Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Выпадает один раз. Теория вероятностей на егэ по математике

    Выпадает один раз. Теория вероятностей на егэ по математике

    Поэтому ваше ближайшее времяпровождение будет крайне полезным. Кроме того, я расскажу, в чём заблуждается подавляющее большинство участников лотерей и азартных игр. …Нееет, вера или слабая надежда «сорвать куш» тут совершенно не при чём;-) Не успев и глазом моргнуть, погружаемся в тему:

    Что такое независимые испытания ? Практически всё понятно уже из самого названия. Пусть производится несколько испытаний. Если вероятность появления некоего события в каждом из них не зависит от исходов остальных испытаний, то… заканчиваем фразу хором =) Молодцы. При этом под словосочетанием «независимые испытания» часто подразумевают повторные независимые испытания – когда они осуществляются друг за другом.

    Простейшие примеры:
    – монета подбрасывается 10 раз;
    – игральная кость подбрасывается 20 раз.

    Совершенно ясно, что вероятность выпадения орла либо решки в любом испытании не зависит от результатов других бросков. Аналогичное утверждение, естественно, справедливо и для кубика.

    А вот последовательное извлечение карт из колоды не является серией независимых испытаний – как вы помните, это цепочка зависимых событий . Однако если карту каждый раз возвращать обратно, то ситуация станет «такой, какой надо».

    Спешу обрадовать – у нас в гостях очередной Терминатор, который абсолютно равнодушен к своим удачам/неудачам, и поэтому его стрельба представляет собой образец стабильности =):

    Задача 1

    Стрелок совершает 4 выстрела по мишени. Вероятность попадания при каждом выстреле постоянна и равна . Найти вероятность того, что:

    а) стрелок попадёт только один раз;
    б) стрелок попадёт 2 раза.

    Решение : условие сформулировано в общем виде и вероятность попадания в мишень при каждом выстреле считается известной . Она равна (если совсем тяжко, присвойте параметру какое-нибудь конкретное значение, например, ) .

    Коль скоро, мы знаем , то легко найти вероятность промаха в каждом выстреле:
    , то есть, «ку» – это тоже известная нам величина .

    а) Рассмотрим событие «Стрелок попадёт только один раз» и обозначим его вероятность через (индексы понимаются как «одно попадание из четырёх») . Данное событие состоит в 4 несовместных исходах: стрелок попадёт в 1-й или во 2-й или в 3-й или в 4-й попытке.

    Найти вероятность того, что при броске 10 монет орёл выпадет на 3 монетах.

    Здесь испытания не повторяются, а скорее, производятся одновременно, но, тем не менее, работает та же самая формула: .

    Решение будет отличаться смыслом и некоторыми комментариями, в частности:
    способами можно выбрать 3 монеты, на которых выпадет орёл.
    – вероятность выпадения орла на каждой из 10 монет
    и т.д.

    Однако на практике подобные задачи встречаются не столь часто, и, видимо, по этой причине формула Бернулли чуть ли не стереотипно ассоциируется только с повторными испытаниями. Хотя, как только что было показано, повторяемость вовсе не обязательна.

    Следующая задача для самостоятельного решения:

    Задача 3

    Игральную кость бросают 6 раз. Найти вероятность того, что 5 очков:

    а) не выпадут (выпадут 0 раз) ;
    б) выпадут 2 раза;
    в) выпадут 5 раз.

    Результаты округлить до 4 знаков после запятой.

    Краткое решение и ответ в конце урока.

    Очевидно, что в рассматриваемых примерах некоторые события более вероятны, а некоторые – менее вероятны. Так, например, при 6 бросках кубика даже безо всяких расчётов интуитивно понятно, что вероятности событий пунктов «а» и «бэ» значительно больше вероятности того, что «пятёрка» выпадет 5 раз. А теперь поставим задачу найти

    НАИВЕРОЯТНЕЙШЕЕ число появлений события в независимых испытаниях

    Опять же на уровне интуиции в Задаче №3 можно сделать вывод о том, что наивероятнейшее количество появлений «пятёрки» равно единице – ведь всего граней шесть, и при 6 бросках кубика каждая из них должна выпасть в среднем по одному разу. Желающие могут вычислить вероятность и посмотреть, будет ли она больше «конкурирующих» значений и .

    Сформулируем строгий критерий : для отыскания наивероятнейшего числа появлений случайного события в независимых испытаниях (с вероятностью в каждом испытании) руководствуются следующим двойным неравенством:

    , причём:

    1) если значение – дробное, то существует единственное наивероятнейшее число ;
    в частности, если – целое, то оно и есть наивероятнейшее число: ;

    2) если же – целое, то существуют два наивероятнейших числа: и .

    Наивероятнейшее число появлений «пятёрки» при 6 бросках кубика подпадает под частный случай первого пункта:

    В целях закрепления материала решим пару задач:

    Задача 4

    Вероятность того, что при броске мяча баскетболист попадёт в корзину, равна 0,3. Найти наивероятнейшее число попаданий при 8 бросках и соответствующую вероятность.

    А это уже если и не Терминатор, то, как минимум, хладнокровный спортсмен =)

    Решение : для оценки наивероятнейшего числа попаданий используем двойное неравенство . В данном случае:

    – всего бросков;
    – вероятность попадания в корзину при каждом броске;
    – вероятность промаха при каждом броске.

    Таким образом, наивероятнейшее количество попаданий при 8 бросках находится в следующих пределах:

    Поскольку левая граница – дробное число (пункт №1) , то существует единственное наивероятнейшее значение, и, очевидно, что оно равно .

    Используя формулу Бернулли , вычислим вероятность того, что при 8 бросках будет ровно 2 попадания:

    Ответ : – наивероятнейшее количество попаданий при 8 бросках,
    – соответствующая вероятность.

    Аналогичное задание для самостоятельного решения:

    Задача 5

    Монета подбрасывается 9 раз. Найти вероятность наивероятнейшего числа появлений орла

    Примерный образец решения и ответ в конце урока.

    После увлекательного отступления рассмотрим ещё несколько задач, а затем я поделюсь секретом правильной игры в азартные игры и лотереи.

    Задача 6

    Среди изделий, произведенных на станке-автомате, в среднем бывает 60% изделий первого сорта. Какова вероятность того, что среди 6 наудачу отобранных изделий будет:

    а) от 2 до 4 изделий первого сорта;
    б) не менее 5 изделий первого сорта;
    в) хотя бы одно изделие более низкого сорта.

    Вероятность производства первосортного изделия не зависит от качества других выпущенных изделий, поэтому здесь идёт речь о независимых испытаниях. Старайтесь не пренебрегать анализом условия, а то может статься – события-то зависимые или задача вообще о другом.

