Войти
Образовательный портал. Образование
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • Какие меры относились к политике военного коммунизма
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. В россии вступил в силу закон, усложнивший жизнь искателей сокровищ Штраф за использование металлоискателя

    Закон о кладоискательстве и поиске с металлоискателем. В россии вступил в силу закон, усложнивший жизнь искателей сокровищ Штраф за использование металлоискателя

    Много споров вызывает законность проведения нелицензированных поисковых работ после выхода в августе 2013 закона 243.ч.2. Можно ли копать с металлоискателем? Что будет, если поймают полицейские? Можно ли хоть где-нибудь искать? На эти вопросы мы дадим ответы.

    Статья 243 гласит: «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок»

    Что ж, здесь нет ничего такого, что могло бы воспрепятствовать поисковику проводить работы. Уничтожать или повреждать археологические ценности действительно нельзя. Кстати, в отношении особо ценных предметов всемирного наследия действует более жесткое наказание, до шести лет лишения свободы.

    Статья 243.1 . Здесь говорится:

    «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.»

    Вполне понятны и эти требования закона, ведь если потехи ради неумелые кладоискатели будут портить или вовсе уничтожать объекты высокой археологической ценности, мир потеряет так и не найденные реликвии.

    Статья 243.2 . Это самая интересная статья для кладоискателя. В ней говорится:

    «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

    б) лицом с использованием своего служебного положения;

    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.»

    Вот здесь впору опустить руки - как же осуществлять мечты, если это запрещено законом? Ведь пункт 3а говорит, что нельзя пользоваться техническими средствами, в том числе металлоискателями. Но не нужно паниковать, есть выход.

    Самые большие вопросы вызывает упоминание о повреждении или уничтожении культурного слоя, в том числе предметов старины. Но почему вы вообще должны упоминать о том, что ведете поиск старинных монет или военных трофеев. Ведь вы вполне можете искать метеориты, а их поиск не запрещен.

    Разумеется, можно долго доказывать стражам закона, что на этом поле каждый год сеют различные культуры и перепахивают его от начала до конца, однако проще всего сказать, что ведете поиски метеоритов, а сам металлоискатель не запрещен.

    Теперь вы знаете, можно ли копать с металлоискателем и как вести себя в трудных ситуациях.

    guduna | 1.04.2019 15:04

    Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

    Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

    1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

    2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

    3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

    Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

    Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

    Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

    Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

    б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

    в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

    г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

    д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

    е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

    ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

    з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

    и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

    Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

    После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

    а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
    б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

    совсем запутали)))

    Ну а если серьезно то:

    В августе 2013 г. вступил в силу «Закон о металлоискателях» или закон о "запрете металлоискателей", породивший у любителей приборного поиска - металлоискателей, множество вопросов относительно своего хобби. Вашему вниманию предлагается краткий обзор законодательства по данному вопросу, а также обобщенные мнения по теме:

    «можно ли копать с металлоискателем, как это теперь делать, и что за это будет».

    I. Обзор законодательства

    «Закон о металлоискателях» - это Федеральный закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». С полным текстом этого документа можно ознакомиться в интернете, в частности на сайте Российской газеты.

    Здесь же рассмотрю лишь основные его положения, а также новшества, им вводимые.

    1. Ничейных предметов на ничейной земле (в полях, лесах, по берегам) теперь нет. Законом определена собственность государства над любыми находками - «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

    2. Уголовный кодекс теперь дополнен статьей 243.2 «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», согласно которой:
    - «Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой,… повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя» - штраф до 500 тысяч руб., исправительные работы до года, или лишение свободы до 2 лет.
    - «Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия,… или выявленного объекта культурного наследия, - штраф до 700 тысяч руб. или лишение свободы до 4 лет.
    - «Те же деяния, совершенные… с использованием специальных технических средств поиска …; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» - штраф до 1 миллиона руб., исправительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет.

    Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

    Культурный слой - «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

    Археологические предметы «движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

    Специальные технические средства - «металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

    3. Кодекс об административных правонарушениях теперь содержит статью 7.151. «Незаконный оборот археологических предметов», по которой совершение сделок с археологическими предметами чревато штрафом до 5 тысяч рублей с граждан, с конфискацией археологических предметов.

    4. Законом вводится Статья 8, по которой «физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству » или в музейный фонд.

    5. Помимо указанных нововведений, по-прежнему действует статья 222 УК РФ, по которой «незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, …, взрывчатых веществ или взрывных устройств» чревато лишением свободы до 4 лет.

    6. Однозначно нельзя копать не территориях культурного наследия, памятниках, некрополях, обозначенных городищах и урочищах, на территориях церквей, храмов и т.п. Перечень объектов культурного наследия приводится в тексте Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 20.02.95 N 176.
    Данный перечень не является исчерпывающим, потому как рассматриваемым Законом вводится формулировка «объект культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия …, или выявленного объекта культурного наследия» - то есть место раскопок может быть признано объектом культурного наследия на основании ваших же находок.

    7. Любые раскопки на лоне природы – штраф с граждан в размере 1000-1500 руб. за «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы», статья 8.6 Порча земель Административного Кодекса.

    «Что за это будет?»

    Рассматривая вопрос, «что за это будет» можно создать примерную таблицу штрафов :

    II . Обзор мнений о законе "о запрете поиска с металлоискателем в России"

    Гипотетически, под формулировку «Закона о металлоискателях» не попадают предметы времен Великой Отечественной войны и современные «потеряшки», а также (по мнению форумчан) предметы, обнаруженные «над поверхностью земли» (т.е. в конструкциях зданий и на чердаках).

    Не запрещается перевозка, ношение и хранение металлоискателей. Не запрещается использование металлоискателей для других целей.

    С другой стороны, у нашей страны настолько богатая история, что на любом участке земли можно обнаружить предметы если не «совсем древнего человека», то уж просто «древнего человека» точно, а потому любое копание ямок вне границ своего (бабушкиного/дедушкиного) участка может быть отнесено к «нарушению культурного слоя».

    Что касается поиска на чердаках, здесь действуют другие статьи УК РФ, касающиеся незаконного проникновения и кражи.
    Носить и перевозить прибор не возбраняется, однако его наличие в случае «копания ямок» или при наличии археологических предметов послужит доказательством умысла и серьезным отягчающим обстоятельством («использование специальных средств»).

    Можно использовать «специальные технические средства» для других целей, например, для поиска домашней электропроводки (в 30 км от ближайшего жилья), металлолома в нехоженой тайге, или мест посадок НЛО, в доказательство чего будьте готовы предоставить подтверждение оного от местного отшельника, именной заказ-наряд с пункта приема втормета, или справку от инопланетян, или липовое разрешение о поиске метеоритов.

    Если говорить серьезно, на вопрос «можно ли копать с металлоискателем», существует несколько вариантов ответа:

    а) нельзя (за исключением случаев наличия Открытого листа на раскопки, выдаваемого лицам с высшим историческим образованием и опытом археологических работ в экспедициях, имеющим договорные либо трудовые отношения с юридическим лицом, имеющим право на проведение арх. работ, на основании решения по выдаче открытого листа специальной комиссией РАН);

    Б) можно, если коп производится на собственном (бабушкином/дедушкином) участке (при этом в случае обнаружения на своих 6 соток скифского захоронения или объектов любого другого культурного наследия Вы обязаны прекратить раскопки и уведомить уполномоченные органы);

    В) теоретически можно, если вы готовы доказать, что объектом вашего интереса не являются арх. предметы, а действия не затрагивают культурный слой (т.е. за все время существования человечества древние люди обходили вашу полянку стороной).

    Г) «нельзя, но все равно буду» (частое мнение на тематических форумах).

    Если с первыми двумя пунктами все более или менее ясно, интересно рассмотреть мнения копарей по последним пунктам, а точнее, обсуждаемые методы, «как теперь копать».

    «Как теперь копать».

