Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Теория раскольникова и её развенчание. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание Как автор развенчивает теорию раскольникова

    Теория раскольникова и её развенчание. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание Как автор развенчивает теорию раскольникова
    Читайте также:
    1. Админ теории менед-та(А Файоль) и теория бюрократического построения орг-и(М Вебер)
    2. Ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.
    3. Билет № 13 Происхождения жизни. Теория Опарина-Холдейна
    4. Билет № 14 Происхождения жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни
    5. Билет № 24 Системная теория эволюции, понятие эволюции в синергетике
    6. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.

    Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

    Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, -- это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

    В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство -- роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

    Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея.



    Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

    Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание"

    1. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

    Чичиков – центральный персонаж поэмы, вокруг него происходят все события, с ним связаны все действующие лица.



    В отличие от статичных портретов помещиков у Чичикова динамичная характеристика. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добросовестного человека, а «припрячь» подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» вроде Акакия Акакиевича. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, а самое главное – беречь и копить копейку. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры, комфорта. Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и, в то же время, предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, на огромное терпение, чтобы затем начать действовать «по большому счету».

    Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна радость жизни. Счастье порядочного человека для Чичикова основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал из его «мертвой душой»

    Каждая глава расширяет наши представления о Чичикове и приводит к мысли о поразительной изменчивости его характера. С Маниловым он приторно-любезен, Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым – напорист, с Собакевичем – торгуется уверенно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свою выгоду.

    Если образы помещиков основаны на одной доминирующей черте, то характер Чичикова более разносторонен. У него нельзя выделить какие-либо яркие черты, это образ собирательный. Нас не интересует его внешний вид, а интересен только его характер. Внутренняя многоликость, неуловимость подчеркивается его неопределенной внешностью: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе отдельные черты зарождающего типа и собрал их воедино в образе Чичикова

    стесненное Он был задавлен бедностью; но положение даже перестало время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. в последнее На какое дело хочу покуситься… Разве я способен на это? Разве это серьезно? Он был до того худо одет, что иной, даже человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. привычный и В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

    Дом процентщицы. Средняя Подьяческая,3 Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким­нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость. ­ Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, ­ поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее. ­ Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, ­ отчетливо проговорила старушка, по­прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица. ­ Так вот­с... и опять, по такому же дельцу... ­ продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи.

    Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. голова Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как­то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника.

    Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из­за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что­то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, ­ пожалуй, был и смысл и ум, ­ но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое­как, и на нее­то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Мармеладов ­ такая фамилия; титулярный советник.

    Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда­то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего­то. Наконец распечатал: письмо было большое, плотное, в два лота; два большие почтовые листа были мелко­ намелко исписаны.

    Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого­то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше.

    Он вынул топор, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой.

    низкая, от слева. На Это была большая комната, но единственная чрезвычайно отдававшаяся Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела неправильного четырехугольника, и это придавало ей с тремя что­то окнами, канаву, перерезывала комнату как­то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда­то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. уродливое. Стена выходившая вид весьма на

    Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

    "Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему (и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала): ­Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него"

    Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову. ­Экое страдание! ­ вырвался мучительный вопль у Сони. ­ Ну, что теперь делать, говори! ­ спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее. его схватила ­ Что делать! ­ воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. ­ Встань! (Она за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. стань на

    III часть. Глава 5. Большая часть этих благодетелей и установителей были человечества страшные особенно кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что- нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно Люди, по закону природы, разделяются вообще на преступниками, - более два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так или менее, разумеется. сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    натуре Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя

    (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.

    Георгий Тараторкин

    I. Достоевский – создатель социально‑психологического романа.

    II. Теория «сильной личности».

    1. Философская идея Родиона Раскольникова.

    2. Убийство старухи‑процентщицы – самопроверка героя.

    3. Отношение Раскольникова к совести.

    4. Крушение теории Раскольникова.

    Ф. М. Достоевский – создатель социально‑психологического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных социальных групп. Изображая жизнь современной ему России, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романа нашли отражение злободневные явления общественной жизни середины 60‑х годов, эпохи реакции, наступившей после разгрома революционно‑демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в России. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей.

    Теория Раскольникова, главного героя романа, возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их – в социальной несправедливости. Что делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность.

    Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого‑то, на чьих‑то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.

    Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих» «наполеонами».

    Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нужна, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа – все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его главная ошибка.

    На практике теория Раскольникова потерпела крушение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохранения, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее нерожденного ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейником», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

    Герой оказался не в силах освободиться от нравственного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов человечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они перед ними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости любой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.

    Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым.

    II. Мотивы преступления Раскольникова.

    1. Характеристика главного героя.

    2. Идея защитить «униженных и оскорбленных».

    3. Теория «сильной личности».

    III. Наказание Раскольникова.

    В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и философская тайна.

    Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. И вот такой человек совершает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?

    Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать университет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходится избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» – восклицает Раскольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и унижения. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличается болезненностью, а сознание его постоянно раздваивается. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.

    Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человеческой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного положения, он замышляет убийство старухи‑процентщицы. Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную старушонку, он выступает в защиту попранной справедливости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.

    Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Родион Раскольников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «необыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют право властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Они не останавливаются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен». Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных тупиков. Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он принадлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

    Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя он и испытывает муки совести. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть». Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в тупик. Он старается не думать о своей матери и сестре, потому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей‑то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он – не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного преступления – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести».

    И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление.

    «Двойники» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского.

    II. «Двойники» Раскольникова.

    1. Лужин – носитель «теории разумного эгоизма».

    2. Образ Свидригайлова.

    III. Значение «двойников» для отображения противоречивого характера Раскольникова.

    Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «человек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступление и наказание» – тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убийца: один стремится помогать, спасать униженных и оскорбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Раскольникова писатель раскрывает через сознание его «двойников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные – антиподы. К «двойникам» Раскольникова относятся Лужин и Свидригайлов.

    Петр Петрович Лужин – «деловой человек», надворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Дуниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «…взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на своего благодетеля». Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!»

    В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».

    В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Раскольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.

    Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». По своей сути Лужин – хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угрызений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию» Раскольникова от сострадания и альтруизма.

    Образ Свидригайлова еще больше показывает ложность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свидригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», между этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свидригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глухонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту‑девочку. Но добро, совершаемое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый тобой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…». Жизненный итог Свидригайлова – самоубийство. Смерть Свидригайлова – гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

    Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова демонстрируют то, к чему может привести на практике осуществление индивидуалистической теории Раскольникова о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.

    Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    I. Тема самопожертвования в романе Достоевского «Преступление и наказание».

    II. Женские образы романа «Преступление и наказание».

    1. Соня Мармеладова.

    2. Дуня Раскольникова.

    3. Образ Лизаветы.

    III. Роль женских образов в романе.

    Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» – назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Лизавета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ивановны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» – эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

    Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. Замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изображает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком…». Но «…несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила…. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою» – говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляющей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки‑ребенка – наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людьми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

    Дуня Раскольникова – вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

    Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по‑прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по‑прежнему она не в состоянии была чем‑то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительными, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников ясно понимает это: «…Сонечкин жребий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

    В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

    На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, думает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на большого ребенка. Лизавета – покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная».

    В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизавета! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…» Особенно остро это ощущение духовного родства Сони и Лизаветы дано в сцене признания: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

    И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизавета, взаимодополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

    Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского.

    II. Внимание и сострадание к «маленьким людям».

    1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова.

    2. Беды и несчастья петербургского «дна».

    3. Шанс на прощение.

    4. Тяжелая участь Катерины Ивановны.

    5. Чистая, невинная душа Сони Мармеладовой.

    6. Вера – утешение и возвышение над тяготами жизни. III. Всеобъемлющая любовь – выход из духовного тупика.

    Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

    С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.

    Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о «праве сильного» отражала некоторые мысли нигилизма — мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях.

    Раскольников считает, что люди представляют собой «две категории». Первые — «твари дрожащие», именно они принимают на себя роль страдающих и безропотных. Другие — «сильные мира сего»,

    «…Вошь ли я, как вы, или человек? Смогу ли я преступить и взять или нет? … Тварь ли я дрожащая или право имею?» — именно эти мысли и привели Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. В какой-то момент для него преступление становится той силой, которая может разъяснить главному герою, в чем смысл его существования.

    Однако, совершив убийство, Раскольников перестает чувствовать свою исключительность.

    Теперь сомнения одолевают его, хотя сам процесс развенчания идеи не носил моментальный характер. Раскольников много времени шел к собственному разоблачению.

    Причину своего страшного поступка Раскольников объясняет Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу, божественное начало.

    Следовательно, теория «сильного человека» во многом была бессмысленной изначально, если после долгих и мучительных душевных страданий Раскольников все же приходит к мысли о несостоятельности своих идей. Ф. М. Достоевский уверен, что бунт

    Раскольникова является преступлением перед законами божескими и человеческими, которые существуют в народе в виде основ христианской нравственности.

    Кульминация развенчания идей героя происходит в финале романа, когда во время каторжных работ Раскольников только и живет мыслями о Соне, о любви к ней. Любовь в самом широком смысле этого слова становится тем единственным, что спасает Раскольникова от духовной гибели.

    Сочинения по темам:

    1. Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит...
    2. Преступление и наказание. Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения»....
    3. Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление. Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое...
    4. Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно...
    5. «Преступление и наказание» — роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник». Летом 1865 года,...
    6. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем — нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
    7. М. В. Ломоносов, первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности....