    Решение : вероятность зашифрована под проценты, которые, напоминаю, нужно разделить на сто: – вероятность того, что выбранное изделие будет 1-го сорта.
    Тогда: – вероятность того, что оно не будет первосортным.

    а) Событие «Среди 6 наудачу отобранных изделий будет от 2 до 4 изделий первого сорта» состоит в трёх несовместных исходах:

    среди изделий будет 2 первосортных или 3 первосортных или 4 первосортных.

    С исходами удобнее разделаться по отдельности. Трижды используем формулу Бернулли :

    – вероятность того, что в течение дня безотказно будут работать, как минимум, 5 компьютеров из шести.

    Данное значение нас тоже не устроит, так как оно меньше требуемой надёжности работы вычислительного центра:

    Таким образом, шести компьютеров тоже не достаточно. Добавляем ещё один:

    3) Пусть в вычислительном центре компьютеров. Тогда безотказно должны работать 5, 6 или 7 компьютеров. Используя формулу Бернулли и теорему сложения вероятностей несовместных событий , найдём вероятность того, что в течение дня безотказно будут работать, как минимум, 5 компьютеров из семи.

    В теории вероятностей существует группа задач, для решения которых достаточно знать классическое определение вероятности и наглядно представлять предлагаемую ситуацию. Такими задачами является большинство задач с подбрасыванием монеты и задачи с бросанием игрального кубика. Напомним классическое определение вероятности.

    Вероятность события А (объективная возможность наступления события в числовом выражении) равна отношению числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов: Р(А)=m/n , где:

    • m – число элементарных исходов испытания, благоприятствующих появлению события А;
    • n – общее число всех возможных элементарных исходов испытания.

    Число возможных элементарных исходов испытания и число благоприятных исходов в рассматриваемых задачах удобно определять перебором всех возможных вариантов (комбинаций) и непосредственным подсчетом.

    Из таблицы видим, что число возможных элементарных исходов n=4. Благоприятные исходы события А = {орел выпадает 1 раз} соответствуют варианту №2 и №3 эксперимента, таких вариантов два m=2.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=2/4=0,5

    Задача 2 . В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.

    Решение . Поскольку монету бросают дважды, то, как и в задаче 1, число возможных элементарных исходов n=4. Благоприятные исходы события А = {орел не выпадет ни разу} соответствуют варианту №4 эксперимента (см. таблицу в задаче 1). Такой вариант один, значит m=1.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=1/4=0,25

    Задача 3 . В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 2 раза.

    Решение . Возможные варианты трех бросаний монеты (все возможные комбинации орлов и решек) представим в виде таблицы:

    Из таблицы видим, что число возможных элементарных исходов n=8. Благоприятные исходы события А = {орел выпадает 2 раза} соответствуют вариантам №5, 6 и 7 эксперимента. Таких вариантов три, значит m=3.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=3/8=0,375

    Задача 4 . В случайном эксперименте симметричную монету бросают четыре раза. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно 3 раза.

    Решение . Возможные варианты четырех бросаний монеты (все возможные комбинации орлов и решек) представим в виде таблицы:

    № варианта 1-й бросок 2-й бросок 3-й бросок 4-й бросок № варианта 1-й бросок 2-й бросок 3-й бросок 4-й бросок
    1 Орел Орел Орел Орел 9 Решка Орел Решка Орел
    2 Орел Решка Решка Решка 10 Орел Решка Орел Решка
    3 Решка Орел Решка Решка 11 Орел Решка Решка Орел
    4 Решка Решка Орел Решка 12 Орел Орел Орел Решка
    5 Решка Решка Решка Орел 13 Решка Орел Орел Орел
    6 Орел Орел Решка Решка 14 Орел Решка Орел Орел
    7 Решка Орел Орел Решка 15 Орел Орел Решка Орел
    8 Решка Решка Орел Орел 16 Решка Решка Решка Решка

    Из таблицы видим, что число возможных элементарных исходов n=16. Благоприятные исходы события А = {орел выпадет 3 раза} соответствуют вариантам №12, 13, 14 и 15 эксперимента, значит m=4.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=4/16=0,25

    Определение вероятности в задачах про игральную кость

    Задача 5 . Определите вероятность того, что при бросании игрального кубика (правильной кости) выпадет более 3 очков.

    Решение . При бросании игрального кубика (правильной кости) может выпасть любая из шести его граней, т.е. произойти любое из элементарных событий - выпадение от 1 до 6 точек (очков). Значит число возможных элементарных исходов n=6.
    Событие А = {выпало более 3 очков} означает, что выпало 4, 5 или 6 точек (очков). Значит число благоприятных исходов m=3.
    Вероятность события Р(А)=m/n=3/6=0,5

    Задача 6 . Определите вероятность того, что при бросании игрального кубика выпало число очков, не большее 4. Результат округлите до тысячных.

    Решение . При бросании игрального кубика может выпасть любая из шести его граней, т.е. произойти любое из элементарных событий - выпадение от 1 до 6 точек (очков). Значит число возможных элементарных исходов n=6.
    Событие А = {выпало не более 4 очков} означает, что выпало 4, 3, 2 или 1 точка (очко). Значит число благоприятных исходов m=4.
    Вероятность события Р(А)=m/n=4/6=0,6666…≈0,667

    Задача 7 . Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпало число, меньшее 4.

    Решение . Так как игральную кость (игральный кубик) бросают дважды, то будем рассуждать следующим образом: если на первом кубике выпало одно очко, то на втором может выпасть 1, 2, 3, 4, 5, 6. Получаем пары (1;1), (1;2), (1;3), (1;4), (1;5), (1;6) и так с каждой гранью. Все случаи представим в виде таблицы из 6-ти строк и 6-ти столбцов:

    1; 1 2; 1 3; 1 4; 1 5; 1 6; 1
    1; 2 2; 2 3; 2 4; 2 5; 2 6; 2
    1; 3 2; 3 3; 3 4; 3 5; 3 6; 3
    1; 4 2; 4 3; 4 4; 4 5; 4 6; 4
    1; 5 2; 5 3; 5 4; 5 5; 5 6; 5
    1; 6 2; 6 3; 6 4; 6 5; 6 6; 6


    Благоприятные исходы события А = {оба раза выпало число, меньшее 4} (они выделены жирным) подсчитаем и получим m=9.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=9/36=0,25

    Задача 8 . Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что наибольшее из двух выпавших чисел равно 5. Ответ округлите до тысячных.

