Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как быстро и вкусно испечь пышки на кефире: рецепты и полезные советы
  • Яблочная шарлотка с корицей
  • Почему перед месячными надувается живот — внутренние и внешние причины
  • Дебиторская задолженность в Excel с условным форматированием Отчет дебиторская задолженность по срокам долга
  • Лфк для детей с нарушением осанки Упражнение для детей с нарушением осанки
  • Генри Форд - Генри Форд. Мои достижения. Моя жизнь. Мои достижения Генри форд жизнь достижения онлайн
  • Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки. Лфк для детей с нарушением осанки Упражнение для детей с нарушением осанки

    Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки. Лфк для детей с нарушением осанки Упражнение для детей с нарушением осанки

    Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки Рейтинг статьи: 4.07 /5 (Голосов: 14 )

    Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и стоя.

    Нормальной считается такое положение, при котором части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику. Если у ребенка плохая осанка, то она может остаться на всю жизнь и стать причиной остеохондроза, сколиоза, кифоза и других заболеваний. Лечебная гимнастика при нарушении осанки является одним из основных корригирующих мероприятий.

    Существует множество лечебно-гимнастических упражнений, которые помогают исправить осанку. Выбор комплекса лечебной физкультуры зависит от степени и типа искривления позвоночника. Регулярное выполнение гимнастических упражнений укрепляет мышечный каркас, делает кости и суставы более гибкими, улучшает кровообращение в различных частях тела. В результате формируются и закрепляются навыки правильного положения позвоночника.

    Особенности гимнастики при различных видах нарушения осанки

    Осанка формируется еще в детстве, поэтому лечебная гимнастика в этом возрасте дает наилучший эффект. Специально подобранные упражнения позволяют откорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное расположение лопаток, головы и т.д.

    Некоторые упражнения назначаются практически всем людям с нарушениями осанки в независимости от типа изменений. К таким видам гимнастики относятся дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения для улучшения координации движений. Специальные комплексы подбираются индивидуально. Нарушение осанки у детей исправляют упражнения, укрепляющие или растягивающие мышцы определенной области тела, увеличивающие подвижность позвоночного столба.

    При сутулости и круглой спине целью лечебной гимнастики является укрепление мускулатуры плечевого пояса и области спины при одновременном расслаблении и растягивании грудных мышц. Постепенно увеличивают подвижность позвоночника в грудном отделе.

    При округло-вогнутой спине следует укреплять мышцы живота, задней поверхности бедер, спины, плечевого пояса. Мышцы груди, передней поверхности бедер и поясницы, напротив, надо растягивать и расслаблять. Нельзя выполнять упражнения с нагрузкой на поясницу, чтобы не усилить поясничный лордоз. С этой целью нагрузка на переднюю брюшную стенку задается в положении лежа с прижатой к полу поясницей и поднятыми ногами. При выполнении упражнений лежа рекомендуют под живот подкладывать подушку.

    Если у пациента плоская спина, то врач назначает упражнения для укрепления групп позных мышц, нижних конечностей и плечевого пояса. Также постепенно увеличивается подвижность в грудном отделе, а нагрузка на поясницу уменьшается.

    При плоско-вогнутой спине полезно укреплять все мышцы тела, кроме поясничных. Мышцы поясницы, наоборот, надо растягивать и расслаблять, чтобы уменьшить лордоз.

    Если осанка ассиметрична, например, при сколиозе, то лечебная физкультура направлена на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации. При выполнении упражнений большое внимание уделяют симметричному расположению частей тела. Для этого рекомендуется заниматься гимнастикой перед большим зеркалом.

    Важно: лечебная гимнастика для коррекции осанки может дать заметный эффект лишь в том случае, когда упражнения выполняются регулярно. Если гимнастикой заниматься 1-2 раза в две недели, то никакого результата не будет.

    Комплекс упражнений для исправления осанки

    Исходное положении: стоя спиной у стены

    1. Встать у стены, касаясь ее одновременно затылком и лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Запомнить положение и отойти немного от стены.
    2. Сохраняя осанку, вытянуть руки впереди себя, присесть и встать. Приседание выполнить 5-6 раз.
    3. В том же правильном положении стоя последовательно расслаблять мышцы шеи, плеч, пояса, затем мышцы рук и остальную мускулатуру тела. Повторить упражнение 6-7 раз.
    4. Встать на носки с выпрямленной спиной и удержаться 5-7 секунд. Повторить 7-8 раз.
    5. Присесть, разведя при этом колени в стороны. Выпрямит спину, поднять подбородок, медленно встать. Повторить 6-7 раз.

    Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены

    1. Выпрямит спину, слегка прижать к стене затылок, область лопаток и ягодицы.
    2. Постепенно расслабить шейные и плечевые мышцы, опустить голову, расслабить мышцы спины, затем выпрямиться.

    Исходное положение: лежа на полу

    1. Лежа на животе надо согнуть руки в локтях, положить лоб на тыльную сторону кистей. Правый локоть приподнять и сделать 2 пружинящих движения кзади, при этом голову и левый локоть не поднимать. Также проделать с левым локтем.
    2. Лежа на спине поднять вверх руки и потянуться кверху сначала правой, затем левой рукой. Мышцы живота при этом напрячь, выпрямленные ноги прижать к полу.
    3. Лечь на спину так, чтобы голова, туловище и ноги располагались на прямой линии. Руки прижать по бокам к телу. Приподнять насколько возможно голову и плечи, не меняя положения остальных частей тела. В таком положении продержаться 6-7 секунд.
    4. Прижать спину и поясницу к полу, постараться запомнить положение. Встать и походить по комнате, сохраняя правильное положение.

    Комплекс упражнений для укрепления мышечного каркаса спины

    Исходное положение тела: лежа на животе

    • Положить под тыльную сторону рук. Плавно переместить руки на поясничную область, приподнять голову, плечи и область лопаток, насколько возможно. Удерживаться в таком положении 6-7 секунд, после чего вернуться в исходное.
    • В том же положении положить ладони на голову, приподнять плечи и голову на 5-6 секунд. Затем расслабиться.
    • Поднять голову и плечи, плавно приподнять руки кверху и постепенно переместить их в стороны, затем к плечам. Принять исходное положение.
    • Лежа приподнять голову, выпрямленными руками выполнять круговые движения.
    • Ноги, разогнутые в коленях, поднять от пола, не отрывая при этом от пола тазовую область и живот. Удержать положение 6-7 секунд.
    • Лежа на животе имитировать руками движения пловца.

