Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Североатлантический договор привел к созданию. Североатлантический договор

    Североатлантический договор привел к созданию. Североатлантический договор

    Оформивший военно-политический союз (Организация Северо-Атлантического договора – сокращённо НАТО от North Atlantic Treaty Organization) ряда стран Америки и Европы во главе с США. Подписан 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне 12-ю странами: США, Англией, Францией, Канадой, Исландией, Италией, Португалией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Данией и Норвегией. Договор состоит из опубликованного текста (преамбулы и 14-ти статей) и неопубликованных тайных соглашений, приложенных к нему. После подписания С.-А. п. стало известно, что США подготавливают включение в систему С.-А. п. Западной Германии, Испании и других империалистических государств.

    Первое самоочевидно и касается исключительного случая защиты от «вооруженного нападения». Статья 51 гласит: В случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций настоящий Устав никоим образом не затрагивает права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимые меры для обеспечения мира во всем мире и международной безопасности. которое осуществляет член при осуществлении этого права на самооборону, незамедлительно сообщается Совету Безопасности и никоим образом не затрагивает полномочия и обязанности по настоящему Уставу принимать меры, необходимые для защиты или восстановления мира и безопасности во всем мире.

    Основными органами Северо-Атлантического союза, по решению Лиссабонской сессии его Совета (1952 г.), являются: Совет, генеральный секретарь с подчинённым ему секретариатом из гражданских лиц, военный комитет и «постоянная группа». Совет состоит из постоянных представителей участников и специальных делегатов – членов правительств. Военный комитет образуется из начальников штабов участников союза, а «постоянная группа», являющаяся исполнительным органом военного комитета, состоит из представителей начальников штабов только США, Англии и Франции. Верховное командование союза, в том числе верховное командование морскими силами, возложено на американцев.

    То есть, даже «индивидуальная или коллективная самооборона» не безгранична и произвольна, но может быть ограничена или прекращена Советом Безопасности - совершенно независимо от того, что другие договоры и конвенции, обязательные для международного права, и соглашений в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах о защите комбатантов и гражданского населения.

    В статье 42 говорится: Если Совет Безопасности считает, что меры, предусмотренные в статье 41, являются недостаточными или оказались неадекватными, он может с воздушными, морскими или сухопутными войсками обеспечивать поддержание или восстановление мира во всем мире и международной безопасности, целью которой было создание монополии на силу насилия и, таким образом, создание обязательного инструмента, превосходящего национальную монополию на насилие.

    С.-А. п. предусматривает гонку вооружений в государствах-участниках. В целях стимулирования гонки вооружений США издали ряд законов (6 октября 1949 г., 26 июня и 27 октября 1950 г., 10 октября 1951 г. и 20 июня 1952 г. и т. д.), оформивших программу финансирования вооружения в странах – участницах С.-А. п.

    Для облегчения развязывания агрессивной войны С.-А. п. рассматривает любой даже самый мелкий инцидент (напр., с отдельным самолётом или судном), который легко может быть спровоцирован любым участником С.-А. п., в качестве акта агрессии против всех участников С.-А. п., требующего совместного подавления.

    Их задача, как правило, сводилась к мониторингу перемирия, наблюдению за их соблюдением и построению доверия. Раньше сине-коричневые выбросы отличались тем, что их войска превыше всего были от «нейтральных» государств. Это неизбежно будет иметь место, если сами «глобальные игроки» будут доминировать в этих миссиях, что также становится все более частым с 1990-х годов. Совет Безопасности также прямо просит крупных держав принять участие в международных миссиях, но они обладают наиболее адекватным военным потенциалом и логистическим потенциалом.

    С.-А. п. является агрессивным договором империалистических государств, находящимся в прямом противоречии с Уставом ООН и договорами военного времени США и других капиталистических государств с СССР, и направлен на срыв международного сотрудничества стран с различными социальными системами.

