Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Безопасность во время походов. "безопасность в походе и проверочные тесты". В водных походах

    Безопасность во время походов.

    Соблюдение правил безопасности – первое и глав-ное требование к участникам похода. Каждый участ-ник похода обязан выполнять следующие правила безопасности.

    1. Точно исполнять все распоряжения руководителя.

    2. Немедленно сообщать руководителю о всякой за-меченной опасности.

    3. Во время следования по железной дороге: а) выходить из вагона только с разрешения руково-дителя; б) в тамбурах не стоять; в) не открывать дверей во время движения поезда, из вагона не высовываться; г) садиться в поезд и выходить из него на платфор-му только при полной остановке поезда.

    4. Не использовать попутный автотранспорт, поль-зоваться только оборудованными машинами и авто-бусами.

    5. Во время следования автотранспортом в кузове не стоять, на бортах автомашины не сидеть.

    6. Строго соблюдать правила уличного движения: а) при движении вдоль дороги из строя не выхо-дить. Движение производить по левой обочине, навстре-чу движущемуся транспорту; б) быть предельно внимательным при переходе че-рез дорогу, не мешать при этом движению членов груп-пы.

    7. Перед выходом на маршрут проверить исправ-ность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руково-дителем.

    8. Соблюдать установленный интервал движения, не допускать разрывов строя. Движение участника вне строя запрещается.

    9. В ветреную, холодную погоду не устраивать при-валов на открытых местах.

    10. На привалах не уходить за территорию лагеря без разрешения руководителя. При передвижении на-ходиться в составе группы.

    11. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

    12. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю. Потертос-тей не допускать. О появлении потертостей немедлен-но информировать руководителя.

    13. Трав и кореньев в рот не брать, грибов и незнако-мых ягод не есть.

    14. Без разрешения руководителя не купаться, пере-прав не устраивать.

    15. В лесу не бросать горящих спичек, костров без разрешения руководителя не разводить, горящих кос-тров без присмотра не оставлять.

    16. Свечи и спички в палатках не зажигать.

    17. Работать топором в рукавицах запрещается.

    18.Порубок деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклоненными деревьями не проходить.

    19. На деревья без разрешения руководителя не за-лезать.

    20. Тяжелых бревен и камней не переносить.

    21. Строго соблюдать правила страховки и самостра-ховки.

    22. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бач-ки с горячей водой и пищей ставить или у самого кос-тра, или далеко от костра в специально отведенном месте.

    23. Дежурным у костра находиться в головных убо-рах и хлопчатобумажной одежде, полностью прикры-вающей тело. Для работы у костра, заготовки и пере-носки дров иметь рукавицы.

    24. Топоры, пилы, другие колющие и режущие предме-ты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.

    25. При обнаружении оружия или боеприпасов не-медленно сообщить об этом руководителю. Самим най-денные вещи не трогать. О найденных боеприпасах проинформировать органы милиции, военкоматы или местные административные органы.

    26. Во время движения на транспорте, по городу лыжи должны быть зачехлены, палки прикреплены к лыжам штычками вниз.

    27. Если на спуске возникло непредвиденное или непреодолимое препятствие, то немедленно затормо-зить, вплоть до торможения падением.

    28. Упавшему на спуске быстро сойти с лыжни.

    29. Не начинать спуска со склона, прежде чем не закончил спуск предыдущий член группы или не ушел в сторону упавший. Во избежание дорожно-транспортных происшествий не разрешается перевозить обучающихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях огра-ниченной видимости. При перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом количество участников похода не должно превышать число поса-дочных мест в автобусе.

    Не сложность маршрута, а опыт участников похода больше всего определяет степень его безопасности. Чем лучше вы подготовитесь к походу, тем вернее сумеете совершить его успешно без аварий. Все это в равной степени относится и к походам выходного дня, потому что хотя в них меньше потенциальных опасностей, чем в сложных и дальних, но участвует значительно больше людей вообще и неопытных в частности. А неопытность (плохая физическая подготовка, техническая и тактическая неграмотность, незнание опасностей и способов защиты от них) опасна даже в самых простых походах.

    Походы же выходного дня, от простейших до тренировочных и соревновательных, помогают приобретать этот опыт, походные навыки и умения, конкретное представление о возможных опасностях, общую физическую подготовку.

    Несчастье может произойти не от вызвавшей его опасности, а вследствие паники и замешательства. Дружное взаимодействие группы решает многое не только в аварийной ситуации. Внимательное наблюдение, всесторонняя ориентировка, постоянная готовность, чувство локтя  вот качества, вырабатываемые на маршрутах выходного дня.

    Велика роль руководителя в предупреждении и ликвидации аварийной ситуации. Он должен держать в поле зрения всю группу, поэтому часто его место на тропе или на реке – сзади. От воли, авторитета, решимости руководителя иногда зависит все, и члены группы должны быть едины в подчинении ему. Командовать в походе должен только один. Дискуссии и споры на подходе к каждому препятствию вредны и недопустимы. Однако вера в руководителя не должна быть слепой, надежда на товарищей не должна демобилизовать. Всегда нужно суметь критически оценить свои действия, действия руководителя и группы.

    Важно научиться взвешивать свои возможности, быть осторожным, даже рискуя. Но в походе жизнь должна быть спокойной, ритмичной. И чем ритмичней, тем лучше, тем больше увидишь, сделаешь, тем больше получишь удовлетворения. На маршруте не должно быть приключений. Если они были, значит, что-то упущено. Опыт подскажет и допустимую долю риска. Возможность неудачи должна «перекрываться» избытком опыта, слаженностью группы.

    Достичь спокойной уверенности удается только учебой, в которой главным воспитателем служит сама природа. Овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка  таковы основные меры безопасности в туризме. Для устранения мелких неполадок и неудобств в снаряжении, одежде, обуви служит, как уже говорилось, первая остановка вскоре после начала движения. Надо устранить причину неудобства, не ожидая, пока появятся поломка, жжение или боль. Общая профилактика  правильный подбор снаряжения и одежды, проверка и подготовка его до выхода на маршрут. Если снаряжение, одежда и обувь соответствуют погоде, темпу движения, хорошо подогнаны, не будет опрелостей, потертостей, пузырей.

    Топоры, пилы, ножи носите зачехленными. На привалах острые орудия складывайте в одном месте, не втыкайте их в деревья (тем более на высоте человеческого роста), на ночлеге кладите под палатку, пилой и топором работайте в рукавицах, обрубая ветки лежащего дерева, находитесь по другую сторону ствола. Не бросайте ножи и топоры в деревья.

    Дежурные у костра должны быть одеты и обуты, иметь рукавицы; костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески ведер должны быть надежными; посуду с горячей пищей, кипятком надо ставить туда, где на них не могут наступить и где они не опрокинуться; при приготовлении пищи на костре пользуйтесь поварешками с длинными ручками. При пользовании примусами, особенно в палатке, желательно иметь самодельную походную кухню. Складывающаяся рама кухни изготавливается из дюралевого уголка, кастрюли устанавливают в отверстия металлического листа. Примусы размещаются под листом на подставке. Рама закрыта с боков такой же стеклотканью.

    Не собирайте неизвестных, старых или требующих особой обработки грибов. При варке грибов первую воду после кипячения желательно слить и налить новую. Недоваренные, недожаренные, даже вторично разогретые грибы могут вызвать отравление.

    Желательно знать опасные растения, которые могут встретиться в походе, ознакомиться с ними предварительно по определению. В средней полосе страны к ним относятся вех ядовитый (цикута), волчьи ягоды, волчье лыко, бузина, марьин корень, белоголов пятнистый.

    В пеших походах , двигаясь по лесным зарослям, среди завалов, кочек, защищайте тело штормовкой, идите внимательно, чтобы не упасть и не повредить ногу, не получить травму головы, лица или глаз из-за сучьев, веток, стволов.

    При организации переправ или купания места их обследуйте. Нельзя нырять в неизвестных местах, купаться сразу после перехода или еды. Не нужно двигаться в темноте, особенно по лесу: можно легко повредить ноги, глаза.

    Во избежание теплового или солнечного удара не применяйте темную одежду, не пропускающую воздух и не впитывающую пот. Переходы в жаркое время года делайте пораньше утром и ближе к вечеру, используйте для передвижения теневые, обдуваемые места. Не наедайтесь плотно перед выходом, в сильную жару передвигайтесь медленно. Летом носите головной светлый убор с козырьком и солнцезащитные очки, применяйте солнцезащитные кремы. Не загорайте после еды, не спите на солнце.

    В лесу при грозе не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна. В березу и клен молния ударяет редко. На открытом месте нужно сесть или лечь в сухую яму, канаву.

    В лыжных походах опасны морозы, снегопад при сильном ветре, метель, резкое похолодание, ограниченная видимость, крутые склоны, участки с тонким заснеженным льдом и промоины на реках и водоемах. Заснеженные промоины образуются чаще, в устьях притоков рек, у береговой кромки льда, в истоках вытекающих из озер ручьев.

    Идти по заснеженному льду нужно осторожно, с рюкзаком на одном плече, ослабленными креплениями и снятыми с рук темляками палаток. Интервал между участниками не менее 10 метров. Провалившись, освободитесь от рюкзака и лыж, выбирайтесь на лед, опираясь на палки и локти. Товарищи должны бросить веревку, помочь.

    Чтобы в походе не обморозиться, не замерзнуть, не простудиться, надо иметь ветро- и влагонепроницаемую одежду, а зимой маску,запасные рукавицы; под дождем и на ветру не оставаться без движения; на привалах в холодное время сразу надевать теплые вещи; по возможности просушивать одежду, носки, стельки, спальные мешки; не пить холодную воду, не есть снег. Обувь должна быть просторной, носки сухими, чистыми, стельки  толстыми, желательно войлочными.

    При очень сильном ветре, метели, пыльной буре надо срочно устраивать вынужденный бивак под защитой леса, склона, оврага.

    При первых признаках озноба и обморожения надо усилить кровообращение: если мерзнут ноги,  делать широкие махи (3050 раз), если руки, махи от плеча, быстро сжимать и разжимать пальцы. Для защиты открытых частей тела (щеки, нос, подбородок) смазывайте гусиным салом без примесей чистую и сухую кожу.

    В водных походах , особенно весной в большую воду, не исключены пробоины, перевороты при затягивании под нависающие кусты, при навалах на упавшие деревья; не всегда безопасно прохождение под низкими мостами с сильным, зачастую косым течением в захламленном русле.

    На равнинных реках средней полосы и юга страны нередки искусственные пороги в местах разрушенных плотин бывших мельниц, большие участки быстрой мелкой воды в каменистых руслах. Ряд маршрутов частично проходит по большой воде на весенних разливах рек и озер, где высокая волна в непогоду может быть опасной для плавания.

    На водных маршрутах возможны аварии при неудачной посадке в судно или высадке из него, из-за крупной пробоины или прорыва оболочки, при посадке на подводное препятствие. Поэтому туристы-водники должны иметь индивидуальные и групповые спасательные средства.

    На судоходных реках надо двигаться вне фарватера.

    Обеспечение безопасности в велопоходах носит несколько иной характер, чем в водных, пеших и лыжных; поскольку наибольшую опасность для велотуристов представляет автотранспорт на напряженных магистралях. Маршруты велопоходов лучше прокладывать по местным дорогам, избегая шоссе с напряженным движением. Но совсем таких трасс не избежать. Поэтому велотурист должен хорошо знать Правила дорожного движения, причем не только знаки и предписания, касающиеся велосипедистов, но и дорожные знаки, а также указатели общего содержания.

    Знаков для велосипедистов два: запрещающий знак «Движение на велосипедах запрещено» (контур велосипеда в круге, окаймленном красной полосой) и предписывающий знак «Велосипедная дорожка» (белый контур велосипеда на голубом круге). Еще есть табличка знака дополнительной информации с изображением велосипеда, которая устанавливается вместе с каким-нибудь другим знаком, указывая, что он распространяется лишь на велосипедистов. Наконец, есть предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой», но он больше адресуется водителям автомобилей. Основные правила, которые касаются непосредственно велосипедистов:

      управлять велосипедом при движении по автодорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (в некоторых республиках и областях – 12 лет);

      при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед должен быть оборудован спереди фонарем (фарой) с белым светом, сзади  фонарем с красным светом или красным светоотражателем;

      движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 метра от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота, разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;

      водителю велосипеда запрещается: ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить не держась за руль; перевозить пассажиров (кроме ребенка на дополнительном сиденье, оборудованном подножками); перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда; двигаться по основной дороге, если рядом идет велосипедная дорожка, обозначенная соответствующим знаком; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

    И еще несколько рекомендаций. На магистралях старайтесь ехать как можно прямолинейнее, ближе к краю полотна дороги, без надобности не вилять, не делать резких виражей. Нужно также расстаться с привычкой некоторых особенно горячих и неопытных велосипедистов делать петли - заезжать вперед группы, а потом разворачиваться и возвращаться обратно. Стоящие автомобили объезжайте плавно, только слева, перед выездом обязательно оглянитесь (посмотрите в зеркало заднего вида). Друг друга обгоняйте тоже только слева. Остерегайтесь грузовых автомашин с сеном, прицепами и длинномерными грузами. На узком шоссе, если спереди и сзади одновременно идут автомашины, разумно съехать на обочину.

    Казалось бы, куда очевиднее: при появлении на дороге автомобилей прижиматься к своей, правой, обочине. Однако некоторые неопытные велосипедисты умудряются при этом заезжать на левую обочину. Нет ничего опаснее такого маневра! Поэтому в начале велопохода категорически объявите: никаких левых обочин! Даже на остановках не следует без особой надобности переходить на другую сторону шоссе. Как только остановитесь, вся группа вместе с велосипедами должна немедленно сойти на обочину, даже если не видно автомашин. Велотуристам для всевозможных маневров вполне хватает правой половины шоссе, и за осевой линией просто нечего им делать.

    Подведем итоги :

    Обеспечение безопасности в туризме является одной из важнейших составляющих разработки и проведения туристских походов. Турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности и, в общем случае, пребывает в незнакомой среде, отличной от обычной среды его проживания. Турист может оказаться в ситуации непривычной для повседневной его жизнедеятельности: не знать обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не иметь иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, быть неприспособленным к интенсивным нагрузкам и проживанию в какой-либо местности (высокогорье, пустыня).

    Из числа причин, определяющих возникновение несчастного случая, можно выделить четыре, образующих формулу: «маршрут – снаряжение – путешественник – общество». Для каждого вида туризма первые элементы этого комплекса будут выглядеть конкретно, например как «река – лодка – рулевой» и т. п.

    Основные меры безопасности в туристских походах – это овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка.

    При подготовке к походу следует внимательно изучить возможные факторы риска и его источники, исследовать возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для туриста уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в итоге, предусмотреть комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.

    Литература: 2, 3, 19, 21, 23, 30, 32, 35.

    Вопросы для обсуждения:

    Рассмотреть возможные аварийные ситуации (причины их возникновения, возможные последствия, меры предупреждения, способы выхода из этих ситуаций) в следующих видах туризма:

    - пешеходном;

    - горном;

    - водном;

    - лыжном;

    - велосипедном;

    - конном;

    - авто-мото;

    - спелеотуризме.

    В абсолютном большинстве случаев поход – это веселое приключение, полезное для здоровья и кругозора, из которого все участники возвращаются довольными, отдохнувшими, целыми и невредимыми. Однако природа во многих своих проявлениях может быть опасна, порой – даже для жизни. Вот почему туристу, отправляющемуся в поход даже недалеко, важно быть готовым как к мелким неприятностям, так и к серьезным экстремальным ситуациям. Безопасность в походе подчиняется основным правилам – если соблюдать их, большинства происшествий удастся избежать.

    Правила безопасности в походе

    Правило 1

    Хорошо продумайте свое снаряжение. Правильнее всего будет воспользоваться готовыми списками того, что должно быть в рюкзаке туриста или выживальщика. Не берите лишнего – чем больше вам придется пройти, тем ощутимее будет тяжесть рюкзака. Сокращать список необходимого – тоже плохая идея. Одна из самых частых ошибок людей, попадающих в экстремальные ситуации на природе, является излишняя надежда на гаджеты. Помните: мобильный телефон не сможет заменить компас, карту и часы. Рано или поздно телефон разрядится, и без карты или компаса вы просто не сможете ориентироваться на местности – в некоторых случаях это может стоить жизни.

    Правило 2

    Правило 6

    По статистике, 25% тяжелых травм получают туристы в состоянии усталости. Действительно, сильная усталость значительно снижает концентрацию внимания и ухудшает координацию. Не допускайте переутомления, почаще устраивайте привалы и пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание. Очень важно понимать, что отправляться в поход можно только в том случае, если вы хорошо себя чувствуете – ничего не болит и не беспокоит, т.к. иначе вы подвергаете свое здоровье, а может быть и жизнь, излишней опасности.

    Правило 7

    Не распивайте спиртных напитков в походе. Да, это может вызвать у кого-то смех, для кого-то это будет излишней предосторожностью, но будем честными – именно в состоянии алкогольного опьянения русский человек чаще всего попадает в неприятности. То, что алкоголь делает нас невнимательными, неловкими и даже неадекватно воспринимающими реальность – факт, известный каждому. А в условиях дикой природы все вышеперечисленное может стоить жизни.

    • Теги: ,

    Введение

    Правила безопасности при прохождении скального рельефа

    Правила безопасности при страховке на скальном рельефе

    Правила безопасности при спуске на веревке

    Правила безопасности во время учебно-тренировочных занятиях на скалах

    Правила безопасности при организации бивака в горах

    Правила безопасности при угрозе схода лавин

    Правила безопасности в лавинно-опасном районе

    Правила безопасности в пещерах и провалах

    Правила хранения, ухода и контроля снаряжения

    Правила использования снаряжения

    Правила безопасности при учебном походе

    Правила безопасности при прохождении снежно-ледникового склона

    Правила безопасности при движении по болоту

    Правила безопасности при обращении с горючими и взрывоопасными веществами

    Правила безопасности при встрече с дикими животными

    Приложение

    Список использованной литературы

    Главным помощником в моей курсовой работе была книга. Костарев Н.А. "Техника безопасности в походе". В ней я нашла основные правила и требования к участникам походов.

    Так же опиралась на знания, полученные на уроках техники и тактики и информацию, найденную в Интернете, а именно "лекция для школы НТП о надежности (безопасности) в походе" - Горный клуб МГУ.

    Для поиска необходимых документов обратилась на Станцию Юных Туристов. Там просмотрела множество документов и лекций по технике безопасности, которые также включены в работу.

    Введение

    Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил передвижения. Весь поход - скорость движения, настроение в группе и качество прохождения препятствий зависит от обеспечения безопасности участников. Ведь если при прохождении сложных этапов система страховок будет не отлажена, то и препятствия будут проходиться дольше, напряженнее и без своеобразного удовольствия. Обеспечение безопасности группы полностью ложиться на плечи руководителя. В порядке ли снаряжение, как групповое, так и личное, безопасен ли маршрут в то время, когда планируется поход и т.д.

    Итак, чтобы поход не имел нехороших последствий достаточно просто понимать все ответственность за ситуацию и жизнь, как свою, так и тех, кто идет вместе с Вами.

    Во время похода турист может столкнуться с различными трудностями. И не важно, какой это будет поход горный или пеший, водный или спелео. Опасности ждут всех неподготовленных.

    Начинающий турист должен овладеть многими специальными умениями и навыками. Это, прежде всего, приобретение навыков подбора одежды и обуви, умения правильно уложить рюкзак и передвигаться с ним по тропе и без троп, установить палатку и обустроить бивуак, наконец, научиться подчинять свои личные интересы интересам группы и многое другое. А на более сложных участках передвигаться по закрытым ледникам, осыпям и мореным отложениям, ходить в кошках и освоить азы самозадержания, организации страховки и самостраховки, подъема участника из трещины и "самовылаза", знать не только вязку отдельных узлов, но и область применения каждого, а также многое другое.

    Все правила безопасности делятся на различные виды. Перед походом всем участникам группы необходимо с ними ознакомиться.

    Правила безопасности перед выходом из лагеря, населенного пункта

    Выход из лагеря (населенного пункта) - это и есть начало похода. Чтоб участники прошли маршрут легко и в рассчитанные сроки выбранный маршрут должен соответствовать их уровню подготовки и возможностями. Во избежание недоразумений нужно тщательно изучить направление движения, имеющуюся маркировку, характер рельефа, трудности, опасности, источники воды, возможность схода с маршрута в случае необходимости. Немаловажны также погодные условия. Необходимо заранее узнать о них. Не выходить на маршрут при явно не благоприятных условиях: через 2-3 дня после обильного снегопада, в туман, при низкой температуре или сильно выраженной лавиной опасности

    Перед выходом на маршрут разработать график и определить порядок движения группы - это мобилизует и дисциплинирует людей. Это очень важно, так как каждый в группе несет ответственность как за свою жизнь и здоровье, так и за других участников. Дисциплина в группе необходима, и эта ответственность ложиться только на руководителя группы.

    Перед любым походом необходимо провести тренировочные занятия, чтоб определить уровень подготовленности и выносливость каждого участника в отдельности. Есть еще немаловажные меры безопасности, благодаря которым можно избежать много сложностей в походе:

    1. Выходить в темное время суток только при хорошем знании маршрута, предстоящем долгом дневном переходе, а в плохую погоду - при спасательных работах.

