Войти
Образовательный портал. Образование
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Как влияет температура на рн
  • Зависимость скорости ферментативной реакции от температуры, pH и времени инкубации Ph от температуры
  • Святые богоотцы иоаким и анна Иоаким и анна когда почитание
  • Храм святой великомученицы екатерины в риме
  • Численность последователей основных религий и неверующих
  • Абсолютные и относительные координаты Что называется абсолютными координатами точек
  • А. Меденцов - Земельное право. Объекты земельных правоотношений - Земельное право (Меденцов А.С.)

    А. Меденцов - Земельное право. Объекты земельных правоотношений - Земельное право (Меденцов А.С.)

    Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения). Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом - землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства. Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории. Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права. Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды

    Внутри социума достигли пика своего развития. Практически во всех сферах жизнедеятельности люди сегодня успешны. Подобная позитивная картина, по мнению многих ученых, появилась благодаря должному регулированию этих самых отношений. Однако стоит отметить, что подобное было далеко не всегда. Вспомнить хотя бы серое средневековье, когда люди и думать не могли о каком-либо прогрессе. Ключевые изменения в жизни человечества произошли, когда оно создало право.

    Сегодня эта категория является основным регулятором общественных отношений, но когда-то вместо него использовали насилие и религию. Увидев, что подобные методы не приносят ожидаемого эффекта, начались поиски иного, более действенного способа влияния на общественные отношения. В этом процессе большую роль сыграла юридическая практика античных и древнеримских правоведов, которые умудрились грамотно разработать некоторые правовые институты, остающиеся актуальными по сей день.

    Следует отметить, что само по себе право - это лишь огромный массив правовых норм. После его появления стало понятно, что подобный хаос не сможет оказать должный уровень регулирования. Поэтому были разработаны специальные отрасли. Одной из них является земельная. В данной статье и будут рассмотрены понятие, предмет, метод земельного права.

    Общие понятия земельного права

    Перед тем как будут рассмотрены предмет, метод, система земельного права в данной статье, необходимо разобраться, что собой вообще представляет данная отрасль. Нужно отметить тот факт, что её положения формировались достаточно длительный отрезок времени, о чем будет упомянуто далее. Что касается современности, то в Российской Федерации является совершенно самостоятельной отраслью. Это сделало возможным выделение её понятия. Согласно ему, земельное право - это совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере реализации вещевых прав и непосредственно Иными словами, данная отрасль по характеру действия своих институтов очень схожа с гражданской, потому что в ней прописан похожий с гражданским правом юридический режим обращения с землей. Отличие состоит исключительно в предмете подобных правоотношений. Кроме того, предмет регулирования земельного права затрагивает отношения в сфере деятельности органов государственной власти по рациональному распределению земельных участков и т. п.

    Ранний этап развития земельного права на территории РФ

    Как мы понимаем, изначально предмет земельного права, как по сути и сама отрасль, не существовал вообще на территории России, да и в иных государствах тоже. Но по мере своего развития люди стали наблюдать, что природа нашего отечества в разы лучше, чем в некоторых других государствах. Таким образом, возникла потребность в защите уникальной русской фауны от каких-либо посягательств. Эта нелегкая задача в полной мере пала на основной регулятор общественных отношений - право. Таким образом, примерно с XIX века начинается медленное появление земельной отрасли. Однако в самом начале земельное законодательство было, по сути, частью экологического. Конечно, до XIX века уже существовали некоторые которые в той или иной степени защищали природные объекты, однако процесс их создания и реализации имел в основном хаотичный характер. Но уже к середине XIX века земельное право приобретает черты полноправной самостоятельной отрасли.

    С установлением Советской власти развитие земельной отрасли становится еще стремительнее. После революции основной задачей власти стала победа над кризисом, который был в государстве. Земля в данном случае выступала приоритетным направлением, потому что именно на её основе можно было строить всю финансово-экономическую политику нового государства.

    После развала Советского Союза в Россию понемногу проникают которые меняют саму суть процесса использования земли. Вплоть до настоящего времени эта сфера деятельности человечества видоизменялась. На сегодняшний день земельное право по большей части обеспечивает граждан землей для реализации своих нужд и коммерческих интересов, хотя предмет отрасли имеет и иные черты.

    Предмет земельного права

    Прежде всего, необходимо отметить, что предмет любой отрасли - это тот спектр правовых норм, на которые распространяется юридическое регулирование. Иными словами, предмет является совокупностью отношений, которые, по сути, формируют ту или иную правовую отрасль. Таким образом, предмет земельного права - это отношения, которые непосредственно связаны с охраной, использованием и распределением земли в государстве.

