Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Банкротство предприятия — причины, процедура, очередность выплат и порядок увольнения сотрудников. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами Последствия назначения конкурсного производства

    Банкротство предприятия — причины, процедура, очередность выплат и порядок увольнения сотрудников. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами Последствия назначения конкурсного производства

    Вопрос несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашей экономической системе в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности, проблема прекращений работы предприятий, кооперативов и колхозов, ввиду их несостоятельности, не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных пeрeраспредeлитeльных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

    В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

    Сегодня институт банкротства востребован потому, что:

    Во-первых, с его помощью можно оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил достаточно стойкую неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства. Причем, с одной стороны, возникает необходимость устранения из хозяйственного оборота несостоятельного его участника. Вместе с тем, с другой стороны, банкротство не должно быть единственным инструментом решения возникших проблем. В любом случае важно одно, если есть возможность сохранить должника как производителя товаров, работ или услуг, либо как работодателя, то ее необходимо использовать.

    Во-вторых, учитывая, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, важно предотвратить его обращение только на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов. В противном случае, остальные добросовестные, но отсутствующие по каким-то причинам кредиторы могут лишиться возможности получить хотя бы частичное удовлетворение своих «запоздавших» претензий.

    И, наконец, в третьих, сегодня несостоятельность (банкротство) должника становится все более распространенной схемой для перераспределения собственности. При достаточном усердии посредством банкротства можно недорого прибрать к рукам крупное предприятие, избавиться от его задолженности, не обращая внимания на реальных собственников предприятия и многое другое.

    Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия.

    Устойчивая система экономических отношений любого государства не только способствует росту ее экономического потенциала, но и определяет стабильность развития государства в целом. Вместе с тем, как показывает анализ мировой практики, рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии адекватного законодательства, регулирующего экономический оборот, в том числе защищающего от последствий неэффективной деятельности его участников, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.

    В этой связи в странах с рыночной экономикой хорошо налаженное банкротство различных хозяйствующих субъектов - распространенное и даже в определенной степени закономерное явление, являющееся неотъемлемой частью отношений между этими субъектами. Устойчивая тенденция к возникновению новых и ликвидации старых субъектов без ущерба для экономики в целом говорит о том, что процесс несостоятельности (банкротства) естествен для рыночной экономики в той степени, в какой он необходим.

    Несостоятельность (банкротство) как механизм оздоровления экономики давно уже стала одним из основных инструментов западного рынка. Это, безусловно, радикальная мера, но в то же время последняя возможность сохранить предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному. В этом состоит неоспоримый плюс несостоятельности (банкротства): играя роль своеобразного "санитара" экономики, она устраняет нежизнеспособные составляющие рынка, тем самым освобождая путь более эффективно действующим организациям, и способствует развитию института частной собственности.

    Представляется, что в целях дальнейшего совершенствования законодательства и эффективного устранения выявляемых недостатков и пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), необходим анализ прежде всего истории его становления в нашей стране.

    Анализ исторического материала свидетельствуют о том, что весь период истории и развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), условно можно разделить на несколько периодов.

    Истоки зарождения банкротства можно найти уже в древнем законодательстве России. Начальный этап связан с Русской Правдой, международными договорами Руси, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 года и 1550 года, Соборным уложением 1649 г., Уставом о таможенном словесном суде 1727 года, Вексельным уставом 1729 года.

    Еще Русская Правда предусматривала два вида несостоятельности:

    • 1) виновное наступление несостоятельности (вследствие пьянства, расточительности, утраты в драке) - в этом случае судьба должника зависит от кредиторов, которые могли получить возмещение в рассрочку или потребовать возврата долга и покрытия убытков путем продажи имущества и самого должника в холопы;
    • 2) несостоятельность, произошедшая под действием непреодолимой силы (пожара, кораблекрушения, истребления имущества в результате военных действий), при которой несчастный состоятельный не привлекался к уголовной ответственности.

    Второй период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) (XVIII в.), характеризуется принятием следующих нормативных правовых актов: Устав о банкротах 1740 г., Банкротный устав 1753 г., Устав 1763 г., Устав 1768 г.

    Последний документ этого периода - проект Банкротского устава 1768 г. - выделял уже три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную; последние два влекли уголовную ответственность.

    На практике приходилось обращаться к обычному праву, иностранному законодательству, указам по конкретным случаям.

    Общее состояние правового регулирования отношений несостоятельности в России до XIX века можно охарактеризовать как слаборазвитое, где прослеживается однозначная тенденция: меры личной ответственности с развитием экономики, права и торгового оборота уступают место системе уголовно-правовых мер. Гражданско-правовая ответственность практически не предусматривалась.

    Следующий, третий, период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) (XIX в. - начало XX в. (до Октябрьской революции 1917 г.).), ознаменовался принятием таких нормативных актов, Устав о банкротстве 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., конкурсный устав 1877 г., Уголовное уложение 1903г.

    На данном этапе была проведена существенная работа в области законодательства о несостоятельности (банкротстве), направленная на поиск законодателем оптимальных правовых конструкций.

    Произошло уравнивание торговцев и прочих лиц в вопросах ответственности по банкротству. В 1903 г. впервые четко были сформулированы признаки банкротства, уголовная ответственность ограничивалась случаями торгового банкротства. В дореволюционной России, как и в странах континентальной Европы, банкротство считалось уголовно-правовой стороной несостоятельности. К тому же для признания банкротства соответствовало мировым стандартам и сыграло значительную роль в развитии торговли, промышленности и транспорта.

    Исследуя эволюцию основных институтов российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), нельзя не отметить, что в связи с проведением судебной реформы и появлением нескольких разновидностей судов возникла потребность в регламентации вопросов подсудности дел о несостоятельности, которые нашли свое отражение в Указе Сената 1868 г., ознаменовавшем начало четвертого периода развития источников правового регулирования отношений, связанных с банкротством. В первые годы после установления советской власти отношений в связи с банкротством должника фактически не возникало, поскольку исчезла экономическая основа для их существования. Однако некоторые вопросы несостоятельности были востребованы в ходе реформирования правоотношений. Так, в Положении о выборах в Учредительное собрание от 2 октября 1917 г. было закреплено лишение права участия в выборах несостоятельных должников, признанных на основании вступивших в законную силу определений суда злонамеренными банкротами, до истечения трех лет по такому признанию.

    Пятый период. В советский период дореволюционное уголовное законодательство не было востребовано, связанные с банкротством составы преступлений не вошли в УК РСФСР 1922 года и 1926 года. Зато, наконец, получило развитие гражданское законодательство, регулирующее рассматриваемые отношения.

    ГК РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулировавшие отношения несостоятельности товариществ и частных лиц. Реализовать их на практике было затруднительно из-за отсутствия адекватного процессуального законодательства. Позднее этот пробел был в какой-то мере восполнен. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 28 ноября 1927 г. в ГПК РСФСР 1923 г. была введена гл. 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических», 20 декабря 1929 г. - гл. 38 «О несостоятельности государственных предприятиях смешанных акционерных обществ» и гл. 39 «О несостоятельности кооперативных организаций».

    Наметилось современное направление развития законодательства о несостоятельности: приоритет в защите общего хозяйственного результата, в сохранении предприятия перед интересами отдельных кредиторов. Иными словами, целью регулирования являлась нормализация гражданского оборота, прерогатива отдавалась регулятивной функции, компенсаторно-восстановительному (а не принудительному и карательному) характеру охранительной функции гражданского права.

    Однако после нэпа, в условиях концентрации предпринимательской деятельности исключительно в рамках государственной собственности и принадлежности всех производственных единиц - юридических лиц одному собственнику, законодательство о банкротстве стало невостребованным и в 60-е гг. XX в. практически исчезло.

    Шестой период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), можно охарактеризовать как этап реформирования экономики России в 90-е годы прошлого века.

    Переход страны к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности потребовали качественно новой нормативно-правовой основы несостоятельности.

    Первым актом этого периода в исследуемой сфере был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года №445-1, который определил, что не выполняющее свои обязательства по расчетам предприятие может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом). Требовалось определить признаки несостоятельности (банкротства) и установить соответствующие процедуры.

    Следующим актом стал Указ Президента РФ «о мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. № 623. Однако иные, негосударственные хозяйствующие субъекты, которые уже функционировали в то время, в это правовое поле не входили.

    Так, в российском законодательстве институт несостоятельности (банкротства) получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. N 3929-1, а затем в статьях 61 и 65 ГК РФ. Сейчас, когда исследователи дают ему оценку, подчас нелицеприятную, следует помнить о том, что он принимался с огромным временным разрывом с прежним законодательством о банкротстве, что он почти не имел предшественников в гражданском праве, что до принятия Конституции РФ оставался еще год, а до нового Гражданского кодекса - два года.

    Последующие акты - Указ Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 22 декабря 1993 года №2264, Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 года № 498, Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 года, - были направлены уже на больший учет интересов субъектов, участвующих в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве), на выработку системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

    Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года существенно расширил круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (в частности, включил в него граждан, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств), серьезно разработал вопрос о процедурах банкротства. Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Закон. № 8/ 2003.

    Возродившееся в России законодательство о несостоятельности (банкротстве) в целом было мобильным, оперативно развивающимся. Оно восприняло традицию англосаксонской правовой системы, где банкротство понимается как синоним несостоятельности, отказалось от дореволюционного опыта, но включило это производство в компетенцию арбитражных (т.е. специализированных - «хозяйственных» - гражданских) судов, сохранив явно карательный характер.

    Совместные усилия юристов и экономистов, ученых и политиков нашего времени, направленные на адекватное регулирование современных реалий общественно-экономического развития нашей страны, на обеспечение равной охраны имущественных прав кредиторов, так и самого должника, на оздоровление экономики, продолжились принятием Государственной Думой 1 июля 2002 года нового Закона и одобрением его Советом Федерации 10 июля 2002 года. Президент отклонил направленный ему на подписание закон и в ответном письме Государственной Думе сделал 8 предложений, в которых сгруппированы 29 поправок к 16 статьям текста. После доработки, с учетом предложений Президента РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., №43, ст. 4190.от 26 октября 2002 года №127-ФЗ был принят и в основном вступил в силу со 2 декабря 2002 года. Впоследствии в данный закон было внесено более 30 изменений: (в ред. Федеральных законов

    от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ,

    от 31.12.2004 N 220-ФЗ, от 24.10.2005 N 133-ФЗ,

    от 18.07.2006 N 116-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

    от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,

    от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ,

    от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

    от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 296-ФЗ,

    от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ,

    от 19.07.2009 N 195-ФЗ, от 17.12.2009 N 323-ФЗ,

    от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ,

    от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

    от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,

    от 03.05.2011 N 91-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

    от 12.07.2011 N 210-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

    от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ,

    от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,

    с изм., внесенными Федеральными законами от 19.07.2007 N 139-ФЗ,

    от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ,

    от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ,

    от 28.11.2011 N 337-ФЗ) Консультант Плюс

    Данный Закон устранил многие нерешенные проблемы в законодательстве и доказал свою жизнеспособность. При разработке названного Закона законодатель применил четыре новации: изменил процедуру возбуждения дела о банкротстве, защитив собственника как участника процесса банкротства; предоставил возможность участникам влиять на стоимость продаваемого имущества, предусмотрел детальную процедуру принятия мирового соглашения как способа решения дел о банкротстве; ввел институт саморегулируемых организаций. Кроме того, данный Закон в связи с введением процедуры финансового оздоровления предоставил правовую возможность для восстановления предприятий, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства.

    В целом в настоящее время налицо транзит отечественного законодательства от репрессивной модели несостоятельности (банкротства) к модели, ориентированной на защиту интересов кредиторов.

    В то же время Закон о банкротстве 2002 г. не смог обеспечить решение целого ряда проблем: процедура банкротства по-прежнему носит преимущественно ликвидационный характер; не разработан механизм предотвращения распродажи и перепрофилирования уникальных научных, производственных, экспериментальных, градообразующих и иных подобных имущественных комплексов несостоятельных предприятий; остались нерешенными вопросы рассмотрения дел о банкротстве предприятий оборонного комплекса.

    Обращаясь к рассмотрению современного российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), следует отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) не стоит на месте, а, напротив, постоянно развивается. Такое развитие связано не только с тем, что это, по сути, новый институт для российского законодательства, соответственно неизбежны ошибки и недостатки в его формировании, но также и тем, что нынешняя экономическая ситуация непостоянна и изменчива.

    Банкротство предприятия – последняя стадия его существования, если цепь неправильных решений или внешние обстоятельства привели компанию к экономическому краху. Число предприятий, прекращающих таким образом свое существование, в России в последние 5 лет составляет 10-15 тысяч ежегодно. Для цивилизованного решения вопросов, связанных с банкротством предприятий, разработаны специальные процедуры. Они должны защищать интересы и кредиторов, и работников, и органов власти, на территории которых находятся банкротящиеся компании. Поговорим о том, как это происходит в реальности.

    Если предприятие неспособно в полном объеме расплачиваться по своим обязательствам, оно признается несостоятельным (). Случиться это может с компанией любой формы частной собственности – и с ООО, и с ЗАО, и с ОАО (как ПАО, так и НАО). Под обязательствами в данном случае понимаются:

    • задолженность по обязательным платежам (налоги, сборы);
    • задолженность по заработной плате и другим выплатам работникам;
    • задолженность по оплате товаров и услуг контрагентов.

    Если по одному из этих пунктов либо по всем сразу долг превышает 100 тысяч рублей и тянется свыше трех месяцев, запускается процедура банкротства. Она подразумевает попытку восстановления платежеспособности либо распродажу имущества предприятия для возврата долгов. Компания может быть признана банкротом исключительно по решению арбитражного суда.

    Государственное предприятие может быть признано банкротом только в случае, если в его Уставе есть пункт о такой возможности. В противном случае долги погашает учредитель, то есть государство. О банкротстве муниципальных предприятий отдельно сказано в соответствующей главе.

    Кто может начать банкротство предприятия

    Инициаторы банкротства упомянуты в Гражданском кодексе РФ и в Законе о несостоятельности (банкротстве). Выступать в качестве таковых могут:

    1 Руководство или собственники предприятия.

    Это происходит в случае, если в процессе деятельности возникают убытки, покрыть которые за счет собственных имеющихся или будущих средств нет никакой возможности. Такая ситуация обычно выявляется или после аудиторской проверки, или при ликвидации предприятия (по закону компания не может прекратить деятельность, не вернув долги).

    2 Кредиторы предприятия.

    По общему правилу, кредиторы требуют признать предприятие-должника банкротом, если задолженность превысила 3 месяца, а сумма ее – более 100 000 рублей. При этом предпосылок к улучшению экономического положения предприятия не имеется.

    3 Официальный орган (Федеральная налоговая служба, прокуратура, социальные фонды).

    Процедура банкротства инициируется, если возникла более чем трехмесячная задолженность по обязательным платежам, в том числе по выплате зарплаты.

    В зависимости от причин, приводящих к банкротству, а также от действий фигурантов дела о финансовой несостоятельности можно выделить несколько видов банкротства предприятия:

    Вид банкротства Признаки
    Реальное Финансовое состояние организации не позволяет выплачивать долги. Не хватает оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности. Заемный капитал потерян, восстановить платежеспособность невозможно.
    Условное Пассивы компании существенно превышают ее активы, однако хозяйственная деятельность продолжается. Такие ситуации возникают при наличии большой (но не критической) дебиторской задолженности, а также в результате судебных решений по крупным претензиям, выплаты по которым впоследствии растягиваются по времени либо . Однако по балансу предприятия они проходят разово одной цифрой, резко увеличивая убытки в течение одного отчетного периода.

    Также к данному типу банкротства относится затоваривание складов , которую невозможно сбыть в короткий (равный отчетному периоду) срок.

    Решение суда выносится на конкретно установленный срок – период мероприятий по оздоровлению финансовой ситуации на предприятии. Если исправить положение не удается, суд принимает решение о реальном банкротстве организации.

    Умышленное Руководство или собственники предприятия берут деньги взаймы, изначально не планируя их возвращать, либо такой замысел возникает в процессе хозяйственной деятельности. Своей задачей инициаторы умышленного банкротства видят вывод активов, в том числе заемных средств (фактически, похищение). Нередко такое банкротство сопровождается физическим бегством его организаторов.
    Фиктивное От умышленного отличается тем, что предприятие может продолжать свою деятельность, однако его объявляют банкротом (при этом нередко подделывая отчетность или проводя заведомо бессмысленные сделки, ухудшающие состояние предприятия «на бумаге»). Цель для инициаторов фиктивного банкротства – уйти от необходимости оплаты долгов, сохранив при этом активы организации.

    Отметим, что два последних вида банкротства являются уголовно и административно наказуемыми (ст.14.12 КоАП РФ в случае небольшого и среднего размера ущерба и ст.197 УК РФ при крупном и особо крупном ущербе в результате фиктивного банкротства). Правда, последний приговор за фиктивное банкротство в РФ выносился в 2010 году, а за преднамеренное банкротство наказывают максимум 10-15 раз в год. В то же время, например, в 2017 году, по данным Федресурса, в 15% случаев конкурсные управляющие выявляли признаки преднамеренного банкротства, однако доказать в судебном порядке дурные намерения собственников или не смогли.

    Как и любая процедура банкротства, в случае с объявлением финансовой несостоятельности предприятия инициатор подает заявление в арбитражный суд. Принимая к рассмотрению данный документ, суд определяет предполагаемый вид банкротства. Далее идут следующие стадии:

    1 Наблюдение

    Если у суда есть вопросы относительно перспектив предприятия (а они есть почти всегда), то на нем вводится наблюдение. Назначается временный управляющий, который обязан детально проанализировать экономику предприятия и сообщить суду: действительно ли единственным выходом для возврата долгов является банкротство или есть возможность оздоровить финансовое состояние фирмы.

    Стадия наблюдения может продолжаться до 7 месяцев. Управляющий в оперативную деятельность руководства предприятия (оно обычно остается прежним) практически не вмешивается. Его согласования требуют стратегические решения и приказы по организации об открытии/закрытии филиалов. Также согласуются назначения и увольнения топ-менеджеров. Действующему руководству и собственникам фирмы запрещается учреждать другие юридические лица от имени предприятия.

    Назначенный судом управляющий анализирует деятельность компании, выявляет ее активы и отслеживает возможные попытки вывести эти активы. По итогам наблюдения он составляет отчет, в котором указывает полный список активов, их состояние, перспективы фирмы, возможность (или невозможность) ее оздоровления. Также к отчету прикладываются расчет размеров задолженности, срок ее выплаты, полный список кредиторов и результаты переговоров с ними в виде оформленных предложений по или рассрочке выплаты долга. Такое бывает нечасто, но если кредитор действительно хочет вернуть свои , а должник теоретически способен рассчитаться, то диалог – лучшее решение.

    По результатам отчета временного управляющего суд может принять три варианта решения:

    Если есть шанс восстановить деятельность предприятия, вводится стадия оздоровления.

    2 Оздоровление финансового состояния

    Решение о переходе к данной стадии принимается арбитражным судом по результатам отчета временного управляющего, а также по ходатайству инициатора банкротства. К ходатайству прилагается план финансового оздоровления предприятия – перечень конкретных мероприятий по восстановлению платежеспособности фирмы. Он может быть рассчитан не более чем на 2 года. Исходя из плана составляется график погашения долгов, включающий рассрочки платежей, если об этом достигнута договоренность на стадии наблюдения.

    На этапе оздоровления действуют следующие нормы:

    • Дивиденды не выплачиваются, все средства идут на погашение долгов
    • Штрафы и пени на образовавшуюся задолженность не начисляются (но и начисленные ранее не списываются)
    • Снимается арест с имущества предприятия
    • Действие исполнительных листов приостанавливается

    После принятия решения об оздоровлении финансового состояния суд назначает административного управляющего, в обязанности которого входит контроль выполнения плана и графика погашения долгов. В обязательном порядке он согласовывает следующие действия руководства предприятия:

    • влекущие рост задолженности более чем на 5% (в том числе в форме нереализованной продукции);
    • покупку или дарение имущества на сумму свыше 50 тысяч рублей;
    • сделки по продаже задолженности или смене кредитора по договору цессии.

    Среди наиболее частых мероприятий по финансовому оздоровлению отмечают смену руководства предприятия, сокращение численности работников, закрытие непрофильных или нерентабельных подразделений, улучшение качества маркетинга и так далее.

    Права и обязанности административного управляющего на стадии оздоровления


    Оплачивает работу административного управляющего должник.

    По итогам стадии оздоровления управляющий составляет отчет о выполнении поставленных целевых показателей по возврату долгов и выносит этот документ на рассмотрение арбитражного суда.

    В среднем в год арбитражные суды назначают от 60 до 100 процедур оздоровления финансового состояния предприятий. Судя по статистике рассмотрения дел, долги в результате данной стадии гасят в среднем от 4 до 8% компаний-должников.

    Прочие 92-96% дел о банкротстве переходят на следующий этап. Если шансы восстановить предприятие остаются, вводится внешнее управление.

    3 Внешнее управление

    Назначая предприятию внешнее управление, суд подчеркивает, что причиной долгов предприятия является некачественный менеджмент. Поэтому прежнее руководство (гендиректор и совет директоров) отстраняется от дел в полном составе или частично, бразды правления переходят в руки внешнего управляющего, утвержденного судом. Управляющий действует по плану, предложенному комитетом кредиторов и одобренному судом. Стадия внешнего управления вводится на срок до года.

    Управляющий получает полномочия единственного исполнительного органа. Он вправе менять стратегию развития, открывать новые подразделения и юрлица, закрывать прежние (за исключением основного, разумеется). Внешний управляющий может даже на несколько месяцев прекратить выплату долгов, если суд согласится с тем, что это мешает восстановлению предприятия.

    На стадии внешнего управления обычно используют следующие мероприятия:

    • оптимизация имеющихся активов: прежде всего, закрытие нерентабельных
    • привлечение инвестиций в оборотный капитал
    • продажа имущества (обычно используемого для непрофильного бизнеса)
    • активизация взыскания дебиторской задолженности
    • смена вида деятельности предприятия/рыночной ниши/маркетинговой стратегии
    • допэмиссия ценных бумаг фирмы

    По данным Федресурса, за 2012-2017 годы в результате внешнего управления к нормальной финансовой деятельности возвращался в среднем 1% предприятий, в отношении которых была введена такая форма. Такой небольшой процент обусловлен тем, что среди лиц, назначаемых внешними управляющими, не так много людей, которые искренне желают выводить из пике предприятия. К тому же в их руки обычно попадают фирмы, находящиеся в очень сложном экономическом положении.

    Если внешнее управление не позволяет достичь нужного эффекта, суд выносит решение о начале конкурсного производства – о распродаже имущества предприятия.

    4 Конкурсное производство

    На этом этапе хозяйственная деятельность предприятия прекращается, его активы реализуются, вырученные деньги идут на погашение долгов. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который за полгода обязан провести полную инвентаризацию имущества фирмы, включая независимую оценку.

    Последствия назначения конкурсного производства

    После этого имущество предприятия выставляется на торги.

    Порядок конкурсного производства

    1 Суд назначает конкурсного управляющего.

    Происходит это в день объявления банкротства предприятия. В ту же дату должнику направляется уведомление о начале конкурсного производства. После получения уведомления в течение трех дней он обязан передать печати и документы конкурсному управляющему, издавшему соответствующий приказ.

    2 Управляющий извещает о банкротстве и распродаже имущества ФНС и кредиторов.

    Известить ФНС необходимо в течение трех дней после передачи печатей и документов – по форме, установленной данным ведомством. Информация для кредиторов и других заинтересованных лиц публикуется в официальном публикаторе – газете «Коммерсант» в течение 10 дней после начала конкурсного производства. О публикации управляющий обязан сообщить в арбитражный суд.

    3 Вручение сотрудникам предприятия уведомлений об увольнении.

    Сделать это необходимо и в случае, если фактически деятельность не ведется, но работники числятся трудоустроенными на предприятии. Уведомления вручаются в течение 30 дней после открытия конкурсного производства.

    4 Закрываются все счета предприятия кроме одного.

    Делается это для упрощения контроля за активами компании, а также для прозрачности процесса продажи имущества. На единственный счет будут поступать все получаемые от распродажи активов средства.

    5 Составляется инвентаризационная ведомость.

    В этом документе указывается стоимость всех активов предприятия. Оценку проводят привлеченные независимые эксперты.

    6 Взыскание дебиторской задолженности (при наличии).

    Если предприятию-банкроту должны потребители, эти долги перед процедурой должны быть взысканы либо переведены в разряд безнадежных. В реальности бывают сложные «многоходовые» ситуации, когда одному банкроту должна другая фирма, находящаяся также в стадии банкротства, той должен третий банкрот и так далее. Что называется, проще списать такие долги, чем дождаться окончания всех процедур. Помимо денег предприятию должно быть возвращено всё переданное в аренду или в иное пользование имущество. Конкурсный управляющий отражает все прекращенные договоры займов, аренды и других форм передачи имущества в своем отчете для арбитражного суда.

    7 Формирование конкурсной массы.

    Конкурсная масса – это всё имущество предприятия, которое может быть выставлено на продажу. Недвижимость, автомобили, материальные запасы, нереализованная продукция, акции других предприятий и т.п.. Как именно продавать данное имущество, решает собрание кредиторов по предложению конкурсного управляющего. Затем состав конкурсной массы и способ продажи утверждает арбитражный суд. Всё это должно быть сделано в течение 6 месяцев.

    8 Проведение торгов по имуществу предприятия-банкрота.

    Продажа имущества проводится в соответствии с требованиями закона о банкротстве. Полностью процедура . Торги по банкротству проводятся на специальных электронных торговых площадках. Лоты на продажу выставляет конкурсный управляющий, он же ведет торги. Продажа имущества проводится в три этапа. На первом цена повышается по отношению к стартовой с определенным шагом. Побеждает тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену. Если желающих не находится, стоимость активов уменьшается на 10% и вновь выставляется на торги по той же схеме. Если и после этого спроса не возникло, имущество предприятия продается путем публичного предложения. Это значит, что цена снижается до тех пор, пока не появится покупатель, пожелавший купить выставленный на торги лот.

    9 Расчет с кредиторами.

    Когда на счет предприятия-банкрота поступают средства от проданного имущества, сначала погашаются судебные издержки, после этого – платежи по алиментам, заработной плате, прочие текущие платежи, а оставшиеся средства идут на выплату долгов кредиторам в порядке, определенном в реестре. Если денег не хватает (а так бывает в 99,9% случаев), задолженность гасится пропорционально долям участников реестра кредиторов.

    10 Снятие предприятия с налогового учета.

    2 Еще один ресурс для обязательной публикации – сайт газеты «Коммерсант»: https://www.kommersant.ru/bankruptcy

    3 Решения арбитражных судов о введении процедуры банкротства публикуются в картотеке арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru

    4 Сведения о юридических лицах (в том числе о введенных в их отношении процедурах банкротства) публикуются на портале Федеральной налоговой службы: https://egrul.nalog.ru/

    5 Существуют специальные поисковые сервисы, по которым можно проверить финансовую состоятельность организации. Например, https://www.kartoteka.ru/ или https://reputation.ru/ . Обратите внимание: все подобные сервисы – платные.

    Наше предприятие считается градообразующим. В последние годы у него большие финансовые проблемы. Может ли оно обанкротиться или государство заплатит все долги?

    Банкротство градообразующих предприятий возможно на тех же условиях, что и признание финансовой несостоятельности любого другого предприятия, но с некоторыми особенностями. В арбитражном суде заявления о банкротстве подобных компаний рассматривается с участием не только заинтересованных лиц, но и органа местного самоуправления. Если предприятие крупное, в деле могут участвовать также региональные власти, а в случае крупнейших или социально значимых компаний – и представители федеральных властей.

    Как правило, процедура банкротства градообразующих предприятий включает все стадии – органы власти заинтересованы вернуть предприятие к нормальной деятельности. На этапе наблюдения управляющий особое внимание уделяет законности действий руководства компании, а также ее учредителей. Если выявляются сомнительные сделки, их могут отменить решением суда. Вина директоров или учредителей может стать причиной для уголовного или административного преследования указанных лиц.

    На стадии финансового оздоровления предприятию обычно выделяются средства из областного или федерального бюджета на погашение долгов по коммунальным налоговым платежам и т.д. Активно используется реорганизация компании, когда филиалы закрываются либо переводятся в самостоятельные фирмы. Особенностью финансового оздоровления является его увеличенная длительность по сравнению с «обычными» предприятиями – до 2 лет, а при наличии положительных тенденций по решению суда этот срок может быть еще и продлен.

    Другой особенностью банкротства градообразующих предприятий является возможность поручительства над должником – гарантии органов власти дают возможность получить отсрочку по кредиторской задолженности или реструктурировать долг.

    Конкурсное производство в отношении градообразующего предприятия вводится только в самых безнадежных случаях, но и здесь продажа осуществляется единым комплексом, чтобы новый собственник мог возобновить деятельность компании. По закону, в договоре купли-продажи прописывается обязательство покупателя сохранить не менее половины рабочих мест предприятия в течение 3 лет. Если это требование нарушается, арбитражный суд признаёт сделку недействительной.

    При удовлетворении требований кредиторов за счет продажи обанкротившегося градообразующего предприятия средства первым делом идут на ликвидацию негативных последствий для региона. Выплачиваются зарплаты, пособия, компенсации. Требования кредиторов удовлетворяются в последнюю очередь.

    Часто банкротство предприятия сваливается на кредиторов как снег на голову. Можно ли спрогнозировать вероятность банкротства?

    С точки зрения неспециалиста можно выделить несколько признаков, по которым даже не слишком сведущий в тонкостях экономической науки человек увидит возможное банкротство предприятия. К прямым признакам относятся:

    • Высокая просроченная задолженность перед кредиторами – речь идет о задержках в выплатах менее трех месяцев.
    • Резкий рост займов, взятых предприятием в последние месяцы.
    • Существенное снижение стоимости акций предприятия.
    • Спад объемов продаж.
    • Убытки в бухгалтерском балансе за несколько периодов подряд.
    • Излишки готовой продукции на складах.

    К косвенным признакам надвигающегося банкротства относят:

    • внезапное прекращение деловых отношений с крупными контрагентами;
    • частые простои;
    • резкое снижение инвестиций в основные средства;
    • сосредоточение компании на одном рынке сбыта.

    Экономисты же используют профессиональные методики оценки вероятности банкротства.

    1 Метод Альмана

    Так называемая пятифакторная модель прогнозирования банкротства. Формула оценки состояния дел у того или иного предприятия выглядит так:

    Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5

    • X1 – это деление оборотного капитала на суммарное количество активов фирмы;
    • X2 –финансовый рычаг;
    • X3 – деление суммарного размера прибыли до налогообложения на заемные средства;
    • X4 – деление суммарной ценности своего капитала на стоимость заемных обязательств;
    • Х5 – деление совокупности продаж на общий размер активов предприятия.

    Когда путем этого хитрого расчета получается показатель Z, его оценивают следующим образом:

    • Z<1,81 – высокая вероятность банкротства;
    • 1,81≤Z<2,77 – средняя вероятность;
    • 2,77
    • 2,99

    Банкротство (от итал. banco - скамья, банк и rotta - сломанный) - это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть погашены.

    Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

    Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предприятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

    Банкротство наступает после признания факта несостоятельности арбитражным судом. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или уполномоченного органа. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 100 тыс. руб.

    В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение.

    Следует иметь в виду, что для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенностями функционирования и социальной значимостью данных организаций.

    Упрощенная процедура банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

    Так, упрощенная процедура применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным.

    Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, поэтому наряду с применением крайней меры - ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персональная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

    К неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ) относятся:

    • 1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо штраф до 500 тыс. руб.
    • 2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении. Подобные действия наказываются либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо штрафом до 300 тыс. руб.

    Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) - преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия заведомо некомпетентным ведением дел, совершенное собственником или руководителем предприятия в своих интересах и причинившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия. Наказывается штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 6 лет.

    Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) - заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликвидации предприятия как такового. Предусматривает наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. либо лишения свободы на срок до 6 лет.

    Банкротство – это неплатежеспособность должника, имеющая или приобретаемая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником.

    В экономически развитых странах банкротство рассматривается как нормальное явление хозяйственной жизни. Оно призвано выполнять важнейшую роль в системе функционирования экономики как на макро-, так и на микро-уровнях. На макро уровне банкротство помогает ликвидировать малоэффективные и убыточные предприятия и оздоровить экономику в целом, повысить ее конкурентоспособность.

    На микро-уровне угроза банкротства (потеря вложенных средств, деловой репутации и т.д.) заставляет искать и применять на предприятии современные эффективные методы организации производства и труда, планирования, финансового менеджмента.

    Как показывает зарубежная практика, ни одно из государств, переживших кризис в экономике (Япония, Швеция, Китай, Германия и др.), не обошлось без решения проблемы убыточных предприятий. Каждый год в условиях рыночной экономики оказываются несостоятельными в среднем от 2 до 6% всевозможных предприятий.

    Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе, по взаимоотношениям с бюджетом.

    Причины кризисных ситуаций скрыты в самом рыночном хозяйстве, вызваны постоянным изменением рыночной ориентации потребителя.

    Успехи и неудачи предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов – внешних, нa которые оно не может оказывать влияние, и внутренние, которые, как правило, зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспособиться к изменению внешних (социальных) и внутренних (технологических) факторов является гарантией не только ее выживания, но и процветания.

    К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся:

    размер и структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения, а значит, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность; уровень культуры, т.е. привычки и нормы потребления, предпочтения одних товаров и отрицательное отношение к другим; международная конкуренция, при которой зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других - за счет более совершенных технологий.

    На финансовом положении большинства предприятий негативно сказывается и последствия общеэкономического спада, инфляции, зачастую выражающиеся в слиянии фирм и неожиданном возникновении новых конкурентов, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования, резкое уменьшение государственного заказа, что весьма характерно для нашей страны в последнее время.

    Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам, но проведение им гибкой политики способно значительно смягчить негативные последствия общего спада в экономике.

    Внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы, в общем виде можно сгруппировать следующим образом:

    философия фирмы; принципы ее деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга;

    Мониторинг обанкротившихся фирм США показывает, что с точки зрения самих банкротов причинами банкротства в основном являются внешние факторы, такие, как общий спад деловой активности, недостаточность капитала, конкуренция, неплатежи. Кредиторы, напротив, основными причинами банкротства считают внутренние факторы предприятия и, прежде всего, неэффективность управления.

    В классической рыночной экономике, как отмечают западные специалисты, внешние факторы обуславливают 1/3, а внутренние 2/3 всех банкротств.

    Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство - это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство - умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство - это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.

    Любое предприятие, реализовывающее коммерческую деятельность, всегда обязана взаимодействовать с банками, налоговыми органами, и иными предприятиями (потребителями и поставщиками) и др. В результате данных отношений у предприятия возникают некие обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

    Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор может потребовать от должника реализации данных обязательств, и возмещения всех убытков, которые были причинены из-за неисполнения или некачественного исполнения обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень/ Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А. В.- М.: Дашков и К, 2005.-316 c.

    Разделение обязательств предприятия на группы происходит следующем образом:

    · обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Здесь же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие берет будущий заем;

    · обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.

    · обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

    При ощущения предприятием дефицит или кризис всех имеющихся возможностей для осуществления наблюдающих обязательств, зарождается вопрос, может ли оно полностью удовлетворить кредиторов в установленные сроки, и платежеспособно ли оно.

    Предприятие, переходящее из состояния во временного исполнения обязательств в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения с дефектами и остановками вплоть до безысходного состояния, делается как партнер несостоятельным, или неплатежеспособным, который наносит ущерб своим кредиторам.

    В конечном счете, обанкроченное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

    · или предоставить требования о ликвидации этой организации и продажи его имущества для удовлетворения полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

    · или дать предприятию весомый и контролируемый шанс на преодоление на финансовое оздоровление, внутреннего финансового кризиса, которое может быть реализовано в рамках соглашения, которое ограничено во времени;

    Этот должник, оценив свое упадочное состояние и свою слабую способность к расчету по денежным обязательствам, поставил вопрос о переговорах с кредиторами или о своей ликвидации как предприятия.

    Цивилизованная процедура ликвидации предприятия, продажи имущества и расчета с кредиторами называется банкротством.

    Банкротство в строго юридическом значении слова наступает по решению арбитражного суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. Дo этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии (хотя в простой речи понятие «банкрот» понимается как оценочная характеристика организации, которая испытывает постоянные трудности в расчетах).

    Суд при рассмотрения дело в банкротстве может и не объявлять организицию банкротом, а предложить ему сделать финансовую оздоровляющую попытку.

    Банкротство является следствием развития кризисного финансового состояния, когда организация проходит путь от эпизодической до хронической неспособности удовлетворять требования кредиторов, включая и по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

    Значит, банкротство является наиболее возможным юридический результатом неблагоприятного развития финансового состояния организации, при котором он теряет способность своевременного погашения долга. Отсюда вытекает, что предпосылки банкротства возникают внутри самой организации, в том числе в структуре его капитала, при котором по различным причинам возникает регулярная неспособность платежа.

    Неплатежеспособность предприятия прямо пропорциональна объему всех обязательств. Истинно, предприятие является абсолютно платёжеспособным, если его капитал полностью является собственным, а обязательства по ним не имеются. Поскольку обязательства появляются всегда (например, по налогам), это означает, что такое предприятие с опережением (авансом) выполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает.

    Оставаясь платежеспособным, одновременно предприятие может и вовсе не иметь собственного капитала и работать целиком на заемных средствах. Выручка является решающим фактором.

    Неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность (естественно, при наличии обязательств). Если за установленный период темпы прироста выручки были ниже темпы роста обязательств, то у предприятия начался рост неплатежеспособности.

    Причинами банкротства в общем случае становятся факторы, влияющие:

    а) на недостаточный рост или снижение выручки;

    б) на опережающий прирост обязательств.

    1) 3aмедление темпов роста прибыли, либо ее абсолютное уменьшение замечается:

    · при избытке товаров, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее ненадлежащего качества, возвышенной цены или уменьшения потребности в ней;

    · при уменьшении рынка за счет введения запретов, квот, таможенных барьеров и т.д для затруднённого доступа.

    · при усиливающемся невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с недобросовестным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

    Другими словами или не берут продукцию (услуги), или не пускают на рынок или берут, но не платят.

    2) Опережающий темп прироста обязательств встречается в случаях, когда:

    · организация реализовывает нерезультативные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), не сопровождающие отвечающим ростом выручки. При этом может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки.

    · организация накапливает средства в расчетах, практически не имеющие отношения к выручке;

    · организация загружает производство лишними (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки, а только уменьшают;

    · организация несет убытки.

    Этот комплекс общих причин неплатежеспособности присущ для всех организаций, которые испытывают трудности для своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Обстоятельства особо усиливается, когда нет управления и планирования денежными потоками.

    В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть объединены к двум основным:

    1) нехватка способностей для запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.). В таком случае можно говорить о болезни бизнеса (или маркетинга);

    2) неэффективному финансовому руководству организации, когда оно излишне обременяется обязательствами. В этом случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

    Первый случай наиболее наглядно сказывается на выручке, второй -- на росте всех обязательств.

    Специфические же основания для неплатежеспособности и банкротства фирмы в России складывались десятками лет и тесно связаны с особенностями социалистической плановой экономикой, запрещающую частную инициативу самостоятельных предпринимателей, ориентированных на частную собственность и выгоду; спрос потребителей; конкурентную борьбу по инициативе предпринимателей, принуждённых в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок), на уменьшение своих издержек и отсев или банкротство тех, кто не может догнать растущий запрос рынка по качеству и ассортименту предложения товаров и услуг.

    Например, развился менталитет, ориентированный:

    · на выспрашивание у государства ресурсов, средств при любом подходящем случае, считая это непринужденным правом;

    · на реализацию планов и смет, но не обученный для управления финансами;

    · на использование заработанного и полученного на то, на что раньше тратить средства особо не допускалось или строго регламентировалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши -- машины, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.).

    Другим словом, долгое подавление и принужденный аскетизм заставили появления тяги к расточительству, которая показала себя, едва появилась выгодная возможность.

    Вся данная совокупность неестественных свойств установила специальную склонность многих российских предприятий к кризису и банкротству в условиях реформаторской экономики.