Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Сдача декларации нвос. Часто задаваемые вопросы по декларации о плате за нвос. Вставать на учет в качестве загрязняющих объектов «чистым» офисам не нужно

    Сдача декларации нвос. Часто задаваемые вопросы по декларации о плате за нвос. Вставать на учет в качестве загрязняющих объектов «чистым» офисам не нужно

    Кому в 2018 году нужна декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? Какой в 2018 году сроки сдачи декларации за НВОС? Какая форма декларации о плате и где скачать бланк? Какие особенности заполнения декларации? Мы подготовили обзорный материал, в котором постарались ответить на основные вопросы. Также вы можете ознакомиться и скачать образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.

    Кто в 2018 году должен сдать декларацию о плате за загрязнение

    Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должны сдать юридические лица и ИП, обязанные вносить плату за загрязнение окружающего мира. В общем случае это лица, которые:

      • загрязняют атмосферный воздух;
      • загрязняют водные объекты;
      • размещают отходы.
    Вид негативного воздействия Комментарий
    Загрязнение атмосферного воздуха Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности. Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то платежи «за экологию» должны вноситься.
    Загрязнение водных объектов Вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты необходимо, если в процессе деятельности организации, образуются сточные воды (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).
    Размещение отходов Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж. Он называется плата за размещение отходов.

    Система налогообложение имеет значение?

    Плату за загрязнение окружающей среды перечислять все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

    А если заключен договор на вывоз мусора?

    Многие интересуются: требуется ли компании, заключившей договор на вывоз мусора (отходов), вносить плату за загрязнение окружающей среды и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год?

    Договор со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от обязанности перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Оплачивая стоимость услуг по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с транспортировкой отходов. Но не платит за загрязнение окружающей среды. Поэтому вносить плату «за экологию» и сдавать декларацию о НВОС за 2017 год необходимо.

    Офисы должны вносить плату за мусор?

    Офисы не должны платить за грязь и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие. Официальные разъяснения подтверждают, что у офисов нет обязанности перечислять плату за грязь (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354). Офисам даже не нужно регистрироваться в Росприроднадзоре (письмо от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

    Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

    • титульный лист;
    • расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
    • раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
    • раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
    • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
    • раздел 2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
    • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы)»;
    • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

    Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец

    В декларацию НВОС за 2017 год следует включите только те разделы, по которым есть соответствующие показатели. Пустые разделы в состав декларации образца 2018 года не включайте.

    ПРИМЕР:

    ООО «Гретта» производит мясо и мясопродукты на заводе «Луч-2000». Проектная производительность – менее 50 т готовой продукции в сутки. Завод относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду (пп. «к» п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). Адрес завода: 115404, г. Москва, ул. Ульяновская, д. 10, к. 2. Организация имеет следующие документы в области охраны окружающей среды:

    • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.10.2015 №1234567. Срок действия – 5 лет;
    • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 01.07.2015 № 123456789. Срок действия – 5 лет.

    В 2017 г. негативное воздействие на окружающую среду было следующим:

    • выброс марганца в атмосферный воздух составил 2 т. Это не превышает предельно допустимых выбросов. Ставка платы за выброс 1 т марганца в 2017 г. – 5 473,5 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913);
    • осадок флотационной очистки технологических вод мойки печного оборудования производства мясных полуфабрикатов достиг 4 т. Это не превышает установленного лимита на размещение отходов.Ставка платы за размещение 1 т осадка в 2017 г. – 663,2 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

    Осадок размещен на площадке размещения отходов, которая включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Регистрационный номер – 905. Адрес площадки размещения отходов: 141613, Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 77.

    В 2017 г. ООО «Гретта» понесло следующие расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду:

    • 1 000 руб. – на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
    • 1 000 руб. – на снижение образования отходов.

