Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Тема человек и общество в русской литературе. Сочинение-рассуждение на тему: "Человек и общество"

    Тема человек и общество в русской литературе. Сочинение-рассуждение на тему:

    Тема взаимосвязи человека и общности людей - одна из самых актуальных, как в классической русской литературе, так и в современном мире. Общество - часть мира, которая живёт, развивается, имеет определенные временные рамки, ценности и традиции. А единицей общества является ни кто иной, как человек. Он не может выбрать объединение людей конкретно для себя: он становится частью социума уже с рождения. Именно он впоследствии формирует личность, её интересы и образ мысли. Но способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Может ли она развиваться вне его структуры? Как отражается общественное давление на индивидуальности? В данной подборке мы собрали аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», которые могут помочь ответить на эти вопросы.

    1. В своём романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой раскрывает двойственность природы русского высшего общества начала 19 века. С одной стороны, читатель наблюдает за жизнью высшего света Петербурга и видит целый мир, со своими законами и нравственными устоями, ориентированными на Европу. Однако во всех высоких взаимоотношениях Толстой подчеркивает одну яркую деталь - неестественность. Приторные натянутые улыбки, дамы в красивейших платьях, но холодные и мертвенно-бледные, словно созданные из мрамора, а за всем этим мнимым великолепием скрыты пустота и равнодушие. Обсуждение зарубежных новостей на великосветских приемах человеку думающему быстро наскучивало, и он вскоре разочаровывался во внешнем великолепии напыщенных господ. С другой стороны Толстой рисует портреты таких благородных и чутких представителей высшего сословия, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и других. В них теплится живой ум, есть интерес к миру и людям, они противопоставлены мертвецам из петербургских салонов. Однако все они чувствовали себя чужими в высшем свете, и даже не раз были им обмануты и опозорены. Их индивидуальность, выгодно отличавшаяся от серости и лицемерия общества, смогла сформироваться лишь в отдалении от него, благодаря исключительным семьям или же воспитанию за границей.
    2. Свой романтический идеал воспел М.Горький в произведении «Старуха Изергиль». Он воплотился в прекрасном юноше Данко, которому автор противопоставил образ юноши Ларры. Ларра, сын орла и женщины, не способный к истинной любви, жалости, самопожертвованию. Жизнь, великая ценность, хранимая человеком, становится для него сущим адом. Он не способен понять её хрупкости и быстротечности. Эгоистичный Ларра может лишь получать, но не отдавать взамен. И Горький подчёркивает, что Ларра никогда не обретет свободу, так как истинная свобода должна быть разделена с другими людьми для установления гармонии. Данко же, напротив, ничего не жалеет для общества. Он открыт миру и, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради спасения родного племени. Он заведомо не ждёт благодарности, ибо всё его существование направлено на людское благо. В служении обществу Горький видел смысл жизни.
    3. М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» остро ставит вопрос взаимоотношения общества и отдельно взятого человека. Его герой - истинный гений, написавший удивительный роман. Однако после публикации Мастер не обретает всенародную любовь, а наоборот, подвергается гонениям в печати. И от кого он получает эти полные ярости рецензии и памфлеты? От общества жалких графоманов из МАССОЛИТа, псевдописателей и завистников. Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
    4. Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество - сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути. Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
    5. Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром. Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая - его воля, вторая - общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей. Он срывает с них маски, дает им внутреннюю свободу, но неизменно каждый из них терпит крушение. Именно поэтому герой каждый раз остаётся в одиночестве, погруженный в глубокий самоанализ и поиски своего собственного «я». В таком обществе он просто не может найти себя и реализовать внутренний потенциал.
    6. В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на примере одной зажиточной семьи показана жизнь дворянского сословия. Семья Головлевых, как непосредственная ячейка высшего общества, отражает все его самые чудовищные пороки: алчность, праздность, невежество, лень, лицемерие, глупость, неспособность к труду. Арина Петровна Головлева всю жизнь управляла имением, бездумно накапливала богатство, и вместе с этим морально и нравственно разлагала своих отпрысков. Она постоянно употребляла в речи слово «семья», но увидев, как всё нажитое ею добро расхватали её коварные дети, Арина Петровна поняла, что жила ради призрака, а настоящей семьи в её жизни никогда и не было. Так и «высшее» общество, жадное, беспомощное и ленивое, непременно найдёт свою погибель в собственных грехах, как показала история.
    7. Мир повести А. И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» безрадостен, скуп на краски, беспросветен. Здесь у людей больше нет имён, главный определитель - лагерный номер. Человеческая жизнь утратила ценность, и повадки обитателей лагеря больше походят на звериные: всё, о чём они думают - это утоление своих биологических потребностей, чтобы не умереть. Среди них Иван Денисович Шухов и сам должен был давно озвереть, утратить человеческие качества. Однако он, наперекор всем трудностям судьбы, радуется каждому прожитому на Земле дню. Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов. Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.
    8. Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает. Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир. Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
    9. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне. «Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки - он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения. Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.
    10. Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона. Но существенную роль в решении студента сыграло и общество, погрязшее в нищете и грехах. Самого Раскольникова душила паршивая нищета, и он, восприимчивый к чужим страданиям, пошёл на страшное преступление. Больше ничего не имеет смысла в обществе, где главной ценностью стали деньги, простые бумажки, и все давно забыли про высокую мораль. Простая девушка Соня Мармеладова становится на путь проститутки, чтобы заработать денег для семьи. А её отец, не думая о родных, пропивает всё в провонявших гнилью человеческих душ кабаках, в то время как увесистые толстосумы упиваются своим богатством, заработанным на жизнях простых людей. Так автор показывает, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя: его проблемы автоматически становятся твоими.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Верность и измена».

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

    Список литературы к направлению «Верность и измена»

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Беглец».

    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор»

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    И. Гончаров «Обломов»

    А. Н. Островский «Гроза»

    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»

    Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

    Н. С. Лесков «Левша»

    А. П. Чехов «Дама с собачкой», «О любви», «Попрыгунья»

    И. А. Бунин «Темные аллеи», «Руся», «Кавказ»

    М. Горький «Детство»

    Л. Андреев «Иуда Искариот»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

    А. Платонов «Возвращение»

    Б. Васильев «Летят мои кони»

    В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»

    В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

    Е. Носов «Белый гусь»

    В. Некрасов «В окопах Сталинграда», «Вася Конаков»

    В. Астафьев «Белогрудка»

    Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

    Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день»

    Е. Замятин «Мы»

    В. Набоков «Лолита»

    Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары»

    В. Железников «Чучело»

    Е. Мурашова «Класс коррекции»

    П. Санаев «Нулевой километр»

    И. Курамшина «Сыновний долг»

    У. Шекспир «Макбет»

    Ш. Бронте «Джейн Эйр»

    Э.М. Ремарк «Три товарища»

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

    Дж.Оруэлл «1984»

    Ф. Саган «Через месяц, через год»

    Р.Р. Толкин «Властелин колец»

    Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама»

    Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

    А.Гавальда «35 кило надежды»

    Дж. Пиколт «Ангел для сестры»

    У.Спаркс «Дневник памяти»

    Равнодушие и отзывчивость»

    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

    Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;

    Н. В. Гоголь «Мертвые души»

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на ёлке»

    А. Н. Островский «Бедность не порок»

    В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»

    Н. С. Лесков «Старый гений»

    А. П. Чехов «Вишневый сад», «Крыжовник», «Тоска», «В аптеке»

    А. И. Куприн «Чудесный доктор»

    Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы

    М. А. Горький «Легенда о Данко»

    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Лапти»

    М. А. Булгаков «Записки юного врача»

    А. П. Платонов «Юшка»

    А. С. Грин «Алые паруса»

    М. А. Шолохов «Судьба человека»

    А. Солженицын «Матренин двор»

    В. Шукшин «Чудик»

    К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»

    В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»

    Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»

    В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Уроки французского»

    А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

    Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;

    А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др

    Д. Лихачев «Возвращение на Мару»

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»

    В. Железников «Чучело»

    Л. Улицкая «Дочь Бухары»

    О. Бальзак «Отец Горио»

    Дж.Остин «Гордость и предубеждение»

    Ф. Кафка «Воздушный замок»

    У. Голдинг «Повелитель мух»

    А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

    П. Коэльо «Вероника решает умереть»

    Л. Оливер «Прежде чем я упаду»

    Д. Киз «Цветы для Элджернона»

    М. Зузак «Книжный вор»

    Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»

    Цели и средства»

    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

    Список литературы к направлению «Цели и средства»

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»

    Н. В. Гоголь «Мертвые души»

    А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    Н. С. Лесков «Старый гений»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

    В. М. Гаршин «Сигнал»

    А. П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник»

    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

    М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш»

    М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

    М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

    И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

    А. С. Грин «Алые паруса»

    А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор»

    В. Каверин «Два капитана»

    В. Шукшин «Сапожки»

    В. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Прощание с Матерой»

    В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

    Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»

    С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

    Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)

    Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»

    Ж.-Б. Мольер «Тартюф»

    Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

    О. Генри «Дары волхвов»

    Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

    Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

    А. Хейли «Отель»

    С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»

    Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

    Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

    К. Воннегут «Колыбель для кошки»

    Э. Хэмингуэй «Старик и море»

    У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

    Смелость и трусость»

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    Список литературы к направлению «Смелость и трусость»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел»

    А. И. Гончаров «Обломов»

    И. С. Тургенев «Муму»

