Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Судебный пристав требования к образованию. Профессия Судебный пристав: особенности, преимущества и недостатки. Требования к кандидату, который хочет устроиться судебным приставом

    Судебный пристав требования к образованию. Профессия Судебный пристав: особенности, преимущества и недостатки. Требования к кандидату, который хочет устроиться судебным приставом

    Гражданский служащий, вступивший в государственную должность «судебный пристав», занимается принудительным исполнением решений и постановлений полномочных органов: судов, налоговых и правоохранительных органов.

    История профессии

    Упоминания об этой профессии уходят в глубь веков. На Руси приставы появились в XII веке. Само слово «пристав» имело тогда разные значения: в Новгороде они мирили вступивших в тяжбу, позже в Москве это были чины для особых поручений. Но большей частью приставам приходилось вызывать ответчиков и свидетелей на суд, проводить по его решению взыскания.

    В XV-XVII веках судебных приставов называли недельщиками, поскольку те работали неделями, оповещая стороны о вызовах, доставляя их в суд и занимаясь поимкой преступников. В XVIII веке обязанности приставов стали исполнять полицейские чины, а в XIX (после судебной реформы, произошедшей в 1864 году) судебные приставы были приданы мировым судьям, окружным судам и другим судебным органам.

    Обязанности приставов

    По роду деятельности судебных приставов разделяют на основные группы:

    1. Приставов, следящих за порядком на судебных процессах: в их обязанности входит сопровождение документов из канцелярии в зал суда, обеспечение явки свидетелей.
    2. Приставов, которые исполняют судебные акты, ведут прием граждан по поводу оплаты или взыскания долгов и посещают должников на дому. У них ненормированный рабочий день: при необходимости приставов-исполнителей могут вызвать на работу ночью и в выходные, часто их сопровождает охрана.

    Образование судебных приставов

    Служить судебным приставом разрешено гражданам Российской Федерации. Им нельзя стать до наступления 21 года. Он должен иметь законченное среднее образование (общее либо среднее специальное). Старшим судебным приставом невозможно стать без высшего юридического образования, полученного в вузах, где готовят специалистов для:

    • правоохранительной деятельности;
    • юриспруденции;
    • правового обеспечения национальной безопасности.

    Среднее профессиональное образование дают судебным приставам колледжи и техникумы, где есть базовая подготовка по специальности «правоохранительная деятельность».

    Необходимые качества

    Судебные приставы, исполняющие постановления судов, налоговых служб, органов внутренних дел, должны обладать терпением, уверенностью и полным самообладанием: они обязаны действовать по закону, не поддаваясь на часто случающиеся провокации должников и их родственников.

    Судебным приставам-исполнителям необходима хорошая физическая форма, позволяющая им противостоять неадекватным поступкам должников. Приставам, обеспечивающим порядок в зале суда, нужно уметь длительное время работать с полной концентрацией внимания, позволяющей избегать процессуальных ошибок.

    Карьерный рост приставов

    Являясь государственными гражданскими служащими, судебные приставы получают классные чины, низшим из которых является младший юрист, а высшим – действительный государственный советник. Им положена форменная одежда, которая должна быть темно-синего либо черного цвета и иметь соответствующие классному чину знаки отличия.

    Присвоение чина зависит от должности, а также стажа работы. Достичь вершины карьеры можно, возглавив службу судебных приставов, став ее руководителем.

    Преимущества и недостатки профессии

    Плюсы деятельности судебных приставов:

    • официальная работа, прописанная в законодательстве;
    • льготы;
    • наработка юридического опыта для дальнейшей карьеры (при наличии высшего образования можно впоследствии стать адвокатом).

    Минусы работы судебных приставов:

    • необходимость изучения большого количества документов;
    • напряженность работы, вызывающая моральную и физическую усталость;
    • постоянное общение со многими людьми, испытывающими горе;
    • ненормированный рабочий день;
    • невысокая заработная плата.

