Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • §43. Военные аспекты международного права. Урок-презентация "военные аспекты международного права"

    §43. Военные аспекты международного права. Урок-презентация

    Во время вооруженных конфликтов международное гуманитарное право защищает широкий круг людей и объектов. Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним защищают раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, не принимающих участия в военных действиях, военнопленных и других лиц, содержащихся под стражей, а также гражданских лиц и гражданские объекты.

    Женевские конвенции выросли из чувств, испытанных Анри Дюнаном во время битвы при Сольферино в 1859 году. Его ужаснуло полное отсутствие заботы о больных и раненых на поле боя, и вместе с четырьмя коллегами он организовал дипломатическую конференцию, на которой в 1864 году была принята первая Женевская конвенция.

    Принципы, установленные на этой конференции, оказали влияние на последующие договоры, тем самым создав международное гуманитарное право в нынешнем виде. В основе этих принципов лежало понятие лиц и объектов, пользующихся защитой (покровительствуемых лиц).

    Первая конвенция, в первую очередь, касалась положения больных и раненых на поле боя. Помогающие им медицинские службы следовало защищать от нападений и уважать как нейтральный персонал, оказывающий помощь больным и раненым без всякого неблагоприятного различия. Конвенция учредила эмблему красного креста, которую предстояло использовать для обозначения и защиты медицинского персонала от нападения. Государства обязались уважать эмблему и тех, кого она защищала.

    Эмблема также защищает медицинские объекты, например, санитарный транспорт или больничные здания, до тех пор, пока они не используются в военных целях.

    В период между двумя мировыми войнами под защиту конвенций также попали военнопленные. Их оберегали от бесчеловечного или унизительного обращения. Сейчас в МГП содержатся подробные нормы об обращении с военнопленными и другими лицами, содержащимися под стражей в связи с вооруженным конфликтом.

    Согласно Женевским конвенциям МККК был предоставлен уникальный мандат, на основании которого он получил доступ в места содержания под стражей для оценки положения лиц, лишенных свободы. МККК дает подробные конфиденциальные рекомендации властям, ответственным за содержание под стражей, и иногда помогает им улучшить условия содержания. Медицинские работники участвуют в посещении мест содержания под стражей, проводимых МККК на регулярной основе.

    Делегаты МККК посещают лиц, лишенных свободы, примерно в 70 странах; каждый год они посещают почти 500 тысяч человек.

    Расширенные Женевские конвенции 1949 г. распространили особую защиту на гражданских лиц, которые сильно пострадали во время Второй мировой войны, часто становясь жертвами предумышленных нападений. Защита гражданских лиц, особенно от последствий военных действий, была также усилена с принятием Дополнительных протоколов в 1977 г.

    Сторонам в конфликте запрещается нападать на гражданских лиц; они обязаны принимать все возможные меры предосторожности, чтобы избежать нападений, которые могут привести к потерям среди гражданского населения. Они также должны избегать оборонительных действий, подвергающих опасности гражданских лиц. Последних нельзя использовать в качестве живых щитов или принудительно перемещать. Запрещаются не оправданные необходимостью нападения на объекты, необходимые для их выживания, такие как земледельческие хозяйства, жилища, транспорт и медицинские учреждения.

    В МГП также упоминаются отдельные категории гражданских лиц, например, женщины, которые пользуются защитой от сексуального насилия, и дети, чьи особые потребности должны учитываться комбатантами.

    В некоторых ситуациях бывает трудно провести различие между мирными гражданскими лицами и теми, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Это одна из многих областей МГП, в которых МККК сотрудничает с экспертами, чтобы добиться большей ясности и, как следствие, более эффективного соблюдения правовых норм.

    МГП защищает беженцев, лиц, перемещенных внутри страны и пропавших без вести в связи с вооруженным конфликтом.

    Он также защищает гуманитарных работников, например, сотрудников МККК и отдельных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Эти организации также пользуются защитными эмблемами красного креста, красного полумесяца и красного кристалла, признанными в Женевских конвенциях.

    мттштшмтутжтшлмуммтжтжтмшлттмшт

    Мартыненко Е. Ш.

    ЛИЦА И ОБЪЕКТЫ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ОСОБОЙ ЗАЩИТОЙ Ш СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ГУМАНИТАРНЫМ ПРАВОМ

    В статье рассматриваются вопросы особой защиты в соответствии с международным гуманитарным правом отдельных лиц и объектов, обладающих признаками, свойствами и характеристиками, позволяющими им находиться под такой защитой в специфических условиях вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера.

    Ключевые слова: особая защита, медицинский персонал, медицинские объекты, духовный персонал, установки и сооружения, содержащие опасные силы, окружающая среда, культурные ценности.

    Martynenko E. V.

    PERSONS AND OBJECTS THAT ENJOY SPECIAL PROTECTION IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

    The article is devoted to the problems of special protection according to international humanitarian law of individuals and objects having attributes and characteristics that allow them to be under such Мартыненко Е. В. protection in specific situations of armed conflict, both international and non-international.

