Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • 159 федеральный закон детях сиротах. Новый закон: Жилье для сирот

    159 федеральный закон детях сиротах. Новый закон: Жилье для сирот

    Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

    Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

    Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

    • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
    • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
    • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
    • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.

    При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

    Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

    Согласно Федерального Закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г. (ч. 5 ст. 10) близким родственникам ребенка дано преимущественное право на в отношении ребенка.

    Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

    2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

    Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

    Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

    • Право на общение со своими родственниками;
    • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
    • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
    • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

    3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства. В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г., организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

    Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

    Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

    При поступлении детей на воспитание в организацию для детей-сирот им не назначаются опекуны и попечители, при этом на принимающую организацию возлагаются все обязанности по воспитанию, образованию и содержанию своих воспитанников, а также защита их законных прав и интересов. Эти обязанности организации для детей-сирот осуществляют в соответствии с Семейным Кодексом РФ (п. 1 ст. 155.1, п. 2 ст. 155.2) и Письмом от 11 мая 2016 г. Министерства образования и науки РФ № ДЛ-172/07, Министерства здравоохранения РФ № 15-3/10/2-2844 и Министерства труда и социальной защиты РФ № 12-3/10/В-3155.

    Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п. 49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г. общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

    Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

    Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

    • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
    • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
    • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
    • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
    • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
    • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

    Среди этих гарантий следующие:

    1. Право на получение образования за счет бюджета (однократно) по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих в очной форме обучения;
    2. Право на получение второго среднего профессионального образования за счет бюджета по программам профессиональной подготовки по профессиям квалифицированных рабочих должностей и должностям служащих в очной форме;
    3. До завершения обучения по основным общеобразовательным программам или по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих за счет бюджета ребенок сохраняет право на полное государственное обеспечение;
    4. Ребенок, обучающийся по общеобразовательной программе в очной форме, имеет право на выплату социальной стипендии от государства и ежегодного пособия в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебников и письменных принадлежностей;
    5. Если ребенок берет по медицинским показателям академический отпуск, ему гарантировано сохранение стипендии и полного государственного содержания на весь период отпуска;
    6. Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе, имеют право на получение полной заработной платы, начисленной в период прохождения производственной практики и производственного обучения;
    7. Если ребенок имеет среднее общее образование, ему гарантировано право на прием в подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования за бюджетный счет;
    8. Преимущественное право поступления в учреждения, обучающие граждан по общеобразовательным программам среднего и общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами обучения для подготовки к военной или государственной службе, а также к службе в рядах казачества;
    9. Если ребенок успешно проходит вступительные экзамены, он имеет преимущественное право на поступление на обучение за бюджетный счет в образовательную организацию по программе бакалавриата или специалитета. (До 1 января 2019 г. зачисление на обучение по данным программам происходит в рамках установленных квот);
    10. Гарантия бесплатного проезда на городском общественном транспорте, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте, кроме такси. Один раз в год ребенок имеет право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно в соответствии с законами субъектов РФ;
    11. Выпускники организаций для детей-сирот и организаций, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучались очно за бюджетный счет, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по установленным нормам одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью и единовременным денежным пособием не менее 500 руб.;
    12. Для Москвы детям-сиротам также гарантировано устройство в дошкольные образовательные учреждения вне очереди, бесплатное дополнительное образование в художественных, музыкальных, спортивных и других образовательных организациях дополнительного образования, а также бесплатное питание в образовательных учреждениях и бесплатное посещение спортивных учреждений и организаций культуры в г. Москве.

    Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

    Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

    1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

    • Проведение диспансеризации;
    • Проведение регулярных медицинских осмотров;
    • Проведение оздоровления;
    • Высокотехнологичная медицинская помощь;
    • Лечение за границей РФ

    2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

    3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

    Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

    1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
    2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
    3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
    4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.

    Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

    Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.

    Государство старается обеспечить уязвимые категории населения всеми необходимыми мерами поддержки. К таким гражданам относятся и дети-сироты, лишившиеся своих родителей. Они не могут рассчитывать на поддержку биологических родителей, поэтому назначаются многочисленные льготы ребенку-сироте. Они предлагаются как на федеральном уровне, так и на региональном. Узнавать о возможности их использования должны официальные представители несовершеннолетнего.

    Кто может рассчитывать на поддержку государства?

    Льготы ребенку-сироте назначаются федеральным правительством и местными властями региона проживания. Для получения поддержки важно обладать соответствующим статусом. Сиротами считаются несовершеннолетние, у которых отсутствуют родители. Ребенок должен остаться без попечения биологических родителей. Сиротами признаются даже дети, родители которых были лишены прав на несовершеннолетних.

    Назначаются льготы ребенку-сироте в следующих ситуациях:

    • у несовершеннолетнего отсутствуют родители, а также нет возможности установить их личность;
    • родители были лишены своих прав на детей;
    • родители признаются безвестно отсутствующими судом;
    • граждане находятся на стационарном лечении без возможности выздоровления;
    • они ограничены в правах на несовершеннолетних;
    • объявляются умершими;
    • признаются недееспособными;
    • обладают ограниченной дееспособностью;
    • отбывают наказание в местах лишения или находятся под стражей в процессе расследования разных преступлений;
    • отказываются родители забирать домой детей из школы, сада или других государственных организаций.

    При вышеуказанных ситуациях дети признаются сиротами. Пока им не исполнилось 14 лет, над ними может оформляться опека родственниками или посторонними лицами. Как только они достигают 18 лет, то допускается пользоваться попечительством.

    На основании ФЗ № 159 назначаются разные меры поддержки и привилегии для детей государством. Ими можно пользоваться до достижения возраста совершеннолетия. Если предпочитает сирота далее продолжать обучение на очной форме, то он может пользоваться послаблениями и дальше.

    Назначение специальной пенсии

    Наиболее значимой мерой поддержки для многих сирот считается возможность получения специальной пенсии. Данная выплата детям-сиротам называется социальной пенсией.

    Если у ребенка родители умерли, а при этом у них имелся страховой стаж, то несовершеннолетнему назначается страховая пенсия. Если же родители не работали, то у них отсутствует страховой стаж, поэтому до окончания школы или достижения совершеннолетия ребенку будет назначаться социальная пенсия. Она может выплачиваться до 23 лет, если гражданин примет решение обучаться в вузе на очной форме.

    Чтобы выплаты назначались даже после совершеннолетия, важно выбирать для обучения исключительно государственные учреждения, а также обучение должно осуществляться по очной форме. Высшее образование гражданин должен получать впервые.

    Кроме выплат, назначаются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот. Они относятся к разным сферам деятельности, например, к качественной медицинской помощи, бесплатному образованию, предоставлению жилья или получению скидки при оплате коммунальных услуг.

    Виды медицинских льгот

    Социальные гарантии детям-сиротам позволяют им справляться с многочисленными жизненными трудностями без поддержки родителей. Они заключаются даже в предоставлении определенных льгот и послаблений в медицинской сфере. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, могут пользоваться следующими мерами поддержки:

    • медицинское обслуживание полностью является бесплатным, если обращается ребенок в государственную поликлинику или больницу;
    • если требуется специальное лечение, представленное разными операциями, реабилитацией, диспансеризацией или прохождением оздоровительных программ, то они предлагаются на бесплатной основе;
    • при необходимости предоставляются детям бесплатные путевки в санатории или специальные оздоровительные лагеря;
    • из средств регионального бюджета оплачивается проезд к месту лечения или реабилитации;
    • на основании имеющихся медицинских показаний может назначаться дополнительное лечение без необходимости оплаты.

    Если на момент появления определенных проблем со здоровьем обучается сирота в вузе, то гражданин может оформить в любой момент времени академический отпуск.

    Льготы при получении образования

    В жизни каждого человека образовательный процесс является значимым, так как обеспечивает возможность получения знаний, специфических навыков и умений для дальнейшего успешного трудоустройства. Дети, потерявшие своих родителей по разным причинам, могут рассчитывать на разные меры поддержки. Ученики и студенты самостоятельно могут выбирать, какие именно курсы они будут посещать. Оплачиваются они средствами, выделенными из регионального бюджета.

    Льготы в школе детям-сиротам заключаются в возможности получения бесплатного питания. Дополнительно выдаются разные учебные пособия на бесплатной основе. К другим мерам помощи относится:

    • государство помогает материально при покупке предметов первой необходимости, которые требуются при посещении школы или вуза;
    • предоставляются средства на покупку школьной формы или сезонной одежды и обуви;
    • в столовых школ и высших учебных заведений предлагается абсолютно бесплатное питание.

    Дополнительно назначаются льготы детям-сиротам при поступлении в вуз. Они могут рассчитывать на поступление в выбранное учреждение без конкурса или при участии в особой программе. Если они хорошо учатся, то им назначается повышенная стипендия.

    Раз в год получают сироты специальную материальную помощь. Она равна трехкратному размеру стипендии. Основным назначением такой выплаты выступает покупка необходимых канцтоваров, учебных пособий или других предметов для обучения.

    Помощь в процессе поиска работы

    На основании ФЗ № 159 назначаются разные социальные меры поддержки для детей, которые по разным причинам остались без поддержки родителей. К ним относится и помощь в процессе нахождения работы. К основным льготам относится:

    • выпускники разных вузов могут рассчитывать на получение бесплатной одежды, обуви и оборудования для дальнейшей работы;
    • в зависимости от региона назначается единовременное пособие, предназначенное для обеспечения жизни в процессе поиска работы;
    • с подростками в возрасте от 14 до 18 лет проводятся специальные работы, связанные с профориентацией, что позволяет узнать, какими способностями и умениями обладают дети, а также где в будущем они хотели бы работать;
    • на основании медицинских показаний проводится диагностика профессиональной пригодности;
    • если становится сирота на учет на бирже труда, то в течение 6 месяцев поиска работы назначается пособие по безработице даже при условии, если ранее гражданин не трудился официально;
    • если фирма, в которой работает сирота, ликвидируется, то за счет средств работодателя проводится профессиональное обучение.

    Воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки можно при трудоустройстве в государственные или коммерческие организации. Если не предоставляются по разным причинам льготы ребенку-сироте, то составляется жалоба в местную администрацию или прокуратуру.

    Оплата услуг ЖКХ со скидкой

    При оплате коммунальных услуг предоставляются льготы ЖКХ детям-сиротам. Если находятся дети под опекой, то пользоваться такой мерой поддержки могут опекуны. Скидка равна 50 % от суммы, указанной в квитанции.

    Предоставляются послабления при оплате электричества, квартплаты, водоснабжения, газа, водоотведения и других услуг. Предлагается такая мера поддержки только местными властями регионов, поэтому о возможности ее оформления необходимо узнавать непосредственно в администрации региона.

    Жилищные субсидии

    Наиболее значимым считается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. На такую поддержку могут рассчитывать только дети, у которых отсутствует частная собственность или социальная квартира. Для получения жилья должны иметься веские основания:

    • на ребенка не зарегистрирован какой-либо объект;
    • у родственников отсутствует собственное жилье;
    • сирота по документам не может стать в будущем получателем какой-либо квартиры или дома.

    При таких условиях у сироты просто отсутствуют условия для нормального проживания, поэтому государством выделяется соответствующее помещение. Нередко даже помощь предлагается, если у ребенка имеется жилье, но оно не может использоваться для проживания на основании заключений, составленных СЭС и пожарной инспекцией.

    Условия для получения квартиры

    Получить жилье можно на следующих условиях:

    • заявителю не должно быть больше 23 лет, так как если он достигает данного возраста, то рассчитывать на поддержку можно только при условии, если уже гражданин стоит в очереди на получение жилья;
    • первоначально предоставляется квартира на основании договора соцнайма, составленного на 5 лет, а если отсутствуют какие-либо проблемы и незаконные действия со стороны жильца, то переходит объект в его бессрочное пользование;
    • предоставляется жилье только в порядке очереди.

    Кроме жилого объекта, государством предлагаются денежные компенсации, размер которых равен стоимости оптимальной жилой недвижимости.

    Как оформить льготу на жилье?

    Социальная защита детей-сирот хорошо развита в России, но если сирота хочет купить или получить жилье, то он должен самостоятельно заняться оформлением поддержки. Для этого надо обратиться в органы опеки. Подготавливаются следующие документы:

    • справка о том, что гражданин окончил учебу или службу в армии;
    • справка, подтверждающая, что не зарегистрировано на сироту какое-либо жилье;
    • если у заявителя имеются родственники, то нужно подтверждение того, что невозможно проживать с ними совместно на одной территории по тем или иным причинам;
    • паспорт заявителя;
    • справка о составе семьи;
    • справка, подтверждающая, что гражданин действительно обладает официальным статусом сироты;
    • если имеется супруга, то подготавливается свидетельство о браке;
    • при наличии детей передаются копии их свидетельств о рождении;
    • правильно составленное заявление в администрацию, на основании которого осуществляется постановка в очередь на получение жилого помещения.

    Рассматривается документация в течение 30 дней с момента передачи. После этого становится сирота в очередь. На основании государственной поддержки выделяется квартира по договору соцнайма.

    Одновременно с получением жилья сирота может рассчитывать на освобождение от уплаты коммунальных услуг на 5 лет. Срок предоставления квартиры может значительно отличаться в разных городах. Обычно процедура занимает около года, но все зависит от состояния фонда жилья муниципалитета.

    Другие меры поддержки

    Льготы для детей-сирот, находящихся под опекой или в интернате, зависят не только от федерального законодательства, но и от решений местных властей. Поэтому дополнительно могут рассчитывать сироты на следующие виды помощи:

    • бесплатный проезд в городском транспорте;
    • для поездки на поезде предоставляется возможность раз в год купить билет бесплатно;
    • предлагается поддержка даже опекунам, получающим ежемесячное пособие, предназначенное для ухода и воспитания ребенка, причем оно может немного отличаться в разных регионах;
    • в Москве опекунам предлагается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., а ежемесячно за одного ребенка выплачивается 10 тыс. руб.;
    • конкретная сумма зависит от региона проживания опекуна;
    • в некоторых городах предоставляются определенные преимущества при устройстве ребенка в детский сад;
    • обучение в разных музыкальных или спортивных школах осуществляется на бесплатной основе;
    • при посещении ребенком разных зоопарков, музеев или иных событий и мероприятий не требуется оплачивать билет.

    Такие многочисленные льготы и меры поддержки действительно позволяют значительно упростить жизнь сирот.

    Правила оформления

    Многочисленные льготы предоставляются только в заявительном порядке, поэтому опекуны или сами сироты должны заниматься их оформлением.

    Для получения поддержки можно обращаться в органы соцзащиты, ПФ или МФЦ. При этом важно грамотно составлять заявления и подготавливать другие документы, подтверждающие наличие у заявителя необходимого статуса. Пособия и пенсии начинают перечислять только спустя 30 дней после подачи документации.

    При покупке проездных билетов необходимо предъявлять справку, подтверждающую статус сироты.

    Заключение

    Дети-сироты относятся к уязвимой категории населения, поэтому им назначаются многочисленные меры поддержки. Они предлагаются в разных сферах деятельности, поэтому дети могут рассчитывать на бесплатное образование и медицину, безвозмездное питание в образовательных учреждениях и на получение пенсии.

    Для оформления разных льгот необходимо опекунам или непосредственным сиротам обращаться в разные государственные учреждения с заявлениями и другими документами.

    .
    Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

    • их смерти;
    • лишения родительских прав;
    • отказа от ребенка после его рождения;
    • признания пропавшими без вести;
    • признания недееспособными;
    • отбывания наказания в местах лишения свободы.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

    Законы о социальных гарантиях сиротам

    Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

    1. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.

    На основании этих документов сироты могут получать пенсию, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

    Список гарантий во каждом регионе может отличаться . Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

    Помощь и социальная защита данной категории граждан

    Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

    Льготы

    В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

    После этого выплаты и преференции перестают действовать . На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

    • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
    • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
    • получение второго средне-специального или высшего образования;
    • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
    • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
    • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
    • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
    • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
    • оказание медицинской помощи бесплатно;
    • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
    • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

    Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

    Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

    Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка . к ним относятся:

    Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

    ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

    Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

    При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

    Пособия

    Закон предусматривает предоставление нескольких , а именно:


    В зависимости от региона , деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

    Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

    Пенсии

    Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

    Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

    ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

    При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

    В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

    Предоставление жилья

    Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется . Возможны разные варианты.

    Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

    Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

    Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

    На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру :

    1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
    2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

    За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

    Прочие меры социальной поддержки

    Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

    Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

    Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

    Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

    Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

    Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

    Кто относится к данной категории

    Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

    Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

    Закон делит их на две возрастные категории :

    Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

    Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

    Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

    Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

    Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

    Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :

    • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
    • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

    Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

    Законодательное регулирование

    Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

    Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

    Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

    Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

    Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

    Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

    Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

    Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

    Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

    Перечень мер помощи и компенсаций

    Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

    1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
    2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
    3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
    4. Гарантии, которые дают право на труд.
    5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

    Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

    В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:

    • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
    • повышенная , что больше обычной на 30-50%;
    • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
    • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
    • предоставление бесплатного места в общежитии;
    • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

    Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

    Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

    К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

    После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

    Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:

    • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
    • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
    • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

    Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

    Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

    Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

    О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

    Предусмотренная Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту параграфа – Закон) система социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивает достаточно высокий уровень социальной защищенности для этой категории детей.

    Из смысла ст. 1 Закона следует, что предусмотренные социальные гарантии распространяются на детей, переданных в замещающую семью (под опеку, попечительство, в приемную семью, патронатную семью), а также находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не распространяются на детей, переданных на усыновление. В соответствии со ст. 19 СК РФ усыновленные дети лишаются статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя:

    1) дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);

    2) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);

    3) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);

    4) дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона).

    1. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Согласно ст. 6 Закона дети, оставшиеся без родительского попечения зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование; зачисляются в государственные и муниципальные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; получают стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендий, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении; получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Полное государственное обеспечение предусматривает предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (ст. 1 Закона).

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ (и. 10 ст. 6 Закона).

    В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей, утративших попечение родителей, действует норма и. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, в соответствии с которым решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.

    Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на его имя в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8.ст. 6 Закона).

    Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения ими совершеннолетия. Значительной льготой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при успешной сдаче вступительных испытаний в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Они включают в себя предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона).

    Весьма значимым законодательным решением является предоставление права полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, достигшим возраста 23 лет до окончания обучения (п. 3 ст. 6 Закона).

    При предоставлении обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется полное государственное обеспечение на весь период отпуска; им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение обязано содействовать организации их лечения (п. 9 ст. 6 Закона).

    2.Среди конституционных прав и свобод человека особое место занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). В соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан семьям, имеющим детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется социальная поддержка в области охраны здоровья.

    В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 811, подчеркивается, что диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

    Статья 7 Закона закрепляет право таких детей пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, гарантирует оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебнопрофилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

    3. О дополнительных гарантиях, касающихся прав на имущество и жилое помещение, см. подробнее в гл. 5 настоящего учебного пособия.

    4. О дополнительных гарантиях, касающихся права на труд, см. подробнее в гл. 8 настоящего учебного пособия.

    Таким образом, анализ законодательства о правовом положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения позволяет сделать вывод, что при всем многообразии форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нужно учитывать положительные стороны и недостатки каждой из них применительно к конкретной ситуации, уровень социальной и правовой защищенности при передаче ребенка в замещающую семью и учреждение, а также все открывающиеся для него возможности и неблагоприятные последствия.

    Вопросы для самоконтроля

    1. В чем особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

    2. Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей вы знаете? Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

    3. Каковы виды замещающих семей? В чем особенности и преимущества каждой из них?

    4. Каковы права детей, находящихся в замещающих семьях, и особенности их реализации?

    5. В чем особенность правового статуса детей, находящихся под опекой и попечительством?

    6. Какие виды специализированных учреждений для детей-сирот вы знаете и в чем отличие их правового положения?

    7. Как реализуется право организаций, под надзор которых помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, на временную передачу таких детей в семьи граждан?

    8. Какова оценка положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях и специализированных учреждениях, с точки зрения их социальной и правовой защищенности?

    9. Каковы дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере образования, охраны здоровья, занятости и обеспечения жильем?

    10. Каковы общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК РФ и другими нормативными актами?