    Агрессивный характер С.-А. п. и его антисоветская направленность были вскрыты в заявлении МИД СССР 29 января 1949 г., в меморандуме Правительства СССР 31 марта 1949 г. и подтверждены всем последующим ходом событий. «Из великих держав, – указывалось в меморандуме Правительства СССР, – лишь Советский Союз исключен из числа участников этого договора, это можно объяснить только тем, что этот договор направлен против Советского Союза. Что Северо-атлантический договор направлен против СССР, а также против стран народной демократии, – на это определенно указали также официальные представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции».

    Учитывая взаимосвязь власти в Совете Безопасности, последний все чаще превращается в де-факто клиента западных держав, которые ведут переговоры с ним о желаемом мандате. Инновации или извращение международного права: «ответственность за защиту». Их задача состояла в том, чтобы прояснить вопрос «когда, если вообще, государствам целесообразно принимать военные и военные действия против другого государства для защиты уязвимых людей в этом другом государстве».

    При этом Комиссия стремилась официально соблюдать запрет на вмешательство в Хартию, заявляя, что это не «право на вмешательство», а «ответственность за защиту». В докладе говорится о таких событиях, как Руанда, Сребреница, Косово, с тем чтобы установить ответственность, а также обязательство вмешиваться в крайний случай также с помощью военных средств из понятных моральных соображений. В «крайнем случае» более качественная мораль требует, чтобы, по мнению Комиссии, Совет Безопасности можно было обойти, если он окажется неспособным действовать.

    Агрессивный характер С.-А. п. делает несовместимым его с Уставом ООН и лишает его участников возможности ссылаться на ст. 51 Устава, предусматривающую право государства на самооборону.

    Первую передачу этой концепции в документ по международному праву можно найти в учредительном акте Африканского союза, региональной системы коллективной безопасности. Если бы этот постулат был неотъемлемой частью международного права, это имело бы далеко идущие последствия: был бы подорван принцип суверенного суверенитета.

    Их численная сила и принципы их организации должны нести бюджет. За исключением обороны, вооруженные силы могут быть развернуты только в том случае, если это предусмотрено настоящим Основным законом. Теперь сторонники иностранных процентных ставок всегда любят ссылаться на «исключение» в статье 87. 2.

    В указанных выше дипломатических актах СССР пскрыта также несостоятельность утверждения участников С.-А. п. о том, что он якобы носит региональный характер и соответствует ст. 52 Устава ООН о региональных соглашениях. Но «ни о каком региональном характере этого договора не может быть и речи, – говорится в меморандуме Правительства СССР, – поскольку предусматриваемый этим договором союз охватывает государства, расположенные в обоих полушариях земного шара, и не ставит своей целью урегулирование тех или иных региональных вопросов». Явное противоречие С.-А. п. ст. 52-й Устава ООН углубляется ещё тем, что к участию в нём привлечены государства – не члены ООН (Италия, Португалия), хотя указанная статья Устава ООН имеет в виду заключение региональных соглашений лишь между членами Организации Объединённых Наций.

    В нем говорится: Стороны согласны с тем, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них, и Совет Безопасности должен незамедлительно известить о любом вооруженном нападении и любых принятых контрмерах. Эти меры прекращаются, как только Совет Безопасности предпримет необходимые шаги для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

    Наконец, статья 26. 1 Основного закона запрещает подготовку - и необходимо будет дополнить: поведение штурмовых войн: «действия, которые уместны и предпринимаются с целью нарушить мирное сосуществование народов, в частности, в случае нападения на войну неконституционны, они должны быть наказаны».

    С.-А. п. находится и в противоречии с договорами между СССР и Великобританией, между СССР и Францией, согласно которым эти страны обязались сотрудничать с СССР в деле поддержания мира и «не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против Другой Высокой Договаривающейся Стороны» (см. «Внешняя политика Советского Союза в период. Отечественной войны», 1946, т. 1, стр. 272; т. 2, стр. 329). С.-А. п. находится также в явном противоречии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, в -которых США и Англия обязались сотрудничать с СССР в деле обеспечения мира и безопасности.