    Все приведенные упражнения при нарушении осанки следует повторять по 5-7 раз за процедуру. Лучше всего заниматься корректирующей гимнастикой ежедневно в одно и то же время. Существует еще много упражнений, например, с использованием палки или скакалки, но они больше направлены на определенные мышечные группы, и их может посоветовать врач ЛФК после обследования.

    Важно: перед тем как начать лечебно-гимнастические упражнения, проконсультируйтесь у врача. Особенно необходима помощь специалиста, если осанка нарушена у ребенка. В таком случае врач может назначить другие упражнения с учетом степени и формы нарушений.

    ЛФК для детей с нарушением осанки – это комплекс физических упражнений, специально разработанных для коррекции физиологических изгибов позвоночника и приведения в тонус мышечного корсета ребенка.

    Лечебная гимнастика относится к консервативным методам лечения искривлений позвоночного столба и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Её регулярное выполнение позволит ребенку исправить осанку и предотвратить появление осложнений.

    Причины нарушения

    Группа, наиболее подверженная риску искривления позвоночника – дети в возрасте от 6 до 16 лет. Быстрый рост скелета при небольшом увеличении мышечной массы ведет к тому, что неокрепший позвоночник становится более уязвимым.

    Основные причины, провоцирующие :

    • Гиподинамия.

    Ведение малоподвижного образа жизни (отсутствие физических нагрузок, активных игр и др.) приводит к ослаблению мышечного корсета, одна из функций которого – поддержание позвоночного столба.

    • Неправильная организация места учебы/работы.

    Выполнение домашнего задания, чтение книги, игра за компьютером, раскрашивание и другие занятия должны проводиться в подготовленном месте (оптимальная высота стула, правильное освещение, достаточная площадь стола).

    • Частые нагрузки с нарушениями.

    При выполнении физических упражнений с ошибками, постоянном просиживании за компьютером и чтении книг лежа наблюдается постепенное формирование нарушений позвоночника.

    Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушений осанки – неправильное (несбалансированное) питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, врожденные заболевания (ахондроплазия, спондилолистез и др.).

    Типы нарушения

    Основные типы искривлений позвоночника – лордоз, кифоз и сколиоз. Они отличаются по причинам возникновения, характеру проявления и клинической картине.

    Для большего удобства предлагаем ознакомиться с таблицей:

    Тип нарушения позвоночного столба Краткое описание Признаки

    Искривление позвоночника в области поясницы вперед (к животу).

    Прогиб в поясничном отделе увеличен. Он не изменяется при наклонах.

    Ощущение тяжести в нижней части спины (область ягодиц).

    Суть и назначение физических упражнений

    Лечебная физическая культура разрабатывает различные группы мышц, укрепляя и развивая мышечный корсет. Он обеспечивает основную поддержку позвоночного столба, не позволяя ему деформироваться.

    Выполнение физических упражнений позволит не только остановить прогрессирование нарушений или заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и скорректировать неправильную осанку.

    Полезные свойства ЛФК

    Регулярно выполняя ЛФК с соблюдением правил и последовательности упражнений, удастся достигнуть следующего эффекта:

    • выпрямления осанки,
    • повышения выносливости мышц,
    • сведения к минимуму неблагоприятные последствия заболеваний спины и скелета,
    • улучшения общего самочувствия,
    • увеличения подвижности суставов,
    • ускорения кровообращения.

    ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного возраста проводится с обязательным участием взрослого члена семьи.

    Показания и противопоказания

    Показания к ЛФК:

    • различные нарушения осанки,
    • межпозвонковая грыжа,
    • нарушение подвижности тазобедренных суставов,
    • остеохондроз,
    • остеопороз,
    • другие заболевания позвоночника.

    Противопоказания к ЛФК:

    • кровотечения,
    • хронические сердечнососудистые заболевания,
    • компрессионный синдром,
    • общее плохое самочувствие,
    • низкий болевой порог.

    Внимание! Решение о назначении ЛФК при наличии противопоказаний принимает только врач после проведения осмотра.

    Комплексы упражнений и правила выполнения

    Упражнения для осанки детям выполняются в хорошо проветренном помещении, температура воздуха в котором не превышает 22-24°С. Рекомендуется заниматься до приема пищи (за 30-40 минут), если занятия назначены после еды, то приступайте к ним не ранее, чем через 1 час.

    Обязательное условие – соблюдение последовательности блоков упражнений:

    • разминка (подготовка),
    • основная часть (комплекс),
    • заключение (отдых, расслабление).

    Упражнения для осанки в домашних условиях детям до 1 года необходимо начинать с легких поглаживаний.

    Подготовка

    Если занятия кажутся вам скучными, постарайтесь их разнообразить – включите любимую музыку, пригласите тренироваться вместе с вами других родственников, ищите новые и интересные упражнения, используйте фитбол.

    Разминка перед ЛФК:

    1. Расположите руки на поясе, выполняйте наклоны туловища в разные стороны (влево-вправо, вперед-назад).
    2. Поставьте ноги на ширине плеч, ладони положите на плечи, наклоните голову вперед и выполняйте отводы в разные стороны.
    3. Потяните руки вверх, затем вперед и вниз, слегка согнув колени (в каждой позе останавливайтесь на 3-5 секунд).

    Для подготовки подойдут любые базовые упражнения – быстрая ходьба, бег в легком темпе 2-3 минуты, вращение рук по круговой оси и др. Следите, чтобы спина находилась в ровном положении и помните, что упражнения не должны причинять абсолютно никакого дискомфорта.

    Базовый комплекс упражнений

    1. Выпрямите руки, поднимите их вверх, синхронно выполняйте ими круговые движения (вперед-назад).
    2. Расположите руки за спиной, соедините ладошки «в замок», выполните наклоны вперед, максимально отодвигая руки назад.
    3. Поднимайте и опускайте плечи, сначала работайте ими синхронно, а затем перейдите на попеременные движения.
    4. Отведите правую руку назад, левую руку перекиньте через плечо, потянитесь, соединяя пальчики.
    5. Измените исходное положение – лягте на живот, вытяните руки (ладошки вверх). Синхронно поднимайте носки ног и верхнюю часть тела.
    6. В положении лежа расположите ладони на высоте плеч, поднимайте вверх корпус тела, одновременно выпрямляя руки.

