Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Виды иммунитета государства и их правовое регулирование в мчп. Иммунитет собственности государства. Коллизионный иммунитет Функции иммунитета государства от иностранной юрисдикции

    Виды иммунитета государства и их правовое регулирование в мчп. Иммунитет собственности государства. Коллизионный иммунитет Функции иммунитета государства от иностранной юрисдикции

    1. С участием государства в гражданско-правовых отношениях связан вопрос о его иммунитете. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas, что означает освобождение от чего-либо. Слово имеет несколько значений, применительно к юрисдикции иностранного государства. Различают дипломатические, консульские иммунитеты и иммунитет самого государства. Возникновение иммунитета государства связано с принципами государственного суверенитета и суверенного равенства государств, которые устанавливают неподчиненность, независимость одного государства от другого, что выражается в юридической максиме: par in paren non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

    В процессуальном праве иммунитет государства утверждает неподсудность государства и его органов судебной власти иностранного государства (par in paren non habet jurisdictionen – равный над равными юрисдикции не имеет). Изначально иммунитет государства возник в форме обычая, затем утвердился в судебной практике и национальном законодательстве государств, а также в международном праве.

    Иммунитет государства – это широкое понятие, которое включает как юрисдикционные иммунитеты, так и иммунитеты собственности, принадлежащей государству в зарубежных странах, а также иммунитет морских и воздушных судов.

    2. Для международного частного права первостепенное значение имеют юрисдикционные иммунитеты, поскольку они ограждают государство от предъявления к нему исков гражданско-правового характера. В теории и практике международного частного права различают три вида юрисдикционных иммунитетов: иммунитет от юрисдикции иностранного суда, иммунитет от предварительного обеспечения иска и иммунитет от исполнения решения иностранного суда в отношении государства.

    Судебный иммунитет означает неподсудность государства иностранным судам вне зависимости от того, что является причиной возбуждения судебного производства. Однако этот иммунитет не имеет абсолютного характера, поскольку государство может от него добровольно отказаться, дав согласие на юрисдикцию иностранного суда.

    Иммунитет от предварительного обеспечения иска устанавливает невозможность проведения иностранным судом в отношении государственной собственности обеспечительных действий принудительного характера.

    Иммунитет от исполнения решений иностранного суда не позволяет исполнять в принудительном порядке решения иностранного суда, вынесенные в отношении государства.

    Наличие юрисдикционного иммунитета государства не означает, что иностранное государство и его представители могут игнорировать право того государства, где они осуществляют свою деятельность. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. указывает, что все лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями, «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства» (п. 1 ст. 41).



    Иммунитет государства – это не одностороннее волепроявление государства. В любом случае иммунитет государства содержит в себе категорию взаимности, поскольку он возможен только в результате действия двух субъектов права: одно государство ограничивает свою юрисдикцию по отношению к действиям и имуществу другого государства, второе государство получает право на освобождение от юрисдикции первого государства. Из этого следует, что иммунитетом государство может пользоваться только в случае гражданско-правовых отношений и связанной с ними юрисдикцией на территории другого государства. Это значит, что в пределах собственной территории в гражданско-правовых отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами государство не вправе обращаться к иммунитету. Как уже отмечалось, это положение закреплено в ст. 1114 ГК Республики Беларусь.

    На практике это значит, что иностранные юридические и физические лица могут обращаться в суды с предъявлением исковых требований к самому государству, которое в такой ситуации не может ссылаться на юрисдикционный иммунитет, поскольку он действует только в отношении юрисдикции иностранного суда.

    3. Несмотря на предметную взаимосвязь юрисдикционных иммунитетов, каждый из них имеет самостоятельное значение. Это означает, что согласие государства на юрисдикцию иностранного суда не означает его согласия на действия по предварительному обеспечению иска и принудительное исполнение вынесенного против государства решения. Первоначально эта норма появилась в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., где говорилось: «Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ» (п. 4 ст. 32). Самостоятельность юрисдикционных иммунитетов закреплена и в ст. 23 Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., где указано: «На территории Договаривающегося государства не могут быть осуществлены принудительное исполнение судебного решения или охранительная мера в отношении имущества другого Договаривающегося государства, за исключением тех случаев и тогда, когда это государство дало на это свое ясно выраженное согласие в письменной форме».