    Keywords: special protection, medical staff, health facilities, religious personnel, works and installations containing dangerous forces, the environment, cultural values.

    Насилие и угрозы - суровая реальность современных вооруженных конфликтов. Нападениям конфликтующих сторон подвергаются раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение, не принимающие участия в военных действиях, военнопленные и другие лица, содержащиеся под стражей, а также гражданские лица и гражданские объекты. Эти лица относятся к «покровительствуемым», то есть всем тем, кто во время военных действий находится под защитой договорного или обычного гуманитарного права.

    Современное международное гуманитарное право выделяет лиц и объекты, пользующиеся особой защитой. К ним относятся: медицинский персонал и медицинские объекты; духовный персонал и журналисты; установки и сооружения, содержащие опасные силы; культурные ценности. Предметом особой обеспокоенности международного гуманитарного права является практика применения конфликтующими сторонами средств и методов ведения военных действий, причиняющих обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде1.

    Под термином «медицинский персонал» современное международное гуманитарное право понимает медицинский персонал стороны, находящейся в конфликте, как военный, так и гражданский; медицинский персонал национальных обществ Красного Креста или Красного Полумесяца и других добровольных обществ помощи, должным образом признанных и уполномоченных правительством стороны, находящейся в конфликте, в том числе Международного Комитета Креста; медицинский персонал, предоставленный стороне, находящейся в конфликте, в гуманитарных целях нейтральным государством или другим государством, не участвующим в конфликте. Он, при любых обстоятельствах, должен пользоваться уважением и защитой.

    В соответствии со ст. 15 Первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. защита, предоставляемая военному медицинскому персоналу, распространяется на гражданский медицинский персонал. Он также должен при любых обстоятельствах пользоваться уважением и защитой. В случае нарушения работы гражданских медицинских служб в районе ведения военных действий им должна оказываться всяческая возможная помощь

    1 См.: Солнцев А. М. Современное международное право об окружающей среде и экологических правах человека. - М.: УРСС, 2013. - С. 96-121.

    для выполнения гуманитарных функций наилучшим образом, и они не могут принуждаться к выполнению задач, несовместимых с их гуманитарной миссией.

    В вооруженных конфликтах немеждународного характера защита медицинского персонала является дополнительной формой защиты раненых и больных, которая обеспечивает им получение медицинской помощи. Кроме того, согласно Статуту Международного уголовного суда, «умышленное нанесение ударов по.. .персоналу, использующему в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями», является военным преступлением во время немеждународных вооруженных конфликтов2.

    Защита медицинского персонала - это не личная привилегия его членов. Она вытекает исключительно из обязанности защищать больных и раненых, с которыми, при любых обстоятельствах, конфликтующие стороны должны обращаться гуманно.

    Нормы международного гуманитарного права закрепляют защиту медицинских формирований, как постоянных и стационарных, так и временных и подвижных, предназначенных исключительно для медицинских целей. Они должны пользоваться уважением и защитой и ни при каких обстоятельствах не подвергаться нападению. Действие ст. 19 Первой Женевской конвенции 1949 г. и ст. 18 Четвертой Женевской конвенции 1949 г., регламентирующих защиту медицинских формирований, было расширено в Первом Дополнительном протоколе 1977 г. за счет распространения защиты на гражданские медицинские формирования в дополнение к военным медицинским формированиям.

    Защита медицинских формирований в вооруженных конфликтах немеждународного характера основывается на требованиях ст. 3, общей для Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Норма, касающаяся того, что медицинские формирования всегда должны пользоваться уважением и защитой и не должны становиться объектом нападений, содержится во Втором Дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Защита, на которую имеют право медицинские формирования, прекращается лишь в том случае,

    2 Римский Статут Международного уголовного суда 1998 г. [Элек-

    тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/law/icc/ rome_statute 00.pdf, 22.01.2015 г.

    Евразийский юридический журнал

    если они совершают действия, наносящие ущерб неприятелю. Нормы международного гуманитарного права не дают определения понятия «действия, наносящие ущерб неприятелю», но к таким действиям может относиться использование медицинских формирований: для укрытия здоровых комбатантов; для хранения оружия или боеприпасов; в качестве военного наблюдательного пункта или прикрытия для военной опера-ции3.

    Понятие «духовный персонал» определяется в ст. 8 Первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны и «означает лиц, как военных, так и гражданских, как, например, священников, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций и приданы: вооруженным силам стороны, находящейся в конфликте; медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам стороны, находящейся в конфликте; медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам; организациям гражданской обороны стороны, находящейся в конфликте».

    Духовный персонал может быть придан вооруженным силам постоянно или временно. Он пользуется теми же привилегиями, что и постоянный медицинский персонал.

    Духовный персонал утрачивает право на защиту на тех же основаниях, что и медицинский персонал, то есть в том случае, если принимает участие в действиях, направленных против противника. Защита предоставляется лишь духовному персоналу, выполняющему духовные функции. Однако, как и в случае с медицинским персоналом, наличие у духовного персонала легкого личного оружия не лишает его права на защиту, если это оружие используется исключительно для самообороны или находящихся на его попечении раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.

