Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Требования к главному бухгалтеру Нормативное регулирование бухгалтерского учета
  • Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание. Преступление раскольникова причины

    Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание. Преступление раскольникова причины

    Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.

    Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.

    Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.

    Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    «Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

    Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

    Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

    Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

    Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

    Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

    И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

    Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвации духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека» – индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им «все позволено» (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется».

    Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная значимость слов героя разбивает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

    Множественность самостоятельных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова

    Достоевский ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» (князь Мышкин – Христос в романе «Идиот»), проповедует неотвратимость прихода «золотого века» человечества, когда «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – убежден герой Достоевского. Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством».

    Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий.

    Цель данной работы – выяснить является ли детективом роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    1. раскрыть сущность преступления Раскольникова;

    2. изучить «уголовную» основу романа;

    3. выявить стилистику и жанровое своеобразие.

    1. Преступление Раскольникова

    Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой.

    Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной.

    Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, те чувства и стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Раскольникову хотелось во что бы то ни стало покоить и лелеять свою старую мать, доставлять ей те скромные удобства жизни, которые были ей необходимы, избавлять ее от томительных забот о куске насущного хлеба; ему хотелось далее, чтобы сестра была ограждена в настоящем от дерзостей разных Свидригайловых, а в будущем от участи, постигшей Соню Мармеладову, или от необходимости выйти замуж без любви за какого-нибудь деревянного человека, подобного господину Лужину.

    Но эти требования остаются законными, разумными и похвальными только до тех пор, пока у Раскольникова имеются материальные средства, которыми он действительно может покоить свою мать и спасать от бесчестия свою сестру. Но как только материальные средства истощаются, так тотчас же вместе с этими средствами у Раскольникова отбирается право носить в груди человеческие чувства, так точно как у обанкротившегося купца отбирается право числиться в той или другой гильдии. В размышлениях Раскольникова заметна значительная недодуманность. Он, по-видимому, не понимает, что выход посредством преступления не может ни в каком случае действительно вывести его из затруднения.

    Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств. Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.

    Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться, и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в про пасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

    2. «Уголовная» основа романа

    «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По.

    Но это, прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политики.

    Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

    Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

    «Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
    Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
    Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
    Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
    Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
    Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
    Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
    Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
    Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
    Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
    Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
    Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
    Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
    Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

    В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

    Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

    Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

    Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

    В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как‑то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

    Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

    Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

    Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

    Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

    Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

    В чем трагедия Раскольникова (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)?

    В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.

    Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.

    Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.

    Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».

    У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой — самоубийство и путь тяжелый и тернистый — покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.
    В своем романе Ф.М.Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

    В чем трагедия Раскольникова?

    (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

    В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
    Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
    Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа - Разумихин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
    Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.
    Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
    Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
    Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.
    Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
    И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

    67276


    Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
    Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи?

    / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем трагедия Раскольникова?

    Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

    В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА?

    По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека. Герой романа — Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».

    Но это только одна сторона личности Рас-кольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была. совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала. Дурнушка такая. собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил. » — вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.

    И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным — он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, — вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.

    Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников — обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра. Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова. Свидригай-лов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.

    Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?

    В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «. Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем липшее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.

    Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное — наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», — шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Пор-фирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.

    Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление — убить Лизавету. А Лизавета — одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.

    Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается. » Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу, Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».

    Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

    www.uznaem-kak.ru

    В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

    После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
    Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.
    Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства - все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

    102931 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.