Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Требования к профессиональным водителям. Водительские права могут разделить на любительские и профессиональные Кто попадает под новые требования

    Требования к профессиональным водителям. Водительские права могут разделить на любительские и профессиональные Кто попадает под новые требования

    Существуют 5 основных категорий : А - мотоциклы, B - легковые автомобили, C - грузовые автомобили, D - автобусы, М - мопеды, 4 подкатегории : A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

    Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

    В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав , а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

    Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит -
    5 000 - 15 000 рублей.

    Таблица категорий водительских прав в 2020 году

    С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон " ", которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

    Категория или подкатегория Тип транспортного средства
    А
    А1
    В
    ВE
    В1
    С
    СE
    С1
    С1E
    D
    DE
    D1
    D1E
    М
    Tm
    Tb

    Водительские права категории А

    1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

    Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

    Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

    Напомню, что к мотоциклам в соответствии с относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

    Подкатегория А1

    Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

    категория "В" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

    Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

    Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

    1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

    2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

    Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 ).

    Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

    BE

    Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

    категория "ВЕ" - автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

    Подкатегория B1

    В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

    Обратите внимание, "квадрИцикл" и "квадрОцикл" это не одно и то же. Поэтому обычные водительские не подойдут.

    категория "С" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

    СЕ

    Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

    Подкатегория С1

    подкатегория "С1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

    С1Е

    подкатегория "С1Е" - автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

    Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

    Водительское удостоверение категории D

    категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

    Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

    Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, - это сочлененные автобусы или "автобусы с гармошкой".

    DE

    Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

    Подкатегория D1

    подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

    D1Е

    Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

    подкатегория "D1Е" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

    Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

    Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

    Категория M

    Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

    Обратите внимание, что и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

    Категории Tb и Tm

    В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

    Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу " " водительских прав.

    Как открыть новую категорию прав?

    Довольно часто у водителей возникает вопрос: "Как добавить в права дополнительную категорию?". На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и на соответствующую категорию.

    Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

    Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 - 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

    Удачи на дорогах!

    Читать все комментарии

    KatyaSs , все верно. При наличии категории Б можно использовать машину с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн и прицеп до 750 кг.

    Есть и другой вариант для категории B. Например, разрешенная максимальная масса автомобиля 2000 кг, а его масса без нагрузки 1500 кг. К такому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной максимальной массой до 1500 кг. И это тоже будет категория B.

    Удачи на дорогах!

    Вячеслав-88

    Здравствуйте! Хочу уточнить один нюанс, я с супругой обучаюсь на категорию "В" по нововведению есть информация, что при обучении на МКПП на АКПП ездить нельзя.

    Александр-699

    Здравствуйте, сегодня обратился в ГИБДД для замены водительского удостоверения по истечению срока, в старом водительском удостоверении выла пометка Е к ВСД, а в новых мне не дали категорию ВЕ, ДЕ, Д1Е почему? Сказали надо отдельно сдавать экзамен только тогда будут открыты. Интересно законно ли это? Категорию Д,Е открыты в 2008г.

    Зарина , для получения точного ответа Вам следует изучить документы (ПТС) на указанное транспортное средство.

    Насколько я знаю, масса данного транспортного средства превышает 3,5 тонны, а число мест - 5. Т.е. такой автомобиль относится к категории C.

    Удачи на дорогах!

    Удачи на дорогах!

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, у меня выходит срок действия прав, имею категории АВСД, при медосмотре в справке не отметили под категорией А, не поставили галочку, могут ли быть проблемы при получении новых прав? Спасибо.

    Эрик , здравствуйте.

    Проблем не будет, но категорию А в новые права Вам не перенесут. Если Вы хотите сохранить эту категорию, то следует получить новую справку, в которой эта категория будет открыта.

    Удачи на дорогах!

    Дмитрий-465

    Скажите, нужны ли права категории А1 на управление электроскутером, заранее спасибо за ответ. Задаю вопрос, потому как возникают неприятные инцинденты с соответствующим органами

    Дмитрий , какова максимальная скорость указанного электроскутера? И максимальная мощность его двигателя?

