Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Вариант 4 часть 2 русский язык

    Вариант 4 часть 2 русский язык

    ВАРИАНТ 4 ВАРИАНТ 4 ОГЭ-2015

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

    (1)Вновь нас несет желтая, пьяная вода Поныша. (2)Вновь летят мимо затопленные ельники. (3)Низкие облака нестройно тащатся над тайгой. (4)Длинные промоины о гненно-синего неба ползут вдали. (5)На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом. (6)На склонах горных отрогов издалека белеют затонувшие в лесах утесы. (7)Приземистые, крепко сбитые каменные глыбы изредка выламываются из чащи к реке, как звери на водопой. (8)Вода несет нас, бегут мимо берега, и линия, разделяющая небо и землю, то нервно дрожит на остриях елей, то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор, словно спокойное дыхание земли.

    (9)Под вечер у берегов начинают встречаться поваленные ледоходом деревья. (10)Я тревожусь: такие «расчёски», упавшие поперек реки, могут запросто продрать гондолы нашего катамарана. (11)Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком. (12)Достаточно порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум. (13)Я встаю на катамаране во весь рост и гляжу вперед. (14)Я вижу одну, две, три, еще сколько-то елей, рухнувших в воду. (15)Дело худо. (16)Мы проплываем под сосной, как под балкой ворот. (17)Ворота эти ведут в царство валежника.

    (18)Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую. (19)Борман командует толково, без нервов. (20)Но третью «расчёску» мы зацепляем кормой. (21)Градусов сражается с еловыми лапами и вырывается из них красный, лохматый, весь исцара панный.

    (22) Бивень! – орёт он на Бормана. – (23)Соображай, куда командуешь!

    (24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.

    (25)Падайте лицом вниз и вперё д! - кричу я.

    (26)Экипаж падает лицом вниз. (27)Мы влетаем под ёлку. (28)Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло. (29)За шиворот сыплется сухая хвоя, древесная труха. (30)Поныш свирепо выволакивает нас по другую сторону ствола.

    (31)Ата-ас! – вдруг истошно вопит Чебыкин.

    (32)Мы налетаем бортом теперь уже на берёзовую «расчёску».

    (33)Упирайтесь в неё вёслами! – ору я.

    (34)Сила течения, кажется, так велика, что вёсла едва не вышибает из рук. (35)Круша бортом сучья, мы, к ужасу, врубаемся в крону, а я вцепляюсь в раму и ногами принимаю удар ствола. (36)Я изо всех сил отжимаюсь от него, чтобы нас не проволокло под «расчёской». (37)Она лежит слишком низко и попросту сгребёт нас всех в воду, как ножом бульдозера. (38)Поныш от нашего сопротивления словно приходит в бешенство. (39)Целый вал вмиг вырастает, бурля, вдоль левого борта. (40)Левая гондола всплывает на нём. (41)Мы кренимся на правую сторону, и вал всё же вдавливает нас под берёзу.

    (42)Тютин, Маша, живо на левый борт! – командую я. – (43)Всем надеть спасжилеты! (44)Овечкин, руби сучья снизу!

    (45)Серой тенью мимо меня пролетает по стволу Овечкин с топором. (46)Он седла ет ствол и начинает яростно рубить его перед собою.

    (47)Овчин, назад!.. – надрываюсь я.

    (48) Овечкин молчит. (490Лицо его побелело. (50)На лбу по-мужицки вздулись вены. (51)Топор носится вверх и вниз. (52)Щепки клюют меня.

    (53) Оглушительный треск, хруст, плеск – это отсечённый ствол, обнимая катамаран всеми ветвями, рушится в воду. (54)Фонтан брызг окатывает нас. (55) Освободившись, катамаран резко идёт вперёд. (56)Когда через мгновение я прихожу в себя, вижу Овечкина, сидящего верхом на обрубленном стволе, который остаётся позади. (57)А ещё через мгновение Овечкин, как летучая мышь, прыгает на уходящий катамаран и падает грудью на корму. (58)Мы с Градусовым выволакиваем его из воды. (59)Поныш несет нас дальше, свободных и очумелых.

    (61)Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

    (62)Он ведь спас нас!.. – потрясённо говорит Люська.

