Войти
Образовательный портал. Образование
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • В чем различия православия и старообрядчества? Староверы — отличие от православных

    В чем различия православия и старообрядчества? Староверы — отличие от православных

    Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

    Что такое старообрядческая и православная церковь

    Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, проведенными Патриархом Никоном.
    Православная церковь – объединение верующих, относящихся к восточной ветви христианства, принимающих догматы и следующих традициям Православной Церкви.

    Сравнение старообрядческой церкви и православной

    В чем же разница между старообрядческой церковью и православной?
    В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.
    В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.
    Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (Ии сус Христос).
    Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.
    Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.
    В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.
    В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.
    Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.
    В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.
    В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.
    Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.
    В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.
    Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.
    Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

    TheDifference.ru определил, что отличие старообрядческой церкви от православной заключается в следующем:

    В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение и только восьмиконечные кресты. В православной церкви крестное знамение трехперстное, а кроме восьмиконечных есть четырех- и шестиконечные кресты.
    Различаются написания имени Христа, некоторых других понятий, а также верхние начертания на восьмиконечном кресте.
    Различно произношение Символа Веры.
    В старообрядческой церкви принято только унисонное пение, а при чтении широко используются погласицы.
    Во время богослужения в старообрядческой церкви приняты земные поклоны, в православной – поясные.
    В старообрядчестве для совершения богослужения используется древний Иерусалимский Устав, в православной церкви – Славянский Типикон, созданный на основе Иерусалимского Устава.
    В старообрядчестве не читаются акафисты, как это принято в Православной церкви.
    Для Евхаристии в старообрядческой церкви не используется агнец.
    Различные понятия Великой Агиасмы.
    В старообрядческой церкви не служится Пассия.

    Старообрядцы и староверы — как часто эти понятия путают. Их путали раньше во время бесед, путают и сегодня, даже в средствах массовой информации. Каждый образованный, и уважающий культуру своего народа человек просто обязан понимать, в чем отличие двух эти разных категорий людей.

    К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами. Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.


    К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

    • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
    • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
    • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
    • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

    Староверы люди не христианской веры, они те, кто придерживаются той, что была на Руси до нее. Они являются настоящими хранителями веры предков.


    Их мировоззрение это Родноверие . Славянская Родная Вера существует с тех самых пор, когда начали появляться первые племена славян. Именно ее и хранят старообрядцы. Староверы считают, что никто не обладает монополией на истину, а именно на нее претендуют все религии. У каждого народа своя вера и каждый волен общаться с богом, так как считает нужным и на том языке, который посчитает правильным.

    По Родной Вере человек через свое мироощущение сам создает свое собственное понимание мира. Человек не обязан принимать как веру чье-то представление о мире. К примеру, скажи кто: все мы грешны, имя бога именно такое и обращаться к нему нужно вот так вот.

    Отличия

    Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

    Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

    Отличить их друг от друга просто:

    1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
    2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
    3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
    4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
    5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

    А есть ли общее?

    Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история. Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют. Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.

    Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются . Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

    Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

    Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

    Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы . У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

    Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

    Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

    Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

    Восьмиконечный крест

    На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений . Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий . И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.




    Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

    Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

    Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

    Внутри старообрядческого храма. Иконы

    Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

    Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

    Внутри старообрядческого храма. Подручники

    В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

    Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.


    Унисонное пение и одежда верующих

    Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих . Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

    Что такое старообрядчество - знает не каждый. Но те, кто более глубоко интересуется историей Русской Церкви, обязательно столкнется со староверами, обычаями и их традициями. Движение это произошло вследствие раскола Церкви в XVII веке, произошедшего из-за реформ патриарха Никона. Реформа предлагала изменить многие обряды и традиции народа, с чем многие были категорически не согласны.

    История движения

    Староверов также называют старообрядцами, они являются адептами православного течения в России. Движение староверов создалось по вынужденным причинам. Дело в том, что во второй половине XVII века патриархом Никоном был издан указ, согласно которому необходимо было провести церковную реформу. Целью реформы являлось приведение всех обрядов и богослужений к соответствию с византийскими.

    В 50-х годах XVII века у патриарха Тихона имелась мощная поддержка царя Алексея Михайловича. Он пытался претворить концепцию: Москва - это третий Рим. В эту концепцию прекрасно должны были вписаться реформы патриарха Никона. Однако в результате произошёл раскол Русской православной церкви.

    Это стало настоящей трагедией для верующих. Часть их никак не желала принимать новую реформу, ведь она полностью меняла их уклад и представления о вере. В результате этого и зародилось движение, представители которого стали называться староверами.

    Те, кто был несогласен с Никоном, бежали как можно дальше в глушь, горы и леса и, не подчинившись реформам, стали жить по своим канонам. Нередко возникали случаи самосожжения. Порой горели целые деревни. Тему отличий староверов и православных изучали и некоторые учёные.

    Староверы и их основные отличия от православных

    Те, кто занимается изучением церковной истории и специализируется в этом, могут насчитать немало отличий староверов и православных. Их находят:

    • в толковании библии и вопросах её чтения;
    • в организации и проведении богослужений церкви;
    • иных обрядах;
    • во внешнем виде.

    Стоит также заметить, что среди староверов можно выделить разные течения, из-за которых отличий становится ещё больше. Итак, главные отличия:

    Старообрядчество в настоящем

    В нынешнее время старообрядческие общины распространены не только в России. Они имеются в Польше, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Канаде, США, в некоторых странах Латинской Америки и др.

    Одна из крупнейших старообрядческих религиозных организаций современности в России и за её пределами - это Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году). В ней насчитывается около миллиона прихожан и имеется два центра. Один в Москве, а другой - в Браиле (Румыния).

    Имеется и Древнеправославная поморская церковь или ДПЦ. На территории России находится по приблизительным подсчётам около двухсот общин . При этом большая из них не зарегистрирована. Централизованный совещательный и координирующий центр в современной России - это Российский совет ДПЦ. С 2002 года духовный совет располагается в Москве.

    По приблизительной оценке численность старообрядцев в РФ составляет более двух миллионов человек. Преобладающее большинство - русские. Однако присутствуют ещё и другие национальности: украинцы, белорусы, карелы, финны и т. п.


    Рубрика: Религия
    Текст: Русская Семёрка

    Терминология

    Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.
    В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.
    Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами… Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».
    В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга, и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

    Перста

    Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крёстное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.
    Трёхперстное знамение было принято Вселенской православной церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных автокефальных церквей, после того как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крёстного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

    Согласия и толки

    Старообрядчество далеко не однородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

    Исус

    В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени Исус. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя, однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

    Различия в Символе веры

    В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне божием, «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: рождённого, не сотворённого.
    Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
    Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

    Навстречу Солнцу

    К середине XVII века в русской церкви установился всеобщий обычай совершать крёстный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами.
    В результате новообрядцы совершают движение во время крёстных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крёстные ходы посолонь.

    Галстуки и рукава

    В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках, народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя это только одно из объяснений.
    Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

    Вопрос креста

    Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерёх- и шестиконечные кресты, на табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы», на нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

    Сугубая и трегубая аллилуйя

    В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, боже» стали произносить «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, боже».
    По мнению новообрядцев, тройное произнесение аллилуйи символизирует догмат о Святой Троице.
    Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуйя» («хвалите бога»).

    Поклоны на службе

    На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).
    Метания были запрещены Никоном в 1653 году, он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

    Руки крестом

    Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

    Чётки

    Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
    В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

    Крещение полным погружением

    Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

    Монодическое пение

    После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знамёнами» или «крюками».