    Встреча копарей уполномоченными на то лицами чаще всего возможна:
    - Целенаправленно на копе. Если местные власти устраивают плановый рейд, будьте готовы к тому, что вас неожиданно окружат человек 20 сотрудников ОМОН и покажут занимательное видео, на котором кто-то очень похожий на вас машет прибором и копает ямки. Этого вполне достаточно для схлопотания очень больших неприятностей.

    Случайно на копе. Если встретились с егерем или лесником, обходящем свою территорию. В случае попыток отбрехаться он просто организует «буханку» или воронок и отправит в ближайший райцентр для составления протокола.

    После копа. Обычно желающих бегать за копарем по лесам и полям очень мало, потому проще расположиться у оставленной машины и ждать, когда копарь сам придет с лопатой, прибором и полным мешком хабара.

    На пути следования. Обычная проверка сотрудниками ДПС может грозить неприятностями, если в машине будут замечены лопата или прибор, что, естественно, может повлечь повышенный интерес к содержимому багажника и «вон того покрытого землей мешка».

    По месту хранения хабара. Слухами земля полнится, а потому местный участковый может зайти с несколькими товарищами и поинтересоваться, что хранится в подвале, потому как какая-то бабушка видела, как «этот снова приволок полный мешок чегой-то».

    Сейчас, кстати, по подмосковью развешивают фотоловушки, призванные незаметно запечатлеть дачников в момент выброса ими мусора по обочинам. Было бы, наверное, глупо увидеть у участкового фотки процесса погрузки хабара в багажник, или же, например, фотку отряда поисковиков в полной выкладке, с интересом изучающих диковинный прибор на дереве…

    Предлагаемые копарями меры можно свести к нескольким основным пунктам:

    1. Не болтай!

    2. Не афишируй свою принадлежность к копарям.

    3. Не имей при себе археологических предметов (!!!).

    Наличие при себе археологических предметов однозначно подразумевает, что вы их нашли и изъяли (вариант «нашел эту потеряшку вон там на дороге» не прокатит, см. определение).

    4. Маскируйся.

    Средства передвижения убрать вне поля зрения. Не прочесывать открытую местность в прямой видимости потенциальных любопытствующих. Продумать вариант замены лопаты на саперную лопатку. Продумать вариант укорачивания прибора (замена полевой катушки на моно-узконаправленную, замена раздвижной штанги на короткую пластиковую или деревянную, снятие подлокотника, обертывание мешковиной; некоторые умельцы вообще выкидывают штангу и вешают катушку себе на руку). Быть готовым быстро и незаметно избавиться от лопаты и прибора. Не надевать наушники, чтобы слышать, что происходит вокруг; с другой стороны, минимизировать звук прибора – работающую Аську слышно за добрую сотню метров, потому либо закрывать динамик изолентой, либо вешать наушники на шею.

    5. Подстраховывайся.

    Обеспечь обзор и связь в группе (бинокли, рации, очередность дежурства).
    Продумать легенду своего пребывания на месте, обеспечить ее реалистичность. Если ищешь червячков, будь добр иметь при себе удочку и знать местные водоемы (согласитесь, рыбак в казахской степи – очень колоритный персонаж). Если ищешь металлолом – нагрузи в багажник чермета. Ищешь в апреле-мае грибы – будь готов предъявить корзинку и справку от психиатра. Ищешь в тайге потерянную серёжку подруги – будь готов на месте предъявить вторую серёжку, пару свидетелей потери и саму расстроенную подругу.

    В случае наличия на руках лопаты и прибора все гораздо усложняется, т.к. никакие сережки не могут сами зарыться на 20 см в землю, и никто не будет покупать прибор за 20-50 тыс. для поиска чермета «на опохмел».

    И имейте в виду, что даже за сам факт копания ямок (по научному – «повреждение плодородного слоя почвы», статья 8.6) вполне могут оформить протокол на 1-1,5 тыс. рублей, но прецедентов пока не было.

    6. Действуй исходя из здравого смысла и своей совести.

