Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Ссср в раннем детстве. Детство в ссср и современной россии. Возникновение города и его прошлое

    Ссср в раннем детстве. Детство в ссср и современной россии. Возникновение города и его прошлое

    В Советском Союзе было немало городов, которые постепенно превратились в призраки. Одним из них является Иультин, который, хоть и не долго, но просуществовал на Чукотке. Стремительно основанный большой промышленный населенный пункт, так же быстро был покинут своими жителями. На пике его развития в нем проживало больше пяти тысяч человек (приблизительно 5200). В настоящее время здесь обитают звери, представители местного животного дикого мира. Расположен город вблизи горы Ивалтын, от которой и пошло его название.

    Возникновение города и его прошлое

    В СССР Чукотский край изучался и осваивался довольно активно. Связано это было с поисками месторождений полезных ископаемых и задействованием заключенных, отбывавших наказание в ГУЛАГе.

    В тридцать седьмом году геолог В. Миляев на горе Ивалтын (с чукотского языка переводится, как Длинная Льдина) обнаружил большие залежи молибдена, олова и вольфрама.

    По прошествии одного года с момента находки в это место приехали и первые строительные бригады. К сожалению, все работы по изучению края пришлось свернуть в связи с наступлением Второй Мировой войны. Продолжили строительство уже после войны.

    У первых поселенцев сооружений было немного – всего два фанерных дома и ряд палаток, где проживали рабочие. Их тоже было небольшое количество – семьдесят три человека. Постепенно строительство набирало обороты. Трудились здесь в основном заключенные. В 1946-м году появился небольшой поселок под названием Эгвекинот и дорога продолжительностью двести километров. Иультин же был основан в пятьдесят третьем году на небольшом расстоянии от того места, где останавливались геологи. Еще через шесть лет, в 59-м, в городе был открыт Горно-обогатительный Комбинат им. В. И. Ленина, являющийся в то время центром района.

    В течение короткого промежутка времени была организована огромнейшая городская инфраструктура, которая развивалась очень стремительно. В те годы промышленности государства были крайне необходимы вольфрам, молибден и олово.

    Город быстро развивался и расширялся. Вскоре о его существовании знали во всех регионах великой страны. Здесь были открыты детский сад, учебные заведения и клубы. Даже построили аэропорт. К 89-му году население Иультина составляло пять тысяч человек, а сам город был признан промышленным районным центром, началось строительство современной новой школы. Люди здесь неплохо зарабатывали и могли себе позволить перелеты на самолете раз-два в год.

    Упадок Иультина, его закрытие

    Планировалось дальнейшее развитие населенного пункта, расширение производственной базы и выработки готового сырья. Но все замыслы остались в планах и не были реализованы. Когда в Союзе Советских Социалистических Республик начался раскол (91-й год) поддержки государства предприятию не стало. Поставки из столь отдаленных областей сырья стали невыгодными с экономической точки зрения. В итоге, рентабельность была снижена и комбинат попросту закрыли. Все работы, проводимые здесь, превратились в убыточные.

    Первое время поселок продолжал существовать, но со временем все коммуникации отрезали. Ближе к девяносто пятому году населению ничего не оставалось, как бросить умирающий город и уехать. Последние поселковые жители покинули места своего обитания к двухтысячному году. Так как никакие ремонтные работы не проводились, дорожные мосты быстро пришли в негодность, а сам город стал призраком.

    Город сегодня

    В настоящее время в Иультине есть всего одно сооружение, которое еще можно назвать полуживым. Это база дорожной службы, которая занимается обслуживанием регионального сезонного «автозимника» Эгвекинот – Мыс Шмидта.

    Самое интересное, что после выезда последних горожан, покинувших собственные дома, город так и остался абсолютно нетронутым. Он напоминает величественный массивный памятник давно ушедшим в прошлое временам и событиям. В спешке здесь было оставлено все: дома и квартиры, детские сады и школы, автомобили, огромнейший промышленный комбинат. Это, как послание, телеграмма из прошлой эпохи.

    Если посетить город-призрак сейчас, то можно прочувствовать на себе период коммунизма, его дыхание, силу, величие перерабатывающих комбинатов. Что касается инфраструктуры, то в этом населенном пункте она была намного лучше, чем в других местах Чукотки.

    Желающим увидеть Иультин собственными глазами, придется добираться самостоятельно по обходным путям. Все дороги и мосты давно пришли в негодность и небезопасны. Здания пока еще стоят, но потихоньку обваливаются, дороги зарастают сорняками, быстро превращая некогда оживленное место в позабытый и позаброшенный город со статусом «призрак».

    Я не люблю советских мультиков. От советских детских песен у меня в животе сжимается холодный склизкий шар. Я вообще не люблю никаких воспоминаний из советского детства, потому что все оно, советское и раннее постсоветское, - это сплошной страх.

    Страх от одиночества. Страх в ожидании матери, которая уезжает на работу рано утром и приезжает поздно вечером. Сначала ты боишься в яслях - тебя в них оставляют уже в год, и это везение, потому что кого-то сдают на казенный кошт уже в два месяца. Переходишь из яслей в садик и тоже боишься. В младшие и средние группы тебя еще водят за ручку, в старшие ты иногда ходишь сама. И дома давно остаешься одна. В три года умеешь включать плиту, ловко орудуешь ножом, сама открываешь и закрываешь входную дверь, ключ носишь на шее. Ты знаешь, что нельзя впускать незнакомцев, уходить на задний двор, гулять дотемна и отставать вечером от компании.

    Тебя считают полностью самостоятельной и даже умненькой. А ты вспоминаешь лишь одно - страх.

    Советский ребенок, за редким исключением, жил в страхе. Потому что любому ребенку прежде всего нужны были родители, вернее - мать. Только мать дает ощущение заботы и безопасности. Вся детская самостоятельность, которую навязывало семьям государство, оборачивалась тяжелыми психологическими травмами. Потому что ребенку крайне важно, чтобы ему вовремя сменили подгузник, вовремя подтерли сопли или открыли перед ним дверь. Если нет регулярной заботы, ребенок чувствует лишь одно - незащищенность. И страх.

    Он начинался еще в роддоме, когда младенца у матери забирали в среднем на трое суток - считалось, что столько времени женщине требуется на восстановление после родов. В роддоме детей держали в яслях, маленькие кулечки кричали днями напролет. Дети воспитывались без грудного молока - роддом делал все, чтобы у матери его не было. Потому что к трем месяцам она должна была выйти на работу. А ребенок? Ребенок отдавался в ясли. Там его переодевали в казенную одежду, чтобы дома было меньше стирки, и помещали в большой деревянный манеж, где он лежал, ползал, учился ходить вместе с другими. В яслях стоял постоянный крик, малыши были мокрые, грязные. Ясли бывали и круглосуточные, с пятидневным пребыванием.

    Если яслей поблизости не было, ребенка оставляли одного. В литературе осталось много воспоминаний о том, как матери клали младенца на пол, чтобы не упал, и привязывали его веревкой к ножке стола, чтобы не уполз. Такой рассказ есть в «Цинковых мальчиках». Самые счастливые оставались дома с бабушками, старшими братьями, сестрами или нанятыми няньками. В няньки по причине дешевизны часто нанимали девочек 10–12 лет.

    Была популярна пятидневка, куда ребенка можно было сдать в понедельник утром и забрать вечером в пятницу. Чем сложнее у человека работа, тем больше времени его ребенку предлагалось проводить в круглосуточных яслях. С понедельника по пятницу сдавали часто своих детей в сад и ясли работники КГБ, прокуратуры, Гознака, делали это ответственные руководители начального и среднего звена. Такие ясли до сих пор остались. Есть знаменитый садик-курорт у Центробанка. В Москве несколько десятков круглосуточных садов, в том числе с яслями.

    Сегодня необходимость сдать ребенка в такой сад становится для родителей страшной трагедией, а тогда была нормой.

    СССР всегда гордился, что у него детских садов больше, чем в Америке. Это преподносилось как достижение социализма. На самом же деле было его огромным провалом, потому что средний американский рабочий вплоть до конца 1980-х мог один прокормить семью. А у нас мать грудного ребенка была вынуждена работать. Причем до определенного времени еще и обязана: только в 1968 году женщинам разрешали сидеть с детьми до года, причем без пособия - раньше они должны были работать.

    А детей сдавали в сад, где их учили быстро заправлять постель с одеялом уголком и взбитой подушкой, аккуратно вешать одежду на бортик кровати, не ерзать во время сончаса, доедать кашу, слушаться воспитателей и особенно нянечек. В садах воспитатель не всегда, но имел хотя бы начальное специальное образование, нянечка не имела никакого. Нянечки получали копейки и устраивались в детский сад либо для того, чтобы быть рядом со своим ребенком, либо ради стажа в трудовой, либо - чтобы таскать детские объедки свиньям. Поэтому контингент складывался специфический, нередко - из случайных людей. В садах порой слышался мат, от нянек несло перегаром, на кухнях мат стоял трехэтажный. Из кухонь этих не иссякал поток толстомясых теток с баулами - воровали в столовых безбожно. Устроиться в детскую столовую в СССР всегда считалось редкой удачей, потому что эти столовые снабжали бесперебойно.

    В садике процветала детская жестокость. Воспитатели это особенно не пресекали, для многих это было нормой. К тому же считалось, что ребенок должен был пройти школу жизни. Пребывание в саду с двух месяцев и пятидневки тогда объясняли в том числе необходимостью социализировать ребенка.

    На самом деле навыки сосуществования в случайно подобранном коллективе из 30 человек, умение есть через силу бесполезную манную кашу и подчиняться беспрекословно хамам полезны оказывались разве что уголовникам.

    Я думаю, едва ли ни у каждого человека есть ряд самых сокровенных воспоминаний из советского сада, связанных с грубостью и насилием. Мне с моей непереносимостью коровьего белка выливали за шиворот молочный суп. Еще помню, как на прогулке к нашей воспитательнице приходил ухажер и они тут же, на площадке, хлестали пиво.

    В школе, конечно, учителя вели себя приличнее. Однако это имело мало значения, потому что в советской школе прививали не только и не столько культуру или знания, сколько дисциплину и идеи.

    Советские учителя могли ударить ребенка по затылку, по рукам вплоть до середины 2000-х, пока за такие шалости не стали бить самих учителей. К их счастью, только по карману. В советской школе к детям обращались на «ты», часто учителя давали им клички. Учитель, который говорил ребенку «вы», попадал во всесоюзную газету «Правда» - такой он был редкостью. Советская школа не допускала у детей права на приватность. Нельзя было поднять руку и попросить выйти из класса: следовало обязательно уточнить зачем.

    Любить советскую школу могли только дети с посредственными интеллектуальными или душевными данными, с низким уровнем культуры в семье. Дети, которые искали себя в коллективной идее, коллективной задаче, коллективном труде. Опора любого тоталитарного режима - человек без собственных ценностей, потому что он легко принимает ценности корпоративные. Например, любит, чтобы всем прикалывали одинаковые звездочки, вешали на шеи галстуки, чтобы все пели один и тот же гимн. Такой ребенок с радостью участвовал в школьных линейках, общих собраниях или травле одноклассников. И он обычно очень любил советские пионерские лагеря. Нормальный ребенок из заботливой семьи, если только он не редкостный экстраверт и не энергетический вампир, никогда по своей воле не поедет несколько недель жить в одной палате - название-то какое! - с одиннадцатью другими детьми, вставать по горну, обедать по гонгу, ходить строем и все время голодать, потому что в лагерях традиционно мало и традиционно плохо кормили. В пионерлагерь детей, за редким исключением, отправляли только с одной целью - сбыть с рук, высвободить время для отдыха. Жили тесно, часто ссорились - родители мечтали отдохнуть от детей. Сегодня этому прозаичному мотиву пытаются придать романтический шарм.

    Отдельная сегодня почти забытая тема - эксплуатация Союзом детского и молодежного труда. Мало кто помнит, что школьники летом приходили на отработку: делали ремонт, мыли окна, чистили школьный парк. Кому они задолжали и что отрабатывали? А поездки «на картошку»? О том, что это было огромным преступлением против детства и образования, помнят единицы, остальные часто вспоминают «картошку» как школу жизни, уроки самостоятельности и трудолюбия.

    Провинция отправляла «на картошку» с пятого класса, мегаполисы - с восьмого. Сельхозработы на первые полтора-два осенних месяца были обязательными для всех училищ, техникумов и почти всех вузов. Исключения школьникам делались только для Москвы и столиц союзных республик. Да и они нарушались в случае авральной уборки урожая. Любая школа СССР поставляла подшефным колхозам и совхозам рабочую силу для копки картошки, сбора или сортировки моркови, капусты. Вы представляете себе, что это были за совхозы, если пятиклассникам приходилось брать над ними шефство?

    «На картошке» дети жили впроголодь, надрывались, руками лезли в землю с удобрениями и пестицидами, которых в СССР не жалели. Там иногда беременели, становились жертвами насилия - бывший советский криминалист рассказывал мне, что за свою карьеру не раз выезжал на изнасилования «на картошке».

    Детей из Средней Азии гоняли на хлопок. Там они с сентября по ноябрь начиная с третьего класса под палящим солнцем таскали до тракторной тележки 20-килограммовые мешки. «Мощность студента - 60 кило ваты» - таджикская шутка тех лет. Это дневная норма для 14-летних учащихся училищ. Приемщики на весах занижали показатели, чтобы сразу отбить излишки, приходилось собирать больше. На продаже неучтенного хлопка, на детском труде крепли в Азии совхозы-миллионеры. А дети возвращались с больными желудками, экземой, угрями, потому что поля в эту пору опрыскивали дефолиантом.

    Так что не было в СССР никакой сверхзаботы о детях - была их эксплуатация.

    А еще дети плохо питались. Манная каша с пеленок, коровье молоко - все, что сегодня давать детям запрещают. В одном из докладов европейского отделения ВОЗ прочитала, что больше 70% советских младенцев в 1970-х страдали ожирением по типу паратрофии: были толстыми и короткими, так как питались исключительно углеводами. Подростки жили на картошке, кашах и макаронах. Из овощей - полусгнившая еще в полях капуста, морковь, свекла, лук. Из белков - сосиски с «Чайной» колбасой и синюшные куры, которые вскоре пропали, а также яйца, которые пропали чуть позже. По данным той же ВОЗ, советские дети массово страдали от анемии всех типов и белково-калорийной недостаточности. Попросту говоря, они недоедали.

    Многие скажут: ну что ж, ездили «на картошку», сидели дома одни, но зато в городах было безопасно. Это самый страшный миф!

    Преступления против детей были. Педофилы были. Маньяки были. Я бы даже больше сказала: в постсоветской России серийных маньяков с 80 жертвами не было. А в Союзе были!

    И бытовые изнасилования детей были. А вот нетерпимой реакции на них общества не было. Во-первых, для огласки преступлений не имелось медиаресурсов. Во-вторых, они замалчивались - правило про вынос сора из избы в Союзе соблюдалось куда строже, чем сейчас. В-третьих, общество было более терпимо к педофилии и нимфетомании.

    Такое провокационное заявление я делаю ответственно. Приставания к школьницам на улице, хлопки по попе, заигрывания - все это уже не было нормой, но считалось терпимым вплоть до 2000-х. К преступлениям против детей советское общество в целом было более терпимо, чем сегодняшнее. Уголовный кодекс РСФСР в ст. 119–129 указывал, что половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, а также развратные действия с несовершеннолетними наказывались лишением свободы на срок до трех лет. Очень часто за секс с малолетними приговаривали всего лишь к «химии», колонии-поселению. Знаю человека, который за сожительство с малолетней отбывал два года «химии» - из Сургута был отправлен в Тюмень, где работал на овчинно-меховой фабрике и мог выходить в город. На этой «химии» он нашел себе другую подругу-школьницу.

    Я также утверждаю, что в советской элитарной культуре, в советском искусстве была отчетливая тенденция эротизировать детство. Что не могло не отразиться на культуре бытовой. В кино, на живописных полотнах появлялись голые дети в эротических позах. «Девочка и эхо» и «Похищение «Савойи» помните? В живописи стеснялись еще меньше. Чистую детскую эротику порой писали Богданов-Бельский, Дейнека, Николай Чернышев. Их картины печатались на календарях. Фотограф Николай Филиппов снимал исключительно детскую эротику: голые дети в песке, голые девочки на растяжке у балетного станка, мальчики и девочки в топорщащихся трусиках. Это было официальное фотоискусство.

    И не надо говорить, будто население раньше было чисто и развратом не испорчено, поэтому не видело ничего плохого в детской эротике и пускали 12-летних девочек на пляж голышом. Это мы сейчас стали более моральными и начали осуждать то, что еще 50 лет назад казалось нормальным. Человечество до сих пор делает шаги в сторону осуждения раннего секса, ранних браков.

    Страна не была безопасной для ребенка. Скорее, она была опаснее, чем сегодня, потому что ребенок гораздо больше времени проводил один или с друзьями .

    Насильники и растлители не главные враги советских детей. Куда больше их гибло и калечилось в ходе самостоятельного приготовления обеда, прогулок по крышам, игр на стройке, хождения по свалкам, догонялок по трубам теплотрасс, при нахождении и распиливании снарядов, патронов, играх с огнем, раскачивания качелей «солнышком». Меня саму дважды пытались увести со двора незнакомые мужчины, в семь лет по мне с подружкой стреляли из окна пьяные, в восемь меня чуть не заколола спицей старуха соседка. Мы жили на обычной окраине обычного областного центра. И это было обычное советское детство. Быть может, слегка подпорченное перестройкой.

    Множество детей в СССР и в 1990-х гибли исключительно от беспризорности. Более того, даже когда родители были дома, дети убегали на улицу. Плохое жилье, скученная жизнь, уставшие матери и нередко пьяные отцы заставляли детей проводить жизнь на улице. У многих просто не было с родителями теплых отношений: дети, будто сироты, росли без груди, в яслях и круглосуточных садах, по любому поводу были пороты.

    Несколько поколений советских людей повзрослели без доверительных отношений, любви и объятий.

    Те, кто сегодня говорит, будто в Советском Союзе им было безопасно, просто не встретили столько ужаса. Возможно, они жили в хороших семьях, воспитывались мамами, бабушками или нянями. А может быть, их психика вытеснила все тяжелые воспоминания, оставив в голове лишь сливочный пломбир в вафельном стаканчике.

    Только аберрация памяти заставляет людей, которые прошли советское детство с ключом на шее, жалеть о своем прошлом и искренне желать родным детям такой же участи.

    Впрочем, есть и другая беда. Примерно из 600 миллионов человек, что жили в СССР за все время его существования, была пара миллионов, кому посчастливилось родиться в сытых семьях. Они просто не знали, как жила остальная страна. И сейчас знать не хотят. Даже в блокаду были дети, которые не запомнили войну, а помнили только пушистый снег, синее небо и вкусное пирожное, которое они ели на кондитерской фабрике имени Крупской, где жили на закрытой территории и где за всю блокаду от голода не умер ни один сотрудник. Сегодня эти дети страшно скучают по Союзу со Сталиным и пишут книги о том, каким невкусным стало в России пирожное.

    Спасибо tukki , картинки и текст автора. Внимание! Длиннопост, подборка большая

    У детей моего поколения не было компьютеров и этим всё сказано. Да, мы не знали контры, не знали варкрафта, не знали веселой фермы. Все наши развлечения хранились в тайниках дома, во дворе, в тумбочках и антресолях, на балконе и в гараже (у кого он был). И сейчас я с огромной уверенностью говорю моё детство было намного интереснее и насыщеннее без компьютера.

    Итак, начну с пресловутых рогаток.
    Рогатки
    Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой:



    Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком или незрелыми ягодами, типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Мощности выстрела камнем хватало иной раз чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с 3х метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90.
    Гуляя и от нечего делать можно было смастерить рогатку попроще шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним как правило проблем не было легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы тем лучше жгутик. Из всего этого собиралось что-то вроде этого (слева): зубы выбивала! Но в основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки «фыррррррр» Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за «погонять на велике».


    Сикалка (брызгалка)
    Как думаете, что такое сикалка? Что-то от слова «сикать» (точнее «брызгать»). Так и есть. Это популярное оружие ближнего дворового водяного «боя» до эпохи появления одноразовых шприцев в аптеках.
    Мастерилась сикалка из пустого флакона из-под шампуня или литровой пластиковой бутылки «Белизны». В пробке раскаленным на плите гвоздем делалось отверстие и туда вставлялась половинка шариковой ручки без стержня. Все это герметизировалось мастикой или пластилином.

    Во флакон наливали воду (первый раз дома, последующие из трубы под балконом) и брызгали в соперника водой Это было альтернативой дорогому и дефицитному водному пистолету. Кстати, из сикалки было очень здорово утолять жажду
    Дротики
    В игру «дартс» не играл наверное только ленивый Мы тоже в детстве любили кидать дротики. Да вот только их не продавали или стоили они немалых денег. Поэтому почти любой мальчишка в нашем дворе мог смастерить его сам. Дротик по своим полётным и втыкательным качествам получался не хуже заводского. Смотрите, как мы их делали:




    Листок бумаги, 4 спички, иголка, канцелярский клей и нитки. На стенной ковер вешали самодельную мишень из тетрадного листа и играли.
    Однажды мы с товарищем играли в дротики у меня дома и повздорили. Он со злости кинул дротик в меня и воткнул его прямо в руку, а я в отместку попал ему в живот Вот такие были разборки дротиками
    На улице делали еще дротики из сварочных электродов. Затачивали на бордюрном камне один конец, а к другому приматывали голубиные перья:

    Бумеранг
    Да-да, это сейчас запросто можно купить бумеранг любой формы в магазине. А в конце 80х ничего подобного не продавали. Мы выходили из положения следующим способом: покупали в канцтоварах две 30-сантиметровых деревянных линейки и скручивали их крестом изолентой, и потом дома над паром скручивали лопасти:

    Получался отменный бумеранг, который даже умел возвращаться! Им опять же пугали ворон и голубей. А еще запускали с 9го этажа, где я прожил всё своё детство.
    Плевательная трубка или харкалка
    Еще одним неотъемлемым атрибутом мальчишки была металлическая трубка для плевания пластилиновыми или мастичными шариками:


    Достать такую трубку было очень не просто и она высоко ценилась во дворе. Прямо на трубку лепился большой запас мастики или пластилина, от которого отщипывался кусочек и заряжался в трубку. Кроме морального ущерба такой плевок ничего не наносил своей жертве. Позже трубку заменили пустой стержень от гелевой ручки, а пластилин на просо или гречку.
    Дымовуха
    Сущая правда только наше поколение знает, какая связь между детской неваляшкой или теннисным шариком



    вот с этим:


    Свинец
    Как много в этом слове, для сердца детского слилось Причем слилось в прямом смысле слова. Помните, как рыскали вдоль гаражей, обыскивали автосвалки в поисках старых аккумуляторов?


    Раскалывали их и добывали чистый свинец:


    Выколачивали засохший электролит и крошили мягкий металл в консервную банку. Или в миску:


    Разводили костер и дожидались, когда в банке засверкает жидкий металл.
    А потом делали все, что душа пожелает!



    И даже это полезная штука эпохи группировок и битв за асфальт


    Однажды я плавил свинец дома и сильно отравился, надышавшись парами Вообще, в детстве по незнанию нормально так здоровье подрывали всякими свинцами, жвачками и другим говном
    Карбид
    Кто помнит волшебные камни со специфическим запахом, которые пузырятся в воде? Карбид это радость для нашедшего его, на весь день! Заботливые газосварщики вытряхивали его из своих баллонов прямо там, где работали. Часто, во дворе дома:


    И в кучке бесполезной белой трухи обязательно отыскивалось несколько крепких камушков карбида кальция! При соединении с водой он вступал в реакцию и выделял замечательный газ ацетилен. Замечателен он тем, что хорошо горит.


    В каком только виде не использовали карбид. И просто бросали в лужу, поджигая её. И грели руки, сжимая карбид в ладошке, погруженной в лужу. И засовывали его в бутылки с водой, затыкая пробкой Но самым эффективным использованием карбида была ручная пушка:


    Брали пустой баллон из-под дезодоранта или «Дихлофоса», срезали ему горлышко, у дна проделывали дырочку, клали внутрь карбид, обильно плевали на него, затыкали все отверстия, трясли минуту, открывали и подносили горящую спичку к маленькой дырочке ЗАЛП!!! :)Мне старший брат рассказывал,что в его детстве они свистнули целый баллон карбида и высыпали его в дренажный колодец с водой. Закрыли тяжёлой крышкой с дырочкой и подождали полчасика. Потом один мальчик поднес списку к дырке и. Раздался такой взрыв, что выбило несколько стекол в соседнем доме, крышка взлетела вверх, ударив парня сначала по подбородку, а затем накрыв его немного при падении. Но самое страшное он получил сильные ожоги лица, шрамы от которых остались на всю жизнь я видел его фото во взрослой жизни
    Ножички
    По-моему, у каждого мальчишки в детстве был вот такой раскладной нож:


    Это всегда было предметом гордости. Его бережно хранили подальше от маминого взора и не часто выносили на улицу. Нож постоянно был в песке, помните? А всё потому, что он являлся всего лишь инструментом для игры в «Ножички»:


    Вариантов игры было много, но чаще всего играли в «земельку», «танчики». У каждой игры была масса разновидностей правил. К примеру «земелька»: чертили круг, делили его поровну на количество участников. Каждый вставал на свой участок. Потом стоя втыкали нож в участок противника и отрезали от его земли по кусочку. «Заранился» (не воткнул) ход переходил другому. И вот по одним правилам надо было всё время стоять на своей земле до тех пор пока можешь. По другим стоять можно было за пределами, но в случае катастрофического уменьшения твоего участка противник предлагал тебе постоять 3 секунды на нем. Если не устоял выбываешь. Стоять можно было даже на цыпочках одной ноги главное продержаться 3 секунды.
    Более интересной и продолжительной была игра в «Танчики». Вспоминать её правил не буду, но вот вам форма ножа вспомните, что за танк ставился таким образом?


    Магний
    Измельченный напильником в порошок магний мы смешивали в определенной пропорции с марганцовкой, которая стоила копейки в аптеке и заворачивали в тугой бумажный пакет, обматывая еще клейкой лентой. Проделывали дырочку и прикручивали к ней спичку, так чтобы серная головка оказалась аккурат в дырочке. Получалось что-то вроде этого:


    Чиркали спичку о коробок и резко отбрасывали в сторону. Пакет с оглушительным шумом и яркой вспышкой взрывался.
    Еще я любил устраивать с магнием разные опыты дома. К примеру, клал его в уксусную кислоту и собирал в баночку выделяющийся пузырьками водород. А потом спичкой этот водород поджигал Он сгорал со звонким звуком «ПА». Или поджигал порошковый магний на кончике ножа и быстро кидал его в воду. Гидроксид магния в результате бурной реакции с горением возгонялся к потолку и падал оттуда белыми хлопьями как снег. Кстати, никогда не пытайтесь тушить горящий магний или титан водой будет взрыв водорода.


    В нашей авиационной столице в 90х запросто можно было найти магний. Достаточно было разыскать авиастаровскую свалку или отпилить кусок обода от самолета-памятника, которых в новом городе было несколько. Однажды одна такая свалка сгорела и магний перестали выбрасывать с завода все встало на строгий учет. Пилить магний было архитрудно на это уходило чертова куча времени. Но цель оправдывала средства.
    Шифер в костре
    Думаю, вы легко вспомните, что происходит с шифером в костре Правильно, ничего хорошего он сильно стреляет. Кусками.


    Да порою так, что от первоначального костра мало чего оставалось

    Стреляющий шифер просто раскидывал его в стороны. На радость нам.
    Напальник
    В детстве мы уже вовсю использовали презервативы. Только не по назначению


    Те, кто жил повыше, периодически «купали» прохожих, сбрасывая на них огромные шары с водой, литра по 3-4. Особо отмороженные добавляли туда марганцовки
    Лампы и кинескопы
    Грех было не разбить выброшенную на помойку лампу дневного света:


    Разбивались они с громким хлопком, если кинуть лампу на асфальт торцом. Об экологии тогда не думали
    А вот эта находка на помойке была крайне редкой и всегда приносила огромнейшую радость мальчишкам:

    Бросали жребий, кто первым кинет кирпич в верхнюю лампу (лучевую пушку кинескопа). Она была самым уязвимым местом кинескопа. Когда лампа разбивалась кинескоп из-за внутреннего вакуума коллапсировал внутрь с очень глухим хлопком, эхом отзывавшимся во дворах. Соседские мальчишки тотчас же сбегались посмотреть на сие действо. Но чаще мы находили кинескопы уже с отбитой лампой
    Баллончики для сифона
    Использованные баллончики для газировальных аппаратов (сифон) тоже иногда шли в дело:


    Их начиняли серой от спичек и закрывали дырочку болтом. Потом адское устройство бросалось в костер
    Надо сказать, что штука эта была самым опасным изобретением дворовых мальчишек. Однажды всех учеников нашей школы сняли с уроков и отправили на похороны шестиклассника, которому осколком такого баллончика повредило сонную артерию Скорая не успела приехать парень истек кровью на скамейке у своего подъезда
    А другой товарищ остался без двух пальцев, когда обтачивал начиненный баллон на электрическом наждачном круге
    Лично я никогда не делал такой баллон. И другим категорически не советую.
    Летающий болт
    Более простой способ сделать «бух» была скрутка из двух болтов и гайки, с привязанным ко всему этому пакетом в качестве стабилизатора:


    Судя по тому, что картинки легко нашлись в инете, такие штуки мастерили не только мы Я тоже делал такую штуку, но без пакета. Просто бросал на асфальт. И получил в итоге осколочное ранение пальца В ЦГБ делали мини-операцию без ведома мамы. Она уже гораздо позже нашла спрятанную выписку из травмпункта об осколочном ранении Был шок


    Майские жуки
    Искать майских жуков мы уже начинали в апреле. Шли в лес и копали их лопатой из земли Майские жуки были очень ценны во дворе. Пока были живы


    Набивали их полные банки. И даже отличали их по цвету головы: красные пожарники, черные рабочие. Были еще с зеленоватым оттенком пограничники. Длинные усы самец, короткие самка.
    Как-то во дворе прошел слух, что в аптеке принимают за деньги надкрылки жуков Дальше продолжать не буду. Это можно было назвать геноцидом Крылья в итоге не приняли
    Самострелы и пугачи
    Из обычной палки или прищепки запросто собирался спичечный самострел или пугач:




    Стреляли они горящими спичками.
    Дюбели
    Смотрим картинку:


    Думаю, наше поколение без труда объяснит связь этих предметов. Дюбель вколачивали кирпичом в асфальт, вынимали, крошили в дырку спички, вставляли дюбель и кидали сверху кирпич Бух! и куска асфальта как не бывало Спички стоили 1 копейку за коробок и свободно покупались в магазине.
    Пистоны
    У кого был такой револьвер, который стрелял такими пистонами?


    Но интереснее было ширкать по коричневым пятнам чем-то острым и смотреть, как они воспламеняются Или еще интереснее скатать рулон из полоски пистон и шарахнуть по нему молотком. Звон в ушах на 10 минут был обеспечен
    Гильзы
    Пустые гильзы от патрон тоже шли в дело.


    Их начиняли серой от спичек, загибали горлышко и в костер Лично я сделал рацпредложение и заправлял гильзы бензином для зажигалок:
    Бахало не так сильно, зато эффектно

    Вместо бензина можно было залить солярки, которая легко сливалась из таких вот гудронных коллайдеров:


    Строительные патроны
    Изредка у кого-то появлялись вот такие строительные патроны, которые заряжались в строительный пистолет для забивания дюбелей:


    У тех ребят, которые занимались биатлоном дома иногда водились вот такие вот патроны от «мелкашки»
    Из этих просто вынимали порох, благо пуля легко вынималась плоскогубцами (идиоты же были)..
    Конденсаторы
    В классе 5м школу захлестнуло повальное увлечение радиодеталями. Емкостные конденсаторы от телевизора (от 2000 мкф, 100-300В) заряжались от розетки 220в и применялись в качестве электрошокера на товарищах




    Детальки поменьше, типа резисторов и диодов забивались учебником в розетку, что приводило к нормальному такому взрыву и снопу искр


    Но этим занимались уже более отмороженные
    Пистолет
    Все же было и легальное оружие заводского производства. Помните?


    Мирные увлечения
    Из мирных влечений вспоминаю плетенки из системы и цветной проволоки. Находили кусок телефонного кабеля и дербанили его.







    Черкаш на ботинке
    Костер был постоянным спутником мальчишки. Можно было легко найти спичку, а вот с коробок с черкашом не всегда Выходили из положения таким образом: брали фильтр от сигареты, клали его на торец подошвы, поджигали и ждали пока он немного расплавится. Потом резко прикладывали коробок коричневой стороной. Шершавая основа приклеивалась в ботинку. Таким образом «коробок» был всегда при себе. Правда приходилось его периодически обновлять, так как мама отскребала его, моя обувь.


    Наши игрушки и предметы быта
    Память хитрая штука. Вспомнишь какую-то деталь, а она вытянет из глубин что-то еще давно забытое При этом высвобождается такое количество эндорфина, что просто комок к горлу подкатывает.
    Наш быт
    Не знаю как у вас, но у меня 80-е прежде всего ассоциируются вот с этим:

    Помните? Пальцы в щепотку и тюк по крышке Потом её надо облизать и в ведро, если собираешься выпить всю бутылку, либо расправить края, чтобы потом накинуть на горлышко. Льешь в стакан: «ульк-ульк-ульк». Бутылка кефира и полбатона стали символом 80х. И были даже воспеты в известной песне.

    Бутылочки какое-то время копились под батареей, потом относились в пункт приёма посуды и сдавались.




    На вырученные деньги опять покупался кефир или молоко


    И так по кругу.
    Нам, детям, родители иногда позволяли сдать бутылки и потратить вырученные деньги на что-то другое:

    или
    В вафельном стаканчике по 10 копеек сущий лёд, по 12 и 15 сливочное, по 20 верх наслаждения, пломбир. Было еще с деревянной палочкой в бумажном стаканчике, но у меня мурашки шли по коже, когда зубы ширкали по дереву брррр


    Но чаще молоко покупали не в бутылках его много не унесешь, да и дороже было, а разливное:

    В магазине его почти никогда не было быстро разбирали уже к обеду. Поэтому мама гоняла меня за молоком перед школой. Часов в 6 утра так. В бочку:


    Очередь была ужасная всегда и опоздай на минут 10 могло ничего не достаться и тогда приходилось идти за молоком уже в обед, после школы, прямо к концу обеденного перерыва в магазине. Нужно было знать местоположение всех бочек в районе, чтобы в случае чего бежать к другой бочкеПро продукты можно много чего написать, но я не буду отклоняться от своей темы речь-то о детях
    Копилка
    Часто, все наши детские сбережения умещались в одну копилку. Мобильную. С ней было удобно ходить в магазин за мороженным или жвачкой. 50 копеек и 1 рубль были довольно редкими монетами, поэтому места для них не предусмотрели. Тем более таких крупных денег, как правило, у нас не водилось


    Открывашка
    Нет, об бордюр бутылку «Дюшеса» или «Буратино» мы не открывали. Пили лимонад чаще дома. Открывали крышку вот такой штукой:


    На открывашках часто рисовали города.
    На выезд брали с собой универсальный складной нож:


    Хотя им и сейчас никого не удивишь эта штука постоянна как лопата.
    Увеличительное стекло
    Лупа считалась одним из наших главных сокровищ с помощью неё можно было и жука разглядеть, и костер в солнечную погоду разжечь. Последняя функция использовалась намного чаще.


    Чем больше лупа, тем она продуктивнее в этом плане:


    Бинокль
    У меня такой лупы не было, поэтому для разведения костра я использовал линзы от театрального бинокля еще одного атрибута нашего детства.


    Передние линзы очень легко выкручивались. По назначению бинокль использовался очень редко в театр ходили не часто. А если ходили, то его забывали. В него я любил смотреть салюты в центре города жил на Верхней, на 9м этаже. Да и вообще, с 9го этажа много чего можно было увидеть в бинокль
    Стереоскоп
    У меня был еще один бинокль стереоскоп. До сих пор с благовением вспоминаю, как разглядывал первые в жизни 3D-картинки в стереоскоп. Это было нечто! Столько эмоций всё фигурки словно живые и объёмные. Я не понимал, как это происходит, поэтому воспринимал как чудо. Мишки, обезьянки, мышки герои картинок.

    Этих карточек было у нас около 20. По своей сути это комиксы, история в 6 кадрах. Причём детская фантазия не ограничивалась ими и дорисовывала историю на целый мультик
    Карточки до сих пор сохранились у мамы, но мои дети уже не визжат от них, как я А зачем, если дома есть 3D-телевизор
    Стереоскоп не единственное бытовое воплощение советской 3D-технологии. А это помните?


    СтереооткрыткиОни были либо с глубиной изображения, либо просто меняли картинку. Эдакие анимированные GIF Крутишь её под разными углами и смеёшься


    Компас
    У кого был такой компас?


    Судя по тому, что картинка быстро нашлась в инете был у многих.
    Готовальня с циркулями
    Почему-то уверен, что у большинства из вас родители работали инженерами и значит имели дома вот такие наборы:


    Это готовальня набор чертёжных инструментов. У нас их было очень много. Слава Богу, моя учеба в УлГУ не включала изготовление чертежей, как в Политехе, ибо чертить я ненавидел Последний раз делал это в школе. И то, с маминой помощью
    Канцелярские принадлежности
    Моя мама была спецом по чертёжным приспособлениям и канцтоварам всю жизнь за кульманом, инженером. Поэтому в школу с ходил только с лучшими карандашами KOH-I-NOOR и ластиком этой же фирмы, со слоном:


    Но отлично стирал, без грязных разводов. С помощью него и лезвия «трояк» в дневнике мастерски превращался в «пятёрку», а «кол» в «четвёрку».
    Про обычные пишущие ручки упоминать не буду, ибо было их как грязи. А вот про четырёхцветные надо:


    Помните, эти толстые «ракеты» с четырьмя стержнями внутри: синим, зелёным, красным и чёрным? Все возможные цвета советских ручек в одном корпусе. У меня такой не было
    Вот эти ручки, с корпусом из цветного оргстекла были что-то вроде сокровища:


    Ими практически не писали просто приносили в школу и хвастались. Были еще ручки с розочками в стекле, но их фото я не нашел. Помогайте может осталась у кого Кстати, делали их, как правило, зэки на зоне.
    Ранец
    В первый класс я пошёл с ранцем, похожим на этот:


    В 90х дети шли в школу уже с такими:

    Мне мой больше нравился Вечный и неубиваемый.
    Круг-крутилка
    Кто помнит, как это называлось?


    Популярный бытовой тренажёр. Неизменный пункт в утренней зарядке Детьми использовался как карусель садишься на него на корточках и раскручиваешься, пока не затошнит. Было?
    Ракушка
    Где хранилась всякая более-менее ценная мелочевка, вроде крестиков и цепочек? Правильно, в ракушке рапана, в серванте, где стоял хрусталь


    Это сейчас они мелкие, а в наше детство рапаны Чёрного моря еще не успели выродиться и достигали огромных размеров! Благодаря им мы все узнавали, как шумит море.
    Зажигалка
    «Спички детям не игрушка», говорила нам социальная реклама того времени. А про зажигалку в ней ничего не говорилось Поэтому в самом укромном месте у многих из нас хранилась вот такая штука:


    Бензиновая, многоразовая металлическая зажигалка. Крайне дорогая и редкая вещь. По-моему, чтобы её получить, надо было чуть ли не душу заложить Использовалась в особо торжественных случаях, когда надо было произвести впечатление на друзей, закуривая первые в жизни сигаретки, лет в 13. Кстати, тогда же я и завязал с куревом на всю жизнь, покурив одно лето.
    Велосипед
    Конечно же, у всех нас был свой велосипед. Даже не сомневаюсь. Велик был главным транспортом, развлечением и валютой летних каникул. За «прокатить-покататься» можно было получить кое-какие ништяки, типа жвачки или рогатки. Велосипед был нашей машиной. Еду куда хочу! Давайте выяснять, у кого какой был Я тут постарался вспомнить все существующие на тот момент (80-90е) марки и модели двухколёсных коней.
    Начну с «Камы». Потому что у меня такой был. Вернее, сначала был у брата, но его спиздили прямо с лестничной площадки, когда я еще только учился на двух колёсах. Потом и мне был куплен красный красавчик!


    В масле, складной, блестящий, с подножкой и катафотами! В магазине на Нижней Террасе.
    Сколько мы с ним повидали. Сколько намотали километров частного сектора и грунтовых дорог. Ездили за ягодами на дачи Карасёвки, улепётывали от владельцев этих дач. Велосипед не раз пытались отжать гопники, но верный друг спасал меня и от них Сколько мешков картошки было перевезено из погреба на Волжской в квартиру на Тельмана А «восьмёрки» на колёсах словно боевые шрамы. А сколько друзей проехало сзади, на багажнике и спереди, на рамеВелосипед мог враз увезти 3-4 человека.
    А начиналось наше «детство» вот с этого велосипеда:


    Потом он «уезжал» в деревню и родители покупали велосипед второго уровня:


    Старый добрый «Мишка»! Вспомнил про него в последний момент и прослезился Правда, у меня был красный. Толстые шины смягчали все дворовые кочки и ухабы
    Велосипед третьего уровня «Школьник»:


    Был еще один, наподобие «Аист».
    Этот уровень я пропустил и сразу с «Мишки» пересел на «Каму». Кстати, после него я 15 лет не ездил на велике и вот в прошлом году лишь купил «Стелс»
    У меня была «Кама», а у друга «Салют»:


    У «Салюта» колёсики немного больше «Камы», поэтому он хорошо держал скорость. Но разгонялась быстрее «Кама». А еще на «Каме» было легче встать «на козла» или влететь на скорости на бордюр.
    Солидные ребята катались на «Уральце»:

    Под крышей дома моего

    Сегодня такую ситуацию – вам дают бесплатную квартиру от завода или учреждения – сложно представить. Но наших бабушек с дедушками это совсем не удивляло. Разумеется, существовали жилищные кооперативы и неофициальная покупка квартир, но это был удел избранных. В общей своей массе советские люди жилье именно получали. Конечно, квадратные метры не раздавали просто так всем желающим – крышу над головой можно было заслужить долгим и добросовестным трудом на своем предприятии.

    Вот что пишет социолог Андрей Громов в книге «Мы, наши дети и внуки»: «Квартиры давали не просто так и не всем. Очередь на квартиру могла идти годами (в Москве часто было больше 5 лет) и жёстко по нормативам квадратных метров. То есть на очередь ставили, только если на человека приходилось меньше 5 кв. м, а новую квартиру давали из расчёта 10-12 кв. м на человека». Не слишком просторно не только по современным меркам.

    Получалось, что люди, десятилетиями работающие на одном и том же месте ради квартиры, могли запросто «не уложиться» в детородный возраст. Представители старшего поколения вспоминают, что из роддома их привозили в общежитие, коммуналку, барак, и лишь много времени спустя их родители получили своё жилье. Ещё сложней приходилось многодетным семьям – квартир более 90 кв. метров у нас почти не строили, и, несмотря на все льготы, в лучшем случае такая семья получала большую квартиру в новостройке, в которой все равно было тесно. Но отсутствие собственного «угла» при решении вопроса о том, рожать или не рожать, не было таким весомым фактором, как в наши дни, ведь люди знали, что если честно и упорно трудиться, то рано или поздно получишь квартиру, в которой будет жить твой ребёнок.

    Плата за коммунальные услуги в СССР была и вправду копеечной, абсолютно не обременительной для среднестатистической семьи. Например, в начале 80-х годов прошлого века ежемесячная квартплата за благоустроенную «трешку» в столице составляла 10-12 руб. в целом. В частности: телефонная связь – 2,5 руб. в месяц, электроэнергия – 4 коп. за 1 кВт, общедомовая телевизионная антенна – 25 коп. и т.п. Кстати, настолько же незначительны были и расценки на транспортные услуги (кроме авиабилетов). Сейчас, когда «коммуналка» запросто может «съедать» львиную долю семейного бюджета, эти цифры кажутся фантастикой.

    «Вы где это брали? – А там этого уже нет...»

    Подобным диалогом в советское время никого нельзя было удивить, а вот сегодняшние дети даже не поймут, о чём идет речь. Между тем вопросы «где взять?», «как достать?» и «что выкинули?» постоянно крутились в умах советских людей. Особенно у тех, кто имел детей: ведь родителям волей-неволей приходилось поддерживать свой быт на уровне, необходимом для комфорта ребёнка.

    Андрей Громов говорит: «В условиях дефицита любое стремление к благосостоянию требовало не только денег, но и времени. То есть, по сути, для поддержания приемлемого уровня благосостояния человек тратил не только рабочее, но и большую часть своего свободного времени». С дефицитом советский ребёнок сталкивался буквально с пелёнок. Например, в середине 60-х годов XX века на улицах появились красивые и практичные немецкие коляски.

    Стоили они порядка 49 руб. – сумма весьма значительная при средней зарплате по стране в 140 руб., но обычным гражданам «достать» эту коляску было невозможно. Приходилось довольствоваться тяжёлыми и неудобными советскими моделями, которые тоже, кстати, не всегда можно было купить. Вот любопытный документ того времени – официальное письмо, направленное престижным журналом «Коммунист» в московский «Детский мир»: «В связи с рождением ребёнка у сотрудника журнала местком просит разрешить приобрести в вашем универмаге детскую кровать (или колясочку) и ванночку».

    То же происходило и с детской одеждой, и с обувью, и с другими предметами обихода. Остро стояла проблема качества. В среднем, летние детские туфли стоили 3-6 руб., зимние сапоги – около 20 руб., детское зимнее пальто для самых маленьких – 27 руб. Но те модели, что имелись в свободной продаже, были очень далеки от совершенства. Если же родители хотели порадовать ребёнка красивой и удобной обновкой, например, качественной детской обувью из братской Югославии, её приходилось покупать «из-под прилавка» или обращаться к фарцовщикам.

    А у спекулянтов цены зашкаливали: например, детские джинсы Milton"s (Индия) стоили 40 руб. Впрочем, по сравнению с джинсами на взрослых, это не казалось такой уж заоблачной ценой: фирменные джинсы для мамы или папы стоили уже от 90 до 200 руб., то есть превышали среднюю зарплату по стране. Для сравнения: цена детских джинсов на одном популярном интернет-ресурсе в наши дни – от 450 руб., а приличных детских туфель – от 1200 руб., при этом о зарплате в 140 руб., к счастью, у нас никто давно уже не слышал.

    Из-за повального дефицита в СССР был настоящий бум на хендмейд, хотя такого слова тогда еще никто не знал. Многие мамы и бабушки шили, вязали, вышивали – если не для себя, то уж для детей и внуков – точно. К слову, «расходники» для рукоделия были вполне доступны по цене: метр набивного ситца стоил в 1970 году 90 коп., ткань «плательная шерстяная» – 13,20 руб., качественный чистошерстяной бостон – 30 руб. Папы «с руками» выпиливали, строгали, мастерили, чтобы обстановка во всей квартире, а особенно – в детской, не была столь спартанской. Кстати, лобзик с другими необходимыми инструментами в наборе можно было абсолютно спокойно приобрести за 3 руб. – без всяких очередей и переплат, и самому сделать детскую мебель, вместо того чтобы месяцами стоять в очереди, и отмечаться по ночам возле мебельного магазина. Заодно и ребёнка с самого нежного возраста можно было приобщать к полезному труду.

    «Докторская хороша, сделана по ГОСТу, кушайте вы не спеша для большого роста»

    Вопрос о том, как прокормить свою семью, вставал перед советскими людьми во всей красе. В особо кризисные годы полки в магазинах пустовали, в продаже были только соль, макароны серого цвета, слипшиеся карамельки без обертки и консервы «Бычки в томате». В провинции такая картина могла наблюдаться и в относительно спокойное время. Но все же продуктовый минимум был доступен в большинстве случаев. Например, почти всегда можно было купить хлеб (четвертинка черного – 5 коп., батон белого – 13 коп.), муку (16 коп. за кг), картошку (от 8 до 15 коп. за кг), морковь (12 коп. за кг).

    Правда, все овощи приходилось тщательно перебирать и мыть. Также не являлись дефицитом яйца за 90 коп. (более крупные – диетические – стоили до 1,30 руб. за десяток). Килограмм сахара стоил 1,04 руб. Сыры то появлялись, то исчезали, но один из самых дешевых – «Пошехонский» – стоил 2,60 руб., и раздобыть его было несложно. Настоящим хитом были плавленые сырки, их очень любили дети, и не зря: сырок «Дружба», например, стоил в разное время от 15 до 23 коп., а изготавливали его из сыра высокого качества, сливочного масла, молока, натуральных специй. Также относительно просто было купить рыбу не элитных сортов, а вот с мясом в стране Советов была настоящая беда.

    Андрей Громов пишет: «Мясо – от двух рублей за килограмм (с костями). То есть уже вполне весомая доля бюджета. В пересчёте на современные цены та же покупательная способность у современного жителя России была бы при зарплате от 9 до 15 тысяч руб. И это при том, что купить мясо в магазине очень непросто, а хорошее мясо – просто невозможно. На рынке есть хорошее – за 4-5 рублей и без очереди, но это уже непомерная трата для большинства. Продовольственный бюджет советского человека не предполагал возможности переплачивать вдвое за качество или удобства. Ради качества можно было несколько часов отстоять в очереди, но платить вдвое – это почти никто не мог себе позволить. Просто потому что не хватило бы зарплаты».

    Та же проблема была и с фруктами. Порадовать своих детей родители могли лишь несколько месяцев в году: например, черешня – 2 руб. за кг, мандарины - от 1,50 руб., и – только в сезон. Черешня – максимум полтора месяца летом, а мандарины – меньше месяца перед Новым годом.

    А вот любимые детские лакомства были доступны и очень качественны. Самое дорогое мороженое – шоколадное «Ленинградское» – стоило 22 коп. (замороженное и взбитое натуральное молоко, сливки, сливочное масло, сахар, и никаких консервантов), стакан газированной воды с сиропом из автомата – 3 коп., лимонад «Буратино» – 9 коп. за бутылку, булочка «Кунцевская» – 2 коп., 5 коп. стоил бублик свежий поджаристый, 8 коп. – тульский пряник и коржик «Молочный», 55 коп. – банка сгущенки, которую к тому же можно было «сварить». Выше всяких похвал была и молочная продукция: знаменитый треугольный пакет молока стоил 16 коп. за пол-литра. Многое из перечисленного современные родители считают эталонами продуктов питания, и не зря: не только потому, что, например, шоколадка «Аленка» была очень недорога (15 грамм – 20 коп.), но и потому, что делали ее из настоящих какао-бобов.

    Это не миф. Качество советских продуктов в большинстве своем было хорошим, и производились они согласно ГОСТу. Например, благодаря наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну еще в 30-х годах начался выпуск колбас «Докторской», «Любительской», «Чайной», «Телячьей», «Краковской», молочных сосисок и охотничьих колбасок. И дети, и взрослые очень любили нежную «Докторскую» колбаску, которая была разработана для «поправки народного здоровья». Рецепт десятилетиями не менялся: в 100 кг содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока. В качестве приправ – минимум соли, сахар-песок или глюкоза, мускатный орех или кардамон. Такой колбасой действительно было не страшно кормить своего ребёнка. Впрочем, для начала её надо еще было купить.

    О том, во сколько обходились игрушки для детей в СССР, сколько стоили путевки в пионерские лагеря, а самое главное – в какие суммы «выливалось» нашим родителям их образование, мы расскажем в следующий раз.

    «Дешёвое» детство в СССР: часть вторая

    Вот что пишет социолог Андрей Громов в своей книге «Мы, наши дети и внуки»: «Одной из важнейших особенностей позднесоветской жизни была полная занятость. Причем почти равная в отношении женщин и мужчин. Это отчасти было следствием послевоенного дефицита мужчин, но к 70-м годам стало определяться уже чисто экономическим фактором. Обычная, даже неплохая зарплата могла обеспечить приемлемый уровень жизни только одному человеку плюс одному ребёнку. Если не брать военных или другие привилегированные профессии, то неработающий взрослый член семьи сразу опускал её на уровень бедности. И экономических механизмов, позволяющих матерям не работать, практически не было».

    Эти реалии и определяли досуг среднестатистического советского ребёнка. Конечно, была продлёнка, бесплатные или дешевые кружки и секции, многие другие социальные блага. Но вот просто погулять с мамой или папой в обычный будний день удавалось немногим из детей. Также далеко не у всех счастливцев были неработающие бабушки, готовые возиться с внучатами. Ну а что касается гувернанток и нянь, то в представлении обычных советских граждан, это – персонажи из параллельной реальности. В итоге в одной отдельно взятой стране возник феномен, который, наверное, уже не повторится нигде и никогда. С одной стороны, даже первокласснику можно запросто повесить ключи от квартиры на шею; объяснить, как самому разогреть обед; дать карманные деньги «на мороженку», а с другой, ребёнок абсолютно не чувствует себя при этом заброшенным и обделенным, потому что всегда находится в социуме. И он, этот социум, начинается прямо у порога.

    «Тополиные, московские дворы...»

    Современные молодые мамочки могут в такое и не поверить: разновозрастные детские стайки носились во дворе (летом – до позднего вечера) практически без контроля взрослых. Правда, всегда находились две-три активные пожилые гражданки (не обязательно чьи-то бабушки), которые за ребятней приглядывали. А заодно учили девочек сажать цветы на «общей» территории и ухаживать за «общими» клумбами. Непременно был и свой умелец, «дядя Коля», который собирал вокруг себя мальчишек, преподавая им полезные мужские навыки: например, как починить мопед или велосипед. Но в основном дети развлекали себя сами, и прекрасно справлялись с этой задачей.

    Затраты на коллективные игры были ничтожны малы: так, камера для мяча стоила 30 коп., шарик для пинг-понга – 5 коп., а резинка для шитья, как правило, доставалась и вовсе бесплатно – из маминой шкатулки для рукоделия. Зато сколько забав с помощью этих почти дармовых предметов можно было придумать!

    Все ребята играли в футбол, волейбол, вышибалы, стеночку, ножички, настольный теннис (если не было специального стола, то годилась любая ровная поверхность). Девочки, помимо этого, устраивали целые турниры в резиночку или скакалку. Сейчас можно приобрести скакалку и за 1500 руб. (с эргономичными ручками, в которые встроены подшипники для обеспечения легкости вращения), но по сравнению с той, копеечной, советской, она вряд ли надолго заинтересует ваше чадо.

    Ещё один огромный игровой сегмент времен СССР – игры «про войну». Играли в «красных и белых», «наших и фашистов», «ковбоев и индейцев», «мушкетеров и гвардейцев». Что характерно – дороговизна игрушек никак не влияла на популярность того или иного игрока: у ребёнка мог быть модный «пистолет детский автоматический» за 2 руб. 50 коп., а могла быть и пластиковая поделка из киоска «Союзпечати» за 15 коп. Но вовсе не это определяло, будет ли он командиром и на чьей стороне ему придется сражаться. А это было очень важным.

    Сейчас дети, особенно маленькие, практически не делают различий между условно хорошими и условно плохими героями. Ведь если у тебя в руках «настоящий джедайский меч», купленный родителями за 2000 руб., то не все ли равно, на чью сторону силы встать? В СССР же все хотели спасать Чапая, или побеждать злокозненных гвардейцев кардинала. Только это и было по-настоящему принципиальным. Если ребёнка не желали брать в команду «хороших», это могло закончиться совсем недетской обидой.

    Еще одна отличительная черта советского детства: вечно сбитые коленки, локти, небрежно намазанные зеленкой, царапины и ссадины. Из этого никто не делал трагедии: всем казалось тогда, что детство должно быть по-настоящему шумным и активным. Если сравнивать, то современные дети под бдительным контролем мам и нянь порой ведут себя на детских площадках как маленькие старички.

    О дефиците и детской изобретательности

    Заграничные игрушки в свободном доступе у нас практически не появлялись. Редкие счастливчики становились обладателями настоящей куклы Барби, которую тогда еще действительно производили в США, или всамделишной брызгалки из Европы. Такие игрушки в руках у детей говорили многое о статусности их родителей (или хотя бы об их умении всеми правдами-неправдами раздобыть дефицит).

    На помощь, как всегда, приходила смекалка – похоже, она передавалась советским детям на генетическом уровне, не зря же многие современные исследования говорят о том, что поколения детей СССР были намного лучше адаптированы к жизни, чем сейчас. Хотя у современного шестилетки кругозор несоизмеримо выше, чем, например, у его сверстника из 1980 года, но вряд ли он додумается выпросить у папы бутылочку из-под клея ПВА, проделать отверстие в крышке, вставить туда трубочку от шариковой ручки, залить воду и – айда воевать. Ещё можно было настругать в воду мыло (к шампуню прикасаться нельзя, его мама получила «в заказе» к 8 Марта) – тогда эффект получался совсем как у зарубежных аналогов.

    Что же касается Барби, то, конечно, её натуралистичный облик заменить было невозможно, зато можно было попросить у родителей около 2 руб. и купить резинового пупсика из братской ГДР. Почему-то именно эти иностранные куклы были доступны для простого советского покупателя и вызывали у детей неподдельный восторг. А далее – нужно было проявить всю свою креативность. С помощью мам, бабушек, старших сестёр, рукодельниц-соседок пупсику готовили приданое ничуть не менее тщательно, чем у заокеанской красавицы. Правда, подручными средствами. И ничего, что волосики на голове пупсика периодически отлетали – всегда можно было обстричь кисточку для рисования и соорудить ему новую прическу. Получалось очень симпатично, особенно с бантиком.

    Такие пупсики были почти у каждой девочки. В тёплое время года их выносили во двор и устраивали масштабные «дочки-матери». Мастерили домики из обувных коробок, мебель – из подручных материалов, и разыгрывали настоящие кукольные спектакли. Аналогом спокойных девчоночьих игр были мальчишечьи игры в солдатиков. «Баталии» можно было устроить и дома, и во дворе, и даже в подъезде на подоконнике, а выбор был достаточно большой – от драгунов времен Отечественной войны 1812 года до пиратов. Например, особенной популярностью у детей 80-х пользовался набор ковбоев производства Донецкого завода игрушек. Для неискушенного ребёнка того времени эти фигурки казались почти живыми: настолько они были выразительными. Как пишет на специализированном форуме один из коллекционеров старых игрушек, «стоил набор 50 коп., и в нем было семь фигурок. Ходил слух, что есть и восьмой индеец, но – раненный стрелой. Он изъят из комплекта, и купить его можно отдельно за 25 коп. Сейчас этот раритет (по-прежнему без восьмой фигурки) можно приобрести за $100–200».

    Такое трудно себе представить, но когда-то именно дети СССР первыми «воспользовались услугами сотовой связи», причем абсолютно бесплатно. «Трубки» телефонов делали из пустых коробочек от спичек, а скреплялась вся конструкция суровой нитью. Весь секрет – в натяжении нити. Если устройство было сработанно с учетом начальных школьных знаний, то шепот собеседника можно было расслышать на расстоянии 5–10 метров. Впрочем, на таком расстоянии и телефона не требовалось, но ведь так интересно было сделать что-то «техническое» своими руками!

    Калейдоскоп детский ТУ-79

    Конечно, и в обычных советских дворах жили семьи, которые могли позволить своему ребёнку достаточно дорогостоящие игрушки.

    Вот небольшой перечень модных «девайсов» того времени:

    – огромные ёлочные шары – 2–3 руб. (обычные ёлочные игрушки стоили примерно в десять раз дешевле);
    – большая кукла, аналогичная кукле «Аленка» в к/ф «Чародеи» – 3–5,50 руб.;
    – пластмассовые модели самолетов производства ГДР – 5 руб.;
    – коллекционные металлические машинки – 10 руб.;
    – диапроектор – 10 руб. 85 коп.;
    – настольная игрушка типа бильярда или железной дороги – 10–15 руб.;
    – большой плюшевый медведь – 20 руб.;
    – подростковый велосипед – 50 руб.

    Но даже не в самой зажиточной советский семье обычно находились средства, чтобы развлекать своих чад. Так, например, одна из самых завораживающих игрушек – «Калейдоскоп СССР детский ТУ-79» – стоила всего 28 коп. В эту волшебную трубу можно было смотреть бесконечно, любуясь прихотливыми узорами цветного стекла. Во многих семьях, берегущих традиции, и по сию пору под дорогущую современную ёлку торжественно водружается Дед Мороз, произведенный на Ровенской фабрике детских игрушек, цена которому – 1 руб. 85 коп. И этот список можно продолжать долго.

    «Крылатые качели летят, летят, летят!»

    Был ещё один момент, сейчас уже трудно представимый: дети, лишённые строгого родительского контроля, частенько отлучались со двора и устраивали собственные «праздники жизни». Причем расходы на такие увеселения вполне укладывались в карманные деньги (стоило лишь слегка сэкономить на школьном буфете). Так, билет в кино на детский сеанс стоил 10 копеек. Правда, одна игра в автомате в фойе того же кинотеатра «съедала» 15 коп. Зато пирожок с повидлом все там же, в кафетерии, покупался за 2 коп. Даже маленькому ребёнку легко было рассчитать свою платежеспособность.

    Еще дети СССР обожали «набеги» на аптеки, где сладкая аскорбинка стоила 6 коп., а плитка гематогена – 8 коп. Современные школьники, скорее всего, не поймут подобных гастрономических пристрастий детей того времени.

    А апофеоз всему – вылазки всем классом или дворовой компанией в городской парк. Не в пример сегодняшнему дню, смотрители строго следили за правилами, и на аттракцион для подростков никак не мог пролезть ребёнок младше 12 лет. Зато и на детских каруселях-качелях запросто можно было прокатиться за скромную сумму в 5-10 коп. Для сравнения: в одном из относительно недорогих парков развлечений в Москве в прошедшем сезоне билеты на двухэтажную детскую карусель, батут «Космонавт» (сотрудник «катает» ребёнка) и цепочную карусель стоили по 250 руб. за каждый аттракцион.

    О том, сколько стоило в СССР самое дорогое – образование, мы расскажем в следующий раз.

    Дешёвое детство в СССР: школьные годы чудесные

    Но действительно ли все так идеально было в школах СССР? И действительно ли наши родители получили «лучшее образование в мире», как это было принято декларировать?

    Немного истории

    Для того чтобы понять, насколько эффективна была система советских школ, нужно посмотреть статистику. Большевики после Октябрьского переворота приняли страну в поистине ужасающем состоянии: основная масса населения, а в особенности – крестьянство, была попросту неграмотной. Продолжительность обучения среднего россиянина в 1917 году (до Октябрьской революции) составляла 1,1 год (для примера: в 1987 году эта цифра уже 8,8 лет).

    Государственных школ и училищ было мало, а частные гимназии и лицеи обслуживали нужды лишь очень тонкой прослойки населения. Социальное расслоение в образовании было таким, что сейчас и представить себе невозможно. Кроме того, никто толком не занимался школами для коренных народов России, проживающих далеко от метрополии, причем десятки из них даже не имели собственной письменности.

    Новая власть начала сразу же бороться с таким положением вещей: в 1918-1919 годах были приняты декреты, которые все изменили: были запрещены частные школы, введено бесплатное обучение и совместная учёба детей обоего пола. Далее – школа отделялась от церкви, а церковь – от государства. Кроме того, в учебных заведениях были запрещены физические наказания, которые процветали в Российской империи, а все национальности получили право обучения на родном языке.

    В итоге уже к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн. человек – цифра огромная по тем временам. А к 1922 году сформировалась система бесплатного среднего образования, доступная для всех, кто мог и хотел учиться: начальная школа (четыре года обучения), основная общеобразовательная школа, и старшая ступень (всего 9-10 лет учебы). В итоге перепись населения СССР, проведенная в 1959 году, подтвердила, что с неграмотностью в стране покончено.

    По долинам и по взгорьям: как «штормило» советскую школу

    Не стоит думать, что система школьного образования в СССР не переживала своих взлетов и падений. Всегда находились свои «оптимизаторы» и «реформаторы», которые буквально пытались свести все достижения к нулевой отметке.

    Так, в 1940 году вышло постановление «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий», что ставило под угрозу одно из главных достижений советской власти – бесплатное образование для всех.

    На практике это выглядело так: плата за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педагогических и других училищах составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в вузах – дороже, 300-500 рублей год. В 1940 году это составляло в среднем около 10% бюджета среднестатистической семьи. То есть «за бортом» светлого будущего сразу же оказывались дети все тех же крестьян и рабочих, за образование которых советская власть так боролась. Ведь в ту пору по 5-7 детей – у крестьян и по 3-4 ребёнка – в рабочих семьях были нормой, и платить за обучение даже 2-3 из них было нереально.

    Плата за образование была отменена только в 1956 году, поэтому говорить о том, что образование в СССР всегда было бесплатным – значит, грешить против истины.

    Были и другие подобные начинания. Например, в 1943 году мальчиков и девочек вновь начали обучать раздельно. Правда, это распространялось только на Москву, Ленинград, столицы союзных республик и ряд других крупных городов. Очень странная инициатива для страны, где было объявлено равенство полов. В итоге власти официально признали, что реформа не дает преимуществ в организации педагогического процесса, но создаёт трудности в воспитательной работе». И Совет Министров СССР отменил разделение классов «по половому признаку» в 1954 году.

    Школьные годы прошли безвозвратно. Только на сердце тепло и приятно

    Пожалуй, тот образ советской школы в частности, и образования вообще, который сложился у нас, относится к годам «позднего социализма». Тому подтверждением – даты и цифры.

    – В 1973 году в СССР расходы из госбюджета на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы – 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование – 2,09 млрд рублей.

    – В 1975 год в СССР действовало 856 вузов (в том числе – 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов Советский Союз значительно превосходил такие страны как Великобритания, ФРГ, Франция и др.
    – В 1975-1976 учебном году в стране работали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 училищах.
    – Право граждан на бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего – было закреплено в Конституции СССР 1977 года в статье 45.

    Все эти меры работали – во всяком случае, уровень образования был действительно высоким, но были и свои подводные камни.

    С одной стороны, дети жили по чёткому расписанию и с чёткими моральными принципами. Их воспитывали в духе товарищеской поддержки, социальной активности, интернационализма и других качеств. Тогда никто и представить себе не мог, что можно заснять избиение одноклассника и публично хвастаться этим. А «подтягивание» отстающих или посильная помощь одиноким старикам считались абсолютно будничными делами.

    С другой, в школах царила пуританская мораль и касалась она отнюдь не только внешнего вида. Любой поступок или высказывание, идущие вразрез «с линией партии», могли стоить провинившемуся очень дорого. Любое свободомыслие – от робких попыток покритиковать экономическую ситуацию в стране до «не той» длины юбки у старшеклассницы – могли закончиться «волчьим билетом».


    Кадр из фильма «Завтра была война» © Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»

    С одной стороны, учителя, как правило, ответственно относились к своим функциям. Сейчас и представить себе невозможно, чтобы педагог совершенно бесплатно и добровольно оставлял после занятий группу учеников, не справившихся с заданием, и проводил с ними дополнительные занятия.

    С другой, школы, как правило, всегда были переполнены, хотя о «притоке мигрантов» тогда и слыхом не слыхивали. До пяти параллелей, по 40 человек в каждом классе, учёба во вторую и даже в третью смену – всё это никого не удивляло в середине 70-х даже в относительно благополучной столице.

    С одной стороны, детям Страны Советов было обеспеченно всестороннее развитие в свободное от учебы время. Так, в 1971 году в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, несчетное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах, и т.д. Все это предоставлялось бесплатно или почти бесплатно

    С другой, та заорганизованность, которой отличалась октябрятско-пионерско-комсомольская система, была точным слепком со взрослой жизни. Наряду с полезными делами, такими как сбор макулатуры или лекарственных трав, школьники тратили массу времени на политинформации, сборы советов отрядов или дружин, «проработки» проштрафившихся и тому подобные занятия.

    Школьные расходы в СССР

    Конечно, у каждого – свои воспоминания и своя оценка ушедших ценностей. Важно то, что поколение наших родителей в большинстве своем вспоминает советскую школу с ностальгией. Тем более, что расходы на школьные нужды были действительно необременительны для каждой семьи. Небольшой список нужных каждому школьнику вещей (цены конца 70-х годов):

    – Школьные учебники – бесплатно.

    – Школьное платье коричневого цвета для девочек из шерсти – 8-10 руб.
    – Платье с юбкой в складку (жуткий дефицит) – 15 руб.
    – Черный «повседневный» фартук – 3,5 руб.
    – Белый фартук «на торжественный случай» – около 3 руб.
    – Манжеты и воротнички, которые пришивались к одежде – от 50 коп. до 1 руб.
    – Костюм школьный для мальчика (плюс рубашка) –17,50 руб.
    – Галстук пионерский (размер 100х30, 1 сорт) – 52 коп.

    – Школьный завтрак без первого – 20 коп.
    – Школьный обед (первое, второе, третье и булочка) – 30 коп.
    – Школьная тетрадь (12 листов) – 2 коп.
    – Атлас по истории СССР – 8 коп.
    – Школьный дневник – 14 коп.
    – Альбом для рисования – 51 коп.
    – Краски школьно-оформительские (сухие, 8 цветов) – 30 коп.
    – Пластилин детский (12 цветов) – 48 коп.

    – Треугольник школьный пластмассовый – 8 коп.
    – Угольник 23 см – 16 коп.
    – Газета «Пионерская правда» – 2 коп.
    – Ежемесячные комсомольские членские взносы – 2 коп.

    «Все лучшее – детям», – лозунг из Советского Союза. Он был главным украшением актовых залов, лагерей, детских учреждений. Звучал в докладах государственных мужей, использовался как главный принцип в некоторых семьях. «Счастливое советское детство», – эта фраза тоже стала своего рода штампом. Так в чем же его особенность?

    Детство – беззаботная пора. В СССР оно стало таким не сразу. Довоенное время было омрачено , голодом, страхом. Война у многих просто забрала этот прекрасный период жизни. Ну а после - разруха, восстановление, недоедание. Но все радовались, что наступил мир. Каждый день был лучше предыдущего. Это ценили. Отстраивались, восстанавливались, открывались детские садики, школы, внешкольные учреждения – элитных, закрытых не было.

    «Все равны», – еще один девиз тех времен. И жить старались по этому принципу. Все располагало: в магазинах одинаковые вещи, школьная форма, белые воротнички, манжеты. Выписывали одинаковый набор журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Колобок», «Барвинок», «Пионер». Те, кто увлекался отдельными темами, с удовольствием читали «Юный техник», «Юный натуралист».

    Хорошие детские книги были дефицитом. Прочитать «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ», «Всадник без головы», «Маугли», «Карлсона» можно было только в читальном зале, да и то не во всех библиотеках. Сельские, например, детской классики практически не имели. Счастливчики приобретали такие книги, сдав определенное количество макулатуры. По истину, труден путь к знаниям.

    Конечно, в школу ходить любили не очень, но первого класса ждали с нетерпением. Ведь в ноябре принимали в . Красная звездочка на груди была предметом гордости у обладателей и зависти у младших. Во многих местах было принято проводить на День Победы парад октябрятских войск. Каждая группа представляла отдельный род войск.

    Звание пионера надо было заслужить примерным поведением, успехами в учебе, спорте. Это был довольно действенный стимул. «Алый галстук – частица нашего знамени», – внушали детям. Торжественный прием, клятва пионера, звуки горна, барабанная дробь делали этот день большим праздником. Каждый ощущал себя важной частичкой огромной страны, важного дела. Ежегодно лучших членов организации делегировали на районный слет, который проходил 19 мая в день рождения пионерской организации. При каждом классе создавался пионерский отряд, в школе дружина, которые носили имена погибших пионеров или , героев войны. Своими делами дети доказывали эту честь.

    Своего 14-летия ждали особенно – можно стать комсомольцем. Первыми принимали лучших пионеров. Подготовка шла заранее. Нужно было выучить устав, программу, историю, награды , знать подвиги героев. Обязательно были рекомендации от двух членов комсомольской организации, у которых не меньше года стажа, или одного члена партии. Анкету проверял секретарь. На заседании комитета первичной организации рассматривался вопрос о приеме, Потом было общее собрание. Решение вступало в силу после утверждения на бюро райкома или горкома комсомола. Вот такой сложный путь проходило большинство советских школьников.

    Органгизовывались соревнования на лучшие отряды, коллективы. Сборы макулатуры и металлолома были обязательны. Ежегодно проводилась Всесоюзная военно-спортивная игра для 5-7 классов и «Орленок» для старших. Это была продуманная часть военно-патриотического воспитания.

    Вообще в Советском Союзе дети часто играли в войну. Делились, как правило, на две команды: наших и фашистов. На роль врагов соглашались неохотно, поэтому на помощь приходили различные считалочки. Еще популярными были такие массовые командные игры, как «Пионер, пионер дай комсомола», «Знамя», пионербол. Жмурки, платочек, ручеек, салки и многие другие. Все они были на улице, во дворе, на пустыре. Ватаги детей придумывали себе новые игры и до поздней ночи наслаждались свободой. Мобильных телефонов не было и в помине, контролировать детей родителям было весьма трудно. Вечерами усаживались в каком-нибудь укромном месте и рассказывали разные истории. Страшилки тоже пользовались немалой популярностью. Устраивали свои конкурсы, концерты. Обязательно, находился тот, кто брал на себя обязанности командира. Его слушали. Иногда обносили соседские сады. Не потому, что очень хотелось фруктов (тем более они чаще были еще недоспевшие), а просто уважался риск.

    Мастерили себе игрушки, самокаты, танкетки (для катания на льду). Летом пропадали на речке целыми днями, сами учились плавать, нырять. Осенью любили посидеть у костра, испечь картошки. Зимой катались на санках, коньках, лыжах, подручных материалах. Строили снежные крепости, заливали водой собственные катки, играли в снежки. И тоже с друзьями, вместе. Дрались? Конечно. Иногда шли войной на соседский дом или улицу. Кроме ушибов и ссадин, получивших «в бою», попадало вечером еще и от родителей.

    Недостаток настольные игр компенсировался «Морским боем», «Крестиками-ноликами», играми с фишками и кубиком, которые рисовали себе сами.

    Многие посещали и внешкольные учреждения – дома пионеров, станции юных техников, станции натуралистов. Здесь, занимаясь в кружках, можно было реализоваться. Организовывались различные смотры, конкурсы. Одним словом, детство проходило в коллективе.