    Зарплата судебных приставов

    За тяжелый труд, во многом сходный с работой сотрудников правоохранительных органов, рядовые  в среднем получали в 2015 году около 15 000 рублей. По новому законопроекту, до сих пор находящемуся на рассмотрении, зарплата судебного пристава должна получить надбавки, которые будут начисляться в зависимости от нагрузки и режима работы каждого. Денежное вознаграждение должно вырасти на 50–150%. К сожалению, вышеуказанный проект закона все еще не принят.

    Профессия судебного пристава повсеместно востребована

    Образовательными учреждениями (в том числе высшими) ежегодно выпускается много специалистов, которые могут работать судебными приставами. Однако всегда есть вакансии этой профессии, постоянно востребованной рынком труда. В них нуждаются как государственные органы, так и частные фирмы, предприятия и организации.

    Судебный пристав - центральная фигура исполнительного производства. Важность задач, стоящих перед судебными приставами, в том числе перед судебными приставами-исполнителями, обусловили жёсткие требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на соответствующую должность. Эти требования установлены в ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»:

    достижение 20-летнего возраста;

    наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава - высшего юридического образования;

    способность по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

    отсутствие судимости.

    Указанные обстоятельства подтверждаются: гражданство и возраст - данными паспорта; образование - аттестатом, свидетельством, дипломом о высшем образовании или другим документом об образовании; состояние здоровья - медицинским заключением; отсутствие судимости - соответствующей справкой органов внутренних дел.

    К определению деловых и личных качеств кандидата на должность судебного пристава следует подходить из общепризнанных деловых, нравственных и моральных критериев. В частности, способности кандидата честно и добросовестно, с соблюдением норм права выполнять возложенные на него обязанности, выполнять общепризнанные правила поведения.

    Кроме того, к лицам, претендующим на должность судебного пристава или находящимся на этой должности, наряду со специальными требованиями, установленными в ФЗ «О судебных приставах», применяются также общие ограничения, связанные с гражданской службой и установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.. В соответствии с положениями данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

    решением суда, вступившим в законную силу;

    осуждения его к наказанию, исключающему возможность

    исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

    сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

    близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,

    сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения

    гражданства другого государства;

    представления подложных документов или заведомо ложных

    сведений при поступлении на гражданскую службу и др.

    Судебный пристав, как государственный служащий, должен также соблюдать ограничения, установленные п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. он не вправе:

    участвовать на платной основе в деятельности органа управления

    коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных ФЗ;

    замещать должность гражданской службы в случае избрания или

    назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    осуществлять предпринимательскую деятельность;

    получать в связи с исполнением должностных обязанностей

    вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

    использовать в целях, не связанных с исполнением должностных

    обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

    Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». В соответствии с п. 1 данной статьи в процессе свей деятельности судебный пристав-исполнитель:

    принимает меры по своевременному, полному и правильному

    исполнению исполнительных документов;

    предоставляет сторонам исполнительного производства или их

    представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

    рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного

    производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

    обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе

    исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

    Перечень исполнительных документов, подлежащих принудительному исполнению, указан в ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный законом срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным законом, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанном в названном законе.

    Исполнение исполнительного документа должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

    В соответствии с п. 1 ст. 88 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, если его решения, принимаемые при совершении исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие), затрагивают интересы сторон и иных лиц. В постановлении должны быть обязательно указаны порядок и срок его обжалования.

    Реализация прав сторон, права и законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, осуществляется также путем подачи соответствующих заявлений и ходатайств, которые должны быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в срок, установленный указанным законом или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.

    Обязанность судебного пристава-исполнителя заявить самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, закреплена не только п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», но также и п. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он является родственником сторон исполнительного производства, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве.

    Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом (п. 3 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Реализация судебным приставом-исполнителем вышеуказанных обязанностей невозможна без соответствующего комплекса прав. В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право:

    получать при совершении исполнительных действий необходимую

    информацию, объяснения и справки;

    проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

    документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

    давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном

    производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

    входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или

    принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;

    арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать

    арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

    налагать арест на денежные средства и иные ценности должника,

    находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

    объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка;

    вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным

    документам, находящимся в производстве;

    совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об

    исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

    Необходимо отметить, что вышеперечисленные права судебного пристава-исполнителя реализуются им строго в соответствии с законом и только в том объёме и в тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, и не должны быть направлены на неадекватное ограничение прав и законных интересов других лиц. Это положение, закреплённое ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», направлено в первую очередь на недопущение злоупотреблений со стороны судебных приставов при решении поставленных перед ними задач.

    В частности, недопустимо разглашение ставших известными судебному приставу-исполнителю в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о банковских вкладах лица, в отношении которого производятся исполнительные действия. Что касается самого права требования предоставления вышеуказанных сведений, то его правомерность подтверждена п. 5 Мотивировочной части постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2003г. № 8 - П СЗ РФ, N 21, 26.05.2003.

    Проведение у работодателей проверок исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов направлено на осуществление контроля со стороны судебного пристава-исполнителя за исполнением работодателями судебных актов, актов иных органов и актов, принятых судебным приставом-исполнителем. Например, при обращении взыскания на заработную плату работающего должника судебный пристав может контролировать своевременность и правильность удерживаемых сумм.

    Наложение ареста на имущество осуществляется судебным приставом-исполнителем в течение одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.

    При продаже арестованного имущества судебный пристав-исполнитель сам осуществляет его оценку, однако он вправе назначить специалиста, если оценка отдельных предметов затруднительна или заявлены возражения сторон исполнительного производства.

    Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка относится к одним из важнейших полномочий судебного пристава-исполнителя, поскольку непосредственно связанно с активными действиями по исполнению исполнительных документов. Порядок объявления розыска должника, его имущества или розыска ребенка закреплен в ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    Судебному приставу-исполнителю предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. Как правило, вызов граждан и должностных лиц производится к месту работы судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий. Целесообразность вызова граждан и должностных лиц определяется целями исполнительного производства, необходимостью обеспечения в равной степени прав как взыскателя, должника, так и других лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в процессе исполнения исполнительного документа.

    При уклонении от явки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о его приводе в порядке, предусмотренном ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполняемое судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 1 ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»).

    Кроме того, стоит отметить, что ФЗ от 9 мая 2005г. № 45 - ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» “Российская газета”, N 100, 13.05.2005.

    вводится порядок принудительного исполнения судебных актов об административном приостановлении деятельности. Постановление судьи о применении данной меры наказания исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно. Выполняя свои обязанности, он осуществляет комплекс мер, которые выражаются в наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. Очевидно, что нормы данного закона, а также нормы других нормативных правовых актов, содержащих положения об отдельных вопросах исполнительного производства, расширяют полномочия судебного пристава-исполнителя, наделяя его новыми правами и, соответственно, новыми обязанностями.

    Необходимо отметить, что положения п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» на практике подлежат применению в нормативном единстве с положениями п. 1, 2 ст. 14 указанного закона, поскольку реализация прав судебного пристава-исполнителя невозможна без реализации принципа обязательности требований судебного пристава для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Без данной нормы задачи, поставленные законодателем перед службой судебных приставов, практически были бы не выполнимы, а действия судебных приставов в рамках публичной функции -- безрезультатными. Положения вышеуказанной статьи не просто закрепляют статус судебного пристава как федерального государственного служащего, исполняющего свои служебные обязанности, а подчеркивают властно-административный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации при исполнении судебным приставом своих служебных обязанностей. Более того, всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации информация, документы и их копии предоставляются судебным приставам в установленный срок, бесплатно, а в случае объективной невозможности представить запрашиваемые информацию или документы данные лица должны своевременно сообщить об этом судебному приставу с указанием причин невыполнения (п. 2 ст. 14 ФЗ «О судебных приставах»).

    Виды и объем ответственности за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, конкретизируются в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ФЗ «Об исполнительном производстве».

    В частности, в соответствии со ст. 87 вышеуказанного закона за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. Если же в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению, имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (п. 3 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Кроме того, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.8, статьями 19.6 и 19.7 указанного Федерального закона (Приказ Минюста РФ от 06.04.2005г. № 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях») "Российская газета", N 95, 06.05.2005..

    Перечень прав судебного пристава-исполнителя, определённый ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель как гражданский служащий имеет право на:

    обеспечение надлежащих организационно-технических условий,

    необходимых для исполнения должностных обязанностей;

    отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

    продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ

    и со служебным контрактом;

    защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,

    включая обжалование в суд их нарушения;

    государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья

    членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

    Таким образом, изучив права и обязанности судебного пристава-исполнителя, мы приходим к выводу, что они весьма разнообразны и не ограничиваются лишь теми, которые указаны в ФЗ «О судебных приставах». Важность задач, поставленных перед судебным приставом-исполнителем, и его полномочий подтверждается их закреплением на уровне соответствующих законов, а также наличием ответственности за несоблюдение законных требований судебного пристава-исполнителя.

    Ситуация в стране меняется, а значит совершенствуется законодательство, принимаются новые нормативные правовые акты, которые расширяют полномочия и компетенцию судебных приставов-исполнителей.

    Комментируемая статья содержит основные требования, которые законодатель предъявляет к лицу, желающему замещать должность судебного пристава.
    Установленные критерии объективно обусловлены задачами, возложенными на ФССП России, и являются минимально необходимыми для успешного выполнения судебным приставом своих должностных обязанностей.
    Для замещения должности судебного пристава кандидат должен: во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 21 год*(30), в-третьих, иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, в-четвертых, не иметь судимости, в-пятых, быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава, и наконец, в-шестых, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава.
    Для старшего судебного пристава и его заместителя установлен повышенный образовательный ценз - он должен иметь высшее юридическое образование.
    Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе. Соответственно, гражданин, желающий стать судебным приставом, должен отвечать также и тем требованиям, предъявляемым к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу, которые установлены Законом о государственной гражданской службе.
    Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(31) гражданством Российской Федерации признается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
    Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"*(32) был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. В развитие названного Указа Правительство РФ в изданном им Постановлении от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"*(33) определило реквизиты паспорта.
    Документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, могут выступать иные основные документы, содержащие указание на гражданство лица. В частности, к ним относятся:
    - дипломатический паспорт, выдаваемый МИДом России;
    - служебный паспорт;
    - паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
    Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(34) определен следующий перечень лиц, которым выдается дипломатический паспорт: Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям КС РФ, судьям ВС РФ, судьям ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов РФ, лицам, являющимся единоличными исполнительными органами государственных корпораций, а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам МИДа России.
    Членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории Российской Федерации в официальное представительство Российской Федерации или в представительство Российской Федерации при международной организации за пределами территории Российской Федерации, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
    Служебный паспорт выдается МИДом России государственным служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб, работникам аппаратов названных выше органов власти, военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации, в том числе при международных организациях.
    Вместе с тем следует учитывать, что дипломатический и служебный паспорта после завершения командировки за пределы территории Российской Федерации подлежат возврату в организацию, которая направляла гражданина и, соответственно, едва ли могут быть предъявлены при поступлении на службу в ФССП России.
    Что касается паспорта моряка (удостоверения личности моряка), то он является документом для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка. Паспорт моряка хранится у владельца паспорта.
    Требования к его оформлению и содержанию в настоящее время содержатся в Положении о паспорте моряка, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508*(35). Следует обратить внимание на то, что в связи с реализацией положений Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 г. "Об удостоверениях личности моряков", Правительство РФ утвердило Положение об удостоверении личности моряка, Положение о мореходной книжке, образец и описание бланка мореходной книжки*(36), в связи с чем названное выше Постановление Правительства РФ N 1508 с 1 января 2014 г. утратит силу.
    Достижение 21-летнего возраста как необходимая предпосылка замещения должности судебного пристава является более высоким условием по сравнению с предусмотренным ст. 21 Закона о государственной гражданской службе требованием о достижении 18-летнего возраста кандидатом на должность государственной гражданской службы. Это объясняется спецификой задач, возлагаемых как на судебных приставов-исполнителей, которые в своей деятельности испытывают достаточно сильные психологические нагрузки, так и на судебных приставов по ОУПДС, к психологическим нагрузкам которых добавляются еще и физические.
    Предельный возраст пребывания в своей должности судебного пристава как государственного гражданского служащего составляет 65 лет (ч. 2 ст. 21 Закона о государственной гражданской службе).
    В качестве общего правила для претендентов на должность судебного пристава установлен следующий образовательный ценз - наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
    Следует учитывать, что исходя из ст. 19 Закона об образовании общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, и лишь последнее является достаточным для замещения должности судебного пристава. Общее образовательное является обязательным. При этом документом государственного образца о соответствующем уровне образования является аттестат о среднем (полном) общем образовании. Форма данного документа определена Приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2006 г. N 297 "Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения*(37)".
    Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона об образовании).
    Документом государственного образца о среднем профессиональном образовании является диплом о среднем профессиональном образовании, оформленный и выданный в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минобрнауки России от 9 марта 2007 г. N 80 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о среднем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"*(38).
    Необходимо подчеркнуть, что комментируемый Закон не предъявляет каких-либо особых требований к специальности кандидата, полученной им в рамках среднего профессионального образования.
    Установление столь невысоких требований к уровню образования судебного пристава вызывает определенные сомнения. Если еще для судебного пристава по ОУПДС образовательный ценз выглядит обоснованным и разумным, то осуществление своих полномочий судебным приставом-исполнителем в современных условиях становится решительно невозможным без глубоких познаний в области юриспруденции, а соответственно, уровень образования у него должен быть более высоким.
    Сегодня лишь для старшего судебного пристава и его заместителя предусмотрено обязательное наличие высшего юридического образования.
    Законодательством установлены следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, подготовка специалиста, а также магистратура.
    При решении вопроса о соответствии подготовки, полученной кандидатом в старшие судебные приставы (заместители старшего судебного пристава), и ее соответствии установленному в комментируемом Законе требованию о наличии высшего юридического образования следует учитывать, что квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(39)).
    Документами государственного образца о высшем профессиональном образовании являются соответствующие дипломы, форма которых утверждена Постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании".
    Наличие судимости препятствует назначению гражданина на должность судебного пристава (п. 3 комментируемой статьи).
    Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ).
    Судимость погашается в отношении:
    1) лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
    2) лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, - по истечении 1 года после отбытия или исполнения наказания;
    3) лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении 3 лет после отбытия наказания;
    4) лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 6 лет после отбытия наказания;
    5) лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
    Безупречное поведение осужденного в период после отбытия наказания может привести к снятию с него судом судимости и до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ).
    Факт отсутствия судимости может подтверждаться справкой, выданной кандидату в соответствии с Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости"*(40).
    Немаловажным условием для замещения должности судебного пристава является способность лица по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава. К определению деловых и личных качеств необходимо подходить с учетом признанных в обществе норм морали и нравственности, а также жизненного опыта лица, проводящего собеседование с кандидатом.
    Состояние здоровья также должно позволять лицу замещать должность судебного пристава. При этом установленное в комментируемой статье требование приобретает особое значение применительно к судебным приставам по ОУПДС, чья деятельность связана с высокими физическими нагрузками. Во многом именно вследствие этого Законом N 194-ФЗ ст. 11 комментируемого Закона была дополнена обязанностью судебного пристава по ОУПДС проходить наряду со специальной подготовкой также и военно-врачебную экспертизу (см. комментарий к ст. 11).
    Знание государственного языка Российской Федерации выступает в качестве общего требования для всех государственных гражданских служащих, в том числе и судебных приставов (ст. 21 Закона о государственной гражданской службе).
    Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
    В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"*(41), установивший обязанность использования государственного языка Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства (ст. 3).
    Необходимо учитывать, что на основании ч. 2 ст. 68 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации - русским языком. Вместе с тем ст. 21 Закона о государственной гражданской службе содержит указание на обязательность владения государственным языком Российской Федерации, что приводит к выводу о необходимости для кандидата на должность судебного пристава знания именно русского языка.
    На судебного пристава, обладающего статусом государственного гражданского служащего, распространяются определенные ограничения, препятствующие его нахождению на гражданской службе. К ним относятся следующие:
    1) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или непогашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
    5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;
    7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    9) непредставление установленных Законом о государственной гражданской службе сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
    10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции (см. подробнее комментарий к п. 4 настоящей статьи).
    Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает также ряд запретов для судебного пристава. Так, ему запрещается:
    1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    2) замещать должность гражданской службы в случае:
    а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ;
    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;
    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ*(42). Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;
    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
    11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
    13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
    15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ;
    17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.
    Пункт 2 комментируемой статьи содержит указание на то, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Как выше уже отмечалось, это распространяет на него действие законодательства о государственной гражданской службе.
    Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, что, безусловно, придает демократический и открытый характер процедуре.
    Сам конкурс в качестве своей цели имеет оценку профессионального уровня претендента на замещение должности судебного пристава, его соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы.
    Приказом ФССП России от 29 марта 2007 г. N 107 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов*(43), определяющая организацию и порядок проведения соответствующего конкурса.
    Конкурс не проводится:
    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
    3) при заключении срочного служебного контракта;
    4) при назначении гражданского служащего на иную должность в случае невозможности исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; а также в некоторых иных случаях.
    Конкурс может не проводиться: 1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 2) по решению директора ФССП России - главного судебного пристава РФ или руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта РФ - при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

    Судебный пристав это состоящее на государственной службе
    должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую
    должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой
    страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не
    имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава
    - высшего юридического образования), ранее судимое, либо не
    способное по своим деловым и личным качествам, а также по со-
    стоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
    Различают два вида судебных приставов:
    - судебные приставы, обеспечивающие установленный поря-
    док деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
    Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и ар-
    битражных судов, или иначе - судебные приставы по обеспечению
    установленного порядка деятельности судов, и
    - судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные
    акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).
    На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению
    установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ,
    Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов об-
    щей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению су-
    дебных актов и актов других органов, предусмотренных федераль-
    ным законом об исполнительном производстве. В связи с чем судеб-
    ные приставы наделяются определенным кругом полномочий.
    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка
    деятельности судов обязан:
    - обеспечить в суде безопасность судей, заседателей, участ-
    ников судебного процесса и свидетелей;
    - выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи
    или председательствующего в судебном заседании, связанные с со-
    блюдением порядка в суде;
    - исполнять решения суда и судьи о применении к подсуди-
    мому и другим гражданам предусмотренные законом меры процес-
    суального принуждения;
    - обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат
    и судебных помещений в рабочее время;
    - проверять подготовку судебных помещений к заседанию,
    обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения су-
    дебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и
    их сохранность;
    - поддерживать общественный порядок в судебных помеще-
    ниях;
    - взаимодействовать с военнослужащими воинской части
    (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей,
    по вопросам их охраны и безопасности;
    - предупреждать и пресекать преступления и правонаруше-
    ния, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать
    их с последующей передачей органам милиции;
    - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или
    к судебному приставу-исполнителю;
    - участвовать по указанию старшего судебного пристава в
    совершении исполнительных действий;
    - проходить специальную подготовку, а также периодиче-
    скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с
    применением физической силы, специальных средств и огнестрель-
    ного оружия.
    При исполнении данных обязанностей судебный пристав име-
    ет право:
    - обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов
    безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные при-
    ставы военных судов также к военному командованию;
    - в определенных случаях применять физическую силу, спе-
    циальные средства и огнестрельное оружие.
    Условия применения физической силы, специальных средств и
    огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению ус-
    тановленного порядка деятельности судов закреплены в Федераль-
    ном законе «О судебных приставах», согласно которому они вклю-
    чают в себя следующие положения.


    Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

    1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

    3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

    4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    Ст. 3 ФЗ "О судебных приставах" от 21.07.1997 № 118-ФЗ

    Примечание:
    Действие пункта 1 статьи 3 в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя приостановлено до 1 января 2018 года Федеральным законом от 31.12.2014 N 497-ФЗ (ред. 30.12.2015).

    1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
    (в ред. Федеральных законов от 19.07.2009 N 194-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

    "Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
    беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
    настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
    достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
    неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
    хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
    дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.
    Служу России, служу Закону!"

    Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.
    Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

    3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
    (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

    3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.
    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 441-ФЗ)

    4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
    (п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)