    (По А. Иванову)

    Иванов Алексей Викторович (род. В 1969 г.) – современный российский писатель, лауреат литер атурных премий.

    Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все ребята переживали за Овечкина»?

    1) Овечкин подвергался опасности, ради шутки забравшись верхом на поваленный ствол дерева.

    2) Овечкин решил показать смелость, чтобы добиться внимания одноклассников.

    3) Катамаран затянуло под сваленные деревья, Овечкин, рискуя жизнь, перерубил бревно и спас друзей.

    4) Овечкин не хотел помогать в опасной ситуации.

    3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

    1) На дальних высоких увалах, куда падает солнечный свет, лес зажигается ярким, мощным малахитом.

    2) Ворота эти ведут в царство валежника.

    3) Щепки клюют меня.

    4) Маша смотрит на Овечкина потемневшими, серьёзными глазами.

    Ответ: _____________________ ___________.

    4. Из предложений 10 – 14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 4 – 9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

    Ответ: ________________________________.

    6. Замените разговорное слово «вышибает» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените словосочетание «яростно рубить» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: ____________________________________ ______.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

    9. Среди предложений 5 – 11 найдите предложения с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

    Ответ: __________________________________________.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

    Сила течения, 1 кажется, 2 так велика, 3 что вёсла едва не вышибает из рук. Круша бортом сучья, 4 мы, 5 к ужасу, 6 врубаемся в крону .

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: __________________________________________.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    На дальних высоких увалах, 1 куда падает солнечный свет, 2 лес зажигается ярким, 3 мощным малахитом. Вода несет нас, 4 бегут мимо берега, 5 и линия, 6 разделяющая небо и землю, 7 то нервно дрожит на остриях елей, 8 то полого вздымается и опускается мягкими волнами гор, 9 словно спокойное дыхание земли.

    Ответ: __________________________________________.

    13 . Среди предложений 53 – 60 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 5 – 11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного те кста.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. нивается нулем баллов.

    15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « – Он ведь спас нас!.. – потрясённо говорит Люська».

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . К ак Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Текст для изложения

    Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

    Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

    Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к не му с добротой и вниманием.

    (По И. Бондаревой)

    153 слова

    ОТВЕТЫ

    ВАРИАНТ 4 ОГЭ-2015

    Проверка задания 1

    Информация о тексте для сжатого излож ения

    Проверка заданий 2 – 14

    задания

    ВАРИАНТ 4

    Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

    (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята называли её просто Лёлей. (2)«Вот придёт наша

    Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто он сам

    умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

    (5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавал диковинным стилем баттерфляй и бегал на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, возраст куда-то пропадал... (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой уважительно именовали его: «О, справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

    (15)А дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.



    (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

    (По А. Алексину*) * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) - писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А.

    Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Колька гордился своей мамой?»

    1) 3 – 4 2) 6 – 7 3) 8 – 9 4) 13 – 14

    3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».

    1) олицетворение 2) метафора 3) синонимы 4)сравнительный оборот

    4. Из предложений 15–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

    5. Из предложений 5–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ОНН- и -ЕНН-, пишется НН».

    Ответ: ___________________________.

    6. Замените устаревшее слово «величал» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ:______________________________

    7. Замените словосочетание «мамино возвращение» (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ:________________________

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

    9. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:________________________________

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

    А дома судьёй была мама. Она никогда не давала громкого свистка,(1) никогда не напоминала вслух о правилах жизни,(2) но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям,(3) потому что эти решения были справедливы. Если мама задерживалась,(4) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(5) словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда,(6) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

    Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет,(7) утолялся голод,(8) комната становилась уютной и чистой... Словом,(9) мама умела делать достижимым всё,(10) что нужно было отцу и Кольке.

    Ответ: _____________________________

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

    Ответ:_______________________

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Она никогда не давала громкого свистка,(1) никогда не напоминала вслух о правилах жизни,(2) но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям,(3) потому что эти решения были справедливы. Если мама задерживалась,(4) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(5) словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда,(6) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

    Ответ: _________________________

    13. Среди предложений 1 - 4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:_______________________

    –  –  –

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Начать сочинение Вы можете словами К.А.Федина.

    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «А дома судьёй была мама. Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Как формируется законодательная власть в демократическом государстве? Назовите высший представительный и законодательный орган власти нашей страны.

    Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.