    Каждое занятие повторяется 3-4 минуты, отдых между ними – 1-2 минуты.

    Упражнения при сильном искривлении

    Последовательность упражнений для исправления осанки у детей при сильном искривлении:

    1. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: вытяните руки в разные стороны, чтобы они прикасались к поверхности. Постепенно поднимайте их вверх, не отрывая от стены и не меняя положения спины. Мышцы спины и рук должны быть напряжены.
    2. Исходное положение – стоя напротив зеркала, прислоняясь спиной к стене. Алгоритм: медленно отходите от стены так, чтобы спины не меняла своего положения (словно вы продолжаете «держаться» за стену). Наблюдайте за своей осанкой в зеркале – следите, чтобы она не изменяла ровного положения.
    3. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: дотроньтесь локтями до стены, а затем медленно присядьте, не отрывая от неё спины, ягодиц, лопаток и затылка. Медленно поднимитесь.

    Внимание! Занятия по гимнастике при нарушении осанки у детей включают стандартные упражнения – велосипед (лежа на спине), лодочку, наклоны с гимнастической палкой на лопатках и др.

    Каждое упражнение при нарушении осанки у детей выполняется 7-8 раз, отдых между занятиями – 3-4 минуты.

    Упражнения для профилактики

    Профилактические упражнения для правильной осанки у детей, рекомендованные к выполнению в возрасте до 16 лет:

    1. В положении «полуприсед», держа в руках палку, выполняйте отведение ног назад-вперед. Условие – ребенок должен прогибаться в пояснице назад.
    2. Возьмите палку за спиной, руки внизу, ноги вместе. Поднимайтесь вверх, отводя руки назад. Выполняя занятие, не торопитесь.
    3. Встаньте у стены, возьмите палку в руки, опустите их вниз. Поднимите руки вверх, опустите до уровня груди, вернитесь в исходное положение. Условие – ребенок не должен отрывать спину от стены.

    Ежедневная зарядка продолжительностью 5-15 минут способствует сохранению прямой осанки у детей.

    Запрещенные упражнения

    Среди запрещенных упражнений – сильные прогибы вперед или назад, гимнастические занятия на растяжку, кувырки через голову, прыжки с приземлением на спину, изнурительные физические тренировки.

    30489 0

    Для решения поставленных задач используется весь арсенал средств ЛФК: физические упражнения, включающие в себя упражнения общеукрепляющего и специального характера, спортивно-прикладные, дыхательные, игры, механотерапию. Активно используются естественные факторы природы и массаж.

    Задачами общеукрепляющих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся, являются улучшение общего физического состояния пациента, повышение уровня его общей выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата, в том числе создание «мышечного корсета», развитие координации и чувства равновесия.

    По мере решения задач общеукрепляющего плана вводятся и специальные упражнения. К основным из них при лечении дефектов осанки относятся корригирующие упражнения, в которых движения конечностей, туловища направлены на исправление различных деформаций: изменение угла наклона таза, нормализация физиологических изгибов позвоночника, обеспечение симметричного положения плечевого и тазового поясов, головы, укрепление мышц брюшной стенки и спины. Крайне важно при использовании этих упражнений выбор исходного положения, определяющего их строго локализованное воздействие, максимальную разгрузку позвоночника по оси, исключения на тонус мышц угла наклона таза, оптимальное сочетание изометрического напряжения и растягивания.

    Эффективным средством общеукрепляющего характера при нарушениях осанки является лечебное плавание, рекомендуемое всем пациентам, независимо от тяжести деформации, течения заболевания и вида лечения. Применение определенного стиля (например, баттерфляй при крыловидности лопаток) превращает плавание в упражнение специальной направленности.

    Важным элементом терапии является формирование навыка правильной осанки. После объяснений инструктора или методиста лечебной физкультуры о характеристиках нормальной осанки, демонстрации ее на пациенте к созданию нового стереотипа мышечно-суставных ощущений и пространственной ориентации. В помощь этому служат тренировки перед зеркалом со зрительным самоконтролем, взаимоконтроль больных, периодический контроль положения туловища у стены.

    Закрепление навыка правильной осанки продолжается также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, на координацию и равновесие, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, грудной клетки, головы, плечевого пояса. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки (игры с непрерывным правильным удержанием тела, с принятием правильной осанки по сигналу или заданию).

    Особенности методики ЛФК при дефектах осанки

    Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Занятия должны проводиться не реже 3 раз в неделю в зале ЛФК поликлиники. В домашних условиях обязательно ежедневное выполнение комплекса упражнений корригирующего характера.

    В кабинетах ЛФК занятия общеразвивающей и корригирующей гимнастикой, как правило, проводятся группами по 10—15 человек. Продолжительность занятий около 1 ч. На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в основном в положении лежа на спине, животе, на боку, стоя в упоре на четвереньках, которые позволяет поддерживать в течение занятия правильное положение всех сегментов тела, в дальнейшем — в положении стоя и при ходьбе.

    В начальном периоде таких занятий (продолжительность 1-1,5 мес.) подбираются индивидуализированные комплексы специальных и общеразвивающих упражнений, вырабатывается представление о правильной осанке, о гигиене труда и учебы. В основном пери (2 мес.) решается весь комплекс лечебных задач. На заключительном этапе (1—1,5 мес.) акцент делается на обучение пациентов самостоятельным занятиям физическими упражнениями в домашних условиях, которые при дефектах осанки необходимо выполнять практически всю жизнь, и самомассажу.

    Помимо решения задач, общих для всех нарушений осанки, в каждом случае необходимо выполнять упражнения, специфичные для коррекции данного конкретного дефекта.

    Круглая спина

    . Улучшение подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой или круглой спине). Проводится разработка всех движений (вначале в положении осевой разгрузки), присущих позвоночнику с акцентом на упражнения, направленные на разгибание (экстензионные) и вытяжение, а также боковые наклоны и ротацию. Акцент мобилизации направляется на вершину кифоза Одним из эффективных упражнений, направленных на мобилизацию позвоночника, является ползание по Клаппу. Этот метод позволяет сочетать одновременно разгрузку, лордозирование и мобилизацию с учетом вершины кифоза. При вершине кифоза от I до IV грудного позвонков эффективно глубокое ползанье (т.е. со значительным наклоном корпуса вперед в положении на четвереньках), если она в области от V до VII позвонков — полуглубокое. Прогибание стоя в вертикальном положении, приданных положениях вершины кифоза, не обеспечивает разгрузку позвоночника, а необходимое лордозировани возникает в поясничном и нижнем грудном отделах.