    Иммунитет государства и его собственности как институт международного публичного и частного права был вызван к жизни необходимостью поддержания официальных отношений между государствами. Выстраивание равноправных отношений между государствами было бы невозможно, если бы органы и представители иностранных государств за рубежом оказывались под полной юрисдикцией этих государств. Сложившийся в XIX веке иммунитет государств имел абсолютный характер, т.е. никаких оговорок и исключений в отношении иммунитета иностранных государств и его представителей не допускалось.

    4. В ХХ столетии государства активно занялись коммерческой деятельностью. Для привлечения финансовых средств они обратились к практике выпуска облигаций, которые размещались в зарубежных странах среди физических лиц. Началось привлечение иностранных капиталов из развитых стран в менее развитые. Однако условия правоотношений государства с физическими и юридическими лицами были неравноправными, поскольку государства были ограждены иммунитетом в случае возникновения споров.

    Ситуация с иммунитетом государства усложнилась с возникновением советского государства, которое ввело государственную монополию на внешнеэкономическую деятельность. После Второй мировой войны появилась мировая система социализма, резервом которого были страны, освободившиеся от колониальной зависимости и избравшие путь социалистической ориентации. Для всех социалистических стран, а также ряда развивающихся государств важнейшим принципом в сфере экономики стала монополия государства на внешнеэкономическую деятельность. В результате и без того непростые отношения капиталистических и социалистических стран были осложнены в сфере экономики проблемой иммунитета государств, в котором оказались заинтересованы социалистические и развивающиеся страны. Это вызвало серьезную озабоченность остального мира и подтолкнуло к поиску доктрины, которая могла бы ограничить иммунитет государства в сфере экономических отношений.

    Большинство иммунитетов государства имеет процессуальный характер и относится к сфере международного гражданского процесса. К МЧП в узком смысле относятся коллизионный иммунитет и иммунитет собственности государства. Иммунитет собственности государства - категория более общего характера, чем процессуальные иммунитеты, так как не всегда вопрос об иммунитете собственности возникает в связи с рассмотрением иска в суде.

    Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено. Даже если собственность иностранного государства находится в руках третьего лица, которое не пользуется иммунитетом, эта собственность обладает неприкосновенностью в полном объеме, если доказано, что она принадлежит суверенному государству.

    Если собственность государства используется в коммерческих целях, то на нее не распространяются положения об иммунитете (Конвенция ООН 2004 г.).

    Существует имущество иностранного государства, которое обладает полным иммунитетом от предварительных мер и исполнительных действий (собственность государства, используемая для ведения дипломатической и консульской деятельности). Иммунитет такого имущества закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963), Конвенции о специальных миссиях (1969).

    В Конвенции ООН 2004 г. выделены еще две категории имущества, к которым не могут применяться принудительные меры: собственность, "представляющая часть культурного достояния иностранного государства или часть его архивов"; собственность, "составляющая часть выставки объектов научного, культурного или исторического значения".

    Режим неприкосновенности государственной собственности связан с доктриной акта государства (суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны). Если государство приобрело имущество на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности данной собственности. Доктрина "акта государства" проявляется так: если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.

    Общеизвестным является заявление английского суда по делу "Лютер против Сегора" (1921), связанному с национализацией частной собственности в Советской России: "Если г-н Красин привез товары в Англию и от имени своего правительства заявляет, что они принадлежат русскому правительству, то ни один английский суд не может проверять, соответствует ли такое заявление действительности. Подобное расследование противоречило бы международной вежливости в отношениях между независимыми суверенными государствами".

    В судебной практике довольно давно сложилось правило: сделки, заключаемые государством с иностранными физическими или юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся об ином. Сделки с участием государства подчиняются праву данного государства в силу международного обычая. Постоянная палата международного правосудия в решениях 1929 г. по делам о сербских и бразильских займах, размещенных среди французских граждан, признала: "К особенностям суверенного государства относится то, что оно не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств иному закону, нежели своему собственному".

    В настоящее время на международном уровне закреплена теория функционального иммунитета, однако коллизионный иммунитет государства предусматривается в международных договорах.

    Вашингтонская конвенция 1965 г. - инвестиционный спор с участием государства рассматривается на основе права, избранного сторонами; при отсутствии такого выбора применяется право государства, выступающего в качестве стороны в споре.

    В Кодексе МЧП Болгарии определяется право, применимое к культурной собственности государства: "Когда вещь, включенная в наследство культуры одного государства, вывезена неправомерным путем из его территории, требование этого государства о возвращении вещи регламентируется его правом, за исключением тех случаев, когда оно выбрало применение права государства, на чьей территории находится вещь к моменту предъявления требования о возвращении" (ст. 70).