    Решение . Все возможные исходы двух бросаний игральной кости представим в таблице:

    1; 1 2; 1 3; 1 4; 1 5; 1 6; 1
    1; 2 2; 2 3; 2 4; 2 5; 2 6; 2
    1; 3 2; 3 3; 3 4; 3 5; 3 6; 3
    1; 4 2; 4 3; 4 4; 4 5; 4 6; 4
    1; 5 2; 5 3; 5 4; 5 5; 5 6; 5
    1; 6 2; 6 3; 6 4; 6 5; 6 6; 6

    Из таблицы видим, что число возможных элементарных исходов n=6*6=36.
    Благоприятные исходы события А = {наибольшее из двух выпавших чисел равно 5} (они выделены жирным) подсчитаем и получим m=8.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=8/36=0,2222…≈0,222

    Задача 9 . Игральную кость бросают дважды. Найдите вероятность того, что хотя бы раз выпало число, меньшее 4.

    Решение . Все возможные исходы двух бросаний игральной кости представим в таблице:

    1; 1 2; 1 3; 1 4; 1 5; 1 6; 1
    1; 2 2; 2 3; 2 4; 2 5; 2 6; 2
    1; 3 2; 3 3; 3 4; 3 5; 3 6; 3
    1; 4 2; 4 3; 4 4; 4 5; 4 6; 4
    1; 5 2; 5 3; 5 4; 5 5; 5 6; 5
    1; 6 2; 6 3; 6 4; 6 5; 6 6; 6

    Из таблицы видим, что число возможных элементарных исходов n=6*6=36.
    Фраза «хотя бы раз выпало число, меньшее 4» означает «число меньшее 4 выпало один раз или два раза», тогда число благоприятных исходов события А = {хотя бы раз выпало число, меньшее 4} (они выделены жирным) m=27.
    Находим вероятность события Р(А)=m/n=27/36=0,75

    Теория вероятностей на ЕГЭ по математике

    Случайным называется событие, которое нельзя точно предсказать заранее. Оно может либо произойти, либо нет.

    Вы выиграли в лотерею - случайное событие. Пригласили друзей отпраздновать выигрыш, а они по дороге к вам застряли в лифте - тоже случайное событие. Правда, мастер оказался поблизости и освободил всю компанию через десять минут - и это тоже можно считать счастливой случайностью…

    Наша жизнь полна случайных событий. О каждом из них можно сказать, что оно произойдет с некоторой вероятностью. Скорее всего, вы интуитивно знакомы с этим понятием. Теперь мы дадим математическое определение вероятности.

    Начнем с самого простого примера. Вы бросаете монетку. Орел или решка?

    Такое действие, которое может привести к одному из нескольких результатов, в теории вероятностей называют испытанием.

    Орел и решка - два возможных исхода испытания.

    Орел выпадет в одном случае из двух возможных. Говорят, что вероятность того, что монетка упадет орлом, равна 1/2.

    Бросим игральную кость. У кубика шесть граней, поэтому возможных исходов тоже шесть.

    Например, вы загадали, что выпадет три очка. Это один исход из шести возможных. В теории вероятностей он будет называться благоприятным исходом.

    Вероятность выпадения тройки равна 1/6 (один благоприятный исход из шести возможных).

    Вероятность четверки - тоже 1/6

    А вот вероятность появления семерки равна нулю. Ведь грани с семью точками на кубике нет.

    Вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к общему числу исходов. Очевидно, что вероятность не может быть больше единицы.

    Вот другой пример. В пакете 25 яблок, из них 8 - красные, остальные - зеленые. Ни формой, ни размером яблоки не отличаются. Вы запускаете в пакет руку и наугад вынимаете яблоко. Вероятность вытащить красное яблоко равна 8/25, а зеленое - 17/25.

    Вероятность достать красное или зеленое яблоко равна 8/25 + 17/25 = 1.

    Разберем задачи по теории вероятностей, входящие в сборники для подготовки к ЕГЭ.

    1. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.

    Всего имеется 15 машин, то есть к заказчице приедет одна из пятнадцати. Желтых - девять, и значит, вероятность приезда именно желтой машины равна 9/15, то есть 0,6.

    2. (Демо-вариант 2012) В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один случайно выбранный билет. Найдите вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.

    Очевидно, вероятность вытащить билет без вопроса о грибах равна 23/25, то есть 0,92.

    3. Родительский комитет закупил 30 пазлов для подарков детям на окончание учебного года, из них 12 с картинами известных художников и 18 с изображениями животных. Подарки распределяются случайным образом. Найдите вероятность того, что Вовочке достанется пазл с животным.

    Задача решается аналогично.

    Ответ: 0,6.

    4. В чемпионате по гимнастике участвуют 20 спортсменок: 8 из России, 7 из США, остальные - из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая последней, окажется из Китая .

    Давайте представим, что все спортсменки одновременно подошли к шляпе и вытянули из нее бумажки с номерами. Кому-то из них достанется двадцатый номер. Вероятность того, что его вытянет китайская спортсменка, равен 5/20 (поскольку из Китая - 5 спортсменок). Ответ: 0,25.

    5. Ученика попросили назвать число от 1 до 100. Какова вероятность того, что он назовет число кратное пяти?

    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

    Каждое пятое число из данного множества делится на 5. Значит, вероятность равна 1/5.

    6. Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет нечетное число очков.

    1, 3, 5 - нечетные числа; 2, 4, 6 - четные. Вероятность нечетного числа очков равна 1/2.

    Ответ: 0,5.

    7. Монета брошена три раза. Какова вероятность двух «орлов» и одной «решки»?

    Заметим, что задачу можно сформулировать по-другому: бросили три монеты одновременно. На решение это не повлияет.

    Как вы думаете, сколько здесь возможных исходов?

    Бросаем монету. У этого действия два возможных исхода: орел и решка

    Две монеты - уже четыре исхода: орел орел

    орел решка

    решка орел

    решка решка

    Три монеты? Правильно, 8 исходов, так как 2 2 2 = 2³ = 8.

    Вот они: орел орел орел

    орел орел решка

    орел решка орел

    решка орел орел

    орел решка решка

    решка орел решка

    решка решка орел

    решка решка решка

    Два орла и одна решка выпадают в трех случаях из восьми.

    Ответ: 3/8.

    8. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.

    Бросаем первую кость - шесть исходов. И для каждого из них возможны еще шесть - когда мы бросаем вторую кость.

    Получаем, что у данного действия - бросания двух игральных костей - всего 36 возможных исходов, так как 6² = 36.

    А теперь - благоприятные исходы:

    Вероятность выпадения восьми очков равна 5/36 ≈ 0,14.

    9. Стрелок попадает в цель с вероятностью 0,9. Найдите вероятность того, что он попадёт в цель четыре раза выстрела подряд.

