Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Закон о государственной тайне в российской федерации. ФЗ «О государственной тайне Фз о государственной тайне

    Закон о государственной тайне в российской федерации. ФЗ «О государственной тайне Фз о государственной тайне

    Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

    Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

    Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

    Засекречивание сведений и их носителей - это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

    Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

    Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

    Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

    Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей - снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

    Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

    Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

    Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

    Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

    КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ"

    (ПОСТАТЕЙНЫЙ)

    Е. И. СПЕКТОР

    Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права . Окончила в 1998 г. Юридический институт МВД России с отличием, в 2003 г. - аспирантуру ИЗиСП. Научная проблематика - административно-правовые режимы. Автор многочисленных публикаций в юридических журналах.

    Список сокращений

    ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

    ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

    УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

    УПК РФ - Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации

    АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

    ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    Органы государственной власти и организации

    КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

    ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

    ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

    Иные сокращения

    РГ - Российская газета

    о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

    о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

    Согласно изложенному сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, находящуюся в ограниченном обороте. Государство, являясь правообладателем, принимает меры к ее охране и защите, поскольку свободное распространение ее может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Понятие же "тайна" предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной, она секретная, а "носитель тайны" принимает соответствующие меры для ее охраны.

    Статьей 10 Федерального закона от 01.01.01 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" также установлен запрет на отнесение к информации с ограниченным доступом:

    1) законодательных и других нормативных актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений , а также права, свободы и обязанности граждан , порядок их реализации;

    2) документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов , безопасности граждан и населения в целом; документов, содержащих информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

    3) документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Следует отметить, что правоотношения в сфере государственной тайны регулируются не только Законом о государственной тайне. Упоминание о сведениях, составляющих государственную тайну, можно найти в огромном количестве не только федеральных законов (см. далее комментарий к ст. 3 Закона), но и подзаконных актов. Вместе с тем не все законодательные акты одинаково раскрывают правовой режим государственной тайны, что существенно осложняет деятельность правоприменителей. Так, например, ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" относит информацию, содержащую сведения государственной тайны, к иной конфиденциальной информации. Аналогичный правовой режим для государственной тайны предусмотрен и нормами Таможенного кодекса РФ. В свою очередь, ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" разделяет конфиденциальную информацию и информацию, содержащую сведения государственной тайны. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 01.01.01 г. N 1111) <*>, к сведениям конфиденциального характера относит:

    <*> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

    1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

    2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в ред. от 01.01.01 г. N 199-ФЗ) <*> и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    <*> Там же. 2004. N 34. Ст. 3534.

    3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

    <*> Федеральный закон от 01.01.01 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ч. 3 ст. 1) выводит из-под сферы действия Закона сведения, составляющие государственную тайну, в отношении которых применяются положения законодательства РФ о государственной тайне (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283).

    6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Отличительными признаками государственной тайны от конфиденциальной информации являются степень вреда, который может принести ее разглашение, основания и порядок отнесения сведений к государственной тайне, особый порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. ст. 5, 6, 8, 12, 21 Закона).

    Информация, составляющая коммерческую, служебную тайну, регулируется ст. 139 ГК РФ при условии ее сохранения как таковой, т. е. в случае, когда: 1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Так, например, согласно ст. 10 Федерального закона от 01.01.01 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете " <*> (в действ. ред.) содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, т. е. лица, получившие такую информацию, обязаны хранить коммерческую тайну.

    <*> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

    Несмотря на то что служебная и коммерческая тайна обладают тремя одинаковыми признаками, по своей природе они не тождественны. Служебную тайну составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера), тогда как коммерческую тайну составляет информация, связанная именно с коммерческой деятельностью.

    Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом (см., в частности, ст. 5 Федерального закона от 01.01.01 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в действ. ред.)) и иными правовыми актами. Государственной тайны Перечень сведений конфиденциального характера не содержит.

    Таким образом, следует заключить, что конфиденциальная информация и информация, содержащая сведения государственной тайны, имеют разные правовые режимы, где последняя регулируется специальными законами (Закон о государственной тайне, Закон о безопасности, Закон об информации, информатизации и защите информации и т. д.).

    К носителям сведений, составляющих государственную тайну, Закон относит материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Понятие "носители сведений, составляющих государственную тайну" определяет способы передачи информации, составляющей государственную тайну. Иными словами, комментируемое понятие охватывает различные виды материальных объектов, передающих информацию, составляющую государственную тайну.

