Автор страшный рассказ. Евгений Чарушин — Страшный рассказ: Сказка
![Автор страшный рассказ. Евгений Чарушин — Страшный рассказ: Сказка](https://i1.wp.com/present5.com/presentation/22311855_297664499/image-2.jpg)
Оборудование:
- учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
- выставка книг Е.И. Чарушина;
- эпиграф урока;
- плакат с мимическим изображением человечка.
Ход урока
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом
“Остановись! Присядь! Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)
У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?
У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.
Этап активного усвоения новых знаний.
“Биография писателя”
У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
“Вступительная беседа”
У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.
У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
“Первичное восприятие текста”
У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.
“Обмен впечатлениями”
“Словарная работа”
У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?
Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
У: А что такое “чулан”?
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
“Работа над текстом”
Чтение “по - цепочке”
У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат )
У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные )
Чтение “по ролям”
Диалог – это чтение “по ролям”.
У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)
У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.
Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)
Анализ II части
У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)
У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?
Индивидуальное чтение
У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)
У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)
У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?
Прием “Эмпатии”
У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.
Беспокойство
У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?
“Тихое” чтение
У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.
Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)
Чтение “Эстафета”
“Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?” (родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)
У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)
У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?
Выразительное чтение
(на доске)
У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек.
С какой интонацией прочитали? Почему?
С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?
А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)
А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)
Чтение “про себя”
У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)
Составление рассказа
У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.
Озаглавливание рассказа
У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)
Этап закрепления и применения знаний
“Беседа”
У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?
“Пересказ рассказа”
У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)
У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)
У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)
У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.
“Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”
У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.
Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)
У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.
Этап обобщения
У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)
Действие «Страшного рассказа» разворачивается в доме, который находился у леса. Там жила дружная семья из отца, матери и их сыновей Пети и Шуры.
Однажды летним вечером родители ушли. Когда стало темно, братья сами вымылись, переоделись и улеглись в постели. Заснуть им не удалось, потому что кто-то шуршал на полу. Тут Шура сказал, что он никого не боится. Петя ему поддакнул, что и ему не страшно. Шура заметил, что воров бояться нечего. Петя подтвердил, что и людоеды не смогут напугать храбрых братьев. Мальчики долго бы так переговаривались, если бы не услышали, что кто-то тихонько топает в доме. Испуганный Петя залез в постель к брату. Мальчики закрылись полностью одеялом. Но хождение по дому всё равно продолжалось. На радость мальчикам, пришли мать и отец. Петя и Шура всё объяснили взрослым.
Родители стали проверять все углы, но никого не нашли. Тут все увидели, что пробежал ежик и превратился в колючий шарик в углу комнаты. Он, наверно, забрался на дачу из ближнего леса. Родители взяли ежа шапкой и унести в чулан. Зверька покормили мясом и молочком, и он успокоился. Лишь тогда все заснули. Ежик прожил всё лето вместе с людьми на даче.
Евгений Иванович Чарушин ещё раз учит, что страшное может оказаться чем-то безобидным и добрым. Только боязнь самого человека может превратить крошку-ежа в чудовище.
Картинка или рисунок Страшный рассказ
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова
В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.
- Краткое содержание Гадкий утенок Андерсена
Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.
- Краткое содержание Мальчик с пальчик братья Гримм
Сказка начинается с того, что семья очень бедных крестьян, муж и жена, сидели у очага и мечтали о том, чтобы в их семье появился, хотя бы один маленький ребенок. Прошло время, и в этой семье родился маленький мальчик
- Краткое содержание Пантелеев Главный инженер
Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку
- Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин
В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.
Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»
Цели:1. Обучающая: вызвать интерес к книгам и рисункам Чарушина.
2. Развивающая: развивать воображение, внимание, мышление.
3. Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе.
Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка его книг и картин, музыкальный материал, пословицы.
Ход урока
I . Организационный момент
Учитель. Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме «О братьях наших меньших» под девизом «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
Дети читают девиз хором.
Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведение какого автора мы будем читать? О чём, о ком его книги?
Учитель. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Откройте учебники и прочитайте название.
