Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Беседа о конституции для старших дошкольников. Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ «Конституция - основной закон государства

    Беседа о конституции для старших дошкольников. Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ «Конституция - основной закон государства

    Конспект классного часа на День конституции для 7-9 классов

    Возраст учащихся : 7-9 классы

    Цели:
    1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
    2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
    3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
    4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
    5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

    Оборудование:

    -Текст Конституции Российской Федерации.
    -Проектор, экран.
    - Слайды, составленные в программе Power-Point:
    портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.

    Ход мероприятия
    - Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
    Права, свободы человека -
    Таков приоритет страны.
    Мы Конституции навеки
    Канонам следовать должны.
    Мы честь Отчизны охраняем,
    Мы все едины, мы - народ!
    Россия, матушка родная,
    Тебя спасем от всех невзгод.
    Нам Конституция дана,
    Чтобы понять, в чем ее суть.
    У нас прекрасная страна,
    А вместе с ней и весь наш путь!

    Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
    Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
    -Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
    Например,
    Каждый человек имеет право на свободу слова
    Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
    Каждый человек имеет право на работу
    Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
    Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
    Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
    Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
    - Защита Родины
    - Соблюдение законов Государства
    - Получение основного общего образования
    - Сохранение природы и окружающей среды
    - Забота о детях
    - Забота о родителях
    - Защита исторических памятников и культурного наследия страны
    - Уплата государственных налогов
    -Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
    В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
    Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
    В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена
    Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

    Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
    В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
    С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
    Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
    Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
    Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
    - Российский флаг. Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг?
    Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
    Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ.
    Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
    Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
    - Государственный герб Российской Федерации
    На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
    - Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
    Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны.
    Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
    Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".
    В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.
    В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
    В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
    После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
    - Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
    Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
    Гимн России
    1.Россия -священная наша держава,
    Россия-любимая наша страна.
    Могучая воля, великая слава-
    Твоё достоянье не все времена!
    Припев:
    Славься, Отечество наше свободное,
    Братских народов союз вековой,
    Предками данная мудрость народная!
    Славься страна! Мы гордимся тобой!
    2.От южных морей до полярного края
    Раскинулись наши леса и поля!
    Одна ты на свете! Одна ты такая -
    Хранимая богом - родная земля!
    Припев
    3.Широкий простор для мечты и для жизни
    Грядущие нам открывают года.
    Нам силу даёт наша верность Отчизне.
    Так было, так есть и так будет всегда!
    Припев.
    - Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
    - Назовите Президентов нашей страны.
    Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.
    1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
    - Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
    - Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
    - Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
    - С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
    - Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
    - Что такое герб? (эмблема государства).
    - Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
    - Что такое гимн? (торжественная песня).
    - Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
    - Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
    - Назовите денежную единицу России. (Рубль).
    - Назовите растение – символ России. (Береза).
    - Назовите столицу России. (Москва).
    - Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
    - Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
    2. Конкурс «Самый быстрый».
    -Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
    -Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
    -Форма правления в России? (Республика)
    -Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
    -Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
    -Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
    3. Конкурс "Конституционные термины".
    По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
    1 термин: (конституция)
    - русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
    -одно из значений - построение;
    -в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
    -на латинском - установление;
    -в политике - основной закон государства;
    2 термин: (государство)
    -имеет свою структуру;
    -имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
    -появилось в глубокой древности;
    -из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
    -оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
    3 термин (республика)
    -возникла в Древней Греции;
    -на латыни - общественное дело;
    -ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
    -это форма правления;
    -бывает парламентской и президентской;
    4 термин (налог)
    - устанавливает государство;
    западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
    -при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
    -идёт на содержание госструктур, армию, образование;
    - по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
    Подведение итогов конкурсов.
    Подведение итогов классного часа.
    - О чем мы говорили?
    - Что нового сегодня узнали?
    - О каких символах государства вспомнили?
    - Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
    - Когда в России отмечается день Конституции?
    - Все ли равны перед основным законом РФ?
    - Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
    А закончить наш классный час я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:
    Время влияет на дни и события,
    Давит, диктует форматы и стили,
    Вы на пороге большого открытия
    Сильной, свободной, богатой России.
    Время менять обещанья строптивые,
    Но это сделано здесь и сейчас.
    Люди свободные, честолюбивые,
    Завтра России зависит от вас.

    Цель: Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна , способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм, всесторонне развитую личность.План-конскпект классного часа 1. Организационный момент: Сегодня наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ . Вы познакомитесь с основными понятиями:
      1.Конституция Российской Федерации.(РФ) 2.Флаг России 3.Герб Российской федерации 4.Гимн РФ
    Также, мы с Вами поговорим о целях и задачах о конституции.2. Основная часть: А) Определение Конституции Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.Конституция -основа всего текущего законодательства. Действующая конституция принята 12 декабря 1993 года . Теперь этот день объявлен Днем конституции России. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.Конституция возникла от того, что общество всегда стремилось в процессе государственного и общественного развития к правопорядку и регулировании государственной власти. Конституция демократического государства устанавливает основные права и свобода человека и гражданина. Законодательство и деятельность правительства должны функционировать в рамках Конституции.Б) История Конституции В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.В) Флаг В каждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб, гимнФлаг России выглядит так,
      Белый цвет - за Отечество Синий цвет - Верность Красный цвет -Отвага, битва за веру
    Г) Герб Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти -исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.Д) Гимн Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова:

    Гимн России

    1.Россия -священная наша держава, Россия-любимая наша страна. Могучая воля, великая слава- Твоё достоянье не все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься страна! Мы гордимся тобой! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля! Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая богом - родная земля! Припев 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законовНапример,
      Каждый человек имеет право на свободу слова Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование Каждый человек имеет право на работу Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества
    А какие законы знаете вы?Ответы детей3. Заключительная часть: Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего классаОтветы детей.

    Форма проведения: беседа с элементами игры.

    Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.

    Задачи:
    Образовательные:

    1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
    2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
    2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
    3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
    2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

    Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

    Ожидаемый результат:
    Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.

    Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.

    Ход занятия

    1. Вступительное слово.
    Мы начинаем классный час.

    • Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

    (Я – гражданин…)

    • Что интересного заметили?

    (Пропущено слово).

    • Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

    (…России)
    (Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).
    Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».

    • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

    (Ответы детей.
    Обобщение:
    Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

    • Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

    Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

    • Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

    (Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

    2. Беседа о ценностях человека.

    • Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

    (Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

    • А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

    (Родина.)
    Если не ответят, рассказываю историю:

    • Послушайте одну историю.

    Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
    По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

    • Почему же Человек заскучал?

    (Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
    Обобщение.

    • Ребята, а что же такое Родина?
    • Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.

    Родина – это…

    • А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
    • Наша с вами Родина – это Россия.
    • Кто может показать нашу Родину на карте?

    (Показ России)

    • Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?
    • Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

    Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

    • Назовите основные символы государства.

    (Герб, флаг, гимн).

    3. Сообщения учащихся. Работа в группах.
    1. О гербе России (1 группа)
    1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
    Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
    2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
    3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
    4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
    5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
    6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
    Ученик 7. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
    Ученик 8. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
    Ученик 9. В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
    - Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
    - Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
    - Когда появился первый российский герб?
    (Около 500 лет назад, в 1497 году).
    - Что держит орел в своих лапах на гербе России?
    (В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
    - Что такое скипетр? А держава?
    - А что за всадник изображен на груди орла?
    (Это Святой Георгий Победоносец).

    4. Работа в группах.
    - Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).

    Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

    5. Физминутка.

    6. Сообщения учащихся о флаге.
    - Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
    О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).
    1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
    Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
    2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
    Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
    3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.
    4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
    5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
    Обобщающая беседа:
    - Как называется наука о флагах?
    (Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
    - Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
    (Военный корабль «Орел»).
    - Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
    (22 августа).

    7. Работа в парах.
    - У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.
    - А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?

    (Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)

    • Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

    8. Сообщения учащихся о гимне.
    - Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
    (Сообщения учащихся третьей группы).
    1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
    2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
    3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
    4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
    Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
    5 ученик. Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
    6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
    Обобщение.
    - Что обозначает слово «гимн»?
    - Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
    - А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
    (Включаю гимн. Дети слушают стоя).
    Обобщение.
    Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?
    (Сегодня праздник – День Конституции).

    9. Беседа о Конституции.
    - Что же такое Конституция?
    (Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
    Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
    - Кто является президентом нашей страны?
    (Д. А. Медведев (Показываю портрет)).
    - Что вы о нем знаете?
    - Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…
    (Дети читают письма президенту).
    - А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
    - Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
    - Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
    (Показываю табличку на доске «жизнь»).
    Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
    Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
    - Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
    - Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
    (Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
    - Как вы считаете, мы назвали все права?
    (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

    10. Применение Конституции к сказкам.
    - А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
    Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
    (У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
    Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
    Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
    Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
    (Звучит музыка).
    Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
    (Музыка стихает, царица зовет служанку).
    Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!
    Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
    Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
    Ведущий. Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
    Чернавка. Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
    - Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
    1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
    (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
    2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
    (Дед из сказки «Репка»).
    3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
    («Золушка» Ш. Перро).
    - А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
    (Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
    - Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
    (Ответы детей).
    - Какова ваша главная обязанность?
    (Хорошо учиться).
    Обобщение.

    11. Принятие законов жизни класса.
    - Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
    - Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
    1. Закон правды.
    Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
    2. Закон добра.
    Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
    3. Закон заботы.
    Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
    4. Закон милосердия.
    Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
    5. Закон уважения.
    Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
    6. Закон чести.
    Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
    - Что вы можете сказать о проекте законов?
    (Высказывания детей).
    - Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
    А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

    12. Рефлексия.
    (Дети прикрепляют ладони на доску).

    13. Итог занятия.
    - Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
    (Высказывания детей).
    Обобщение.

    14. Обзор литературы по теме классного часа.

    Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».

    БЕСЕДА О КОНСТИТУЦИИ

    Если мы с вами образно представим все законодательство нашей страны в виде красивой пушистой елки, на каждой веточке которой в иерархическом порядке расположить правовые документы: Кодексы, например, Уголовный, Гражданский, Административный, Трудовой и другие, а также Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства России и другие правовые акты, то на самой вершине нашей лесной красавицы будет звездой сиять основной закон страны – Конституция Российской Федерации .

    А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

    Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержаться нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой (юридической конечно), которой должно подчиняться все законодательство нашей страны. Она одинаково применяется даже в самых отдаленных уголках нашей большой Родины. «Как это понимать?» - спросите вы.

    Для ответа на ваш вопрос приведем простой пример. В статье 27 Конституции России провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый день, выходя на улицу, мы с вами даже не задумываемся, что право на наше передвижение закреплено в Конституции РФ и не требует никого дополнительного законодательного регулирования.

    Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она не большая, но очень значимая по содержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, и принимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия..

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ». С этих слов, в том числе, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа.

    Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны. Она не содержит правовых норм, но очень важна, поскольку предопределяет дальнейшее ее содержание.

    Преамбула прежде всего констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом России, ради его счастливого будущего, развития государства и общества.

    Раздел первый Конституции страны содержит главу 1, которая называется «Основы конституционного строя». А что такое конституционный строй? Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона система основополагающих общественных отношений.

    Конституционный строй – это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции.

    Всякая форма государства складывается из трех структурных компонентов:

    1. Формы правления
    2. Формы национально-государственного устройства,
    3. Политического режима.

    О форме правления четко указано в статье 1 Конституции. Россия представляет собой государство с республиканкой формой правления.

    У нас в стране Президентская форма правления.

    О форме национально-государственного устройства Конституция гласит следующее. Россия – федеративное государство. «Федерация» в переводе с латинского языка – это «объединение», «союз». Оно означает, что государство состоит из нескольких субъектов, и все они являются равноправными. Обратимся, например, к статье 5 Конституции России.

    «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округовравноправных субъектов Российской Федерации» - гласит данная статья. И далее, в этой же статье мы читаем. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».

    О политическом режиме Конституция гласит в статье 1. Россия – это демократическое правовое государство. Демократический режим находит свое выражение в том, что:

    • человек, его права си свободы объявляются в Российской Федерации высшей ценностью;
    • многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране;
    • государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
    • Органы всех трех ветвей власти самостоятельны. Об этом в статье 10 Конституции РФ.

    В России (кстати, согласно статье 1 Конституции наименования Российская Федерация и Россия равнозначны) признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти. Но органы местного самоуправления, как и все в нашей стране, обязаны подчиняться Конституции и принятым в соответствии с ней законам.

    Российская Федерация согласно статье 14 Конституции России – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Самой интересной и прикладной является глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина».

    В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного права, права и свободы человека и гражданина.

    Согласно Конституции права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы:

    А) гражданские;

    Б) политические;

    В) личные.

    К гражданским правам и свободам относятся:

    К политическим правам относятся:

    • право на объединение; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.

    К личным правам относятся:

    • право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д.

    Конституция России в статье 53 четко закрепляет, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.

    Все перечисленные права и свободы обеспечиваются Конституцией надлежащими экономическими, политическими и юридическими гарантиями и находятся под охраной государства.

    Далее в Конституции страны в сжатом (о самом главном) виде изложены основы организации органов государственной власти и местного самоуправления. Это и глава 3 «Федеративное устройство». Это и далее главы 4-6, которые закрепляют полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Отдельная глава 7 посвящена судебной власти. В этой главе нашлось место и для органов прокуратуры.

    Прокуратура не входит не в одну ветвь власти. Это надзорный орган, который стоит особняком, составляет единую централизованную систему. При написании Конституции РФ не сразу определились, в какой же главе написать о прокуратуре. Написали в самой последней статье 129 главы 7 о судебной власти. Подчеркнули, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.

    Ребята! Перед вами конституция Российской Федерации.

    ПОИЩИТЕ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД, ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА -РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

    ОПРЕДЕЛИТЕ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ ВТОРОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАКИЕ ПРАВА ВОЗНИКАЮТ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

    КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ?

    ПРАВО НА МАТЕРИНСТВО?

    ПРАВО НА ТРУД?

    ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

    Классный час «По страницам Конституции»

    Цель: формирование патриотизма
    Задачи:
    1) познакомиться с основным законом страны
    2) развивать творческие способности учащихся
    3) воспитывать любовь к Родине.

    Оборудование: презентация, кроссворд
    Слайд 1 (Наша Родина)

    - Сегодня речь пойдет о государственном празднике России. Наша Родина- Россия, или Российская Федерация. На нашей планете много стран. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные. Каждый человек, являясь гражданином того или иного государства, гордится свой Родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому-Россия.
    Слайд 2

    Отгадайте пословицу:«Мать, человек, одна, Родина, у, одна, и».(Работа в парах)

    Слайд 3 «Одна у человека мать, одна и Родина»

    Как вы ее понимаете?
    -Какие еще пословицы о Родине знаете?(«Нет в мире краше Родины нашей», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Своя сторона- мать, чужая- мачеха».
    Что для вас понятие «Родина»?
    -Давайте послушаем стихотворение о Родине(А. Прокофьев «Родимая сторона»):
    1) На широком просторе
    Предрассветной порой
    Встали алые зори
    Над родимой страной.
    2) С каждым годом все краше
    Дорогие края.
    Лучше родины нашей
    Нет на свете, друзья!
    3) Россия…Как из песни слово…
    Березок юная листва,
    Гуденье цеха заводского,
    Любимый город наш -Москва.
    Слайд 4

    Давайте исполним гимн России. (Дети стоя исполняют гимн России).
    -Какое чувство у вас возникло?
    -Гимн-это один из символов государства. А какие еще символы вам знакомы? (Флаг, герб).


    - Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике, узнаем название классного часа.
    (Работа в группах)
    1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
    2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
    3) Торжественная государственная песня. (Гимн)
    4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
    5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
    6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
    7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
    8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
    9) Наше государство-Российская…(Федерация)
    10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)

    Слайд 6


    - Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция. Что такое Конституция? (Это основной закон государства)
    В этом году Конституции РФ исполняется 22 года. Наш классный час посвящен этому событию и называется он «По страницам Конституции».
    - Попробуйте сформулировать цель и задачи. (Знакомство с основным законом страны, ее некоторыми статьями)
    - Зачем нужно изучать Конституцию?
    - Это 8-я Конституция России, она была принята народным голосованием 12 декабря 1993 года, а первая появилась в 1918 году.
    - Прочитайте начало и скажите, что является главной ценностью нашего государства?
    Слайд 7

    «Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»
    (Является народ, его права и свободы).
    -Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых содержатся основные права и свободы личности, устройство государства и т. д. Есть глава, посвященная президенту. Кто является президентом Российской Федерации?
    Слайд 8 (В. В. Путин)


    Итак, давайте пролистаем эту книгу.
    Слайд 9


    Ст. 20. «Каждый имеет право на жизнь.»
    -Как вы ее понимаете? В каких произведениях нарушено это право?
    Слайд 10 («Волк и семеро козлят», «Колобок»)


    Слайд 11 Ст.25. «Жилище неприкосновенно»


    - В каком произведении нарушено это право?
    Слайд 12 («Три поросенка»)


    Слайд 13


    Ст. 37. «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
    -Расскажите, кем вы хотите стать в будущем.
    -Кем бы вы ни стали, своим трудом вы будете приносить пользу другим людям. Послушайте стихи о людях разных профессий (Д Родари
    1) Человек, что мне построил дом,
    Был чужим, он не был мне знаком.
    Но, присев устало на крыльце,
    Думал он о будущем жильце.

    2) Был не друг и вовсе не родня
    Тот, кто шил рубашку для меня,
    Но и он, орудуя иглой,
    Обо мне подумывал порой.

    3) Никогда нигде я не встречал
    И того, кто туфли мне тачал.
    А ведь он с собой наедине
    Размышлял частенько обо мне.
    Хором : Сколько их, друзей в моей стране,
    Что все время помнят обо мне!
    -О людях каких профессий говорится в этом стихотворении? Вы должны уважать труд людей. Приведите примеры.А сейчас послушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу:
    1) Хлеб румяный и пахучий…
    Что на свете хлеба лучше?
    Нет вкуснее каравая
    В целом мире ничего!
    2) В магазине покупаем
    Очень дешево его.
    Только есть цена другая
    У простого каравая.
    3) Забывать нельзя о том,
    Что дается он трудом!
    Очень нелегка работа
    У кормильца хлебороба!
    Слайд 14


    Ст. 43 «Каждый имеет право на образование»
    -Все вы –ученики 2-го класса, Затем пойдете в 3-класс, в 9-й, а кто-то захочет закончить 11 классов. После окончания школы вы продолжите получать образование в колледжах, техникумах, институтах. Школа- это первая ступенька в образовании, но, несомненно, очень важная. Скажите, чему учат в школе. Давайте исполним песню об этом. (Песня «Чему учат в школе»)
    Слайд 15


    Ст. 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду».
    -Давайте послушаем стихотворение(Метревели М. «Земля-наш дом»):
    1) Ты можешь удивиться,
    Узнав,- Земля-наш дом!
    Живут в нем звери, птицы,
    И мы с тобой живем.

    2)Земля-наш дом огромный,
    В нем много этажей
    Для жителей подводных
    И для лесных ужей.

    3) Для всех квартир хватило:
    Для буйволов и коз,
    Для сов и крокодилов,
    Для зайцев и стрекоз.

