Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Буржуазное право и правовые семьи. Правовые семьи и правовые системы правовые системы (семьи правовых систем). Понятие правовой семьи

    Буржуазное право и правовые семьи. Правовые семьи и правовые системы правовые системы (семьи правовых систем). Понятие правовой семьи

    Право - это основной элемент, на котором строятся абсолютно все мировые державы. Данный тезис был выдвинут философами эпохи Нового времени. Они считали, что государство - это не политическая, а сугубо правовая структура. Таким образом, институты права являются теми отношений, без которых попросту невозможно построить государственную структуру. Реализация этих институтов производится путем создания специфического режима - правопорядка, который позволяет выделить важные однородные аспекты. Подобные особенности права существуют в каждой стране. Их появление напрямую зависит от многих факторов: территориальной расположенности, менталитета людей, культурных традиций и т. п. В учеными была проведена систематизация общих и разнородных моментов права каждого государства во всем мире. Она и привела к объединению наиболее схожих правовых систем в целые семьи.

    Правовая система - основной элемент правовой семьи

    Нужно отметить тот факт, что правовые семьи основываются на выделении и сравнении правовых систем различных государств. В каждой подобной системе учеными были выделены наиболее схожие и различающиеся моменты, что помогло провести общую дифференциацию. Правовой системой принято называть трехэлементную структуру, состоящую из системы права, правовой культуры и правореализации. В свою очередь, каждый из этих элементов подразделяется еще на некоторые составляющие, например:

    1. Система права состоит из отрасли, подотрасли, института и нормы.

    2. Правовая культура - правовой идеи, поступка, учреждения и т. д. Основным регулирующим моментом правовой культуры является правовое сознание населения, которое проявляется в уровне подчинения законам и признании правопорядка.

    3. Реализация права - использование, соблюдение, исполнение.

    На основе внутренней структуры и других особенностей ученые включают различные правовые системы в правовые семьи. Следует отметить, что учение о правовых семьях появилось еще в эпоху Возрождения, но наибольший пик развития начался в XX веке.

    Понятие правовой семьи

    Правовая семья - это совокупность правовых систем разных государств, которые объединены с учетом определённых критериев. Теория была впервые выдвинута в 1667 году немецким ученым Лейбницем. Он утверждал, что право некоторых стран позволяет объединить их в отдельные группы. Каждая из них будет основана на сходствах и различиях процесса развития, отдельно взятых государств.

    Именно на основе этой теории было выработано современное понятие правовой семьи. На сегодняшний день основными критериями разделения семей являются:

    Источники права;

    Терминологическая, методологическая основа правовой системы;

    Особенности системы права;

    Историческая характеристика государства;

    Роль судебных инстанций;

    Развитие и происхождение системы права.

    Конечно, любая правовая система является уникальной, но ученые на основе приведенных выше критериев научились выделять схожие аспекты. Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом.

    Классификация правовых семей

    Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию:

    1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья;

    2) религиозная, индусская и дальневосточная.

    На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи:

    1) романская;

    2) германская;

    3) скандинавская;

    4) англо-саксонская;

    5) дальневосточная и т. п.

    Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи:

    1. Романо-германская.

    2. Англосаксонская.

    3. Религиозная.

    4. Традиционная.

    5. Дальневосточные.

    Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.

    Романо-германская семья

    Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник - рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье.

    Подгруппы романно-германской семьи

    Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы:

    1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции.

    2. В группу германского права входят Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии.

    3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия.

    Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем. Тем не менее все представленные подгруппы относятся к романо-германской правовой семье, а их выделение является чисто номинальным.

    Общее право - англо-американская правовая семья

    Англо-американская правовая семья, или же общее право, является доминирующей в Великобритании и её бывших колониях, США, Канаде, Новой Зеландии и т. п. Прародительницей этой системы можно по праву назвать Англию, потому что обычаи именно этой страны доминируют в англо-американской правовой семье.

    Судебный прецедент - это правовая основа семьи англо-американского типа. В отличии от стран романской семь, прецеденту в Англии и других сродных странах отводится гасподствующая роль. Следует отметить, что прецедент рассматривается как обычай, договор. Он играет первостепенную роль в самом процессе развитии и формирования права стран англо-американской семьи. Таким образом, судами, по сути, формируется право.

    Как мы знаем, в странах романо-германской семьи суды играют роль правореализации. Тем не менее в последние годы роль нормативного акта как в Великобритании, так и в других странах семьи существенно возросла. Некоторые ученые на сегодняшний день ставят его вровень с судебным прецедентом, хотят данный вопрос так и остается спорным.

    Религиозное право

    Религиозная семья - это совокупность правовых систем, где основным источником формирования и развития права является религия в форме святого писания. Отсюда следует, что правовой статус семьи религиозного типа прямо отвечает религиозным нормам. Семья религиозного права в настоящий момент развита в исламских и иудейских государствах, хотя тенденция отождествления религии и права в последнее время идет на спад. В европейских странах религиозное право не прижилось даже в эпоху средневековья, потому что церковь имела власть исключительно в духовной сфере.

    Семья традиционного права

    Традиционная правовая семья наиболее древняя и практически вымершая. Она до сих пор встречается в некоторых государствах Центральной, Южной Африки, а также Азии и Океании. Некоторые племена Австралии живут по нормам традиционного права.

    Суть этой правовой семьи в том, что наиболее важные общественные отношения регулируются обычаями, сформированными в родоплеменной общине.
    При этом нормативный акт, судебный прецедент и другие источники права не играют весомой роли. По большей части это субъективное право. Как уже говорилось ранее, традиционно-правовая семья наиболее древняя и практически вымершая в наши дни форма регуляции поведения общества.

    Дальневосточная правовая семья

    Сегодня многие ученые утверждают, что подобной семьи не существует, так как правовые системы многих дальневосточных стран переняли многие институты из европейских. Тем не менее многие аспекты правовой культуры Китая, Японии и других стран этого региона заставляют задуматься о существовании дальневосточной правовой семьи.

    Национальные правовоые системы представленных стран основаны на большой роли семьи и её главы, почетании традиций, и т. п. При этом любые споры принято решать внутри семьи или общины, а к помощи государственных органов прибегать в самом крайнем случае. Также следует заметить, что целью обращения к органам власти является правовая защита семьи, а не отдельного индивида. Правопорядок в этих странах рассматривается, как способ обеспечения гармонии в обществе.

    Заключение

    Итак, в статье были представлены основные правовые семьи, которые выделяют в теории государства и права на сегодняшний день. Естетсвенно, некоторые ученые также предусматривают наличие иных видов, как, например, социальная правовая семья социалистического направления. Тем не менее вопрос их существования вызывает множество споров в научном сообществе.

    Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

    При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций соответствует определенный исторический тип права.

    Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

    Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

    Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя. Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства.

    Правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

    • - обе системы юридически закрепляли сословно-классовое не равенство;
    • - обе системы были тесно связаны с религией. Религиозные нормы служили источником правовых норм;
    • - правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;
    • - обе системы не знали деления права на отрасли;
    • - за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

    Вершиной рабовладельческого права явилось римское право, оно отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью.

    Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов.

    Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.

    Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

    • - основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения;
    • - феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии;
    • - феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права;
    • - феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е., отсутствие единой системы права в масштабе всей страны;
    • - феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
    • - феодальное право не знало деления на отрасли права.

    По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права.

    Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в эпоху становления буржуазных отношений.

    Буржуазное право представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии.

    В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.

    Для буржуазного права характерны:

    • - светский характер - это право, которое не связано с религией;
    • - высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
    • - разделение права на частное и публичное;
    • - признание закона основным источником права.

    Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

    Социалистическое право представляет собой на этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа.

    В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

    Конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства) называют национальной правовой системой. Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, объединяют в правовые семьи.

    Выделяют следующие основные правовые семьи:

    • 1. Романо-германскую (континентальную) правовую семью;
    • 2. Англо-саксонскую правовую семью (семью общего права);
    • 3. Семью социалистического права;
    • 4. Мусульманскую правовую семью;
    • 5. Африканскую правовую семью.

    К романо-германской правовой семье относят национальные правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых систем.

    Выделяют две группы правовых систем: группу романского права и группу германского права.

    Для романо-германской правовой семьи характерно:

    • - Деление права на частное, которое определяет отношение между частными людьми, и публичное, определяющее компетенцию и порядок деятельности государственных органов;
    • - Подразделение на отрасли права;
    • - Устойчивая иерархия источников (форм) права, основным источником является закон (Конституция);
    • - Систематизация законодательства в основном в виде его кодификации.

    Англо-саксонская правовая семья включает в себя две группы: группу английского права и группу права США. Основным источником права в англо-саксонской семье является судебный прецедент, англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

    В отличие от романо-германской правовой семьи в англо-саксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение предается правовым институтам.

    В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера.

    Отсутствует деление права на частное и публичное, его заменяет деление на общее право и право справедливости.

    Право США имеет ряд особенностей: принятие Конституции, запрещение ссылаться на английские судебные решения, разработка в ряде штатов кодексов, однако судебная практика сохранила свое значение в США.

    Социалистическая правовая семья значительно схожа с континентальным правом. К ней принадлежали правовые системы СССР и стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии, Латинской Америке. Социалистическая правовая семья имеет ряд особенностей:

    • - Господство публичного права над частным;
    • - Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;
    • - Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

    Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств. Мусульманское (исламское) право представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Основными источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама), Сунна (сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда), Иджма (свободный комментарий средневековых правоведов), Кияс (правила применения шариата к новым жизненным ситуациям). При отсутствии в Коране или Сунне правил поведения в некоторой конкретной ситуации, их поиск осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада, его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы - муджтахиды. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.

    Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

    После колонизации Африки здесь распространились правовые системы колониальных держав. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права.

    Страница 1 из 2

    1. Понятие и типы права

    При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

    Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта - открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

    Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего "говорящего" орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

    Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме - плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

    В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

    Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

    С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

    Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естествен­ное право - право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его фор­мах.

    Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное - отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

    В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

    Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

    Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность - это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

    Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. На­пример, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судеб­нике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

    Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

    Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной част­ной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

    Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

    Все, что рассматриваться в данном курсе, имеет отношение, прежде всего, к романо-германской правовой семье, так как наше национальное российское право является ее составной частью.

    Понятие правовой системы. В каждой стране в силу целого комплекса причин существует своя национальная правовая система. Правовая система представляет собой совокупность конкретно-исторических, внутренне согласованных юридических средств, с помощью которых власть оказывает воздействие на общество.

    Элементами правовой системы являются:

      правовая доктрина или философия (в Европе в основе правовой доктрины лежат права личности и идея свободы, на Востоке – обязанности личности и добро);

      нормативный элемент (нормы права, принципы, институты);

      организационный элемент (правовые учреждения);

      правовая культура.

    Понятие «правовая семья». Правовых систем в мире столько, сколько государств. В начале XX в. ученые начали их систематизировать. Предлагались различные признаки: этические, расовые, географические, религиозные, различия в юридической технике и т.д. В результате возникло множество классификаций, и споры по поводу ключевых признаков идут по сей день. Но все едины во мнении, что, как минимум, существуют две правовых семьи:

      романо-германская (или континентальная) семья;

      англосаксонская (или система общего права).

    Существуют также правовые системы традиционной правовой семьи. Правда, в один ряд с романо-германской и англосаксонской ее поставить нельзя, так как в них доминирует не право, а обычай, традиции и религия.

    Здесь следует сделать оговорку: ни романо-германской, ни англо-саксонской семей в чистом виде не существуют. Каждая из этих семей что-то берет из другой. Например, современный американский штат Луизиана до 1803 г. был французской колонией. В результате в этом штате сохранилась французская правовая специфика, хотя американская правовая система является частью англосаксонской правовой семьи. Такая же специфика характерна для канадской провинции Квебек (французский анклав в англоговорящем окружении). А в праве ЮАР лежат одновременно датские и английские основы, поскольку когда-то эти земли осваивали переселенцы из Дании и Великобритании.

    Романо-германская правовая семья . Основы романо-германской системы сформировались в Римской республики, и были восприняты народами Центральной Европы в ходе завоевания римских территорий германскими народами в V–VI в. В настоящее время романо-германская правовая семья действует в латинских странах (Италия, Испания и Португалия), на территории бывших германских варварских государств (современные Франция, Германия, страны Скандинавского полуострова) и во всех странах, которые когда-то были колониями этих европейских стран (то есть в Латинской Америке и значительной части Африки).

    В своем развитии эта семья прошла несколько этапов.

    Первый этап – римский. Он начался с появления в 449 г. до н.э. «Законов XII таблиц» – первого в Риме письменного сборника законов. И завершился в VI в. н.э. в виде законов императора Юстиниана. В течение этого тысячелетия римляне захватили гигантские территории Европы, Ближнего Востока и Африки. В результате этого, а также вследствие торговой деятельности римских граждан их право было распространено далеко за пределы их государства.

    Второй период – глоссаторский. После падения в V в. Западной Римской империи римское право было фактически забыто. Но в XII–XIII в. в Италии и Северной Германии началась активная торговля, и оно было востребовано так называемыми глоссаторами. Глоссы представляли собой комментарии непонятных мест и терминов на полях древних латинских юридических книг.

    Третий период истории данной правовой системы начался в XIII в. и закончился в XVIII в. Особенностью этого периода явилось, во-первых, изменение взгляда на человека в ходе Возрождения. Отныне он стал рассматриваться как центр мироздания, основная ценность общества. Во-вторых, сначала в ходе борьбы церкви с государством, а потом во время протестантских войн XVI в. право отделилось от религии.

    В XIX в. начался четвертый – современный период. Для него характерна кодификация, т.е. отраслевая специализация. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

    Основными признаками романо-германской семьи являются:

      единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимает закон. Он образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики;

      главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

      высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуаль-ные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы;

      имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права;

      деление системы права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие;

      правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

    Англосаксонская правовая семья. Эта семья сформировалась в Англии, а затем, в ходе завоевания англичанами колоний, распространилась в странах Азии, Африки и Америки.

    В своем развитии она также прошла несколько этапов. Римляне, правившие на Британских островах первые пять веков нашей эры конечно, принесли на острова свои правовые нормы. Однако в IV–V вв. на Британские острова с материка вторглись более отсталые англосаксы со своим традиционным правом. Единое государство они создали лишь в IX в., но единое англосаксонское «право» начало формироваться спустя столетия.

      Первый период – это период «общего права». Он начался в 1066 г. (когда в Англию из Франции вторглась армия герцога Вильгельма Завоевателя) и закончился 1485 г. (когда в Англии после периода феодальной раздробленности сложилось единое государство). В течение этих пятисот лет постоянных судов в графствах не было. Судьи из Лондона ездили по стране и судили местное население на основе местных обычаев. Со временем из них были отобраны лучшие, так сложилось «общее право». Основным источником права в этот период были судьи Верховных судов, которые создавали прецедент – решение, которому должны были следовать нижестоящие суды.

      Между тем социальные отношения в XIV–XV вв. усложнялись, жесткие рамки прецедентов стали мешать. С конца XV в. канцлер от имени короля стал разрешать споры не на основе прецедента, а на основе совести. Так, параллельно с общим правом стало формироваться «право справедливости».

      С 1832 г. начался современный период. В тот год в Англии была проведена парламентская реформа, в результате которой число избирателей значительно возросло. Новые депутаты значительно активизировали работу парламента, а в результате парламент как источник права приблизился по своему значению к суду.

    Итак, для англосаксонской семьи характерны следующие признаки:

      существуют два вида норм права: законодательные и прецедентные. Законодательные – представляют собой правила поведения общего характера, прецедентные – являются судебным решением по конкретному делу. Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

      прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем;

      судьи, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права германо-романских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. В Англии неприменение прецедента может повлечь освобождение от должности. В США, правовая система которых входит в англосаксонскую правовую семью, этому правилу следуют не так жестко. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личному убеждению судьи;

      когда издается закон, он вступает в свою силу только тогда, когда его начинают применять суды. Судья вправе при рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом порядке;

      главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

      отсутствуют кодифицированные отрасли права.

    Русское право . До IX–X вв. Киевская Русь была социально однородна, и необходимости в праве не было. В качестве социальных регуляторов выступали обычаи и языческая религия. Судя по сказкам и былинам, эта необходимость внутри общества не возникала и через 100 лет, и через 200. Так, у греков была богиня Фемида (правосудие), одну из ее дочерей звали Эвномия (благозаконие), другую – Дика (справедливость). У римлян – были богиня Юстиция (правосудие) и Эквитас (справедливость). А все древнерусские языческие боги были не социальными, а аграрно-природными. В нашей мифологии присутствовала Доля (непреодолимая сила, судьба). В возможность социальных изменений во времена Киевской Руси люди не верили. Понятия «норма», «порядок» и т.д. в Киевской Руси так и не появились.

    Тем не менее, в ходе крещения на Русь из Византии вместе с христианскими миссионерами пришло и византийское право, а оно было преемницей римского права.

    Хотя по своим основным юридическим классификационным признакам российское право относится к романо-германской правовой семье (кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства), вопрос о принадлежности российской правовой системы к определенной семье является сложным.

    Впервые он был поставлен в середине XIX в. и с тех пор в науке сложились разные точки зрения на определение места российского права в правовых семьях:

      по мнению евразийцев, обособляющих Россию как от Запада, так и от Востока, российская правовая система представляет собой специфическую систему;

      по мнению основателей теорий цивилизаций А.Д. Тойнби, К. Ясперса и их сторонников, корни российской цивилизации уходят в древнеримское право;

    В начале 1990-х гг. XX в. советское право вернулось в романо-германскую правовую семью, о чем свидетельствуют наличие двухуровневой системы законодательства (федерального и субъектов Федерации), схожий объем полномочий Конституционного Суда и т.д. По всей видимости, по мере своего развития российское право будет еще больше сближаться с романно-германским правом. Однако это не дает повода для отождествления или же растворения российского права в романо-германском праве.

    Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

    Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

    • 1. Романо-германская правовая семья;
    • 2. Англосаксонская правовая семья;
    • 3. Семья социалистического права;
    • 4. Религиозная правовая семья;
    • 5. Традиционная правовая семья (обычное право);
    • 6. Правовая семья стран Дальнего Востока;
    • 7. Смешанные правовые семьи.
    • 1. Романо-германская правовая семья

    Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права -- нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

    В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

    • - группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
    • - группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
    • - группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

    Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права, которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

    2. Англосаксонская правовая семья.

    Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы -- принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

    В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное -- кодифицированным.

    3. Семья социалистического права

    Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

    4. Религиозная правовая семья

    Религиозная правовая система -- это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

    Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства -- закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

    В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

    В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

    5. Традиционная правовая семья (обычное право)

    Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них не писаными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

    Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

    Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

    6. Правовая семья стран Дальнего Востока

    Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

    В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

    7. Смешанные правовые семьи

    Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

    • - дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии);
    • - дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
    • - дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
    • - дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).

    В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов -- романо-германское или англосаксонское.

    В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).