Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Устный счет обучение. Считаем в уме: куча маленьких хитростей

    Устный счет обучение. Считаем в уме: куча маленьких хитростей

    Как быстро умножать большие числа, как овладеть такими полезными навыками? У большинства вызывает затруднения устное перемножение двузначных чисел на однозначные. А о сложных арифметических расчетах и говорить нечего. Но при желании способности, заложенные в каждом человеке, можно развить. Регулярные тренировки, немного усилий и применение, разработанных учеными, эффективных методик позволят достичь потрясающих результатов.

    Выбираем традиционные методы

    Проверенные десятилетиями способы перемножения двузначных чисел не теряют своей актуальности. Простейшие приемы помогают миллионам обычных школьников, учащихся специализированных ВУЗов и лицеев, а также людям, занимающимся саморазвитием, усовершенствовать вычислительное мастерство.

    Умножение с помощью разложения чисел

    Наиболее легким способом, как быстро научиться умножать большие числа в уме, является перемножение десятков и единиц. Сначала умножаются десятки двух чисел, затем поочередно единицы и десятки. Четыре полученных числа суммируются. Для использования этого метода важно уметь запоминать результаты перемножения и складывать их в уме.

    Например, для умножения 38 на 57 необходимо:

    • разложить число на (30+8)*(50+7) ;
    • 30*50 = 1500 – запомнить результат;
    • 30*7 + 50*8 = 210 + 400 = 610 – запомнить;
    • (1500 + 610) + 8*7 = 2110 + 56 = 2166
    Естественно, необходимо отлично знать таблицу умножения, так как быстро умножать в уме этим способом не удастся без соответствующих умений.

    Умножение в столбик в уме

    Визуальное представление привычного перемножения в столбик многие используют при расчетах. Этот метод подойдет тем, кто умеет надолго запоминать вспомогательные числа и выполнять с ними арифметические действия. Но процесс значительно упрощается, если вы научились, как быстро умножать двузначные числа на однозначные. Для перемножения, например, 47*81 нужно:

    • 47*1 = 47 – запомнить;
    • 47*8 = 376 – запоминаем;
    • 376*10 + 47 = 3807.
    Запоминать промежуточные результаты поможет проговаривание их вслух с одновременным суммированием в уме. Несмотря на сложность мысленных вычислений, после непродолжительных тренировок этот метод станет вашим любимым.

    Приведенные выше способы умножения универсальны. Но знание более эффективных алгоритмов для некоторых чисел намного сократит количество расчетов.

    Умножение на 11

    Это, пожалуй, самый простой способ, который используется для умножения любых двузначных чисел на 11.

    Достаточно между цифрами множителя вставить их сумму:
    13*11 = 1(1+3)3 = 143

    Если в скобках получается число больше 10, то к первой цифре добавляется единица, а из суммы в скобках вычитается 10.
    28*11 = 2 (2+8) 8 = 308

    Умножение больших чисел

    Очень удобно перемножать числа, близкие к 100 разложением их на составляющие. Например, необходимо умножить 87 на 91.

    • Каждое число необходимо представить как разницу 100 и еще одного числа:
      (100 - 13)*(100 - 9)
      Ответ будет состоять из четырех цифр, две первые из которых – разница первого множителя и вычитаемого из второй скобки или наоборот – разница второго множителя и вычитаемого из первой скобки.
      87 – 9 = 78
      91 – 13 = 78
    • Вторые две цифры ответа - результат перемножения вычитаемых из двух скобок.13*9 = 144
    • В результате получаются числа 78 и 144. Если при записывании окончательного результата получается число из 5 цифр вторую и третью цифру суммируем. Результат: 87*91 = 7944 .
    Это самые простые способы перемножения. После многократного их применения, доведения вычислений до автоматизма можно осваивать более сложные техники. И через некоторое время проблема, как быстро умножить двузначные числа перестанет вас волновать, а память и логика существенно улучшатся.

    Чистая математика является в своём роде поэзией логической идеи. Альберт Эйнштейн

    В данной статье мы предлагаем вам подборку простых математических приёмов, многие из которых довольно актуальны в жизни и позволяют считать быстрее.

    1. Быстрое вычисление процентов

    Пожалуй, в эпоху кредитов и рассрочек наиболее актуальным математическим навыком можно назвать виртуозное вычисление процентов в уме. Самым быстрым способом вычислить определённый процент от числа является умножение данного процента на это число с последующим отбрасыванием двух последних цифр в получившемся результате, ведь процент есть не что иное, как одна сотая доля.

