Войти
Образовательный портал. Образование
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Биография. Базаров Т. Ю., Еремин - Управление персоналом Тахир базаров управление персоналом
  • Михаил Светлов — Гренада: Стих Я хату покинул пошел воевать чтоб землю
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Унитарные предприятия когда переходят на 44 фз. Преобразование унитарного предприятия

    Унитарные предприятия когда переходят на 44 фз. Преобразование унитарного предприятия

    12:48 — REGNUM Законодательные инициативы, направленные на создание более конкурентной и прозрачной системы государственных закупок, вызвали острую критику со стороны государственных компаний, которые считают, что государство должно выработать по этому вопросу более дифференцированный подход. Как передает корреспондент ИА REGNUM , вопросы поправок в закон о закупках и создания системы оценки поставщиков обсуждались 14 июля на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, в котором приняли участие руководители отделов по закупкам крупнейших государственных компаний и корпораций.

    Наиболее существенной новацией проводимой реформы системы закупок стало принятие 3 июля 2016 года поправки в 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе», согласно которой до 31 декабря 2016 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу и зарегистрироваться в Единой информационной системе.

    Таким образом, новые правила обязывают планировать ГУПы и МУПы закупки в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ вместо 223-ФЗ, как это было до последнего времени. Это позволяло заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать иные неконкурентные способы ведения закупок.

    Большие споры вызывают также поправки, направленные на ограничение способов закупки у государственных компаний. Первоначально соответствующий законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в сентябре 2015 года, предлагал ограничить способы закупок госкомпаний: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика для закупок до 200 млн рублей.

    При этом в первоначальной редакции законопроекта ограничения предлагалось распространить на все закупки, переведя их полностью в электронный вид. В поправках, внесенных ко второму чтению, условия заметно смягчились. Теперь в электронной форме конкурентную закупку заказчик обязан осуществлять в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает пяти миллионов рублей.

    Перевод унитарных предприятий на новые правила ведения закупок грозит серьезно подорвать нормальный ход деятельности хозяйствующих субъектов, отметил начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов:

    «Мы являемся ГУПом, соответственно, с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки по требованиям 44-ФЗ. В соответствии с его требованиями, мы должны начать планировать деятельность на 2017 год в соответствии с новыми нормами. Нормы этого закона в части планирования достаточно жесткие, изначально требуется много информации, чтобы заполнять графики закупок. Нормы планирования четко заточены под целевое бюджетное финансирование», — заявил он

    «В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года. С учетом всех этих обстоятельств хотелось бы привести в соответствие порядок планирования, предусмотренный 44-ФЗ, специфике деятельности эксплуатирующих организаций», — продолжил Павлов.

    Резкий переход на новые правила уже к 1 января 2017 года также грозит предприятиям срывом большого числа важнейших контрактов, подчеркнула начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова:

    «Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены. Те договоры, которые мы заключили с «Роснефтью», «Газпромом» и так далее — они могут быть не исполнены в срок, поскольку комплектующие, которые мы будем закупать, придется закупать именно по 44-му закону», — сказала Титова.

    Кроме того, предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ, будут обязаны также проводить по 44-му закону конкурентные закупки, заметила она. В таких условиях практически невозможно уложиться в те сроки, которые предусматриваются по оборонному заказу, пояснила Титова.

    Отдельные вопросы вызывают новые требования по публикации информации: «44-й закон предусматривает только государственную тайну, но есть закупки с коммерческой тайной, есть закупки, которые включают сервисы ограниченного доступа, такие как охрана и защита объектов атомной энергии», — пояснила представитель ГК «Росатом».

    В конечном счете законопроект должен предусматривать оговорки для отдельных отраслей, заключила Титова:

    «Общий подход по всем ГУПам в стране не должен быть. Должны быть исключения и нюансы, которые учитывают отраслевые положения, например, те же оборонные направления. Этих всех нюансов в законе не предусмотрено».

    Как отметили в ходе заседания представители государственных компаний, срок проведения конкурсных процедур слишком мал. Самая длинная из них составляет 20 дней — за это время участник в том числе должен подготовить свое коммерческое предложение и всю необходимую документацию.

