Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Тайны афона. Тайны и знамения святого афона Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы

    Тайны афона. Тайны и знамения святого афона Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы

    Известный исследователь и переводчик древних христианских текстов Дионисий Поспелов рассказывает «МН» о своих последних находках.

    - Как давно вы начали заниматься древними текстами?

    - Наша группа начала складываться в 1995 году. Первым текстом, с которым мы работали, стала «Парафраза Святого Евангелия от Иоанна» египетского поэта Нонна из Хмима. Это был весьма интересный, даже «экзотический» текст V века - переложение Евангелия от Иоанна гекзаметром, христианский эпос по сути.

    После выхода этой книги в 2002 году мы попытались создать серию научных публикаций святых отцов. Для этого я начал работу в Греции, в Салониках - тамошний монастырь Влатадон является центром хранения микрофильмов рукописей афонских библиотек.

    Но в скором времени я понял, что необходимо все-таки работать с самими рукописями, а не с микрофильмами. Дело в том, что огромное количество святоотеческих текстов, даже самые важные источники, к сожалению, не опубликованы. На Афоне я работал в библиотеках монастырей Ивирон, Ватопед, Дионисиат, Великая Лавра. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре немалая часть рукописного хранилища вообще не описана или описана недостаточно подробно, как это можно увидеть в каталоге Спиридона Ламброса. Славянские рукописи также описаны не полностью.

    - Насколько доступны для исследователя афонские библиотеки?

    - К тем источникам, которые действительно важны, подобраться очень тяжело. Определенная «политика» монастырей Святой Горы не позволяет свободно работать с рукописями. Даже в Ватиканской библиотеке работать легче - тем более что там сделаны микрофильмы практически всех рукописей, чего не скажешь, например, об афонской Великой Лавре. На Афоне есть архивы, которые никогда не были микрофильмированы и которые вообще не доступны.

    К русским исследователям на Афоне относятся особенно настороженно, потому что были случаи, когда русские похищали рукописи или вырывали из них листы. Это было и в XVII веке, когда Арсений Суханов вывез с Афона немало рукописей, и позднее. Так или иначе, память на Афоне долгая.

    - Может ли идти речь о намеренно скрываемых рукописях?

    - В православии существует особая, очень глубокая исихастская традиция. Публикация мистических текстов такого уровня может повлечь за собой возникновение некоторых вопросов среди православных людей, на которые пока нет ответов. Такие тексты могут быть даже опасны, как опасна сложнейшая техника в руках несведущего в ней.

    Например, такой текст, как «Исихастское утешение» Каллиста Ангеликуды, XIV века. Этот важнейший исихастский текст не был полностью опубликован даже по-гречески, и ныне готовится нашей группой к публикации. Преподобный Каллист пишет: «Вовсе лишен ума (то есть естественного человеческого мышления) тот ум, который созерцает Иисуса». Само слово «исихия», которое принято переводить как «безмолвие», имеет оттенки чувственного значения: «сладость», «сладостный». Эти тексты пугали и Синодальную цензуру дореволюционной России - исихасты не переводились намеренно!

    Безусловно, многие из величайших русских святых - от преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского - прекрасно владели искусством исихии, несмотря на отсутствие текстов по исихазму. «Дух дышит, где хочет:». Они каким-то Божественным наитием поняли то, что не могли знать по книгам и чему не могли научиться в полной мере от наставников, старцев.

    - Какова ваша позиция в отношении книги «Код да Винчи»?

    - На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. «Мастер и Маргарита» - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

    Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В «Коде да Винчи» есть спекуляция о «человеческой» любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но «выше человека», как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

    - Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

    - В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

    Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

    - То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

    - В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

    - Отчего возникло это отождествление?

    - Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

    Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое «Евангелие Марии Магдалины» на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и «Евангелие от Иуды». Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, «Евангелие от Адама», «Евангелие от Евы», «Евангелие Египтян» и другие.

    - Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

    - Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV вв.еков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

    Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические «фантомы». К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.

    Досье МН

    Дионисий ПОСПЕЛОВ окончил аспирантуру в Институте всеобщей истории РАН (отделение палеографии, кодикологии и византийской дипломатики). Организовал 2 научные серии - Scrinium Philocalicum (Свиток добротолюбия) и Smaragdos Philocalias (Сокровище добротолюбия).

    В последнее время в сферу научных интересов г-на Поспелова входят тексты последователей исихазма - мистического православного учения о духовном преображении человека. Через личную аскезу и усиленную молитву исихаст стремится к созерцанию «нетварного света», подобного тому, который был явлен апостолам на горе Фавор. Значительное число исихастских рукописей находятся в монастырях Афона (Греция) и малодоступны исследователям.

