Войти
Образовательный портал. Образование
  • Колики у новорожденных, лечение в домашних условиях Народные средства против коликов у новорожденных
  • Так делать или нет прививку от гриппа?
  • Оформление спортивного уголка в доу своими руками
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • 171 федеральный закон алкоголь. Законодательная база российской федерации. Об употреблении напитков

    171 федеральный закон алкоголь. Законодательная база российской федерации. Об употреблении напитков

    Не действует Редакция от 01.01.1970

    Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
    Вид документа закон
    Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
    Номер документа 171-ФЗ
    Дата принятия 29.11.1995
    Дата редакции 01.01.1970
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус не действует
    Публикация
    • В данном виде документ опубликован не был.
    • (в ред. от 22.11.95 - "Российская газета", N 231, 29.11.95;
    • "Собрание законодательства РФ", 27.11.95, N 48, ст. 4553)
    Навигатор Примечания

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

    Правомерность действий органа, выдающего лицензии на производство и оборот этилового спирта, может быть рассмотрена независимой экспертной комиссией, формируемой соответствующим органом местного самоуправления с участием представителей организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта, на основании обращения заявителя.

    Заключение независимой экспертной комиссии обязательно учитывается органом, выдающим лицензии.

    Положение о независимой лицензионной экспертизе по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждается Правительством Российской Федерации.

    Действия органа, выдающего лицензии на производство и оборот этилового спирта, обжалуются в арбитражный суд.

    Поставки и реализация этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд исключительно унитарными предприятиями, а также организациями иных форм собственности, в которых контрольный пакет акций (не менее пятидесяти одного процента акций) принадлежит государству или органам местного самоуправления и которые имеют оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества.

    Перечень указанных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

    Сдача в аренду имущества унитарных предприятий, которые осуществляют деятельность по поставкам и реализации этилового спирта, а также уменьшение доли акций государства в организациях иных форм собственности, осуществляющих указанную деятельность, не допускаются.

    Реализация этилового спирта для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации разрешается организациям с годовой мощностью в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в пределах квот, выделенных данному субъекту Российской Федерации, и при наличии сертификатов соответствия продукции, выдаваемых лабораториями органов санитарно-эпидемиологического надзора или другими лабораториями, аттестованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

    Закупка этилового спирта разрешается только юридическому лицу, имеющему квоту на его получение и лицензию (разрешение) на изготовление продукции с использованием этилового спирта.

    Правительство Российской Федерации определяет порядок регулирования отпускных цен на этиловый спирт путем установления квот на закупку этилового спирта и ставок акцизного сбора на алкогольную продукцию.

    Импорт этилового спирта осуществляется по квотам непосредственно для государственных нужд в объемах, недостающих для покрытия потребностей внутреннего рынка Российской Федерации.

    Квоты на экспорт, импорт и закупку этилового спирта определяются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, исходя из баланса производства и потребления этилового спирта с учетом потребностей субъектов Российской Федерации. При этом общий объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года.

    Глава III. Основные правила производства и оборота алкогольной продукции

    Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции включает в себя:

    лицензирование деятельности по производству и обороту алкогольной продукции;

    сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства;

    установление акцизов на алкогольную продукцию всех видов;

    контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции;

    установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области производства и оборота алкогольной продукции.

    Порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Производство и оборот алкогольной продукции осуществляются организациями, которые имеют удовлетворяющие установленным санитарно-гигиеническим нормам и правилам условия для указанной деятельности при наличии соответствующих лицензий.

    Для производства алкогольной продукции разрешается применение этилового спирта, произведенного только из пищевого сырья.

    Создание организаций с иностранными инвестициями в целях импорта, розлива и реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более двенадцати процентов от объема единицы алкогольной продукции не допускается.

    Реализуемая в розничной сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, о коде изготовителя, о знаке соответствия, о наименованиях государственных стандартов, обязательным требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, о составе, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противопоказаниях к применению.

    Порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции устанавливается в соответствии с положениями статей 6 и 7 настоящего Федерального закона.

    Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации.

    Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.

    Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Доля импортируемой алкогольной продукции в годовом объеме алкогольной продукции, реализуемой на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, не должна превышать двадцати процентов. При этом доля натуральных вин и иных алкогольных напитков с объемным содержанием этилового спирта не более двадцати процентов должна составлять не менее восьмидесяти процентов от годового объема импортируемой алкогольной продукции.

    Качество импортируемой алкогольной продукции должно быть не ниже качества, предусмотренного государственными стандартами и техническими условиями на аналогичную отечественную алкогольную продукцию.

    Организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, обязаны предоставлять декларацию об объеме произведенной, экспортируемой, импортируемой, нереализованной и недоиспользованной алкогольной продукции, в том числе алкогольной продукции, полученной в результате переработки отходов от ее производства, в соответствующие государственные органы по состоянию на первое января очередного года.

    Порядок предоставления декларации устанавливает Правительство Российской Федерации.

    Реализация отечественной и импортируемой алкогольной продукции осуществляется организациями оптом и в розницу, индивидуальными предпринимателями в розницу при наличии лицензий, выдаваемых на основании решений соответствующих органов местного самоуправления.

    Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять реализацию алкогольной продукции исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.

    При этом не допускается оптовая и розничная реализация алкогольной продукции:

    в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

    с объемным содержанием этилового спирта более двенадцати процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, павильонах и в других не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях;

    лицам, не достигшим возраста 18 лет;

    без сертификата соответствия.

    Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом требований соответствующих служб.

    Розничная реализация питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

    Иные условия или ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции на определенной территории могут устанавливаться органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления исключительно в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм

    Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции включает в себя контроль за выдачей лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, сертификацию оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, контроль за соблюдением установленных стандартов на алкогольную продукцию и сырье для ее производства, контроль за качеством и объемами производства этилового спирта и алкогольной продукции, а также контроль за экспортом, импортом и закупкой этилового спирта и алкогольной продукции.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, ведающие вопросами производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, вправе направлять часть штрафов, взимаемых за нарушения норм и правил производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на финансирование и поддержку организаций, осуществляющих контроль за качеством и объемами реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и их общественными организациями (объединениями).

    Государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать гражданам и их общественным организациям (объединениям) в проведении соответствующих проверок по фактам нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителя о принятом по представленным материалам решении.

    В области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции запрещаются:

    использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для приготовления алкогольной продукции;

    розничная реализация этилового спирта;

    реализация этилового спирта организациям, не имеющим квот на его закупку, или его реализация сверх указанных квот;

    производство и оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий;

    реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия или без марок акцизного сбора;

    реализация забракованной алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;

    поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации;

    искажение и (или) непредоставление в установленные сроки декларации о производстве и об обороте алкогольной продукции.

    Должностные лица организаций и граждане, осуществляющие производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с нарушением требований настоящего Федерального закона, могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    Москва, Кремль.

    На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    Законодательство Российской Федерации

    Сборник основных федеральных законов РФ

    Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА
    И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
    ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)
    АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

    Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
    Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

    Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона и ответственность за его нарушение

    Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» N 171-ФЗ (действующая редакция 2019)

    Российское законодательство 2019
    Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
    Последнее обновление: 21.05.2019

    использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

    Использование основного технологического оборудования (за исключением оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и оборудования, имеющегося у организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8

    Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, а также фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования);

    Поставка, перевозка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции без уведомления;

    Отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта);

    Использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 настоящего Федерального закона;

    Нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ;

    Неуплата лицензиатом по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    Наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза;

    Выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

    Указанная в абзаце тринадцатом настоящего пункта информация представляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа.

    Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с непредставлением в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

    Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

    Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.

    В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

    2. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации лицензиата или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления лицензиата.

    Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При наличии указанного в абзаце втором пункта 5 настоящей статьи настоящего Федерального закона временного разрешения снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется после завершения полного цикла производства дистиллятов или завершения выдержки винодельческой продукции.

    3. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

    Абзацы второй - тридцать первый утратили силу. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 433-ФЗ.

    В срок не более чем 14 дней со дня вступления в законную силу принятого судом или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии лицензирующий орган осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    3.1. Основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является:

    1) обнаружение недостоверных данных в документах, представленных лицензиатом для получения такой лицензии;

    2) поставка этилового спирта (в том числе денатурата) организации, не имеющей соответствующей лицензии, или без уведомления;

    3) оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками;

    4) поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции лицу, не имеющему предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий;

    5) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;

    6) повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

    7) производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам;

    8) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для лиц, не имеющих соответствующих лицензий;

    9) повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

    10) непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование лицензиата на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;

    11) эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом;

    12) производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более установленного максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции в соответствии с абзацем семнадцатым статьи 5 настоящего Федерального закона;

    13) производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

    14) поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным настоящим Федеральным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

    15) заключение договора перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) или нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции с организацией, не имеющей соответствующей лицензии;

    16) ненаправление в лицензирующий орган уведомления о возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    17) неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

    18) производство крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем вина, игристого вина (шампанского) из приобретенных у других лиц винограда, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    19) нарушение установленных абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона требований к объему реализации вина и (или) игристого вина (шампанского), произведенных крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем из собственного винограда, выращенного и переработанного ими на территории Российской Федерации;