    В конечном счете остается непонятным, в каком направлении будет двигаться реформа сферы госзакупок в дальнейшем, подчеркнули участники мероприятия: введение четкого перечня способов организации торгов для закупок до 5 млн рублей государственные компании воспринимают как первый шаг на пути к более глобальным переменам.

    Ужесточение правил особенно болезненно воспринимается в высокотехнологичных отраслях, таких как оборонная промышленность, где предполагается длительное «выращивание» собственных поставщиков. В связи с этим на заседании прозвучал призыв в дальнейших инициативах в области 223-ФЗ учитывать специфику конкретных отраслей.

    Регулирование закупок распространяется в ряде случаев даже на те субъекты, которые являются полностью частными предприятиями, отметил директор по ресурсному обеспечению ООО «Сибирская генерирующая компания» Герман Мустафин.

    «Наша компания полностью частная, но попадает под 223-ФЗ, поскольку имеет в своем составе регулируемые виды деятельности. Мы живем под 223-ФЗ, но я искренне не понимаю, зачем пытаются зарегулировать таких, как мы. Мы и так регулируемся тарифами, зачем контролировать операционную деятельность и контролировать изменения, которые мы можем вносить в свои договоры? Наше предложение состоит в том, чтобы ограничить круг тех субъектов, на кого будут распространяться ужесточающие поправки», — заявил он.

    Комментируя это замечание, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов отметил, что цель поправок заключается в необходимости установить общие правила игры для субъектов малого и среднего бизнеса при заключении контрактов с крупными заказчиками, и форма собственности здесь роли не играет:

    «Если предприятие является монополистом в каком-то сегменте рынка или на какой-то территории, то это ключевой субъект, на который могут опираться представители малого бизнеса как поставщики. Понимание правил и способов закупок в этом отношении крайне важно. Для многих предприятий в меньшей степени важна форма собственности и подход к управлению, но более важны правила, по которым они могут играть на этом рынке», — заявил Емельянов.

    «В условиях, когда есть крупное предприятие, которое, может быть, даже по объективным причинам занимает монопольное положение, поставщики должны каким-то образом быть поддержаны. Есть вопрос единообразия правил», — продолжил он.

    В свою очередь, вице-президент ТПП РФ, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова отметила, что, несмотря на все несовершенства, новые правила являются необходимым шагом по наведению порядка в отрасли, заработавшей репутацию абсолютно непрозрачной системы.

    «Несмотря на то что запросы в 44-ФЗ прописаны достаточно жесткие, они все еще не отвечают требованиям бизнеса», — заявила Дыбова.

    «Перевод на 44-ФЗ — это попытка заставить и производителей, и поставщиков вернуться к нормальной работе, когда, осуществляя плановые ремонты и закупки, предприятие имеет право привлечь к себе гораздо большее количество поставщиков, которые будут предлагать более конкурентные цены», — продолжила она.

    ГУПы и МУПы на сегодняшний день демонстрируют очень тяжелую статистику — более 60% непрозрачных закупок, закупок у единственного поставщика. Это сфера, куда средний и малый бизнес вообще практически попасть не может, напомнила вице-президент ТПП РФ.

    «Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних 3 лет это были постоянные и серьезные жалобы. Цифры ФАС указывают на то, что сфера все более непрозрачная. Тонны жалоб со стороны бизнеса, и никакого прогресса там нет», — сказала она, добавив, что под прикрытием закрытых конкурсов производятся закупки стандартной продукции по завышенным ценам, при этом «ненужные» производители часто отсеиваются под надуманными предлогами.

    «223-й закон не устраивал бизнес, который работает в закупках. Он был общий и неконкретный, и интересов поставщиков не отражал. Теперь мы должны работать в более цивилизованных стандартах», — подчеркнула она.

    В ответ на критику Дыбова призвала определиться заказчиков с тем, какой потребуется их предприятиям переходный период, чтобы приспособиться к новым требованиям. «Сколько вам нужен переходный период? Для чего? Просьба формулировать конкретные сроки, обоснованную позицию, какой переходный период нужен и зачем он нужен», — сказала она.

    По итогам развернувшейся дискуссии председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов призвал в течение двух недель подготовить замечания и предложения в отношении законодательства по госзакупкам. По его словам, следующее заседание будет проводиться уже с участием регуляторов, где вопросы будут обсуждаться более предметно, опираясь на консолидированную позицию сторон.

    Замечания со стороны крупных заказчиков возникли и в отношении совместного с АО «Корпорация МСП» проекта ТПП РФ «Автоматическая система оценки поставщиков». Подобная рейтинговая система сама по себе не предполагают никаких преференций или штрафов, в связи с чем ряд участников заседания высказали опасение, что если предприятия не смогут отклонять предложения на основе полученных данных, это серьезно ограничит практическую пользу от новой рейтинговой системы и сделает ее не более чем аналогом уже существующих, такой как СПАРК.

    Однако в настоящее время надежного и проверенного механизма определения добросовестности поставщиков по госзаказам просто не существует — поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы такой рейтинг сформировать, отметил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов.

    «Чтобы аргументированно вести разговор, нужно иметь данные за достаточный период и по достаточному числу участников. Пока что нельзя мотивированно показать, что определенный набор цифр и критериев ведет к подбору добросовестного участников, и наоборот. Вопрос в том, чтобы получить эти цифры», — заявил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

    Новый рейтинг будет опираться на два основных критерия: благонадежность и деловую репутацию. Первый признак оценивается исходя из соответствия данного поставщика требованиям закона, что предполагает, например, отсутствие большого количества штрафов или недоимок по налогам. Он будет определяться по пяти факторам: имущественной, временной, финансовой, правовой и кредитной благонадежности.

    Блок деловой репутации, в свою очередь, устанавливает перечень процедур, в которых субъект участвовал, регистрирует успешное закрытие контрактов и призван определить все те негативные факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности поставщика или явной коррупционной составляющей в его деятельности.

    В рамках этого блока будет существовать два типа оценки: статистическая и динамическая. Первая будет определять объем и активность участия в закупочной деятельности, в то время как вторая демонстрирует эффективность и активность организации за разные периоды времени.

    Существующие рейтинговые системы не дают достаточной и комплексной оценки хозяйствующих субъектов, подчеркнул Емельянов. Однако новая система не потребует дополнительных финансовых вложений, поскольку ее смысл заключается в грамотной организации уже собранных по различным реестрам данных, подчеркнул он:

    «У нас все данные уже есть, поскольку мы одновременно занимаемся электронными торгами. Таким образом, перед нами стоит задача определенным образом сформулировать запрос к нашим базам данных, которые мы и так обязаны хранить по закону 10 лет».

    «Отдельный вопрос — работа с другими государственными реестрами. Понятно, что с арбитражами проще, с налоговой посложнее, с кем-то пока это сделать невозможно. Но это не говорит о том, что мы не сможет получить общую картину. Основной вопрос — собрать и грамотно эту информацию представить», — сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

    В соответствии с этими соображениями было решено закрепить идею в качестве пилота, судьба дальнейшей реализации которой будет определяться тем, какие получаются в соответствии с новой системой оценки рейтинги, и как соотносятся результаты методики с реальным поведением участников заказа.

    Напомним, что вопрос реформы госзакупок имеет уже весьма длительную историю. С декабря 2015 года в Госдуму наиболее радикальные поправки правительства к законам о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний внесены так и не были. Хотя весной 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал ускорить реформу госзакупок, рассмотрение соответствующих законопроектов идет крайне медленно и непоследовательно, при этом сопровождаясь внесением смягчающих поправок.

    Между тем ограничение способов закупки — одна из самых актуальных инициатив по реформированию сферы госзаказа. Сейчас государственные компании могут выбирать практически любой способ закупки, в результате чего на не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,73% всего заказа. Минэкономразвития и ФАС утверждают, что под широко распространенными «иными» способами скрываются обычные закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития, без конкуренции проходит фактически более 96% закупок госкомпаний.

    Аннотация. В статье рассмотрены обстоятельства и причины перехода ГУП и МУП на Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подробно приведена инструкция с пояснениями по осуществлению перехода, а также выявлены проблемы, связанные с этим переходом и возможные последствия, к которым могут привести принятые изменения.

    С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №321-ФЗ от 03.07.2016 , вносящий изменения в Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . С 1 января 2017 года унитарные предприятия, которые ранее закупали товары (работы, услуги) по правилам государственно-корпоративных закупок, переходят на закупки по правилам контрактной системы. В силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию . В качестве основной цели принятия решения о переходе на контрактную систему преследуется повышение прозрачности и открытости процедуры проведения закупок унитарными предприятиями, пресечение неконкурентных действий субъектов закупочной деятельности . Обусловленность принятия поправок в заключается в следующем: ввиду отсутствия четкого контроля процедур закупок, позволяет отдельным юридическим лицам, в том числе унитарным предприятия устанавливать гибкую систему закупок с помощью различных способов, маскируя закупки у единственного поставщика.

    Исходя из этого, основной причиной для принятия данного решения является повышение эффективности расходования бюджетных средств и повышение уровня конкуренции при осуществлении закупок. В связи с принятием Закона №321-ФЗ унитарным предприятиям до 31.12.2016 необходимо провести серьезные подготовительные мероприятия к переходу на применение Закона № . Для этого необходимо выполнить ряд требований: 1. Сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № . Создание контрактной службы и контрактного управляющего зависит от совокупного годового объема закупок. В случае если данный показатель составляет свыше 100 млн. руб., то необходимо создать контрактную службу. Если же этот показатель менее 100 млн. руб., то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Как указано в приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 в контрактной службе должно быть не менее двух человек . Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно, достаточно включить в контрактную службу сотрудников заказчика

    без образования структурного подразделения. Кроме того, отсутствует и обязанность по включению в штатное расписание новой должности, однако следует внести изменения в должностные инструкции работников в связи с увеличением обязанностей . Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 №631) .

    Таким образом, на основании предложенного типового положения Заказчику необходимо утвердить и принять положение на предприятии. Помимо всего вышесказанного и к работникам контрактной службы применяются определенные требования. С 1 июля 2016 года в отношении специалистов контрактной службы обязательно применение профстандартов. Указанное требование заключается в том, что работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки. Кроме того, образовательное учреждение должно иметь лицензию на обучение по соответствующей программе обучения, а учебная программа отвечать требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» . Дополнительное образование допускается проходить не разовым семинаром, а прохождением курса повышения квалификации продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей организаций минимальная продолжительность установлена в размере 40 часов) с получением соответствующих документов о повышении квалификации . Кроме того, необходимо создать комиссию по осуществлению закупок (не менее 5 человек). В составе комиссии могут быть только лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. 2. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС) в качестве заказчика в соответствии с требованиями Закона № с оформлением электронной подписи (ЭП) . Данное требование необходимо для проведения закупок по Закону № , так как существует различие в ЭП для работы в качестве заказчика по и по 223-ФЗ. Для регистрации Федеральным казначейством на официальном сайте размещаются формы заявок. По завершению регистрации учреждению будет присвоен идентификационный код, состоящий из 22 разрядов. 3. Подготовить, утвердить и разместить план закупок и план-график. В отличие от планирования закупок по 223-ФЗ, по установлены свои требования к составу документов, срокам и правилам ведения их. Обязанности по планированию возложены на контрактные службы (контрактных управляющих).

    При этом при составлении плана-графика в соответствии с необходимо обоснование закупок. Кроме основных пунктов алгоритма по переходу на контрактную систему закупок учреждениям также необходимо разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для эффективной работы (приказы о создании комиссий и назначении ответственных лиц, основные положения, порядок работы комиссий и контрактных служб, проекты контрактов и иную типовую документацию). Из данного закона также существуют и исключения, которые позволят унитарным предприятиям производить закупки в соответствии с 223-ФЗ. Исключение составят закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств. Переход унитарных предприятий на повлечет за собой значительное увеличение материальных затрат как на этапе подготовки к переходу на (на повышение квалификации, привлечение специализированных сотрудников, затраты на перерегистрацию и получение ключа ЭП и др.), так и в процессе осуществления деятельности по организации закупок; увеличение трудозатрат, а также необходимого количества времени для осуществления указанных процедур. Помимо этого, ужесточение правил приведет к большому количеству штрафов для унитарных предприятий, что также будет негативно сказываться на их деятельности . Указанные поправки вносят жесткий правовой режим в осуществление унитарными предприятиями коммерческой деятельности, основной целью которых является извлечение прибыли.

    Унитарные предприятия, действуя в рамках , тратят собственные средства, что ужесточает их положение по сравнению с бюджетными учреждениями. Последствия перехода унитарных предприятий на : - массовые банкротства унитарных предприятий с последующей ликвидацией; - преобразования унитарных предприятий в учреждения или хозяйственные общества. Таким образом, при принятии поправок в унитарным предприятиям следует определиться с выбором дальнейшей стратегии, а именно поэтапно подготовиться к осуществлению перехода на , либо начать процедуру преобразования предприятия (в случае если предприятие не сможет осуществлять в дальнейшем коммерческую деятельность, а именно получать прибыль), чтобы избежать дальнейшего банкротства. Необходимо также учитывать, как отразится данное нововведение на системе государственных и муниципальных закупок не только Российской Федерации в целом, но и отдельных регионов в частности. Регионам предстоит определиться со степенью централизации для новых субъектов закупочной деятельности . Принятие Закона №321-ФЗ, вносящего изменения в , призвано полностью перекрыть коррупционерам источник расходования бюджетных средств, однако данные мероприятия могут привести к многочисленным негативным последствиям в отношении унитарных предприятий.

    Список используемых источников:

    1. Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128 «О назначении контрактного управляющего» // СПС Гарант. 2. Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК553/06 от 12.03.2015 «Направлении методических рекомендаций» // СПС Гарант. 3. Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631 (ред. от 26.05.2014) «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // СПС Гарант. 4. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 №39210) // СПС Гарант. 5. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. №4н» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2016 №42139) // СПС Гарант. 6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС Гарант. 7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС Гарант. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Гарант. 10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» // СПС Гарант. 11. Немцова Н.В. Оптимизация модели государственных закупок Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.158-160. 12. Немцова Н.В. Особенности организации и правового обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.255-259. 13. Немцова Н.В. Проблемы повышения эффективности государственных расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С.160-164. 14. Немцова Н.В. Характеристика и оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.341-347. 15. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемные аспекты управления предприятием в условиях реформирования в сфере государственных закупок и международных санкций // Молодёжь Сибири науке России. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.262-264. 16. Немцова Н.В., Хорошавин А.А. Развитие системы управления государственным заказом в Российской Федерации: монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 154 с.

    Петелина А.С., Немцова Н.В.

    Метки: , Предыдущая запись
    Следующая запись

    Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

    Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

    Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

    Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

    Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

    Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.

    А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.

    ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

    Кого не коснутся изменения

    Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

    1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
    2. в собственность государства.

    Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.

    Чем завершится реформа

    Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

    С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

    1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
    2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
    3. Организация работает в сфере естественных монополий.

    Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.


    Вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ, поэтому с 1 января ГУПы и МУПы официально перестали быть заказчиками по 223-ФЗ и начали работать по 44-ФЗ. До 31 декабря 2016 года такие заказчики могли публиковать извещения в соответствии с 223-ФЗ - эти закупки должны быть проведены также по правилам 223-ФЗ.

    Основания для работы унитарного предприятия по 223-ФЗ

    1. Получение грантов, предоставленных физическими или юридическими лицами на определенные цели; 2. Унитарное предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей.

    Под контрактом понимается договор, который заключается в рамках 44-ФЗ, то есть стороной договора должно быть публично-правовое образование: например, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также сюда относятся договоры бюджетных учреждений.

    Письмо МЭР от 18 августа 2016 г. № Д28и-2124

    Под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 № 44-ФЗ.

    Таким образом, возможность реализации исполнения обязательств по таким контрактам через 223-ФЗ определяется путем внесения изменений в положения о закупках:

    Необходимо добавить в положение о закупках основание для применения положения о закупках.

    Положения о закупках унитарных предприятий, размещенные в ЕИС, продолжают работать, поскольку заказчики должны завершить все действия по 223-ФЗ: провести опубликованные процедуры, включить такие закупки в отчеты, а договоры внести в реестр договоров. По завершении этих действий нужно будет признать положения утратившими силу (иначе это означает выбор - по какому закону осуществляются закупки).

    Выводы:

    • Унитарные предприятия согласно 321-ФЗ независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) с 01.01.2017 применяют положения 44-ФЗ.
    • Нормами 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

    Изменения в законодательстве

    28.12.2016 был принят закон №474, который внес изменения в 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    • 223-ФЗ применяется федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
    • Соответственно

    • Из-под действия 44-ФЗ исключаются федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации

    Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016: Перечень из 64 федеральных унитарных предприятий, которые с 01.01.2017 не применяют нормы 44-ФЗ, а работают по 223-ФЗ.

    Проблемы при переходе на 44-ФЗ

    К сожалению, нормативные правовые акты, которые должны были помочь унитарным предприятиям в переходе на 44-ФЗ, были приняты не в полном объеме, поэтому у заказчиков возникает множество вопросов. Предполагалось, что до конца 2016 года будет принято порядка 30 подзаконных актов, отражающих специфику работы ГУПов и МУПов в рамках контрактной системы. На сегодняшний день принято не более пяти.

    Мероприятия для перехода УП на 44-ФЗ:

    1. Получить ключ усиленной электронной подписи в территориальных органах ФК.
    2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС.
    3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
    4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
    5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
    6. Создать комиссию по осуществлению закупок.
    7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках.
    8. Выбрать ЭТП по № 44-ФЗ.
    9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы.

    Все эти действия следовало совершить до 31.12.2016, однако большинство УЦП не успели этого сделать. Таким заказчикам следует разместить соответствующие документы, не только для того чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, но, в первую очередь, для того чтобы начать закупки, так как без планирования, без регистрации в ЕИС и т.д., заказчик, с юридической точки зрения, не должен осуществлять закупочную деятельность.

    Регистрация в ЕИС

    До конца 2016 года Федеральное казначейство не выдавало ключи ЭП для работы по 44-ФЗ унитарным предприятиям, поскольку такие заказчики не были включены в Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. То есть для того чтобы привязать ключ ЭП к конкретному заказчику, который будет работать в разделе ЕИС по 44-ФЗ, такой заказчик должен быть включен в этот реестр.

    3 ноября 2016 года был издан приказ Минфина №203н о внесении изменений в приказ Минфина № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса». Однако приказ «завис» в Минюсте более чем на месяц.

    Казначейство и Минфин выпустили совместное письмо, согласно которому до момента регистрации данного приказа в Минфине рекомендовалось включать унитарные предприятия в Реестр.

    На данный момент изданы нормативные правовые акты а включении унитарных предприятий в Сводный реестр, но возникает вопрос, кто должен подавать сведения о включении.

    В приказе Минфина №203н было указано, что:

    • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий - соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
    • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации - финансовым органом субъекта Российской Федерации;
    • в отношении муниципальных унитарных предприятий - финансовым органом муниципального образования.

    Самим унитарным предприятиям не нужно направлять сведения в казначейство, это должны делать финансовые органы федерального уровня, уровня субъекта или муниципалитета.

    Что нужно сделать, если еще нет ключа ЭП?

    Необходимо связаться с соответствующим финансовым органом и узнать, подавались ли о вас сведения для включения в Сводный реестр.

    Если нет, следует сослаться на приказ Минфина 163н в редакции приказа Минфина 203н, в котором закреплена обязанность направить сведения об УП в Казначейство для включения в Сводный реестр.

    Если сведения подавались, можно обратиться уже в территориальное управление Федерального казначейства для получения ключа ЭП для 44-ФЗ.

    Для того чтобы получить сам ключ, необходимо ознакомиться регламентом получения этого ключа в органе Федерального казначейства. Действует общий приказ ФК от 31 июля 2015 г. № 197 «Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства».

    На сайтах территориальных управлений Казначейства есть раздел «Удостоверяющий центр», где детально описан порядок получения ключа ЭП.

    Далее необходимо будет пройти регистрацию в ЕИС. Порядок регистрации предусмотрен приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н».

    С момента регистрации унитарное предприятие вправе осуществлять закупки по 44-ФЗ.

    Обучение

    Необходимо организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

    Деятельность заказчика в части закупки ТРУ осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок:

    • Работники контрактной службы (руководитель КС) и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (все кто связан с закупками - ДПО в сфере закупок);
    • В состав комиссии по осуществлению закупок включаются преимущественно (> 50 %) лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями.

    Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

    Необходимо оценить совокупный годовой объем закупок. В 44-ФЗ понятие совокупного годового объема закупок трактуется исходя из того объема договоров, которые заказчик заключает в текущем году, оплата по которым предусмотрена в следующем году, и контракты, которые заказчик заключил в прошедшем периоде, оплата по которым будет осуществлена в текущем году. Но поскольку в данном случае такие переходящие договоры были заключены по 223-ФЗ, учитывать их при расчете совокупного годового объема будет неправильно, поэтому здесь следует учитывать потребность исходя из текущего графика либо текущему плану финансово-хозяйственной деятельности.

    В зависимости от этого объема принимается решение - либо создавать контрактную службу, либо назначать контрактного управляющего.

    После этого до момента начала закупок следует создать комиссию по осуществлению закупок.

    Комиссии могут быть:

    • Конкурсные, аукционные;
    • Котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
    • Единые комиссии.

    Лучше создавать единую комиссию. Численность должна быть не менее чем пять человек, из них не менее половины должны иметь документы, подтверждающие повышение квалификации.

    Заказчик определяет число членов, порядок работы комиссии, председателя комиссии и порядок работы комиссии в положении о комиссии.

    После этого заказчик выбирает ЭТП и осуществляет планирование.

    Планирование в 2017 году

    С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования в рамках 44-ФЗ. УП должны публиковать:

    1. План закупок на срок от 1 до 3 лет (на срок действия закона о бюджете);

    2. План-график закупок.

    Планирование основывается на:

    С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования закупок товаров работ услуг для муниципальных нужд:

    • Вводится обязательность планирования: закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (в т.ч. до 100 тыс. руб.).
    • Планы закупок, планы-графики и информация о реализации планов размещается в ЕИС.
    • Наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поскольку каталог еще не разработан, норма не учитывается.
    • Вводится обязательное общественное обсуждение закупок начиная с этапа планирования при НМЦ более 1 млрд руб.
    • Информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику включается в отчет об исполнении контракта.
    • Обжалование действий (бездействия) заказчика и прочих лиц допускается в любое время после размещения в ЕИС плана.

    Вводится обязательность внесения изменений в план-график (в план закупок):

    • при отмене закупки - не позднее следующего рабочего дня после даты отмены;
    • закупка признана несостоявшейся (нет заявок, уклонение всех участников от заключения контракта).

    Итак, план закупок формируется:

    • на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете (на 1-3 года),
    • в процессе составления проекта бюджета.

    План-график формируется на 1 год на основе утвержденного плана закупок, является основанием для осуществления закупок в текущем году.

    Устанавливается прямая взаимосвязь между документами о планировании закупок (планом закупок и утверждённым на основании него планом-графиком закупок на год) и процессом расходования бюджетных средств, в том числе санкционировании оплаты по контрактам финансовыми органами.

    Если закупки нет в документах о планировании на 2017 год, то финансовые органы не могут санкционировать оплату. Такая оплата автоматически становится нецелевым расходованием бюджетных средств.

    Часть 11 статьи 21 № 44-ФЗ о контрактной системе прямо запрещает осуществление закупок, не предусмотренных планом-графиком закупок на 2017 год. То есть это нецелевое расходование бюджетных средств.

    Нормативные правовые акты по планированию закупок

    Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ»

    Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ».

    Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (ред. от 29.10.2014) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» - ОБЩАЯ ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

    Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

    Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

    Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

    План закупок унитарного предприятия формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Форма плана закупок

    Информация указывается в плане-графике закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации Российской Федерации в размере годового объема финансового обеспечения в отношении каждого из следующих объектов закупок:

    а) лекарственные препараты (закупки путём запроса предложений по пункту 7 части 2 статьи 83 ФЗ-44);

    б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

    в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

    г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, а также услуги, связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (закупки по пункту 26 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

    д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

    е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44).

    Идентификационный код закупки

    При формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки:

    Идентификационный код закупки указывается с 2017 года в:

    • Плане закупок;
    • Плане-графике;
    • Извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
    • Документации о закупке;
    • Контракте;
    • Иных документах, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (часть 1 статьи 23, часть 3 статьи 114 № 44-ФЗ о контрактной системе).

    Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

    Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

    Как закупают МУПы и ГУПы

    Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

    В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

    • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
    • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
    • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

    Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

    Изменения с 2018 года

    С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.

    Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

    ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

    ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

    Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

    ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.

    • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
    • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
    • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

    Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

    Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

    Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

    До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

    Как привлекать соисполнителей

    Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.

    Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.