    <*> ГОСТ Р устанавливает основные термины и определения понятий в области защиты информации. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по защите информации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

    Согласно комментируемому Закону физическое лицо является субъектом правоотношений в сфере государственной тайны, вступающим в договорные отношения с государством.

    В рамках комментируемого законодательного определения одной из форм материального объекта/носителя является документ, легальное определение которого раскрыто в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 01.01.01 г. N 186-ФЗ) <*> "как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования".

    <*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

    Аналогичное понятие документа дано в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> и Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 01.01.01 г. N 58-ФЗ) <**>.

    <*> Там же. N 8. Ст. 609.

    <**> Там же. 1996. N 28. Ст. 3347.

    ГОСТ Р 52069.0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения", утв. Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2003 г. N 181-ст, в п. 3.18 также определяет документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, т. е. фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 комментируемого Закона о государственной тайне). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

    Под понятием физического поля в данном Законе подразумеваются электромагнитные и акустические поля, где первые связаны с работой и функционированием средств связи, коммуникации, вычислительных комплексов, средств отображения, в том числе электронно-лучевых и плазменных дисплеев компьютеров, излучение которых может приводить к передаче информации; вторые связаны со средствами озвучивания.

    Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, которые используют средства и методы защиты сведений, составляющих эту тайну, и их носителей, а также проводимые в этих целях необходимые мероприятия.

    Непосредственными органами защиты государственной тайны, в рамках ст. 20 Закона (см. комментарий к ней), являются следующие органы:

    Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ <*>. Основные функции Межведомственной комиссии заключаются в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны и формировании перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, по предложениям органов государственной власти;

    <*> Положение о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 // СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024.

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, его территориальные органы (Федеральная служба безопасности - см. Положение о Федеральной службе безопасности, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 960 (в действ. ред.)) <*>;

    <*> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны; его территориальные органы (Министерство обороны РФ - см. Положение о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1082 (в действ. ред.)) <*>;

    <*> Там же. 2004. N 34. Ст. 3538.

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки; его территориальные органы (Служба внешней разведки РФ - см. Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (в действ. ред.)) <*>;

    <*> Там же. 1996. N 3. Ст. 143.

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - см. Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1085 <*>);

    Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) О государственной тайне

    Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    Расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

    Однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

    Возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

    Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

    Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

    Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

    К государственной тайне относятся сведения, засекреченные органами или государством. Распространение таких сведений может повлечь за собой нанесение ущерба Российской Федерации, поэтому был принят закон 5485-1. Этот закон регулирует, регламентирует и контролирует все правоотношения и процессы, возникающие в описываемой области.

    Общие сведения

    Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.

    Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»:

    • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;
    • В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;
    • В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;
    • В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;
    • В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;
    • В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;
    • В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;
    • В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.

    Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации и законом «О безопасности».

    Читайте также основные положения ФЗ 99

    Какое предусмотрено наказание за разглашение гостайны по закону?

    Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

    Последние изменения Федерального закона №159

    Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

    Последние поправки

    ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

    В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна - это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

    Другие термины, описанные во второй статье:

    • Носители государственных тайн - какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
    • Средства для защиты засекреченной информации - программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
    • Система защиты гос. тайн - органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
    • Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
    • Доступ к государственным тайнам - разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.

    Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

    Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

    • Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
    • В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
    • Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

    Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

    Скачать действующую редакцию закона

    Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности. Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Омский государственный технический университет

    Кафедра «Государственное, муниципальное управление и

    таможенное дело»

    ТЕМА 18. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

    Введение

    §2. Основные положения Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Об утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»

    §3. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области государственной тайны.

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Пункт 4 статьи 29 Конституции гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

    Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите.

    §1. Основные положения Закон рф от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «о государственной тайне»

    1.1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

    Статья 1 Закона устанавливает, что сфера действия настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    1.2. Во второй статье Закона «О гостайне» дается расшифровка основных терминов и определений, которые относятся к понятию государственная тайна, и в частности:

    государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

    перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

    носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

    (в концепции современного естествознания)

    допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

    гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

    1.3. Статья 5 определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственную тайну составляют:

    1) сведения в военной области:

    о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

    о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

    2) сведения в области экономики, науки и техники:

    о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

    3) сведения в области внешней политики и экономики:

    о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное

    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

    о подготовке кадров , раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.