    20) производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка, коллекционного вина, коллекционного ликерного вина, коллекционного игристого вина (шампанского) с нарушением требований, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 настоящего Федерального закона;

    21) розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    3.2. Основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является:

    1) поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) этилового спирта по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 6 статьи 9 настоящего Федерального закона;

    2) поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона;

    3) нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 , абзацем первым пункта 9 статьи 16 настоящего Федерального закона;

    4) передача федеральных специальных марок и акцизных марок другому лицу;

    5) использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в законную силу решения суда о неправомерном их использовании;

    6) перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом без передачи данных о перемещении такого автомобильного транспорта по территории Российской Федерации, в том числе данных о его текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.

    3.3. Аннулирование лицензии по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    4. Решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме и (или) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

    5. В течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

    На основании заявления лицензиата, осуществляющего полный цикл производства дистиллятов и (или) осуществляющего хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой, в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции лицензирующий орган в срок не более чем 30 дней со дня получения заявления выдает временное разрешение по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Выданное в указанном случае временное разрешение предоставляет право на завершение полного цикла производства дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции.

    В данном временном разрешении указываются объем дистиллятов, полный цикл производства которых осуществляется, и (или) винодельческой продукции, находящейся на выдержке, и срок, в течение которого полный цикл производства дистиллятов или выдержка винодельческой продукции должны быть завершены, а продукция должна быть поставлена с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

    На основании временного разрешения в государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вносится информация об ограниченном действии лицензии, предусматривающем право на завершение полного цикла производства дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставки указанных дистиллятов и (или) винодельческой продукции в течение срока действия временного разрешения.

    Завершение начатого в период действия лицензии полного цикла производства дистиллятов и (или) выдержки винодельческой продукции, хранение и поставки произведенных дистиллятов или винодельческой продукции осуществляются под контролем лицензирующего органа.


    Судебная практика по статье 20 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ

      Определение от 15 мая 2019 г. по делу № А40-179469/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      Результате проведенных проверочных мероприятий департаментом установлен факт несоблюдения обществом правил учета оборота алкогольной продукции, выразившегося в том, что общество в нарушение требований пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – ...

    Производство и распространение алкогольной продукции зачастую осуществляется с корыстными целями и влечёт безнравственные и порой негуманные последствия. Для защиты здоровья населения и поддержания культурных ценностей оборот и употребление алкогольных изделий ограничивается настоящим Федеральным законом.

    Суть 171 ФЗ

    Федеральный закон № 171 регламентирует законные основания для производства этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих изделий, а также установление ограничений на употребление алкогольной продукции в Российской Федерации.

    Настоящее законодательство осуществляет контроль производства и оборота спиртосодержащих и алкогольных изделий на государственном уровне в целях защиты нравственности населения, здоровья, законных прав и интересов как граждан, так и государства в целом. Это достигается путём обеспечения безопасности данных изделий и удовлетворения нужд потребителей в них, а также контролируя соблюдение настоящего законодательства в области производства, распространения и распития алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Последние изменения в ФЗ о торговле

    Положения ФЗ-171 распространяются на следующие лица и сферы деятельности:

    • физические лица, изготавливающие продукцию, содержащую этиловый спирт, не для сбыта;
    • обращение спиртосодержащих лекарств, зарегистрированных федеральными органами и включённых в государственный реестр лекарств. Исключением из этого положения является использование этанола в личных целях;
    • деятельность аптек, которые изготавливают и отпускают лекарственные препараты, содержащие этиловый спирт;
    • оборот непищевой продукции, содержащей спирт и расфасованной в металлические аэрозольные упаковки, объёмом не более 450 миллилитров;
    • экспорт и импорт в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих изделий, которые предназначаются для официальных дипломатических организаций, консульских представительств и межправительственных учреждений иностранных государств;
    • ввоз и вывоз из РФ спиртосодержащих продуктов для участия в выставках и сертификации, в количестве не более 5 единиц потребительской тары каждого наименования;
    • оборот зарегистрированных медицинских препаратов, содержащих спирт, а также организации, которые занимаются их производством и распространением, кроме этанола в жидком виде.

    Правительство РФ имеет право устанавливать перечень парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и средств личной гигиены, исходя из их стоимости и объёма тары, если на эти изделия не распространяется настоящий Федеральный закон.

    ФЗ-171 был принят Государственной думой в третьем чтении 19 июля 1995 года и одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Федеральный закон был подписан президентом и вступил в силу 22 ноября 1995 года. С тех пор он был неоднократно был правлен и дополнен. Последние изменения в текущем законодательстве были внесены 29.07.2017 Федеральным законом № 278-ФЗ.

    Последние изменения

    Статья 2 , определяющая основные понятия, которые используются в текущем законодательстве, была изменена в последний раз постановлением № 278-ФЗ от 29.07.2017. Редакция затронула пункты 3.1 и 3.2.

    • Пункт 3.1 даёт определение термину “спиртосодержащие лекарственные препараты”, под которым понимаются лекарственные средства в жидкой форме, содержащие этиловый спирт, для применения в медицинской и ветеринарной сферах. Данные лекарства определены Федеральным законом № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”.
    • Пункт 3.2 определяет термин “спиртосодержащие медицинские изделия”, под которым подразумеваются медицинские препараты в жидкой форме, которые содержат этанол или этиловый спирт.

    Статья 12 , предусматривающая порядок маркировки и налогообложения алкогольной продукции, была изменена 29.07.2017 Федеральным законом № 278-ФЗ. Изменения коснулись следующих положений:

    • Часть 2.1 , устанавливающая список документов, необходимых для представления в государственный или таможенный орган при приобретении акцизных марок. Редакция затронула третий абзац , описывающий особенности получения справки от налогового органа об отсутствии у организации каких-либо задолженностей. Если данная справка не была предоставлена организацией, покупающей акцизные марки, необходимую информацию представляет федеральное ведомство, отвечающее за контроль и надзор за законодательством о соблюдении налоговых сборов. Другими документами, необходимыми для получения права на федеральные марки, являются:
      • заявление о выдаче марок с описанием конкретного алкогольного изделия;
      • отчёт об эксплуатации ранее полученных марок;
      • копия лицензии на осуществление оборота алкогольной продукции. Если данный документ не предоставляется организацией, то лицензирующее ведомство предоставляет по запросу таможенному органу необходимую информацию о лицензии;
      • копия соглашения о поставке алкогольных изделий;
      • подтверждение права пользования товарным знаком для алкогольных изделий;
      • обязательство использовать получаемые марки по назначению;
      • расчёт необходимости в акцизных марках;

    Все документы оформляются в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации. Также при выдаче марок не допускается истребование у организации других документов, кроме перечисленных.

    • Часть 2.3, предусматривающая перечень документов, необходимых при приобретении специальных федеральных марок сельскохозяйственными организациями и производителями товаров, была изменена в третьем абзаце , предусматривающем получение справки об отсутствии налоговых задолженностей. Заявитель обязан предоставить справку из налогового органа, подтверждающую отсутствие долгов за налоговые сборы, страховые взносы, пени и штрафы. Если организация не предоставляет указанный документ, тогда по межведомственному запросу лицензирующий орган предоставляет необходимую информацию. Другими документами, которые следует предоставить в орган, выдающий федеральные марки, являются:
      • заявление на выдачу марок, с указаниями винодельческой продукции, объёма маркируемых изделий, маркируемой тары, и необходимое количества марок;
      • отчёт о ранее выданных марках;
      • обязательство об использовании марок по назначению;
      • расчёт требуемых федеральных марок;

    Заявитель предоставляет только перечисленные документы, оформленные согласно требованиям Правительства Российской Федерации.

    • Часть 2.4 , предусматривающая условия выдачи специальных федеральных и акцизных марок заявителям, которые обладают лицензией на соответствующий вид деятельности, была изменена в третьем абзаце . Он обязывает выдавать марки только лицам, которые не имеют задолженностей по уплате налоговых сборов, пеней, страховых взносов и штрафов;
    • Часть 7 текущей статьи, устанавливающая основания для отказа в выдаче марок, была изменена в пункте 4 . Акцизные марки не выдают, если у заявителя обнаруживается несоответствие между полученными марками и отгруженной спиртосодержащей продукцией, и данный факт подтверждается выездной налоговой комиссией. Новые марки будут выданы только после уплаты налогоплательщиком всех необходимых налогов в бюджет Российской Федерации.
    • Часть 8 предписывает отправлять сведения о налоговых задолженностях заявителя на получение акцизных марок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который выполняет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налоговых сборах. Отправка сведений осуществляется посредством межведомственного запроса от органа, выдающего лицензии.

    Статья 16 , предусматривающая требования к розничной продаже алкогольной продукции и её распитию, была полностью отредактирована федеральным постановлением № 278-ФЗ от 29.07.2017.

    1. Розничная продажа алкогольных изделий, а также их продажа в составе услуг общественного питания производится только организациями . Исключение составляет розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина и шампанского, произведёнными крестьянами и фермерскими хозяйствами, не являющимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые признаются сельскохозяйственными производителями.
      Продавать пиво, медовуху, сидр, пуаре и пивные напитки при оказании услуг общественного питания могут и организации, и индивидуальные предприниматели. Крестьяне и фермерские хозяйства, которые не являются юридическими лицами, а также ИП, являющиеся производителями сельскохозяйственных товаров, вправе осуществлять розничную торговлю только вина и шампанского, произведённого ими.
    2. Запрещается осуществлять розничную торговлю алкогольных напитков в следующих местах:
      1. В зданиях, строениях и помещениях нижеперечисленных владельцев:
        • образовательных организаций;
        • индивидуальных предпринимателей и организаций, которые занимаются образовательной и обучающей деятельностью;
        • индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их правовой формы организации, которые занимаются медицинской деятельностью на основе полученной лицензии;
        • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере культуры;
      2. На территории спортивных сооружений;
      3. На оптовых и розничных рынках;
      4. В общественном транспорте, а также на его остановках и автозаправках;
      5. На территории военных и исследовательских объектов;
      6. На вокзалах и в аэропортах;
      7. На территории объектов, представляющих источники повышенной опасности;
      8. В области большого скопления граждан во время публичных мероприятий, которые организуются согласно ФЗ-54 “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”;
      9. В передвижных торговых объектах, кроме случаев, предусмотренных законом.
      10. На территории, прилегающей к следующим объектам:
        • зданиям, строениям и сооружениям образовательных организаций или находящихся в их
        • пользовании, кроме организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования;
        • к зданиям и сооружениям организаций, которые осуществляют обучение несовершеннолетних;
        • к зданиям и сооружениям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц любой формы правовой организации, которые занимаются медицинской деятельностью на основе лицензии;
        • к спортивным сооружениям;
        • объектам и местам, указанным в подпунктах 5-7 настоящего пункта.
      11. Также запрещено продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним лицам. Если у продавца возникают сомнения относительно достижения совершеннолетнего возраста покупателя, он имеет право потребовать документы для установления возраста покупателя.
      12. Не допускается осуществлять продажу алкогольных изделий без наличия соответствующей лицензии и сопроводительных документов.
      13. Запрещается отпускать алкогольную и спиртосодержащую продукцию без предоставления покупателю документа со штрихкодом, в котором отображён факт о розничной торговле алкоголем.
      14. Недопустимо осуществлять торговлю алкогольными изделиями дистанционным способом.
        Запрещено продавать спиртосодержащую продукцию в таре, изготовленной из полимерных материалов (полиэтилен, полистирол, полиэтилентерефталат) объёмом более 1.5 литров.
    3. Запрет на распространение алкогольной продукции в следующих местах :
      • на оптовых и розничных рынках (п.3 ч.2 текущей статьи) — не действует на розничную торговлю вином и шампанским сельскохозяйственными производителями на сельскохозяйственных рынках;
      • на вокзалах, в аэропортах и нестационарных торговых точках (п. 6 и 9 ч.2 текущей статьи) — недействителен при розничной продаже алкогольных изделий в магазинах беспошлинной торговли.
    4. Продажа алкогольных изделий в розницу при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания , у которых есть соответствующий для этого зал обслуживания клиентов (ресторан, бар, кафе, буфет), вагонах-ресторанах и водных судах. Отпуск алкоголя осуществляется только при вскрытии упаковки ответственным, за продажу спиртосодержащих напитков, лицом. Продавать алкогольную продукцию в розницу при осуществлении услуг общественного питания во время выездного обслуживания можно только при наличии соответствующего места для обслуживания и необходимой лицензии. Данные ограничения не распространяются на продажу алкогольных продуктов через мини-бары в гостиничных номерах.
    5. В объектах общественного питания, вагонах-ресторанах, водных и воздушных судах запрещается распространение алкоголя в розницу, кроме следующих исключений:
      • розничная продажа алкогольных изделий, осуществляемая организациями, при условии, что продукция располагается на борту водных и воздушных судов в качестве припасов, в соответствии с правами ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле;
      • продажа алкогольных продуктов в розницу, если это связано с услугами общественного питания;
      • розничная продажа алкогольных изделий на борту воздушного судна допустима только по месту оказания услуг общественного питания;

    Организации, которые занимаются перевозкой людей на воздушном транспорте, имеют право продавать алкогольную продукцию в розницу при оказании услуг общественного питания только от имени или по поручению организаций, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности, и данная продукция находится на борту судна в качестве припасов согласно правам ЕАЭС и таможенного законодательства Российской Федерации.

    Организации, перевозящие людей на воздушных судах, имеют право осуществлять розничную продажу алкогольных продуктов в составе услуг общественного питания только по поручению или от имени организации, имеющей соответствующую лицензию, а также по договору между этими организациями.

    Запрет на распространение алкогольных изделий в розницу при общественном питании не распространяется на следующие места, указанные в текущей статье:

    • в абзаце 5 пункта 1 части 2 — в концертных и театральных залах, парках при распространении пива, сидра, пуаре и медовухи организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания;
    • в пунктах 3 и 9 части 2 — на оптовых и розничных рынках, а также нестационарных торговых точках при продаже организациями и ИП алкогольной продукции, содержащей менее 16.5 процентов этилового спирта в готовом изделии, при оказании услуг общественного питания;
    • в пункте 4 части 2 — в общественном транспорте при отпуске организациями алкогольных продуктов, а также пивных напитков индивидуальными предпринимателями во время оказания услуг общественного питания на общественном транспорте междугородного и международного сообщения, а также частных транспортных средствах;
    • в пункте 6 части 2 — в аэропортах и на вокзалах при осуществлении услуг общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями с соответствующей лецензией;
    • в пятом абзаце пункта 10 части 2 — на территориях прилегающих к спортивным объектам при продаже организациями алкогольных продуктов и индивидуальными предпринимателями пивных напитков, во время оказания услуг общественного питания, кроме времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

    Распитие алкогольных напитков не допускается в местах, указанных в пунктах 1-9 части 2 настоящей статьи, во всех общественных местах, включая дворы, подъезды, лестницы и лестничные площадки, детские площадки и рекреационные зоны (парки, пляжи, леса и прочие места для отдыха, туризма и занятий физической культурой), кроме распития алкогольных напитков, приобретённых у лицензированных организаций и ИП в местах предоставления ими услуг общественного питания, а также употребление алкоголя несовершеннолетними лицами. Употребление алкогольных изделий, приобретённых в местах общественного питания, разрешается только на территории этого места.

    Границы примыкающих территорий и объектов, указанных в п. 10 ч. 2 текущей статьи, устанавливаются в результате обсуждения местных, муниципальных и региональных органов самоуправления, в соответствии с постановлениями Правительства РФ. О принятом решении уведомляются все производители алкогольных изделий, а также организации и предприниматели, занимающиеся их реализацией, в том числе розничной торговлей в местах общественного питания.

    Розничная продажа алкогольной продукции запрещена в период с 23 до 8 часов по местному времени. Исключение составляет продажа алкогольных изделий, а также пивных напитков, при оказании услуг общественного питания на территории водного и воздушного транспорта, если данная продукция размещена на борту в качестве припасов, со всеми необходимыми для этого документами, и в магазинах беспошлинной торговли. Государственные органы имеют право устанавливать дополнительные ограничения на розничную продажу алкоголя, кроме вышеуказанного исключения.

    Организации, предприниматели и производители, занимающиеся розничной торговлей алкогольных напитков, обязаны иметь в собственности или во владении или аренде специализированное, под хранение спиртосодержащей продукции складское, помещение.

    В случае, если стационарный торговый объект организации, продающей в розницу алкогольные напитки в составе оказания услуг общественного питания, перестал соответствовать необходимым требованиям к хранению и розничной продаже алкоголя, то такие организации вправе продолжать свою деятельность на данном объекте.

    Статья 18 , устанавливающая какие виды деятельности подлежат лицензированию, была изменена в последний раз 29.07.2017 приказом № 278-ФЗ. Редакции подверглись следующие части:

    • Часть 1 , предусматривающая исключения из видов деятельности, связанных с оборотом и производством алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые подлежат обязательному лицензированию, была изменена в первом и шестом абзацах.
      • Первый абзац предусматривает отсутствие лицензирования производства фармацевтического этанола, а также спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских препаратов. Сюда же относится производство пива и пивных напитков;
      • Шестой абзац освобождает от необходимости получать отдельную лицензию на розничную продажу алкогольных изделий на борту воздушных судов, если она производится от имени или по поручению организации, имеющей соответствующую лицензию, а также продукция находится на борту воздушного транспорта в качестве припасов с соответствующей документацией и отпускается в составе услуг общественного питания.
    • Часть 4 , устанавливающая необходимость получения отдельных лицензий при закупках, хранении и продаже пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции, была изменена в двух последних абзацах:
      • Лицензия на изготовление, хранение, поставку и продажу в розницу винодельческих продуктов, которые были произведены сельскохозяйственными производителями, предполагает право на розничную продажу винной продукции, а также её продажу в составе услуг общественного питания.
      • Лицензия на продажу спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания в конкретном месте (водного судна или вагона-ресторана), предусматривает право организации, которая осуществляет розничную продажу алкогольных напитков, предоставлять данные услуги на всём пути следования указанного транспортного средства.

    Статья 19 , предусматривающая порядок выдачи лицензии, была изменена в последний раз Федеральным законом № 278-ФЗ от 29.07.2017 года. Исправления коснулись следующих положений:

    • Часть 1 , предписывающая список необходимых документов для получения лицензии на один из видов деятельности по производству этилена и спиртосодержащих изделий, кроме лицензий для фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей на производства, хранение и сбыт винодельческой продукции с защищённым местом производства, была изменена в пункте 14 . Он предусматривает необходимость предоставления копии документа о значении координат точек границ земельного участка, на котором заявитель осуществляет свою деятельность. Если данный документ не предоставляется, лицензирующий орган вправе получить необходимую информацию по межведомственному запросу.
    • Часть 3.2 , перечисляющая документы, необходимые для получения лицензии на продажу алкогольных продуктов в розницу (кроме фермерских хозяйств и ИП), была исправлена в пункте 1 . Данный пункт предусматривает необходимость предоставления документов, перечисленных в пунктах 1-4 части 1 текущей статьи, а именно:
      • заявление о выдаче лицензии;
      • копии учредительных документов;
      • копия документа о госрегистрации организации или юридического лица;
      • копия документа о пребывании организации на налоговом учёте;
      • копия документа об уплате госпошлины за лицензию.

    В заявлении о выдаче лицензии о продаже алкоголя в розницу на бортах водных судов в соответствии с документами ЕАЭС и таможенном законодательстве РФ вместо места нахождения объекта указываются регистрационные данные судна.

    • Часть 3.2-2 , о документах для получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками при оказании услуг общественного питания, была изменена в пункте 1 и 5 .
      • Необходимо предоставить документы, перечисленные в пунктах 1-4 с. 1 текущей статьи, и в заявлении о получении лицензии на продажу алкоголя в розницу в общественных транспортных средствах указать вместо местоположения объекта регистрационные данные вагона-ресторана, водного судна или другого транспортного средства.
      • Документ, который подтверждает права заявителя на владение, управление, пользование или аренду определённого транспортного средства, а также право оказывать услуги общественного питания в нём.
    • Часть 9 , предусматривающая основания для отказа в выдачи лицензии, была изменена в пунктах 4 и 7:
      • отклонение помещений заявителя для хранения и производства спиртосодержащей продукции от требований пожарной безопасности и экологических требований, если соответствующее заключение было получено от компетентного органа. Исключением является лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками при услугах общественного питания;
      • наличие на момент обращения у заявителя неоплаченных в срок административных штрафов за правонарушения в области оборота алкогольной продукции.
    • Часть 10 была исправлена в первом абзаце, предусматривающем, что при приобретении технического оборудования для производства этилового спирта и других алкогольных и спиртосодержащих продуктов лицензиат должен предоставить в лицензирующий орган документы данного оборудования, для подтверждения его сертификата и декларации соответствия, а также документы, обозначенные в пунктах 10, 11, 13 части 1 текущей статьи, для получения соответствующей лицензии. Если оборудование нуждается в государственной регистрации, вышеперечисленные документы предоставляются после госрегистрации.
    • Часть 12 , устанавливает, что если изменяется наименование лицензиата, местонахождение, заканчивается срок аренды помещений или происходят другие изменения указанной в лицензии информации, получение новой лицензии или переоформление старой происходит при подаче заявления лицензиата с приложенными документами, которые подтверждают произошедшие изменения или утрату старой лицензии. При этом выдаётся новый бланк лицензии, но сохраняется предыдущий срок её действия. Старый бланк лицензии необходимо вернуть, если он не утрачен.
    • Часть 17 предусматривает, что срок действия лицензии на изготовление и продажу алкоголя и спиртосодержащих продуктов устанавливается по просьбе заявителя, но не более 5 лет. Продлить срок действия разрешения на торговлю и производство алкогольных и спиртосодержащих изделий можно при условии отсутствия задолженностей по налоговым выплатам, что подтверждается соответствующим документом, прилагающимся к заявлению лицензиата о продления срока действия лицензии, который подаётся в лицензирующий орган.

    Статья 20 , регламентирующая порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии, а также её аннулирование, была изменена приказом № 278-ФЗ от 29.07.2017 в нижеперечисленных положениях:

    • Часть 1 предусматривает, что действие лицензии на изготовление и реализацию алкогольных и спиртосодержащих продуктов приостанавливается решением лицензирующего органа на основании информации, предоставленной мониторизирующими органами, и по инициативе самого органа, если случай находится в его компетенции. Изменения произошли в следующих абзацах:
      • абзац 11 был признан утратившим силу;
      • неуплата в предусмотренный срок административного штрафа за правонарушение в области производства и оборота алкогольной продукции;
      • действие лицензии приостанавливается на время, которое требуется для ликвидации найденных нарушений, но не более шести месяцев, кроме случаев приостановления лицензии из-за непредоставления в предписанный срок отчёта об устранении причин, послуживших поводом для её приостановки. Исключение составляют случаи, которые являются основанием для аннулирования лицензии, при этом лицензия аннулируется со дня вступления в силу соответствующего постановления уполномоченных органов;
      • если лицензиат не предоставит в требуемый срок заявление об исправлении нарушений, которые повлекли приостановление лицензии, лицензирующий орган вправе остановить действие разрешения до принятия решения о направлении заявления об аннулировании в суд.
    • Часть 3 , предусматривающая основания для приостановки лицензии на производство и реализацию алкогольной продукции в судебном порядке, была изменена в следующих положениях:
      • Продажа алкоголя в розницу в том же месте, что и розничная продажа спиртосодержащих изделий при оказании услуг общественного питания на основание одной и той же лицензии, если настоящий ФЗ не предусматривает иное;
      • Нарушение условий продажи алкоголя в розницу, установленных ч. 2 и первым абзацем части 9 статьи 16 настоящего законодательства;
      • Передача акцизных марок другому лицу;
      • Использование товарных знаков, промышленных изобретений, которые защищены патентами, после вступления в силу судебного постановления, запрещающего их эксплуатацию;
      • Перевозка этилового спирта (включая денатурат) и неупакованных алкогольных изделий с содержанием спирта более 25 процентов при помощи автомобиля без передачи необходимой информации о его перемещении и соответствующей декларации о перевозке продукции.
    • Часть 5 исправлена в следующих абзацах:
      • После аннулирования или приостановления лицензии, лицензиат вправе в течении двух месяцев хранить остатки этилового спирта и алкогольных изделий, вернуть их поставщику или продать другой организации, имеющей лицензию на покупку и реализацию соответствующей продукции, исключая случаи, когда данные изделия подлежат изъятию;
      • Временное разрешение позволяет завершить полный цикл производства дистилляторов или закончить выдержку винодельческих изделий, а также право хранить их и поставлять;
      • Во временном разрешении указывается объём дистилляторов, цикл производства которых требуется завершить, и винодельческих изделий, которые находятся на стадии выдержки, и время, требуемое для завершения данных процессов и их поставку в соответствии с требованиями законодательства.
      • В соответствии со временным разрешением в сводный государственный реестр ограниченных и аннулированных лицензий на изготовление и оборот алкогольных продуктов вводится текущая информация о праве завершения цикла производства дистиллятов и выдержки винодельческих изделий, а также право хранения и поставки указанной продукции в течении установленного временным разрешением срока.

    Статья 26 , определяющая ограничения в области производства и оборота этилена, а также алкогольных и спиртосодержащих изделий, была изменена в последний раз приказом № 278-ФЗ от 29.07.2017 года. Редактировались следующие части:

    • Часть 1 , перечисляющая запрещённые действия в сфере изготовления и оборота алкогольных продуктов, была исправлена в нижеперечисленных положениях:
      • Использование этилового спирта, изготовленного из непищевого сырья, а также фармацевтического этанола для производства алкогольных и спиртосодержащих пищевых продуктов;
      • Продажа спирта этилового и спиртосодержащих пищевых изделий в розницу, кроме продукции, которая включена в перечень пищевых товаров, а также той, что произведена без использования пищевого спирта, содержащая не более 0.5 процентов спирта и не относящаяся к алкогольным продуктам;
      • Соглашения купли-продажи алкогольных изделий с третьими лицами, если их не предусматривает текущее законодательство;
      • Поставка и продажа в розницу спиртосодержащей продукции, произведённой физическими лицами в домашних условиях, кроме предусмотренных, настоящим ФЗ, случаев;
      • Продажа алкогольных изделий в розницу по лицензии розничной продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания, если данную ситуацию не предусматривает настоящее законодательство;
      • Продажа алкогольных продуктов в розницу через торговые автоматы;
    • Часть 2.1 запрещает распространять информацию о продаже в розницу дистанционным способом этилового спирта, пищевых и непищевых алкогольных и спиртосодержащих продуктов, оборот которых ограничен или запрещён текущим Федеральным законом.

    Действующая редакция ФЗ 171

    Для детального ознакомления с положениями законодательства и последними его изменениями необходимо обратиться к актуальной редакции оригинального текста. Сказать ФЗ-171 об обороте алкогольной продукции с последними изменениями можно на нашем сайте по ссылке ниже.