Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Чертеж для бжд расчет коэффициента защиты. Практическое занятие по дисциплине «бжд. Расчет естественного освещения

    Чертеж для бжд расчет коэффициента защиты. Практическое занятие по дисциплине «бжд. Расчет естественного освещения

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Факультет технологии пищевых производств

    Кафедра «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности»

    УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе

    А. М. Дворянкин

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Направление: 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

    Профиль подготовки: «Технология машиностроения» Факультет – ФПИК

    Заочная форма обучения (сокращенная программа обучения)

    Число зачетных единиц

    Всего часов по учебному плану

    Всего часов аудиторных занятий

    Лекции, час.

    Лабораторные работы, час.

    СРС, всего часов по учебному плану

    Форма итогового контроля

    Волгоград 2012

    Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и учебного плана бакалавриата по данному направлению, утвержденного приказом ректора ВолгГТУ

    Составитель рабочей программы канд. техн. наук, доцент ___________________________ А. А. Липатов

    Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности»

    Протокол от « ____ » ________________ 2012 г. № ___

    Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор _____________________ В. Ф. Желтобрюхов

    Одобрено научно-методической комиссией по организации учебного процесса по безотрывным и сокращенным образовательным программам

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1.1. Цель преподавания дисциплины

    Основная цель дисциплины – вооружить будущих специалистов знаниями о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, выявлении и идентификации опасных и вредных факторов, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, а также выработки мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

    Преподавание дисциплины предполагает получение студентами основ знаний по охране труда, окружающей среды и защите в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к машиностроительным производствам – в частности, к механическим цехам, металлорежущим станкам и инструментам. Кроме того, курс направлен на повышение общетехнической подготовки студентов. Его изучение является одним из завершающих этапов формирования специалистабакалавра в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам вузов по получаемой специальности.

    1.2. Задачи изучения дисциплины Исходя из сформулированной цели ставятся следующие задачи:

    1) раскрыть понятие безопасности жизнедеятельности с точки зрения аксиомопотенциальной опасности взаимодействия человека со средой обитания;

    2) раскрыть связь неконтролируемой технической деятельности с экологическим кризисом, с усилением и появлением новых опасных и вредных факторов среды обитания;

    3) ознакомить студентов с опасными и вредными факторами среды обитания, а также бытовыми и производственными опасными и вредными факторами; раскрыть их физическую сущность, дать математическое описание (производственные факторы должны быть рассмотрены применительно к технологии, оборудованию, инструментам и средствам автоматизации металлообрабатывающих цехов);

    4) ознакомить студентов с анатомо-физиологическими последствиями воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;

    5) обучить студентов современным методам защиты от воздействия опасных и вредных факторов; научить производить соответствующие расчеты, пользоваться средствами контроля и защиты;

    6) ознакомить студентов с требованиями к устройству и содержанию машиностроительных предприятий и металлообрабатывающих цехов;

    7) дать студентам понятие о поражающих факторах, прогнозировании и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, об обеспечении устойчивости работы промышленных объектов и технических систем (в частности, машиностроительных заводов);

    8) дать студентам основные понятия по организационным и правовым вопросам охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

    1.3. Взаимосвязь учебных дисциплин

    Программа курса базируется на тесной взаимосвязи и преемственности с другими теоретическими, общетехническими и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами в течении первых трех лет обучения в университете. Сюда, в первую очередь, можно отнести физику, химию, электротехнику, а также высшую математику. Без знания этих курсов невозможно усвоение большинства разделов преподаваемой дисциплины. Навыки практической работы, полученные в физических, химических и электротехнических лабораториях, необходимы для выполнения лабораторных работ по промышленной санитарии и технике безопасности. Описание некоторых опасных и вредных факторов (поражение электрическим током, шум, вибрации), а также развития чрезвычайных ситуаций требует применения некоторых разделов высшей математики (анализ, комплексные числа, теория вероятностей и математическая статистика).