    4) Земля- наш дом огромный
    И пусть сооружен
    Он не из плит бетонных,
    Но суть совсем не в том.

    5) А в том, что мы- соседи,
    И мы должны сберечь
    Оленей и медведей,
    Об этом наша речь!
    -Как мы должны относиться к природе?
    Слайд 16


    Ст. 59 «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
    -Юноша, достигший 18 лет, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, призывается в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Они служат ВМФ, в десантных, ракетных, танковых войсках, охраняют наши границы. Сейчас прозвучит стихотворение О. Высотской «Мой брат уехал на границу».
    1) Мой брат уехал на границу,
    Он пограничник. Он солдат.
    Когда нам дома крепко спится,
    В ночной дозор идет мой брат.

    2) Идет он в темноту ночную
    И автомат с собой берет.
    Он бережет страну родную,
    Семью родную бережет.

    3)Он слышит самый тихий шорох,
    Он замечает каждый след.
    В глухих лесах, в степных просторах-
    Нигде врагам дороги нет!

    4)Домой не скоро возвратится,
    Не скоро он обнимет нас.
    Но знаю, где-то на границе
    О нас он думает сейчас!
    -Кому из вас, мальчики, хочется защищать нашу Родину?
    - Подведем итоги . Что такое Конституция? Зачем нам необходимо знать основной закон страны? Представьте ситуацию, если бы не было этого закона, не было бы правил и норм?
    Сейчас вы маленькие граждане России, но вы тоже обладаете правами, у вас тоже есть свои обязанности. Назовите их. А самые главные ваши обязанности- любить свою Родину, хорошо учиться, правильно вести себя в обществе. В заключении, послушаем стихотворение о правилах поведения (С. Маршак «Урок вежливости»)
    Медведя лет пяти – шести
    Учили, как себя вести:
    -В гостях, медведь,
    Нельзя реветь,
    Нельзя грубить и чваниться,
    Знакомым надо кланяться,
    Снимать пред ними шляпу,
    Не наступать на лапу,
    И не ловить зубами блох,
    И не ходить на четырех.
    Не надо чавкать и зевать,
    А кто зевает всласть,
    Тот должен лапой прикрывать
    Разинутую пасть.
    Послушен будь, и вежлив будь.
    И уступай прохожим путь.
    И старых уважай.
    И бабушку-медведицу
    В туман и гололедицу
    До дома провожай.
    Так мишку лет пяти- шести
    Учили, как себя вести…
    Хоть с виду стал он вежливым,
    Остался он медвежливым.
    Он кланялся соседям-
    Лисицам и медведям,
    знакомым место уступал,
    Снимал пред ними шляпу,
    А незнакомым наступал
    Всей пяткою на лапу.
    Совал куда не надо нос,
    Топтал траву и мял овес,
    Наваливался брюхом
    На публику в метро
    И старикам, старухам
    Грозил сломать ребро.
    Медведя лет пяти- шести
    Учили, как себя вести.
    Но, видно, воспитатели
    Напрасно время тратили!
    -О каких правилах говорится в этом стихотворении? (О правилах поведения в обществе)
    Подведение итогов, рефлексия.
    -Как называется основной закон страны?
    -Для чего необходимо его изучать?
    - Проанализируйте свою работу.
    -Мне было интересно…
    - Мне необходимо это знать, потому что…
    -Знать это необязательно…

    Литература:
    «Конституция Российской Федерации»
    Высотская О. «Мой брат уехал на границу».
    Маршак С.«Урок вежливости»
    Метревели М. «Земля-наш дом»
    Прокофьев А.«Родимая сторона»
    Приложение
    Кроссворд
    1)Цвет нижней полоски на флаге.
    2) Птица, изображенная на гербе.
    3) Торжественная государственная песня.
    4) Цвет средней полоски на флаге.
    5) Жезл-символ власти.
    6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.
    7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый.
    8) У орла две головы, значит, он…
    9) Наше государство-Российская…
    10) Георгий, воин на коне-это…