    Основной коллизионной привязкой договорных обязательств в случае отсутствия автономии воли сторон является право, наиболее тесно связанное с договором. Обычно таково право государства - участника сделки, поскольку в данной ситуации имеются особые связи именно с территорией данного государства. Такая позиция закреплена в некоторых современных кодификациях МЧП: "Право соответствующего государства применяется к государству и его учреждениям, муниципальному публичному образованию и его учреждениям как субъектам гражданских отношений" (ст. 1.23 ГК Литвы).

    Высказывается и иная позиция: к отношениям государства с частным иностранным контрагентом не может применяться право государства - участника сделки, если характерное исполнение осуществляет иностранный контрагент. В этом случае к отношениям должно применяться право страны частного субъекта сделки. Только в том случае, когда невозможно либо затруднительно определить, какая из сторон осуществляла или должна была осуществлять характерное исполнение, суд должен применять право страны государства - участника сделки2. Однако приобретение государством собственности на территории другого государства возможно только в силу разрешительной нормы внутреннего права этого другого государства и на условиях, определенных его национальным законодательством.

    Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ (п. 1 ст. 1213): "При отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается... право страны, где находится недвижимое имущество". Положения ст. 1211 ГК РФ также предопределяют справедливость этой точки зрения: договор наиболее тесно связан с правом контрагента, осуществляющего характерное исполнение.

    Государство выступает в договорных отношениях на равных началах с частными лицами; сделки с его участием подлежат общему коллизионному регулированию - на основе принципа наиболее тесной связи. Критерии такой связи устанавливаются законодательством и определяют выбор применимого права. Априорно применение права государства - субъекта сделки не может иметь места.

    Государство, если оно вступает в правоотношения с физическими и юридическими лицами, становится участником международных частноправовых отношений. К таким отношениям, в частности, относятся:

    • заёмные отношения по выпуску облигаций,
    • отношения концессионные либо связанные с соглашениями о разделе продукции,
    • государство может быть наследником выморочного имущества своих граждан за рубежом.

    В действующем ГК существует несколько норм, которые касаются как самой РФ, так и её субъектов в области их правомочий в международных гражданских правоотношениях.

    Во-первых , в соответствии со ст. 124 ГК, закрепляется принцип равенства правового статуса таких участников с физическими и юридическими лицами, если они вступают в международные частноправовые отношения. Более того, делается оговорка, что к таким участниками применяются нормы о юридических лицах.

    Во-вторых , в качестве представителей РФ и её субъектов, в силу ст. 125 ГК, выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, которая устанавливается актами, определяющими их правовой статус.

    В-третьих , к международным гражданско-правовым отношениям с участием государства применяются на общих основаниях положения гл. 6 ГК (ст. 1186 – 1224). В соответствии со ст. 1204, к таким государствам, к которым применяются эти нормы, могут быть как российской государство, так и иностранное государство.

    Специальным случаем вступления РФ в международные частноправовые отношения является вопрос заключения с иностранными инвесторами соглашения о разделе продукции, то есть это договор, по которому РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе на определённый срок исключительное право на поиски, разведку и добычу минерального сырья на определённом участке недр, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счёт и на свой риск.

    Вступая в такого рода отношения, государство имеет особый статус, поскольку оно обладает юрисдикционным (государственным) иммунитетом, которое означает невосприимчивость государства к юрисдикции иностранных судов. Это правило вытекает из такого принципа международного публичного права, как суверенитет государства. Смысл государственного иммунитета хорошо отражает следующая римская сентенция: «par in parem non habit imperium» (равный над равным власти не имеет).

    Falsus in uno falsus in omnibus – лживы в одном - лживы во всём.

    Omne cik cempra – всё как всегда.

    Male parta male dilabuntur – как пришло, так и ушло.

    Esse guam videri – быть, а не казаться.

    Судебный иммунитет бывает нескольких видов:

    1) иммунитет от применения иностранного права – он предполагает, что к государству нельзя применять коллизионные нормы другого государства, то есть к этому государству применимы только его коллизионные нормы, однако наличие такого иммунитета в последнее время стало ставиться под сомнение, в том числе, и на основе ст. 1204 ГК,

    2) судебный иммунитет – означает неподсудность одного государства, без его согласия, судебным органам другого государства,

    3) иммунитет от предварительного обеспечения иска – состоит в том, что запрещается налагать арест или иные ограничения на государственное имущество в порядке обеспечения исковых требований,

    4) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения – означает, что судебное решение, вынесенное против иностранного государства, не может быть исполнено без его согласия,

    5) иногда выделяют иммунитет собственности государства, который означает, что имущество государства, находящееся за границей, не может быть изъято у государства государством, где находится такое имущество, по сути, такие вещи пользуются в иностранном государстве неприкосновенностью:

    · помещения посольств, консульств, торгпредства,

    · культурные центры РФ за рубежом,

    · финансовые средства РФ на счетах иностранных банков.