    Увеличение угла наклона таза обеспечивается укреплением большой группы мышц - подвздошно-поясничных, прямых головок четырехглавых мышц бедра, гребешковых, грушевидных, разгибателей поясничного отдела спины и растяжением укороченных и напряженных мышц (двуглавая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

    Коррекция кифоза обеспечивается прогибанием кифоза с учетом вершины искривления в исходном ладонно-коленном положении, в висах и лежа (положения стоя и сидя исключаются). Как уже отмечалось выше, положение на четвереньках по Клаппу — одно из наиболее удобных для активной редрессации кифоза, так как здесь сочетается разгрузка позвоночника с лордозированием его и активной работой мышц, разгибателей шеи и спины. Важно, что здесь можно обеспечить разгрузку позвоночника и соответственно увеличенную подвижность в наиболее ригидном его отделе - грудном. При выраженной кифотической деформации, помимо физических упражнений, показана дополнительная коррекция положением на наклонно расположенной под грудью панелью.

    Определенное значение в коррекции кифоза имеет растягивание грудных мышц. : Крыловидные лопатки: укрепление мышц, фиксирующих и сближающих лопатки (трапециевидной, ромбовидной передней зубчатой и др.). Для этого выполняют упражнения с динамической и статической нагрузкой: отведение рук назад с различными амортизаторами и отягощениями (резиновыми бинтами, эспандерами, гантели), отжимания от пола и т.п. Определенное значение в коррекции круглой спины имеет укрепление затылочных мышц и разгибателей спины, что является необходимым для правильного и устойчивого положения позвоночника.

    Мышечная контрактура больших грудных мышц со сведением кпереди и опущением плеч: растяжение больших грудных мышц с помощью методов пассивной растяжки и/или приемов постизометрической релаксации обеспечивает повышение се эластичности. Силовые упражнения на развитие силы межлопаточным мышцам также обеспечивают по принципу реципрокного торможения расслабление грудных мышц. Это также способствует развертыванию грудной клетки, лучшей ее экскурсии, тем самым повышаются кардио-респираторные возможности организма.

    Выстояние живота корригируется упражнениями для мышц брюшного пресса, преимущественно из исходного положения лежа на спине. Укрепление мышц живота необходим при всех вариантах нарушения осанки, так как они стабилизируют позвоночник при выполнении физических упражнений, обеспечивая базу для укрепления мышц спины.

    Кругло-вогнутая спина

    . Улучшение подвижности позвоночника (решение задач, связанных с мобилизацией в кифозированном отделе позвоночника, — см. Круглая спина). Улучшение подвижности в лордозированном отделе обеспечивается разработкой движений во фронтальной плоскости и ротационных, но в меньшей дозировке, чем для кифозированной части позвоночника, и избегая лордозирующих движений, т.е. направленные на разгибание (экстензионные упражнения).

    Уменьшение угла наклона таза является основной задачей при коррекции кругло-вогнутой спины. Обеспечивается укреплением ослабленных и растянутых мышц (разгибатели туловища грудного отдела и межлопаточные мышцы — нижние стабилизаторы лопаток, переднешейные глубокие мышцы, прямые и косые мышцы живота, большие ягодичные и задние пучки средних ягодичных мышц, двуглавая мышца бедра) и растяжением методами пассивной растяжки и ПИР укороченных и напряженных мышц (длинные мышцы спины — разгибатели туловища, поясничный и шейные отделы, верхняя часть трапециевидной мышцы, большая грудная мышца, подвздошно-поясничная мышца, прямая мышца бедра, трехглавая мышца голени).

    Коррекция кифоза (решение задач, связанных с коррекцией кифоза, — см. Круглая спина).

    Коррекция сопутствующих деформаций (решение задач, связанных с коррекцией сопутствующих деформаций, — см. Круглая спина). При данном нарушении осанки они сходны — крыловидные лопатки, мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота

    Плоская спина

    . Укрепление мышц всего тела, так как именно тотальная слабость мышечной системы является основой появления данного нарушения осанки. Акцент делается на мышцы, обеспечивающие «мышечный корсет», на мышцы спины, заключенные в работу плечевого и тазового поясов, бедра и голени. Однако при коррекции плоской спины повышение силовых возможностей тех или иных мышц должно обязательно сочетаться с их растяжками. Так, например, прямая мышца бедра из-за своей слабости не создает необходимого наклона таза и лор-дозирования поясничного отдела позвоночника.

    Тем не менее при данном дефекте осанки она находится в напряженном состоянии, что, в свою очередь, не позволяет эффективно повышать ее силовые возможности, обеспечивающую тягу должного уровня для опускания переднего полукольца таза вниз. Кроме занятий лечебной физкультурой, в зале ЛФК рекомендуется активное включение спортивно-прикладных упражнений: лыжи, плавание, гребля и другие виды спорта, требующие кроме общей, также и силовую выносливость.

    Увеличение угла наклона таза (решение задач, связанных с увеличением угла наклона таза, — см. Круглая спина).

    Улучшения подвижности позвоночника — при плоской спине задача менее актуальная, чем при кифозах. Поэтому выполняемые здесь во всех плоскостях движения направлены не столько на мобилизацию позвоночника, сколько на укрепления его мелких мышц, а также на улучшение лимфо- и кровообращения в связочно-суставном аппарате данной области.

    Ограничивается применение упражнений, вызывающих лордозирование в грудном отделе позвоночника, т.е. экстензионных и использующих глубое, полуглубокое и горизонтальное ползание по Клаппу, особенно на первых этапах коррекции.

    Коррекция сопутствующих деформаций

    К наиболее часто встречающимся сопутствующим деформациями при плоской спине относятся мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опущением плеч, выстояние живота, а также:

    Гиперлордоз шейного отдела позвоночника, сопровождающийся выдвиганием головы вперед. Здесь существенное значение в коррекции имеет укрепление мышц шеи, плечевого пояса и разгибателей верхнегрудного отдела спины, что обеспечивает правильное и устойчивое положение головы. Тренировка силы сочетается с растяжением мышц, особенно трапециевидной, поднимающей лопатку, и подкожной мышцы шеи.

    Предпочтение отдается статическим упражнениям с малой амплитудой движения и умеренным напряжением мыши.

    Плоско-вогнутая спина

    . Укрепление мышц всего тела (см. Плоская спина) с акцентом на укрепление мышц передней брюшной стенки, разгибателей поясничного отдела позвоночника, межлопаточных и мышц затылочной области.
    . Уменьшение угла наклона таза (См. «Уменьшение угла наклона таза» в разделе «Кругло-вогнутая спина»).
    . Улучшение подвижности позвоночника (см. Плоская спина). Здесь также существенно ограничиваются упражнения, направленные на экстензию, в том числе и в поясничном отделе позвоночника. Так как в упражнениях, развивающих силу мышц спины («Рыбка», «Ласточка» и т.п.), гиперлордозирование является патогенным элементом упражнения, ограничиваются статическим напряжением мышц при прямом позвоночнике.

    Коррекция сопутствующих деформаций

    Наибольшего внимания требуют: мышечная контрактура больших грудных мышц, со сведением кпереди и опушением плеч, выстояние живота, гиперлордоз шейного отдела позвоночника.

    Асимметричная осанка

    Для к асимметричной осанки, как правило, используются симметричные упражнения, например, упражнение «Рыбка» с изометрическим напряжением мышц спины (при выполнении данного упражнения излишняя гиперэкстензия нежелательна). В их основе лежит принцип минимального биомеханического воздействия на кривизну позвоночника. Во время выполнения таких упражнений обязательно сохранение срединного положения тела, при котором ослабленные мышцы на стороне изгиба позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более напряженные мышцы на вогнутой дуге искривления, где происходит умеренное растягивание мышц и связок.

    Так, физиологически перераспределяя нагрузки, симметричные упражнения эффективно обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, уменьшая тем самым патологическую кривизну позвоночника во фронтальной плоскости. Эти упражнения просты и не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной скелетно-мышечной системы, что снижает риск их ошибочного применения.

    В терапии данного дефекта осанки используют и асимметричные упражнения, создающие мышечную тягу в направлении, противоположном искривлению (упражнение «Стрельба из лука» с отягощением резиновым амортизатором обеспечивает выравнивание позвоночника в грудном отделе во фронтальной плоскости).

    Большое значение в занятиях по коррекции дефектов осанки придается регулярному (хотя бы 1 раз в неделю) проведению тестов для оценки силы групп мышц, обеспечивающих правильность положения тела в пространстве. Положительная динамика оценок при выполнении этих тестов будет служить одним из важнейших объективных критериев методической правильности проведения занятий по коррекции дефектов осанки.

    Оценка статической силовой выносливости мышц спины проводится на основании времени удержания на весу верхней половины туловища в положении лежа на животе (в норме 1—2 мин), а для мышц живота — времени удержания прямых ног под углом 45" в положении лежа на спине (40—60 с). Динамическая силовая выносливость для мышц живота оценивается по тесту — поднимание туловища в сед из положения лежа на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами (15-20 седов за 1 мин).

    Тестом общего характера является тест сгибание и разгибание рук в упоре лежа (15—20 отжиманий от пола за 1 мин). Хотя тест обычно используется для оценки силы мышц рук и плечевого пояса, однако при его правильном проведении большие требования предъявляются к мышцам всего тела, в том числе и к мышцам, обеспечивающим «мышечный корсет».

    Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

    В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

    1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

    2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
    - сутулая спина;
    - круглая спина;
    - кругловогнутая спина;
    - плоская спина;
    - плосковогнутая спина.

    Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

    Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

    Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

    1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

    2. После длительных нагрузок на позвоночник ребенок должен проводить час-полтора в положении «лежа» для разгрузки позвоночника и отдыха мышц спины.

    3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о, нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

    4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

    5. Дополнительные занятия, связанные с длительным пребыванием в положении «сидя» или при асимметричном положении тела, целесообразно проводить по возможности в разгрузочных позах (лежа на животе) или резко сократить по времени, чередуя с отдыхом «лежа».

    6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

    7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

    8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

    Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

    1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

    2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

    3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

    4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

    При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

    1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

    2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

    3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

    4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

    5. Воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела. В занятиях гимнастикой эта конечная цель достигается путем развития и укрепления способности к длительному удержанию тела в правильном положении, для того чтобы новые рефлекторные связи стали для ребенка привычными. Работа над воспитанием правильной осанки подразделяется на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки: цель второго этапа - доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов индивидуальна и зависит от степени и типа нарушения осанки. В процессе лечения вначале используется исходное положение «лежа», как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем используются упражнения в исходном положении «сидя», а затем «стоя». В положении «стоя», контроль за положением тела начинается, снизу, со стоп, при этом: стопы находятся на ширине ступни, параллельны; колени выпрямлены; живот подтянут, туловище вертикально, угол наклона таза около 45°. Плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику; руки свободно опущены по средней линии туловища; голова прямо, лоб и подбородок располагаются но одной вертикальной линии. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.

    А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

    Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

    Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

    В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

    Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

    Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

    № п/п

    Исходное положение

    Упражнение

    Для мышц спины:

    Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга

    Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

    То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

    Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

    Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

    Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

    Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

    Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

    То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

    Лежа на спине

    Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

    То же, но удерживая мяч между лодыжками

    Скрещивание прямых ног - «ножницы»

    Переход в положение «сидя» с махом рук

    То же, но руки на поясе

    Медленно сесть и медленно возвратиться в И. П.

    Для боковых мышц туловища:

    Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — вдоль, туловища

    Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу

    То же на левом боку

    Приподнимание и опускание правой ноги

    Лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая — согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча - «окошечко»

    Приподнять обе прямые ноги, удерживать на весу до счета 3-5, медленно опустить

    То же на левом боку

    Лежа на боку

    Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить

    Лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, туловище на весу, одноименная рука опирается в пол, другая - вдоль туловища

    При фиксации ног инструктором или партнером - перевести руки за пояс, вверх, вперед, к плечам, вернуться в И. П.