    Сколько составляют 20% от 70? 70 × 20 = 1400. Отбрасываем две цифры и получаем 14. При перестановке множителей произведение не меняется, и если вы попробуете вычислить 70% от 20, то ответ также будет 14.

    Данный способ очень прост в случае с круглыми числами, но что делать, если надо посчитать, к примеру, процент от числа 72 или 29? В такой ситуации придётся пожертвовать точностью ради скорости и округлить число (в нашем примере 72 округляется до 70, а 29 до 30), после чего воспользоваться тем же приёмом с умножением и отбрасыванием двух последних цифр.

    2. Быстрая проверка делимости

    Можно ли поровну поделить 408 конфет между 12 детьми? Ответить на этот вопрос легко и без помощи калькулятора, если вспомнить простые признаки делимости, которые нам преподавали ещё в школе.

    • Число делится на 2, если его последняя цифра делится на 2.
    • Число делится на 3, если сумма цифр, из которых состоит число, делится на 3. Например, возьмём число 501, представим его как 5 + 0 + 1 = 6. 6 делится на 3, а значит, и само число 501 делится на 3.
    • Число делится на 4, если число, образованное его последними двумя цифрами, делится на 4. Например, берём 2 340. Последние две цифры образуют число 40, которое делится на 4.
    • Число делится на 5, если его последняя цифра 0 или 5.
    • Число делится на 6, если оно делится на 2 и 3.
    • Число делится на 9, если сумма цифр, из которых состоит число, делится на 9. Например, возьмём число 6 390, представим его как 6 + 3 + 9 + 0 = 18. 18 делится на 9, а значит, и само число 6 390 делится на 9.
    • Число делится на 12, если оно делится на 3 и 4.

    3. Быстрое вычисление квадратного корня

    Квадратный корень из 4 равен 2. Это посчитает любой. А как насчёт квадратного корня из 85?

    Для быстрого приблизительного решения находим ближайшее к заданному квадратное число, в данном случае это 81 = 9^2.

    Теперь находим следующий ближайший квадрат. В данном случае это 100 = 10^2.

    Корень квадратный из 85 находится где-то в интервале между 9 и 10, а поскольку 85 ближе к 81, чем к 100, то квадратный корень этого числа будет 9 с чем-то.

    4. Быстрое вычисление времени, через которое денежный вклад под определённый процент удвоится

    Хотите быстро узнать время, которое потребуется, чтобы ваш денежный вклад с определённой процентной ставкой удвоился? Тут также не нужен калькулятор, достаточно знать «правило 72».

    Делим число 72 на нашу процентную ставку, после чего получаем приблизительный срок, через который вклад удвоится.

    Если вклад сделан под 5% годовых, то потребуется 14 с небольшим лет, чтобы он удвоился.

    Почему именно 72 (иногда берут 70 или 69) ? Как это работает? На эти вопросы развёрнуто ответит «Википедия».

    5. Быстрое вычисление времени, через которое денежный вклад под определённый процент утроится

    В данном случае процентная ставка по вкладу должна стать делителем числа 115.

    Если вклад сделан под 5% годовых, то потребуется 23 года, чтобы он утроился.

    6. Быстрое вычисление почасовой ставки

    Представьте, что вы проходите собеседования с двумя работодателями, которые не называют оклад в привычном формате «рублей в месяц», а говорят о годовых окладах и почасовой оплате. Как быстро посчитать, где платят больше? Там, где годовой оклад составляет 360 000 рублей, или там, где платят 200 рублей в час?

    Для расчёта оплаты одного часа работы при озвучивании годового оклада необходимо отбросить от названной суммы три последних знака, после чего разделить получившееся число на 2.

    360 000 превращается в 360 ÷ 2 = 180 рублей в час. При прочих равных условиях получается, что второе предложение лучше.

    7. Продвинутая математика на пальцах

    Ваши пальцы способны на гораздо большее, нежели простые операции сложения и вычитания.

    С помощью пальцев можно легко умножать на 9, если вы вдруг забыли таблицу умножения.

    Пронумеруем пальцы на руках слева направо от 1 до 10.

    Если мы хотим умножить 9 на 5, то загибаем пятый палец слева.

    Теперь смотрим на руки. Получается четыре несогнутых пальца до согнутого. Они обозначают десятки. И пять несогнутых пальцев после согнутого. Они обозначают единицы. Ответ: 45.

    Если мы хотим умножить 9 на 6, то загибаем шестой палец слева. Получим пять несогнутых пальцев до согнутого пальца и четыре после. Ответ: 54.

    Таким образом можно воспроизвести весь столбик умножения на 9.

    8. Быстрое умножение на 4

    Существует чрезвычайно лёгкий способ молниеносного умножения даже больших чисел на 4. Для этого достаточно разложить операцию на два действия, умножив искомое число на 2, а затем ещё раз на 2.

    Посмотрите сами. Умножить 1 223 сразу на 4 в уме сможет не каждый. А теперь делаем 1223 × 2 = 2446 и далее 2446 × 2 = 4892. Так гораздо проще.

    9. Быстрое определение необходимого минимума

    Представьте, что вы проходите серию из пяти тестов, для успешной сдачи которых вам необходим минимальный балл 92. Остался последний тест, а по предыдущим результаты таковы: 81, 98, 90, 93. Как вычислить необходимый минимум, который нужно получить в последнем тесте?

    Для этого считаем, сколько баллов мы недобрали/перебрали в уже пройденных тестах, обозначая недобор отрицательными числами, а результаты с запасом - положительными.

    Итак, 81 − 92 = −11; 98 − 92 = 6; 90 − 92 = −2; 93 − 92 = 1.

    Сложив эти числа, получаем корректировку для необходимого минимума: −11 + 6 − 2 + 1 = −6.

    Получается дефицит в 6 баллов, а значит, необходимый минимум увеличивается: 92 + 6 = 98. Дела плохи. :(

    10. Быстрое представление значения обыкновенной дроби

    Примерное значение обыкновенной дроби можно очень быстро представить в виде десятичной дроби, если предварительно приводить её к простым и понятным соотношениям: 1/4,1/3, 1/2 и 3/4.

    К примеру, у нас есть дробь 28/77, что очень близко к 28/84 = 1/3, но поскольку мы увеличили знаменатель, то изначальное число будет несколько больше, то есть чуть больше, чем 0,33.

    11. Трюк с угадыванием цифры

    Можно немного поиграть в Дэвида Блэйна и удивить друзей интересным, но очень простым математическим трюком.

    1. Попросите друга загадать любое целое число.
    2. Пусть он умножит его на 2.
    3. Затем прибавит к получившемуся числу 9.
    4. Теперь пусть отнимет 3 от получившегося числа.
    5. А теперь пусть разделит получившееся число пополам (оно в любом случае разделится без остатка).
    6. Наконец, попросите его вычесть из получившегося числа то число, которое он загадал в начале.

    Ответ всегда будет 3.

    Да, очень тупо, но часто эффект превосходит все ожидания.

    Бонус

    И, конечно же, мы не могли не вставить в этот пост ту самую картинку с очень крутым способом умножения.

    Мало кому удается найти применение алгебре и геометрии за пределами школы. Зато умение считать в уме никогда не теряло актуальности – при подсчете сдачи, расчете времени, определении пропорции и во многих других ситуациях. Со школьных времен многое забывается, и многие хотели бы еще раз узнать, как научиться считать в уме быстро. Подобные навыки позволяют не только обходиться без использования гаджетов для подсчета сдачи, но и позволяют человеку гораздо лучше организовать себя в различных жизненных ситуациях.

    Основные правила

    Важную роль в освоении такого навыка играют регулярные тренировки. Методик, направленных на обучение счету в уме, существует очень много. Они могут отличаться между собой, но их объединяют 3 компонента:

    1. Опыт и тренировки. Регулярные практические занятия и постановка перед собой каждый раз все более сложных целей способствуют улучшению качества и увеличению скорости счета. С каждым шагом следует усложнять решаемые задачи.
    2. Алгоритм. Одним из секретов того, как быстро считать в уме является знание специальных алгоритмов. Для решения каждого математического действия существуют определенные приемы и законы, знание и применение которых позволяет значительно упростить процесс счета.
    3. Способности. Для решения математических примеров в уме необходимо обладать умением удерживать в краткосрочной памяти сразу несколько вещей и способностью концентрировать внимание. Наибольших успехов достигают люди с предрасположенностью к логическому мышлению и математическим складом ума.

    Хитрости подсчета

    Облегчить подсчет в уме поможет использование специальных правил. Например, существует легкий способ, как умножить любое двузначное число на 11. К примеру, необходимо умножить 79 на 11. Необходимо в уме представить свободное место между цифрами 7 и 9. В нем нужно расположить сумму этих двух цифр, если она представляет собой однозначное число. Если в сумме получается двузначное (в данном примере 7+9=16), между цифрами, составляющими множитель необходимо поставить только вторую цифру (7_6_9). Далее, к первой цифре множителя нужно добавить единицу (7+1=8). В итоге получится 869 – произведение чисел 79 и 11.

    Еще один простейший способ умножения на 11 – умножить необходимое число на 10 и приплюсовать к нему еще одно исходное.

    Еще более простая техника умножения чисел на 4. Для этого просто следует умножить число на 2, потом еще раз на 2.

    Существует очень простая техника того, как считать проценты в уме. Так, например, очень легко определить 15% от какого либо числа. Для этого следует взять 10% от него, разделив его на 10 и добавить к ним половину полученного – еще 5%. Так, для определения 15% от числа 390, следует провести следующие действия: 390:10=39 – это 10% от числа. 39:2=19,5. 19,5+39=58,5 – 15% от числа 390.

    Потренировавшись несколько раз, можно будет легко осуществлять такие операции в уме. Подобных приемов существует огромное множество, знание основных из них значительно облегчит процесс устного счета.

    Использование устного счета в повседневной жизни

    Очень важным аспектом того, как правильно считать в уме, является знание таблицы умножения. Ее нужно как можно чаще повторять и использовать на практике. Для закрепления успеха следует минимизировать использование калькулятора.

    В последнее время в анкетах для трудоустройства и непосредственно на собеседованиях работодатели требуют показать свои способности к математике. Если соискатель проявляет успехи при проведении расчетов в уме, это говорит о его аналитическом складе ума.

    Учеными давно было доказано, что люди, которые регулярно считают в уме, менее подвержены раннему слабоумию и старческому маразму.

    Нравиться! 0

    Многие спрашивают, как научиться быстро считать в уме, чтобы это выглядело незаметно и неглупо. Ведь современные технологии позволяют меньше пользоваться своей памятью и умственными способностями. Но иногда нет под рукой данных технологий и порой легче и быстрее посчитать что-то в уме. Многие люди начали считать на калькуляторе или телефоне даже элементарные вещи, что также не очень хорошо. Умение считать в уме остается полезным навыком и для современного человека, несмотря на то, что он владеет всевозможными устройствами, способными считать за него. Возможность обходиться без специальных девайсов и в нужный момент оперативно решить поставленную арифметическую задачу - это не единственное применение данного навыка. Помимо утилитарного назначения, приемы устного счета позволят научиться организовывать себя в различных жизненных ситуациях. Кроме того, умение считать в уме, несомненно, положительно скажется на имидже ваших интеллектуальных способностей и выделит вас среди окружающих «гуманитариев».

    Способы быстрого счета

    Существует определенный набор простейших арифметических правил и закономерностей, которые не только нужно знать для устного счета, но и постоянно держать в голове, чтобы в нужный момент оперативно применить самый эффективный алгоритм. Для этого необходимо довести их использование до автоматизма, закрепить в машинальной памяти, чтобы от решения самых простых примеров успешно перейти к более сложным арифметическим действиям. Вот основные алгоритмы, которые нужно знать, помнить и применять мгновенно, автоматически:

    Вычитание 7, 8, 9

    Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть 8 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по-другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.

    Умножение на 9

    Быстро умножить любое число на 9 можно при помощи пальцев рук.

    Деление и умножение на 4 и 8

    Деление (или умножение) на 4 и на 8 являются двукратным или трехкратным делением (или умножением) на 2. Производить эти операции удобно последовательно.

    Например, 46*4=46*2*2 =92*2= 184.

    Умножение на 5

    Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5, и деление на 2 - это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.

    Умножение на 25

    Умножение на 25 соответствует делению на 4 (с последующим умножением на 100). Так 120*25 = 120/4*100=30*100=3000.

    Умножение на однозначные числа

    Например, умножим 83*7.

    Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем ноль, так как 8 - разряд десятков), и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7 +3*7= 560+21=581.

    Возьмем более сложный пример: 236*3.

    Итак, умножаем сложное число на 3 по разрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.

    Определение диапазонов

    Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке не выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных - не более 10 000 (99*99=9801), трехзначных не более - 1 000 000 (999*999=998001).

    Раскладка на десятки и единицы

    Способ заключается в разбиении обоих множителей на десятки и единицы с последующим перемножением получившихся четырех чисел. Этот метод достаточно прост, но требует умения удерживать в памяти одновременно до трех чисел и при этом параллельно производить арифметические действия.

    Например:

    63*85 = (60+3)*(80+5) = 60*80 + 60*5 +3*80 +3*5=4800+300+240+15=5355

    Проще такие примеры решаются в 3 действия:

    1. Сначала умножаются десятки друг на друга.
    2. Потом складываются 2 произведения единиц на десятки.
    3. Затем прибавляется произведение единиц.

    Схематично это можно описать так:

    Первое действие: 60*80 = 4800 - запоминаем
    - Второе действие: 60*5+3*80 = 540 - запоминаем
    - Третье действие: (4800+540)+3*5= 5355 - ответ

    Для максимально быстрого эффекта потребуется хорошее знание таблицы умножения чисел до 10, умение складывать числа (до трехзначных), а также способность быстро переключать внимание с одного действия на другое, держа предыдущий результат в уме. Последний навык удобно тренировать путем визуализации совершаемых арифметических операций, когда вы должны представлять себе картинку вашего решения, а также промежуточные результаты.

    Мысленная визуализация умножения в столбик

    56*67 - посчитаем в столбик. Наверное, счет столбиком содержит максимальное количество действий и требует постоянно держать в уме вспомогательные числа.

    Но его можно упростить:
    Первое действие: 56*7 = 350+42=392
    Второе действие: 56*6=300+36=336 (ну или 392-56)
    Третье действие: 336*10+392=3360+392=3 752

    Частные методики умножения двузначных чисел до 30

    Преимуществом трех способов умножения двузначных для устного счета состоит в том, что они универсальны для любых чисел и при хорошем навыке устного счета, они могут позволить вам достаточно быстро прийти к правильному ответу. Однако эффективность умножения некоторых двузначных чисел в уме может быть выше за счет меньшего количества действий при использовании специальных алгоритмов.

    Умножение на 11

    Чтобы умножить любое двузначное число на 11, нужно между первой и второй цифрой умножаемого числа вписать сумму первой и второй цифры.

    Например: 23*11, пишем 2 и 3, а между ними ставим сумму (2+3). Или короче, что 23*11= 2 (2+3) 3 = 253.

    Если сумма чисел в центре дает результат больше 10, тогда добавляем единицу к первой цифре, а вместо второй цифры пишем сумму цифр умножаемого числа минус 10.

    Например: 29*11 = 2 (2+9) 9 = 2 (11) 9 = 319.
    Быстро умножать на 11 устно можно не только двузначные числа, но и любые другие числа.

    Например: 324 * 11=3(3+2)(2+4)4=3564

    Квадрат суммы, квадрат разности

    Для того чтобы возвести в квадрат двузначное число, можно воспользоваться формулами квадрата суммы или квадрата разности. Например:

    23²= (20+3)2 = 202 + 2*3*20 + 32 = 400+120+9 = 529

    69² = (70-1)2 = 702 - 70*2*1 + 12 = 4 900-140+1 = 4 761

    Возведение в квадрат чисел, заканчивающихся на 5.Чтобы возвести в квадрат числа, заканчивающиеся на 5. Алгоритм прост. Число до последней пятерки, умножаем на это же число плюс единица. К оставшемуся числу дописываем 25.

    25² = (2*(2+1)) 25 = 625

    85² = (8*(8+1)) 25 = 7 225

    Это верно и для более сложных примеров:

    155² = (15*(15+1)) 25 = (15*16)25 = 24 025

    Методика умножения чисел до 20 очень проста:

    16*18 = (16+8)*10+6*8 = 288

    Доказать правильность этого метода просто: 16*18 = (10+6)*(10+8) = 10*10+10*6+10*8+6*8 = 10*(10+6+8) +6*8. Последнее выражение и является демонстрацией описанного выше метода. По сути, этот метод является частным способом использования опорных чисел. В данном случае опорным числом является 10. В последнем выражении доказательства видно, что именно на 10 мы умножаем скобку. Но в качестве опорного числа можно использовать и любые другие числа, из которых наиболее удобными являются 20, 25, 50, 100…

    Опорное число

    Посмотрите на суть этого метода на примере умножения 15 и 18. Здесь удобно использовать опорное число 10. 15 больше десяти на 5, а 18 больше десяти на 8.

    Для того, чтобы узнать их произведение, нужно совершить следующие операции:

    1. К любому из множителей прибавить число, на которое второй множитель больше опорного. То есть прибавить 8 к 15, или 5 к 18. В первом и втором случае получается одно и то же: 23.
    2. Затем 23 умножаем на опорное число, то есть на 10. Ответ: 230
    3. К 230 прибавляем произведение 5*8. Ответ: 270.

    Опорное число при умножении чисел до 100. Наиболее популярной методикой умножения больших чисел в уме является прием использования, так называемого, опорного числа
    Опорное число при умножении - это число, к которому близко находятся оба множителя и на которое удобно умножать. При умножении чисел до 100 опорными числами удобно использовать все числа кратные 10, а особенно 10, 20, 50 и 100.
    Методика использования опорного числа зависит от того, являются ли множители больше или меньше опорного числа. Тут возможны три случая. Покажем, все 3 методики на примерах.
    Оба числа меньше опорного (под опорным) . Допустим, мы хотим умножить 48 на 47.
    Эти числа находятся достаточно близко к числу 50, а следовательно удобно использовать 50 в качестве опорного числа.
    Чтобы умножить 48 на 47, используя опорное число 50, нужно:

    1. Из 47 вычесть столько, сколько не хватает 48 до 50, то есть 2. Получается 45 (или
    из 48 вычесть 3 - это всегда одно и то же)
    2. Дальше 45 умножаем на 50 = 2250
    3. Затем прибавляем 2*3 к этому результату - 2 256

    50 (опорное число)

    3(50-47) 2(50-48)

    (47-2)*50+2*3=2250+6=2256

    Если числа меньше опорного, то из первого множителя вычитаем разность между опорным числом и вторым множителем. Если числа больше опорного, то к первому множителю прибавляем разность опорного числа и второго множителя.

    50(опорное число)

    (51+13)*50+(13*1)=3200+13=3213

    Одно число под опорным, а другое над. Третий случай использования опорного числа - когда одно число больше опорного, а другое меньше. Такие примеры решаются не сложнее, чем предыдущие. Меньший множитель увеличиваем на разность между вторым множителем и опорным числом, результат умножаем на опорное число и вычитаем произведение разностей опорного числа и множителей. Или больший множитель уменьшаем на разность между вторым множителем и опорным числом, результат умножаем на опорное число и вычитаем произведение разностей опорного числа и множителей.

    50(опорное число)

    5(50-45) 2(52-50)

    (52-5)*50-5*2=47*50-10=2340 или (45+2)*50-5*2=47*50-10=2340

    При умножении двузначных чисел из разных десятков в качестве опорного числа удобнее
    брать круглое число, которое больше большего множителя.

    90(опорное число)

    63 (90-27) 1 (90-89)

    (89-63)*90+63*1=2340+63=2403

    Таким образом, с помощью использования одного опорного числа можно умножать большую комбинацию двузначных чисел. Описанные выше методики можно разделить на универсальные (подходящие для любых чисел) и частные (удобные для конкретных случаев).

    В крайнем случае, можно воспользоваться «крестьянским» счетом . Чтобы умножить одно число на другое, допустим 21*75, нам нужно записать числа в две колонки. Первое число левой колонки 21, первое число правого столбика 75. Затем числа стоящие в левой колонке делить на 2 и отбрасывать остаток, пока не получим единицу, а числа в правой колонке умножаем на 2. Все строчки, имеющие четные числа в левой колонке вычеркиваем, а оставшиеся числа в правой колонке складываем, у нас получается точный результат.

    Заключение

    Как и все способы вычислений, данные методы быстрого счета имеют свои достоинства и недостатки:

    ПЛЮСЫ:

    1.С помощью различных методов быстрых вычислений даже самый малообразованный человек может считать.
    2. Способы быстрого счета могут помочь избавиться от сложного действия, путем замены его на несколько более простых.
    3.Способы быстрого счета полезны в ситуациях, когда нельзя воспользоваться умножением в столбик.
    4.Способы быстрого счета позволяют сократить время вычислений.
    5.Устный счет развивает умственную деятельность, что помогает быстрее ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
    6. Техника устного счета делает процесс вычислений более увлекательным и интересным.

    МИНУСЫ:

    1.Зачастую, решать пример, пользуясь способами быстрого счета, оказывается дольше, чем просто перемножать в столбик, так как приходится выполнять большее количество действий, каждое из которых проще первоначального.
    2.Бывают ситуации, когда человек от волнения или еще чего-то забывает способы быстрого счета или вовсе - путается в них; в таких случаях ответ получается неправильным, а способы являются фактически бесполезными.
    3.Не для всех случаев разработаны способы быстрого счета.
    4.Вычисляя с использованием техники быстрого счета, нужно держать множество ответов в голове, в чем можно запутаться и прийти к ошибочному результату.

    Несомненно, практика играет важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые способны считать в уме сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать. Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме.

    Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить 3 основных составляющих данного навыка:

    1. Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.

    2. Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.

    3. Тренировка и опыт , значение которых для любого навыка никто не отменял. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета. Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм. Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете удивить даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время.

    Одна из главных причин плохих результатов по математике на ОГЭ или ЕГЭ – это неумение считать. Многие школьники затрудняются решить пример даже на листочке, не говоря уже о быстром счете в уме. А ведь некоторые участки мозга атрофируются, если человек не пользуется умственными навыками. Поэтому важно развивать умственные способности в полном объеме.

    Основа для развития навыка счета в уме

    Некоторые родители считают, что обучать ребенка быстро считать примеры в уме необязательно: в дальнейшем ему это не пригодится, ведь всегда можно воспользоваться калькулятором. Но при этом они забывают о том, что для развития мозга такая тренировка просто необходима: любой изученный метод (прием) счета – это новая нейронная цепочка (связь), чем таких цепочек больше, тем умнее школьник. Поэтому основная польза навыка быстрого счета – это развитие мозга, интеллекта.

    Невозможно научиться работать с числами в голове, если иметь слабое представление о них и действиях с ними.

    Умение счета развивается постепенно от визуально-наглядного представления чисел и действий с ними до абстрактно-логического:

    1. Сначала ребенок учится считать в прямом и обратном порядке с помощью стишков, потешек, практических упражнений во время прогулки, принятия пищи игры (посчитать, сколько предметов на столе, машинок в гараже, птичек на дереве). Знакомится с цифрами, узнает, что они обозначают, учится соотносить цифру и количество.
    2. Затем осваивает понятия «больше — меньше», «поровну», учится сравнивать количество предметов, размеры.
    3. После этого знакомится со сложением и вычитанием, узнает смысл этих действий. Все примеры носят наглядный характер (к двум яблокам ребенок придвигает еще 2 яблока и считает, сколько получится).
    4. Учится считать предметы глазами, проговаривает сначала вслух действия и результат действий, а потом — шепотом:если добавить к 4 машинкам еще 2, то получится 6.
    5. Многократное повторение действий приведет к тому, что малыш научится распознавать примеры, с которыми уже работал и называть результат вслух, минуя этап проговаривания.

    Важно на этапе обучения счету заинтересовать ребенка, поддерживать его в случае неудачи и радоваться вместе с ним победам, пусть даже и маленьким. Когда , навык нужно будет развивать, знакомя школьника с различными приемами и методиками.

    Развитие навыка счета в уме

    • Совершенствование умения работать с числами в голове.
    • Знакомство с новыми приемами и методиками.
    • Тренировка умения подбирать оптимальный алгоритм решения в каждом конкретном случае.

    Умение работать с числами

    Развивать подобный навык позволят упражнения:

    • «Назови числа, в которых …» — указывается диапазон и условие, например «Назови числа от 5 до 50, в которых есть цифра 3» или «Назови все двузначные числа, в которых есть цифра 0». При выполнении данного упражнения важно сразу прорабатывать все ошибки, допущенные учеником. Если он пропустил число или назвал неправильное, то начинает сначала.
    • «Ведение прогрессии» (диапазон и арифметические действия зависят от возраста и развития навыка счета). Например, «Иди от 5 с шагом 3» или «Иди в обратном порядке от 30 с шагом 4» — для детей начальной школы. Для тех, кто уже выучил таблицу умножения, можно давать задания на умножение и деление: «Иди от 2, умножая все числа на 3».
    • «Найди числа от 1 до …» — детям нужно найти и назвать по порядку все числа в таблице.
    • «Сравни числа» — дети определяют, какое из них больше (меньше), на сколько;
    • «Примеры» — школьникам предлагают решить в уме примеры, сначала простейшие (с маленькими числами), после отработки числа постепенно увеличивают. Не стоит знакомить ребенка с двузначными или трехзначными числами, если он не умеет в совершенстве выполнять действия с числами до 5.

    Приемы быстрого счета чисел

    К сожалению, единого – универсального – способа, позволяющего решать все примеры одинаково быстро, просто не существует. Поэтому важно знать и уметь применять на практике несколько методов, из которых потом выбирать наиболее целесообразный.

    Полезные алгоритмы решения некоторых примеров:

    • Чтобы быстро вычесть из числа 7, 8 ил 9, нужно сначала вычесть 10, а затем прибавить 3,2 или 1 соответственно. Например: 45-9=45-10+1=36, или 36-8=36-10+2=28.
    • Быстро умножить на 4, 8 и 16 тоже можно. Для этого нужно сначала вспомнить, что 4=2*2, 8=2*2*2, 16=2*2*2*2. Затем просто умножить число на2 несколько раз: 6*16=6*2*2*2*2=96.
    • Чтобы умножить число на 9, его сначала увеличивают в 10 раз, а затем от полученного отнимают первый множитель: 27*9=27*10-27=243. Этот прием позволит очень быстро найти результат умножения на 9, если не пользоваться калькулятором.
    • Некруглые числа при умножении на 2 удобнее округлить, а затем вычесть или добавить (в зависимости от того, в какую сторону округляли) произведение оставшегося или недостающего числа на 2: 132*2=130*2+2*2=264, или 138*2=140*2-2*2=276.
    • Аналогично числа делят на 2: 156/2=150/2+6/2=78, или 156/2=160/2-4/2=78.
    • Чтобы умножить на 5, число делят на 2, а затем увеличивают в 10 раз (действия можно произвести наоборот): 27*5=27/2*10 или 27*10/2=135.
    • Подобные действия производят при умножении на 25: сначала делят на 4, а потом увеличивают в 100 раз (просто приписывают два нуля): 16*25=16/4*100=400. Конечно, таким способом удобнее пользоваться, когда первый множитель делится без остатка на 4. Определить, делится ли число на 4 без остатка несложно (нетабличные случаи): число, состоящее из двух его последних цифр, должно делиться на 4. Например, число 124 делится на 4 (24/4=6), а 526 – нет (26 не делится на 4 без остатка).

    И еще один способ умножения на многозначного числа на однозначное – нужно умножить разрядные слагаемые на второй множитель и результаты сложить. Например, 424*5=400*5+20*5+4*5=2000+100+20=2120.

    Чтобы не ошибиться в подсчетах важно уметь прогнозировать будущий результат, и здесь помогут несколько утверждений:

    • При умножении однозначных чисел, результат не превышает 81: 9*9=81.
    • Аналогично, 99*99=9801, поэтому результат умножения двузначных чисел не должен быть больше этого числа, а при увеличении трехзначных чисел максимальное число – 998001.

    Отработка навыка счета в уме

    Указанные выше алгоритмы – это основа для развития навыка устного счета. Научиться считать сложные примеры можно только при регулярной тренировке, доведении использования навыка до автоматизма.

    Эффективность работы в этом направлении можно повысить, если во время занятий:

    1. Создать игровую ситуацию , превращающую обыденный учебный процесс в интересный и необычный процесс.
    2. Поддерживать увлеченность ребенка интересным материалом постоянной сменой деятельности.
    3. Создать дух соперничества – осознание, что кто-то может сделать лучше, заставит стремиться к новым достижениям, такие занятия будут более эффективны, чем заучивание «в одиночку».
    4. Фиксировать личные достижения , ставить новые цели по достижению новых вершин.

    Умение концентрироваться на решении задачи в любой ситуации (даже когда мешают другие) также способствует развитию навыка счета (да и не только). Тренировать эту способность можно, решая примеры при включенной музыке или, находясь в шумной компании.

    Чтобы ребенку не стало скучно, важно научиться бороться с этим чувством. Психологи рекомендуют использовать для этого любые действия: например, рассматривать, что происходит за окном, или наблюдать за движением часовых стрелок. Если малыш научится справляться со скукой, направлять свою энергию в нужное русло, то на уроках он сможет усвоить больший объем информации, что положительно скажется на его успеваемости .