Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Автор страшный рассказ. Евгений Чарушин — Страшный рассказ: Сказка

    Автор страшный рассказ. Евгений Чарушин — Страшный рассказ: Сказка
  • Познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • Развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  • Оборудование:

    • учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
    • выставка книг Е.И. Чарушина;
    • эпиграф урока;
    • плакат с мимическим изображением человечка.

    Ход урока

    Организационный этап.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

    У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

    “Остановись! Присядь! Нагнись!
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)

    У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

    У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.

    Этап активного усвоения новых знаний.

    “Биография писателя”

    У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.

    В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

    Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

    “Вступительная беседа”

    У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.

    У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

    “Первичное восприятие текста”

    У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.

    “Обмен впечатлениями”

    “Словарная работа”

    У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?

    Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

    У: А что такое “чулан”?

    Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

    “Работа над текстом”

    Чтение “по - цепочке”

    У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат )

    У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные )

    Чтение “по ролям”

    Диалог – это чтение “по ролям”.

    У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)

    У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.

    Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)

    Анализ II части

    У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)

    У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?

    Индивидуальное чтение

    У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)

    У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)

    У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?

    Прием “Эмпатии”

    У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

    Беспокойство

    У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

    “Тихое” чтение

    У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.

    Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)

    Чтение “Эстафета”

    “Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)

    У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)

    У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?

    Выразительное чтение

    (на доске)

    У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек.

    С какой интонацией прочитали? Почему?

    С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?

    А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)

    А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)

    Чтение “про себя”

    У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)

    Составление рассказа

    У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

    Озаглавливание рассказа

    У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)

    Этап закрепления и применения знаний

    “Беседа”

    У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

    “Пересказ рассказа”

    У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)

    У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)

    У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)

    У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.

    “Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”

    У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.

    Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)

    У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

    Этап обобщения

    У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)

    Действие «Страшного рассказа» разворачивается в доме, который находился у леса. Там жила дружная семья из отца, матери и их сыновей Пети и Шуры.

    Однажды летним вечером родители ушли. Когда стало темно, братья сами вымылись, переоделись и улеглись в постели. Заснуть им не удалось, потому что кто-то шуршал на полу. Тут Шура сказал, что он никого не боится. Петя ему поддакнул, что и ему не страшно. Шура заметил, что воров бояться нечего. Петя подтвердил, что и людоеды не смогут напугать храбрых братьев. Мальчики долго бы так переговаривались, если бы не услышали, что кто-то тихонько топает в доме. Испуганный Петя залез в постель к брату. Мальчики закрылись полностью одеялом. Но хождение по дому всё равно продолжалось. На радость мальчикам, пришли мать и отец. Петя и Шура всё объяснили взрослым.

    Родители стали проверять все углы, но никого не нашли. Тут все увидели, что пробежал ежик и превратился в колючий шарик в углу комнаты. Он, наверно, забрался на дачу из ближнего леса. Родители взяли ежа шапкой и унести в чулан. Зверька покормили мясом и молочком, и он успокоился. Лишь тогда все заснули. Ежик прожил всё лето вместе с людьми на даче.

    Евгений Иванович Чарушин ещё раз учит, что страшное может оказаться чем-то безобидным и добрым. Только боязнь самого человека может превратить крошку-ежа в чудовище.

    Картинка или рисунок Страшный рассказ

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова

      В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.

    • Краткое содержание Гадкий утенок Андерсена

      Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.

    • Краткое содержание Мальчик с пальчик братья Гримм

      Сказка начинается с того, что семья очень бедных крестьян, муж и жена, сидели у очага и мечтали о том, чтобы в их семье появился, хотя бы один маленький ребенок. Прошло время, и в этой семье родился маленький мальчик

    • Краткое содержание Пантелеев Главный инженер

      Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку

    • Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин

      В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

    Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»

    Цели:1. Обучающая: вызвать интерес к книгам и рисункам Чарушина.

    2. Развивающая: развивать воображение, внимание, мышление.

    3. Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе.

    Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка его книг и картин, музыкальный материал, пословицы.

    Ход урока

    I . Организационный момент

    Учитель. Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме «О братьях наших меньших» под девизом «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

    Дети читают девиз хором.

    Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведение какого автора мы будем читать? О чём, о ком его книги?

    Учитель. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

    В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трёхногим псом Бобкой.

    Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

    Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

    Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Откройте учебники и прочитайте название.

    Дети читают «Страшный рассказ»

    Учитель. Скажите, когда и почему бывает страшно?

    Дети. Когда темно и когда одни дома.