    А.Н. Островский «Бедность не порок»

    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели»

    Н. С. Лесков «Старый гений»

    В. М. Гаршин «Трус»

    М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»

    А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

    М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

    А. Твардовский «Василий Тёркин»

    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    В. Закруткин «Матерь человеческая»

    Е. Шварц «Обыкновенное чудо»

    Б. Житков «Храбрость»

    Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

    В. Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»;

    В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск»

    В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

    Ч. Айтматов «Плаха»

    Д. Рубина «Адам и Мирьям»

    В. Аксёнов «Московская сага»

    В. Железников «Чучело»

    А. Алексин «Поздний ребёнок»

    Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы»

    Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»

    Г. Мопассан «Милый друг»

    Р.Р. Толкин «Хоббит»

    Р. Брэдбери «Лед и пламя»;

    Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

    Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

    Р.Ригз «Дом странных детей»

    Человек и общество»

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    Список книг к направлению «Человек и общество»

    Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

    И. А. Гончаров «Обломов»

    И. С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

    Н. А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

    А. Н. Островский «Гроза»

    Н. С. Лесков «Старый гений», «Левша»

    Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

    М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»

    В. Г. Короленко «В дурном обществе»

    А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

    А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

    И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

    М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

    А. С. Грин «Алые паруса»

    В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» («Детские картинки» и др.)

    А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»

    А. П. Платонов «Юшка»

    В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского», «Пожар»

    Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

    Е. Замятин «Мы»

    Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)

    В. Крапивин «Мальчик со шпагой»

    Э. М. Ремарк «Тени в раю»

    С. Моэм «Луна и Грош»

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Лед и пламя»

    Дж. Оруэлл «1984»

    Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

    О. Хаксли «О дивный новый мир»

    Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»

    К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

    Х. Ли «Убить пересмешника»

    Д. Киз «Цветы для Элджернона»

    Р.S. Если внимательно посмотреть списки, можно заметить, что некоторые книги повторяются в каждом направлении, например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н Толстой «Война и мир», Ф. И. Достоевский «Преступление и наказание», М. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Распутин «Живи и помни», «Уроки французского».

    Приходите в библиотеки за книгами!