Дети читают «Страшный рассказ»
Учитель. Скажите, когда и почему бывает страшно?
Дети. Когда темно и когда одни дома.
Учитель. Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
II . Работа с текстом
Первичное чтение: 1-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 2-ю часть - учитель; 3-ю часть - подготовленные ученики.
Дети. Пете и Шуре было страшно, они же были одни.
Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.
Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?
Дети. Слова «сени», «чулан».
Учитель. Сени - помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
Чулан - кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й абзацы «жужжащим» чтением.
Физминутка.
Гуси.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро улетели.
Что узнали о мальчиках?
Дети. Они говорили, какие они смелые и ничего не боятся.
Учитель. Как называется разговор двух людей? Прочитайте диалог по ролям.
Дети читают диалог.
Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?
Дети. Они бросились друг к другу и накрылись одеялом.
Дети. Тон - это загадочный, интригующий, взволнованный.
Темп - неспешный.
Громкость - тихо.
Чтение «эхо»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
Что больше всего напугало ребят?
Как они чувствовали себя под одеялом?
Можно ли их назвать трусами?
Кто же напугал мальчиков?
Учитель. Прочитайте это предложение с радостью, с грустью, испугом, злостью, удивлением.
Смотрят - да это ёжик!
Учитель . Читаем третью часть «цепочкой». Подготовьте вопросы к этой части.
После чтения один ученик выходит к доске, а остальные задают ему вопросы по тексту.
Учитель. Ответьте на следующие вопросы.
1. Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
2. Как вы думаете, почему Чарушин дал такое название своему рассказу?
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.
Физминутка.
Игра с зайкой.
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика, поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Учитель. Какая из пословиц подходит к рассказу?
На смелого собака лает, а трусливого кусает
Бояться не надо, надо умом раскинуть.
С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
Не будь овцой, так и волк не съест.
Пуганая ворона и куста боится.
У страха глаза велики.
Учитель открывает выставку картин.
Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А - ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина.
А сейчас я предлагаю вам загадки, но необычные, а музыкальные. Послушайте фрагмент и скажите, кого или что вы себе представили?
Звучит 1-й фрагмент - «Медведь».
В каком произведении читали о медведе?
Дети. Бианки. «Музыкант».
Звучит 2-й фрагмент - «Ёжик».
Учитель. В каком произведении встретились с ежом?
Дети. Чарушин. «Страшный рассказ».
Учитель. Что объединяет эти рассказы? О чём они заставляют задуматься?
III . Домашнее задание.
Составите книжку-малышку о любимом животном со своими рисунками.
Страшный рассказ Автор: Чарушин Е. И. (1901 - 1965). Рассказы о животных Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!… Шура и говорит со своей кровати: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. - Мы воров не боимся, - говорит Шура. - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. - И тигров не боимся, - говорит Шура. - Они сюда и не придут, - отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ. … шлёп. . . топ. . Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. - Не дыши, - говорит Шура Пете. - Я не дышу. Топ. . . топ. . . шлёп. . . А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок. Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол. . . Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
Вопросы: 1) Фактуальная информация О ком говорится в тексте? Что они делают? Где они находятся?
3) Концептуальная информация Как автор описывает мальчиков? Как автор относится к своим героям? Какие чувства испытывает автор к героям? Можно ли этот рассказ на самом деле считать страшным?
Дайте характеристику каждому из персонажей. Почему Шура сказал Пете не дышать? Прочитайте диалоги и выделите голосом характерные особенности персонажей. Установите различие между словами и поступками персонажей. Каким (ПО ВАШЕМУ) представился Шура и Петя? Что поучительного можно извлечь из рассказа? Расскажите как и почему изменился характер героев?
Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…
Шура и говорит со своей кровати:
— Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.
— Мы воров не боимся, — говорит Шура.
— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
— И тигров не боимся, — говорит Шура.
— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
— Не дыши, — говорит Шура Пете.
— Я не дышу.
Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
- Гороскоп здоровья — Близнецы
- Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
- Сонник: к чему снится Операция
- Салат из свежей капусты и огурца
- К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
- К чему снится когда за тобой гонятся
- Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн