Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Что такое локальная система оповещения на объекте. В каких ситуациях применяются локальные системы оповещения и какие сигналы гражданской обороны по ним передаются. Места размещения систем

    Что такое локальная система оповещения на объекте. В каких ситуациях применяются локальные системы оповещения и какие сигналы гражданской обороны по ним передаются. Места размещения систем

    В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.

    Основные определения

    В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

    Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

    Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

    Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

    Первоочередной задачей ЛСО является:

    • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
    • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
    • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.

    Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

    Места размещения систем

    Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

    Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

    Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

    Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

    • химическую;
    • радиационную;
    • пожарную и взрывоопасную;
    • гидродинамическую.

    Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

    Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

    Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

    Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

    Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

    Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

    Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

    Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

    К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

    Техническая составляющая

    Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

    Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

    Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

    Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

    Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

    В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

    • население;
    • должностные лица;
    • органы управления;
    • силы ГО.

    Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

    • сирены;
    • громкоговорители;
    • репродукторы;
    • телефоны;
    • подвижные средства.

    Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

    Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

    Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

    Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

    1. Централизованного оповещения (СЦО):
      • региональная автоматизированная (РАСЦО);
      • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
    2. Локальные (ЛСО).
    3. Объектовые (ОСО).
    4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

    Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

    Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

    Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

    В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

    • руководители организаций, отвечающих за ГО;
    • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
    • население регионов;
    • органы управления ГО.

    Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

    Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

    Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

    • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
    • городское и сельское руководство ГО;
    • население.

    Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

    Особенности организации локального оповещения населения

    ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

    • техногенных авариях;
    • вторжении противника;
    • природных катастрофах.

    Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

    Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

    ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

    Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

    Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

    Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

    • АТМ (B-ISDN);
    • сотовая радиосвязь;
    • GSM;
    • спутниковые персональной связи;
    • цифровые (ISDN);
    • пейджинговые;
    • мобильная связь –

    позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

    Здравствуйте, друзья, сегодня я предлагаю поговорить про обслуживание локальной системы оповещения на наших с вами объектах. Работающая СОУЭ на объекте — одна из составляющих безопасной и быстрой эвакуации. Согласны?

    Такие сложные системы должны быть на всех промышленных объектах, инженерных сооружениях, где в случае аварии, нарушения технологического процесса возможно химическое, радиационное заражение или затопление прилегающей местности.

    Для оперативного информирования как персонала потенциально опасных предприятий, организаций, так и населения локальные системы необходимо не только разработать, смонтировать, но и поддерживать в работоспособном состоянии в дальнейшем.

    Ответственность за то, что на опасном производстве обязательно должна быть исправная ЛСО , возложена на руководителя. Кстати, административный штраф на юридических лиц за такое правонарушение – до 100 тыс. р.

    Чтобы проводить работы по проектированию, монтажу, последующему обслуживанию ЛСО никаких лицензий, как ни странно, не требуется. Поэтому на практике:

    1. Работы выполняются инженерными службами предприятия (связисты, электрики, IT-специалисты).
    2. Специализированными организациями, имеющими лицензию МЧС на право монтажа, обслуживания СОУЭ, достаточный опыт по созданию систем тревожного оповещения.

    Второй путь более дорогой, но многие руководители предпочитают поручить это достаточно сложное в организационно-техническом плане мероприятие сторонним организациям. Такие договорные отношения снимают большую часть забот и ответственности. Подтверждение этому ежегодные извещения на открытых аукционах, запросы котировок на выполнение работ по техобслуживанию ЛСО от многих предприятий, организаций на весьма немалые суммы.

    Этапы, виды работ

    По большому счету обслуживание ЛСО мало чем отличается от плановых работ по поддержанию в работоспособном состоянии СОУЭ . Какие этапы обязательны при этом:


    Виды технического обслуживания

    Непосредственные виды работ по обслуживанию локальной системы:

    • ЕТО – ежедневное обслуживание. Визуальный контроль наличия, целостности, работоспособности приборов, оборудования, блоков питания ЛСО, отсутствия замечаний в журналах дежурных смен предприятия. О проведении необходима отметка в журнале (книге) учета ТС системы.
    • ТО-1. Выполняется 1 раз/месяц. Детальный осмотр, чистка, смазка, регулировка оборудования согласно технических паспортов, доукомплектование ЗИП в случае необходимости. Результаты ТО-1 заносятся в журнал учета.
    • ТО-2. Выполняется 1 раз/год. Включают ТО-1, а также измерение контрольных характеристик основного оборудования на соответствие данным технической документации, проверка и замена неисправного оборудования. Проверка регулярности, правильности ведения журнала учета состояния ЛСО. Результаты ТО-2 заносятся в журнал учета, технические паспорта оборудования.

    В журнал учета ТС необходимо вносить:

    • Точное время работы ЛСО, перерывы в эксплуатации и их причины.
    • Время выполнения работ по ЕТО, ТО-1, 2, должности специалистов, проводивших работы; перечень неисправностей, работ по ремонту, регулировке оборудования.
    • Результаты проверки работоспособности, качества обслуживания системы оповещения руководством предприятия, закрепленными приказом должностными лицами.

    Даже нескрупулезное выполнение основных пунктов работ по регулярному обслуживанию ЛСО позволит спокойно эксплуатировать ее долгие годы.

    В соответствии с планами органов ГО в ходе проверки территориальных систем оповещения выборочно проверяются ЛСО на потенциально опасных объектах. Как правило, именно в ходе таких мероприятий выявляются различные неполадки в работе ЛСО, ошибки при ведении текущей документации, которые должны стать причиной составления плана неотложных работ по их устранению.

    Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах (ПОО), можно классифицировать на две основных группы:

      Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий.

      Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате которых, предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

      Вероятность возникновения ЧС первой группы крайне мала, в то время как вероятность возникновения ситуаций второй группы как минимум на порядок выше. Как и ЧС первой группы они требуют оповещения и вызова большого количества персонала в рабочее время на всей территории предприятия, и в нерабочее время по домашним телефонам, телефонам операторов сотовой связи и ведомственным сетям радиоподвижной связи для устранения неисправностей и сбоев технологического оборудования.

      При возникновении ЧС первой группы необходимо, кроме того, произвести информирование населения прилегающих территорий, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб населенного пункта

      Потенциально-опасными объектами (ППО) экономики являются все крупные промышленные предприятия: заводы, фабрики, производственные цеха и т.п. Опасность заключается в том, что в случае аварии или катастрофы угрозе подвергается не только работающий персонал, но и население, проживающее в непосредственной близи с предприятием.

      В аварийной ситуации решающим фактором является оперативность получения информации о характере возникшей опасности и способах защиты. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов и населения заранее. От этого напрямую зависит не только безопасность жизни и здоровья большого количества людей, но и масштабы возможных материальных убытков. Именно поэтому первостепенной задачей руководителя штаба ГО на любом промышленном объекте является создание локальных систем оповещения (ЛСО).

      Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также всё население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

      Локальная система оповещения на предприятии является частью территориальной системы оповещения (городской, областной). С помощью ЛСО осуществляется оповещение и информирование руководства и персонала потенциально-опасного объекта, проживающего рядом населения, органов управления РСЧС, диспетчерских служб, организаций и учреждений, расположенных в радиусе 2,5 км от объекта. Создание ЛСО на объекте экономики является обязательным и регламентируется целым рядом нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ.

      2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛОКАЛЬНЫМ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

      Локальные системы оповещения создаются на объектах, где существует опасность химического и радиационного заражения.

      Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы объекта, специальных технических средств оповещения, сетей вещания, линий и каналов связи.

      Основание для создания локальных систем оповещения:

      Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.;

      Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.;

      Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.;

      Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г.;

      Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803.

      Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта: в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов — в радиусе до 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

      — в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

      — в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

      Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подаёт сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.

      Локальная система должна включаться очень быстро с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, ещё до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.

      Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несёт дежурство на диспетчерском пункте.

      Локальная система оповещения представляет собой организационно- техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

      Основными задачами локальной системы оповещения является доведение сигналов и информации до:

      руководителей и персонала объектов;

      объектовых сил и служб гражданской обороны;

      руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения;

      оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района;

      населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

      Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:

      управление локальной системой оповещения;

      прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;

      прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;

      прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;

      контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;

      телефонную связь общего пользования.

      Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

      — назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;

      — организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

      — организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;

      — организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;

      — основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

      При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

      Решение на приведение в действие локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо его замещающее.

      В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о приведении в действие локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасного объекта.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

      Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

      Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

      Создание локальных систем оповещения (ЛСО) определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

      На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

      При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

      Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеенко, Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2007.

      Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2007.

      Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. СПб., 2006.

      Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 2007.

      Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2008.

      Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.

      Одним из способов защиты населения в случае ЧС является его своевременное информирование. Из статьи вы узнаете, что такое локальная система оповещения на предприятии и какие организации обязаны ее создавать.

      Из статьи вы узнаете

      Что такое локальная система оповещения

      Локальная система оповещения (ЛСО) предназначается для того, чтобы довести речевой сигнал и информацию о бедствии до служб гражданской обороны, оперативных служб и населения. Это комплекс технических средств оповещения, состоящий из аппаратуры передачи сигнала, абонентских радиоточек для транслирования его в помещениях, а также уличных громкоговорителей и сирен на крышах зданий и сооружений.

      Система центрального оповещения предприятия может быть организована на базе ГТС или ведомственной телефонной станции и сети проводного вещания (радиосети). ЛСО бывают объектовыми и локальными. При задействовании ЛСО используется следующий порядок:

      • Включаются электросирены дистанционно, с пульта управления хозяйствующего субъекта, включается сигнал «Внимание всем!».
      • Дистанционно включается электропитание усилителей проводного вещания (уличный громкоговоритель, радиоточки).
      • Через системы оповещения передается многократно (два-три раза) речевая информация, заранее записанная на какой-либо носитель. Такая передача не должна длиться долее 5 минут.

      Какие организации обязаны создавать локальные системы оповещения

      Системы оповещения должны быть формироваться и эксплуатироваться на ОПО I и II классов опасности , а также на радиационно и ядерно опасных объектах, различных гидротехнических сооружениях высокой и чрезвычайно высокой опасности. Это требование установлено в Постановлении Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 .

      Мероприятия по устройству, монтажу и техническому обслуживанию ЛСО организует руководитель опасных производственных объектов, который исполняет обязанности по гражданской обороне на предприятии . При этом необходимо участие отдела ГО и МЧС района или города.

      Чем отличаются объектовые и локальные системы оповещения

      Объектовые отличаются от локальных радиусом своего действия. К объектовым ЛСО относятся сирены. К локальным – радиоточки и громкоговорители. Если радиоточки в квартирах и общежитиях служат для распространения локального сигнала тревоги, уличный громкоговоритель (тарелка) предназначен для оповещения в радиусе слышимости устройства.

      Сирены тревоги, устанавливаемые на крышах зданий и сооружений, служат для оповещения на значительные территории. Их устанавливают, например, при угрозах затопления населенных пунктов, находящихся под гидроэлектростанцией, в нижнем бьефе. При этом процесс оповещения не должен превышать 5 минут. Это время дается на то, чтобы население смогло принять меры к эвакуации до волны затопления или до подхода зараженного воздуха.

      Где создаются локальные системы оповещения, и в чем их преимущество

      ЛСО создаются в каждом населенном пункте, расположенном вблизи потенциально опасных производственных объектов. Главным преимуществом ЛСО является их надежность и неуязвимость. Сигнал передается в пространство по каналам связи, прерывание в системе электроснабжения не влияет на качество сигнала и его передачу. Если электроснабжение прервется, что возможно при чрезвычайных ситуациях, аппаратура ЛСО останется в работе за счет автономных источников электропитания.

      Сигнал передается в эфир с заданной мощностью, превышающей радиус воздействия. Речевая информация составлена таким образом, чтобы ее поняли и следовали указаниям все объекты защиты – дети, взрослые, старики.

      Объектовые и локальные системы оповещения в школе

      Над зданием школы должны располагаться сирены оповещения. Дистанционное управление сиренами осуществляется в районном или городском узле связи. Школьники и персонал школы должны быть заблаговременно обучены правилам поведения при получении сигнала тревоги. Ответственность за подготовку в области гражданской обороны в школе несет руководитель учреждения образования.

      Зоны действия СО

      При проектировании систем оповещения расчетным путем определяются зоны потенциального действия. Сигнал должен покрывать всю зону действия с уверенным приемом. При этом должна учитываться специфика построения систем телекоммуникаций в районе размещения опасного объекта.

      Скачайте

      Если речь идет о районах размещения радиационно опасных объектов, сигнал должен быть доступен для пользователей в радиусе 5 км вокруг каждого ОПО, включая населенные пункты за пределами санитарно-защитной зоны предприятий. На химически опасных производственных объектах сигнал должен распространяться в радиусе до 2,5 км. Этого должно хватить для того, чтобы работники объекта успели надеть СИЗОД. Также для гидростанций расчетным путем определяется радиус действия – на расстоянии до 6 км от каждого объекта в зоне возможного затопления.

      Техническое обслуживание локальной системы оповещения

      Системы оповещения должны эксплуатировать хозяйствующие субъекты, у которых они состоят на балансе. Техническое обслуживание и ремонт осуществляет оперативно-ремонтный персонал категорированных предприятий . ЛСО монтируют на коммутационном оборудовании, с возможностью установки носителя с записанными звуковыми файлами и сигналами тревоги.

      Технические средства ЛСО закрепляются за оперативно-ремонтным персоналом предприятия приказом. Назначаются ответственные за их эксплуатацию и техническое обслуживание.

      Ответственный обязан вести учет технического состояния и паспорт, своевременно заменять неисправные блоки, пополнять комплект запасных частей и приспособлений (ЗИП). Такой работник должен иметь высшее техническое образование, пройти курсы повышения квалификации по технической эксплуатации ЛСО, а также обучение на заводе-изготовителе оборудования или в авторизованном центре. Технический руководитель должен утвердить график планово-предупредительного ремонта, установить периодичность всех видов технического обслуживания – ежедневного, ТО1, ТО2 в соответствии с пунктом 5.9 Методических указаний МЧС России МЧС РФ от 24 декабря 2002 года.

      Паспорт безопасности

      После издания приказа о вводе в эксплуатацию ЛСО оформляется паспорт на сооружение. Сооружению присваивается шифр. Паспорт утверждается руководителем организации. Копия приказа передается в отдел МЧС администрации города или района, по месту которого размещен опасный производственный объект.

      Форма паспорта приведена в приложении 3 к методическим указаниям МЧС России. В этом документе нужно назвать шифр ЛСО, место его размещения. Также дается краткая характеристика объекта защиты, охват населения и территории ОПО, технические сведения о ЛСО, тип оборудования, вид управления. Паспорт относится к конфиденциальным данным, представляющим угрозу национальной безопасности, поэтому составляется и ведется лицами, имеющими соответствующий допуск.