    Случаи, в которых разрешено военное принуждение, крайне редки и, как правило, охватываются правом на индивидуальную или коллективную самооборону. Такой экспорт, во-первых, невозможен по международному праву, а во-вторых, на практике он явно не является успешным. Такие миссии всегда связаны с неисчислимым риском эскалации насилия. Существует также риск того, что «побочный ущерб», возникающий во время операций, по-прежнему будет превышать ущерб и жертвы из-за конфликта.

    Террористов следует рассматривать как преступников, час они являются вопросом для национальных и международных следственных, полицейских и судебных органов, которые должны быть обеспечены достаточными правовыми ресурсами и которые обязаны соблюдать принцип пропорциональности.

    О наступательных целях С.-А. п. особенно ярко свидетельствует ряд фактов, последовавших после его подписания. Так, на основе С.-А. п. США приобрели «право» создавать свои военные базы на территории государств – участников этого пакта и их колоний. Согласно заявлениям американских официальных представителей, задачей США в выполнении целей С.-А. п. будет являться лишь стратегическая бомбардировка, доставка атомных бомб и использование своих военно-морских сил вместе с флотом других членов С.-А. п., в частности, членов Западного союза (см.). Что же касается основной массы сухопутных войск, то её должны дать Англия, Франция, Италия и другие страны Европы.

    В определенных обстоятельствах синие фонды мира могут оказывать тихоокеанское воздействие как на межправительственные, так и на внутренние конфликты. Последнее исключает участие войск великих держав. Для Федеративной Республики это означает остановить и обратить вспять превращение бундесвера в руку вмешательства, которая может быть развернута по всему миру и не будет продолжать милитаризацию Европейского союза.

    Конец конституционных преступлений, совершенных федеральным правительством с его различными процентными ставками, является обязанностью гражданина. Это требует широкой публичной дискуссии о мирном политическом самопознании этой республики и ее конституции.

    В 1951–52 гг. американские империалисты расширили зону действия С.-А. п., втянув в него ряд. стран, ранее не входивших в его состав. Так, на основе решения сессии совета С.-А. п., состоявшейся в Оттаве в сентябре 1951 г., в состав этого военного блока вошли такие «атлантические» государства, как Турция и Греция.

    С помощью Парижского договора 1952 г. (см.) об «Европейском оборонительном сообществе» и других соглашений США по существу включили в систему С.-А. п. Западную Германию, возрождаемая реваншистская армия которой должна стать основой вооружённых сил Северо-Атлантического союза в Европе. Фактическое включение Западной Германии в систему С.-А. п. явилось одним из важнейших моментов в создании объединенной армии Cтран – участниц С.-А. п. Кроме этого, США и Англия втягивают в Северо-Атлантический союз франкистскую Испанию и ряд неатлантических капиталистических государств. Это окончательно разоблачает лживость утверждений о якобы региональном характере С.-А. п.

    Джарауш: Трещины в Брудербунде. Нажмите на свои любимые стили! После Второй мировой войны государства, подписавшие соглашение, хотели создать военный союз обороны. Это должно быть сообщество ценностей западных демократий для защиты от Советского Союза. «Железный занавес» разделяет Европу.

    Этот спор теперь понимается как начало так называемой «холодной войны». Холодная война, потому что она не проводилась открыто, как настоящая война с оружием. Россия, однако, уже знала о разделении Германии после Второй мировой войны на дальнейшие споры с другими победоносными державами, такими как Франция и Великобритания. Было большое недоверие к России.

    В течение 1950–52 гг. американские империалисты занимались также сколачиванием ещё нескольких союзов в дополнение к С.-А. п. К числу таких, союзов относится т. н. «Малый Тихоокеанский пакт» в составе США, Австралии и Новой Зеландии. США, несмотря на протесты Англии, не допустили её к участию в этом своём пакте с английскими доминионами. Состав этого блока рассматривается США как ядро Большого Тихоокеанского союза, в который они хотят привлечь Австралию, Новую Зеландию, Филиппины, Индонезию и Японию, отводя в нём главную роль последней. Одновременно ведётся подготовка к созданию наступательного военного блока стран Юго-Восточной Азии под видом пакта «о взаимной безопасности» в составе Японии, Филиппин, Бирмы и Таиланда, направленного против национально-освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии.

    В ответ на воспринимаемую российскую угрозу. Атака на члена понимается как атака на всех остальных. Однако нет автоматического военного обязательства, и каждая страна может выбрать более или менее то, что она хочет сделать. Например, путем предоставления медикаментов или других необходимых невоенных мер.

    Высшим так называемым органом является Североатлантический совет. Там сидят главы государств и правительств государств-членов. Тогда есть Североатлантическая ассамблея, в которой в общей сложности 188 парламентариев из государств-членов. Есть штаты всех государств-членов. Штатными руководителями являются высокопоставленные военнослужащие.

    Организаторы С.-А. п. прилагают все усилия к сколачиванию и т. н. Восточно-Средиземноморского блока, втягивая в него арабские страны (Египет, Сирию, Ливан, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен) и Израиль.

    Организуемый Восточно-Средиземноморский блок, получивший в последнее время наименование как «средневосточное командование», также представляет собой дополнение к С.-А. п. и направлен против СССР и стран народной демократии.

    Холодная война солнечный мир? После окончания «холодной войны», то есть в начале 90-х годов первоначальная причина военного союза с Берлинской стеной и Советским Союзом отпала. Предполагаемая угроза с Востока больше не существовала в форме. Ибо прежние оппоненты освободились от социалистических диктатур в основном мирными революциями.

    Таким образом, политические споры в Германии заключались в том, помогать ли американцам и как им помочь. В контексте этого союза немецкие солдаты были отправлены в Афганистан. Их основная ориентация - безопасность и поддержание безопасности в европейском регионе. Албанские экстремисты были разоружены.

    Американские империалисты вынашивают планы возрождения Саадабадского пакта между Турцией, Ираком, Ираном и Афганистаном, рассчитывая связать его с С.-А. п. и т. п.

    Но несмотря на кажущуюся организованность политических и экономических сил империализма, Северо-Атлантический блок, как и другие блоки империалистов, не снимает империалистические противоречия между их участниками. Объективная возможность мирного сосуществования государств с различными системами – социалистической и капиталистической – представляет более решающий фактор современных международных отношений, чем желание империалистов объединить все капиталистические государства с их противоречиями в устойчивые блоки и союзы на основе противопоставления государств с различными системами, на основе фактической ликвидации суверенитета государств – участников этих блоков в пользу крупнейших империалистических держав. Об этом свидетельствуют отказ Англии от участия в европейской армии, в «плане Шумана», устранение Соединёнными Штатами Англии от участия её в Тихоокеанском пакте, вытеснение Англии и Франции из их африканских и других владений, развитие противоречий между Францией и Западной Германией и т. п.

    Последнее расширение произошло в этот день, когда были официально приняты Албания и Хорватия. Участие Австрии в партнерстве, основанное на принципе самодифференциации, носит характер политической декларации о намерениях без прямых правовых последствий.

    Австрия также принципиально согласилась на проведение военных учения ПРМ в Германии и указала, что необходимые законодательные требования со стороны Австрии еще не созданы. Создание этих правовых требований также является одной из политических целей, поставленных Австрией в целях обеспечения совместимости со странами-партнерами в целях ПРМ в процессе ее участия в так называемом процессе планирования и проверки «Партнерства ради мира».