    То же на другом боку

    Примеры симметричных корригирующих упражнений:

    Лежа на животе, принять правильную позу (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии)

    Перевести кисти рук вперед, положить их друг на друга под подбородком. Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от опоры таз и живот. Не отклоняясь в сторону удерживать данное положение 3-5-7 секунд

    Лежа на животе, руки вдоль туловища

    Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки, вдохнуть, вернуться в И. П., выдохнуть

    То же, но с одновременным отведением назад обеих ног - «рыбка». Удерживаться в донном положении, не задерживая дыхание, 3-5-7 секунд

    Лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, приподнимая голову и плечи

    Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение «сидя», сохраняя правильную осанку. Вернуться в И. П.

    Приподнять прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги

    Приподнять обе прямые ноги, развести в стороны, соединить вместе, опустить

    Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять голову и грудь, удерживая палку у груди, бросание палки партнеру, ловля хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении

    То же упражнение, но на гимнастической скамейке

    То же упражнение с медицинболом

    Для мышц брюшного пресса:

    Лежа на спине с прижатием поясничного отдела позвоночника к опоре

    Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно — «велосипед»

    Согнуть обе ноги, разогнуть, их вперед, медленно опустить

    руки за головой

    Поочередное приподнимание прямых ног вперед

    руки вверх

    Медленно поднять прямые ноги до угла 45°, медленно опустить в И. П.

    Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед-вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить

    Лёжа на спине

    Приподнять прямые ноги под углом 30-45°, развести их в стороны, соединить, опустить

    Приподнять прямые ноги до угла 45°, производить окрестные движения ног — «ножницы»

    Круговые движения ног

    Лежа на спине, руки вдоль туловище, ноги врозь

    Переход в положение «сидя» с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой — правой стопы

    Полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади

    Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить, опустить

    Лежа на животе, руки под подбородком

    Отвести назад прямые ноги, удерживать на счет 3-5, вернуться в И. П.

    Лечебная гимнастика при различных видах нарушения осанки в сагиттальной плоскости

    - Сутулая и круглая спина — при данных деформациях, как уже описывалось, увеличен грудной кифоз, мышцы спины перерастянуты, о мышцы грудной клетки спереди сокращены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

    Для коррекции имеющихся деформаций необходимо кроме решения общих задач, укреплять мышцы спины; растягивать и расслаблять мышцы грудной клетки. При этом используются различные исходные положения. Особенно рекомендуется выполнять упражнения в исходном положении «лежа на животе» с различной работой рук, сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической полки, мяча и отягощений. Используются упражнения «на четвереньках», на коленях, лежа на спине с прогибанием в грудном отделе позвоночника или с подкладыванием валика под спину.

    - Кругловогнутая спина — для этоготипа деформации характерно увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза, угол наклона таза увеличен, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Сокращены мышцы грудной клетки спереди, мышцы поясницы и передней поверхности бедер. Для коррекции грудного кифоза применяются все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

    Другая группа упражнений необходима для уменьшения поясничного лордоза. Фактически используются те жеисходные положения, но с определенными особенностями, например, упражнения «лежа на животе» следует выполнять, не прогибая спину, тянуться головой вперед. Под живот можно положить небольшой валик, что позволит несколько уменьшить лордоз. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются лежа на спине по приведенной методике, но основное требование - при движениях ногами обязательно следить за поясницей, прижимая ее к полу, при этом ноги желательно поднимать выше, так как чем выше приподняты ноги, тем меньше дуга лордоза и ниже расположена поясница.

    - Плоская спина — наихудший в рессорном плане тип нарушения осанки в сагиттальной плоскости, сопровождающийся сглаженностью всех физиологических изгибов и характеризующийся общей слабостью мышц (спины, грудной клетки, живота, ягодиц, бедер). Поэтому для коррекции данной деформации необходимо стремиться к укреплению общего мышечного корсета для выработки силовой выносливости мышц, а также использовать упражнения в самовытяжении.

    Главный принцип при выполнении упражнений в различных исходных положениях заключается в том, чтобы движения были симметричные и не слишком «лордозирующие», так как при плоской спине увлечение упражнениями, формирующими поясничный лордоз, приводит к тому, что при слабо развитых мышцах очень быстро образуется другой тип деформации - плосковогнутая спина.

    - Плосковогнутая спина — при этом варианте нарушения осанки встречается сглаженность грудного кифоза и чрезмерная выраженность поясничного лордоза, причем угол наклона таза увеличен, мышцы ослаблены, особенно спины, брюшного пресса и ягодиц.

    Для коррекции плосковогнутой спины используются те же комплексы упражнений, что и при плоской спине, но акцентируется внимание на укреплении мышц живота в исходном положении «лежа на спине», исключая упражнения, «лордозирующие» поясничный отдел позвоночника.

    Специальные упражнения при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости

    Сутулая и круглая спина

    1. Исходное положение — основная стойка, в руках гимнастическая палка.

    1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;

    3-4 — исходное положение.

    2. Исходное положение — основная стойка

    1-4 — «крылышки» руками.

    3.

    1-2 — руки в «крылышки»;

    3-4 —держать.

    4. Исходное положение — лежа на животе.

    1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»;

    3-4 — исходное положение.

    5. Исходное положение — лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

    1 -4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до ягодиц и обратно.

    6.

    1-2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться;

    3-4 — держать.

    7. Исходное положение — лежа на спине, под область грудного кифоза подложить небольшой валик.

    1 -4 — приподняться на предплечьях над валиком;

    8. Исходное положение — лежа на спине.

    1-4 — круговые движения ногами по и против часовой стрелки.

    9.

    1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять;

    5-8 — вернуться в исходное положение.

    10. То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.

    11. Исходное положение — на четвереньках.

    1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника;

    3-4 — возвратиться в исходное положение;

    5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись;

    7-8 — исходное положение.

    12. Исходное положение — то же.

    1-2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно;

    3-4 — исходное положение;

    5-6 — поднять левую руку и левую ногу;

    7-8 — исходное положение.

    Кругловогнутая спина

    1. Исходное положение - лежа на животе, под живот подложен валик.

    1-2 — поднимание головы;

    3-4 — возврат в исходное положение.

    2. Исходное положение — то же.

    1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику;

    3-4 — держать.

    3. Исходное положение — то же.

    1 -2 — поднять голову, вытянуть руки вперед;

    3-4 — поднять голову, руки в стороны;

    5-6 — поднять голову, руки на пояс;

    7-8 — вернуться в исходное положение.

    4. Исходное положение — лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка.

    1-2 — вытянуть полку вперед;

    3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью.

    5. Исходное положение — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине полки.

    1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.

    6. Исходное положение — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках.

    1-4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

    7. Исходное положение — лежа на спине.

    1-2 — поднимать голову, носки на себя;

    8. Исходное положение — то же.

    1-2—поднять голову, вытянуть руки влево;

    3-4 - поднять голову, вытянуть руки вправо.

    9. Исходное положение — то же.

    1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди;

    10. Исходное положение — лежа на спине.

    1 -2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди;

    3-4 — согнуть в колене левую ногу, прижать к груди.

    11. Исходное положение — то же.

    1-4 - поднять обе прямые ноги под углом 45 градусов, с возвратом в исходное положение в быстром темпе.

    12. Исходное положение — то же.

    1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».

    13. Исходное положение — лежа на спине, ноги, согнуты в коленных суставах, в опоре.

    1-2 — сесть, руки на пояс;

    3-4 — вернуться в исходное положение.

    14. Исходное положение — лежа на спине, под грудным отделом валик.

    1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.

    Плоская спина

    1. Исходное положение — лежа на животе.

    1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии);

    3-4 — вернуться в исходное положение.

    2. Исходное положение — то же.

    1-2 — поднять голову, руки вперед, выполняем хлопки руками;

    3-4 — исходное положение.

    3. Исходное положение — то же.

    1-4 — «брасс» руками.

    4. Исходное положение — то же.

    1-4 — «бокс» руками.

    5. Исходное положение — то же.

    1-2 — поднимаем руки и прямые ноги одновременно.

    3-4 — держать.

    6. Исходное положение — то же.

    1-2— поднять прямые ноги, руки вперед;

    3-4 —держим ноги, руки в «крылышки»;

    5-6 — держим ноги, руки на пояс;

    7-8 — возврат в исходное положение.

    7. Исходное положение — то же.

    1-4 — руки в замок, поднять, прямые ноги также поднять;

    5-8 — ползание на животе, путем бокового движения туловища.

    8. Исходное положение — лежа на спине.

    1 -2 — поднять голову и руки, носки ног на себя;

    3-4 — вернуться в исходное положение.

    9. Исходное положение — то же.

    1 -2 — поднять голову, вытянуть руки влево;

    3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо.

    10. Исходное положение — то же.

    1-4 — поднять ноги под углом менее 45°;

    5-8 — медленно вернуться в исходное положение.

    11. Исходное положение — лежа на спине.

    1-4 —«велосипедные» движения ногами.

    12. Исходное положение — то же.

    1-4 — ногами горизонтальные ножницы (ноги поднимать не выше 45°).

    13. Исходное положение — то же.

    1-4 — вертикальные ножницы ногами (ноги — не выше 45°).

    14. Исходное положение — на четвереньках.

    1-2 — «кошечка ласковая» (прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);

    3-4 — «кошечка сердитая» (согнуть грудной и поясничный отдел позвоночника, голову опустить).

    15. Исходное положение — то же.

    1-4 — «кошечка под забором» (медленно поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейдя в исходное положение — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в исходное положение).

    Плосковогнутая спина

    1. Исходное положение — лежа на животе, под животом небольшой валик.

    1-2 — приподнять голову, руки вперёд, сжимание и разжимание пальцев рук.

    2. Исходное положение — то же.

    1-2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.

    3. Исходное положение — то же.

    1-4 — руками «брасс».

    4. Исходное положение — то же.

    1-4 — руками «брасс» с выдержкой.

    5. Исходное положение — то же.

    1-4 — «рыбка» — поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно.

    6. Исходное положение — то же.

    1-2 — ноги прямые приподнять, руки в «крылышки»;

    3-4 — ноги держать, руки в стороны;

    5-6 — ноги держать, руки вверх;

    7-8 — исходное положение.

    7. Исходное положение — лежа на спине.

    1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;

    3-4 — исходное положение.

    8. Исходное положение — то же.

    1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

    3-4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.

    9. Исходное положение — то же.

    1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно прижать к груди, голову согнуть.

    10. Исходное положение — то же.

    1-2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°;

    3-4 — быстро вернуться в исходное положение.

    11. Исходное положение — лежа на спине.

    1-4 — «велосипедные» движения ногами (поясницу прижимать к полу).

    12. Исходное положение — то же.

    1-4 — горизонтальные ножницы ногами под углом выше 45°.

    13. Исходное положение — то же.

    1-4 — вертикальные ножницы ногами, поясницу прижать к полу.

    14. Исходное положение — то же.

    1 -4 — сесть с махом рук вперед;

    5-8 — вернуться в исходное положение.

    15. Исходное положение — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы опираются о пол.

    1-4 — сесть, руки в «крылышки»;

    5-8— исходное положение.

    Нарушение осанки само по себе не болезнь, но оно нередко приводит к неприятным для всего здоровья последствиям . Подвижность грудной клетки из-за искривления осанки снижается.

    А еще ухудшается амортизация позвоночника, работа нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем тоже нарушается.

    Заметить искривление могут и сами родители, хотя диагноз, конечно, ставит только врач . Если у малыша сгорбленная спинка, плечи находятся не на одном уровне, если они выпячивают животик — это однозначное искривление, точно патология.

    И чаще имеется ввиду (около 30%) сколиоз — боковое искривление ПС (позвоночного столба). Комплекс упражнений при искривлении осанки у детей представим в статье.

    Что включает в себя понятие?

    Голова держится прямо, физиологичные изгибы позвоночного столба проявляются равномерно, лопаточки и плечики на одной линии — это и есть правильная осанка. Гиперважно, чтобы формировалась она с детства, когда еще довольно гибкая костная система.

    Если есть какое-то отклонение в правильности осанки, с ним реально и обязательно нужно бороться . Она, патология, повлечет и недуги в работе органов ЖКТ, дыхания, сосудов и нервов.

    У деток может начать болеть спина, поясница, голова. Организм является единой системой, и проблемы в одном органе или системе «тянут» за собой патопроцессы в других органах.

    Причины развития

    У ребеночка опорно-двигательный аппарат продолжает формироваться. Система костей еще настолько гибка, что из-за неправильных движений или сидения она может деформироваться.

    Формируется сама осанка медленно, но при этом постепенно система окостеневает, так, кости могут затвердеть в неверном положении.

    Нарушенная осанка — это, в основном, касается позвоночника. Сутулая спинка, плоская спина, вялая осанка, так часто говорят об искривлении. Причин, провоцирующих эту патологию, несколько.