    Государство может отказаться от своего иммунитета одним из следующих способов:

    1) заключив международное соглашение, как правило, торгового характера, где будет указано о том, что в торговых операциях, совершаемых со стороны РФ, оно утрачивает свой иммунитет,

    2) отказ от иммунитета в соглашениях гражданско-правого характера, в которых государство выступает в качестве одного из контрагентов (компания Но’га – смотреть в интернете),

    3) по дипломатическим каналам,

    4) если государство само подаёт исковое заявление против своего иностранного контрагента (см. п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2001 №58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов»).

    В своей практике государства могут придерживаться одной из двух разновидностей иммунитета:

    1) абсолютный иммунитет,

    2) ограниченный (функциональный) иммунитет.

    В соответствии с доктриной абсолютного иммунитета , он распространяется абсолютно на все области государственной деятельности. Согласно функционального иммунитета , деятельность государства подразделяется на 2 разновидности:

    1) деятельность государства, как суверена (acta jure imperii),

    2) действия государства, как частного лица (деятельность коммерческого характера – acta jure gesteonis),

    в последнем случае, государство утрачивает свой иммунитет, если начинает заниматься такого рода деятельностью.

    Такая концепция государственного иммунитета получила распространение в США в законе от 1976 года. В Сингапуре такой закон появился в 1979. В Пакистане и ЮАР в 1981. В Канаде в 1982. В 1972 году в рамках Европейского сообщества была принята европейская конвенция «Об иммунитете государства», в основе которой также лежала концепция функционального иммунитета. В 2004 году на уровне ООН была принята конвенция «О юрисдикционных иммунитетах государства и их собственности», эта конвенция также отражает концепцию функционального иммунитета.

    Несмотря на явные преимущества и демократический характер функционального иммунитета, такая концепция также имеет явные недостатки, поскольку не всегда понятно, когда государство действует как суверен, а когда как частное лицо. То есть достаточно ясных критериев отделить одно от другого, пока не существует.

    В РФ, в целях урегулирования вопроса государственного иммунитета, действует несколько норм:

    1) п. 1 ст. 401 ГПК, в которой отражены признаки абсолютного иммунитета,

    2) в ст. 251 АПК содержится норма с элементами функционального иммунитета.

    Чтобы снять это противоречие, разработан проект ФЗ «Об иммунитете иностранных государств и их собственности», в основу этого проекта положена концепция функционального иммунитета.

    Государство может отказаться от иммунитета указанными выше способами, однако отказываясь от одного вида иммунитетов, оно не отказывается от всех остальных, поэтому подписывая соглашение с государством необходимо обращать внимание на то, какой иммунитет утрачивает значение в таких соглашениях.

    Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

    Виды иммунитета государства:

    - материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

    - процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

    судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

    иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

    иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

    Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

    Раньше был абсолютный иммунитет , а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

    Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

    Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

    Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

    Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

    Обе конвенции не действуют.

    Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

    - критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

    - критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

    ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

    Понятие иммунитета государства.

    Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

    Само понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

    Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

    В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

    Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООНао юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства". Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Резолюцией ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г.

    Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств. международный право заем соглашение

    Элементы иммунитета государства

    Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

    • 1) судебный иммунитет;
    • 2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска;
    • 3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения;
    • 4) иммунитет собственности государства;
    • 5) иммунитет от применения иностранного права.

    Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. В таком случае вопрос об иммунитете не возникает. Можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.

    Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.

    Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.

    Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.

    Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

    Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства - это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.

    Виды иммунитета

    Выделяют три вида иммунитета:

    • 1. абсолютный иммунитет;
    • 2. функциональный иммунитет;
    • 3. ограниченный иммунитет.

    Абсолютный иммунитет

    Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

    По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.

    Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

    Функциональный иммунитет

    Функциональный иммунитет - это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

    Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.

    Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель. Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.

    Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства - это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.

    Ограниченный иммунитет

    Ограниченный иммунитет - вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа - деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет - это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.

    Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.

    Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами - участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе.