Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Переход фгуп на 44 фз постановление. Закупки унитарных предприятий: по какому закону? Возможна реорганизация унитарного учреждения в

    Переход фгуп на 44 фз постановление. Закупки унитарных предприятий: по какому закону? Возможна реорганизация унитарного учреждения в

    С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов.

    С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов. Положения закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года, которым прежде руководствовались муниципальные и государственные унитарные предприятия, остаются для них актуальными лишь в двух случаях:

    • если закупка производится за средства грантов,
    • если закупка производится силами третьей стороны.

    В остальном руководством к действию с 2019 года будет выступать Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

    Деятельность унитарных предприятий с 1 января 2017 года

    Фактически переход МУП и ГУП с 223-ФЗ на 44-ФЗ с 1 января 2017 года означает всеобъемлющий контроль над операциями, производимыми в сфере закупок, а также поддержание здоровой конкуренции на рынках. Всему этому будут способствовать электронные аукционы и открытые конкурсы – основные способы осуществления закупок (третий возможный вариант – запрос котировок). При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года, некоторую продукцию (услуги, работы) можно приобретать только посредством электронных торгов. Такие правила делают условия сделок и предложений открытыми и практически исключают возможность закупать товар у единственного поставщика (в нормативном документе оговариваются исключения). Здесь же и возможность установки ограничений, например, в отношении товаров импортного производства. Таким образом, бывшие государственные и муниципальные унитарные предприятия должны закупать продукцию отечественного производства.

    Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

    По словам законодателей, Федеральный закон №223-ФЗ отличался лояльностью по отношению к деятельности унитарных предприятий, позволяя им выстраивать собственную систему закупок по своему усмотрению. Сегодня в результате анализа хозяйственной деятельности таких структур всё чаще наблюдаются факты нарушения антимонопольного законодательства. Долгое время работая в таких тепличных условиях, унитарные предприятия сумели разработать схемы, при которых система закупок выстраивается исключительно для обслуживания сделок с одним поставщиком. Очевидно, что при такой ситуации нельзя говорить ни о добросовестной конкуренции, ни о прозрачности сделок. Разрешить проблему призван принудительный переход на условия, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ.

    Как муниципальному или государственному унитарному предприятию перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ? Существует только 2 возможных пути:

    1. Реорганизовать работу с целью соответствия Новому закону о контрактных закупках.
    2. Осуществить преобразование предприятия в госучреждение, работающее в рамках законов, издаваемых субъектами Российской Федерации, или в Общество – акционерное или с ограниченной ответственностью (АО или ООО).

    Реорганизация унитарного предприятия: 10 шагов

    В ситуации, когда унитарное предприятие не имеет возможности преобразоваться в госучреждение, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, единственным выходом для него становится реорганизация, которая позволит соответствовать требованиям новой контрактной системы (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ). Для понимания масштабов предстоящих мероприятий и их специфики всю необходимую работу для руководителей унитарного предприятия можно представить в виде десяти последовательных шагов:

    1. Получение ключа усиленной электронной подписи (УЭП), который позволит работать на электронных торговых площадках. Все необходимые файлы выдаются органами Федерального казначейства.
    2. Регистрация в ЕИС (Единая информационная система). Она необходима для участия в торгах на основании требований, отражённых в Приказе Федерального казначейства №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок» от 30 декабря 2015 года.
    3. Настройка личного кабинета пользователя ЕИС (внесение реквизитов и прочих необходимых данных).
    4. Обучение собственных специалистов или приглашение сторонних профессионалов. Новая компания будет нуждаться в квалифицированных кадрах, специализирующихся на закупках путём проведения электронных торгов.
    5. Создание специального отдела – контрактной службы. Альтернативный вариант, предусмотренный Законом о контрактной системе – назначение контрактного управляющего.
    6. Создание комиссии, курирующей закупки.
    7. Разработка, утверждение и размещение в Единой информационной системе Положения о закупках.
    8. Выбор подходящей электронной торговой площадки для последующей работы.
    9. Разработка плана на осуществление закупок в 2017 году (как того требуют положения Закона о контрактной системе).
    10. Работа в ЕИС.

    Преобразование унитарного предприятия

    Переход на контрактную систему закупок в соответствии с положениями закона 44-ФЗ может осуществляться в рамках преобразования унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию или в АО либо ООО (такая возможность предусматривается ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года).

    В случае с первым вариантом речь идёт об образовании бюджетной автономной некоммерческой организации, которая выполняет некие управленческие, социально-культурные или иные функции, не предполагающие получение коммерческой выгоды. Поскольку унитарное предприятие по определению не имеет имущества в собственности, то в результате его такого преобразования имущество будущего госучреждения может быть закреплено в виде прав на оперативное управление. Считается, что такая бюджетная организация впоследствии будет производить закупки с целью реализации своих полномочий (орган местного самоуправления).

    Чтобы провести такое преобразование, необходимо чётко обозначить цели деятельности будущей государственной организации и определиться с органом-учредителем. К слову, решение о смене формы организации унитарного предприятия может инициировать Правительство РФ или какие-либо органы субъекта Российской Федерации.

    В случае, когда унитарное предприятие решено преобразовывать в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, впоследствии работающее в сфере закупок, неизбежно встаёт вопрос об имуществе, подлежащем приватизации. Отметим, что здесь речь может идти о полном отчуждении всего имущественного комплекса, прежде являвшегося федеральным имуществом.

    Для справки: наиболее распространенным способом приватизации госимущества выступает именно преобразование унитарного предприятия в АО или ООО (процедура регулируется положениями Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года).

    Выбор в пользу АО или ООО основывается на размере уставного капитала будущей организации:

    • до 100 000 руб. – выбирается Общество с ограниченной ответственностью,
    • более 100 000 руб. – необходимо регистрировать акционерное общество.

    Определение имущественного комплекса, подлежащего приватизации, и разработка прогнозного плана приватизации – первый и самый главный этап всей процедуры преобразования унитарного предприятия в Общество. Далее собственником имущества формируется соответствующий перечень ОС, подлежащих передаче в собственность новой организации, после чего составляется передаточный акт. В него должна включаться информация, полученная в результате проведения инвентаризации унитарного предприятия.

    • составляется промежуточная отчетность;
    • в отношении отчётности проводится аудиторская проверка;
    • оформляются планы земельных участков и прочей недвижимости;
    • проводятся контрольные проверки состояния имущества;
    • определяется порядок деятельности дочерних унитарных предприятий (при необходимости);
    • определяются объекты, не подлежащие приватизации (устанавливается порядок их дальнейшей эксплуатации);
    • рассчитывается балансовая стоимость активов;
    • определяется размер уставного капитала;
    • разрабатывается Устав общества.

    Легко заметить, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение является более простым и необременительным способом реорганизации, нежели создание АО или ООО. Это и объясняет, почему уже сегодня первому варианту предпочтение отдаёт подавляющее большинство организаций, прежде работавших в сфере закупок по Закону №223-ФЗ.

    Дополнительные материалы по теме:

    Приватизация земли 2019: процедура и нюансы оформления Электронные ПТС окончательно заменят бумажные с 1 июля 2019 года Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года

    Государственные, муниципальные унитарные предприятия (МУП) осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе осуществлять такие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ после утверждения правового акта (положения о закупках) и его размещения в единой информационной системе. МУПом размещено положение о закупках до 31.12.2018. Закупки с привлечением средств бюджетов бюджетной системы не планируются.
    Необходимо ли в рассматриваемой ситуации размещать "нулевой" план закупок и "нулевой" план-график?

    К сожалению, мы не можем дать определенного ответа на данный вопрос. Поясним почему.
    По общему правилу в силу , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками для целей этого Закона и осуществляют закупки в соответствии с его положениями. Однако в силу прямого указания Закона N 44-ФЗ унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, вправе осуществлять такие закупки в соответствии с от 18.07.2011 N 223-ФЗ после утверждения правового акта (положения о закупках) и его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС).
    При этом, с одной стороны, по смыслу Закона N 44-ФЗ, с учетом , Закона N 44-ФЗ, и , Закона N 44-ФЗ, непосредственно регулирующих ведение планов закупок и планов-графиков соответственно, в эти документы вносится информация о закупах, осуществляемых именно и только в соответствии с N 44-ФЗ. Обязанности заказчиков размещать план закупки и план-график в отсутствие бюджетного финансирования законодательство о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает. Более того, в силу прямого указания пп. "б.1" п. 3 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании Закона N 44-ФЗ Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043, планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней муниципальными унитарными предприятиями, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с ч. и Закона N 44-ФЗ, со дня утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
    Отсюда можно сделать вывод, что если все закупки в соответствии с Закона N 44-ФЗ осуществляются в соответствии с от 18.07.2011 N 223-ФЗ, планы закупок и планы-графики не формируются.
    Однако, с другой стороны, Закона N 44-ФЗ в буквальном прочтении указывают, что план закупок и план-график формируются, в том числе, бюджетными учреждениями ежегодно и утверждаются в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Исключений для случаев, когда все закупки бюджетного учреждения в соответствии с Закона N 44-ФЗ осуществляются в соответствии с от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в , Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
    Таким образом, существует вероятность, что неразмещение плана закупки в ЕИС будет рассматриваться проверяющими органами как основание для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по КоАП РФ. Нами найдены и отдельные, единичные примеры такого привлечения, причем признанного законным судами (смотрите решение Полевского городского суда Свердловской области от 30.06.2015 по делу N 12-69/2015, решение Свердловского областного суда от 09.09.2015 по делу N 72-996/2015).
    С нашей точки зрения, духу закона более соответствует первый подход, поскольку, как представляется очевидным, формирование "нулевых" плана закупок, плана-графика лишено смысла. Однако мы не можем привести большего нормативного обоснования этой точки зрения, чем дано выше.
    В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о закупках нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных N 44-ФЗ. Вопросы же административного характера, в том числе касающиеся размещения плана закупки, а также технических особенностей функционирования ЕИС, из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По этой же причине мы не можем оценить практическую возможность размещения в ЕИС плана закупки с нулевыми показателями. Официальных разъяснений, а также материалов правоприменительной практики, подтверждающей возможность неразмещения унитарным предприятием в ситуации отсутствия бюджетного финансирования плана закупок (а также плана-графика), мы не обнаружили.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

    Как закупают МУПы и ГУПы

    Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

    В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

    • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
    • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
    • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

    О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

    Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

    Изменения с 2018 года

    С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.

    Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

    ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

    ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

    Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

    ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.

    • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
    • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
    • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

    Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

    Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

    Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

    До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

    Как привлекать соисполнителей

    Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.

    Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.

    В 2020 году новостью стало внесение корректировок в Федеральные законы: от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее 44 ФЗ) и от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее 223 ФЗ). С 01.01.17 кардинально изменился механизм приобретения товаров (услуг) унитарными учреждениями (ГУП и МУП).

    Теперь организации данного типа при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться также и 44 ФЗ, регламентирующим основы и принципы контрактного оформления закупок.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    До 2020 года сфера действия закупочной системы регулировалась Законом 223 ФЗ, который допускал осуществление всех закупок на усмотрение покупателя, исходя из отрасли деятельности организации. Была более гибкой система закупок, жесткие правила в данной области отсутствовали.

    Это обстоятельство открывало возможность ряду заказчиков прибегать к разным способам обеспечения возможности ведения закупок у единого поставщика. С переходом, процедура закупа товаров стала подчиняться строгим правилам и строиться на основе честной конкуренции.

    Что ждет предприятия после 1 января 2020 года

    С 01.01.17 ГУП и МУП по-прежнему ведут закупочную деятельность согласно требованиям 223 ФЗ только частично, в следующих ситуациях:

    • учреждение в роли исполнителя по контракту с привлечением к работе других участников;
    • закупка за счет гранта.

    Заказчику следует принять во внимание, что положение о закупе должно быть своевременно оформлено и опубликовано в системе, которая получила название единой информационной (ЕИС).

    Основная часть закупок при переходепроводится посредством следующих открытых каналов:

    • конкурсный;
    • аукционный;
    • запросом котировок;
    • запросом предложений.

    Покупателями при проведении закупок используются эти конкурентные методы привлечения исполнителей.

    Товары, включенные в утвержденный Правительством список (Распоряжение № 471-Р), могут быть закуплены только посредством проведения аукциона.

    Закупка у единственного поставщика (подрядчика) возможен в отдельных ситуациях и ограничивается объемом. Необходимым является включение в план-график приобретений у малого предпринимательства, которые являются обязательными.

    Переход установил строгий порядок ведения унитарными организациями закупа. В Законе подробно оговаривается, какие закупки и каким образом возможно использовать. При нарушении этих правил будет применяться административная ответственность.

    Видео: Унитарные предприятия

    Процедура перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ

    Первый этап. Подготовительные технические мероприятия

    Для организации деятельности в сфере закупочной деятельности при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ требуется наличие электронной подписи (ЭП), которую можно получить в Федеральном Казначействе по месту расположения организации.

    Затем нужно оформить регистрацию в ЕИС в роли покупателя. Для того чтобы начать работу в электронной системе и осуществлять закупки, отдельным учреждениям потребуется оформить регистрацию заново.

    Второй этап. Подготовка специалистов, учреждение контрактной службы или утверждение контрактного управляющего

    В Законе 44 ФЗ обозначены критерии, которым должны соответствовать контрактные служащие. Управляющий и сотрудники службы контрактов должны предоставить диплом о высшем образовании.

    В связи в связи с этим, если у покупателя совокупный объем закупа в год свыше ста млн. рублей, то необходимо учредить контрактную службу. Формировать дополнительный отдел предприятия нет необходимости.

    В случае если общий объем закупок в год не выше ста млн. рублей, а также отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий, который выступает ответственным за исполнение контрактов закупок.

    Заказчик отражает и закрепляет организационные решения в следующих нормативных документах:

    • регламент (положение) о службе контрактов (или контрактном управляющем);
    • должностные инструкции работников, занятых в закупочной деятельности;
    • порядок согласованности, как контрактной службы, так и в отдельных предприятиях контрактного управляющего, с другими отделами организации.

    Третий этап. Планирование объема закупок

    Основное правило организации закупок при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ заключается в оптимальном планировании на ближайшие и последующие годы путем разработки и утверждения плана-графика (на один год), а также плана закупок (рекомендуется оформление на срок три года).

    Каждая закупка имеет свой уникальный идентификационный код, который отображается в планах и других документах. Данный код включает в себя сведения бюджетной классификации, общероссийских классификаторов и другие параметры.

    Следует обратить внимание на то, что в плане-графике должны быть отражены закупки, являющиеся обязательными, сделанные у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. В совокупном объеме в год количество этих закупок не может составлять менее 15 процентов.

    Законпредъявляет к каждой планируемой закупке требования к ее обоснованности. При разработке плана закупок необходимо обосновать объекты закупки. Когда представляется на утверждение план-график, то в обязательном порядке обосновывается начальная (максимальная) стоимость контракта.

    Четвертый этап. Опубликование планов закупок в ЕИС

    Когда организацией принят план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после этого в течение десяти рабочих дней проводится оформление планов закупки.

    Дается три рабочих дня с момента утверждения планов закупки и графика для опубликования их в ЕИС.

    Пятый этап. Формирование комиссии по вопросам закупок

    Для ведения закупочной деятельности полагается учредить комиссию по закупкам. Решение об образовании комиссии надо принять до начала закупок.

    Порядок работы комиссии, ее состав, назначение председателя фиксируются в Положении о закупочной комиссии и закрепляется приказом. Эти документы являются обязательными.

    Различаются пять типов комиссий. Вопрос о том, какая комиссия будет учреждена на предприятии, решается самим заказчиком.

    Следует иметь в виду, что количество членов комиссии зависит от ее типа. Так, в состав единой, аукционной или конкурсной комиссии могут входить не меньше пяти сотрудников предприятия (с учетом председателя комиссии), а котировочной или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не меньше трех (в том числе председатель комиссии).

    Шестой этап. Утверждение дополнительных нормативных актов, необходимых в закупочной деятельности

    В целях организации правильной деятельности в области закупок заказчику надо также подготовить следующую документацию:

    • приказ о назначении эксперта или формировании комиссии для приемки;
    • типовой бланк экспертного заключения (акта экспертизы);
    • положение о приемке товаров;
    • модели проектов контрактов;
    • стандарты документов для ведения закупа;
    • приказы о назначении работников, ответственных по другим вопросам в сфере закупочной деятельности (за мониторинг коммерческих предложений, разработку технических заданий и др.)

    Унитарному предприятию также следует внести изменения/дополнения в Положение о закупке или утвердить новое.

    Преобразование

    Одним из возможных действий МУП и ГУП в свете внесения радикальных изменений в правила организации закупок является их реорганизация в форме преобразования.

    Возможна реорганизация унитарного учреждения в:

    • государственное или муниципальное, а также автономное некоммерческое предприятие;
    • общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

    Что нового

    В 2020 осуществлен переход ГУП и МУП в 44 ФЗ, и уже есть хорошие новости, а также положительные моменты в сфере закупок.

    Начали действовать положения Закона, обязующего общественно обсуждать закупки. Правительством разработан механизм обязательного обсуждения обществом закупок.

    С 2020 года запрещается осуществлять закупки, не включенные в утвержденный план-график. Наименование закупки должно быть указано в соответствии со специальным каталогом позиций, который должен быть опубликован в ЕИС.

    Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2020 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

    Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

    Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

    Например, если ГУП или МУП оказывает коммунальные услуги (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

    Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2020 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

    Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2020 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС закупочный план и Положение о закупках . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2020 г.

    А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2020 году, отпадает сам собой.

    ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

    Кого не коснутся изменения

    Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

    1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
    2. Закупки недвижимости в собственность государства.

    Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2020 году, на такие закупки никак не повлияет.

    Чем завершится реформа

    Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

    С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

    1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
    2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
    3. Организация работает в сфере естественных монополий.

    Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.