Войти
Образовательный портал. Образование
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • «Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…

    «Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…

    Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

    Краткий анализ

    История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

    Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

    Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – ямб.

    Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .

    Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .

    Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

    История создания

    Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

    К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

    Тема

    Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

    Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

    Композиция

    Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

    В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

    При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

    Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

    Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

    Жанр

    Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

    Средства выразительности

    Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

    • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
    • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .
    • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

    К ним добавляется лексический повтор “еще” , который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

    Вспоминается день, когда я впервые увидел блоковскую Кармен. Осенью 1967 года я шел набережной Мойки к Пряжке, к дому, где умер поэт. Это был любимый путь Александра Блока. От Невы, через Невский проспект- все удаляясь от центра - так не раз ходил он, поражаясь красоте своего родного города. Я шел, чтобы увидеть ту, чье имя обессмертил в стихах Блок, как Пушкин некогда Анну Керн.

    Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

    Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

    Дидактический материал

    к уроку литературы в 5 классе

    Анализ стихотворения

    «Ещё весны душистой нега»

    учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

    р.п.Чамзинка Республики Мордовия


    проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Ещё весны душистой нега», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка


    А.А.Фет

    «Ещё весны душистой нега»

    Ещё весны душистой нега

    К нам не успела низойти,

    Ещё овраги полны снега,

    Ещё зарей гремит телега

    На замороженном пути.

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.

    Краснеет липа в высоте,

    И соловей ещё не смеет

    Запеть в смородинном кусте.


    Ведущей темой стихотворения является тема:

    г) свободы

    в) природы;

    б) родины;


    На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:

    Ещё весны душистой нега

    К нам не успела низойти,

    Ещё овраги полны снега,

    Ещё зарей гремит телега

    На замороженном пути.

    Едва лишь в полдень солнце греет,

    Краснеет липа в высоте,

    Сквозя, березник чуть желтеет,

    И соловей ещё не смеет

    Запеть в смородинном кусте.

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.


    Какое чувство передано в строке

    «Ещё весны душистой нега

    К нам не успела низойти»?

    а) равнодушие;

    б) ожидание перемен;

    в) переживание;

    г) предчувствие весны


    Последняя строфа стихотворения посвящена:

    а) приходу весны;

    б) уходу зимы;

    в) встрече с красавицей;

    г) грядущему пробуждению природы


    Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «душистая нега»,

    «на замороженном пути» :

    г) метонимия

    а)эпитет;

    б) метафора;

    в) сравнение;



    Назовите ключевую фразу стихотворения:

    «Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях»


    В строке

    «Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях» использован синтаксический приём. Назовите этот прием:

    инверсия


    К какому типу лирики относится данное стихотворение:

    пейзажная лирика


    Определите размер, которым написано стихотворение:

    Ещё весны душистой нега

    К нам не успела низойти,

    Ещё овраги полны снега,

    Ещё зарей гремит телега

    На замороженном пути.

    Едва лишь в полдень солнце греет,

    Краснеет липа в высоте,

    Сквозя, березник чуть желтеет,

    И соловей ещё не смеет

    Запеть в смородинном кусте.

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.


    • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
    • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008

    Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Поэт считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы, любви. Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в его стихотворении «Еще весны душистой нега…». Проникновенный лиризм этого произведения покорил меня. Как удается поэту выразить свои эмоции?
    Рассмотрим стихотворение. Перед нами монолог лирического героя, романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу, наверное, родного края. С волнением ожидает он весну, грезит о ней, словно о чуде:
    Еще весны душистой нега
    К нам не успела низойти…
    Весна – создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое. Именно это, я думаю, раскрывает нам метафора в первых строчках. Богатство чувственному образу весны придает аромат. Автору это удается показать с помощью эпитета «душистой».
    Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, потому что она пробуждает все наше существо. Мы открываемся навстречу ей целиком, до потаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи.
    Глагол «низойти» с высокой стилистической окраской добавляет образу возвышенность, облагораживает весну, отличая ее от не менее величественной, но более простой зимы:
    Еще овраги полны снега,
    Еще зарёй гремит телега
    На замороженном пути.
    Здесь величие образам придает инверсия, как и в начале стихотворения, а также перемещение ударения в слове «полны». Однако появление гремящей телеги в финале первой строфы, я считаю, характеризует зиму как обычное время года, которое не слишком поэтично.
    О весне так не скажешь. Это подчеркивает вторая строфа произведения, где, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывается импрессионизм Фета. Поэт стремится показать приход весны во всем многообразии переменчивых форм. Образы, ощущения, настроения тут еле уловимы, в этом их прелесть:
    Едва лишь в полдень солнце греет,
    Краснеет липа в высоте,
    Сквозя, березник чуть желтеет…
    Сколько динамики в этих «едва» и «чуть»! Автор словно говорит нам, что весна приближается очень плавно, медленно, несмело, почти незаметно. Но она движется и непременно дает о себе знать тем, кто ждет ее, шаг за шагом, миг за мигом. Пока певец весны и любви, «соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но впечатлительное сознание героя–романтика уже рисует этот образ. Наверное, так воплощается мечта о мае, цветущих растениях, светлых вечерах, наполненных смятением и дерзостью любящего сердца.
    Желания героя непременно сбудутся, потому что даже отрицания в этом стихотворении («не успела», «не смеет»), я думаю, наоборот утверждают весну, законность ее благодатного прихода, который вот-вот наступит, осталось совсем немного.
    Финальная строфа произведения открывается глубокой философской мыслью, которая заключена в метафоре:
    Но возрожденья весть живая
    Уж есть в пролетных журавлях…
    Просыпается от зимнего сна природа, и возвращаются птицы. Они – радостные вестники весны, приносящие ее на своих крыльях. Курлыканье журавлей также оживляет все вокруг, поэтому их с полным правом можно назвать символами возрожденья природы.
    И, их глазами провожая,
    Стоит красавица степная
    С румянцем сизым на щеках.
    В последних строчках произведения перед нами неожиданно предстает лирический персонаж – «степная красавица». Я думаю, этот образ не случаен. Он – отражение весны. Интересно, что у «красавицы» румянец «сизый», а не розовый или красный. Почему? Наверное, это опять черта импрессионистического стиля. Фет изобразил, зафиксировал как бы не сам цвет щек, а свое впечатление, мгновенное, изменчивое, которое эта деталь произвела на него. «Сизым» румянец мог стать, например, под воздействием ярких солнечных лучей.
    Так постепенно перед нами возникает полная картина. Основная мысль стихотворения – предчувствие весны. Лирический герой будто растворяется в природе, очарованный предстоящим обновлением мира, которое одновременно уже свершается на его глазах. Эта одновременность происходящего, противоречивость, постоянное движение, развитие создают необыкновенное, особое чувственное пространство, раскрывающее человеческую душу.
    Здесь, как и во многих других произведениях, Фет выступает смелым новатором, который познает мир интуитивно.

    / / / Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

    Благодаря своему уникальному таланту, Афанасий Фет мог передать в стихотворениях мельчайшие детали, на которые большинство из нас даже не обращают внимания. Поэт в своей лирике мог бесконечно изображать красоты окружающей природы. Он говорит не только о привычных нам вещах, о смене времен года. Талант автора позволял ему наблюдать за тонкими, мимолетными изменениями, которые негласно происходят в мире.

    Стихотворная работа «Еще весны душистой нега…» является ярким тому подтверждением. Казалось бы, улицы и дороги еще укрыты снегом. На деревьях нет ни набухших почек, ни молодых листочков. Однако в воздухе витает аромат приходящей весны. Она еще не вступила в полноправное владение окружающими территориями. Но, человек чувствует, что ее приближение уже очень близко.

    Перед читателем создается картина поздней, задержавшейся зимы. Мы слышим и соловьиные песни, которые доносятся из куста смородины. Теплые солнечные лучи прогревают землю только лишь в пик солнцестояния – в полдень.

    Кроме того, особенностью пейзажной лирики Афанасия Фета является его талант описывать те природные явления, которые не просто характеризуют изменения вокруг, а, непосредственно касаются перемен на землях России.

    Много внимания в рифмованных строках автор уделяет такому природному явлению, как зоря – восход солнца. Именно в этот период можно застать самые яркие, самые чистые краски, которые отблескивают во все стороны. Такое явление Фет считает загадочным и необычайно нежным. День начинается с зари, как и возрождение земли начинается с весны.