    В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран существует так называемая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности.

    Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом.

    Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни обществ. Суд призван быть защитником права, пресекая его нарушения.

    Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идет об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

    В нашей стране высшим законодательным и представительным органом власти является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционный статус Президента четко очерчен: он не только выводится за рамки трех властей, но и становится над ними. Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены его чрезвычайные единоличные полномочия в таких, в частности, вопросах, как отставка Правительства, регулирование внешней политики и др.
    (Г. Н. Смирнов)

    Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

    С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения - не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Текст для прослушивания

    Первоначально целью Музея науки и промышленности в Чикаго было воспитание у детей и взрослых веры во всесилие науки и техники. Грандиозный замысел воплощен с американским размахом. Экспонаты по заказу музея придумывают университетские профессора и целые команды студентов. Внешний вид проектируют ведущие дизайнеры, а строят на собственные деньги крупнейшие корпорации.

    Родители и учителя везут сюда ребят со всей Америки. В самом помещении гремит музыка и шумят голоса, механизмы, паровозные гудки. Не слышно только одёргиваний: «Тише! Не трогай! Не надо!». Здесь можно болтать сколько угодно и трогать всё, до чего дотянешься. Можно лежать на полу, бегать наперегонки, нажимать на все кнопки и крутить все ручки. Здесь на тридцати тысячах квадратных метров технику не охраняют от нас, мы с техникой заодно.

    Когда проходит удивление, вызванное отсутствием музейных смотрительниц, ищешь глазами экскурсоводов. А их тоже нет. Никто не тащит вас от одного экспоната к другому, никто не строит посетителей, чтобы «всем было видно». Каждый выбирает себе объект и остаётся с ним один на один.

    Вот, скажем, модель человеческого сердца высотой семь метров. Через него можно пройти насквозь: вход в правый желудочек, выход из левого. Внутри всё подсвечено так, что видны детали сердечной мышцы. Прямо над головой - предсердия, через открытый клапан сверху льётся кровавым потоком красный свет. А на выходе тебя ожидают разнокалиберные бутылки с тёмно-красной жидкостью. В самой большой столько, сколько крови у пони, вторая по величине, пятилитровая, - это, конечно, взрослый человек. Полчашки у кошки, пол чайной ложки у мыши, четыре капли - как у червя.

    (По материалам журнала «Вокруг света»)

    - - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

    1 - Музей науки и промышленности в Чикаго создали, чтобы воспитать веру во всесилие науки и техники

    2 - Посетителям музея даётся свобода в изучении экспонатов

    3 - Искусственное сердце высотой в 8 метров - экспонат музея - можно осмотреть изнутри

    4 - Этот музей входит в число 12 самых интересных мест планеты

    Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

    (1) Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского - «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». (2) В этих сказках нет ненужной усложнённости. (3) Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. (4) Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

    (5) Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. (6) И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного - новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства...

    (7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь - появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо. (11) Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. (12) Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрёпанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестёр-шимся золотым тиснением на переплётах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. (13) Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...

    (14) Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (15) И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще - здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

    (16) На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (17) Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

    (18) И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

    Братцы, когда ж мой Айболит придёт? (19) Где он?.. (20) Братцы, кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом...

    (Ю. Бондарев)

    А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик, характеризуя произведения К. Чуковского, говорит, что «давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности»?»

    1. Эти сказки всегда вызывают приятные эмоции и у детей, и у взрослых.
    2. Сказки К. Чуковского содержат мораль, актуальную всегда.
    3. В этих сказках сложные сюжеты и много нюансов, которые при первом прочтении незаметны.
    4. К. Чуковский - настоящий новатор.

    А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «незадачливой» (предложение 9).

    1. неумной
    2. не умеющей решать задачи
    3. бесхитростной
    4. скромной

    А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .

    1. Ведь в память ребёнка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?
    2. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
    3. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...
    4. И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь - появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо.

    А4 Укажите ошибочное суждение.

    1. В слове ДЕТСКИХ (предложение 16) слышится согласный звук [т].
    2. В слове ОБЪЯСНЯЕТСЯ (предложение 17) звуков столько же, сколько букв.
    3. В слове ЯВЛЯЮТСЯ (предложение 17) первый звук согласный.
    4. В слове ЛЕГЧЕ (предложение 15) нет звука [г].

    А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

    1. блестят
    2. возвращаются
    3. воображение
    4. усложнённости

    А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится звонкий согласный звук?

    1. сделал
    2. взрослых
    3. подделываясь
    4. раскрытые

    А7 В каком слове правописание суффикса определяется тем, что он всегда пишется единообразно?

    1. истинную
    2. выучены
    3. незадачливой
    4. простреленной

    Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

    В1 Из предложения 17 выпишите слова-синонимы.

    В2 Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (предложение 9), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

    В3 Выпишите грамматическую основу предложения 16. Ответ:

    В4 Среди предложений 7-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

    В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

    Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрёпанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестёршимся золотым тиснением на переплётах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца. В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

    В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

    И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая РачейкаДЗ) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло...

    В8 Среди предложений 10-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    В9 Среди предложений 7-13 найдите сложные предложения, в которых есть однородные придаточные части . Напишите номера этих предложений.

    - - - Ответы - - -

    А1-1; А2-3; АЗ-3; А4-1; А5-1; А6-2; А7-3.

    Б1-храброго-бесстрашного; Б2-воображение детей; Б3-воспитывалось не одно поколение; Б4-7; Б5-3,4; Б6-2; Б7-1,2,7; Б8-13; Б9-10,11.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

    С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя Александра Петровича Сумарокова: «Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.П. Сумарокова.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Смысл фразы

    Чтобы общаться в устной и письменной форме, надо знать не только значения слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой. Если человек не знает правил грамматики, то он будет писать и говорить с ошибками, что не приветствуется автором и всеми образованными людьми.

    Примеры

    Чтобы сочетать глагол и существительное, надо знать правила управления: использовать постановку существительного в нужной падежной форме, правильно изменять окончание и применять предлоги. Можно найти в тексте словосочетания «глагол + существительное» и разъяснить, что в нём существительное стоит в нужном падеже.

    ОГЭ-2015

    Вариант 1.

    одно

    Желаем успеха!

    Часть 1

    Часть 2

    Как проявить любовь и доброту?

    (1)Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. (2)Ей посвящают великое множество произведений. (3)Каждому хочется понять магическую природу любви. (4) И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

    (5) Каков самый ценный подарок для любого человека? (6)Конечно, это любовь и доброта. (7)Они всегда идут рядом, они словно одно целое. (8) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

    (9)Как это сделать? (10)Легко и просто. (11)Особых усилий не потребуется. (12)Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. (13)И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. (14)А значит, и для себя.

    (15)Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

    (16)Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! (17)Попробуйте сделать это в общественном транспорте.(18) Можете начать с малыша. (19) Это самый благодарный человечек. (20) Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков.

    (21)Поддержите своего коллегу. (22)Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент.

    (23)Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

    (24)Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. (25)Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет.

    (26)Возможно, соседка-старушка ждет - не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. (27)И не важно, что у нее есть дети, которые очень любят её. (28)Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. (29)А вы можете доставить радость пожилому человеку.

    (30) А главное, не забывайте о самых близких – родителях! (31) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. (32)Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. (33)Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. (34) Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. (35) Позвоните, скажите им об этом! (36) Или напишите.

    (37)А может, кого-то просто надо выслушать. (38) Даже если это совсем чужой человек.

    (39)Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. (40)Подарить любовь и доброту легко. (41)Надо просто начать.(42) Пройдёт немного времени, и вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

    *(Из статьи Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”. Интернет-журнал “Школа жизни.ру”)

    2. обоснования ответа на вопрос: “Как проявить любовь и доброту?”.

    1) Родителям необязательно говорить о своей любви, они и так об этом знают.

    2) Соседке-старушке необходимо помочь, если у неё рядом нет близких людей.

    3) Принято улыбаться только знакомым людям.

    4) Можно собственноручно подписать открытку или подарить цветы.

    3. эпитет.

    1) Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте.

    2) Попробуйте сделать это в общественном транспорте.

    3) Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

    4) А главное, не забывайте о самых близких – родителях!

    Ответ: ________________________________.

    4. Из предложений 5 – 12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – С, если после неё следует глухой согласный».

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание –Н- (-НН-) подчиняется правилу «В прилагательном, образованном с помощью суффикса –Н- от существительного с основой на –Н-, пишется –НН-».

    Ответ: ________________________________.

    6. Замените книжное слово «чаровница» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените в предложении 22 словосочетание « искренний комплимент » , управление .

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

    Ответ: __________________________________________.

    9. Среди предложений 15 – 22 найдите предложение

    Ответ: __________________________________________.

    10. обозначающую запятую при вводном слове.

    Мелочи,(1) на которые мы порой не обращаем внимания,(2) могут поднять настроение до небес.

    Возможно,(3) именно сейчас они не могут быть рядом.

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: __________________________________________.

    12. сочинительной связью.

    Возможно,(1) соседка-старушка ждет - не дождется,(2) чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба.

    Вы можете улыбнуться, (3) и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ!

    Ответ: __________________________________________.

    13. Среди предложений 25 – 30 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 33 – 42 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3

    15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Вводное слово или предложение – в грамматике: интонационно обособленное слово или предложение внутри другого предложения, выражающее разные виды отношения говорящего к тому, о чём он говорит».

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Словаря русского языка С.И.Ожегова.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

    15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: “Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать”.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . доброта? нное Вами определение. «Что такое доброта?», один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ОГЭ-2015

    Вариант 2.

    Инструкция по выполнению работы

    Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

    На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

    Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

    Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

    Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

    Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

    На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

    Желаем успеха!

    Часть 1

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

    (1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

    (2) Но где кроется самая сердцевина счастья?(3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.(4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет.(6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7) Кроется ли она в здоровье?(8) Конечно, да, но в то же время и нет.

    (9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.(10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай»(11) Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» (12) И ещё – «вникай сам».

    (13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

    (14) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я – то здоровый».(16) Дух мой был здоровый.

    (17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас».(18) Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19) Но не самую важную.(20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой.(21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь.(22) Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (В. Розов)

    *В.С.Розов – русский советский драматург, сценарист.

    Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2. В каком варианте ответа содержится основная информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Где кроется самая сердцевина счастья?”.

    1) Сердцевина счастья кроется в здоровье.

    2) Сердцевина счастья – в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде.

    3)Сердцевина счастья зависит от самой личности.

    4) Сердцевина счастья зависит от окружающих человека хороших людей

    Ответ: ________________________________.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

    1 ) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

    2) Ж изнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.

    3) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?»

    4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде?

    Ответ: ________________________________.

    4. приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 9 – 16 выпишите слово, в котором правописание –Н (-НН) подчиняется правилу «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН- ».

    Ответ: ________________________________.

    6. Замените разговорное слово «вникай» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените в предложении словосочетание « в удобной квартире » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: __________________________________________.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

    Ответ: __________________________________________.

    9. Среди предложений 1– 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

    Сёстры спрашивали: «Розов,(1) что ты такой весёлый?»

    Конечно, (2) да, (3)но в то же время и нет.

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ

    Ответ: __________________________________________.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Замечу сразу,(1) я только размышляю, (2)а не изрекаю истины, (3) к которым сам только стремлюсь.

    И да,(4) и нет.

    Ответ: __________________________________________.

    13. Среди предложений 2 – 10 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.2 . «Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь ». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . Как Вы понимаете значение слова счастье? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ОГЭ-2015 Вариант 3.

    Инструкция по выполнению работы

    Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

    На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

    Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

    Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

    Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

    Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

    На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

    Желаем успеха!

    Часть 1

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

    (1) Сострадание – активный помощник.
    (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
    (5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
    (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
    (14) Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
    (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
    (28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
    (По С. Львову) *С.Львов – известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик.

    Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Как помочь тем, кто страдает от равнодушия? ”.

    1) Бесчувственным людям не надо помогать, им и так хорошо.

    2) Людям, наделённым сочувствием, легко жить.

    3) Воспитывать со дня рождения в себе сочувствие.

    4) Воспитывать сочувствие, когда появятся свои дети.

    Ответ: ________________________________.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

    1) Бесчувственным кажется, что им хорошо.

    2) Если её настроить на волну высокой человечности.

    3) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

    4) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие.

    Ответ: ________________________________.

    4. Из предложений 24 – 33 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением «приближение».

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 13 – 19 выпишите слова, правописание -Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется –Н- ».

    Ответ: ________________________________.