    Кроме того, организация империалистами военных блоков наталкивается на сопротивление со стороны ряда государств Востока (напр., отказ Египта от участия в средневосточном командовании, протесты Бирмы против американо-чанкайшистской агрессии против неё и Китая, отказ Бирмы от присоединения к пакту «о взаимной безопасности» и т. п.). Всё это говорит о возможности возникновения серьёзных конфликтов между самими участниками С.-А. п.

    Осуществление самой Конвенции не предполагает, что Конфедерация будет иметь какие-либо квалифицируемые расходы. Влияние отдельно согласованных пределов ущерба зависит от фактов непредвиденного ущерба. Соглашение не является политическим, а техническим.

    Комитет по иностранным делам принял Договор на своем заседании. В дискуссии приняли участие следующие члены: Вольфганг Юнг, Дорис Каммерландер, Ханс Хельмут Мозер, доктор Майкл Шпинделеггер и федеральный министр иностранных дел доктор. В частности, был поднят вопрос о том, обеспечило ли это «заявление» международным правом, что применение положений Конвенции не приведет к принятию «Декларации», ст.

    Тем не менее С.-А. п. и другие связанные с ним агрессивные мероприятия США и их союзников представляют собой реальную и серьёзную военную опасность для всех народов мира.

    Учитывая всё это и борясь против всякой войны, Советский Союз вместе со странами народной демократии последовательно и настойчиво выступает против С.-А. п. и других связанных с ним договоров империалистов, неустанно разоблачая их агрессивную и антинародную сущность.

    С этой целью с согласия федерального министра Вольфганг Шюссель из Посол д-р Фердинанд Траутмансдорф для Управления международного права и конституционной службы Федеральной канцелярии. Формулировка, принятая Австрией в Разделе 3 Декларации об интерпретации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в «Партнерстве ради мира», о правовом положении их войск, согласно которому Конституционный закон Австрии применим в областях Применение безопасности в отношении безопасности и обороны не затрагивается в любом случае статусом войск, что касается военных действий, к которым применяется Североатлантический договор.

    В целях ликвидации напряжения в международной обстановке, вызванного агрессивным курсом внешней политики США и других участников С.-А. п., и улучшения отношений СССР с западными державами Правительством СССР был поставлен вопрос о С.-А. п. и американских военных базах на состоявшемся в 1951 г. в Париже предварительном совещании заместителей министров иностранных дел четырёх держав (СССР, США, Англии и Франции) для обсуждения его на сессии Совета министров иностранных дел (см.) (см. Ноту Советского правительства США, Англии и Франции от 4 июня 1951 г. – «Известия» 5 июня 1951 г.). В борьбе за укрепление мира и ликвидацию международного напряжения, вызванного политикой противопоставления государств на основе различия общественных систем, проводимой империалистами, Советское правительство 24 ноября 1951 г. и 28 января 1952 г. направило ноты правительствам США, Англии, Франции и Турции, в которых вскрыло агрессивную сущность т. н. «средневосточного командования». Нотой от 21 ноября 1951 г. Советское правительство обратило внимание правительств Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Израиля на то, что присоединение их к «средневосточному командованию» нанесёт серьёзный ущерб существующим между СССР и этими странами отношениям, а также делу поддержания мира и безопасности в районе Ближнего и Среднего Востока.

    На 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 ноября 1961 г. советская делегация внесла предложения «О мерах против угрозы новой мировой войны и по укреплению мира и дружбы между народами», в которых в качестве первого пункта предлагалось объявить несовместимым с членством в ООН участие в агрессивном Атлантическом союзе. Под давлением США это предложение, которое было поддержано делегациями УССР, БССР, стран народной демократии и ряда стран Востока, большинство ООН отклонило.

    Наконец, в целях укрепления мира и разрешения имеющихся разногласий Советский Союз предложил заключить Пакт Мира (см.). Это предложение Советского Союза нашло горячую поддержку со стороны всех народов мира.

    Борьба СССР против С.-А. п. нашла полное одобрение среди всех народов мира. На почве борьбы против С.-А. п. и агрессивных планов США и других империалистических государств во всех странах родилось и развивается мощное движение народов за мир.

    договор, заложивший основу создания НАТО (NATO, сокр. от North Atlantic Treaty Organization (Организация Северо-атлантич. договора)), агрессивной воен. группировки, направ. против социалистич. стран и нац.-освободит. движения; нек-рые гос-ва - члены НАТО связаны с СЕАТО, СЕНТО и др. воен. блоками. Подписан 4 апр. 1949 в Вашингтоне представителями пр-в США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 к нему присоединились Турция и Греция, а в 1955 - ФРГ. С.-а. п. состоит из преамбулы и 14 статей. Ст. 5 - важнейшая статья С.-а. п. - предусматривает, вопреки Уставу ООН, применение вооруж. сил его участниками без каких-либо полномочий от Совета Безопасности (пакт обязывает его участников лишь уведомлять Совет Безопасности о принятых ими мерах). Ст. 6 устанавливает, что любое "нападение" на корабли или самолеты участника С.-а. п. создает ситуацию, предусмотренную в ст. 5 пакта. Ст. 4-о "консультациях" участников С.-а. п. "в случае угрозы их терр. целостности, политич. независимости или безопасности" - имеет целью обосновать неспровоцированную агрессию, а также вмешательство крупнейших империалистич. держав - членов НАТО во внутр. дела др. стран - ее членов.

    С.-а. п. наряду с др. документами, принятыми НАТО, определяет ее структуру. Высшие руководящие органы этой орг-ции: Совет НАТО (высший политич. орган), состоящий из мин. иностр. дел, обороны и финансов стран - членов НАТО (созывается 2 раза в год - весной и зимой); К-т планирования обороны (занимается воен. вопросами, к-рые до 1966 обсуждал Совет НАТО; созывается в том же составе, что и Совет, но без представителей Франции); Военный к-т НАТО (созывается 2 раза в год на уровне мин. обороны и нач. штабов стран - участниц блока). В период между сессиями Совета блоком руководят два органа: Постоянный совет и Постоянный военный к-т (до 1957 - К-т воен. представителей). В Постоянный совет входят спец. представители стран - членов НАТО в ранге послов. Председательствует в Постоянном совете ген. секретарь НАТО (с 1964 - М. Брозио (Италия)). Постоянному совету подчинены Междунар. секретариат и ряд др. органов.

    Верховным органом стратегич. планирования и оперативно-стратегич. руководства НАТО до 1 июня 1966 фактически была постоянная группа Воен. к-та (входили нач. штабов США, Англии и Франции), заседавшая в Вашингтоне. В 1966 постоянная группа Воен. к-та была упразднена и ее функции переданы Постоянному военному к-ту, при к-ром был создан междунар. штаб; к-ту подчинены 3 главных командования объединенными вооруж. силами НАТО: в Европе со штабом в Касто (Бельгия), в р-не Атлантики со штабом в Норфольке (США), в зоне пролива Ла-Манш со штабом в Нортвуде (Англия). Постоянному военному к-ту подчинена также региональная амер.-канадская группа США - Канада. Осн. воен. контингенты, приписанные к НАТО, сосредоточены в зоне Европ. командования, к-рое, в свою очередь, подразделяется на 3 командования: центральноевропейское со штабом в Брюнсюм (Нидерланды) (Объединенные вооруж. силы НАТО в Центр. Европе в 1967 включали 30 дивизий, выделенных 8 странами - членами НАТО и размещенных в осн. на терр. ФРГ); североевропейское со штабом в Кольсосе (Норвегия), к-рому подчинено датско-западногерм. командование в зоне балтийских проливов, и южноевропейское (штаб в Неаполе), в к-рое входит командование военно-морских сил НАТО в Средиземноморье. Верховный главнокомандующий вооруж. силами НАТО в Европе с 1 нояб. 1962 - амер. ген. Л. Л. Лемнитцер (этот пост постоянно занимает амер. генерал).