    Вы сейчас читаете сочинение Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Преступление и наказание

    Уроки 5-6 (семинар)
    "Теория Раскольникова и ее развенчание".
    ГАЛИЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА.МБОУ СОШ 4 им.П.И.Климук Г.ЩЕЛКОВО.
    Цели:
    учащиеся должны:
    знать суть теории Раскольникова, разбираться в ведущих мотивах преступления;
    понимать мировоззрение Достоевского, предупреждавшего о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление идей и теорий;
    уметь анализировать художественный текст.
    Оборудование: презентация темы
    Ход урока.
    I. Беседа. Вопросы на первое восприятие теории Раскольникова.
    Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
    Ваша версия по поводу главной причины преступления Раскольникова. Мотивы преступления. (Нищета, желание помочь матери, сестре, другим лю-дям, "зрелище бедствий народных": Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей; у Раскольникова возникла идея, мысль об особых людях, которые смогут всех несчастных вывести на правильный путь, ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников пытается причислить себя к особым людям).
    II. Выступление подготовленных групп учащихся. Комментированное чтение отрывков и анализ. Оформление записей в тетрадях.
    1 группа:
    1. Говорящая фамилия
    Почему главный герой носит такую фамилию?
    Как она помогает понять его характер?
    Как вы считаете, прав ли исследователь, обративший внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: "Одно - исходит из толкования семантической части, как раскол - раздвоение, другое - выдвигает связь корня с расколом - раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством"?
    Приведите аргументы в пользу каждого из возможных толкований.
    2. Восстановите последовательность событий (удаленных по времени в том числе), которые предшествовали преступлению Раскольникова.
    2 группа:
    Какие чувства испытывает Раскольников к Мармеладову, Соне, матери, сестре, девочке на бульваре (ч. 1, гл. 2-4).
    Почему убийству предшествует сон героя (ч. 1, гл. 5).
    3 группа:
    Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5).
    В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя создать такую теорию?
    Как монолог Разумихина помогать понять идею Раскольникова?
    Вопросы 3 группы, анализирующей отрывок (ч. 3, гл. 5), в котором Раскольников излагает содержание своей статьи ("Это совсем как у меня… и те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать").
    К какому выводу пришел герой, размышляя над историей (Исторический процесс всегда осуществлялся на чьих-то странностях).
    В чем суть теории героя, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. Другие же должны стать своеобразным материалом).
    К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, "тварь он дрожащая" или "право имеет").
    Выступление подготовленных учащихся (индивидуальное задание)
    Сжатый пересказ сцены подготовки к убийству (ч. 1, гл. 6-7).
    Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.
    Что несет обездоленным теория Раскольникова? (Уже в сцене убийства появляются своеобразные противоречия теории, развенчивающие ее. Убивает Лизавету, т. е. тех, ради кого задумана теория. Стихийность, неуправляемость).
    Каковы же истинные причины преступления? (Весь класс анализирует отрывок из критических статей Н.Н. Страхова, Д.И. Писарева, В.В. Кожинова, В.Я. Кирпотина, В.В. Набокова о причинах преступления. Какая из этих точек учения более точно интерпретирует авторскую концепцию). Стр. 365 (учебник). Точка зрения Страхова Н.Н. и частично Набокова В.В.: " Распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств".
    III. Итоговая беседа. Закрепление.
    Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
    Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности.
    Обращаемся к опорному конспекту: различные мотивы подтолкнули разночинца Раскольникова к убийству (назовите их). Но главной причиной была духовная незащищенность, атеизм, увлечение новым материалистическим взглядом на жизнь и стремление с этих новых позиций решать все социальные и нравственные проблемы. Но Раскольников, по словам следователя, натуру не сумел рассчитать, т. е. душу свою (а ее разночинцы во внимание не принимают) забыл, не учел, что не сможет жить спокойно с содеянным. Надеялся, что сможет, что "право имеет", но не смог. Бедность как причину убийства старухи отвергаем сразу, т.к. герой не воспользовался украденными вещами и деньгами. Да и сам он говорит: "Знаешь, Соня, … что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!" "Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества". Что же привело героя к убийству? Мысль о праве сильной личности, "право имеющей", вершить суд над остальными, перекраивать жизнь человечества, делая ее по своему усмотрению более справедливый. И он решил проверить себя - кто он? Убийство - проба, самопроверка героя, способен ли он "переступить" через "привычные нормы" "тварей дрожащих", переступить через "кровь по совести". Теория Раскольникова, его преступление - бунт потерявшего духовную опору человека против несправедливо устроенного мира. Раскольников думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник. Какие же муки больной совести обрушиваются на преступника? (работа со схемой). Да, страшные последствия. Он болен, выброшен из жизни, не может обнять мать, сестру, просто радоваться человеческим радостям. Все изломано в преступнике задолго до уголовного наказания, хотя никто в убийстве его не подозревает. Родион стал злым, раздражительным, подозрительным. Духовный мир его обезображен грехом. Кто может сказать, забегая вперед, когда прекратятся его муки? (На каторге, через 1,5 года, в слезах понятия очистит себя несчастный убийца). Как опасны для людей и общества такие идеи, и такие безумцы, решающиеся на "пробу". Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: "Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее бы дело сделали".
    Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшимися в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей. (Пример: революция 1917 г). Как же относится ко злу, несправедливости, бедам людским?
    Домашнее задание:
    1. Сочинение-миниатюра "Почему терзается и страдает Раскольников?" (Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает - душа болит, разъединен с людьми).
    2. Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова (по плану, помещенному на учебном стенде).
    1 вариант. Пересказ эпизода о Лужине.Ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); Ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым) ;Ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина и Дуней в Петербурге); Ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки)
    2 вариант. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым: Ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове); Ч. 4, гл. 1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым). Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать).
    3 вариант. В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?