вознаграждение «отмыть» деньги, которые последний заработал от продажи наркотических веществ. Ответчик приобрел на средства планшет, затем перепродал его, а деньги вернул другу. Преступные действия были обнаружены и ответчик понес наказание согласно п.1 статьи 174 УК РФ.

    Участники организованной группы для помощи бизнесменам в отклонении от уплаты налогов создавали ряд фиктивных организаций и за свои услуги получали определенное вознаграждение. После выявление преступления сотрудниками правоохранительных органов преступно полученные денежные средства, а также имущество, предположительно приобретенное на такие средства (недвижимость и автомобили) были конфискованы, а для самих преступников было назначено уголовное наказание в соответствии п. 4 статьи 174 УК РФ.

    Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в комментариях

    В.С. КИРИЛЕНКО, доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

    Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


    Страницы в журнале: 114-117

    В.С. КИРИЛЕНКО,

    доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

    В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

    Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

    Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

    На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

    На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

    Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

    Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

    Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

    Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

    Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

    Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

    Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

    В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

    Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

    Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

    Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

    Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

    Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

    По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

    Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

    Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

    По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

    Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

    Библиография

    1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

    2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

    3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

    4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

    5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

    6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

    7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

    8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.

    Поделитесь статьей с коллегами: