Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Средством убеждения средств. Морально-этическое измерение политики и власти

    Средством убеждения средств. Морально-этическое измерение политики и власти

      Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

      Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

      Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

    Этика убеждений и этика ответственности

    должен ответствен

    Но и для Ветхого Завета

    для людей, но и созданы людьми,

    слабый консеквенциализм. любом

    Возможно,

    Все monos fronein, monos fronein

    Тем не менее случается, что ситуация требует немедленных действий и последующего уголовного преследования преступника недостаточно. Бывает, для того чтобы остановить посягательства, необходимо применить насилие. Пророк Михей пишет, что люди «перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы» , а пророк Иоиль пишет «перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья» . Мы обязаны следовать завету пророка Михея, однако в мире, где не все его чтят и выполняют, временами приходится поступать в соответствии с заветом пророка Иоиля. Используя понятия Макса Вебера об этике убеждения и этике ответственности, можно сказать, что в общем этика убеждения предписывает поступать в соответствии с заветом Михея, а этика ответственности призывает в отдельных случаях следовать завету Иоиля. Вебер пишет, что, согласно этике убеждения, нельзя противопоставлять злу силу, а согласно этике ответственности: «ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответствен ты». Вебер раскрывает эту мысль:

    Такая этика убеждения характерна не только для Нового , но и для Ветхого Завета . Если говорить коротко, ее суть заключается в том, чтобы вести безупречно праведную жизнь, а остальное предоставить Господу. Кант является, пожалуй, самым ярким представителем такого воззрения в эпохе Нового времени. Согласно этой доктрине, принципы нравственности каждого человека имеют абсолютную силу и, к примеру, даже во имя спасения жизни другого человека непозволительно поступиться ими и солгать. Полное принятие этики убеждения кажется самой надежной позицией - всегда можно сослаться на то, что твердо придерживался морали, но сам стал жертвой обстоятельств. Простейшим выходом зачастую может быть следование велению совести, нормам, которые человек сам для себя установил. Однако наипростейшее не всегда наилучшее. Всегда ли правильно, выбирая между душевным спокойствием, чистой совестью и страданиями другого, отдавать предпочтение первому? Не думаю. Этика убеждения и этика ответственности не являются абсолютными антагонистами, а дополняют друг друга, и порой этика убеждения должна уступать приоритету ответственности. Тогда перед нами возникает проблема - мы можем сделать ошибку, совершить зло, несправедливо причинив другому страдания, которые нельзя оправдать. Вебер продолжает:

    Не существует «алгоритмов нравственности», которые бы безошибочно указывали нам, когда этика убеждения должна отойти на второй план и какие именно средства допустимы в случае, когда она отступила. Здесь нет иной инстанции, кроме как применение нравственных критериев. Этот нравственный подход порой нам изменяет - и тогда мы сами становимся поборниками зла, в независимости от того, насколько благи были наши намерения. Следует руководствоваться следующим общим правилом - отодвигать на второй план этику убеждения можно лишь при необходимости предотвратить иное зло, а не для того, чтобы воплотить идеалы блага. Это оградит от совершения идеалистического зла - как это произошло в двадцатом столетии в тоталитарных государствах. Кроме того, это зло должно быть столь вопиющим, что могло бы оправдать средства, применяемые для его обуздания, а все остальные возможные методы были уже испробованы.

    Оценки, скажем, в вопросе о статусе прав человека, даваемые с позиций этики убеждения и этики ответственности, могут розниться. Права человека не являются чем-то навязанным угнетенным людям против их воли. Противостояние начинается, когда власти отказываются соблюдать эти права, в то время как народ желает ими обладать. Права человека возникли как нормативный ответ на насилие, преследования и угнетение, сделанный на основании опыта. Они существуют не только для людей, но и созданы людьми, т.е. являются продуктом истории и не должны считаться неизменными и незыблемыми. Тем не менее я считаю, что в обычной практике они должны абсолютно приниматься, т.е. их надо соблюдать, даже если это осложняет достижение некоего блага или препятствует пресечению зла. Не принимать их приоритет можно лишь в том случае, если они несовместимы с какими-либо иными правами, которые мы, рассудив здраво, сочтем более весомыми.

    Этика ответственности, на мой взгляд, должна приниматься как слабый консеквенциализм. Разница между сильным и слабым консеквенциализмом заключается в том, что, согласно сильному консеквенциализму, мы в любом случае обязаны максимизировать в общем и целом благие последствия, в то время как согласно слабому - не существует некой категории ситуаций, последствия которых не могут влиять на определение того, что правильно. В большинстве случаев слабый консеквенциализм согласуется с этикой убеждения, однако слабый консеквенциализм предполагает, что могут складываться ситуации, последствия которых будут более весомы чем, скажем, несоблюдение прав личности.

    Во множестве ситуаций непросто понять, что в действительности является наименьшим злом. В таких ситуациях и в ситуациях, когда последствия действий весьма неясны, мы должны следовать этике убеждения. Однако когда нам ясно, что придется выбирать между двух зол, одно из которых значительно, мы обязаны выбрать меньшее зло. Возможно, что правильным будет нарушить права личности, если это предотвратит катастрофу. Парадокс «грязных рук» заключается в том, что порой мы должны поступить неправильно, чтобы правильно поступить. Тем не менее, выбирая из двух зол меньшее, мы не совершаем аморальный поступок. С другой стороны, мы несем ответственность за меньшее зло и впоследствии обязаны сделать все возможное, чтобы исправить допущенное зло.

    Все поступки имеют более или менее шаткую основу. Мы никогда не можем точно знать обо всех обстоятельствах и возможных последствиях наших действий. Лучшие намерения могут иметь самые ужасающие последствия. В результате выбора, который мы делаем, и неподвластного нам стечения обстоятельств, мы можем причинить другому страшное зло. Не существует абсолютной высшей инстанции, всякий раз диктующей этике убеждения правильное решение, поскольку, как было сказано выше, алгоритма нравственности не существует. Процессы универсализации могут нас направить, однако и они не идеальны, поскольку не учитывают поступки, которые явно соответствуют установленному порядку, и включают те, что не соответствуют. Суть этого четко сформулирована еще Гегелем, критиковавшим категорический императив Канта, считая, что подобная абстрактная формалистика приводит к тому, что всякую максиму можно сделать всеобщим законом. Кроме того, если отношение к конкретной ситуации неопределенно, универсализация сможет помочь нам лишь весьма обобщенными правилами. Гегель утверждает, что, поскольку категорический императив предполагает разделение всеобщего и индивидуального и только всеобщее может быть источником суждений нравственности, такая этика не может играть существенную роль в практической жизни, где мы сталкиваемся с конкретными ситуациями. Категорический императив не может вместить в себя то частное, что присутствует в каждом отдельном случае и потому остается в стороне. Когда отдельная ситуация абстрагируется до всеобщего, она меняется до неузнаваемости. Мы не можем обойтись без применения нравственных критериев, следовать которым мы должны, приняв во внимание мнение других людей. В «Антигоне» Софокла Гемон призывает своего отца Креонта не действовать monos fronein, т.е. не принимать единоличного решения, не прислушиваясь к словам других людей. Отказаться от monos fronein значит придерживаться главного принципа демократии: нравственные и политические вопросы должны обсуждаться публично. В ходе таких обсуждений мы порой будем принимать решение о применении насилия, необходимого для победы над злом.

    Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

    Уровни политики

    В политике можно выделить 4 уровня:

    1. Макроуровень . Речь идет о государстве в целом.

    2. Микроуровень . Локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды.

    3. Мегауровень . Международный уровень. Это деятельность международных организаций, как ООН.

    4. Мезоуровень. Уровень отдельных регионов, региональная политика.

    № 7. Политика и мораль: общие черты и различия. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера

    Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.

    Взаимодействие политики и морали :

    1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии.

    2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого.

    3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»). Мораль должна учитывать особенности политики. Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.

    Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера
    Но каково же тогда действительное отношение между этикой и политикой? Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное поведение может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения» , либо на «этику ответственности» . Не в том смысле, что этика убеждения оказалась бы тождественной безответственности, а этика ответственности – тождественной беспринципности. Об этом, конечно, нет и речи. Но глубиннейшая противоположность существует между тем, действуют ли по максиме этики убеждения – на языке религии: «Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога» – или же действуют по максиме этики ответственности: надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий. Как бы убедительно ни доказывали вы действующему по этике убеждения синдикалиту, что вследствие его поступков возрастут шансы на успех реакции, усилится угнетение его класса, замедлится дальнейшее восхождение этого класса, на него это не произведет никакого впечатления. Если последствия действия, вытекающего из чистого убеждения, окажутся скверными, то действующий считает ответственным за них не себя, а мир, глупость других людей или волю Бога, который создал их такими. Напротив, тот, кто исповедует этику ответственности, считается именно с этими заурядными человеческими недостатками, он, как верно подметил Фихте, не имеет никакого права предполагать в них доброту и совершенство, он не в состоянии сваливать на других последствия своих поступков, коль скоро мог их предвидеть. Такой человек скажет: эти следствия вменяются моей деятельности. Исповедующий этику убеждения чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения, например пламя протеста против несправедливого социального порядка. Разжигать его снова и снова – вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможного успеха поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример. Но и на этом еще не покончено с проблемой. Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель освящает этически опасные средства и побочные следствия. Главное средство политики – насилие, а сколь важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения – об этом вы можете судить по тому, что, как каждый знает, революционные социалисты (циммервальдской ориентации) уже во время войны исповедовали принцип, который можно свести к следующей точной формулировке: «Если мы окажемся перед выбором: либо еще несколько лет войны, а затем революция, либо мир теперь, но никакой революции, то мы выберем еще несколько лет войны!» Если бы еще был задан вопрос: «Что может дать эта революция?», то всякий поднаторевший в науке специалист ответил бы, что о переходе к хозяйству, которое в его смысле можно назвать социалистическим, не идет и речи, но что должно опять-таки возникнуть буржуазное хозяйство, которое бы могло только исключить феодальные элементы и остатки династического правления. Значит, ради этого скромного результата «еще несколько лет войны!» Пожалуй, позволительно будет сказать, что здесь даже при весьма твердых социалистических убеждениях можно отказаться от цели, которая требует такого рода средств. Но в случае с большевизмом и движением спартаковцев, вообще революционным социализмом любого рода дела обстоят именно так, и, конечно, в высшей степени забавным кажется, что эта сторона нравственно отвергает «деспотических политиков» старого режима из-за использования ими тех же самых средств, как бы ни был оправдан отказ от их целей. Что касается освящения средств целью, то здесь этика убеждения вообще, кажется, терпит крушение. Конечно, логически у нее есть лишь возможность отвергать всякое поведение, использующее нравственно опасные средства. Правда, в реальном мире мы снова и снова сталкиваемся с примерами, когда исповедующий этику убеждения внезапно превращается в хилиастичекого пророка, как, например, те, кто, проповедуя в настоящий момент «любовь против насилия», в следующее мгновение призывают к насилию, к последнему насилию, которое привело бы к уничтожению всякого насилия, точно также, как наши военные при каждом наступлении говорили солдатам: это наступление – последнее, оно приведет к победе и, следовательно, к миру. Исповедующий этику убеждения не выносит этической иррациональности мира. Он является космически-этическим «рационалистом». Тот, кто хочет силой установить на земле абсолютную справедливость, тому для этого нужно окружение – человеческий «аппарат». Ему он должен обещать необходимое (внутреннее и внешнее) вознаграждение – мзду небесную или земную, иначе «аппарат» не работает. Итак, в условиях современной классовой борьбы внутренним вознаграждением является утоление ненависти и жажды мести, прежде всего Ressentiment"a (неприязни), и потребности в псевдоэтическом чувстве безусловной правоты, поношении и хуле противников. Внешнее вознаграждение – это авантюра, победа, добыча, власть и доходные места. Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата. Поэтому зависит он и от его – а не своих собственных – мотивов, т.е. оттого, чтобы окружению: красной гвардии, провокаторам и шпионам, агитаторам, в которых он нуждается, – эти вознаграждения доставлялись постоянно. Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.

    № 8.Политическая деятельность как призвание и профессия. М. Вебер «Политика как профессия и как призвание»

    До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъектов политики не исчерпывается.

    Субъекты политики – это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

    Субъект политики – носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

    С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы.

    Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса – потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

    Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

    Объекты политики – это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях.

    В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

    Политические отношения – это отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней.

    Понятие политической власти

    Власть – это социальное явление. Она возникает между людьми на самых ранних стадиях. Возникают люди – возникает власть. Власть разная по объему, по объекту (личная, в группе, политическая). Власть существует во всех сферах. Есть такое направление, как кратология (греч. kratos – власть).

    Свойства власти:

    1. Всеобщность. Она охватывает все сферы человеческого общения;

    2. Инклюзивность. (лат. includere – проникать). Она проникает во все сферы общества.

    Глубинным источником власти является и социальное и естественное неравенство людей.

    Власть возникла до государства, примерно 40 тысяч лет назад. Она существовала в догосударственной форме – потестарная власть . Она была децентрализована, анонимна, распылена и индивидуализирована.

    Теперь говорят о надгосударственной власти, то есть международной.

    Политическая власть – это способность проводить свою волю в политике и правовых нормах, несмотря на сопротивление.

    Политическая власть – это система институционально закрепленных социальных отношений, которые отражают доминирование той или иной социальной группы в использовании ее полномочий государства для распределения ресурсов в своих интересах.

    Процесс властвования:

    1. Конфликтный . Когда принуждают, используют силу;

    2. Целевой . Когда побуждают к действию (лучший).

    Две фазы властвования:

    1. Волевая. Принятие решения;

    2. Силовая. Надо реализовать это решение.

    Аспекты власти:

    1) Директивный. Власть понимается как господство;

    2) Функциональный. Реализация функций управления;

    3) Коммуникативный. Механизм реализации власти через общение, через язык;

    4) Структура властного отношения .

    В демократическом обществе власть рассредоточена (власть организаций, партий).

    Политическая власть – это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

    Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам:

    1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп;

    2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды);

    3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти – государственные органы; субъекты политической власти – политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.;

    4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения);

    5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

    Функции политической власти:

    1. поддержка общественного порядка;

    2. выявление и разрешение политических конфликтов, препятствие их распространению;

    3. достижение общественного консенсуса;

    4. регулирование всех властных отношений в обществе;

    5. интеграция общества.

    № 10. Концепции политической власти

    1. Реляционная. Трактует власть, как межличностное или межгрупповое отношение. Один субъект может поменять отношение другого. Сюда относят бихевиоризм (политика – это поведение). Власть – это реализация воли к власти. Каждый человек может быть носителем власти, во власти человек видит возможность улучшить жизнь. Авторитет – это личные деловые качества субъекта, которые признаются другими членами группы. Влияние – форма непрямого, косвенного воздействия на объект власти. Бихевиоризм ввел понятие «рынок власти». Власть – это игра.
    2. Системная. Власть – это не индивидуальные отношения, а атрибут системы, она безлична. Автор – американец Т. Парсонс. Власть, по его мнению, имеет способность аккумулироваться и влиять на систему. Власть является посредником.
    3. Структурно-функциональная. Власть – механизм упорядочивания людей, интеграции общества (семья, информация о членах семьи). Каждый элемент выполняет конкретные функции. Если есть дисфункции, то общество скоро распадется. Существование общества без власти невозможно.
    4. Коммуникационная. (Ханна Арендт (исследование тоталитаризма), Бурдье Хабермас). Власть – это не столько способность действовать на другого субъекта, сколько взаимодействие, общение между людьми. Власть и насилие – это антиподы. Насилие – это инструмент и оно нуждается в поддержание какой-то цели. Там где насилие правит абсолютно, там власти нет. Власть – это согласованные действия для достижения цели. Бурдье писал: «Власть – это способность производить социальные изменения».
    5. Марксистская. Власть – это господство коллективной воли, организованное насилие одного класса (господствующего) над другим.
    6. Натуралистическая. Власть – это примат одной особи над другой. Исходит из природы человека.
    7. Психоанализ власти. З. Фрейд – основатель психоанализа. Видит истоки власти в бессознательных аспектах человеческой психики.

    № 11. Формы политической власти (по В. Г. Ледяеву)

    СИЛА В данном случае источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия.
    ПРИНУЖДЕНИЕ Как форма власти используется в случае явного несовпадения интересов субъекта и объекта. Здесь источником подчинения выступает угроза применения негативных санкций в случае отказа повиноваться команде. Термин "угроза", как указывает Д.Болдуин, имеет несколько значений: 1) под угрозой может пониматься деятельность А по изменению поведения Б; 2) угроза нередко интерпретируется с точки зрения восприятия Б, который предвидит для себя какую-то опасность или ущерб; 3) она выражает отношения между А и Б, в ходе которых А стремится заставить Б почувствовать угрозу, и это ему удается.
    ПОБУЖДЕНИЕ В данном случае источником власти является вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение. Де Креспини определяет побуждение как способность А заставить Б действовать в соответствии со своими интенциями... обеспечивая Б тем, что его привлекает, с целью достижения его повиновения или выполняя обещания, когда Б повинуется.
    УБЕЖДЕНИЕ Источником подобной формы власти выступают аргументы, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Ронг описывает убеждение следующим образом: В ситуациях, где А представляет аргументы, обращения или увещевания, которые после самостоятельной оценки их содержания с точки зрения своих целей и ценностей принимаются Б в качестве основы его поведения, А успешно осуществляет власть над Б в форме убеждения.
    МАНИПУЛЯЦИЯ Источником подчинения объекта субъекту выступает способность последнего оказать скрытое влияние на объект. Согласно Истону, когда Б не осознает намерения А оказать на него влияние, а А способен заставить Б действовать в соответствии со своими желаниями, то мы можем сказать, что имеем дело с манипуляцией.
    АВТОРИТЕТ Источником власти в этой форме выступают некие характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от ее содержания. Л.Стейн определяет авторитет как нетестированное принятие чьего-то решения В отличие от убеждения, в ходе которого объект самостоятельно оценивает и анализирует рекомендацию субъекта, подчиняющая сила авторитета заключена не в содержании коммуникации между субъектом и объектом, а в ее источнике, т.е. в самом субъекте

    № 12. Ресурсы власти. Механизмы функционирования и реализации власти.

    Основания власти – это источники, на которые опирается властная воля.

    Ресурсы – те средства, которые используются для влияния на других.

    Источники основания:

    Ø Личностные (ум, красота, обаяние);

    Ø Институциональные (материальные, правовые, демографические);

    Ø Информационные (знания, технологии).

    Например, если речь идет о материально-экономических ресурсах , то возникает вопрос, какие формы собственности существуют в государстве, в каких областях государство сохраняет свою монополию.

    Когда речь идет о административно-силовых ресурсах , то в механизме властвования может быть опора либо на принуждение, либо побуждение к действию.

    Информационные ресурсы - это знания и технологии.

    Механизмы власти:

    ¨ Господство. В основе механизма власти лежит господство (деление на управляемых и управляющих);

    ¨ Руководство. Выработка и принятие важных для общества решений;

    ¨ Организация. Согласование действий людей;

    ¨ Управление. Практическая деятельность по выполнению разработанных руководством планов;

    ¨ Контроль .

    Функции власти:

    1. Подержание общественного порядка;

    2. Выявление, разрешение, предупреждение конфликтов;

    3. Интеграция общества;

    4. Достижение общественного консенсуса;

    5. Регулирование всех властных отношений в обществе.

    То есть власть выполняет все необходимые для общества функции. Цель власти – воздействие на людей, чтобы общество не развалилось. Власть – социопсихологическое отношение (связывает субъект и объект власти).

    №13. Легитимность власти и ее типология. Проблема легитимации власти

    Легитимность. Термин появился в 19 веке во Франции и означал законно установленную власть, в отличие от насильственно захваченной. Этот термин не юридический. Это поддержка оправдания власти населением. Это достижение согласия между властными структурами и населением. Это скорее психологическое понятие. Ориентироваться нужно на большинство, иначе править сложно.

    Маккиавели отделил пользу от морали. Для политика важны:

    · сострадательность;

    · верность слову;

    · благочестивость;

    · искренность;

    · милосердие.

    Проблему легитимности исследовал М. Вебер. Он выделил 3 типа легитимности:

    4. Традиционная легитимность. Люди повинуются, потому что так говорит традиция, так было всегда (власть старейшин – геронтократия, власть вождя, власть монарха);

    5. Харизматическая легитимность. Харизма (греч. особый дар, сверхчеловек ). Она основана на личных качествах. Обладали харизмой такие личности, как Иисус Христос, Соломон, Магомет, Будда, Гитлер, Сталин, Ленин. В реальности харизмой обладают далеко не все политические деятели. Харизма в основном создается искусственно при помощи СМИ. Сама власть создает харизму. Харизмой обладают и институты власти, например институт президентства в США, харизматичный институт Папы Римского, Ватикана. Но не обязательно, что у человека есть эти качества. По Веберу она присуща пророкам, политическим вождям. Деятель должен всегда удовлетворять потребности масс, поддерживать свою харизму. Харизму трудно удерживать в условиях стабильности, нужны потрясения. Затруднен процесс смены власти, люди не видят других вождей. Рейгана избрали в Президенты в 69 лет и в 77 лет он перестал быть Президентом.

    6. Легальная (рационально-легальная) легитимность. Она основана на силе закона. Люди доверяют не столько личностям, сколько правилам, праву. Главный фактор не человек, а закон. В данном случае легальность и легитимность совпадают. Характерна для рыночной экономики и для правового государства. Она появилась с появлением политики, как профессиональной деятельности. Возникают специально обученные чиновники – бюрократы. Бюрократия по Веберу является чистым видом легитимного господства.

    Принято выделять 4 уровня легитимности власти:

    1. Идеологический. Проявляется в мере доверия граждан законам, которые принимает элита. Власть что обещает, то и выполняет.
    2. Структурный. Преобладает в развитых устойчивых обществах, где есть установившиеся институты. У граждан доверие к институтам, к системе, а, следовательно, и к руководителям.
    3. Персонализированный. Доверие к лицам, у которых власть. Близка к харизматическому типу. Люди ценят деловые качества субъекта, но ценят критично , а при харизме всегда любят. Например, карьера Билла Клинтона. Его рейтинг возрос, после покаяния насчет вранья народу.
    4. Этнический. Этнос (народ) – группа людей, которая отождествляет себя с определенной культурой, традицией. Возникает там, где государственные органы избираются из людей определенного этноса. Прибалтика – эстонцы, латыши.

    Легальность. Это юридическое обоснование власти, это ее юридическая правомочность, соответствие юридическим нормам. Выражается, например, через выборы. Одной легальности недостаточно, нужна социальная поддержка граждан.

    Вывод: Власть можно захватить в результате переворота, революции и если власть доказала стабильность, то ее начинают признавать. Власть оправдывается не законами, а целесообразностью. Легитимность можно потерять, но можно и восстановить. Если власть эффективна, то она восстановится и будет существовать. Сильная власть, та, которая профессиональна и может сделать нормальную жизнь людей. Кризис власти – когда народ не доверяет. Легитимность свойственна всем режимам власти. При тоталитаризме она насаждается под принуждением. Надо доказать легитимность, чтобы люди доверяли власти. Демократия эффективна и экономически.

    № 14. Понятие и структура политической системы. Институциональный подход к пониманию политической системы

    Система (греч. systema – целое ) – это совокупность элементов, которые находятся в отношении друг с другом и со средой, они образуют единство и взаимосвязаны.

    С середины 20 века понятие «система» становится очень важным, так как возникли сложные политические, экономические системы. Типы систем многообразны: материальные, система взглядов, мировоззрений.

    Любая система обладает структурой (строением) и организацией (алмаз и углерод).

    Первую модель социальной системы предложил Парсонс . Общество состоит из миллионов подсистем, потому что мы вступаем в разные системы (группа, поток, курс, университет, друзья). Каждая подсистема выполняет свою роль.

    Модель политической системы впервые разработал Д. Истон в середине 20 века. Термин «политическая система» стал использоваться в политологии после войны.

    Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества: это совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

    Специфика политической системы:

    1. Через нее осуществляется власть в обществе;

    2. Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;

    3. Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.

    Подходы к политической системе можно разделить на 2 части:

    Институциональный Системный
    В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, группы интереса и группы давления. С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения); 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции); 3) Политико-культурная (идеологическая) (знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура); 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами); 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь).

    № 15. Модель политической системы Д. Истона («вход» − «выход»)

    1. Система «Вход-выход». Автор Дэвид Истон . «Политическая система» 1953 год», «Системный анализ политической жизни» 1965 год. Чтобы сохраниться во времени, надо меняться. По Истону политическая система – это совокупность взаимодействий в обществе. Истон предлагает рассматривать политическую систему как черный ящик.

    Вход. Вход – это все изменения, которые происходят в окружающей системе и давят на нее. Туда подаются:

    · Требования :

    ü распределительные (оплата труда, пенсии, стипендии, доступность образования);

    ü регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством);

    ü коммуникативные (право на достоверную информацию, на реализацию политических прав и свобод).

    · Поддержка :

    ü эмоциональная (доверие к власти, наиболее прочная и стабильная, душевная);

    ü инструментальная (формируется под влиянием действий власти, менее прочная, зависит от эффективности системы)

    В зависимости от объекта Истон выделяет 3 типа:

    § Структурная поддержка всей системы (есть доверие граждан к устройству государства, системы);

    § Идеологическая поддержка (принятие ценностей системы, идеологии);

    § Персональная (поддержка конкретного лидера, депутата, главы государства).

    · Апатия . Безразличие народа к власти, к системе.

    Выход. На выходе по Истону возникают политические решения (законы, постановления, решения судов) и действия (система мер по проведению политики: социальной, культурной и т.д.).

    Конверсия – это преобразование входящих факторов в ответные реакции системы.

    Процессы внутри системы называются внутрисистемной конверсией .

    Система Истона стала классикой (можно применить к любой системе).

    № 16. Структура и функции политической системы

    Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда.

    Политические структуры включают в себя различные организации, как политического – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, церковь и др.

    Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли – депутаты парламента, судьи, избиратели. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

    Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью.

    Политическая сфера (Г. Лассуэл) отвечает на вопросы: кто и что получает, когда и как?

    Специфические функции политической системы:

    Системы в целом:

    Ø рекрутирование и социализация (воспитание граждан в духе требований системы);

    Ø коммуникация.

    Действуют и на входе и на выходе. Определяют устойчивость системы.

    Функции входа:

    Ø артикуляция (выговаривать, формулировать, выражать);

    Ø агрегирование (вычленение интереса из многих интересов).

    Функции выхода:

    Ø определение политического курса;

    Ø осуществление политического курса;

    Ø вынесение судебных решений.

    Функции самого политического курса:

    Ø регулятивная (регулировать, интегрировать систему);

    Ø экстрактивная (привлечение ресурсов в систему);

    Ø дистрибутивная (распределительная);

    Ø символическая (способность отстаивать интересы, ценности системы).

    Функции системы с точки зрения институционального подхода:

    Ø Определение значимых целей развития общества;

    Ø Мобилизация ресурсов для их достижения;

    Ø Управление политическими процессами;

    Ø Контроль за выполнением законов и правил;

    Ø Пресечения действий, которые направлены на нарушение законов и правил.

    №17. Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные черты

    Тоталитарный режим

    Название тоталитарного режима происходит от латинского totalis - весь, полный, целый. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

    Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Начал употреблять в научном смысле итальянский ученый Дж. Тили. Появление термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, наполнив его негативным содержанием. Постепенно термин фашизма проник во многие страны и во многие языки.

    Сначала понятие тоталитаризм использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма.

    Государственная власть полностью контролирует общество, нет оппозиции и разделения властей. Разрешено только то, что приказано, разрешено. Существует одна монопольная партия, которая срастается с государственным аппаратом. Одна государственная идеология, нет свободы слова и печати. Идеологическое инакомыслие расценивается как преступление протии партии, народа. «Кто не с нами, тот против нас»! Опора на силу, это террор, который направлен против общества.

    Примеры: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, сталинский режим в СССР. В настоящее время некоторые отн

    Политическая этика рассматривает вопрос о приемлемости для общества сочетания морали и политики, о том какая политика обладает качеством моральности.

    Политическая этика – учение о предпоследних целях и ценностях политики, а также о политических добродетелях.

    Цели политики – мир, свобода, справедливость. Это значит, что политика партий, объединений и государств должна быть направлена на достижение этих целей. Реализация этих целей происходит путем создания соответствующего институционального порядка и осуществления действий, соблюдающих этот порядок. Даже в хорошо организованном демократическом, правовом социальном государстве нет возможности непосредственно проводить мир, свободу и справедливость, но у него могут быть институты для мирного урегулирования конфликтов. Все политически действующие лица обязаны, а в определенных границах даже вынуждаются уважать деятельность этих институтов.

    Политическая этика на Западе имеет долгую историю. Отцом этики, как известно, был Аристотель. Этика Стагирита – это наука управления. Этика Аристотеля являлась частью политики как преимущественно практической деятельности.

    У древних греков практика отличается от теории и означает образ жизни людей как индивидуальных и социальных созданий, преимущественно организацию существования в доме и в полисе. Именно к этой сфере относятся нравственные добродетели Платона и Аристотеля (справедливость, мужество, мудрость, умеренность). – Этика Стагирита– это теория нравственных добродетелей. Она нужна только для практики. Философия – учение о первых началах, этика – учение о последних целях бытия. Этические добродетели – это инструменты для достижения базовых целей (ценностей). Этический вопрос – что я должен делать как нравственное существо – встает при условии допущения моей способности к свободе и ответственности. Поэтому этика составляет часть практической философии, а политическая этика – часть социальной этики.

    Практика не может руководствоваться только теоретическим знанием, основанным на созерцании. Она имеет свою форму истины. Практическая истина – это то, что соразмерно и полезно людям в устройстве их жизни. Она обладает коммуникативной структурой, означающей, что ее следует искать в разумном сосуществовании людей. Достижение взаимопонимания в вопросах политической практики имеет свои трудности, связанные с необходимостью преодолевать конкурентное и конфликтное измерения человеческого существования.

    Политика имеет важное значение в такой системе, как общество в целом, ее цель – гарантировать сосуществование множества групп, интересов и убеждений.

    В литературе по политической этике принято различать следующие понятия: политику в широком смысле слова, составляющем значение слова politics– политическое действие, политический процесс, определенный интересами и конфликтами, властью и усилиями, направленными на достижение компромисса и осуществление; политику в узком смысле – polity и policy.

    Polity: политический порядок, конституция, основные нормы, институты и урегулирование процедур.

    Policy: политические цели, сфера задач и программы, представления организации о своей миссии.

    Политика как действие имеет свой источник в polity и policy. Политический порядок, правила и институты исторически исходят из политических действий, однако они становятся длительными и прочными, а также передаваемыми из поколения в поколение. Все три измерения политики подлежат вопрос у о том, что должно быть сделано и за что несется ответственность. Политическая этика – это этика политических целей (policy), политических порядков и институтов (polity) и политических действий (politics).

    Политический порядок – это высшая цель (высшее всеобщее благо) политики. Речь идет об обеспечении внешнего порядка совместной жизни людей, о праве и мире как условиях достойной человеческой жизни. Ради этих целей приходится мириться со многим.

    Политика большей частью является упорядоченным урегулированием конфликтов. Избежать их невозможно – в обществе всегда есть почва для конфликтов. Задача политиков – предпринимать меры предосторожности против силового решения конфликтов и разрабатывать правила для мирного обращения людей друг с другом в условиях конфликта.

    Политический порядок предполагает возможность участвовать в решении конфликта всех заинтересованных сторон. Политический порядок касается прежде всего проблемы равномерного распределения власти в обществе. Это тем более сложная проблема в отношениях между государствами, поскольку для государств нет вышестоящей инстанции, которой они могли бы подчиниться.

    Политический порядок является отражением того, что думают политики о конфликтах: должны ли они быть подавлены, свободно решаемы или полностью исключены, и чего следует при этом ожидать или требовать от людей.

    Поскольку конфликты неизбежны, задача политики – найти этический компромисс, т. е. такой, какой не вызывал бы моральных возражений.

    В римском праве этим словом обозначали взаимно обязывающее обещание двух сторон подчиниться одному совместно выбранному судье. Георг Зиммель назвал компромисс крупнейшим изобретением человечества.

    Сегодня под компромиссом понимают соглашение между конкурирующими лицами или группами, которое достигается взаимными частичными уступками.

    В политике компромиссы неизбежны.

    Определяющей фигурой компромисса является третье лицо, выступающее в качестве посредника. Это может быть социальный институт, организация, партия, комитет, суд и т. д.

    Конфликты порождают компромиссы, которые, в свою очередь, способствуют совершенствованию нормативной базы культуры.

    Компромисс – это не дешевое уравнивание между материальными интересами сторон на удобной середине, а свободное посредничество между группами людей, которое связывает их различия и конкурентную борьбу с необходимым минимумом общности. Поэтому компромисс – это высшее этическое достижение и выражение политического искусства.

    В политике мир важнее, чем истина. Этическая граница политического компромисса проходит там, где включаются такие убеждения и действия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, например, пытки, убийство невиновных, пропаганда человеконенавистничества, классовой ненависти.

    Политика – деятельность в конфликтных ситуациях, нацеленная на компромисс.

    Разумное правило состоит в том, чтобы по возможности избегать конфликтов, искать не спора, а кооперации. В политике это правило может быть неверным. Здесь важно, чтобы конфликтующие интересы были вскрыты и упорядочены.

    Миру и стабильности угрожает тот, кто отказывается высказывать свое мнение, не вступает в спор, ибо считает что он один обладает истиной.

    Макс Вебер определил власть как возможность осуществлять свою волю в рамках социальных отношений даже вопреки сопротивлению.

    Ханна Арендт различает власть и силу: «Силой является то, чем в определенной степени обладает каждый чєловєб от природы и что он может назвать своим собственным. Властью, в сущности, не обладает никто, она возникает между людьми, когда они действуют совместно, и исчезает, кактолько они снова рассеиваются». Власть – феномен человеческой коммуникации, она образуется из совместных мыслей и желаний и исчезает, когда утрачивается общность. Однако в социальном бытии она обретает структуру и сосредоточивается в социальных институтах.

    В любой власти присутствует коммуникативный момент, который проистекает не из силы. Поэтому все правители стремятся к легитимизации власти. Общественное мнение является основой демократической власти. Если потеряно доверие населения, разрушается весь политический порядок.

    Этика власти обосновывает институты контроля власти, чтобы избежать злоупотреблений. Этот контроль должен осуществляться не из мотивов дружбы или из благосклонности политиков, а только по правилам справедливости. Этика власти обосновывает институты контроля власти, такие, как свобода общественного мнения, избирательное право, разделение властей, решение большинства и право на иск при независимом судопроизводстве. Основными принципами этики власти являются принцип взаимности (ибо длительная человеческая коммуникация невозможна без взаимности) и умеренность в использовании власти, ибо ее противоположность разрушает минимум доверия.

    Тот, кто постоянно и принципиально разрушает минимум взаимности и солидарности среди людей, применяя власть, вскоре теряет кредит доверия, а значит, и власть. Тогда у него остается только путь насилия.

    Таким образом, разумная, контролируемая правилами взаимности деятельность власти необходима для того, чтобы предотвратить насилие.

    Политическая власть основана на признании других в качестве ближних и признании легитимными их интересов.

    Поэтому этика, кроме правильно понятого собственного интереса, вводит в поле зрения основополагающую солидарность между людьми как самое сильное обоснование разумности и справедливости.

    «Дискурсивная этика» (1992) Юргена Хабермаса – один из вариантов социальной этики, объектом которой является этика спора, имеющая общие для всех участников ценности и цели, но не имеющая метафизического обоснования.

    Дискурсивная этика исходит из констатации феномена человеческой интеракции и устанавливает правила дискурса между людьми и между институтами, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия. Хабермас исследует предпосылки, на которых должна строиться интеракция, чтобы она не кончилась конфликтом или ущербом. Он видит эти предпосылки в правилах дискурса, когда участвующие встречаются как свободные и равные. Действия, которые следуют этим правилам, он называет коммуникативными, в отличие от действий стратегических, рациональных, рассчитанных на успех.

    Основное правило дискурса можно обозначить коммуникативно-теоретическим вариантом категорического императива: «Каждая действующая норма должна удовлетворять условию, чтобы последствия и побочные действия, которые

    Несколько месяцев назад мир большой политики и высоких технологий испытал потрясение, когда стало известно, что британская компания Cambridge Analytica ненадлежащим образом использовала данные, извлеченные из безобидной викторины на Facebook, чтобы создавать профили пользователей и перенаправлять как можно более широкую аудиторию на платформу с рекламой, убеждающей посетителей голосовать определенным образом. Только часть этой информации была получена с согласия пользователей (первое нарушение), при этом полученные сведения хранились у разработчика приложения (второе нарушение) и были проданы Cambridge Analytica с нарушением условий использования информации (третий возмутительный факт).

    Перед нами пример типичной мошеннической разработки в духе киберпреступников, известных также как «черные шляпы» (Black hats) — мошенническое использование тактик убеждения в сочетании с неэтичным использованием персональных данных.

    С другой стороны, когда вы последний раз заказывали что-нибудь в Интернете, вы, возможно, заметили использование нескольких элементов дизайна интерфейса, побуждающих вас к покупке («последний просмотренный товар», «3 просмотра за прошлый день»). Хотя эти методы проектирования используются для убеждения пользователей, они обычно не являются мошенническими и считаются методиками «этичного хакинга» (Ethical hacking, который практикуют, например, специалисты по кибербезопасности и прочие положительные персонажи, на сленге называемые «Белые шляпы» — White hats).

    Еще один пример: летом на конференции Google I/O-2018 система искусственного интеллекта Google Duplex совершила звонок в салон, чтобы договориться о встрече, и провела непринужденную беседу, настолько хорошо подражая человеческим манерам, что собеседник на другом конце провода не понял, что разговаривал с машиной. Компьютерная система не представляла себя в качестве человека, но и не идентифицировала себя как машину, что в условном диапазоне между черным и белым помещает ее в серое пространство. Что помешает в ближайшем будущем использовать подобную технологию для разработки киберпреступлений?

    На одной стороне практики убеждения находятся методики «белой шляпы», для которых характерны открытость, возможность выбора, прозрачность, взаимная выгода, на противоположном полюсе — техники «черной шляпы» с присущими им скрытностью, принуждением, обманом, своекорыстием.

    Как видно из приведенных выше примеров, использование тактик убеждения может размещаться в любом месте на спектральной полосе от «черных шляп» на одном полюсе до «белых шляп» — на другом, разделенные большой расплывчатой «серой» областью. В сегодняшнем мире онлайн-мошенничества, фишинговых атак и утечек данных пользователи все более настороженно относятся к тактикам убеждения, не отвечающим их интересам. Разработчики пользовательского опыта, дизайнеры и программисты несут ответственность за решения, связанные с этическим характером тактик, используемых в их проектах.

    В этом посте будет представлена ​​краткая история , рассмотрено, как психологические тактики используется совместно с высокими технологиями и новыми медиа, а также представлена пища для размышлений, которая способна помочь дизайнерам и разработчикам избежать перехода через тонкую этическую линию на темную сторону.

    История убеждения

    Тактики и методы убеждения трудно назвать новыми — они использовались на протяжении веков. Сочинение древнегреческого мыслителя Аристотеля «Риторика», увидевшее свет более 2000 лет назад, является одним из самых ранних трудов, посвященных искусству убеждения. В нем Аристотель представил следующие способы убеждения: этос (доверие), логос (причина) и пафос (эмоция). Философ также рассмотрел, насколько кайрос (подходящее время) важен для применения упомянутых способов убеждения.

    Быстро перенесемся в сегодняшние дни и обратим внимание на методы убеждения, используемые вокруг нас — в рекламе, маркетинге, средствах коммуникации. Когда мы пытаемся убедить кого-то в правоте нашей точки зрения или победить в конкурсе проектов со своей разработкой, то мы, скорее всего, используем убеждение: процесс, при котором отношение или поведение человека — без принуждения — подвергается влиянию других людей.

    Хотя Аристотель был первым, кто документально засвидетельствовал существование такого явления как убеждение, в настоящее время в данном контексте чаще всего упоминается книга «Психология влияния» (Influence: The Psychology of Persuasion). Согласно автору, существуют 6 ключевых принципов убеждения:

    1. Взаимность. Люди считают себя обязанными дать что-то взамен в качестве ответной меры на получение чего-то.

    2. Дефицит. Люди хотят получить больше тех вещей, которых имеется меньше.

    4. Последовательность. Людям нравится соответствовать тому, что они говорили или делали ранее.

    5. Симпатия . Люди предпочитают говорить «да» тем, кто им нравятся.

    6. Консенсус (социальное доказательство). Люди — особенно когда они в чем-либо не уверены — будут смотреть поведение других, чтобы определить свои собственные действия.

    Мы все когда-либо подвергались воздействию одного или нескольких из этих принципов и можем распознать их в рекламе или в обычном ежедневном процессе взаимодействия с другими людьми. Несмотря на то, что искусство убеждения существует на протяжении веков, в наши дни в нем появился новый аспект — применение методов убеждения с точки зрения новых технологий и средств массовой информации. Это тенденция возникала одновременно с первыми персональными компьютерами, усилилась с приходом интернета и стала доминирующей в эпоху всепроникающего распространения мобильных устройств.

    Убеждение посредством технологий и новых медиа

    Специалист по человеческому поведению американский психолог (B. J. Fogg) является первопроходцем исследований роли технологий в убеждении. Более двух десятков лет он начал изучать пересечения между убеждением и компьютерными технологиями. Сфера его научных интересов включала в себя интерактивные технологии, такие как веб-сайты, программное обеспечение и устройства, созданные с целью изменения отношения или поведения людей.

    Он назвал эту отрасль каптологией (Captology; акроним, образованный от словосочетания Computers as persuasive technologies — «компьютеры как убедительные технологии»). По мотивам своих исследований Б. Дж. Фогг написал книгу «Убедительная технология: использование компьютеров для изменения того, что мы думаем и делаем» (Persuasive Technology: Using Computers to Change What We Think and Do).

    Каптология как наука описывает заштрихованную область, где вычислительные технологии и убеждение пересекаются между собой (область компьютеров — Computers — включает в себя видеоигры, карманные компьютеры, компакт-диски с записанными данными, электронные органайзеры, тренажеры и сотрудников; в сфере убеждения — Persuasion — находятся: изменение поведения, мотивация, перемены в мировоззрении, соблюдение требований и изменение отношения).

    Интерактивные технологии имеют много преимуществ над традиционными медиа, поскольку они позволяют взаимодействие. Они также имеют преимущество по сравнению с людьми, потому что могут быть более настойчивыми (например, постоянно напоминают о необходимости обновления программного обеспечения), предлагают анонимность (что отлично подходит для чувствительных тем), могут получать и обрабатывать большие объемы данных (например, рекомендации Amazon), могут использовать множество стилей и режимов (текст, графика, аудио, видео, анимация, симуляции), могут легко масштабироваться и беспрепятственно распространяться.

    Это последнее преимущество сегодня выражено еще более ярко, чем все остальные, поскольку мобильные телефоны становятся буквально продолжением наших рук, и неостановимо расширяется распространение интеллектуальных устройств, встроенных вычислений, интернета вещей, носимых технологий, виртуальной реальности и виртуальных ассистентов под управлением , внедряемых во что угодно и где угодно вокруг нас. Кроме того, сегодняшние технологические достижения позволяют нам выбирать срок и место для высокоэффективного убеждения, поскольку теперь легко узнать местоположение, контекст, текущую деятельность пользователя и предоставить ему возможность принять меры. Это может быть напоминание от ваших «умных часов» о том, что вам пора остановиться или, наоборот, идти куда-то, или пришедшее на смартфон предложение посетить кафе, когда вы приближаетесь к этому заведению на расстояние в несколько кварталов.

    Этика в эпоху новых технологий и интерактивных медиа

    Использование убеждений в традиционных средствах массовой информации на протяжении последних десятилетий вызвало вопросы касательно этичности подобной практики. С распространением новых медиа и всепроникающих технологий возникает еще больше вопросов об этически безукоризненном использовании методик убеждений. Некоторые из этих вопросов обусловлены преимуществами новых технологий над традиционными средствами массовой информации и людьми. Любой, кто использует методы убеждения для изменения точек зрения или поведения людей, должен иметь полное понимание этических последствий и влияния своей работы.

    Одна из ключевых обязанностей разработчика во время любого процесса проектирования — выступать выразителем интересов пользователя. Эта роль становится еще более важной, когда методы убеждения преднамеренно используются в дизайне/проектировании, поскольку пользователи могут и не знать о задействованных тактиках убеждения. Хуже того — некоторые пользователи могут просто не распознавать эти тактики, как это может быть в случае с детьми, пожилыми людьми или другими находящимися в уязвимом положении пользователями.
    Б. Дж. Фогг описывает 6 факторов, дающих интерактивным технологиям преимущество над пользователями, когда дело доходит до убеждения:

    1. Намерение убедить маскируется новизной

    Интернет и электронная почта больше не являются новинками, и большинство из нас научились отличать жульнические веб-практики и мошеннические обещания , но мы по-прежнему находим новизну в свежих мобильных приложениях, голосовых интерфейсах, дополненной и виртуальной реальностях. Не столь давно имевшее место быть повальное увлечение мобильной игрой Pokémon Go подняло множество этических вопросов.

    2. Заведомо положительная репутация новой технологии

    Пусть фраза «Это должно быть правдой, я видел это в Интернете» в настоящее время звучит как убийственная ирония, пользователи по-прежнему поддаются убеждению посредством лайков, комментариев, обмена ссылками, ретвитов, распространения челленджей, поддельных новостей или вирусного контента.

    3. Безграничная настойчивость

    Вы хотели бы, чтобы продавец подержанных автомобилей после вашего первого визита постоянно преследовал вас повсюду, пытаясь всучить вам машину? Хотя, к счастью, этого не происходит в реальной жизни, ваши гаджеты и приложения постоянно находятся при вас, имея возможность при помощи звуковых сигналов и вспыхивающего дисплея пытаться убедить нас в чем-то даже там и тогда, где и когда это абсолютно неприемлемо.

    4. Сторонний контроль над тем, как разворачивается взаимодействие

    В отличие от ситуации «человеческих» убеждений, когда индивид, которого убеждают, способен отреагировать и изменить курс взаимодействия, технология располагает заранее установленными вариантами коммуникации, которые контролируются дизайнерами и разработчиками. При разработке создатели должны определить, что они могут сделать при их уровне компетентности, а для всего остального у них предусмотрен ответ: «Извините, я не могу вам с этим помочь». Только в прошлом месяце одна из социальных сетей заблокировала доступ к своему мобильному веб-сайту, попросив пользователей установить приложение для получения контента, но не предоставив возможности отказаться от его инсталляции.

    5. Возможность влиять на эмоции, самому их не испытывая

    У новых технологий нет эмоций. Даже с учетом недавних достижений в области искусственного интеллекта машины — в отличие от людей — не испытывают эмоций. Вернемся к упомянутому в начале поста телефонному звонку от цифрового ассистента Duplex Google: могут возникнуть проблемы, когда люди не будут знать, что голос на другом конце линии связи принадлежит безэмоциональной машине, и отнесутся к ней как к еще одному человеку, такому же как они сами.

    6. Отсутствие ответственности за отрицательные последствия убеждения

    Что происходит, когда что-то идет не так, и приложение или технология не могут взять на себя ответственность? Берут ли разработчики ответственность на себя, даже если их стратегии убеждения приводят к непредсказуемым результатам или неправомерно используются их партнерами? А вот Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) во время слушаний в Конгрессе принял на себя ответственность за скандал, вызванный действиями Cambridge Analytica.

    Имея в своем распоряжении все эти несправедливые преимущества, как дизайнеры и разработчики могут сделать этически безукоризненный выбор в осуществлении своих проектов и решений? Для начала нужно отступить на шаг назад и рассмотреть этические последствия и влияние своих работ, а затем взглянуть на них с точки зрения пользователей.

    Многие разработчики обращают свои взгляды в прошлое и активно выступают по поводу некоторых этически сомнительных особенностей технических продуктов и дизайна. К их числу относится Тристан Харрис (Tristan Harris), бывший специалист по этике проектирования в Google, рассказавший о том, как продукты технологических компаний завладевают умами пользователей. Шон Паркер (Sean Parker), основатель Napster и бывший президент Facebook, объяснил, как Facebook был разработан для использования человеческой «уязвимости». Джонас Дауни (Jonas Downey) из компании Basecamp поделился своими размышлениями насчет того, что большинство программных продуктов находятся в собственности и под контролем корпораций, чьи деловые интересы часто противоречат интересам пользователей.

    Кодекс поведения разработчиков

    Американский институт графического искусства (The American Institute of Graphic Arts - AIGA), крупнейшая профессиональная организация в области дизайна, публикует серию документов «Бизнес и этика дизайна» (Design Business and Ethics). Автор книги «Профессионализм дизайна» (Design Professionalism) Энди Рутледж (Andy Rutledge) также создал профессиональный кодекс поведения. Оба источника очень детализированы и охватывают бизнес-составляющую дизайна, но не рассматривают конкретную этику, связанную с дизайном, оказывающим непосредственное воздействие или влияние на поведение человека.

    Другие специалисты, воздействующие на человеческий разум, имеют собственные этические принципы и кодексы поведения, подобные тем, что были сформулированы Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association) и Британским психологическим обществом (British Psychological Society). Цель этих кодексов поведения — защита участников обществ, а также репутации психологов и самих психологов. Дизайнеры и разработчики, использующие психологию в своих проектах, могли бы изучить, как этические принципы психологов применимы к собственной работе проектировщиков.

    Принципы и вопросы

    Используя этические принципы психологов в качестве основы, можно определить, как каждый принцип применяется к убедительному дизайну и перечисленным вопросам, связанным с этическими последствиями проектирования. Они ни в коем случае не являются исчерпывающими, но предназначены для того, чтобы стать пищей для размышлений в каждой из этих областей.

    Принцип А: доброжелательность и безвредность

    Не причини вреда. Ваши продукты могут повлиять на умы, поведение и жизнь ваших пользователей и окружающих людей, поэтому будьте бдительны и остерегайтесь злоупотребления влиянием.

    • Меняет ли ваш продукт способ взаимодействия людей к лучшему?
    • Преследует ли ваш продукт цель, чтоб пользователи тратили больше времени, чем они собирались?
    • Упрощает ли ваш продукт доступ к социально неприемлемым или нелегальным товарам, которые в противном случае не были бы легкодоступными для ваших пользователей?
    • Как ваши партнеры или «плохие парни» могли бы злоупотребить вашим продуктом без вашего ведома?
    • Вам было бы комфортно с кем-то другим, применяющим ваш продукт к вам самим?
    • Вы хотели бы, чтобы кто-то еще использовал этот продукт, чтобы убедить вашу мать или ребенка?

    Принцип Б: обязательность и ответственность

    Помните о своей ответственности перед вашими предполагаемыми пользователями, непреднамеренными пользователями и обществом в целом. Примите на себя надлежащую ответственность за результаты.

    • Во время разработки продукта ищите ответы на вопрос «Как мы можем [сделать это]?», чередуя его с другим: «По какой цене?»
    • Каково влияние вашего продукта/решения? Кто или что он заменяет или на что воздействует?
    • Если бы ваш продукт использовался вопреки своему предназначению, каково могло быть его воздействие?
    • Ваш продукт меняет социальные нормы, этикет или традиции в лучшую сторону?
    • Будет ли ваш продукт подвергать пользователей опасности или делать их уязвимыми, преднамеренно или непреднамеренно (исследованиями было установлено, что приложение Pokémon GO спровоцировало более 100 000 дорожно-транспортных происшествий)? Как это можно предотвратить?

    Принцип В: целостность

    Поощряйте в своем продукте достоверность, честность и правдивость. Не обманывайте, не вводите в заблуждение, не совершайте мошенничество. Когда обман может быть этически оправданным для максимизации выгоды и минимизации вреда, то тщательно рассмотрите вопрос о его необходимости, учтите все возможные последствия и возьмите на себя ответственность за устранение любого возникающего подозрения, которое может возникнуть в результате использования таких методов.

    • Вам нужно согласие пользователей? Когда у них спрашивают о согласии, знают ли они, с чем именно они соглашаются?
    • Какова цель продукта? Она отвечает интересам пользователя или разработчика? Вы открыты и прозрачны в своих намерениях?
    • Использует ли ваш продукт обман, манипуляции, искажение, угрозы, принуждение или другие нечестные методы?
    • Осведомлены ли ваши пользователи о том, что их деятельность отслеживается, или эти сведения от них скрыты?
    • Приносит ли ваш продукт выгоду вам или разработчикам в ущерб вашим пользователям?
    • Что скажет будущий «разоблачитель» о вас и вашем продукте?

    Принцип Г: справедливость

    Придерживайтесь разумных суждений и принимайте меры предосторожности, чтобы гарантировать, что ваши потенциальные предубеждения и ограниченность вашего опыта не приведут к неправомерной практике или не будут потворствовать таковой. Ваш продукт должен приносить пользу как разработчикам, так и пользователям.

    • Влияют ли на ваш продукт какие-либо предубеждения (гендерные, политические или другие)?
    • Ваш продукт поддерживает ненависть, насилие, преступность, пропаганду?
    • Если бы вы сделали это лично, без применения технологий, считался ли бы такой поступок этичным?
    • Каковы выгоды для разработчиков/бизнеса? Каковы выгоды для пользователей? Складываются ли преимущества в пользу бизнеса?
    • Можете ли вы просто отключить пользователей? Обладают ли пользователи средствами контроля и возможностью отказаться от услуги, не подвергаясь дальнейшему убеждению по другим каналам?

    Принцип Д: уважайте права и достоинство других людей

    Уважайте достоинство и ценность каждой человеческой личности, а также права частных лиц на неприкосновенность личной жизни и конфиденциальность. Для защиты прав и благосостояния уязвимых пользователей могут потребоваться специальные гарантии.

    • Использует ли ваш продукт тактики убеждения потенциально уязвимых пользователей (детей, людей преклонного возраста, малоимущих)?
    • Ваш продукт защищает конфиденциальность пользователей и дает им контроль над их настройками?
    • Требует ли продукт ненужных разрешений для работы?
    • Может ли ваш продукт использовать менее навязчивые методики для получения аналогичных результатов? (например, контроль скорости на дорогах вместо наблюдения)
    • Ваш продукт делает ваших пользователей источником неудобств для других? Как вы можете это предотвратить?

    Вывод

    Если вы разрабатываете свои продукты и , пользуясь методиками «белых шляп», вы можете оценить этические вопросы, поднятые в данном посте. Однако если вы проектируете в «серой» или «черной зонах», спасибо за то, что вы дочитали эту статью до конца. Возможно, вы увидите, насколько сильно разработчики и дизайнеры несут ответственность за своих пользователей — и пересмотрите свою стратегию.

    Делайте добро. Не причиняйте вред. Проектируйте с учетом этической точки зрения.

    Специалисты в области связей с общественностью по определению – защитники клиентов и нанимателей. Основное внимание в их работе обращается на убеждающую коммуникацию для влияния на конкретную публику каким‑либо способом. В то же время, как отмечается в гл. 3, практики в сфере связей с общественностью должны осуществлять свою деятельность этично.

    Использование убеждающих методик тем самым требует некоторых дополнительных ориентиров. Профессор Ричард Л. Джоханнесен из Университета Северного Иллинойса (Northern Illinois University) в книге «Убеждение, восприятие и ответственность» («Persuasion, Reception and Responsibility»), написанной Чарлзом Ларсоном, перечисляет следующие этические критерии для использования убеждающих инструментов, которые следует учитывать в своей работе каждому профессионалу по связям с общественностью:

    1. Не используйте ложных, сфабрикованных, представленных в неверном свете, искаженных или неприменимых к ситуации данных для подтверждения своих аргументов или заявлений.

    2. Не используйте намеренно обманчивой, ничем не поддержанной или нелогичной аргументации.

    3. Не представляйтесь информированным или «экспертом» в каком‑либо вопросе, если вы им не являетесь.

    4. Не используйте несоответствующих обращений для отвлечения внимания или тщательного изучения от вопроса, находящегося в рассмотрении. Среди обращений, которые обычно служат такой цели, «грязные» атаки на характер оппонента, призывы к ненависти и фанатизму, выпады, а также термины «Бог» и «дьявол», которые вызывают сильные, но неосознанные позитивные или негативные реакции.

    5. Не просите свою аудиторию связать вашу мысль или предложение с эмоционально нагруженными ценностями, мотивами или целями, с которыми они в действительности не связаны.

    6. Не обманывайте свою аудиторию, утаивая вашу истинную цель, личную заинтересованность, группу, которую вы представляете, или вашу позицию как защитника какой‑либо точки зрения.

    7. Нельзя искажать, прятать или представлять в ложном свете количество, масштаб, интенсивность или нежелательные характеристики последствий.

    8. Не используйте эмоциональные обращения, которым не хватает поддержки данных или аргументации или которые не были бы приняты, если бы аудитория имела время и возможность изучить сам предмет.

    9. Не упрощайте сверх меры сложные ситуации и не сводите их к полярным, двумерным, «или‑или» взглядам или вариантам выбора.

    10. Не создавайте впечатления определенности там, где более точными были бы гипотетичность и степени вероятности.

    11. Не выступайте на стороне того, во что вы сами не верите.



    Из предшествующего списка ясно, что профессионал в области связей с общественностью должен быть больше, чем просто техническим работником или «наемником». Этот вывод поднимает вопрос о том, что специалистам по связям с общественностью часто не хватает технической и юридической компетентности, чтобы знать, какая информация из переданной им клиентом или нанимателем точна.

    Ричард Хит поясняет, что это не избавляет профессионалов в области связей с общественностью от этической ответственности. Он пишет: «Проблема сообщения информации, которую они лично не могут подтвердить, не избавляет их от ответственности коммуникатора. Их ответственность заключается в том, чтобы была предоставлена самая точная информация и чтобы оценка ее была проведена наилучшим доступным образом».

    Убеждающие сообщения требуют правды, честности и искренности по двум практическим причинам. Во‑первых, Хит говорит, что сообщение уже находится под подозрением, поскольку оно выдвигается от лица клиента или организации. Во‑вторых, полуправда и вводящая в заблуждение информация не служат на благо общественности или организации.