    Международное гуманитарное право не содержит положений, касающихся законности деятельности журналистов во время войны. Задача, которую призвано решить международное гуманитарное право, имеет более ограниченный характер - смягчить последствия войны для людей. Иначе говоря, международное гуманитарное право защищает не деятельность журналистов, а людей, занимающихся этой деятельностью.

    В зоне вооруженного конфликта могут работать две категории журналистов:

    военные корреспонденты (ст. 4.А (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.).

    Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г. военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

    Являться представителями СМИ;

    Иметь аккредитацию в вооруженных силах;

    Сопровождать военные формирования;

    Не являться членами военных формирований.

    В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

    Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, - по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 Первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. о защите

    3 cm.: Jean S. Pictet (ed.) Commentary on the First Geneva Convention, ICRC. - Geneva, 1952. - P. 200-201.

    жертв войны отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

    Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) Первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

    Безопасность журналистов в районе ведения военных действий - предмет особой озабоченности ООН. Генеральная Ассамблея ООН постоянно призывает конфликтующие стороны принимать меры для обеспечения безопасности представителей сре

  • Правовые режимы вооруженных конфликтов и их международно-правовая характеристика: сущность, признаки, причины, условия

    ЛЕНШИН С.И. - 2008 г.

  • ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ УГОЛОВНЫМ СУДОМ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

    Право войны предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов.

    Относящиеся к вооруженным силам лица и объекты, которые пользуются особой защитой, должны продолжать выполнение своих задач независимо от проводимых или возможных военных операций. В число вышеназванных лиц входит:

    • а) военно-медицинский персонал;
    • б) военный духовный персонал.

    В гражданской сфере особая защита направлена:

    а) на обеспечение нормального функционирования:

    ѕ гражданской медицинской службы;

    ѕ духовного персонала гражданской медицинской службы и гражданской обороны;

    ѕ гражданской обороны.

    • б) на предотвращение нанесения любого ущерба объектам, имеющим культурную ценность, и местам отправления культа;
    • в) на предотвращение опасности для большого числа гражданских лиц:

    ѕ вследствие нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы;

    ѕ в демилитаризованных зонах.

    Список использованной литературы

    • 1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.
    • 2. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года.
    • 3. Кодекс поведения должностных лиц от 17 декабря 1979 года по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169Генеральной Ассамблеи ООН.
    • 4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
    • 5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. Вступила в силу: 26 июня 1987 года в соответствии со статьей 27 (1).
    • 6. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года.
    • 7. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27_ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 18, 27 июля 2006 г.)

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 октября. /ТАСС/. Россия в настоящий момент использует не все инструменты международного права, которые позволяют бороться с коррупцией. Такое мнение высказал глава Конституционного суда (КС) РФ Валерий Зорькин в интервью, опубликованном в "Российской газете" во вторник.

    "Несмотря на осознание и властью, и обществом масштабов и значения данной проблемы, в этой области использованы далеко не все имеющиеся правовые возможности, в том числе связанные с имплементацией международно-правовых актов", - заявил Зорькин.

    При этом он подчеркнул, что коррупция является одной из "сфер несправедливости", которые вызывают болезненную реакцию в обществе. "Напомню, что коррупция в переводе с латыни - это порча, разрушение, разложение. В данном случае речь идет о разложении институтов власти, что чревато разрушением той системы общественных отношений, на которую данная власть распространяется. Поэтому борьба с коррупцией - это жизненно важный для России вопрос, без решения которого невозможно достичь искомого общественного согласия и массового признания справедливости российского социального устройства", - подчеркнул Зорькин.

    Глава КС не уточнил, какие именно международные хартии и документы он имеет ввиду. В частности, в России на протяжении долгого времени идет дискуссия о применении на территории страны статьи 20 Конвенции ООН о борьбе коррупцией, касающейся борьбы с незаконным обогащением (то есть со значительным увеличением активов публичного должностного лица, превышающим его законные доходы, которое чиновник не может разумным образом обосновать). Ряд специалистов считает, что эта мера вступает в противоречие с презумпцией невиновности. Другие, напротив, уверены, что принципы презумпции невиновности в данном случае не нарушаются, зато эта мера может эффективно применяться для борьбы с нечистоплотными чиновниками.

    Принцип солидаризма

    Также Зорькин подчеркнул важность права как средства социальной интеграции. По его мнению, в России необходима новая правовая теория, которая позволила бы синтезировать защиту индивидуума и понятия социальной солидарности.

    "Нам нужна сейчас такая корректировка либерально- индивидуалистического подхода к правопониманию (доминирующего в сегодняшней мировой теории и практике), которая привнесла бы в само понятие права идеи солидаризма. То есть нужна правовая теория, синтезирующая в рамках понятия права идеи индивидуальной свободы и социальной солидарности. Такой подход к правопониманию в наибольшей степени соответствует ментальности российского народа, его правовому и нравственному сознанию", - сказал Зорькин.