    Томительное ожидание природопользователей, обязанных представлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, завершилось – 5 марта 2017 года вступил в силу приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3, которым была утверждена форма данной декларации. Правда почти одновременно с этим событием завершилась и декларационная кампания (срок представления деклараций за 2016 год истек 10 марта 2017 года). Поэтому с большинством возникших вопросов, связанных с новой формой отчетности, приходится разбираться постфактум. Спорные моменты декларации НВОС для БУХ.1С прокомментировал Мухин М.С., президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита», Санкт-Петербург.

    Обязаны ли подавать декларацию НВОС природопользователи, у которых образуется исключительно офисный мусор?

    Согласно п.5 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларации должны подавать лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Эта формулировка исключает необходимость представления деклараций теми, кто вносить плату не обязан.

    Таким образом, вопрос о субъектах декларирования практически идентичен вопросу о том, обязаны ли «безвредные» природопользователи (офисы, детские сады, парикмахерские, магазины) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

    В соответствии с п.1 ст.16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
    • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
    • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

    Учитывая, что первые два вида негативного воздействия для рассматриваемой категории природопользователей совсем не характерны, вопрос предельно сужается до платы за размещение отходов.

    В соответствии с абзацем вторым п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

    Вместе с тем, Росприроднадзор совершенно неожиданно высказал прямо противоположную позицию (п. 6 письма от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354):

    «В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

    Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует».

    На наш взгляд, противоречие точки зрения, высказанной Росприроднадзором, п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ абсолютно очевидно. Тем не менее, многие природопользователи восприняли это разъяснение как возможность не вносить плату за размещение отходов.

    Будет ли воспринято письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 (не зарегистрированное в Минюсте России и не опубликованное официально) органами государственного экологического надзора и судами – покажет время.

    Если предприятие имеет разные подразделения в разных территориальных субъектах, то отчет сдается по разным объектам в разные территориальные органы?

    Ответ на данный вопрос содержится в п.7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

    В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.

    В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.

    Надо ли офисам, детским садам, школам, парикмахерским подавать заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное влияние?

    В упомянутом выше письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 (п.6) на этот вопрос дан однозначный отрицательный ответ.

    Несмотря на сугубо скептическое отношение к данному разъяснению и его обоснованию, признаем, что данная позиция на сегодняшний день воспринята органами государственного экологического надзора, что нашло отражение на их официальных сайтах.

    Надо ли вносить в декларацию перегоревшие люминесцентные лампы, если они были переданы на утилизацию в другую организацию?

    В разделе 3 декларации отходы, переданные для утилизации, отражаются в столбце 7, который в состав размещенных отходов (столбец 12) не включается и в расчете платы не участвует.

    Что делать, если декларацию не сдали, а теперь поняли, что сдавать было нужно? И какова за это ответственность?

    Самым простым и, в то же время, самым банальным ответом была бы рекомендация сдать декларацию. Следует иметь ввиду, что несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. За данное деяние установлена административная ответственность в виде штрафа:

    • для индивидуальных предпринимателей - от 3 тысяч до 6 тысяч рублей,
    • для юридических лиц - от 20 тысяч до 80 тысяч рублей.

    При этом срок давности за совершение данного правонарушения составляет 1 год с момента истечения срока представления декларации.

    Часто задаваемые вопросы по Декларации о плате за НВОС

    16 февраля 2017 года вышла новая версия программы «Эко-Эксперт» , в которой реализована годовая Декларация о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), разработанная в соответствии с Приказом МПР от 09.01.2017 г. №3 .

    В этой статье собраны вопросы, которые возникают при составлении годовой Декларации о плате за НВОС.

    Рассчитали сумму платы по Декларации, она оказалась меньше чем сумма по квартальным расчетам, почему?

    Начиная с 2016 года, плательщики платы за НВОС кроме малого и среднего предпринимательства обязаны вносить авансовые платежи в I – III кварталах. Размер авансового платежа равен одной четвертой от суммы платы за предыдущий год. При этом многие природопользователи для определения авансового платежа продолжали делать квартальные расчеты в соответствии с приказом №204.

    В результате, когда начинают сравнивать суммы авансовых платежей с суммами, рассчитанными по годовой Декларации, почти у всех получается переплата, вплоть до того, что авансовый платеж за два квартала больше годового платежа. И это соответствует действительности, никакой ошибки в этом нет.

    Дело в том, что 23.09.2016 вступили в силу Постановление Правительства РФ № 913 «О ставках платы за НВОС» , которое отменило Постановление №344, и хотя ставки Постановления №913 соответствуют ставкам Постановления №344 (с учетом инфляции), но изменился порядок исчисления суммы платы. Так был отменен ряд повышающих коэффициентов таких, как коэффициент экологической значимости, коэффициент 2 (для курортных зон и крайнего севера), коэффициент 1,2 (НВОС в черте города). Кроме того Приказом МПР №3 был введен ряд стимулирующих понижающих коэффициентов. Все это приводит к значительному снижению суммы платы за НВОС.

    Детальный анализ сложившейся ситуации в цифрах по данным реального проекта был проведен в статье «Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды: что изменилось?» (журнал Справочник эколога, №2, 2017 г.). Вот выводы, к которым приходят авторы данной статьи: «…размер платы за 2016 г. снизится для различных видов воздействия на компоненты окружающей среды примерно на 40–70 %, а за 2017 г. - на 30–70 % ».

    Кто обязан сдавать Декларацию и платить за НВОС?

    Декларацию сдают плательщики платы за НВОС. Если Ваша организация в соответствии с ФЗ №7-ФЗ не обязана вносить плату за НВОС, то и Декларацию о плате за НВОС сдавать не нужно.

    И все-таки кто обязан вносить плату за НВОС ? На настоящий момент с уверенностью можно сказать, что плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I – III категорий, и что объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС. При этом хозяйствующие субъекты освобождаются от платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), плату за которые вносят региональные операторы по обращению с ТКО. Кроме того имеется возможность для ряда объектов размещения отходов (ОРО) получить Решение территориального органа

    Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду, позволяющего уменьшить сумму платы по организации в целом.

    Казалось бы, прошли процедуру регистрации объектов НВОС, получили категорию и далее все, как в ФЗ №7-ФЗ, но не все так просто. Росприроднадзор неоднократно разъяснял, что исчисления платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, т.е. с регистрацией объектов НВОС. Поэтому как поступать объектам, которым отказали в регистрации, как не оказывающим НВОС, пока не ясно. Ситуация усугубляется тем, что в 2016 году не было региональных операторов по обращению с ТКО. Федеральный закон от 28.12.2016 №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установил переходный период до 01.01.2019 по введению коммунальных услуг по обращению с ТКО и установления единого тарифа на территории субъектов РФ. Таким образом, до дня утверждения единого тарифа и подписания соглашений субъектов РФ с региональными операторами ТКО, плата за размещения ТКО осуществляется хозяйствующими субъектами, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

    Что же мы имеем в результате? С большой долей вероятности можно утверждать, что в 2017 году плату за НВОС за 2016 год должны вносить все хозяйствующие субъекты вне зависимости от регистрации объектов НВОС и присвоенным им категориям. Исключение могут составить небольшие офисы, у которых в договоре аренды явно прописано, что плату за вывоз мусора осуществляет арендодатель, который заключил договоры на вывоз мусора и является плательщиком платы за НВОС.

    Уточнение. Росприроднадзор в письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «Кто платит плату за НВОС при размещении ТКО» высказал свою позицию относительно ТКО, которая заключается в следующем: хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие лицензируемую деятельность по обращению с ТКО, соответствуют статусу операторов по обращению с ТКО , поэтому за 2016 год и до момента выбора в субъектах РФ регионального оператора по обращению с ТКО с единым тарифом, в соответствии с законодательством плата за ТКО взимается с операторов по обращению с ТКО , осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.

    Форма Декларации?

    22 февраля 2017 года Приказ МПР от 09.01.2017 г. №3 «Об утверждении Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» был зарегистрирован в министерстве юстиции и опубликован, т.е. вступил в законную силу.

    Плата за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта . Поэтому тем, кто не использовал неопубликованный Порядок для исчисления размера платы, осталось три дня (с учетом праздничных дней), чтобы рассчитать и внести плату за НВОС. Начиная с 2017 года, за несвоевременное и неполное внесение платы за НВОС начисляется пеня в размере 1/300 ключевой ставки Банка России .

    Плата вносится раздельно по четырем компонентам окружающей среды: плата за выбросы, плата за выбросы ПНГ, плата за сбросы и плата за размещение отходов. Каждая по своему КБК (коду бюджетной классификации). При этом нужно учитывать, что если вносились авансовые платежи и, например, за отходы образовалась переплата, то ее нельзя автоматически зачесть в плате за выбросы, т.к. эти компоненты оплачиваются по разным КБК. Оплате подлежат исчисленные итоговые суммы платы для внесения за отчетный период (строки 151 – 154 Декларации), суммы платы для возврата и/или зачета (строки 161 – 164) не должны влиять на размер текущего платежа .

    Приказ МПР №3 определяет форму самой Декларации, которая должна быть сдана не позднее 10 марта . Отформатированную Excel форму Декларации можно скачать на нашем сайте .

    Внимание! В строке 010 на листе «Расчет суммы платы» Декларации указывается код муниципального образования (ОКТМО), на территории которого расположен стационарный источник или объект размещения отходов (ОРО) производства и потребления , не нужно путать его с объектом образования отходов. В форме Декларации в 010 строке отведено 11 символов для ввода ОКТМО, но нужно указывать только первых 8 символов ОКТМО, в10-ю и 11-ю позицию записывать нули.

    Какой порядок сдачи Декларации в Росприроднадзор?

    Когда стационарные объекты НВОС и/или ОРО расположены на территории разных субъектов РФ , по каждому субъекту РФ нужно подавать отдельную Декларацию.

    Когда на территории одного субъекта РФ расположено несколько объектов НВОС и/или ОРО , нужно подавать одну общую Декларацию.

    Декларация может быть подана отдельно по обособленному подразделению , расположенному вне места нахождения самой организации. Рассмотрим два основных типа обособленных подразделений: филиалы , которые наделяются всеми правами и обязанностями юридического лица в месте регистрации такого подразделения, и представительства , которые представляют интересы юридического лица на определенной территории и осуществляют их защиту (права и обязанности остаются за самой организацией). Правовой статус таких подразделений различается. Филиалы вправе от имени юридического лица на основании доверенности вносить плату за НВОС. Представительства такого права лишены .

    К Декларации о плате за НВОС должны быть приложены следующие документы:

    • документ, подтверждающий полномочия лица, обязанного вносить плату, на осуществление действий от его имени, если Декларация о плате подается уполномоченным представителем;
    • документы, подтверждающие затраты на природоохранные мероприятия, учитываемые в корректировке размеров платы, если такая корректировка отражена в Декларации за отчетный год.

    Декларацию можно сдавать на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного цифровой подписью. При сдаче электронного документа проверяется соответствие данных владельца квалификационного сертификата с данными лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений. Другими словами, ИНН и другие сведения в цифровой подписи должны совпадать с данными, указанными в Декларации.

    Если нет технической возможности подключения к Интернету или нет цифровой подписи, Декларация может быть предоставлена на бумажном носителе лицом, обязанным вносить плату, лично, либо через уполномоченного представителя, либо заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

    При годовом размере платы не превышающем 25 тыс. руб. плательщик имеет право предоставить Декларацию на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным предоставлением копии на электронном носителе.

    Начиная с 01.01.2017 портал Росприроднадзора pnv-rpn.ru прекратил прием отчетности, он будет доступен только для просмотра ранее сданных отчетов в срок до 30.06.2017. Теперь для приема отчетности используется портал Госуслуг, расположенный по адресу lk.fsrpn.ru. Для отправки отчетности нужно иметь учетную запись на портале Госуслуг. Об этом нужно позаботиться заранее, т.к. процедура регистрации займет некоторое время на сбор необходимых для регистрации документов.

    Не можем найти ставки платы по загрязняющим веществам

    Новые ставки платы утверждены Постановлением №913, которое приводит ставки в соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2015 №1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области окружающей среды».

    Имеющиеся в настоящее время разрешения на выбросы и сбросы выданы без учета Распоряжения №1316-р, которое значительно сокращает перечень загрязняющих веществ и, как следствие, ставки платы по ним. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ, по которым нет ставок платы, начиная с 2016 года платить не нужно, даже если эти загрязняющие вещества указаны в разрешительных документах.

    Сложившаяся практика использовать ставки платы для загрязняющих веществ, обладающих схожими характеристиками, является неправомерной . Так в Письме Росприроднадзора от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения» было сказано, что «…таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества». Это и ранее применяемые администраторами платы за НВОС требования об оплате за загрязняющие вещества, отсутствующие в Постановлении №344, признаются судами незаконными. В качестве примера можно привести, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 31.01.2014 по делу № А75-2131/2013.

    Где брать ПДВ и НДС по источникам выбросов и сбросов?

    Новая форма годовой Декларации предусматривает расчеты по загрязняющим веществам в разрезе источников выбросов и выпусков сточных вод. Это существенно увеличивает объем работы по расчету платы. Кроме того понадобились ПДВ, ВСВ и НДС, ВСС загрязняющих веществ по каждому источнику и выпуску в отдельности. В разрешительной документации утверждаются данные по объекту в целом. Чтобы получить данные в разрезе источников и выпусков, нужно поднимать проектную документацию, а именно раздел нормирования.

    Как рассчитать сброс на рельеф?

    До сих пор спрашивают, как рассчитывается сброс на рельеф. Плата за, так называемую, ливневку была отменена еще в 2014 году (вернее она так и не была утверждена и ее применение было неправомерно). Сброс сточных вод регулируется правовыми актами, определяющими взаимоотношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), водоканалами. Методические указания В.И.Данилов – Данильян по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты сейчас не применяются. Оплату нужно производить только за сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты .

    Как применять коэффициент 2?

    Коэффициент 2 к ставкам платы за НВОС в соответствии с Постановлением №913 применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами. Приведем перечень таких территорий и объектов:

    • особо охраняемые природные территории;
    • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные и другие организмы;
    • зеленый фонд городских и сельских поселений;
    • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.


    Какие возможности по уточнению Декларации?

    При обнаружении ошибок в декларации (недостоверное либо неполное отражение сведений, завышение либо занижение суммы платы) лицо, обязанное вносить плату, вправе предоставить уточненную Декларацию. При этом уточненная Декларация должна быть предоставлена в срок не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, т.е. в тот же срок, что и первичная Декларация . Выглядит несколько абсурдно, учитывая, что в проекте Приказа на это отводилось три года.

    Как вернуть излишне уплаченные деньги?

    Возврат или зачет ранее перечисленных денежных средств осуществляется на основании заявления плательщика. Форма заявления в настоящий момент произвольная. В заявлении нужно указать причину возврата денежных средств (например, возврата авансовых платежей), обоснование возвращаемой суммы и расчетный счет, на который следует вернуть излишне перечисленные суммы. К заявлению следует приложить копии платежных поручений.

    В течение 30 дней со дня регистрации заявления плательщика в случае принятия решения о возврате Росприроднадзор формирует заявку на возврат и направляет ее в управление Федерального казначейства (УФК), а также направляет плательщику письменный ответ о решении.

    При получении от УФК документов о возврате средств Росприроднадзор в течение 30 дней обязан направить плательщику письменный ответ и документ, подтверждающий возврат денежных средств.

    При получении от УФК документов об отказе на возврат Росприроднадзор в течение 10 дней обязан письменно уведомить плательщика о невозможности возврата денежных средств с указанием причины.

    Принципы платности природопользования заложены в основном экологическом законе РФ – Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Основная статья, посвященная экоплатежам и внесению платы – статья 16 данного закона. Относительно предприятий и организаций это выражается в ежегодном внесении ими платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

    Декларацию по негативному воздействию можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться услугами специализированной компании. Во втором случае стоимость составит от 4900 рублей, а сроки займут от 1 дня.

    Согласно вышеуказанному закону платежи осуществляют за:

    1. Сформировавшиеся на предприятии отходы.
    2. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы.
    3. Сбросы, осуществляемые в водные объекты.

    Вышеперечисленные пункты иначе называют «платежной базой». При этом плата взимается за платежную базу, включающую сбросы, выбросы, количество отходов, образующиеся на предприятиях как в пределах установленных нормативов, так и сверх них.

    Кто должен вносить плату за НВОС?

    Осуществлять экологические платежи требуется тем организациям, которые осуществляют свое функционирование в пределах территории РФ, при условии, что последствием их хозяйственной деятельности выступает нанесение вреда экологии.

    Исключением в данном вопросе составляют только предприятия, отнесенные к 4 категории опасности и осуществляющие свою деятельность только в пределах установленной категории.

    Также стоит учесть, что за твердые коммунальные отходы платежи осуществляют региональные операторы, осуществляющие обращение с ними, в том числе и их размещение.

    Расчет размеров экоплатежей.

    Размер рассчитывается самими природопользователями или с привлечением специализированных проектных экологических организаций.

    Для проведения расчетов необходимо платежную базу по каждому загрязняющему веществу или отходу перемножить с установленными для них ставками. Полученные значения в конечном итоге суммируются. Не стоит забывать, что в некоторых случаях (например, при сжигании попутного газа) также следует учитывать и дополнительные коэффициенты.

    При проведении мероприятий по уменьшению объема загрязнителей и отходов, внедрении наилучших доступных технологий, а также при соблюдении установленных для предприятия нормативов и лимитов, применяются дополнительные коэффициенты, позволяющие значительно уменьшить размер экоплатежей.

    И наоборот – при сверхнормативных сбросах и выбросах, или размещении отходов более установленных лимитов, применяют повышающие ставки.

    Размер применяемых коэффициентов устанавливается статье 16.3 вышеуказанного Закона №7-ФЗ.

    Кроме того, природопользователи вносят часть, именуемую авансовым платежом, и составляющую ¼ от общей рассчитанной суммы ежеквартально.

    Общие сведения о декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    Совместно со внесением экоплатежей в госбюджет природопользователи обязаны передавать в контролирующие организации также и декларацию о плате за НВОС.

    Декларация представляет собой специализированный документ, целью которого является предоставление данных о рассчитанном размере платежей за воздействие производственной деятельности объекта на экологию. Она может быть заполнена как самим природопользователем, так и коммерческой организацией, привлеченной на договорной основе. Во втором случае стоимость услуги составит от 4900 рублей, а сроки на заполнение декларации могут занимать от 1 дня.

    Законодательные требования, обязующие природопользователей предоставлять декларацию о плате за НВОС, содержатся в статье 16.4 Закона №7-ФЗ. Кроме того, форма декларации и порядок ее предоставления были утверждены 09.01.2017 г. Приказом Минприроды №3.

    Сроки внесения платежей и передачи декларации. Ответственность в случае несвоевременного предоставления.

    Сроки, установленные как для внесения экоплатежей, так и для предоставления декларации о них, установлены законодательно и составляют:

    • для декларации - не позднее 10 марта, следующего за годом, по которому был рассчитан размер платы;
    • для внесения платежей – не позднее 1 марта этого же года;
    • для квартальных платежей – не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.

    При несвоевременном предоставлении декларации, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафы, которые могут налагаться согласно статье 8.5. При этом их размер составляет:

    • для предприятий, являющихся юридическими лицами – от 20 до 80 тысяч рублей;
    • для должностных лиц, несущих ответственность в данном вопросе – от 3 до 6 тысяч рублей.

    Несвоевременное внесение платежей также влечет за собой уплату пени, установленной за каждый день просрочки платежа, размер которой также устанавливается законодательно (Законом №7-ФЗ).

    Форма декларации НВОС.

    Начиная с 2017 года, документ предоставляется только в электронном виде. Передача в контролирующие организации в бумажном варианте возможна лишь в тех случаях, когда:

    • сведения предоставляются о платежах за 2016 год;
    • у плательщиков отсутствует технической возможность для подключения к сети Интернет;
    • общий размер экоплатежа составляет менее 25 тысяч рублей.

    Декларация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке должна быть заверена электронной подписью плательщика в соответствии с требованиями, изложенными в Законе №63-ФЗ от 6.04.2011 г.

    Состав и содержание декларации.

    В состав декларации входят такие данные, как:

    • расчет общего размера суммы платежа;
    • расчет сумм по каждому из воздействий, оказываемых предприятием на экологию;
    • приложение с расчетом платежной базы;
    • документация, подтверждающая освоение средств, запланированных на проведение природоохранных мероприятий и послуживших основанием для снижения размера платежа;
    • копии платежных поручений, являющиеся подтверждением факта внесения в госбюджет.

    Если рассматривать подробнее, декларация о плате содержит несколько разделов, в состав которых входят:

    1. Титульный лист. На титульном листе указывается информации о Федеральной службе, куда сдается декларация, наименовании предприятия-плательщика, правовая форма, адрес месторасположения, контактные сведения, ИНН. Также он заверяется подписями руководителя предприятия, исполнителя и главного бухгалтера.
    2. Расчет размера платежа, подлежащего уплате в госбюджет. Во второй раздел входят:
      • код ОКТМО плательщика,
      • размер платы без внесения корректировок и с их учетом,
      • суммы платежей, рассчитанные по каждому виду негативного воздействия – выбросам, сбросам, отходам,
      • размер средств, затраченных на природоохранные мероприятия,
      • сведения об авансовых платежах,
      • окончательная сумма платы, вносимая в бюджет в данный отчетный период.
    3. Последующие разделы декларации заполняются в соответствии с негативным воздействием, оказываемым предприятием на окружающую среду и посвящены детальным расчетам сумм экоплатежей за:
      • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками предприятия;
      • выбросы от факельных установок или попутного нефтяного газа;
      • сбросов в водные объекты;
      • размещения отходов производства и потребления;
      • размещения твердых коммунальных отходов.

    По каждому из воздействий заполняется соответствующий отдельный раздел, в котором указываются:

    • наименование объекта;
    • код объекта;
    • адрес месторасположения;
    • наименования и номер экологических разрешительных документов;
    • объемы образовавшихся загрязняющих веществ или отходов;
    • объемы сверхнормативного образования загрязнителей;
    • используемые при расчетах платы коэффициенты и ставки платы;
    • итоговый размер платежа по каждому разделу.

    Природопользователи заполняют те разделы декларации, которые соответствуют их обязанностям. Нулевая декларация в контролирующие организации не предоставляется.

    При заполнении декларации, суммы рассчитанных экоплатежей указываются в рублях. При этом допускается округление до одной сотой.

    Где и кому сдается декларация?

    Полностью заполненная декларация передается в органы Росприроднадзора. Заполняется декларация на сайте соответствующей природоохранной организации при помощи раздела «личный кабинет».