    Следует отметить тот факт, что совокупность регулируемых отношений является структурированной системой. Это значит, что различные нормы формируются в отдельные группы. Вот почему предмет земельного права - это механизм из отношений охранного, пользовательского и предоставляющего характера.

    Отношения предоставления земельных участков

    Как уже указывалось ранее, предмет земельного права содержит в себе совокупность отношений, которыми регулируется деятельность в сфере Следует отметить, что на протяжении последних двадцати лет земельная политика РФ полностью направлена на передачу земельных участков из государственной в частную собственность или же в аренду. В данном случае мы говорим о выгоде прежде всего для страны, потому что она заинтересована в передаче земельных участков гражданам.

    Наглядным примером проявления данной политики является возможность льготного выкупа земельных участков у государства. Таким образом, предметом земельного права являются отношения, которые возникают в процессе процедуры передачи земли.

    Отношения использования

    Предметом земельного права являются также отношения, которые возникают в процессе непосредственного использования гражданами земли. Использование земельных участков юридическими или же физическими лицами должно осуществляться в строго установленных законом рамках. В противном случае какие-либо отрицательные действия могут навредить не только предмету отрасли, но и экологии в целом.

    Нужно отметить тот факт, что земельные участки могут использоваться как непосредственно предмет деятельности, так и в виде базиса для возведения построек или зданий. В первом случае мы говорим о сельскохозяйственном использовании земель. Как правило, на своих участках люди что-то выращивают.

    Следует отметить, что застройка земельных участков является достаточно дорогим удовольствием, потому что любые строительные работы уничтожают природный потенциал земельного покрова. Поэтому разрешения на какие-либо постройки даются, как правило, после признания экспертами непригодности конкретной территории для производственного использования.

    Охранительные отношения предмета земельного права

    Предмет и метод земельного права — это категории, взаимодополняющие друг друга. Но их взаимосвязь обусловлена таким типом правоотношений, как охранительные. Последние являются частью предмета земельного права. Непосредственная осуществляется от негативных явлений как антропогенного, так и природного характера. Суть в том, что земля - это, прежде всего, природный объект, который подвержен соответствующим деформационным процессам. Вдобавок представленная в статье категория также выступает объектом активной человеческой хозяйственной деятельности. Поэтому земельные участки подвержены негативному влиянию и человека, который использует её для своей выгоды.

    Следует отметить, что охранительные отношения являются наиболее сложными в структуре отрасли, так как имеют комплексный характер. Специфика также подкрепляется фактом того, что данный вид отношений регулируется не только земельной, но также гражданской и административной отраслями.

    Ранее мы уже отмечали, что предмет и метод земельного права являются взаимодополняющими понятиями. Потому что предмет - это совокупность правоотношений, которые обуславливают появление конкретных методов регулирования. Иными словами, без предмета не нужны бы были методы, и наоборот. Поэтому методологическая база земельного права также нуждается в исследовании.

    Методологическая база отрасли

    Специфический предмет земельного права обусловил появление таких же методов, которые основывают весь массив методологической базы. Как мы знаем, метод - это определенная совокупность способов и приемов, при помощи которых осуществляется непосредственное регулирование предметных отношений отрасли. В Российской Федерации подобного рода отношения в структуре земельного права регулируются двумя основными способами, а именно: гражданско-правовым и административным. То есть в отрасли воплощена теория о взаимодействии императивного веления и диспозитивного дозволения субъектам самим выбирать тип своего поведения.

    Отраслевые принципы

    Учитывая понятие и предмет земельного права, можно сделать вывод, что отрасль является полностью самостоятельной. Это значит, что абсолютно все её положения, отношения, методы и тому подобное строятся на определенных принципах. В земельном праве отражены как общеправовые принципы, закрепленные в Конституции РФ, так и специфические, сугубо отраслевые, а именно:

    1. Учет земли как основы человеческой деятельности и жизни.
    2. Приоритет охраны земли и отношений, возникающих на основе её использования.
    3. Приоритет охраны и защиты человеческой жизни, здоровья от негативного влияния земли и хозяйственной деятельности.
    4. Участие граждан России в вопросах, касающихся правомочий на землю.
    5. Единство земли как объекта и построек на ней.

    Представленный список не является строго установленным. Теоретическое осмысление отрасли позволяет ученым находить новые исходные положения для её дальнейшего развития в правовой системе Российской Федерации. Данный факт можно наглядно увидеть, если проанализировать понятие и предмет земельного права в работах разных ученых.

    Система земельного права

    Следует помнить, что предмет и система земельного права также неразрывно связаны друг с другом, ведь система показывает внутреннюю организацию отрасли. Поэтому благодаря системе земельные отношения распределяются по нормам права, институтам и субинститутам. Представленные понятия характеризуют всю структуру земельного права. В данном случае нужно учитывать, что правовая норма - это наименьший элемент отрасли. В ней содержатся единичные, конкретные правила, требующие реализации. В свою очередь, институты и субинституты представляют собой совокупности подобных норм. Поэтому предмет и система земельного права являются категориями, которые просто необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом.

    Заключение

    Итак, в данной статье мы рассмотрели понятие, предмет, метод земельного права. Следует отметить, что данная отрасль все еще требует значительных теоретических наработок, дабы её положения как можно более полно и эффективно реализовывались.

  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
  • Правовой режим земель лесного фонда
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах
  • Понятие предмета регулирования земельного права

    Российское право является одной из форм управления общественными делами, а данное управление успешно достигнет заложенной в нем цели только при условии адекватности этой формы особенностям управляемых общественных отношений.

    Земельные правовые отношения хотя и обладают гражданско-правовой природой, но требуют особых (адекватных) правовых приемов регулирования, в которых административно-правовые методы переплетаются с гражданско-правовыми методами.

    Поэтому как оборот, так и осуществление правомочий собственника земельного участка ограничиваются пределами, допускаемыми нормами земельного законодательства (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ), а право собственности и вещные права на землю ограничены рамками Земельного кодекса РФ. Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими земельными законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260-287 ГК РФ).

    Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой земельного права.

    Головным нормативным правовым актом земельного законодательства является Земельный кодекс РФ, нормы которого закрепили особые принципы земельного права (ст. 1), установили правила категоризации земель (ст. 7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77-103) и т.д.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданско-правовые нормы дополняют сферу действия земельно-правовых норм, что вызывает сложность в определении предмета земельного права.

    Одновременно и нормы земельного права вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования. Например, глава 17 ГК РФ, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, содержит земельно-правовые нормы, регулирующие порядок использования земельных участков.

    При таких условиях трудно отграничить предмет земельного права от смежных с ним предметов других отраслей права и для правильного определения данного предмета необходимо исходить из следующего.

    1. Предметом земельного права являются земельные отношения, т.е. общественные отношения складывающиеся по поводу земли, а для этого необходимо уяснить вопрос о том, что понимается под термином «земля».

    2. Термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах.

    Во-первых, он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

    Во-вторых, земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочки земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении она является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права.

    В-третьих, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

    Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы, под которыми биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности является объектом особой охраны .

    3. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и именно эти отношения Кодекс именует земельными (п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

    В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок.

    Пределы данного объекта определены в Конституции РФ. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море.

    воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

    Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, подобны бурно меняющимся и переливающимся потокам текущих вод. Их невозможно «расселить», как имущество, по однородным отраслевым группам. Поэтому существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования других смежных отраслей права.

    Например, отношения по использованию земель могут быть конституционными (государственная граница), административными (закрытые административно-территориальные образования) и др. Особенно это касается вопроса о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных прав на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков. В юридической литературе высказано множество аргументов, что данные правовые институты - составная часть гражданского права, хотя фактически эти отношения являются предметом совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

    Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли: отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, разрешению земельных споров, контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

    В условиях формирования рыночной экономики была сделана попытка изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому стал Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. В нем было сказано: «Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа» (ст. 1). Как видим, земельное и природоохранительное законодательство было поставлено в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие Гражданский кодекс РФ (часть первая). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

    Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников, регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества.

    Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны определяться преимущественно с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо в специальных федеральных законах о правовом статусе иных природных объектов.

    Таким образом, предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного и иных отраслей права.

    В данный предмет не входят такие конституционные, муниципальные и административные земельные отношения, как, например, определение границ территории российского государства, его субъектов и муниципальных образований.

    Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием выделения отраслей в системе российского права. Значительную роль в этом играют методы (способы) правового регулирования земельных отношений.

    Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

    Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

    Конечно, термин "земля" может рассматриваться в различных смыслах. Он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права. Земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля «является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права. Третий смысл-термина "земля" придается, когда она рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под, словом "земля" .понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный,^ над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы. Под ними биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему,присущим, профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности, как правило, составляет ее лучшую,; часть и относится к категории "земель сельскохозяйственного назначения"

    Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей


    территории. Эти отношения Кодекс именует земельными (п. 1 ст. 3 ЗК РФ). В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех"категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Пределы определены в Конституции Российской Федерации. В ней сказано: "Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.


    Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, зачастую не имеют четкой отраслевой однородности, их не всегда возможно "расселить" по однородным отраслевым группам, как студентов по учебным аудиториям. Существует большое число "пограничных" земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования другой смежной отрасли. Речь идет, например, о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных прав на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков. В юридической литературе высказано множество аргументов, что, эти правовые институты -составная часть гражданского права. Мы рассматриваем подобные отношения предметом совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

    Этот наш подход, представляется, соответствует предписаниям
    нового Земельного кодекса РФ. В нем сказано, что "имущественные
    отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными
    участками, а также по совершению сделок с ними регулируются
    гражданским законодательством, если иное не предусмотрено
    земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о
    недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными
    законами""(п. Зет. ЗЗКРФ). ,"....

    Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли те отношения, которые характеризуют "статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг"с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим, различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, по разрешению земельных споров, по контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

    В условиях формирования рыночной экономики сделана

    Современная Гуманитарная Академия


    настойчивая попытка, изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому были предписания Указа Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. В нем было сказано:

    "Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа" (ст. 1.). Как видим, земельное и природоохра­нительное законодательство было здесь поставлено в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие Гражданский кодекс РФ (ч. 1). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

    Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников, регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией, и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества. Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны преимущественно определяться с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы, способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо специальных федеральных законах о правовом статусе иных природных объектов.

    Таким образом предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного права с применением норм гражданского права в области регулирования имущественных отношений с землей.

    Введение

    Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.

    В области земельных отношений бывает сложно определить предмет правового регулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, в первую очередь гражданскими, особенно после принятия нового ГК РФ, в котором изменены приоритеты в правовом регулировании земельных отношений и нормы гражданского законодательства выходят на первое место. Имущественные отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

    Земельное право как отрасль представляет собой системно упоря-доченную совокупность норм, направленную на регулирование обще-ственных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

    Изучение земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его - предмета. Раскрыть предмет отрасли земельного права -- значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права -- земли.

    Предмет земельного права

    Итак, предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).

    Земельные отношения -- это отношения между органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

    Регулирование земельных отношений основывается на сочетании управления использованием земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства; многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на своих территориях; признания равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

    Участниками земельных отношений являются Российская Феде-рация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

    Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

    Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 ЗК РФ).

    Специфика земельных отношений. При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.

    1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими

    2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства -- улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

    3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

    4. В предмет правового регулирования включены не всякие обще-ственные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимость регламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

    5. Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все -- средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

    Следовательно, предметом, правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

    Предмет правового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфере правового регулирования и потенциальный. Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй -- те общественные отно-шения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуждаются. Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность за последствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п.

    Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

    Для того чтобы определить предмет земельного права, необходимо раскрыть содержание термина «земля».

    Широкое распространение имеет понятие «земля» -- поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, над которой осуществляется суверенитет Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

    Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся в земельном кадастре и документах государственной регистрации (ст. 6 ЗК РФ).

    Выделение земельного права в самостоятельную отрасль права породило необходимость разъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового характера, что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительной практике. Часть земельного участка -- определенная, площадь соответствующего земельного участка, которая может быть отграничена на местности и превращена в самостоятельный объект земельных отношений и гражданского оборота, в котором может также участвовать земель-ная доля -- условная часть права на один и тот же земельный участок, принадлежащий нескольким лицам, не отграниченная на местности, имеющая целевое назначение, усредненное количественное и качественное выражение в праве общей собственности на землю.

    Земельная доля (земельный пай) -- установленное законодатель-ством, должным образом оформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельный участок.

    Земельный строй РФ -- это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной и иных), и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулирования земельных отношений не сняло потребности в разработке понятия «земля», а, наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее время федеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительной части систему понятий и их определений.

    Особенности земли как объекта правового регулирования

    Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль. В экологическом понимании -- это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы -- лесами, недрами, водами, а в широком смысле -- охватывающая все природные ресурсы.

    С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности -- является материальной базой вся-кого производства. Она -- источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

    В социальном отношении -- это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, а в других -- наряду с государственной -- кооперативной, частной и личной собственностью.

    В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

    Особенности правового регулирования земельных отношений:

    а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе. В силу этого основными субъектами земельной собственности должны быть граждане Российской Федерации. В случае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь о ней должна идти как о компоненте природы, биосферной категории. Когда же речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственном использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения понятия земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

    б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений.

    в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

    г) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее самовольный захват земельного участка мог повлечь за собой уголовную ответственность, то теперь за это предусмотрена лишь административная. Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который необходимо осуществлять в целях:

    Своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

    Оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;

    Информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать: регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

    2. Земля -- важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что в свою очередь влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права. Они должны регулироваться нормами земельного права, а нормы гражданского права необходимо учитывать только в части, не урегулированной нормами земельного права.

    3. Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере различных отраслей права:

    * государственного, нормами которого регулируются админист-ративно-государственное устройство, государственные границы и су-веренитет народов. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной администрацией) особый режим использования земель;

    * административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т.п.;

    * гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия нового ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. -- все это должно способствовать возрастанию роли норм гражданского права в регулировании земельных отношений.

    4. Земля является абсолютно недвижимой, а все остальные вещи -- относительно недвижимые, так как они в принципе переместимы при желании человека.

    Представляется, что недвижимость -- земля, а все, что находится на земле, -- движимое имущество. Эти две составные части -- недвижимость и движимое имущество -- должны иметь каждая свой самостоятельный правовой статус, определенный в законодательном порядке. При этом не следует также забывать об особом объекте недвижимости как об особом роде имущества, где земля играет главенствующую роль.

    Земельный участок и связанные с ним объекты образуют единый комплекс при единстве собственности на участок и здание, который находится в едином владении, пользовании, распоряжении и хозяйственном пользовании.

    Все высказанные соображения по этому вопросу свидетельствуют о том, что ГК РФ регулирует имущественные отношения и не учитывает особенности земли как природного ресурса, которая не является в полной мере объектом имущественных отношений.

    5. Горные, лесные и водные отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством РФ и ее субъектов.

    Земельные отношения имеют имущественное содержание, но в силу своих уникальных и специфических особенностей земля не может стать в полном смысле имуществом, потому что является продуктом самой природы, не имеет и не может иметь имущественной основы. В условиях рынка земли ей придается конъюнктурная оценка и видимость имущественной ценности, следовательно, сделки с землей не должны определяться по правилам имущества, которое является объектом гражданского права.

    Объявление в ГК РФ природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие всем от рождения права на природные ресурсы -- основу жизнедеятельности народов России, право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 2, 7, 17, 18, 41, 42, 58 Конституции РФ).

    Гражданское право, таким образом, основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное -- на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности общества.

    Указанные различия между гражданским и земельным законода-тельством в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они достаточно стабильны и существуют независимо от социального строя и форм собственности на землю.

    6. Как уже отмечалось, земельные отношения имеют имущественное содержание, в силу своих специфических особенностей земля является имуществом особого рода. Она не имеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественной ценности. В условиях рыночных отношений цена земли определяется по закону спроса и предложения, она имеет тенденцию к увеличению, так как потребность в ней все время возрастает ввиду ограниченности плодородных и расположенных в более благоприятных условиях земельных участков, в которых постоянно нуждаются люди. Этот фактор активно используется любителями спекулятивных сделок. Для предупреждения негативных последствий земельный рынок должен регулироваться государством. Сделки с землей не должны определяться по тем же правилам, которые действуют при продаже различного имущества. Они должны регулироваться земельным законодательством, которое точнее отражает естественную природу и значимость земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

    Земля ограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, как увеличивается объем имущества. Это порождает потребность в рациональной эксплуатации земель: экономном использовании территории земель, но достигается совмещением располагаемых на ней объектов, нормировании отв./да земель в пользование и собственность; ограничении изъятия ценных угодий для несельскохозяйственных нужд; эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.

    Земля не может быть перенесена в другое место. Равным образом она не подлежит замене никакими другими средствами производства, как это происходит в отношении других орудий и средств производства (другого имущества).

    При правильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, а постоянно возрастает.

    Земля обладает большей ценностью, чем обычное имущество. Если имущество изнашивается, быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям. Более того, даже тогда, когда человечество создает невиданное по своим качествам и ценностям имущество, то и тогда земля будет ценнее его.

    * Как отмечалось, земля является недвижимым объектом и в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве.

    Подводя итог изложенному, можно охарактеризовать предмет земельного права следующим образом.

    1. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание.

    2. Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

    3. Земельные отношения -- это общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

    Итак, можно дать следующее определение земельного права как отрасли права.

    Земельное право -- самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лив, и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.