    Воен. расходы стран - членов НАТО составляли 21 004 млн. долл. в 1950, 59 013 млн. долл. в 1957, 62 414 млн. долл. в 1960, 73 992 млн. долл. в 1965, 82 169 млн. долл. в 1966, 98 828 млн. долл. в 1967.

    Одно из важнейших проявлений агрессивной политики НАТО - ремилитаризация ФРГ, контингенты вооруж. сил к-рой на основе Парижских соглашений 1954 и др. соглашений включены в вооруж. силы НАТО. Зап.-герм. армии отводится роль ударной силы НАТО в Европе. Генералы и офицеры ФРГ занимают высокие командные посты в руководящих органах НАТО. Пост главнокомандующего вооруж. силами в Центр. Европе с 1966 занимают зап.-герм. генералы (до 1968 - ген. фон Кильманзег, с апр. 1968 - ген. Ю. Беннекке). ФРГ предоставлены воен. базы в Италии, Бельгии, Нидерландах и др. странах по договоренности с их пр-вами.

    США - руководящая сила НАТО - в порядке укрепления воен. мощи этого агрессивного блока стремятся приобщить своих партнеров к вопросам ядерной стратегии. В 1965-66 по инициативе США в органах НАТО велись переговоры о создании "многосторонних ядерных сил", а в дек. 1966 в рамках НАТО были созданы Комитет по делам ядерной обороны (входят страны НАТО без Франции) и подчиненная ему Группа ядерного планирования в составе 7 гос-в: 2 ядерные державы - США и Англия, 2 постоянных члена - ФРГ и Италия и 3 непостоянных члена, заменяемых каждые полтора года (с 1 июля 1968 - Бельгия, Греция и Дания). НАТО - замкнутая орг-ция, закрытая для присоединения миролюбивых держав. Пр-во СССР, считая, что включение в НАТО всех великих держав - бывших участников антигитлеровской коалиции могло бы содействовать утрате этой орг-цией ее агрессивного характера, предложило в марте 1954 пр-вам США, Англии и Франции рассмотреть вопрос об участии Сов. Союза в НАТО. Западные державы отклонили это предложение. В июле 1955 они отклонили сов. предложение о создании системы коллективной безопасности в Европе, вновь подтвердив тем самым агрессивность и антисоветскую направленность Северо-атлантич. союза. Зап. державы неизменно отклоняли предложения стран - участниц Варшавского договора 1955 странам НАТО о заключении пакта о ненападении между гос-вами - членами обеих группировок, неоднократно вносившиеся с 1958, а также предложения о роспуске этих группировок. Они не откликнулись и на бухарестскую Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе (подписана 5 июля 1966), в к-рой участники Варшавского договора, подтверждая готовность к одновременному роспуску обоих союзов, предлагают, по крайней мере, ликвидировать их воен. орг-ции.

    С конца 50-х гг. в НАТО отчетливо обозначились кризисные явления. Ряд членов этого блока все более явственно выражает недовольство амер. диктатом. В 1957 Дания заявила об отказе разместить на своей территории ядерное оружие. Норвегия не разрешила строительство на своей территории складов американских ядерных боеголовок.

    Серьезным ударом по руководящей роли США в НАТО явился выход Франции из ее воен. орг-ции (1966). Попытки США оказать давление на Францию и заставить ее изменить свою позицию не увенчались успехом. В ряде стран - членов НАТО усиливается недовольство политикой эмбарго на торговлю с социалистич. странами, к-рую проводят США.

    Лит.: Петров В. A., Вооруженные силы НАТО, М., 1962; Лидер Ю., НАТО. Очерки истории и доктрины, пер. с польск., М., 1964; Халоша Б. М., НАТО - орудие агрессии, М., 1964.

    Н. Авдеев. Москва.