    Учитель. Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

    II . Работа с текстом

    Первичное чтение: 1-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 2-ю часть - учитель; 3-ю часть - подготовленные ученики.

    Дети. Пете и Шуре было страшно, они же были одни.

    Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.

    Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?

    Дети. Слова «сени», «чулан».

    Учитель. Сени - помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

    Чулан - кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

    Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й абзацы «жужжащим» чтением.

    Физминутка.

    Гуси.

    Гуси серые летели,

    На лужайку тихо сели.

    Походили, поклевали,

    Потом быстро улетели.

    Что узнали о мальчиках?

    Дети. Они говорили, какие они смелые и ничего не боятся.

    Учитель. Как называется разговор двух людей? Прочитайте диалог по ролям.

    Дети читают диалог.

    Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?

    Дети. Они бросились друг к другу и накрылись одеялом.

    Дети. Тон - это загадочный, интригующий, взволнованный.

    Темп - неспешный.

    Громкость - тихо.

    Чтение «эхо»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

    Самостоятельная работа. Работа в парах.

    Подумайте над вопросами.

    Что больше всего напугало ребят?

    Как они чувствовали себя под одеялом?

    Можно ли их назвать трусами?

    Кто же напугал мальчиков?

    Учитель. Прочитайте это предложение с радостью, с грустью, испугом, злостью, удивлением.

    Смотрят - да это ёжик!

    Учитель . Читаем третью часть «цепочкой». Подготовьте вопросы к этой части.

    После чтения один ученик выходит к доске, а остальные задают ему вопросы по тексту.

    Учитель. Ответьте на следующие вопросы.

    1. Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

    2. Как вы думаете, почему Чарушин дал такое название своему рассказу?

    Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

    Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.

    Физминутка.

    Игра с зайкой.

    Вышли дети на лужок,

    Заглянули под кусток,

    Увидали зайчика, поманили пальчиком:

    «Зайка, зайка, попляши,

    Твои лапки хороши!»

    Стал наш заинька плясать,

    Малых деток забавлять.

    Учитель. Какая из пословиц подходит к рассказу?

    На смелого собака лает, а трусливого кусает

    Бояться не надо, надо умом раскинуть.

    С трусливым да болтливым в беду попадёшь.

    Не будь овцой, так и волк не съест.

    Пуганая ворона и куста боится.

    У страха глаза велики.

    Учитель открывает выставку картин.

    Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А - ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

    Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина.

    А сейчас я предлагаю вам загадки, но необычные, а музыкальные. Послушайте фрагмент и скажите, кого или что вы себе представили?

    Звучит 1-й фрагмент - «Медведь».

    В каком произведении читали о медведе?

    Дети. Бианки. «Музыкант».

    Звучит 2-й фрагмент - «Ёжик».

    Учитель. В каком произведении встретились с ежом?

    Дети. Чарушин. «Страшный рассказ».

    Учитель. Что объединяет эти рассказы? О чём они заставляют задуматься?

    III . Домашнее задание.

    Составите книжку-малышку о любимом животном со своими рисунками.

    Страшный рассказ Автор: Чарушин Е. И. (1901 - 1965). Рассказы о животных Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!… Шура и говорит со своей кровати: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. - Мы воров не боимся, - говорит Шура. - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. - И тигров не боимся, - говорит Шура. - Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

    И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ. … шлёп. . . топ. . Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. - Не дыши, - говорит Шура Пете. - Я не дышу. Топ. . . топ. . . шлёп. . . А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок. Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол. . . Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик!

    Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

    Вопросы: 1) Фактуальная информация О ком говорится в тексте? Что они делают? Где они находятся?

    3) Концептуальная информация Как автор описывает мальчиков? Как автор относится к своим героям? Какие чувства испытывает автор к героям? Можно ли этот рассказ на самом деле считать страшным?

    Дайте характеристику каждому из персонажей. Почему Шура сказал Пете не дышать? Прочитайте диалоги и выделите голосом характерные особенности персонажей. Установите различие между словами и поступками персонажей. Каким (ПО ВАШЕМУ) представился Шура и Петя? Что поучительного можно извлечь из рассказа? Расскажите как и почему изменился характер героев?

    Мальчики Шура и Петя остались одни.
    Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
    Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…
    Шура и говорит со своей кровати:
    — Мне совсем и не страшно.
    — Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.
    — Мы воров не боимся, — говорит Шура.
    — Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
    — И тигров не боимся, — говорит Шура.
    — Они сюда и не придут, — отвечает Петя.
    И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
    Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
    — Не дыши, — говорит Шура Пете.
    — Я не дышу.
    Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
    А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
    Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
    Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!
    Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.