    Здравствуйте, у меня Форд транзит 2010 г. мотор 2,2 дизель. В кузове 8 пас. мест + 1 водитель. Могу ли я водить этот микроавтобус с категорией "B" ??

    Артем , здравствуйте.

    Категория автомобиля в первую очередь определяется не количеством мест в кузове, а тем, что указано в документах автомобиля. Если в СТС написано, что категория автомобиля B, то Вы можете управлять этим автомобилем.

    Удачи на дорогах!

    Вячеслав-107

    Можно ли управлять мопедом при наличии категории в?

    Вячеслав , это возможно, если в удостоверении нет особой отметки ML.

    Удачи на дорогах!

    Добрый день! Могу я управлять автопоездом в составе КРАЗ(тягач)+тракторный прицеп(зарегистрированный в Ростехнадзоре), категории прав все + удостоверение тракториста-машиниста (все категории)?

    Марина , здравствуйте.

    1. С точки зрения закона "О безопасности движения" прицепы не подразделяются на тракторные и автомобильные. То есть категория СЕ позволяет управлять грузовиком с любым прицепом.

    2. Мне не приходилось слышать о подобных случаях на практике, поэтому я не могу сказать, как отреагируют на подобный состав транспортных средств сотрудники ГИБДД. Возможно они попытаются найти какое-то нарушение в действиях водителя.

    Если у Вас возникнет конфликт с ГИБДД по вопросу использования прицепа, то прошу описать его здесь.

    Удачи на дорогах!

    С течением жизни изменения происходят как в технике транспорта

    так и в Правилах кто может управлять.

    Столкнулся уже не раз транспорта с электродвигателем.

    От вопроса как квалифицировать его, как называть и,соответственно,

    Тем более есть транспорт который подлежит постановке на учёт, а есть

    что не требуется. Тем более нет чёткой, однозначной терминологии.

    Тем более к этому "присоединяется" фактор мощности электродвигателя.

    Имею ввиду от моноколеса до самокатов,байков, скутеров до электровелосипедов.

    Где можно ездить, какие права надо иметь, как ещё и разделить в одной и той же группе по мощности.

    Не только в нашей стране, но и по всему миру идёт насыщение подобным и удобным, экологическим транспортом. А ещё очень экономичным в эксплуатации.

    Однако, ни законодатели, ни ГИБДД в России не готовы выстроить чёткую политику и порядок требований для эксплуатирующих

    данный вид транспорта.

    Есть скутер, есть байк (называют кому как нравиться и как правильно то на самом деле?) с мощностью в 1000 вт - ездят по дорогам общего пользования и без регистрации, и без прав. Но есть и с мощностью и 4000-6000 вт. А это серьёзная и мощная уже техника!

    Есть самокат на 250 вт, а есть 2400 на каждое колесо = 4800 ! И оба гоняют

    по тротуарам, объясняя это что самокат приравнен к пешеходу.

    Бывают целые диспуты с инспекторами ГИБДД на дорогах. И каждый мнит

    себя знатоком, руководствуется как хочет.

    Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.

    Что касается ситуации в целом, то каждое электрическое транспортное средство нужно рассматривать индивидуально. В зависимости от мощности оно может быть велосипедом, мопедом или мотоциклом с точки зрения ПДД. Соответствующие правила водитель и должен соблюдать.

    Удачи на дорогах!

    Алексей-537

    Добрый день. Столкнулся с такой ситуацией, у меня мопед похожий на мотоцикл категории А, но по двигателю мопед. Соответственно ни номера, ни документов нет. Остановили мотобаты (а точнее догнали), в правах только категория В,В1, категории М нет. Инспектор доказывает с помощью ПДД о том что в Апреле 2014 года ввели категорию М и она должна быть прописана в правах, мои права Декабрь 2014 и её там почему-то нет. В медкомиссии разрешена категория А,В, но на А я не сдавал. Вопрос: могу ли управлять мопедом, и как доказать это инспектору

    Георгий-31

    Здравствуйте. Интересен вопрос. Имею автомобиль категории В(сухой вес 1600кг). Хочу возить прицеп с катером и мотором общим весом 1300(прицеп+вес катера+вес мотора). Получается общий вес прицепа не превышает сухой вес моего автомобиля и общая масса автопоезда не превышает 3500кг.что не соответствует категории ВЕ. Вопрос. Могу ли я двигаться при наличии категории В?

    Георгий , здравствуйте.

    Укажите, какие цифры указаны в СТС автомобиля в полях "разрешенная максимальная масса" и "полная масса". А также цифру в СТС прицепа в графе "разрешенная максимальная масса".

    евгений-320

    Евгений , в особых отметках удостоверения указано "E к В" или "E к С"?

    Сергей-799

    Здравствуйте у меня в мед.справке В,С отмечены после замены какие категории будут в правах.

    Сергей , здравствуйте.

    А в старых правах какие категории открыты?

    Сергей-801

    задам интересный вопрос! права кат. А получены в 1983г. есть свидетельство об обучении и получении прав. есть права кат.B получены экстерном в 1998г не лишался не привлекался!!!.последняя замена прав в 2018г. категория А не открывалась сейчас нужно открыть категорию А куда бежать что делать подскажите

    Сергей , просто обратитесь в ГИБДД для замены прав. Предоставьте при этом оба имеющихся водительских удостоверения. Также потребуется действующая медсправка, в которой открыты категории A и В. В остальном проблем быть не должно.

    Удачи на дорогах!

    Алексей-552

    Доброго времени суток.

    Подскажите о нюансах получения категории "Е".

    За рулем по "А" и "В" я около 15 лет. Сейчас получил категорию "С", и параллельно поступил на "Д". Окончу обучение, где-то через месяц. В конечном итоге планирую получить "Е". Наверное, эта "Е" мне пригодится для работы на тягаче с прицепом в большей степени, чем на сочлененном автобусе. Тем не менее не моу понять пару вещей.

    Если я отучусь на "Е", то прилепится ли она автоматически и к "С" и к "Д", или на каждую (тягач с прицепом и сочлененный автобус) придется каждый раз учиться по-новому? То есть сначала Е к С, а потом курс Е к Д?

    С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев уверен, что это в корне неверно: обучение вождению должно состоять из базового курса - для обычных автолюбителей, и продвинутого -для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Как он рассказал «За рулем.РФ», 93% получающих права никогда не будут заниматься профессиональной водительской деятельностью, поэтому усложненная программа автошкол, подразумевающая именно профессионализм будущих выпускников, не нужна. Зачем столько часов посвящать охране труда, грузоперевозкам и т. д., когда вместо этого можно сосредоточиться на более нужных практических моментах, на которые из-за перегруженности обязательного курса не хватает времени. В результате после окончания автошколы водители слабо владеют практическими навыками . Так, получив права, некоторые записываются на курсы, где обучаются тому, как держать скорость в потоке, ездить в темное время суток и т.д., потому что навыков, полученных в автошколе, не хватает.

    В , для того чтобы считаться профессионалом, необходимо соответствовать ряду условий, в частности, иметь определенный безаварийный стаж. Там только после двух-трех лет стажа без нарушений водитель может сдать экзамены на получение профессиональных прав.

    Напомним, в России утверждены модульные программы подготовки водителей. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все, он самый объемный и рассчитан на 84 часа. И есть специальные блоки. Если у человека не было прав, то ему положено пройти полный курс обучения.

    Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал «За рулем.РФ», что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте. Сам он не может дать однозначной оценки данному предложению, полагая, что сначала его должны обсудить специалисты: ГИБДД, Минтранс, юристы и т.д. Следует разобраться, почему на дорогах страны происходят страшные аварии с участием общественного транспорта. Влияет ли на аварийность подготовка водителей? Вероятно, полагает он, следовало бы уделить больше внимания тем водителям, которые профессионально занимаются перевозкой большого числа людей. Но прежде все-таки следует выяснить, что именно чаще является причиной аварий - плохие дороги, неисправные транспортные средства, бесшабашное поведение водителей или их недостаточная профессиональная подготовка?

