Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Страна происхождения товара по 44 фз. Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара. Что делать, если закупаемый товар не производят в еаэс

    Страна происхождения товара по 44 фз. Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара. Что делать, если закупаемый товар не производят в еаэс

    Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ

    Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

    ⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

    Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

    ⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе.

    ⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

    ⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

    Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

    ⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

    ⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

    ⁠ Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

    ⁠ С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

    Указание нескольких стран для одного товара

    ⁠ Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

    • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
    • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
    • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

    ⁠ ....При этом суды исходили из совокупного анализа указанных положений законодательства, свидетельствующих об императивности требований в части необходимости указания в заявке только одной страны происхождения товара, а также наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, для отказа обществу в допуске к участию в аукционе в связи с указанием в первой части заявки наименований нескольких стран происхождения товара.

    ⁠ Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.»

    ⁠ Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

    ⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе»

    ⁠ .....положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

    ⁠ Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе»

    ⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

    Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

    • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
    • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
    • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

    Какие документы подтверждают страну происхождения?

    Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

    • декларация в свободной форме о стране происхождения,
    • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
    • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
    • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

    В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

    1. В закупке радиоэлектронной продукции:
      1. СПИК,
      2. подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России ,
      3. уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения ,
      4. разовый или годовой сертификат СТ-1.
    2. В закупках мебели или товаров машиностроения:
      1. СПИК,
      2. акт экспертизы ТПП,
      3. сертификат СТ-1.
    3. При закупке медизделий, для которых установлены ограничения допуска, — сертификат СТ-1.
    4. В закупках продуктов — декларация о стране происхождения товара и декларация о производителе товара (в свободной форме).
    5. В поставках товаров легкой промышленности — декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар.
    6. В закупках программного обеспечения — название программного продукта и декларация в свободной форме о стране происхождения.

    Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар (в закупках, опубликованных до 5 ноября 2018 — согласно приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 , в закупках с 5 ноября 2018 — согласно риказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н). читайте в новой статье в Справочной.

    Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК . Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

    Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

    • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
    • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
    • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимуму два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

    Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

    В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

    При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

    Как заказчик проверяет происхождение товара?

    Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

    Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

    Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

    Если в закупке действовал нацрежим и заказчик отклонил заявки с иностранными товарами, то в ходе исполнения контракта можно заменить товары на другие, но произведенные в странах ЕАЭС. Менять производителя нельзя. Заменять товар на иностранный (не из стран ЕАЭС) нельзя, даже если он с улучшенными характеристиками. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

    • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
    • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщику грозит РНП и потеря обеспечения контракта.

    Как получить сертификат СТ-1?

    Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

    • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
    • годовой акт экспертизы (если он есть).

    Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

    • лицензию о производстве товара,
    • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

    Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

    Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

    В аукционе

    • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
    • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

    В других конкурентных закупках

    Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

    Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

    Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

    В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

    Если у вас есть еще вопросы о применении нацрежима, оставьте их в комментариях.

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и ). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.

    1. Страна происхождения товара

    Давайте начнем с самого начала. Итак…

    Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

    Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

    1. Сертификат о происхождении товара СТ-1 . Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений. Подробнее о данном сертификате вы можете прочитать ;
    2. Декларация страны происхождении товара . Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

    2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

    Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

    Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

    1. Шапка , в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
    2. Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» “название участника ” сообщает:”
    3. Таблица , состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара. Важный момент: НСПТ должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 г. № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»). Там нам понадобится Приложение А — Наименования стран мира в алфавитном порядке.
    4. Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии) . Важный момент: Не обязательно распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать и сканировать. Можно прикрепить этот документ на электронной площадке в виде обычного файла в формате *.doc без подписи и печати, т.к. он будет подписан электронной подписью.

    Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

    Образец декларации для ИП — скачать

    Образец декларации для юрлица — скачать

    3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

    В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).

    В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 перечне, является декларация участника закупки.

    Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

    В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

    Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

    Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

    4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

    С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

    Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

    Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

    Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

    На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.


    Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
    Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

    Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
    В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
    Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
    Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
    В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
    В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
    Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
    Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
    Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
    Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
    Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Широков Сергей

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

    Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

    Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

    Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.

    Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .

    Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

    Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

    Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

    При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

    Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

    С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.

    Указание нескольких стран для одного товара

    Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

    • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
    • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
    • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

    Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.