    Если вероятность попадания равна 0,9 - следовательно, вероятность промаха 0,1. Рассуждаем так же, как и в предыдущей задаче. Вероятность двух попадания подряд равна 0,9 0,9 = 0,81. А вероятность четырех попаданий подряд равна

    0,9 0,9 0,9 0,9 = 0,6561.

    Вероятность: логика перебора.

    Задача В10 про монеты из диагностической работы 7 декабря многим показалась сложной. Вот ее условие:

    В кармане у Пети было 2 монеты по 5 рублей и 4 монеты по 10 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат теперь в разных карманах .

    Мы знаем, что вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к общему числу исходов. Но как посчитать все эти исходы?

    Можно, конечно, обозначить пятирублевые монеты цифрами 1, а десятирублевые цифрами 2 - а затем посчитать, сколькими способами можно выбрать три элемента из набора

    Однако есть более простое решение:

    Кодируем монеты числами: 1, 2 (это пятирублёвые), 3, 4, 5, 6 (это десятирублёвые). Условие задачи можно теперь сформулировать так:

    Есть шесть фишек с номерами от 1 до 6. Сколькими способами можно разложить их по двум карманам поровну, так чтобы фишки с номерами 1 и 2 не оказались вместе?

    Давайте запишем, что у нас в первом кармане.

    Для этого составим все возможные комбинации из набора Набор из трёх фишек будет трёхзначным числом. Очевидно, что в наших условиях 1 2 3 и 2 3 1 - это один и тот же набор фишек. Чтобы ничего не пропустить и не повториться, располагаем соответствующие трехзначные числа по возрастанию:

    135, 136, 145, 146, 156.

    Все! Мы перебрали все возможные комбинации, начинающиеся на 1. Продолжаем:

    234, 235, 236, 245, 246, 256,

    Всего 20 возможных исходов.

    У нас есть условие - фишки с номерами 1 и 2 не должны оказаться вместе. Это значит, например, что комбинация 356 нам не подходит - она означает, что фишки 1 и 2 обе оказались в не в первом, а во втором кармане. Благоприятные для нас исходы - такие, где есть либо только 1, либо только 2. Вот они:

    134, 135, 136, 145, 146, 156, 234, 235, 236, 245, 246, 256 - всего 12 благоприятных исходов.

    Тогда искомая вероятность равна 12/20.

    Приведенные к настоящему моменту в открытом банке задач ЕГЭ по математике (mathege.ru), решение которых основано на одной лишь формуле, представляющей собой классическое определение вероятности.

    Понять формулу проще всего на примерах.
    Пример 1. В корзине 9 красных шаров и 3 синих. Шары различаются только цветом. Наугад (не глядя) достаём один из них. Какова вероятность того, что выбранный таким образом шар окажется синего цвета?

    Комментарий. В задачах по теории вероятности происходит нечто (в данном случае наше действие по вытаскиванию шара), что может иметь разный результат - исход. Нужно заметить, что на результат можно смотреть по-разному. "Мы вытащили какой-то шар" - тоже результат. "Мы вытащили синий шар" - результат. "Мы вытащили именно вот этот шар из всех возможных шаров" - такой наименее обобщенный взгляд на результат называется элементарным исходом. Именно элементарные исходы имеются в виду в формуле для вычисления вероятности.

    Решение. Теперь вычислим вероятность выбора синего шара.
    Событие А: "выбранный шар оказался синего цвета"
    Общее число всех возможных исходов: 9+3=12 (количество всех шаров, которые мы могли бы вытащить)
    Число благоприятных для события А исходов: 3 (количество таких исходов, при которых событие А произошло, - то есть, количество синих шаров)
    P(A)=3/12=1/4=0,25
    Ответ: 0,25

    Посчитаем для той же задачи вероятность выбора красного шара.
    Общее число возможных исходов останется тем же, 12. Число благоприятных исходов: 9. Искомая вероятность: 9/12=3/4=0,75

    Вероятность любого события всегда лежит в пределах от 0 до 1.
    Иногда в повседневной речи (но не в теории вероятности!) вероятность событий оценивают в процентах. Переход между математической и разговорной оценкой осуществляется путем умножения (или деления) на 100%.
    Итак,
    При этом вероятность равна нулю у событий, которые не могут произойти - невероятны. Например, в нашем примере это была бы вероятность вытащить из корзины зеленый шар. (Число благоприятных исходов равно 0, Р(А)=0/12=0, если считать по формуле)
    Вероятность 1 имеют события, которые абсолютно точно произойдут, без вариантов. Например, вероятность того, что «выбранный шар окажется или красным или синим» - для нашей задачи. (Число благоприятных исходов: 12, Р(А)=12/12=1)

    Мы рассмотрели классический пример, иллюстрирующий определение вероятности. Все подобные задачи ЕГЭ по теории вероятности решаются применением данной формулы.
    На месте красных и синих шаров могут быть яблоки и груши, мальчики и девочки, выученные и невыученные билеты, билеты, содержащие и не содержащие вопрос по какой-то теме (прототипы , ), бракованные и качественные сумки или садовые насосы (прототипы , ) – принцип остается тем же.

    Немного отличаются формулировкой задачи теории вероятности ЕГЭ, где нужно вычислить вероятность выпадения какого-то события на определенный день. ( , ) Как и в предыдущих задачах нужно определить, что является элементарным исходом, после чего применить ту же формулу.

    Пример 2. Конференция длится три дня. В первый и второй день выступают по 15 докладчиков, в третий день – 20. Какова вероятность того, что доклад профессора М. выпадет на третий день, если порядок докладов определяется жеребьевкой?

    Что здесь является элементарным исходом? – Присвоение докладу профессора какого-то одного из всех возможных порядковых номеров для выступления. В жеребьевке участвует 15+15+20=50 человек. Таким образом, доклад профессора М. может получить один из 50 номеров. Значит, и элементарных исходов всего 50.
    А какие исходы благоприятные? – Те, при которых окажется, что профессор будет выступать в третий день. То есть, последние 20 номеров.
    По формуле вероятность P(A)= 20/50=2/5=4/10=0,4
    Ответ: 0,4

    Жеребьевка здесь представляет собой установление случайного соответствия между людьми и упорядоченными местами. В примере 2 установление соответствия рассматривалось с точки зрения того, какое из мест мог бы занять конкретный человек. Можно к той же ситуации подходить с другой стороны: кто из людей с какой вероятностью мог бы попасть на конкретное место (прототипы , , , ):

    Пример 3. В жеребьевке участвуют 5 немцев, 8 французов и 3 эстонца. Какова вероятность того, что первым (/вторым/седьмым/последним – не важно) будет выступать француз.

    Количество элементарных исходов – количество всех возможных людей, которые могли бы по жеребьевке попасть на данное место. 5+8+3=16 человек.
    Благоприятные исходы – французы. 8 человек.
    Искомая вероятность: 8/16=1/2=0,5
    Ответ: 0,5

    Немного отличается прототип . Остались задачи про монеты () и игральные кости (), несколько более творческие. Решение этих задач можно посмотреть на страницах прототипов.

    Приведем несколько примеров на бросание монеты или кубика.

    Пример 4. Когда подбрасываем монету, какова вероятность выпадения решки?
    Исходов 2 – орел или решка. (считается, что монета никогда не падает на ребро) Благоприятный исход – решка, 1.
    Вероятность 1/2=0,5
    Ответ: 0,5.

    Пример 5. А если подбрасываем монету два раза? Какова вероятность того, что оба раза выпадет орел?
    Главное определить, какие элементарные исходы будем рассматривать при подбрасывании двух монет. После подбрасывания двух монет может получиться один из следующих результатов:
    1) PP – оба раза выпала решка
    2) PO – первый раз решка, второй раз орел
    3) OP – первый раз орел, второй раз решка
    4) OO – оба раза выпал орел
    Других вариантов нет. Значит, элементарных исходов 4. Благоприятный из них только первый, 1.
    Вероятность: 1/4=0,25
    Ответ: 0,25

    Какова вероятность того, что из двух подбрасываний монеты один раз выпадет решка?
    Количество элементарных исходов то же, 4. Благоприятные исходы – второй и третий, 2.
    Вероятность выпадения одной решки: 2/4=0,5

    В таких задачах может пригодиться ещё одна формула.
    Если при одном бросании монеты возможных вариантов результата у нас 2, то для двух бросаний результатов будет 2·2=2 2 =4 (как в примере 5), для трех бросаний 2·2·2=2 3 =8, для четырех: 2·2·2·2=2 4 =16, … для N бросаний возможных результатов будет 2·2·...·2=2 N .

    Так, можно найти вероятность выпадения 5 решек из 5 бросаний монеты.
    Общее число элементарных исходов: 2 5 =32.
    Благоприятных исходов: 1. (РРРРР – все 5 раз решка)
    Вероятность: 1/32=0,03125

    То же верно и для игральной кости. При одном бросании возможных результатов здесь 6. Значит, для двух бросаний: 6·6=36, для трех 6·6·6=216, и т. д.

    Пример 6. Бросаем игральную кость. Какова вероятность, что выпадет четное число?

    Всего исходов: 6, по числу граней.
    Благоприятных: 3 исхода. (2, 4, 6)
    Вероятность: 3/6=0,5

    Пример 7. Бросаем две игральные кости. Какова вероятность, что в сумме выпадет 10? (округлить до сотых)

    Для одного кубика 6 возможных исходов. Значит, для двух, по вышеупомянутому правилу, 6·6=36.
    Какие исходы будут благоприятными для того, чтоб в сумме выпало 10?
    10 надо разложить на сумму двух чисел от 1 до 6. Это можно сделать двумя способами: 10=6+4 и 10=5+5. Значит, для кубиков возможны варианты:
    (6 на первом и 4 на втором)
    (4 на первом и 6 на втором)
    (5 на первом и 5 на втором)
    Итого, 3 варианта. Искомая вероятность: 3/36=1/12=0,08
    Ответ: 0,08

    Другие типы задач B6 будут рассмотрены в одной из следующих статей «Как решать».

    Начальный уровень

    Теория вероятностей. Решение задач (2019)

    Что такое вероятность?

    Столкнувшись с этим термином первый раз, я бы не понял, что это такое. Поэтому попытаюсь объяснить доступно.

    Вероятность - это шанс того, что произойдет нужное нам событие.

    Например, ты решил зайти к знакомому, помнишь подъезд и даже этаж на котором он живет. А вот номер и расположение квартиры забыл. И вот стоишь ты на лестничной клетке, а перед тобой двери на выбор.

    Каков шанс (вероятность) того, что если ты позвонишь в первую дверь, тебе откроет твой друг? Всего квартиры, а друг живет только за одной из них. С равным шансом мы можем выбрать любую дверь.

    Но каков этот шанс?

    Дверей, нужная дверь. Вероятность угадать, позвонив в первую дверь: . То есть один раз из трех ты точно угадаешь.

    Мы хотим узнать, позвонив раз, как часто мы будем угадывать дверь? Давай рассмотри все варианты:

    1. Ты позвонил в дверь
    2. Ты позвонил в дверь
    3. Ты позвонил в дверь

    А теперь рассмотрим все варианты, где может находиться друг:

    а. За 1ой дверью
    б. За 2ой дверью
    в. За 3ей дверью

    Сопоставим все варианты в виде таблицы. Галочкой обозначены варианты, когда твой выбор совпадает с местоположением друга, крестиком - когда не совпадает.

    Как видишь всего возможно вариантов местоположения друга и твоего выбора, в какую дверь звонить.

    А благоприятных исходов всего . То есть раза из ты угадаешь, позвонив в дверь раз, т.е. .

    Это и есть вероятность - отношение благоприятного исхода (когда твой выбор совпал с местоположение друга) к количеству возможных событий.

    Определение - это и есть формула. Вероятность принято обозначать p, поэтому:

    Такую формулу писать не очень удобно, поэтому примем за - количество благоприятных исходов, а за - общее количество исходов.

    Вероятность можно записывать в процентах, для этого нужно умножить получившийся результат на:

    Наверное, тебе бросилось в глаза слово «исходы». Поскольку математики называют различные действия (у нас такое действие - это звонок в дверь) экспериментами, то результатом таких экспериментов принято называть исход.

    Ну а исходы бывают благоприятные и неблагоприятные.

    Давай вернемся к нашему примеру. Допустим, мы позвонили в одну из дверей, но нам открыл незнакомый человек. Мы не угадали. Какова вероятность, что если позвоним в одну из оставшихся дверей, нам откроет наш друг?

    Если ты подумал, что, то это ошибка. Давай разбираться.

    У нас осталось две двери. Таким образом, у нас есть возможные шаги:

    1) Позвонить в 1-ую дверь
    2) Позвонить во 2-ую дверь

    Друг, при всем этом, точно находится за одной из них (ведь за той, в которую мы звонили, его не оказалось):

    а) Друг за 1-ой дверью
    б) Друг за 2-ой дверью

    Давай снова нарисуем таблицу:

    Как видишь, всего есть варианта, из которых - благоприятны. То есть вероятность равна.

    А почему не?

    Рассмотренная нами ситуация - пример зависимых событий. Первое событие - это первый звонок в дверь, второе событие - это второй звонок в дверь.

    А зависимыми они называются потому что влияют на следующие действия. Ведь если бы после первого звонка в дверь нам открыл друг, то какова была бы вероятность того, что он находится за одной из двух других? Правильно, .

    Но если есть зависимые события, то должны быть и независимые ? Верно, бывают.

    Хрестоматийный пример - бросание монетки.

    1. Бросаем монетку раз. Какова вероятность того, что выпадет, например, орел? Правильно - , ведь вариантов всего (либо орел, либо решка, пренебрежем вероятностью монетки встать на ребро), а устраивает нас только.
    2. Но выпала решка. Ладно, бросаем еще раз. Какова сейчас вероятность выпадения орла? Ничего не изменилось, все так же. Сколько вариантов? Два. А сколько нас устраивает? Один.

    И пусть хоть тысячу раз подряд будет выпадать решка. Вероятность выпадения орла на раз будет все также. Вариантов всегда, а благоприятных - .

    Отличить зависимые события от независимых легко:

    1. Если эксперимент проводится раз (раз бросают монетку, 1 раз звонят в дверь и т.д.), то события всегда независимые.
    2. Если эксперимент проводится несколько раз (монетку бросают раз, в дверь звонят несколько раз), то первое событие всегда независимое. А дальше, если количество благоприятных или количество всех исходов меняется, то события зависимые, а если нет - независимые.

    Давай немного потренируемся определять вероятность.

    Пример 1.

    Монетку бросают два раза. Какова вероятность того, что два раза подряд выпадет орел?

    Решение:

    Рассмотрим все возможные варианты:

    1. Орел-орел
    2. Орел-решка
    3. Решка-орел
    4. Решка-решка

    Как видишь, всего варианта. Из них нас устраивает только. То есть вероятность:

    Если в условии просят просто найти вероятность, то ответ нужно давать в виде десятичной дроби. Если было бы указано, что ответ нужно дать в процентах, тогда мы умножили бы на.

    Ответ:

    Пример 2.

    В коробке конфет все конфеты упакованы в одинаковую обертку. Однако из конфет - с орехами, с коньяком, с вишней, с карамелью и с нугой.

    Какова вероятность, взяв одну конфету, достать конфету с орехами. Ответ дайте в процентах.

    Решение:

    Сколько всего возможных исходов? .

    То есть, взяв одну конфету, она будет одной из, имеющихся в коробке.

    А сколько благоприятных исходов?

    Потому что в коробке только конфет с орехами.

    Ответ:

    Пример 3.

    В коробке шаров. из них белые, - черные.

    1. Какова вероятность вытащить белый шар?
    2. Мы добавили в коробку еще черных шаров. Какова теперь вероятность вытащить белый шар?

    Решение:

    а) В коробке всего шаров. Из них белых.

    Вероятность равна:

    б) Теперь шаров в коробке стало. А белых осталось столько же - .

    Ответ:

    Полная вероятность

    Вероятность всех возможных событий равна ().

    Допустим, в ящике красных и зеленых шаров. Какова вероятность вытащить красный шар? Зеленый шар? Красный или зеленый шар?

    Вероятность вытащить красный шар

    Зеленый шар:

    Красный или зеленый шар:

    Как видишь, сумма всех возможных событий равна (). Понимание этого момента поможет тебе решить многие задачи.

    Пример 4.

    В ящике лежит фломастеров: зеленых, красных, синих, желтых, черный.

    Какова вероятность вытащить НЕ красный фломастер?

    Решение:

    Давай посчитаем количество благоприятных исходов.

    НЕ красный фломастер, это значит зеленый, синий, желтый или черный.

    Вероятность всех событий. А вероятность событий, которые мы считаем неблагоприятными (когда вытащим красный фломастер) - .

    Таким образом, вероятность вытащить НЕ красный фломастер - .

    Ответ:

    Вероятность того, что событие не произойдет, равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Правило умножения вероятностей независимых событий

    Что такое независимые события ты уже знаешь.

    А если нужно найти вероятность того, что два (или больше) независимых события произойдут подряд?

    Допустим мы хотим знать, какова вероятность того, что бросая монетку раза, мы два раза увидим орла?

    Мы уже считали - .

    А если бросаем монетку раза? Какова вероятность увидеть орла раза подряд?

    Всего возможных вариантов:

    1. Орел-орел-орел
    2. Орел-орел-решка
    3. Орел-решка-орел
    4. Орел-решка-решка
    5. Решка-орел-орел
    6. Решка-орел-решка
    7. Решка-решка-орел
    8. Решка-решка-решка

    Не знаю как ты, но я раза ошибся, составляя этот список. Ух! А подходит нам только вариант (первый).

    Для 5 бросков можешь составить список возможных исходов сам. Но математики не столь трудолюбивы, как ты.

    Поэтому они сначала заметили, а потом доказали, что вероятность определенной последовательности независимых событий каждый раз уменьшается на вероятность одного события.

    Другими словами,

    Рассмотрим на примере все той же, злосчастной, монетки.

    Вероятность выпадения орла в испытании? . Теперь мы бросаем монетку раз.

    Какова вероятность выпадения раз подряд орла?

    Это правило работает не только, если нас просят найти вероятность того, что произойдет одно и то же событие несколько раз подряд.

    Если бы мы хотели найти последовательность РЕШКА-ОРЕЛ-РЕШКА, при бросках подряд, мы поступили бы также.

    Вероятность выпадения решка - , орла - .

    Вероятность выпадения последовательности РЕШКА-ОРЕЛ-РЕШКА-РЕШКА:

    Можешь проверить сам, составив таблицу.

    Правило сложения вероятностей несовместных событий.

    Так стоп! Новое определение.

    Давай разбираться. Возьмем нашу изношенную монетку и бросим её раза.
    Возможные варианты:

    1. Орел-орел-орел
    2. Орел-орел-решка
    3. Орел-решка-орел
    4. Орел-решка-решка
    5. Решка-орел-орел
    6. Решка-орел-решка
    7. Решка-решка-орел
    8. Решка-решка-решка

    Так вот несовместные события, это определенная, заданная последовательность событий. - это несовместные события.

    Если мы хотим определить, какова вероятность двух (или больше) несовместных событий то мы складываем вероятности этих событий.

    Нужно понять, что выпадение орла или решки - это два независимых события.

    Если мы хотим определить, какова вероятность выпадения последовательности) (или любой другой), то мы пользуемся правилом умножения вероятностей.
    Какова вероятность выпадения при первом броске орла, а при втором и третьем решки?

    Но если мы хотим узнать, какова вероятность выпадения одной из нескольких последовательностей, например, когда орел выпадет ровно раз, т.е. варианты и, то мы должны сложить вероятности этих последовательностей.

    Всего вариантов, нам подходит.

    То же самое мы можем получить, сложив вероятности появления каждой последовательности:

    Таким образом, мы складываем вероятности, когда хотим определить вероятность некоторых, несовместных, последовательностей событий.

    Есть отличное правило, помогающее не запутаться, когда умножать, а когда складывать:

    Возвратимся к примеру, когда мы подбросили монетку раза, и хотим узнать вероятность увидеть орла раз.
    Что должно произойти?

    Должны выпасть:
    (орел И решка И решка) ИЛИ (решка И орел И решка) ИЛИ (решка И решка И орел).
    Вот и получается:

    Давай рассмотрим несколько примеров.

    Пример 5.

    В коробке лежит карандашей. красных, зеленых, оранжевых и желтых и черных. Какова вероятность вытащить красный или зеленый карандаши?

    Решение:

    Что должно произойти? Мы должны вытащить (красный ИЛИ зеленый).

    Теперь понятно, складываем вероятности этих событий:

    Ответ:

    Пример 6.

    Игральную кость бросают дважды, какова вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков?

    Решение.

    Как мы можем получить очков?

    (и) или (и) или (и) или (и) или (и).

    Вероятность выпадения одной (любой) грани - .

    Считаем вероятность:

    Ответ:

    Тренировка.

    Думаю, теперь тебе стало понятно, когда нужно как считать вероятности, когда их складывать, а когда умножать. Не так ли? Давай немного потренируемся.

    Задачи:

    Возьмем карточную колоду, в которой карты, из них пик, червей, 13 треф и 13 бубен. От до туза каждой масти.

    1. Какова вероятность вытащить трефы подряд (первую вытащенную карту мы кладем обратно в колоду и перемешиваем)?
    2. Какова вероятность вытащить черную карту (пики или трефы)?
    3. Какова вероятность вытащить картинку (вальта, даму, короля или туза)?
    4. Какова вероятность вытащить две картинки подряд (первую вытащенную карту мы убираем из колоды)?
    5. Какова вероятность, взяв две карты, собрать комбинацию - (валет, дама или король) и туз Последовательность, в которой будут вытащены карты, не имеет значения.

    Ответы:

    1. В колоде карты каждого достоинства, значит:
    2. События зависимы, так как после первой вытащенной карты количество карт в колоде уменьшилось (как и количество «картинок»). Всего вальтов, дам, королей и тузов в колоде изначально, а значит вероятность первой картой вытащить «картинку»:

      Поскольку мы убираем из колоды первую карту, то значит в колоде осталось уже карта, из них картинок. Вероятность второй картой вытащить картинку:

      Поскольку нас интересует ситуация, когда мы достаем из колоды: «картинку» И «картинку», то нужно перемножать вероятности:

      Ответ:

    3. После первой вытащенной карты, количество карт в колоде уменьшится.Таким образом, нам подходит два варианта:
      1) Первой картой вытаскиваем Туза, второй - валета, даму или короля
      2) Первой картой вытаскиваем валета, даму или короля, второй - туза.Т.е. (туз и (валет или дама или король)) или ((валет или дама или король) и туз). Не забываем про уменьшение количества карт в колоде!

    Если ты смог сам решить все задачи, то ты большой молодец! Теперь задачи на теорию вероятностей в ЕГЭ ты будешь щелкать как орешки!

    ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

    Рассмотрим пример. Допустим, мы бросаем игральную кость. Что это за кость такая, знаешь? Так называют кубик с цифрами на гранях. Сколько граней, столько и цифр: от до скольки? До.

    Итак, мы бросаем кость и хотим, чтобы выпало или. И нам выпадает.

    В теории вероятностей говорят, что произошло благоприятное событие (не путай с благополучным).

    Если бы выпало, событие тоже было бы благоприятным. Итого может произойти всего два благоприятных события.

    А сколько неблагоприятных? Раз всего возможных событий, значит, неблагоприятных из них события (это если выпадет или).

    Определение:

    Вероятностью называется отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий . То есть вероятность показывает, какая доля из всех возможных событий приходится на благоприятные.

    Обозначают вероятность латинской буквой (видимо, от английского слова probability - вероятность).

    Принято измерять вероятность в процентах (см. тему , ) . Для этого значение вероятности нужно умножать на. В примере с игральной костью вероятность.

    А в процентах: .

    Примеры (реши сам):

    1. С какой вероятностью при бросании монетки выпадет орел? А с какой вероятностью выпадет решка?
    2. С какой вероятностью при бросании игральной кости выпадет четное число? А с какой - нечетное?
    3. В ящике простых, синих и красных карандашей. Наугад тянем один карандаш. Какова вероятность вытащить простой?

    Решения:

    1. Сколько всего вариантов? Орел и решка - всего два. А сколько из них благоприятных? Только один - орел. Значит, вероятность

      С решкой то же самое: .

    2. Всего вариантов: (сколько сторон у кубика, столько и различных вариантов). Благоприятных из них: (это все четные числа:).
      Вероятность. С нечетными, естественно, то же самое.
    3. Всего: . Благоприятных: . Вероятность: .

    Полная вероятность

    Все карандаши в ящике зеленые. Какова вероятность вытащить красный карандаш? Шансов нет: вероятность (ведь благоприятных событий -).

    Такое событие называется невозможным .

    А какова вероятность вытащить зеленый карандаш? Благоприятных событий ровно столько же, сколько событий всего (все события - благоприятные). Значит, вероятность равна или.

    Такое событие называется достоверным .

    Если в ящике зеленых и красных карандашей, какова вероятность вытащить зеленый или красный? Опять же. Заметим такую вещь: вероятность вытащить зеленый равна, а красный - .

    В сумме эти вероятности равны ровно. То есть, сумма вероятностей всех возможных событий равна или.

    Пример:

    В коробке карандашей, среди них синих, красных, зеленых, простых, желтый, а остальные - оранжевые. Какова вероятность не вытащить зеленый?

    Решение:

    Помним, что все вероятности в сумме дают. А вероятность вытащить зеленый равна. Значит, вероятность не вытащить зеленый равна.

    Запомни этот прием: вероятность того, что событие не произойдет равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Независимые события и правило умножения

    Ты кидаешь монетку раза, и хочешь, чтобы оба раза выпал орел. Какова вероятность этого?

    Давай переберем все возможные варианты и определим, сколько их:

    Орел-Орел, Решка-Орел, Орел-Решка, Решка-Решка. Какие еще?

    Всего варианта. Из них нам подходит только один: Орел-Орел. Итого, вероятность равна.

    Хорошо. А теперь кидаем монетку раза. Посчитай сам. Получилось? (ответ).

    Ты мог заметить, что с добавлением каждого следующего броска вероятность уменьшается в раза. Общее правило называется правилом умножения :

    Вероятности независимых событий переменожаются.

    Что такое независимые события? Все логично: это те, которые не зависят друг от друга. Например, когда мы бросаем монетку несколько раз, каждый раз производится новый бросок, результат которого не зависит от всех предыдущих бросков. С таким же успехом мы можем бросать одновременно две разные монетки.

    Еще примеры:

    1. Игральную кость бросают дважды. Какова вероятность, что оба раза выпадет?
    2. Монетку бросают раза. Какова вероятность, что в первый раз выпадет орел, а потом два раза решка?
    3. Игрок бросает две кости. Какова вероятность, что сумма чисел на них будет равна?

    Ответы:

    1. События независимы, значит, работает правило умножения: .
    2. Вероятность орла равна. Вероятность решки - тоже. Перемножаем:
    3. 12 может получиться только, если выпадут две -ки: .

    Несовместные события и правило сложения

    Несовместными называются события, которые дополняют друг друга до полной вероятности. Из названия видно, что они не могут произойти одновременно. Например, если бросаем монетку, может выпасть либо орел, либо решка.

    Пример.

    В коробке карандашей, среди них синих, красных, зеленых, простых, желтый, а остальные - оранжевые. Какова вероятность вытащить зеленый или красный?

    Решение .

    Вероятность вытащить зеленый карандаш равна. Красный - .

    Благоприятных событий всего: зеленых + красных. Значит, вероятность вытащить зеленый или красный равна.

    Эту же вероятность можно представить в таком виде: .

    Это и есть правило сложения: вероятности несовместных событий складываются.

    Задачи смешанного типа

    Пример.

    Монетку бросают два раза. Какова вероятность того, что результат бросков будет разный?

    Решение .

    Имеется в виду, что если первым выпал орел, второй должна быть решка, и наоборот. Получается, что здесь две пары независимых событий, и эти пары друг с другом несовместны. Как бы не запутаться, где умножать, а где складывать.

    Есть простое правило для таких ситуаций. Попробуй описать, что должно произойти, соединяя события союзами «И» или «ИЛИ». Например, в данном случае:

    Должны выпасть (орел и решка) или (решка и орел).

    Там где стоит союз «и», будет умножение, а там где «или» - сложение:

    Попробуй сам:

    1. С какой вероятностью при двух бросаниях монетки оба раза выпадет одно и та же сторона?
    2. Игральную кость бросают дважды. Какова вероятность, что в сумме выпадет очков?

    Решения:

    1. (Выпал орел и выпал орел) или (выпала решка и выпала решка): .
    2. Какие есть варианты? и. Тогда:
      Выпало (и) или (и) или (и): .

    Еще пример:

    Бросаем монетку раза. Какова вероятность, что хотя-бы один раз выпадет орел?

    Решение:

    Ой, как же не хочется перебирать варианты… Орел-решка-решка, Орел-орел-решка, … А и не надо! Вспоминаем про полную вероятность. Вспомнил? Какова вероятность, что орел не выпадет ни разу ? Это же просто: все время летят решки, значит.

    ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

    Вероятность - это отношение количества благоприятных событий к количеству всех возможных событий.

    Независимые события

    Два события независимы если при наступлении одного вероятность наступления другого не изменяется.

    Полная вероятность

    Вероятность всех возможных событий равна ().

    Вероятность того, что событие не произойдет, равна минус вероятность того, что событие произойдет.

    Правило умножения вероятностей независимых событий

    Вероятность определенной последовательности независимых событий, равна произведению вероятностей каждого из событий

    Несовместные события

    Несовместными называются события, которые никак не могут произойти одновременно в результате эксперимента. Ряд несовместных событий образуют полную группу событий.

    Вероятности несовместных событий складываются.

    Описав что должно произойти, используя союзы «И» или «ИЛИ», вместо «И» ставим знак умножения, а вместо «ИЛИ» — сложения.

    Ну вот, тема закончена. Если ты читаешь эти строки, значит ты очень крут.

    Потому что только 5% людей способны освоить что-то самостоятельно. И если ты дочитал до конца, значит ты попал в эти 5%!

    Теперь самое главное.

    Ты разобрался с теорией по этой теме. И, повторюсь, это… это просто супер! Ты уже лучше, чем абсолютное большинство твоих сверстников.

    Проблема в том, что этого может не хватить…

    Для чего?

    Для успешной сдачи ЕГЭ, для поступления в институт на бюджет и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, для жизни.

    Я не буду тебя ни в чем убеждать, просто скажу одну вещь…

    Люди, получившие хорошее образование, зарабатывают намного больше, чем те, кто его не получил. Это статистика.

    Но и это - не главное.

    Главное то, что они БОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ (есть такие исследования). Возможно потому, что перед ними открывается гораздо больше возможностей и жизнь становится ярче? Не знаю...

    Но, думай сам...

    Что нужно, чтобы быть наверняка лучше других на ЕГЭ и быть в конечном итоге… более счастливым?

    НАБИТЬ РУКУ, РЕШАЯ ЗАДАЧИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.

    На экзамене у тебя не будут спрашивать теорию.

    Тебе нужно будет решать задачи на время .

    И, если ты не решал их (МНОГО!), ты обязательно где-нибудь глупо ошибешься или просто не успеешь.

    Это как в спорте - нужно много раз повторить, чтобы выиграть наверняка.

    Найди где хочешь сборник, обязательно с решениями, подробным разбором и решай, решай, решай!

    Можно воспользоваться нашими задачами (не обязательно) и мы их, конечно, рекомендуем.

    Для того, чтобы набить руку с помощью наших задач нужно помочь продлить жизнь учебнику YouClever, который ты сейчас читаешь.

    Как? Есть два варианта:

    1. Открой доступ ко всем скрытым задачам в этой статье - 299 руб.
    2. Открой доступ ко всем скрытым задачам во всех 99-ти статьях учебника - 999 руб.

    Да, у нас в учебнике 99 таких статей и доступ для всех задач и всех скрытых текстов в них можно открыть сразу.

    Во втором случае мы подарим тебе тренажер “6000 задач с решениями и ответами, по каждой теме, по всем уровням сложности”. Его точно хватит, чтобы набить руку на решении задач по любой теме.

    На самом деле это намного больше, чем просто тренажер - целая программа подготовки. Если понадобится, ты сможешь ею так же воспользоваться БЕСПЛАТНО.

    Доступ ко всем текстам и программам предоставляется на ВСЕ время существования сайта.

    И в заключение...

    Если наши задачи тебе не нравятся, найди другие. Только не останавливайся на теории.

    “Понял” и “Умею решать” - это совершенно разные навыки. Тебе нужны оба.

    Найди задачи и решай!