    Дионисиев монастырь стоит на высоте 80 метров над уровнем моря. Его возникновение приходится на вторую половину ХIV века и связано с именем преподобного Дионисия. Фото : Alexandre Van de Sande

    Гора Афон — одновременно географическая точка и религиозное государство наподобие Ватикана. Это крайний, восточный «палец» трехпалого полуострова Халкидики в Греции, омываемый изумрудными водами Эгейского моря, приблизительно 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который по-гречески назывался Афос.

    Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял ее, и, слушая проповеди, видя многие чудеса, уверовал и крестился. Прежде чем отплыть на Кипр, Божия Матерь благословила народ и пообещала свою заступничество жителям Афона. Так этот остров вступил в эру христианской истории.

    В настоящее время на Афоне действуют 20 монастырей: Великая Лавра св. Афанасия, Ватопед, Иверский, Хиландар (сербский), Дионисиев, Кутлумиш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болгарский), Дохиар, Каракалу, Филофеу, Симоно Петра, св. Павла, Ставроникитский, Ксенофонтов, Григориев, Эсфигменов, св. Пантелеймона (русский) и Кастамониту. Согласно Уставной хартии Святой горы, основание двадцать первого монастыря запрещено.

    Получить разрешение на посещение Афона крайне трудно, но в принципе возможно. Для этого надо иметь не только греческую визу, но и позволение губернатора Святой горы, который состоит в чине префекта при МИД Греции. В городе Салоники существует парочка туристических фирм, специализирующихся на подобных турах.

    В последние годы среди артистов, телеведущих и других популярных людей Эллады модно уединяться на недельку в одном из монастырей и отдыхать от мирской суеты среди древних икон, загорая на пустынных пляжах, плескаясь в теплом синем море. Говорят, заряда хватает на год. Афон оставил самые светлые воспоминания у писателя Сергея Михалкова, побывавшего здесь в 1970-х годах.

    Русский монастырь в отличие от многих других требует платы за пребывание паломника на его территории. Наверное, есть резон: «наш» монастырь — самый большой и красивый на полуострове. Зеленые купола над белыми стенами приводят в восхищение туристов, которые могут наблюдать Афон лишь с прогулочных кораблей на расстоянии не менее 500 метров. Прибрежную зону постоянно патрулируют катера, так что спрыгнуть с корабля и нелегально побывать на Святой горе никому не удастся.

    Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы. Опять-таки, согласно Уставу, доступ «свежей крови» невероятно затруднен, поэтому монастыри потихоньку вымирают.

    На Афоне живут около 1300 монахов, 35 из них — в русском монастыре. Самым необходимым они себя обеспечивают, деньги зарабатывают в мастерских. Именно здесь пишут удивительной красоты иконы, применяя старинную технику. Неопытному глазу не отличить копию от древнего оригинала. С тыльной стороны в таком случае приклеивают особый сертификат с печатью. Иконы нередко делают в серебряном или золотом окладе.

    Специализированные магазины с церковной утварью в Греции — почти в каждом квартале. Накануне больших церковных праздников (Рождество, Пасха) там устраивают распродажи. Стоимость небольшой, с ладонь, иконки на деревянной доске — 5-6 евро. Икону размером с альбомный лист в роскошном серебряном (925 пробы) окладе обычно можно купить за 120-150 евро, а во время распродажи всего за 20-30 евро.

    Афон стремится отделиться от остального земного шара. Но мир по-прежнему интересуется Святой горой и пытается узнать о ней больше, в том числе и путем съемки из космоса. Фото: NASA

    Но не иконописью единой живы афонские монахи. Их «государство» владеет солидным имуществом, крупными земельными наделами в самых престижных местах Эллады. Афонские монахи имеют дело с фирмами, занимающимися недвижимостью, инвестициями и банковскими операциями. Среди последних крупных сделок, заявленных ими, — продажа одного из принадлежащих им островов в Эгейском море за 3,5 миллиона евро.

    Несмотря на солидные капиталы, афонские монахи строго соблюдают посты. Мясо они не едят никогда, рыба и вино бывают только по праздникам, в остальное время — овощи, хлеб, оливковое масло, вода.

    Монастыри во всех странах — учреждения особые. Однако развитие туризма и «исключения из правил» позволяют бывать в них разным людям, в том числе и женщинам. Лишь священный Афон для женщин закрыт. Император Василий Македонец своим указом от 883 года установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона женщинам любого возраста и состояния (замужним и незамужним, монашкам, родственницам монахов), а также безбородым, скопцам, малолетним и, как ни странно, пастухам со стадами (запрещено даже держать животных женского пола — коз, овец, кур). Между тем, как вы помните, Афону покровительствует женщина — Божия Матерь!

    Как проверяли половую принадлежность посетителей Афона? Оказывается, в старину пускали только бородатых, причем смотрели, настоящая ли борода (попросту дергали за волосы). Сейчас посещают Афон и гладко выбритые гости, им достаточно предъявить паспорт.

    Есть немало документальных свидетельств того, что люди, однажды побывавшие на Афоне, обретают веру и полностью отрекаются от прошлой жизни. К примеру, в 1974 году атташе советского посольства в Афинах Игорь Экономцев весной съездил на Афон, погулял по его тропинкам, которые ведут к столице Святой горы — Карее, познакомился с монастырским укладом. Позже Игорь Николаевич стал ректором православного университета в Москве, ныне он иеромонах Иоанн.

    В 1969 году русский монастырь готовился отметить 800-летие. Накануне праздника, ночью, когда на море разыгрался шторм и дул сильный ветер, кто-то поджег наш монастырь. Великолепные залы, галереи, множество бесценных книг и икон сгорели. А через четыре месяца страшным видом рака заболел один из вольнонаемных работников, полицейский в отставке. Когда его увозили в больницу, он кричал: «Это мое наказание за то, что я сделал!».

    Именно такой предстает Святая гора перед значительной частью туристов. Не всем предоставляется возможность сойти с борта корабля и продолжить знакомство с Афоном. Фото: Orthodoxe Fraternitaet in Deutschland

    — Однажды летом в жаркую погоду рядом с монастырем загорелся лес, — рассказывал мне Павел Иванович Селиванов. — Огонь шел стеной, положение было практически безвыходное (пожарным машинам здесь взяться неоткуда). Архиепископ с монахами начал крестный ход вокруг монастыря. И вдруг в синем небе прямо над горящим лесом нависла туча, дождь из нее полностью залил огонь…

    Павел Иванович — сын белоэмигранта, бежавшего в Грецию в 1920 году, он появился на свет далеко от родины отца, но великолепно говорит по-русски, влюблен в Россию и делает все, чтобы сохранить частичку русской культуры там, за границей. Человек светский, долгие годы он помогает Русской православной церкви поддерживать связь с монастырем св. Пантелеймона. Он подарил мне оттиск ранее не публиковавшейся гравюры путешественника Барского «Русский монастырь на Афоне.1744 год».

    Мне, женщине, путь на Афон заказан. Посмотрела на него издали, с палубы корабля. И, как все 400 туристов из разных стран ахнула, когда над самой высокой точкой Афона (2033 метра) в чистом синем небе появился огромный серебристый облачный круг…

    8897 0

    Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки. Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

    Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки.

    Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

    УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

    Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".

    Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

    Предание сохранило также слова Богородицы:

    "Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

    12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ

    Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

    ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН

    Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

    Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

    Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность 8-12 месяцев лишения свободы.

    АСПИДОВА ВОДА

    «Язык дракона» - этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода буд-то закипает. После чина освящения воды, монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.

    ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

    Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь как историю, о которой было сказано очень много.

    Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты.

    Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».

    ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР

    Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий.

    На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

    Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.

    СВЯТЫНИ АФОНА

    Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих.

    Великая Лавра (X в.)

    Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

    Ватопед (X в.)

    Пояс Богородицы. Чудотворные Афонские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста.

    Иверский (X в.)

    Чудотворная икона Богоматери Иверская.

    Хиландар (XII в.)

    (сербский)

    Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

    Дионисиат (XIV в.)

    Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная».

    Кутлумуш (XI в.)

    Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

    Пантократор (XIV в.)

    Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.

    Ксиропотам (X в.)

    Самая большая на Афоне частица Креста Господня.

    Зограф (X в.)

    (болгарский)

    Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

    Дохиар (X в.)

    Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.

    Каракалл (X в.)

    Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.

    Филофей (X в.)

    Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.

    Симона Петра (XIII в.)

    Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.

    Святого Павла (X в.)

    Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

    Ставроникита (XVI в.)

    Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)

    Ксенофонт (X в.)

    Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

    Григориат (XIV в.)

    Частица Креста Господня, мощи святых.

    Эсфигмен (XI в.)

    Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.

    Святого Пантелеимона (русский)

    Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.

    Констамонит (XI в.)

    Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.)

    "Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

    Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter