Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Безопасность во время походов. "безопасность в походе и проверочные тесты". В водных походах

    Безопасность во время походов.

    Введение

    Правила безопасности при прохождении скального рельефа

    Правила безопасности при страховке на скальном рельефе

    Правила безопасности при спуске на веревке

    Правила безопасности во время учебно-тренировочных занятиях на скалах

    Правила безопасности при организации бивака в горах

    Правила безопасности при угрозе схода лавин

    Правила безопасности в лавинно-опасном районе

    Правила безопасности в пещерах и провалах

    Правила хранения, ухода и контроля снаряжения

    Правила использования снаряжения

    Правила безопасности при учебном походе

    Правила безопасности при прохождении снежно-ледникового склона

    Правила безопасности при движении по болоту

    Правила безопасности при обращении с горючими и взрывоопасными веществами

    Правила безопасности при встрече с дикими животными

    Приложение

    Список использованной литературы

    Главным помощником в моей курсовой работе была книга. Костарев Н.А. "Техника безопасности в походе". В ней я нашла основные правила и требования к участникам походов.

    Так же опиралась на знания, полученные на уроках техники и тактики и информацию, найденную в Интернете, а именно "лекция для школы НТП о надежности (безопасности) в походе" - Горный клуб МГУ.

    Для поиска необходимых документов обратилась на Станцию Юных Туристов. Там просмотрела множество документов и лекций по технике безопасности, которые также включены в работу.

    Введение

    Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил передвижения. Весь поход - скорость движения, настроение в группе и качество прохождения препятствий зависит от обеспечения безопасности участников. Ведь если при прохождении сложных этапов система страховок будет не отлажена, то и препятствия будут проходиться дольше, напряженнее и без своеобразного удовольствия. Обеспечение безопасности группы полностью ложиться на плечи руководителя. В порядке ли снаряжение, как групповое, так и личное, безопасен ли маршрут в то время, когда планируется поход и т.д.

    Итак, чтобы поход не имел нехороших последствий достаточно просто понимать все ответственность за ситуацию и жизнь, как свою, так и тех, кто идет вместе с Вами.

    Во время похода турист может столкнуться с различными трудностями. И не важно, какой это будет поход горный или пеший, водный или спелео. Опасности ждут всех неподготовленных.

    Начинающий турист должен овладеть многими специальными умениями и навыками. Это, прежде всего, приобретение навыков подбора одежды и обуви, умения правильно уложить рюкзак и передвигаться с ним по тропе и без троп, установить палатку и обустроить бивуак, наконец, научиться подчинять свои личные интересы интересам группы и многое другое. А на более сложных участках передвигаться по закрытым ледникам, осыпям и мореным отложениям, ходить в кошках и освоить азы самозадержания, организации страховки и самостраховки, подъема участника из трещины и "самовылаза", знать не только вязку отдельных узлов, но и область применения каждого, а также многое другое.

    Все правила безопасности делятся на различные виды. Перед походом всем участникам группы необходимо с ними ознакомиться.

    Правила безопасности перед выходом из лагеря, населенного пункта

    Выход из лагеря (населенного пункта) - это и есть начало похода. Чтоб участники прошли маршрут легко и в рассчитанные сроки выбранный маршрут должен соответствовать их уровню подготовки и возможностями. Во избежание недоразумений нужно тщательно изучить направление движения, имеющуюся маркировку, характер рельефа, трудности, опасности, источники воды, возможность схода с маршрута в случае необходимости. Немаловажны также погодные условия. Необходимо заранее узнать о них. Не выходить на маршрут при явно не благоприятных условиях: через 2-3 дня после обильного снегопада, в туман, при низкой температуре или сильно выраженной лавиной опасности

    Перед выходом на маршрут разработать график и определить порядок движения группы - это мобилизует и дисциплинирует людей. Это очень важно, так как каждый в группе несет ответственность как за свою жизнь и здоровье, так и за других участников. Дисциплина в группе необходима, и эта ответственность ложиться только на руководителя группы.

    Перед любым походом необходимо провести тренировочные занятия, чтоб определить уровень подготовленности и выносливость каждого участника в отдельности. Есть еще немаловажные меры безопасности, благодаря которым можно избежать много сложностей в походе:

    1. Выходить в темное время суток только при хорошем знании маршрута, предстоящем долгом дневном переходе, а в плохую погоду - при спасательных работах.

    2. Тщательно проверить экипировку, снаряжение и продукты питания, состояние здоровья участников, не брать на маршрут больных, чувствующих недомогания.

    3. Всем участникам знать опасности и причины, ведущие к несчастью, уметь их своевременно обнаружить, не допускать самонадеянного подхода к опасности, соблюдать правила безопасности.

    4. Не предпринимать поход, восхождения или экспедицию без опытного, авторитетного руководителя, знающего маршрут, без правильно заполненной и оформленной документации.

    5. В незнакомой местности двигаться внимательнее, уточняя свое местонахождение по карте, делая разведку пути.

    6. Выходить на маршрут рано утром, хорошо экипировавшись, имея достаточный запас продуктов и только после сообщения графика движения на КСС, начальнику базы или другим лицам.

    7. Принять необходимые меры к предохранению ног от ранений и переохлаждений.

    8. Начинать движение лишь в исправных (прочных, просушенных)

    Правила безопасности при движении

    Самым главным правилом в группе - это передвижение должно быть не индивидуальным, а групповым, что позволит обеспечить взаимопомощь участников на маршруте. Не допускать разделения группы и нарушения дисциплины. Всякая отлучка возможна только с разрешения инструктора. Естественно каждая группа независимо от ее размера, должна иметь опытного, хорошо подготовленного руководителя, обладающего авторитетом.

    Для грамотного распределения сил участников темп движения и остановки должны соответствовать уровню подготовленности и возможностям участников, условиям местности и погоды. Также необходимо соблюдать правильный режим нагрузки, отдыха, питания, питьевой режим, принимать меры, обеспечивающие хорошую терморегуляцию организма.

    Задачей руководителя является поддерживать в группе высокую дисциплину и чувство взаимовыручки. Существует несколько главных "не", которые участники похода обязаны знать и выполнять:

    Не допускать купания в горных озерах, где есть опасность утонуть или простудиться.

    Не сокращать путь за счет безопасности (можно попасть в лавину, поскользнуться, упасть на камни).

    Не терять и не забывать вещи, чтобы в тот или иной момент не остаться без необходимого инвентаря и экипировки 9. Избегать движения в ненастье, в тумане, в темноте, поздно вечером. Основную часть дневного перехода совершать в утренние часы.

    Во избежание ранений не сбрасывать камни со склонов гор.

    Не преодолевать сложных участков без достаточной уверенности в прочности опор и собственных силах. По возможности избегать подъемов и спусков по желобам со свободнолежащими камнями.

    При движении в горах не употреблять спиртных напитков: это предохранит организм от вредных последствий и опасного поведения.

    При прохождении маршрута необходимо руководствоваться конкретными данными и выбрать маршрут с учетом конкретных условий (структуры снежного покрова, состояния участников, погоды), всегда предпочитая безопасный путь. Большую маневренность группы и отдельных ее участников запрещается достигать за счет облегчения экипировки или уменьшения количества бивачного снаряжения и продуктов.

    Неослабленное внимание к предупредительным знакам в горах, позволит избежать попадания в лавину или столкновения на горнолыжной трассе. Необходимо избегать каких бы то ни было работ в лавиноопасных зонах, а в случае необходимости их проведения воздвигнуть специальные защитные сооружения или систематически сбрасывать накопившийся снег с помощью взрывов или других методов под руководством специалистов. Соблюдение заявленного контрольного срока возвращения с маршрута мобилизует участников и в случае аварии облегчает спасательные работы.

    Каждый участник должен знать и соблюдать правила движения и правила оказания первой медицинской помощи и при аварии уметь оказать помощь пострадавшему.

    1. Избегать отступления от намеченного маршрута и тактики передвижения (кроме случаев усложнения обстановки с целью обеспечения безопасности, спасательных работ и др.).

    2. При прохождении лавинно- и камнеопасных склонов внимательно следить за сигналами сигнальщиков, предупреждающими об опасности, быстро и точно исполнять соответствующие команды.

    3. При движении по неустойчиво стоящим камням, крутым склонам внимательно ставить ноги, а при необходимости страховаться.

    4. При малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке.

    5. При ухудшении состояния группы и ее экипировки своевременно сойти к ближайшему лагерю, населенному пункту, по наиболее легкому пути.

    6. При невозможности отыскать лагерь - умело и своевременно создать надежный бивак, или двигаться по безопасной долине до ближайшего населенного пункта, или возвратиться по знакомому пути назад. Иногда от этого зависит жизнь участников.

    Все годы существования детско-юношеского туризма происходило совершенствование форм и методов работы с детьми с целью повышения безопасности проводимых мероприятий. Эта работа велась параллельно с развитием «взрослого» самодеятельного туризма, т.к. безопасность проведения походов - одинаково важная задача.

    Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считалось обучение новичков - и детей и взрослых - основам туризма, как основного фактора обеспечения безопасности. Второе направление деятельности - оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются упоминавшиеся уже маршрутно-квалификационные комиссии (общественные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) системы МЧС. Система взаимоотношений между МКК и ПСС определена в Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС. В настоящее время поисково-спасательные службы системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во многом утратили функции органов, контролирующих прохождение группами маршрутов и соблюдение ими контрольных сроков, и чаще действуют только при получении сообщений о несчастных случаях. Поэтому тем более ответственной становится в деле обеспечения безопасности проведения походов деятельность МКК станций и центров юных туристов, проверяющих готовность групп к совершению заявленного похода. Это, в первую очередь, проверка правильности заполнения походной документации, наличия и качества картографического материала, знания руководителем особенностей маршрута, материально-технического обеспечения группы. При рассмотрении категорийных походов МКК способна выявить недостатки, могущие на маршруте повлиять на безопасность туристов, но более легкие степенные походы МКК не рассматривает, поэтому вся ответственность за безаварийное проведение похода лежит на руководителе.

    При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности - смотр готовности: группе предлагают задания, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у нее на маршруте. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Второй эффективный способ проверки подготовленности групп - их участие в туристских слетах и соревнованиях.

    Рассмотрим причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах и на тренировочных занятиях. Знание этих причин позволит определить меры по их исключению, а также объем знаний, умений и навыков, необходимый педагогам и юным туристам для безопасного нахождения в природной среде.

    Причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах довольно полно рассматриваются в работах Ю.А.Штюрме- ра, В.Г.Варламова, П.И.Лукоянова, А.Г.Маслова и других туристов- практиков. Интересный подход к рассмотрению причин возникновения несчастных случаев в туризме и как следствия - экстремальных ситуаций, осуществлен Ю.А.Штюрмером. Он пришел к выводу, что все многообразие аварийных ситуаций можно разделить на две группы: опасности мнимые и опасности действительные. При этом автор анализировал действия взрослых туристов.

    Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому уместно рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремальных) ситуаций можно разделить на три группы:

    • - возникающие по вине руководителя группы;
    • - возникающие по вине детей - участников похода;
    • - природные факторы и несчастные случаи в походе.

    Первые две группы - субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах с детьми как нигде важна и ответственна роль педагога - руководителя группы. Поэтому доверять руководство группами юных туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами педагогам. Часть факторов риска, связанных с личностью руководителя, удается предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы. Его опыт должен соответствовать требованиям «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации».

    Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владеть собой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать детей. Своим невниманием он может невольно вывести ребенка из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстремальную ситуацию.

    К негативным последствиям может привести недостаточный контроль со стороны руководителя за физической и технической подготовкой детей, их медицинским освидетельствованием, психологическим состоянием и взаимоотношениями в группе.

    И если в период подготовки похода еще что-то можно поправить, то на маршруте ошибок руководитель допускать не имеет права. Он должен осознавать, что в походе именно от него в первую очередь зависит благополучие всей группы. Ему не с кем будет посоветоваться и надеяться он может только на себя и своих воспитанников.

    К непредвиденным последствиям может привести включение в группу нового участника накануне выезда. Происходит это по разным причинам: замена заболевшего участника (жалко терять купленный билет), настойчивые просьбы родителей. Взятый при таких обстоятельствах ребенок подобен бомбе замедленного действия. Как правило, именно с детьми, включенными в состав группы в последний момент, происходят различные происшествия.

    К допоходным опасностям можно отнести движение туристской группы по населенному пункту, переезд к месту начала похода на автобусе или по железной дороге. Радость от выхода в поход порой значительно снижает внимание детей. Необходимо объяснить юным туристам, что посадку и высадку из вагонов поезда надо проводить организованно, без суеты и шума, чтобы не вызвать негативного отношения окружающих. Следует исключить нахождение детей в тамбурах вагонов, ненужное хождение из одного вагона в другой. Обо всех недоразумениях и конфликтах с другими пассажирами дети должны немедленно ставить в известность руководителя.

    Проявлением слабой технической подготовки руководителя может быть неверная организация движения группы на маршруте. При этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные некоторым участникам. Как следствие - быстрое их утомление, притупление бдительности и т.д.

    Руководитель может чрезмерно довериться действиям проводника, ослабить контроль над его действиями на маршруте, в результате чего возможна потеря ориентировки, нарушение графика движения и другие, более тяжелые последствия. Контроль со стороны руководителя (или его заместителя при наличии у него должных навыков) за действиями проводника (дежурного проводника) должен осуществляться постоянно.

    Ни из каких стратегических соображений руководитель не должен допускать деления, разрыва группы. Если возникает необходимость провести разведку какого-то участка, следует отправлять не менее двух (а лучше - трех) самых опытных участников, четко оговаривая направление движения и контрольное время.

    Руководитель должен быть особенно внимателен при прохождении группой участков вблизи линий электропередачи, нефте- и газопроводов и т.п. Недопустимым является самовольное усложнение руководителем группы маршрута, преодоление незапланированных естественных препятствий (прохождение горных перевалов, переправы через реки и др.). Никто и никогда не осудит руководителя за решение сойти с маршрута, пойти по более простому запасному варианту, если он видит прямую угрозу безопасности детей при движении по заявленному маршруту. Но не находят оправдания действия руководителя, ведущие к риску для жизни и здоровья детей.

    И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создается самими юными туристами. Первая причина - в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физическую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.

    Несоответствие физической и технической подготовки участника сложности маршрута само по себе не является прямым источником возникновения экстремальной ситуации. Учитывая то, что в поход ребенок идет, чтобы проверить свои силы и способности в реальной обстановке, т.е. он продолжает процесс обучения, приходится мириться с тем, что у него не все и не сразу получается. Задача педагога - помочь юному туристу приобрести необходимые знания и навыки, укрепить волю. При этом руководитель должен учитывать тип нервной системы воспитанника, его самочувствие, степень усталости. Но с чем мириться нельзя ни в какой степени, так это с нарушениями дисциплины. Уход из расположения лагеря, отставание от группы на маршруте, безответственное лихачество - это прямые предпосылки к возникновению опасных ситуаций.

    В туризме существует строгое правило: слово руководителя - закон для юных туристов. Все указания и распоряжения руководителя должны быть четкими и недвусмысленными. Они обязательны для выполнения всеми членами группы. Руководитель обязан проводить инструктаж по технике безопасности перед тренировочными занятиями и перед каждым серьезным походом. Нередко аварийные ситуации возникают из-за того, что вопреки указаниям инструктажа дети выполняют на тренировках или в походе те или иные технические приемы, требующие страховки, без контроля руководителя.

    Какой бы дружной и схоженной ни была группа, иногда в ней возникают конфликты между детьми. Само по себе это вполне нормальное явление в жизни детского коллектива. Но если это происходит во время похода, то отнестись к конфликту руководитель должен со всей серьезностью. Неприязнь между отдельными членами группы, а еще хуже - двумя микрогруппами, таит в себе потенциальную опасность. Руководитель должен вовремя уловить начало конфликта и ликвидировать его. В предотвращении конфликтных ситуаций большую роль играет взаимодействие формального и неформального лидера в группе. Если командиром назначен формальный лидер, неизбежны конфликты его с лидером неформальным. Наилучшая ситуация, когда признанный группой неформальный авторитетный лидер выбран на должность командира. Это укрепляет позицию руководителя, такому командиру легче выполнять свои обязанности и поддерживать дисциплину в группе.

    Опытный турист чувствует себя на маршруте уверенно. Навыки движения, ориентирования, преодоления препятствий у него отработаны до автоматизма. Он может одновременно легко воспринимать как собственные поступки, так и окружающую обстановку, и действовать сообразно ситуации. Новичка же недостаток опыта и умений держит в постоянном напряжении, что отнимает много сил и энергии.

    Некоторые обстоятельства походной жизни могут привести неопытного туриста в стрессовое состояние. Эти обстоятельства не так явно проявляются в 1-2-дневных походах, однако в многодневном походе могут наложить отпечаток на поведение новичка. Поэтому в первые дни пребывания в походе дети требуют особого внимания. Разумеется, и в последующие дни контроль не должен ослабевать.

    При выходе в поход на длительный срок (2-3 недели) происходит кардинальная смена обстановки, ребенок вырывается из привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном на жесткой подстилке на земле и в спальном мешке, теплую воду в ванной с холодной водой ручья. К тому же дети часто боятся не справиться с новыми обстоятельствами, опозориться перед товарищами. Это уже серьезная предпосылка к стрессовому состоянию.

    Задача руководителя группы - сгладить возможные негативные последствия резкой смены обстановки. Дети должны знать, что их ожидает в походе, должны к этому готовиться. Поскольку ничто так не угнетает, как неопределенность, еще в период подготовки к походу следует разъяснить детям особенности жизни в полевых условиях без прикрас и беспочвенных обещаний. Чем раньше ребенок поймет (с помощью руководителя и старших товарищей), что с неудобствами походной жизни можно смириться, тем легче он воспримет образ походной жизни.

    Неуютно чувствуют себя чаще девочки. Хорошо, если один из руководителей группы женщина, которая решит с девочками вопросы ежедневной личной гигиены, найдет место для стирки белья.

    В походе, как ни странно, ребенок испытывает в первое время дефицит общения. В туристской группе, существующей длительное время, такой проблемы не бывает. Сложнее в группе новичков. Знакомство, приобретение друзей - процесс сложный. На первых порах каждый замечает в окружающих, особенно в соседях по палатке, массу недостатков. Важно показать детям, что к каждом из них есть свои достоинства и что надо быть терпимым к недостаткам товарищей. Распределение по палаткам надо продумать заранее. Прибегать к переселению детей из одной палатки в другую можно только в крайнем случае.

    Однообразие питания также может негативно сказываться на самочувствии детей. В походе сложно организовать разнообразное питание, так как меню чаще состоит из каши, супов из пакетов, тушенки, сгущенки. Задача завхоза - найти возможность приобретения продуктов на месте, разнообразить ассортимент, снабдить группу, где это возможно, овощами и фруктами.

    Влияют на настроение детей и погодные условия, длительное ненастье. Трудно вставать утром и готовить завтрак, когда идет дождь, собирать рюкзак, тяжелеющий от мокрых вещей. Руководитель должен быть готов к подобным ситуациям и уметь скорректировать настроение детей, в том числе и собственным примером.

    Таким образом, на настроение, самочувствие юных туристов воздействует много факторов, способных ввести их в состояние стресса. Именно с детьми, находящимися в таком состоянии, чаще происходят различные ЧП. Вывод напрашивается сам собой.

    Очень важный аспект безопасности - взаимоотношения с местным населением района проведения похода. В различных регионах существуют свои местные или национальные особенности образа жизни и поведения, с которыми туристам следует познакомиться в период подготовки похода и продолжить знакомство с ними непосредственно в походе. Необдуманные поступки и высказывания могут показаться обидными местным жителям, отсюда недалеко до конфликта. В населенных пунктах при встрече с их жителями следует вести себя скромно и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию.

    В настоящее время значительно обострилась криминальная ситуация в молодежной среде. Следует иметь в виду, что в сельской местности, в дачных поселках, окружающих крупные города, летом отдыхает, изнывая от безделья, большое количество подростков. Появление туристской группы может вызвать их нездоровый интерес, желание «показать себя», как правило, не с лучшей стороны. Поэтому не следует афишировать появление группы вблизи дачных поселков, деревень, лучше их обойти. Привалы и тем более ночлеги рекомендуется устраивать в стороне от населенных пунктов.

    Следует иметь в виду и опасности, возникающие от взаимодействия человека с окружающей природой: заболевания юных туристов вследствие укусов энцефалитного клеща, туляремия, отравления недоброкачественными продуктами, непригодной для питья водой, ядовитыми ягодами, грибами. Серьезную потенциальную опасность представляют резкие изменения погодных условий, особенно в горной местности. Возможна потеря или поломка части снаряжения, утрата продуктов. Во всех перечисленных ситуациях опытный подготовленный турист, знающий особенности маршрута, умеющий безопасно организовать быт в полевых условиях, знакомый с практикой предсказания погоды, сумеет избежать опасностей.

    Какие же меры следует предпринимать руководителю для предотвращения возникновения опасных ситуаций в группе на маршруте? В первую очередь важно, чтобы дети усвоили, что в туристском походе группа находится в автономном существовании. Если с кем-то из туристов по его вине произойдет несчастный случай, приведший к травме, то в незавидном положении окажется вся группа. Возникнет необходимость оказания первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего в ближайший (а это зачастую не один километр) населенный пункт, при этом надо еще нести рюкзак пострадавшего. В результате запланированный поход, к которому шла длительная подготовка, истрачены значительные средства, будет сорван.

    Очевидный вывод: и на занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае возникновения экстремальных ситуаций.

    Для этого необходимо дать юным туристам:

    • - сведения о природе родного края;
    • - навыки пользования основным туристским снаряжением;
    • - знания основ обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.

    Кроме того, для безопасного нахождения в природной среде ребенок должен иметь достаточную физическую и морально-волевую подготовку.

    Однако самое важное во всей этой работе - донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе является соблюдение дисциплины.

    Следует отметить, что вопросы соблюдения мер безопасности рассматриваются практически во всех разделах, говорим ли мы о снаряжении, организации туристского быта или технике передвижения и преодоления препятствий. Правильное выполнение всех приемов и выполнение всех рекомендаций значительно снижают возможность возникновения аварийных и экстремальных ситуаций.

    Не сложность маршрута, а опыт участников похода больше всего определяет степень его безопасности. Чем лучше вы подготовитесь к походу, тем вернее сумеете совершить его успешно без аварий. Все это в равной степени относится и к походам выходного дня, потому что хотя в них меньше потенциальных опасностей, чем в сложных и дальних, но участвует значительно больше людей вообще и неопытных в частности. А неопытность (плохая физическая подготовка, техническая и тактическая неграмотность, незнание опасностей и способов защиты от них) опасна даже в самых простых походах.

    Походы же выходного дня, от простейших до тренировочных и соревновательных, помогают приобретать этот опыт, походные навыки и умения, конкретное представление о возможных опасностях, общую физическую подготовку.

    Несчастье может произойти не от вызвавшей его опасности, а вследствие паники и замешательства. Дружное взаимодействие группы решает многое не только в аварийной ситуации. Внимательное наблюдение, всесторонняя ориентировка, постоянная готовность, чувство локтя  вот качества, вырабатываемые на маршрутах выходного дня.

    Велика роль руководителя в предупреждении и ликвидации аварийной ситуации. Он должен держать в поле зрения всю группу, поэтому часто его место на тропе или на реке – сзади. От воли, авторитета, решимости руководителя иногда зависит все, и члены группы должны быть едины в подчинении ему. Командовать в походе должен только один. Дискуссии и споры на подходе к каждому препятствию вредны и недопустимы. Однако вера в руководителя не должна быть слепой, надежда на товарищей не должна демобилизовать. Всегда нужно суметь критически оценить свои действия, действия руководителя и группы.

    Важно научиться взвешивать свои возможности, быть осторожным, даже рискуя. Но в походе жизнь должна быть спокойной, ритмичной. И чем ритмичней, тем лучше, тем больше увидишь, сделаешь, тем больше получишь удовлетворения. На маршруте не должно быть приключений. Если они были, значит, что-то упущено. Опыт подскажет и допустимую долю риска. Возможность неудачи должна «перекрываться» избытком опыта, слаженностью группы.

    Достичь спокойной уверенности удается только учебой, в которой главным воспитателем служит сама природа. Овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка  таковы основные меры безопасности в туризме. Для устранения мелких неполадок и неудобств в снаряжении, одежде, обуви служит, как уже говорилось, первая остановка вскоре после начала движения. Надо устранить причину неудобства, не ожидая, пока появятся поломка, жжение или боль. Общая профилактика  правильный подбор снаряжения и одежды, проверка и подготовка его до выхода на маршрут. Если снаряжение, одежда и обувь соответствуют погоде, темпу движения, хорошо подогнаны, не будет опрелостей, потертостей, пузырей.

    Топоры, пилы, ножи носите зачехленными. На привалах острые орудия складывайте в одном месте, не втыкайте их в деревья (тем более на высоте человеческого роста), на ночлеге кладите под палатку, пилой и топором работайте в рукавицах, обрубая ветки лежащего дерева, находитесь по другую сторону ствола. Не бросайте ножи и топоры в деревья.

    Дежурные у костра должны быть одеты и обуты, иметь рукавицы; костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески ведер должны быть надежными; посуду с горячей пищей, кипятком надо ставить туда, где на них не могут наступить и где они не опрокинуться; при приготовлении пищи на костре пользуйтесь поварешками с длинными ручками. При пользовании примусами, особенно в палатке, желательно иметь самодельную походную кухню. Складывающаяся рама кухни изготавливается из дюралевого уголка, кастрюли устанавливают в отверстия металлического листа. Примусы размещаются под листом на подставке. Рама закрыта с боков такой же стеклотканью.

    Не собирайте неизвестных, старых или требующих особой обработки грибов. При варке грибов первую воду после кипячения желательно слить и налить новую. Недоваренные, недожаренные, даже вторично разогретые грибы могут вызвать отравление.

    Желательно знать опасные растения, которые могут встретиться в походе, ознакомиться с ними предварительно по определению. В средней полосе страны к ним относятся вех ядовитый (цикута), волчьи ягоды, волчье лыко, бузина, марьин корень, белоголов пятнистый.

    В пеших походах , двигаясь по лесным зарослям, среди завалов, кочек, защищайте тело штормовкой, идите внимательно, чтобы не упасть и не повредить ногу, не получить травму головы, лица или глаз из-за сучьев, веток, стволов.

    При организации переправ или купания места их обследуйте. Нельзя нырять в неизвестных местах, купаться сразу после перехода или еды. Не нужно двигаться в темноте, особенно по лесу: можно легко повредить ноги, глаза.

    Во избежание теплового или солнечного удара не применяйте темную одежду, не пропускающую воздух и не впитывающую пот. Переходы в жаркое время года делайте пораньше утром и ближе к вечеру, используйте для передвижения теневые, обдуваемые места. Не наедайтесь плотно перед выходом, в сильную жару передвигайтесь медленно. Летом носите головной светлый убор с козырьком и солнцезащитные очки, применяйте солнцезащитные кремы. Не загорайте после еды, не спите на солнце.

    В лесу при грозе не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна. В березу и клен молния ударяет редко. На открытом месте нужно сесть или лечь в сухую яму, канаву.

    В лыжных походах опасны морозы, снегопад при сильном ветре, метель, резкое похолодание, ограниченная видимость, крутые склоны, участки с тонким заснеженным льдом и промоины на реках и водоемах. Заснеженные промоины образуются чаще, в устьях притоков рек, у береговой кромки льда, в истоках вытекающих из озер ручьев.

    Идти по заснеженному льду нужно осторожно, с рюкзаком на одном плече, ослабленными креплениями и снятыми с рук темляками палаток. Интервал между участниками не менее 10 метров. Провалившись, освободитесь от рюкзака и лыж, выбирайтесь на лед, опираясь на палки и локти. Товарищи должны бросить веревку, помочь.

    Чтобы в походе не обморозиться, не замерзнуть, не простудиться, надо иметь ветро- и влагонепроницаемую одежду, а зимой маску,запасные рукавицы; под дождем и на ветру не оставаться без движения; на привалах в холодное время сразу надевать теплые вещи; по возможности просушивать одежду, носки, стельки, спальные мешки; не пить холодную воду, не есть снег. Обувь должна быть просторной, носки сухими, чистыми, стельки  толстыми, желательно войлочными.

    При очень сильном ветре, метели, пыльной буре надо срочно устраивать вынужденный бивак под защитой леса, склона, оврага.

    При первых признаках озноба и обморожения надо усилить кровообращение: если мерзнут ноги,  делать широкие махи (3050 раз), если руки, махи от плеча, быстро сжимать и разжимать пальцы. Для защиты открытых частей тела (щеки, нос, подбородок) смазывайте гусиным салом без примесей чистую и сухую кожу.

    В водных походах , особенно весной в большую воду, не исключены пробоины, перевороты при затягивании под нависающие кусты, при навалах на упавшие деревья; не всегда безопасно прохождение под низкими мостами с сильным, зачастую косым течением в захламленном русле.

    На равнинных реках средней полосы и юга страны нередки искусственные пороги в местах разрушенных плотин бывших мельниц, большие участки быстрой мелкой воды в каменистых руслах. Ряд маршрутов частично проходит по большой воде на весенних разливах рек и озер, где высокая волна в непогоду может быть опасной для плавания.

    На водных маршрутах возможны аварии при неудачной посадке в судно или высадке из него, из-за крупной пробоины или прорыва оболочки, при посадке на подводное препятствие. Поэтому туристы-водники должны иметь индивидуальные и групповые спасательные средства.

    На судоходных реках надо двигаться вне фарватера.

    Обеспечение безопасности в велопоходах носит несколько иной характер, чем в водных, пеших и лыжных; поскольку наибольшую опасность для велотуристов представляет автотранспорт на напряженных магистралях. Маршруты велопоходов лучше прокладывать по местным дорогам, избегая шоссе с напряженным движением. Но совсем таких трасс не избежать. Поэтому велотурист должен хорошо знать Правила дорожного движения, причем не только знаки и предписания, касающиеся велосипедистов, но и дорожные знаки, а также указатели общего содержания.

    Знаков для велосипедистов два: запрещающий знак «Движение на велосипедах запрещено» (контур велосипеда в круге, окаймленном красной полосой) и предписывающий знак «Велосипедная дорожка» (белый контур велосипеда на голубом круге). Еще есть табличка знака дополнительной информации с изображением велосипеда, которая устанавливается вместе с каким-нибудь другим знаком, указывая, что он распространяется лишь на велосипедистов. Наконец, есть предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой», но он больше адресуется водителям автомобилей. Основные правила, которые касаются непосредственно велосипедистов:

      управлять велосипедом при движении по автодорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (в некоторых республиках и областях – 12 лет);

      при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован спереди фонарем (фарой) с белым светом, сзади  фонарем с красным светом или красным светоотражателем;

      движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 метра от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота, разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;

      водителю велосипеда запрещается: ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить не держась за руль; перевозить пассажиров (кроме ребенка на дополнительном сиденье, оборудованном подножками); перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда; двигаться по основной дороге, если рядом идет велосипедная дорожка, обозначенная соответствующим знаком; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

    И еще несколько рекомендаций. На магистралях старайтесь ехать как можно прямолинейнее, ближе к краю полотна дороги, без надобности не вилять, не делать резких виражей. Нужно также расстаться с привычкой некоторых особенно горячих и неопытных велосипедистов делать петли - заезжать вперед группы, а потом разворачиваться и возвращаться обратно. Стоящие автомобили объезжайте плавно, только слева, перед выездом обязательно оглянитесь (посмотрите в зеркало заднего вида). Друг друга обгоняйте тоже только слева. Остерегайтесь грузовых автомашин с сеном, прицепами и длинномерными грузами. На узком шоссе, если спереди и сзади одновременно идут автомашины, разумно съехать на обочину.

    Казалось бы, куда очевиднее: при появлении на дороге автомобилей прижиматься к своей, правой, обочине. Однако некоторые неопытные велосипедисты умудряются при этом заезжать на левую обочину. Нет ничего опаснее такого маневра! Поэтому в начале велопохода категорически объявите: никаких левых обочин! Даже на остановках не следует без особой надобности переходить на другую сторону шоссе. Как только остановитесь, вся группа вместе с велосипедами должна немедленно сойти на обочину, даже если не видно автомашин. Велотуристам для всевозможных маневров вполне хватает правой половины шоссе, и за осевой линией просто нечего им делать.

    Подведем итоги :

    Обеспечение безопасности в туризме является одной из важнейших составляющих разработки и проведения туристских походов. Турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности и, в общем случае, пребывает в незнакомой среде, отличной от обычной среды его проживания. Турист может оказаться в ситуации непривычной для повседневной его жизнедеятельности: не знать обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не иметь иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, быть неприспособленным к интенсивным нагрузкам и проживанию в какой-либо местности (высокогорье, пустыня).

    Из числа причин, определяющих возникновение несчастного случая, можно выделить четыре, образующих формулу: «маршрут – снаряжение – путешественник – общество». Для каждого вида туризма первые элементы этого комплекса будут выглядеть конкретно, например как «река – лодка – рулевой» и т. п.

    Основные меры безопасности в туристских походах – это овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка.

    При подготовке к походу следует внимательно изучить возможные факторы риска и его источники, исследовать возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для туриста уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.

    Литература: 2, 3, 19, 21, 23, 30, 32, 35.

    Вопросы для обсуждения:

    Рассмотреть возможные аварийные ситуации (причины их возникновения, возможные последствия, меры предупреждения, способы выхода из этих ситуаций) в следующих видах туризма:

    - пешеходном;

    - горном;

    - водном;

    - лыжном;

    - велосипедном;

    - конном;

    - авто-мото;

    - спелеотуризме.

    Если вы собираетесь в поход или отдых на природе, пожалуйста ознакомтесь с инструкцией по технике безопасности туриста в походе:

    1. Уважительное, бережное отношение к природе, вежливое поведение по отношению к другим туристам и местным жителям - одно из главных правил поведения туристов.

    2. Обязательно на маршруте у туриста должен быть головной убор, майка или рубашка с длинным рукавом, аптечка, ветровка, фонарик.

    3. Для предотвращения ожогов, люди у костра должны иметь на себе брюки, обувь и рукавицы; не допускать игр и развлечений с огнем.

    4. Для предупреждения теплового удара не следует надевать неоправданно теплую и "душную" (не обеспечивающую вентиляцию и не впитывающую пот) одежду.

    5. В походе необходимо немедленно ставить в известность руководителя о недомогании или получении травмы, даже незначительной.

    6. При движении необходимо находиться в составе группы, нельзя отставать от своей группы или уходить без предупреждения.

    7. Нельзя допускать хлестание идущих позади ветками, следует остерегаться колючих кустарников.

    8. Во время похода запрещается собирать ягоды, грибы, и прочие дары природы.

    9. Строго запрещено рубить деревья и кустарники. Для разжигания костра необходимо использовать валежник.

    11. Разбивать лагерь и разводить костер разрешается только в специально оборудованных для этого местах, обозначенных аншлагами.

    12. Весь мусор со стоянки нужно убирать в специальную яму, обозначенную аншлагом.

    13. Если в лесу застигнет гроза, то не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие лиственницы, ели и сосны. Находясь во время грозы, лучше лечь или присесть в яму, канаву.

    14. Строго запрещается купаться в местах с быстрым течением, прыгать в воду в неизвестных местах, а также купаться в сумерках и ночное время.

    16. Перед организацией переправы через реку, необходимо тщательно разведать берега, глубины и рельеф русла. Только после этого выбирать место и способ переправы.

    17. Выпускать на переправу первым наиболее опытного туриста, демонстрирующего правильные приемы.

    18. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.

    19. Не допускать к переправе одновременно двух и более туристов.

    21. В случае необходимости, ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать несколько наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.

    Инструкция по технике безопасности с лошадьми по конному туристическому маршруту

    1. Подходить к лошади следует спереди, с левой стороны.

    2. Следует остерегаться лошади сзади, даже если она находится в спокойном состоянии.

    3. Запрещается грубо обращаться с лошадью, пугать и дразнить ее, бить без причины. Обращаться с лошадью следует уверенно.

    4. Езда в седле допускается только в обуви, свободно входящей в стремя. Запрещается вкладывать ноги в путлища.

    5. Спортивные брюки должны быть лёгкими, свободными и не стеснять движений. Узкие джинсы мало годятся для верховой едзы.

    6. При езде на лошади нужно быть внимательным, не распускать поводьев и быть готовым в любую минуту применить необходимые приёмы управления в соответствии со сложившейся ситуацией.

    7. Объезжать и пересекать дорогу рядом идущей лошади допускается только после обгона ее на два корпуса.

    8. При проводке лошадей друг за другом, при посадке ездока на лошадь, соблюдать дистанцию между ними не менее 5 метров.

    9. При движении на лошади не кричать, не размахивать руками, не спрыгивать на ходу.

    11. При движении по лесу следить за ветками.

    13. При падении надо сбросить стремя (чтобы не повиснуть на нём) и постараться не выпускать из рук повода. Падать старайтесь на ноги, а не на руки и не на голову. При падении надо отдалиться от лошади и резко не вставать (чтобы лошадь не ударила).

    14. Запрещается провозить в карманах острые, режущие и колющие предметы, которые могут травмировать при падении.

    15. Если лошадь упирается, осаживает и не хочет идти вперед, то следует, встав рядом с лошадью, взять ее на короткий повод и повести за собой.

    Правила пожарной безопасности для туристов

    Редкий туристический поход обходится без костра. На нём готовят пищу, сушат вещи, сигнализируют им о своём местонахождении. Около мерцающего, завораживающего взгляд пламени приятно посидеть вечером, после трудного перехода, вспомнить чудесные туристические песни и прошлые маршруты. Надолго запоминаются эти прекрасные минуты общения с друзьями. Но не всегда огонь бывает ласковым, домашним.

    При большом лесном пожаре огонь грозная стихия, безжалостно уничтожающая всё живое на своём пути. После пожара на десятки лет остаётся мёртвая зона: голые, почерневшие стволы, чёрная земля. Не остаётся ни птиц, ни зверей, нет даже муравьёв.

    Самый опасный враг леса - огонь, в 95 % случаев лес горит по вине человека. Непотушенные вовремя костры или спички порой становятся причиной лесного пожара. Туристические костры причиняют вред стволам стоящих рядом деревьев, даже если они расположены в 3-5 м от огня. Тепло, распространяясь от костра, сильно нагревает кору и лежащие под ней живые ткани ствола, что приводит к гибели дерева.

    Костёр приносит вред и лесной почве. От сильного огня она спекается и на месте кострища в течение многих лет не появляется растительность. Вот почему разводить костёр следует только в крайней необходимости и только в строго определённых местах.

    Место для разведения костра определяются и обозначаются только работниками заповедника. Разведение костра в необозначенном месте является серьёзнейшим нарушением режима заповедника и Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и наказывается даже, если нарушение не вызвало лесного пожара.

    Ответственность за нарушение этих Правил предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
    Даже на специально отведённой рекомендуется окапывать место костра канавкой или обкладывать камнями, чтобы огонь не “побежал” по лесной подстилке. Не оставляйте костёр без присмотра.

    При уходе со стоянки место костра необходимо залить водой, забросать влажным грунтом и притоптать. Даже если вы утром костёр не разводили, с вечера могли остаться слабо тлеющие угли, и достаточно ветра, чтобы снова появились опасные язычки пламени.

    Случайно разбитую стеклянную посуду, банки из-под консервов и т.д. следует убирать в специальную яму для мусора. После ухода место, где размещался бивуак, должно быть чистым.

    Туристы - друзья природы. Поэтому ему необходимо знать, что можно использовать в качестве топлива без ущерба для леса. Грамотные путешественники, как санитары леса, используют на топливо хворост (сухие мелкие сучья), валежник (деревья, лежащие на земле), тонкоствольный сухостой.

    Единый телефон спасателей и пожарных - 01, 112

    Если всё же начался лесной пожар по вине туристов или ими было замечено загорание, то необходимо немедленно сообщить о возгорании сотрудникам заповедника и службе спасения (112) и по возможности приступить к его тушению всеми доступными средствами.

    Это может быть заливание водой из близлежащего водоёма, захлёстывание кромки пожара пучком сырых ветвей, забрасывание огня рыхлым грунтом. Захлёстывание огня по кромке возникшего пожара является наиболее распространённым видом работ при тушении лесных низовых пожаров. При захлёстывании огня удары ветвями по огню следует делать сбоку, наклонно по направлению к пламени и с небольшим нажимом, отметая горящие части покрова в сторону выгоревшей площади.

    Потушенную кромку пожара надо тщательно окарауливать до прибытия сотрудников отдела охраны заповедника. В случае возобновления горения как можно быстрее его ликвидировать. Одновременно, независимо от размера пожара, необходимо сообщить о пожаре в ближайший лесхоз или лесничество.

    При большом, опасном для жизни пожаре следует избегать попасть в огненное кольцо. Нельзя находиться на склоне, если вверх по нему распространяется огонь.

    Основные правила пожарной безопасности в лесу:

    • Не бросайте в лесу горящие спички и окурки.
    • Заметив загорание в лесу, немедленно принимайте меры к его ликвидации.
    • Оповестите о возгорании работников заповедника.
    • При наличии связи сообщите о возгорании по единому телефону спасателей и пожарных - 112.
    • Разводить костры разрешается только на специально отведенных для этого местах, обозначенных аншлагами.
    • Не разводите большой костёр.
    • Не разводите костры при сильном ветре.
    • Не оставляйте костёр без присмотра.
    • Перед уходом место костра тщательно залейте водой и забросайте влажным грунтом.

    Планирование безопасного прохождения маршрута

    Маршруты походов выходного дня обычно пролегают по достаточно известным местам вблизи населенных пунктов. Руководители похода знакомы с маршрутом. На многие районы есть специально подготовленные карты с рекомендуемыми маршрутами. Однако при планировании конкретного похода всегда необходимо еще раз проанализировать выбранный маршрут и оценить насколько он соответствует цели похода, составу группы, погодным условиям, времени года. Основные факторы, которые могут повлиять на безопасность похода это:

    • Сложность маршрута, которая определяется его протяженностью и трудностью препятствий.
    • Сложные погодные условия: сильный ветер, жара, мороз, туман, снегопад и др.
    • Состояние членов группы: недомогание, заболевание, слабая физическая подготовленность, недисциплинированность.

    Сложность маршрута можно определить, используя топографическую карту данного района, полагаясь на собственный опыт прохождения по этому маршруту или опыт других туристов. По карте измеряется протяженность маршрута в км. Делается поправка на пересеченность местности, т.е. расстояние умножается на коэффициент 1,2 - 1,4. Время на преодоление маршрута можно примерно рассчитать исходя из того, что средняя скорость движения по тропе с рюкзаком по равнинной местности составляет около 4 км/час. Далее вносятся поправки на пересеченность местности возраст участников и уровень их физической подготовленности. Добавив к этому время, затраченное на привалы, обед (перекус), другие мероприятия, можно определить общее время необходимое для похода.

    Планируя место для обеда, перекуса или ночевки необходимо предусмотреть наличие питьевой воды (ручей, родник, чистый водоем) или предупредить участников, чтобы взяли воду с собой.

    Оценивается доступность имеющихся на маршруте препятствий (переправы, склоны, скалы, труднопроходимые участки местности, спуски и др.) для участников группы.

    Сложные погодные условия, особенно если они возникли внезапно, могут потребовать сокращения или упрощения маршрута. С этой целью необходимо запланировать запасные, аварийные варианты маршрута.

    Руководителю похода следует предупредить всех участников о том, что они должны иметь допуск врача к занятиям физической культурой. В случае плохого самочувствия или заболевания необходимо воздержаться от участия в походе.

    Участников похода необходимо проинформировать о маршруте похода, правилах поведения во время похода особенно в случае отставания от группы, мерах безопасности.

    Возможные экстремальные ситуации во время ПВД, их характеристика и профилактика

    На туристской тропе могут встретиться трудности и даже экстремальные ситуации.

    Экстремальные ситуации (Опасности) - это совокупность факторов, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств, а чаще при неоптимальном поведении и ошибках человека, могут повлиять на его здоровье и даже угрожать жизни. Вплоть до летального исхода.

    Некоторые из них связаны с реальными препятствиями - прохождением перевалов, болот, порожистых рек, другие зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи - наиболее многочисленные - вызываются неправильным поведением самих туристов.

    Экстремальные ситуации, обусловленные неправильными действиями туристов

    Термические ожоги

    Неосторожное обращение с костром, туристским примусом, походной газовой кухней, опрокидывание посуды с горячей пищей и обваривание кипятком или паром - весьма распространенные причины травм в путешествиях.

    Профилактика термических ожогов . Для предотвращения травм, связанных с ожогами, надо руководствоваться следующими правилами:

    • дежурные у костра должны иметь длинные брюки, обувь и рукавицы;
    • костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески котлов должны быть надежными;
    • емкости с готовой горячей пищей следует ставить только в то место, где на них не могут наступить люди; зимой посуду с горячей пищей не рекомендуется ставить в снег, так как при его подтаивании она легко опрокидывается;
    • у костра необходимо пользоваться длинными поварешками;
    • надо избегать искристых дров; не допускать игр и развлечений с огнем.

    Ранения режущими и колющими орудиями

    В руках неумелого или недисциплинированного туриста любые режущие или колющие орудия становятся потенциально опасными и могут быть причиной ранений и порезов. Обычно это случается при заготовке дров, падении с ножом или топором в руках или просто в результате баловства.

    Профилактика ранений от острых орудий . Туристам следует соблюдать следующие правила:

    • на маршруте топоры, пилы, ножи носят только зачехленными;
    • на привалах острые орудия складывают только в условленном месте (ни в коем случае не втыкая их в деревья, тем более на высоте человеческого роста);
    • на ночлеге острые орудия прячут под палатку; топором и пилой работают в рукавицах;
    • обрубая ветки с лежащего дерева, нужно находиться по другую сторону ствола;
    • недопустимы всевозможные забавы, связанные с бросанием ножей или топоров в деревья.

    Отравления продуктами питания

    Употребление в пищу недоброкачественных продуктов может при» вести к пищевому отравлению или острому расстройству желудка. Симптомы-

    заболевания - схваткообразные боли в животе, озноб, острый понос, мучительные тошноты, упадок сердечной деятельности, повышение температуры. Поскольку пища готовится на всех туристов, отравление может одновременно поразить большую часть группы и в самый неожиданный момент (следует иметь в виду, что скрытый период пищевого отравления длится несколько часов).

    Профилактика отравления продуктами питания . Для предупреждения таких отравлений необходимо соблюдение простейших гигиенических правил:

    • в походных условиях нельзя употреблять вареные сорта колбас, не проверенные мясные и молочные продукты домашнего приготовления, консервы во вздутых (так называемых бомбажных) банках;
    • питьевая вода должна браться только из чистых источников и быть прокипяченной;
    • нельзя оставлять для вторичного употребления консервированные продукты во вскрытых, особенно металлических, банках;
    • нельзя есть продукты с прогорклым запахом или потерявшие свой обычный вид и цвет.

    Потертости, мозоли

    Несоблюдение санитарно-гигиенических требований к снаряжению, и особенно к одежде и обуви, легко может стать в походе причиной различных потертостей, наминов и мозолей. Чаще этим страдают те туристы, которые носят не приспособленную для походных условий обувь и одежду.

    Профилактика потертостей, мозолей. Самое главное - правильно подобрать снаряжение по условиям путешествия, подогнать и проверить его до выхода на маршрут.

    В путешествии надо быстро реагировать на изменение погодных и других условий и соответственно менять одежду и темп движения, не допуская длительных местных перегревов тела, движения в сырой одежде, не оправданных обстановкой марш-бросков, при которых у новичков, как правило, сбиваются ноги. По прямому назначению надо использовать и так называемые подгоночные привалы.

    Обнаружив малейшее неудобство в обуви или одежде, нужно, не дожидаясь пока оно приведет к намину или потертости, постараться ликвидировать вызвавшую его причину: переодеться, переобуться, сменить носки. В качестве предупредительной меры можно иногда бинтовать ноги эластичным бинтом, носить перчатки, прокладывать между рюкзаком и спиной мягкие предметы и т. п. Отличной профилактикой являются регулярные гигиенические процедуры и соблюдение чистоты тела.

    Травмы (ушибы, растяжения, переломы, сотрясения)

    Причиной многих травм часто бывают различные падения и срывы, связанные с неорганизованностью и недостаточной дисциплиной туристов. Недисциплинированность - самая грозная опасность туристского путешествия. Она может проявляться и в пренебрежении к установленным правилам проведения походов, и в лихаческом отношении к маршруту, и в случаях одиночного хождения туристов, и в игнорировании ими общепринятых норм поведения. Иногда это объясняется слабым, неавторитетным руководством группы, приводящим к расколу коллектива, к неподчинению участников общим задачам, к самовольному изменению маршрута. Такие группы практически находятся на грани аварийного состояния.

    Профилактика травматизма , вызванного неорганизованностью и отсутствием дисциплины. Охватывает весь круг вопросов, связанных с подготовкой и проведением путешествия. Это сплочение коллектива туристской группы, воспитание ответственности перед Товарищами, требовательность к себе и нетерпимость к любому нарушению правил безопасности. Такие задачи должны ставиться еще до выхода на маршрут - при комплектовании туристской группы, распределении обязанностей, проведении физической и технической подготовки участников путешествия.

    К профилактическим мерам на маршруте относятся: групповой контроль над неорганизованным участником; вынесение недисциплинированному члену группы общественного порицания. Крайней мерой, вызванной невозможностью установления дисциплины и порядка в группе, является отказ от дальнейшего проведения путешествия.

    Острая сосудистая недостаточность, обмороки

    Чрезмерные физические нагрузки у малотренированных туристов - значительные превышения темпа движения, веса рюкзака, набора высоты при передвижении в горах и т. п. - могут вызвать острую сосудистую недостаточность, проявляющуюся в резкой общей слабости, сердцебиении, болях в области сердца. У человека синеют губы, нос, кончики пальцев, учащается пульс, он ощущает нехватку воздуха. К сердечной недостаточности предрасполагают перенесенные острые инфекции, заболевания легких, охлаждение, хронические заболевания сосудов и сердца.

    Обморочное состояние может явиться следствием перегрева организма, быть вызвано нарушением походного режима и долгим перерывом в приеме пищи. Обморочное (шоковое) состояние могут также вызвать страх, потеря крови, сильные боли при переломе, вывихе или ушибе.

    Профилактика острой сосудистой недостаточности, обмороков . Для предупреждения таких явлений необходима хорошая физическая подготовка к походу, тщательная проверка туристами своего здоровья у специалистов и выполнение их рекомендаций, постепенность и последовательность в увеличении нагрузок, хорошая акклиматизация, соблюдение режима работы и отдыха на маршруте.

    Экстремальные ситуации, обусловленные неблагоприятными погодными условиями

    Осадки.

    Дождь, мокрый снег, град, изморозь, иней, делают поверхность склонов скользкой. Опасность срыва в таких условиях возрастает. При температуре воздуха 2º-4º, дождь или мокрый снег может вызвать переохлаждение человека. Дождь или снег увеличивает опасность камнепадов и лавин.

    Туман.

    Серьезную опасность в горах представляет туман. Он резко затрудняет ориентирование, ухудшает звуковую и зрительную связь. В такой ситуации группа может выйти на опасный участок рельефа.

    Меры предосторожности. Если непогода застала группу на склоне, необходимо прекратить движение и организовать бивак. Если безопасного места нет, нужно двигаться до первого удобного безопасного места. В случае тумана группа, пока имеется видимость, должна по карте определить свое место положение и засечь по компасу ориентиры. При движении в тумане нужно соблюдать такой интервал, при котором соседние участники видят и слышат друг друга.

    Гроза.

    Основная опасность грозы - поражение молнией. Признаки опасности молнии - эффекты связанные с нарастанием напряженности эл. поля: зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов. Наибольшая опасность поражения молнией в горах — на вершинах, гребнях и других возвышающихся элементах рельефа.

    Перед началом грозы надо спуститься с возвышенностей. При этом надо избегать водотоков по желобам, кулуарам, расщелинам, нельзя прислонятся к стене, прятаться в нишах скал, в небольших ямах.

    На равнине во время грозы не следует находиться у отдельно стоящих деревьев. В лесу нельзя прятаться под высокими деревьями.

    При грозе металлическое снаряжение нужно расположить на некотором удалении от людей. Сами участники должны сесть на электроизолирующие предметы - рюкзаки, коврики, сухие веревки.

    Нельзя распологатся в непосредственной близости от костра - столб нагретого воздуха имеет относительно небольшое сопротивление.

    Ветер.

    Ветер способствует образованию камнепадов, снежных карнизов, лавин. В сочетании с низкими температурами может привести к переохлаждению организма и к отморожению. Начиная со скорости ветра примерно 15 м\с дальнейшее увеличение скорости ветра на 1 м\с равноценно понижению температуры воздуха на величину около 5º. Сильный ветер может сбросить идущих по гребню, снести или порвать палатки на неудачно расположенном биваке.

    Меры предосторожности. Избежать перечисленных опасностей можно только при грамотном планировании маршрута, выборе правильной тактики и времени движения, умелом выборе места и способа устройства бивака, тщательном подборе личного и бивачного снаряжения.

    Температура и влажность воздуха.

    Как низкие, так и высокие температуры отрицательно влияют на организм человека, их воздействие при определенных обстоятельствах может привести к аварийной ситуации. Кроме обморожений, длительные, а также кратковременные сильные воздействия низких температур нередко вызывают понижения температуры слизистой оболочки носа и горла, охлаждение мышц и связочно-суставного аппарата, что увеличивает вероятность получения травм.

    Меры предосторожности. Правильный подбор обуви, одежды, спальных мешков и палаток, теплоизолирующих ковриков, соблюдение темпа движения, моральная подготовка группы к воздействию холода - практически полностью исключают опасность переохлаждения и обморожения.

    Летом в горах пренебрежение элементарными правилами может привести к тепловому удару, резкому снижению работоспособности, внимания, скорости реакции и, как следствие, возникновению аварийной ситуации на технически сложном участке.

    Меры предосторожности сводятся к следующему: одежда не должна препятствовать вентиляции тела; темп движения не должен быть высоким в жаркие часы. Целесообразно в самые жаркие часы устраивать 2-3 часовой привал. Необходимо также соблюдать водно-солевой режим в течении дня.

    Действие участника, отставшего от группы

    Как правило, такая ситуация происходит неожиданно. Замешкался на привале, а группа ушла вперед, остановился завязать шнурок, расстегнулось лыжное крепление, надо подтянуть лямку рюкзака, отошел в сторону от тропы за цветком, грибом, решил сделать интересный снимок, сел на минутку передохнуть, потерялся в тумане, В снежном буране и т.д. Но то, что происходит потом, часто оканчивается трагически. При попытке нагнать группу отставший может пойти не по той тропе, решив срезать угол - уйти не в ту сторону и т.д. и т.п.. Казалось бы, мелочь, досадная оплошность, а в конечном итоге драма или даже трагедия.

    Для тех, кто отстал от группы, также существуют определенные правила поведения:

    • не суетиться и, догоняя товарищей, не идти «напрямую» или «срезая» углы;
    • если это произошло зимой, то, как бы ни петляла лыжня, сходить с лыжни ни в коем случае нельзя. Лыжня, как и след, - единственная ниточка, связывающая отставшего с группой;
    • догонять группу можно только при прямой ее видимости на открытой местности: в степи, на безопасном склоне горы, редколесье и т.п.;
    • если лыжня не одна, следов не видно, видимость ограничена, группы не видно и не слышно или разыгралась непогода: метель, песчаный смерч, сильный ливень, сильно пересеченная местность, буреломная тайга, труднопроходимое болото или наступила ночь, даже если она и лунная, то необходимо оставаться на том месте, где вы отстали от группы. Рано или поздно в группе хватятся пропавшего и организуют поиск;
    • при непрерывном движении отставшего его поиск крайне затруднен, а опасность окончательно заблудиться слишком велика;
    • в вечернее или ночное время надежнее всего разжечь костер в непосредственной близости от тропы или лыжни. Костер обеспечит тепло и явится сигнальным маяком для поисковой группы;
    • в безлесных районах, где костер развести нечем, необходимо найти надежное укрытие от непогоды, хорошо видимое с той стороны, куда ушла группа.
    • остановится прислушаться к звукам;
    • не сходя с тропы ждать и периодически подавать сигналы;
    • если знаете точно тропу, вернутся на предыдущую стоянку, ночевку;
    • развести костер;
    • найти или построить временное укрытие от непогоды.

    Чтобы не допускать отставания участников, надо соблюдать несколько обязательных требований, которые предъявляются к организации движения группы туристов. Правила эти следующие:

    • группа движется цепочкой друг за другом и ни в коем случае не вразброд;
    • первым идет ведущий, наиболее опытный член группы или ее руководитель. Он выбирает дорогу и определяет места для отдыха и ночлега;
    • за ведомым идут наиболее слабые, физически не подготовленные и больные. По ним равняется скорость передвижения всей группы;
    • последним идет назначенный руководителем замыкающий из числа наиболее физически сильных и выносливых участников. В его обязанность входит не допускать самовольного выхода из строя участников движения или их внезапной остановки по перечисленным выше причинам;
    • в случае остановки какого-либо из участников группы замыкающий должен немедленно сообщить об этомном ведущему и остановить всю группу;
    • при уходе с места привала замыкающий уходит последним, проверив предварительно количество ушедших перед ним членом группы;
    • на очередном привале ведущий и замыкающий проверяют численность членов группы и в случае отсутствия кого-либо немедленно организуют его поиск;
    • ,