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-10-25

    В человеке, как в капле воды, отражается всё общество: лучшие качества и его пороки. Сегодня люди впервые получили возможность не просто высказаться, но и выговориться. Выплеснуть всё, что накопилось на душе. И всем стало видно, сколько вдруг появляется грязи. Не целебный источник забил, а гнойник прорвался. Потеряла Россия В России Россию, - пишет Евгений Евтушенко в стихотворении "Потеря". Как актуальны эти строки! Не надо доказывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание. И человек ищет форму самовыражения. Ищет форму проявления собственного "я". Во все времена люди стремились познать себя, найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общественные катаклизмы. На помощь всегда приходили литература, живопись, музыка. Когда я слушаю Чайковского, я обо всем забываю, стоя на пороге величественного духовного мира. Я не понимаю, как можно было семью нотами, семью значками на нотном листе выразить все это богатство, космическую глубину и высоту души, и думаю об одном: вот в этой душе до конца проявилось то, что дано было от Бога. А ведь жизнь этого человека была страстной, в ней часто случались падения, но мы не помним ничего этого - мы слышим только музыку. Итог этой жизни - итог колоссальных усилий, исполинской борьбы… И вот - душа современного человека. Пустая, неодухотворенная и не осмысляющая себя. Когда в ней происходит борьба, стремление показать миру свое "я" - это чаще всего заканчивается поступками бесчеловечными, жестокими. Вспомним слова Вольтера: "Никуда не годится тот, кто годен только для себя". Забывая эти слова, мы можем пройти мимо человека, по сути брата своего, которому стало плохо на улице и срочно требуется помощь. Мы молчим, когда здоровые парни, вполне способные заработать на жизнь честным трудом, занимаются разбоем. Человек и общество… Эта проблема остается злободневной, насущной на протяжении всех веков, никого не оставляя равнодушным. И настоящий писатель-гражданин не может не откликнуться на вопросы современности. Повесть В. Распутина "Пожар" - глубокий, талантливый анализ современной действительности. В небольшом по объему произведении показаны и пожар в таежном поселке, и личные переживания главного героя, и бездуховность людей, которая в тяжелую для поселка минуту думают не о спасении народного добра, а о личной наживе. Повесть заставляет нас присмотреться к этим явлениям, она призывает: остановитесь, всмотритесь в себя, так ли мы живём? Ведь жизнь дана для осознания себя человеком среди людей: счастливым, добрым, мудрым. Всё это понимает главный герой произведения В. Астафьева "Царь-рыба" в последнюю минуту. И только когда дрожащим голосом он просит прощения за всё, что совершил в жизни, тогда царь-рыба тихонько отходит от него. Страшный рассказ, который заставляет нас думать о каждом сегодняшнем шаге. Мир наш жесток. Посмотрите, сколько вокруг самоубийств! Сколько моих сверстников сводят счёты с жизнью! Кто виноват: семья, школа, друзья! Простите, но жизнь-то твоя, тебе дана. Жизнь - дар Божий! Представьте, что исчезнет с лица Земли какой- то вид животных или растений. Экологическая катастрофа! Но самоубийство - катастрофа едва ли не большая, хотя речь идёт всего об одной душе… Какой бы сложной, отвратительной эта жизнь ни была, мы обязаны бороться за неё, спасать её. На это способен человек, в котором живо доброе начало. Совесть. И только она подсказывает человеку точный курс. И только совесть указывает: тут надо бы посоветоваться со старшим, более опытным. Да, сейчас мы не в силах сами разложить всё по полкам, по порядку - сил не хватает, духовных сил в первую очередь. Но ведь можно привести примеры, когда и этих усилий достаточно не только на то, что бы не упасть, но чтобы всей жизни придать верное направление. Это Пушкин, Есенин, Шостакович, в очень раннем возрасте понявшие, что талант требует неустанной работы. Церковь тоже могла бы привести примеры из своего ряда имён. Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский уже в детстве избрали путь монашества, священства и в конце жизни были окружены многочисленной братией. Им хватило и терпения, и послушания, и труда, и сил - и они достигли духовных высот. Думаю, что всё или почти всё определяется нашим воспитанием. Наше общество из поколения в поколение растит людей, у которых нет никакого воспитания. Они ничего не впитали, хилы духом и душой. Штампуется поколение а не личности. Помните "Стойкого оловянного солдатика" Андерсена? Все солдатики были на одно лицо, а он выделялся, был одноногим… А люди - не оловянные солдатики. Каждый - единственный и неповторимый. Этому нас учили уроки литературы в школе. Мы знакомились с произведениями Гоголя, Толстого, Чехова. Ещё бы я включила в программу школы если бы не саму Великопостную молитву, то её переложение, сделанное Пушкиным, - "Отцы пустынники и жёны непорочны…" Эти стихи есть в любом собрании, можно самому взять и прочитать. Я разбирала бы этот текст медленно, по одному слову - как на уроке русского языка разбирают предложение. Но школьная программа даёт очень мало часов для восприятия хлеба насущного - плодов мировой литературной нивы. Поэтому мы сами должны задумываться над этим. Есть старая-престарая книга, известная сотням поколений под кратким названием "Библия". Она несёт в себе вечные, непреходящие нравственные устои, соблюдая которые, человек умеет остаться человеком, несмотря ни на какие испытания, человеком мудрым и сильным, надёжным и здравым, добрым и милосердным. Заметьте: я назвала "Библию" именно книгой, можно добавить: для чтения, для учения, для повторения, даже для поклонения, ибо человеку - если он, повторяю, человек! - всегда свойственно поклоняться книгам, которые учат добру. Не кривитесь при слове "учат". Лишь скверные книги слащавы и назидательны, хорошие же умеют учить исподволь, ненавязчиво и увлекательно. Один мудрец сказал: "Прошлого нет - оно прошло, и ничего изменить в нём мы не сумеем. Будущее - не в нашей власти. Используй же текущий миг, чтобы сделать добро людям. Спеши творить добро!" И если мы сегодня успеем донести добро, если мы сделаем его правилом на каждый день - мы оправдаемся перед историей и перед людьми. Да, мудрость - на все времена, на все минуты жизни. Никто не сумеет опровергнуть этой истины. Время течёт, силы наши истощаются, благие порывы гаснут. В какой-то час мы спохватываемся - поздно. На память всё чаще приходят слова Чаадаева, которые ещё в XIX веке писал, что Россия создана для того, чтобы весь мир увидел, как не надо жить, и, действительно, судьба России во все времена была тяжёлой. Но я верю: наступят лучшие дни, и общество возродится через усовершенствование души каждого человека. И не только красота спасёт мир, по словам Ф. Достоевского, но и доброта, милосердие, гуманизм. Мы в туманах таких по колено в крови набродились. Хватит, Боже, наказывать нас. Ты прости, пожалей. Неужели мы вымерли? Или ещё не родились? Мы рождаемся снова, а снова - ещё тяжелей. Е. Евтушенко.

    Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
    "Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."

    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"

    Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
    Человек и общество А. С. Грибоедов "Горе от ума" Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
    А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
    И. А. Гончаров "Обломов" Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
    А. Н. Островский. «Гроза» Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
    А. И. Куприн "Олеся" Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
    В. Быков «Облава» Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
    А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
    Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
    М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

    «Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

    К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

    Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.

    Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.

    Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 (именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”. Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей». Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.