    6. Замените слово «мудрый» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените в предложении 19 словосочетание « по душевной потребности » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: __________________________________________.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

    Ответ: __________________________________________.

    9. Среди предложений 24 –33 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    10. вводном слове.

    Их,(1) как правило,(2) уважают окружающие.

    Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут,(3) а дети обманут их надежды,(4) они не отступят от своей нравственной позиции .

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: __________________________________________.

    12. подчинительной связью.

    С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,(1) чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, (2)кто в беде.

    Но это им только кажется,(4) не наделены они, (5) а обделены.

    Ответ: __________________________________________.

    13. Среди предложений 18 –26 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 14–21 найдите сложное предложение с бессоюзной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3.

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Константина Георгиевича Паустовского.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова». Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь”. Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . Как Вы понимаете значение слова сострадание? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ОГЭ-2015 Вариант 4.

    Инструкция по выполнению работы

    Работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

    На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

    Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

    Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

    Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

    Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

    На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

    Желаем успеха!

    Часть 1

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

    (1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

    (2)Родина – это очень много. (3)Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. (4)Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. (5)Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. (6) Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. (7)Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

    (8)Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (9)И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. (10)Но всякое дерево имеет корни. (11) Без корней его повалил бы даже несильный ветер. (12)Корни питают дерево, связывают его с землёй.(13) Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. (14)Это наша история. (15)Это наши деды и пращуры. (16)Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. (17)Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

    (18)Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

    (19)Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (20)Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

    (21) С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире… (22)Представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. (23)Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

    (24) Человек должен вырастать сыном своей страны.

    (25)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и откуда всё начиналось. (26)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (27)Любить Отечество невозможно заставить декретом. (28)Любовь надо воспитать. (В. М. Песков)

    *Василий Песков - известный журналист, фотокорреспондент, писатель.

    Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2. В каком варианте ответа не содержится информация текста, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “ Из чего вырастает любовь к Родине? ”.

    1) Растущие города и малые деревеньки.

    2) Игрушки, сказки, весь окружающий тебя мир.

    3) Символ России – берёзка.

    4) Гордость за своё Отечество.

    Ответ: ________________________________.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .

    1) Человек должен вырастать сыном своей страны.

    2) Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

    3) Корни питают дерево, связывают его с землёй.

    4) Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

    Ответ: ________________________________.

    4. Из предложений 1–8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «На конце приставки пишется – З-, если после неё следует звонкий согласный».

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 8 – 16 выпишите слово, правописание –Н- (-НН-) в которых подчиняется правилу «–Н- пишется в суффиксах прилагательных -АН- – -ЯН- , обозначающих «из чего сделано» (слово-исключение).

    Ответ: ________________________________.

    6. Замените книжное слово «пращур» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените в предложении 16 словосочетание « в деревянных игрушках » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    Ответ: __________________________________________.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

    Ответ: __________________________________________.

    9. Среди предложений 19 – 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособлении уточняющих членов предложения.

    Совершая дела великие, (1)мы должны знать,(2) откуда пошли и как начинали.

    Родина – это растущие города и малые,(3) в десять дворов,(4) деревеньки.

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: __________________________________________.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Это самолёт в небе, (1)и птицы, (2)летящие на север над нашим домом.

    И всё, (3)что мы делаем доброго, (4)прибавляет сил ему.

    Ответ: __________________________________________.

    13. Среди предложений 19 –25 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 12 – 19 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3.

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.В.Виноградова «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности».

    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В.Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.2 . Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста «Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и и откуда всё начиналось». Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания любовь к Родине ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь к Родине?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

    Вариант 1. Ключ

    За верное выполнение заданий части 2 неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

    Номер задания

    Правильный ответ

    бескорыстно

    волшебница

    комплиментсискренностью

    позвонитескажите

    Вариант 2. Ключ

    За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

    Номер задания

    Правильный ответ

    размышляю

    загипсованный

    понимай, пойми. думай

    в квартире с удобствами

    кроется она(она кроется)

    Вариант 3. Ключ

    За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

    Номер задания

    Правильный ответ

    приходить

    наделеныобделены

    попотребностидуши

    онразговаривает

    Вариант 4. Ключ

    За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

    Номер задания

    Правильный ответ

    взрастившая

    деревянных

    предокродоначальник

    вигрушкахиздерева

    корнипитаютсвязывают