    Причины искривления у детей дошкольного возраста:


    У ребят школьного возраста к провокаторам нарушения осанки добавляются еще и слабые или асимметрично развитые мышцы , плохое освещение за рабочим столом, где он делает уроки.

    У подростков может наблюдаться усиленный рост, отчего тоже нередко страдает осанка.

    Ребенок много сидит за столом либо гаджетами в неестественной позе , у него плохое зрение, и это тоже не дает ему возможности нормально делать уроки — это главные факторы нарушенной осанки ребят-школьников.

    Об основных причинах нарушения осанки у детей в этом видео:

    Классификация и разновидности

    Различают несколько видов нарушения осанки. Наиболее известны всем родителям лордоз, кифоз и сколиоз. Но знаете ли вы, что именно обозначают эти слова?

    Виды искривления:

    1. Лордоз — при нем позвоночный столб прогибается вперед.
    2. Сколиоз — ПС искривлен в сторону, бывает левосторонний, а еще правосторонний и S-образный.
    3. Кифоз — это изгиб позвоночника сзади.

    У ребенка встречаются следующие проявления искривлений:

    • сутулость — уплощается поясничный лордоз, а еще углубляется грудной кифоз, головка согнута, плечики приведены, лопаточки крыловидные;
    • плоская спина — уплощены все физио-изгибы позвоночного столба;
    • круглая спина — значительно выраженная сутулость;
    • кругловогнутая спина — увеличенные физиологические позвоночные изгибы;
    • плосковогнутая спина — кифоз грудного отдела уплощен, но лордоз нормальный/поясничный;
    • сколиотическая осанка — она нарушенная фронтально, боковое искривление.

    Нарушение осанки, конечно, не болезнь, но оно как риск, и он с большой вероятностью проявится, и приведет к проблемам в работе органов и систем.

    Симптомы и признаки

    Заметить проблему несложно — ребеночек сутулится, плечики и лопаточки не находятся на одной линии, он выпячивает животик вперед. Все это говорит о формирующихся нарушениях, которые нужно исправлять.

    Тревожные следующие симптомы :

    1. Асимметрия позвоночника.
    2. Ребенок лежит на животике, и у него разная длина ножек.
    3. Он сутулится за столом.
    4. Ребенок часто простужается — да, и это тоже может быть следствием искривления.

    Сначала ребенок не жалуется ни на боль, ни на неудобство, но со временем жалобы однозначно появятся.

    А вот ждать этого не стоит — как только вы увидели, что ребенок сутулится, что живот у него выпячен вперед, что одно плечо выше другого, а голова наклонена вперед, нужно принимать меры. Пока еще ситуацию можно исправить.

    Осложнения и последствия

    Из-за искривления позвоночника тот быстро изнашивается и преждевременно стареет . Организм теряет свою способность к физическим нагрузкам, снижается иммунитет.

    Происходят нарушения в работе органов, могут появляться межпозвоночные грыжи, а также радикулит, .

    Методы лечения

    Правильно говорить не лечение, а коррекция осанки.

    Так как искривленный позвоночник — это не болезнь, лечить тут нечего, но вот корректировать придется .

    И эта коррекция обычно является немедикаментозной (лечат только, например, туберкулезное поражение позвоночника или травмы опорного аппарата).

    Коррекция осанки включает:

    1. Ношение спецконструкций, ортопедических приспособлений — например, корсетов.
    2. Лечебная физкультура — основной и самый полезный способ коррекции осанки.
    3. Массаж — позволяет снимать мышечный спазм, налаживает обменные процессы и микроциркуляцию.
    4. Физиотерапия.
    5. Соблюдение грамотной рабочей позы.

    Корригирующие методики должны быть правильными, регулярными, точными. Их назначает специалист и контролирует он же.

    Сначала ребенок занимается лечебной физкультурой с доктором, в специальном кабинете, потом, когда занятия будут налажены, движения отработаны, он может заниматься и самостоятельно .

    Как делать массаж?

    Массаж бывает ручным, с аппликаторами и самомассажем .

    В первом случае его делает специалист, при этом ребенок лежит на кушетке личиком вниз, раздетый до пояса.

    Самомассаж выполняется щеточкой с длинной ручкой, или жестким полотенцем и другими похожими приспособлениями.

    Лечебный массаж обычно включает 3-4 курса в год по 12 процедур. При позвоночных нарушениях массаж должен быть только плавным, мягким, никакие резкие движения не допускаются.

    После завершения массажной процедуры ребенок должен чувствовать себя расслабленно , в местах разминания мышц — приятное тепло.

    Массаж выполняется в комплексе с лечебной гимнастикой.

    Какие упражнения выполнять?

    Комплексов ЛФК много, и доктор на занятиях будет варьировать упражнения. Но есть какие-то стандартные методики , которые ребенок может использовать и дома.

    Один из таких стандартных комплексов:


    Хорошо, если есть возможность заниматься у шведской стенки, на специальных тренажерах.

    Все это имеет смысл приобретать для ребенка, так как это прямое вложение в его физическую активность и, главное, здоровье.

    Профилактические мероприятия

    Начинать профилактику нужно с самого рождения малыша. Делайте с ним гимнастику, буквально с первых дней жизни.

    Не торопите малыша поставить на ножки, посадить. Нельзя увлекаться ходунками. Хотя бы до годика он должен спать без подушки.

    Голова ребенка должна быть приподнята, плечи развернуты (но не выходят за лопатки), линия живота не должна выходить за линию груди. Стол и стул для школьника должны быть по росту.

    С раннего возраста ребенок должен заниматься физкультурой . Отдайте ребенка в спортивную секцию, в хореографический кружок, пусть тело его будет тренированным с детства, и тогда это умение пойдет с ним по жизни.

    При любых отклонениях, видимых искривлениях ведите ребенка к доктору, и следуйте всем указаниям специалиста.

    И помните, что пример неправильной осанки — это чаще всего родители, которые не так сидят, стоят, ходят.

    Особенно это важно в плане рабочей позы: обратите внимание, как вы сами сидите за компьютером, как едите. И взрослым тоже не поздно еще взяться за свою осанку и, таким образом, избежать неприятных явлений, которые вызывают искривления позвоночника.

    Полный комплекс упражнений при нарушении осанки , который вы сможете выполнить, следуя видео:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!