    2. Тщательно проверить экипировку, снаряжение и продукты питания, состояние здоровья участников, не брать на маршрут больных, чувствующих недомогания.

    3. Всем участникам знать опасности и причины, ведущие к несчастью, уметь их своевременно обнаружить, не допускать самонадеянного подхода к опасности, соблюдать правила безопасности.

    4. Не предпринимать поход, восхождения или экспедицию без опытного, авторитетного руководителя, знающего маршрут, без правильно заполненной и оформленной документации.

    5. В незнакомой местности двигаться внимательнее, уточняя свое местонахождение по карте, делая разведку пути.

    6. Выходить на маршрут рано утром, хорошо экипировавшись, имея достаточный запас продуктов и только после сообщения графика движения на КСС, начальнику базы или другим лицам.

    7. Принять необходимые меры к предохранению ног от ранений и переохлаждений.

    8. Начинать движение лишь в исправных (прочных, просушенных)

    Правила безопасности при движении

    Самым главным правилом в группе - это передвижение должно быть не индивидуальным, а групповым, что позволит обеспечить взаимопомощь участников на маршруте. Не допускать разделения группы и нарушения дисциплины. Всякая отлучка возможна только с разрешения инструктора. Естественно каждая группа независимо от ее размера, должна иметь опытного, хорошо подготовленного руководителя, обладающего авторитетом.

    Для грамотного распределения сил участников темп движения и остановки должны соответствовать уровню подготовленности и возможностям участников, условиям местности и погоды. Также необходимо соблюдать правильный режим нагрузки, отдыха, питания, питьевой режим, принимать меры, обеспечивающие хорошую терморегуляцию организма.

    Задачей руководителя является поддерживать в группе высокую дисциплину и чувство взаимовыручки. Существует несколько главных "не", которые участники похода обязаны знать и выполнять:

    Не допускать купания в горных озерах, где есть опасность утонуть или простудиться.

    Не сокращать путь за счет безопасности (можно попасть в лавину, поскользнуться, упасть на камни).

    Не терять и не забывать вещи, чтобы в тот или иной момент не остаться без необходимого инвентаря и экипировки 9. Избегать движения в ненастье, в тумане, в темноте, поздно вечером. Основную часть дневного перехода совершать в утренние часы.

    Во избежание ранений не сбрасывать камни со склонов гор.

    Не преодолевать сложных участков без достаточной уверенности в прочности опор и собственных силах. По возможности избегать подъемов и спусков по желобам со свободнолежащими камнями.

    При движении в горах не употреблять спиртных напитков: это предохранит организм от вредных последствий и опасного поведения.

    При прохождении маршрута необходимо руководствоваться конкретными данными и выбрать маршрут с учетом конкретных условий (структуры снежного покрова, состояния участников, погоды), всегда предпочитая безопасный путь. Большую маневренность группы и отдельных ее участников запрещается достигать за счет облегчения экипировки или уменьшения количества бивачного снаряжения и продуктов.

    Неослабленное внимание к предупредительным знакам в горах, позволит избежать попадания в лавину или столкновения на горнолыжной трассе. Необходимо избегать каких бы то ни было работ в лавиноопасных зонах, а в случае необходимости их проведения воздвигнуть специальные защитные сооружения или систематически сбрасывать накопившийся снег с помощью взрывов или других методов под руководством специалистов. Соблюдение заявленного контрольного срока возвращения с маршрута мобилизует участников и в случае аварии облегчает спасательные работы.

    Каждый участник должен знать и соблюдать правила движения и правила оказания первой медицинской помощи и при аварии уметь оказать помощь пострадавшему.

    1. Избегать отступления от намеченного маршрута и тактики передвижения (кроме случаев усложнения обстановки с целью обеспечения безопасности, спасательных работ и др.).

    2. При прохождении лавинно- и камнеопасных склонов внимательно следить за сигналами сигнальщиков, предупреждающими об опасности, быстро и точно исполнять соответствующие команды.

    3. При движении по неустойчиво стоящим камням, крутым склонам внимательно ставить ноги, а при необходимости страховаться.

    4. При малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке.

    5. При ухудшении состояния группы и ее экипировки своевременно сойти к ближайшему лагерю, населенному пункту, по наиболее легкому пути.

    6. При невозможности отыскать лагерь - умело и своевременно создать надежный бивак, или двигаться по безопасной долине до ближайшего населенного пункта, или возвратиться по знакомому пути назад. Иногда от этого зависит жизнь участников.