    Также недавно мы писали, что в программе обучения автошкол может появиться «час трезвости» - урок, на котором будущим водителям расскажут о влиянии алкоголя на организм, представят статистику и с помощью специальных очков продемонстрируют, как меняется поведение водителей после употребления спиртных напитков.

    Водительские удостоверения предлагается разделить на профессиональные и любительские. С таким предложением в Госдуму обратились представители российских автошкол. Они считают, что водители общественного транспорта должны получать навыки вождения на более высоком уровне. Перспективы разделения нынешних прав на любительские и профессиональные изучил корреспондент Сергей Гололобов.

    Базовый курс для любителей, продвинутый - для будущих профессионалов. Перевозка людей требует особых навыков и ответственности, а значит, и обучаться этому надо специально. Всё понятно. Но только для тех, кто не собирается становиться таксистом и водителем автобуса, нынешний курс подготовки слишком перегружен, говорит председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев :

    "Может быть, меньше таких тем, как охрана труда на грузовом транспорте, правила перевозки крупногабаритных грузов, правила перегона скота, многие вопросы устройства автомобилей не нужны для любителей. Но мы понимаем, что заформализованы права, такие требования увеличены к автошколам, что просто всех готовить профессионалами, ну, не нужно этих требований".

    То есть для любителей курс обучения может стать проще, особенно в теоретической его части. Ну а для будущих профессионалов - более разнообразным сделать практическое вождение. Оно обязательно должно включать в себя езду по скоростным магистралям, что сейчас строго запрещено, констатирует Сергей Лобарев :

    "Стыдно, что после получения этих ситцевых прав к нам приходит ученик и говорит: "А вот теперь дайте мне золотое седьмое правило водителя - держать скорость потока. Я учебное вождение только 20-30 км/ч катал". И мы только имеем право официально выехать на скоростную магистраль и оказать ему помощь в адаптации к скоростному потоку".

    Эксперты к предложению гильдии автошкол отнеслись неоднозначно. Так, всего год назад водительские категории уже были разделены на подвиды - всего более десяти. Там нашлось место и пассажирским "ГАЗелям", и большим автобусам, и автобусам с прицепами, а также троллейбусам и трамваям. Понятно, что программа подготовки на все эти подкатегории усложняется по мере увеличения размеров транспортного средства. То есть, иначе говоря, обладание правами на автобус уже само по себе говорит о том, что водитель - профессионал, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин :

    "Ну, когда вы получаете эту категорию, она и подтверждает получение навыков. Какая разница - профессионал или непрофессионал? Если вы получили эту категорию - значит вы владеете этими навыками - подъехать к остановке, высадить, не наругаться на пассажиров, в конце концов. Да? А по-другому как?"

    Все, наверное, помнят, французский фильм "Такси", где его главный герой несколько лет мечтал и стремился получить таксистскую лицензию. А получив, считал это главным событием в своей жизни. Так, собственно, происходит во многих странах, так должно быть и у нас. Не водительские права, а именно лицензирование должно стать критерием профессионализма, убежден Вячеслав Субботин:

    "Ну, считаете вы, что это очень опасно - давайте страховать их. То есть экономические рычаги. Но ни в коем случае не такие волюнтаристские меры - давайте поделим водителей на профессионалов и непрофессионалов. Да любые водители - профессионалы. Сдал на права - значит профессионал".

    В одной только Москве около полусотни тысяч таксистов и столько же водителей автобусов. Все они в случае принятия новых правил должны будут опять пройти обучение в автошколах и получить новые, уже профессиональные права.

    Эксперты спорят, нужно ли разделять автомобильные права на разные категории

    Разделить водительские права на две категории - любительские и профессиональные - в скором времени могут в России: с соответствующей инициативой к депутатам Госдумы РФ недавно обратилась Гильдия автошкол. По замыслу сотрудников организации, «обычные» автомобилисты должны проходить базовый курс обучения, а тем, кто в перспективе рассчитывает стать водителем такси, общественного или грузового транспорта, придется постигать азы вождения в углубленном режиме. Корреспондент «МК» побеседовал с экспертами, и выяснил, что они думают о планах по очередному разделению водительских прав - на сей раз, по уровням «сложности».

    Необходимость реформирования системы получения водительских удостоверений в Гильдии автошкол объясняют тем, что в ряде стран Европы подход к профессиональному вождению существенно отличается от того, что принят сегодня в . Отечественный водитель формально считается профессионалом уже с момента получения прав, в то время как на Западе для этого ему необходимо иметь солидный безаварийный стаж. Кроме того, никто не возьмет на работу автомобилиста сразу после окончания автошколы - для того, чтобы устроиться, к примеру, шофером такси или автобуса, ему сначала придется 2-3 года «откатать» на собственной машине без нарушений, а затем еще и сдать профессиональные экзамены для получения специального сертификата, дающего право на работу.

    Впрочем, опытные водители помнят, что практика с профессиональными и любительскими водительскими правами существовала еще в СССР - до 70-х годов. Правда, в результате в тогдашнем ГАИ от нее решили отойти - очевидно, признав неэффективной.

    Дело в том, что в советское время профессиональные шоферы проходили спецподготовку в тех местах, где им предстояло работать, - говорит Владимир Фёдоров, сенатор РФ и экс-глава России, - в армии шоферов готовили структуры ДОСААФ, а на заводах и других предприятиях для них существовали курсы профессионального мастерства. Я считаю, что сегодня необходимо возрождать именно профессиональную подготовку водителей - чтобы те, кто хочет работать на такси или общественном транспорте, проходили для этого специальное обучение, получали дипломы, сертификаты и т.д. Но водительские права - это основа основ, их трогать не нужно. Да и что понимать под словами «профессиональные» права? Если человек хочет работать дальнобойщиком - это одни знания, связанные с грузоперевозками. Если таксистом - то ему нужно хорошо ориентироваться в том городе, где ему предстоит работать. Кроме того, разделение водительских удостоверений сразу возведет преграду на пути тех, кто получил этот документ для управления личным автомобилем, а потом решил податься в шоферы. Одно дело - в такой ситуации пройти курсы профессионального мастерства, другое - идти в ГИБДД и заново учиться для получения нового водительского удостоверения.

    Впрочем, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, здравое зерно в идее о разделении водительских прав на новые категории все же есть:

    Авторы инициативы исходят из того, что для обычных водителей и профессиональных шоферов сегодня установлены одинаковые наказания. Для профессионалов лишение прав - это самое страшное наказание, ведь в таком случае они фактически остаются без своего куска хлеба. Это, в свою очередь, сразу же приводит к возникновению коррупции: такой шофер готов отдать любые деньги, чтобы не потерять свое удостоверение. Поэтому к профессионалам и любителям на дорогах нужен совершенно разный подход, при котором лишение прав для первых - это крайняя мера, своеобразное «изгнание» из профессии.

    Но нужны ли для шоферов-профессионалов отдельные права? Может, стоит ограничиться какой-то профессиональной лицензией?

    Тут речь должна, как мне кажется, идти не о профессиональных правах, а о профессиональных категориях. К примеру, водитель-профессионал с категорией B может водить такси, с категорией C – работать дальнобойщиком, и т.д. Если же такой шофер свое право на работу теряет - к примеру, набирает максимальное количество штрафных баллов на дороге - то он категорию сохраняет, но только как любитель, и работать на дороге уже не может. Кстати, было бы разумно ввести цветовую дифференциацию водительских прав: любительские - розовые, а профессиональные - какие-нибудь синие.

    сайт/Александр Авилов

    Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

    С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

    Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

    По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

    По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

    "Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

    По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

    Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

    Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

    Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

    "Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

    Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

    По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

    Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

    Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.