    В связи с отсутствием судебной практики по новому закону пока неясно, что будет приниматься во внимание, а что – нет. С другой стороны есть опыт применения закона о культурном наследии, слабым местом которого было определение границ объектов культурного наследия. В новом законе этот пробел учтен, закон принят, должно последовать его исполнение и, как минимум, несколько показательных процессов в следующем сезоне. Потому совет может быть только один – не нарушай.

    ********** Статья 243 ************

    "Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.

    1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

    наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия,

    Наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.";


    КОММЕНТАРИЙ:

    Статья 243 подразумевает уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. Тут понятно все без комментариев, НЕ ВЕДИТЕ ПОИСК НА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ и не разрушайте объектов культурного наследия. В законе чётко говорится о «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) … взятых под охрану государства».

    Перед тем как взять руки лопату, узнайте, является ли место предполагаемого поиска археологическим объектом. Если ваш умысел был направлен на уничтожение или повреждение объектов культурного наследия и т.д., то отвечать будете по данной статье, вплоть до лишения свободы.


    ********** Статья 243.1 ************


    "Статья 243 1 . Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия.

    Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.";


    КОММЕНТАРИЙ:

    В статье 243.1 говорится о нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия…. Данная статья относится к владельцам объектов культурного наследия, музейным работникам, археологам которые хранят или используют объекты культурного наследия.

    ********** Статья 243.2 ************

    "Статья 243 2 . Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

    1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, -

    наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, -

    наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств (металлоискателей) поиска и (или) землеройных машин;

    б) лицом с использованием своего служебного положения;

    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.";


    КОММЕНТАРИЙ:

    Скорее, тут больше вопросов, чем ответов. Самая важная статья 243.2 в которой говорится о «Поиск и (или) изъятие АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ…. ПОВЛЕКШИЕ повреждение или уничтожение культурного слоя».

    Тут сразу возникает вопрос: А если мы ищем не археологические предметы? К статье имеется примечание 1, определяющее, что является культурным слоем. Культурный слой - слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы.

    Если ведем поиск и изъятие предметов на лугу или пашне, не являющейся зарегистрированном или выявленным археологическим объектом, и ищем и (или) изымаем только предметы, которым менее 100 лет, то по логике, не нарушаем законодательство, так как не нарушаем культурный слой, вынимая предметы, не относящиеся к культурному слою. В наших действиях нет состава административного правонарушения или преступления.

    Пашня и места, которые были распаханы: можно ли вести поиск и (или) изъятие предметов из этого слоя? Ведь данные территории подверглись многократному разрушению сельхозтехникой, и культурный слой был здесь полностью уничтожен? Применение металлоискателя в таких местах скорее можно расценивать не как преступление, а как спасательные работы.

    Там где нет археологических объектов или выявленных объектов вести поиск и изъятие предметов из земли, которым менее 100, по логике, не запрещено. Но прежде чем делать выводы, нужно дождаться официальных комментариев от министерства юстиции которые должны быть опубликованы после вступления закона в силу 25 августа 2013. С соответствующим письмом мы обратились в министерство юстиции. Текст письма будет приведен на сайте клуба кладоискателей

    ********** Статья 243.3 ************


    "Статья 243 3 . Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере

    1. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере -

    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Те же деяния, совершенные:

    а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

    б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

    наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

    Примечание. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.".


    Вопрос по поводу использования металлоискателя

    Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи?

    Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

    Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

    Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству? или оставить их там же?

    Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
    Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

    5)Из закона:
    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли?

    Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

    Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






    Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

    Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

    Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

    Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

    исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

    Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

    В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

    Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

    Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

    проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

    Порядок
    передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

    1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

    4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

    4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

    4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

    5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

    6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

    7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

    В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

    № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

    мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

    Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

    государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

    признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

    Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

    Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

    Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

    вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

    Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

    1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
    2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
    Выдержка из закона
    «В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее - предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

    3)Есть сайт:
    http://wolmar.ru/
    http://ucoins.ru/
    Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки?

    4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
    Объясните грань между поиском денег и археологических предметов?

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.