    1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

    Согласно ФГОС по направлению, применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», выпускник должен обладать следующими компетенциями:

    общекультурные компетенции –

    ОК-1 – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления;

    ОК-2 – способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

    ОК-5 – способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

    ОК-10 – способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

    ОК-13 – осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

    ОК-16 – способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угро-

    зы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

    ОК-20 – способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    профессиональные компетенции –

    ПК-4 – способностью применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроительных производствах, современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий;

    ПК-15 – способностью участвовать в мероприятиях по контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

    ПК-17 – способностью проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов машиностроительных производств с использованием необходимых методов и средств анализа;

    ПК-22 – способностью выполнять мероприятия по эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов;

    ПК-26 – способностью участвовать в организации на машиностроительных производствах рабочих мест, их технического оснащения, размещения оборудования, средств автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний;

    ПК-36 – способностью проводить контроль соблюдения экологической безопасности машиностроительных производств;

    ПК-44 – способностью находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при краткосрочном, так и долгосрочном планировании.

    Отдельные элементы перечисленных выше компетенций формируются у студентов при изучении данной дисциплины.

    Перечисленные выше компетенции предполагают следующие знания, умения и навыки.

    Студент должен ЗНАТЬ:

    основные опасные и вредные факторы (производственные, бытовые, среды обитания), их количественные характеристики и принципы нормирования; анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных

    факторов на организм человека; современные методы защиты от воздействия опасных и вредных факто-

    Студент должен УМЕТЬ:

    выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы на конкретных производственных объектах (в частности – в металлообрабатывающих цехах), в административных и бытовых помещениях;

    производить измерения параметров, характеризующих воздействие на человека опасных и вредных факторов;

    определять по нормативам предельно допустимые воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;

    правильно выбирать и пользоваться современными средствами защиты, производить соответствующие расчеты.

    Студент должен ИМЕТЬ НАВЫКИ:

    использования приборов для измерения параметров опасных и вредных факторов – газоанализаторов, люксметров, мегаомметров и др.;

    работы с нормативными документами – государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, строительными нормами и правилами;

    использования справочной литературы при проведении расчетов.

    Отдельные элементы вырабатываемых в процессе изучения дисциплины компетенций приводятся в разделе 2.

    Таблица 2.1 Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции

    Наименование модуля, темы и

    вопросов, изучаемых на лекциях и в ходе

    самостоятельной работы студентов (СРС)

    ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ.

    Сущность, цель и основные задачи

    курса. Составляющие курса. Основ-

    ные термины и определения.

    Характерные состояния системы

    «Человек – среда обитания». Взаимо-

    действие технической деятельности

    человека со средой обитания. Нега-

    тивные факторы среды обитания, их

    воздействие на человека, техносферу

    и природную среду.

    Компетенции: иметь представле-

    ние об основных путях загрязнения

    окружающей среды машинострои-

    тельными предприятиями (ПК-4.1);

    знать основные пути снижения энер-

    гопотребления (ПК-4.2) и металло-

    емкости (ПК-22.1) в металлообраба-

    тывающих производствах.

    ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ФИ-

    ЗИОЛОГИИ ТРУДА.

    Виды и характеристики труда.

    Оценка тяжести и напряженности

    труда. Комфортные условия жизнеде-

    ятельности в техносфере, критерии

    * Элементы компетенций ОК-1, 2; ПК-44 вырабатываются при изучении дисциплины в целом, поэтому они приводятся без привязки к темам

    Продолжение таблицы 2.1

    комфортности и безопасности. Тре-

    бования эргономики и психологии к

    условиям труда. Профессиональный

    отбор операторов.

    Компетенции: уметь анализиро-

    вать тяжесть и напряженность (в

    частности – монотонность) труда

    работников металлообрабатываю-

    щих цехов и операторов автомати-

    зированных производств (ПК-17.1).

    МИКРОКЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯ-

    НИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Тепловой баланс и терморегуляция

    организма. Параметры микроклимата

    и их нормирование (в том числе в ме-

    ханических цехах).

    Компетенции: уметь определить

    нормативные параметры микрокли-

    мата (ПК-15.1); уметь оценить со-

    стояние микроклимата в механиче-

    ском цехе (ПК-17.3).

    ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ

    Характер загрязнения воздуха.

    Классификация загрязнителей по аг-

    регатному состоянию, дисперсности

    и воздействию на человека. Нормиро-

    Мероприятия по охране воздушной

    среды. Вентиляция: классификация

    требования, расчет. Системы венти-

    ляции механических цехов.

    Компетенции: знать основные за-

    грязнители воздуха механических це-

    хов (ПК-17.4) и нормы их содержания

    (ПК-15.2); знать требования к вен-

    тиляции механических цехов (ПК-

    мен в механическом цехе (ПК-26.2).

    Продолжение таблицы 2.1

    ОСВЕЩЕНИЕ.

    Светотехнические величины. Ви-

    ды, системы и основные требования к

    освещению. Преимущества и недо-

    статки различных типов ламп. Функ-

    ции и типы светильников.

    Нормирование искусственного и

    естественного освещения, в том числе

    для механических цехов.

    Методы расчета освещения.

    Компетенции: знать нормы осве-

    щения механических цехов (ПК-15.3);

    уметь выбрать систему освещения,

    лампы и светильники (ПК-26.3);

    механического цеха (ПК-26.4).

    ЗАЩИТА ОТ ПОЛЕЙ И ИЗЛУ-

    Классификация электромагнитных

    полей и излучений, воздействие на

    человека, нормирование. Методы за-

    щиты. Молниезащита. Особенности

    воздействия на человека ультрафио-

    летового и инфракрасного излучения.

    Виды и особенности распростра-

    нения ионизирующих излучений. Ха-

    рактеристики дозы и активности ра-

    диоактивных веществ. Виды доз.

    Нормирование дозы и способы защи-

    ты от радиации.

    нормы электромагнитных полей (ПК-

    ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРА-

    Характеристики, оценка спектра и

    классификация шумов. Воздействие

    шума на человека. Основные источ-

    ники шума в машиностроении. Нор-

    мирование, контроль и борьба с шу-

    мом. Особенности для инфра- и уль-

    тразвука.

    Причины, характеристики, класси-

    фикация и воздействие вибраций на

    человека. Нормирование и методы

    снижения.

    Компетенции: знать параметры и

    нормы шума (ПК-15.6) и вибраций

    (ПК-15.7); знать основные источники

    шума и вибраций в механических це-

    хах (ПК-17.5, 17.6); знать методы

    защиты от воздействия шума и виб-

    раций (ПК-26.7, ПК-26.8).

    ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

    Воздействие электрического тока

    на организм человека. Классификация

    помещений по опасности поражения.

    Влияние типа сети, параметров и ре-

    жима ее работы на тяжесть пораже-

    Явления при стекании тока в зем-

    лю. Напряжения шага и прикоснове-

    ния. Меры защиты от поражения то-

    ком. Защитное заземление и зануле-

    ние. Обозначение систем электро-

    установок.

    Компетенции: знать параметры и

    нормативные требования к электри-

    ческим сетям и средствам защиты

    от поражения током (ПК-15.8);

    знать и уметь рассчитывать сред-

    ства защиты от поражения элек-

    трическим током (ПК-26.9).

    Работник при выполнении операций на токарном и фрезерном станках в механическом цеху подвергаются воздействию целого ряда опасных и вредных для здоровья факторов. Рассчитаем величину некоторых из них.

    В механическом цеху предприятия ООО «СЭПО-ЗЭМ» используется для освещения люминесцентная лампа ЛСП 02. По ГОСТ 6825-74 люминесцентной лампе ЛСП 02 соответствует световой поток Фл = 3380 лм. Число ламп в светильнике - 2 штуки, число светильников - 20 штук. Рассчитаем световой поток одной лампы и определим подходит ли данный тип лампы для данного помещения по нормам безопасности.

    Освещенность в механическом цеху Е, лк определяется из формулы:

    где Е - освещенность цеха лк;

    S - площадь помещения, м 2 ;

    К - коэффициент запаса, учитывающий загрязнение светильников и наличие в воздухе пыли, дыма, копоти, К = 1,8;

    z - поправочный коэффициент, учитывающий неравномерность освещения; z = 1,1;

    з - коэффициент использования светового потока ламп, зависящий от КПД и кривой распределения силы света светильника, коэффициента отражения потолка сп, стен сс и пола?р (сп = 50 %, сс = 30 %, ?р = 10%), высоты подвеса светильника и показателя помещения i;

    N - число светильников, шт;

    m - число ламп в светильнике, шт, m = 2

    где А и В - два характерных размера помещения, м; А = 20 м, В = 10м;

    Нр - высота светильников над рабочей поверхностью, м.

    Нр = Н - hc - hp

    где Н - общая высота помещения, м, Н = 9 м;

    hc - высота от потолка до нижней части светильника, м, hc = 0,8 м;

    hp - высота от пола до освещаемой поверхности, м, hp = 0,8 м.

    Нр = 10 - 0,8 - 0,8 = 8,4 м.

    Следовательно, з = 0,3

    Уровни освещенности для сборочных работ установлены в соответствии с действующими нормативными документами для люминесцентных ламп 150 лк. Следовательно, используемая лампа не нарушает безопасность и соответствует необходимому освещению.

    В результате проведенных расчетов установлено, что освещенность соответствует требуемым нормам.

    Оценка уровня шума.

    Уровень звуковой мощности фрезерного центра Vturn-X200 - 76 дБ. Произведем расчет уровня интенсивности шума станка по формуле:

    L w - уровень звуковой мощности источника, дБ;

    Ф - фактор направленности шума (энергия звука излучается во всех направлениях одинаково, Ф=1);

    r - расстояние до источника, м;

    ч - коэффициент, учитывающий размеры источника;

    ш - коэффициент, учитывающий характер звукового поля в помещении и зависящий от отношения акустической постоянной B пом. B пом =11,1 по данным завода, коэффициент ш = 0,83.

    Расчет интенсивности звука выполняем для точки помещения, где находится исследуемое рабочее место, находящееся на расстоянии от источников шума 0,5 м; 3,7 м; 6,9 м.

    Определим уровень интенсивности звука в расчетной точке от различных источников:

    · от фрезерного станка 1, r= 0,5 м, L w = 76 дБ, ч=4,1:

    · от фрезерного станка 2, r= 3,7 м, L w = 76 дБ, ч=2,5:

    · от фрезерного станка 3, r= 6,9 м, L w = 76 дБ, ч=1,5:

    Определяем суммарный уровень интенсивности звука на рабочем месте от всех источников:

    где L 1 , L 2 , L 3 - уровни интенсивности шума, создаваемые каждым источником в расчетной точке, дБ.

    Согласно СН 2.2.4.2.1.8.562-96, ПДУ шума составляет суммарный уровень интенсивности звука, равный 80 дБ. Следовательно, существует превышение ПДУ на 1,2 дБ, что соответствует классу условий труда 3.1- вредный. Расчет потребного воздухообмена для удаления вредных веществ из помещения. В механическом цеху в воздухе рабочей зоны содержатся такие вредные вещества как: минеральные масла концентрацией 8 мг/м3 и оксиды железа концентрацией 9 мг/м3. Количество выделяющегося минерального масла и количество оксидов железа рассчитывается по формуле:

    G = C * V * K, мг/ч

    где С - фактическая концентрация вредного вещества в единице объема воздуха производственного помещения, мг/м 3 ;

    V - объем помещения, м 3 ;

    К - коэффициент запаса, учитывающий неравномерность распределения вредного вещества по объему помещения (от 1,5 до 2);

    Количество выделяющегося минерального масла:

    G 1 = 8 * 1080 * 2 = 17280 мг/ч;

    Количество выделяющегося оксида железа:

    G 2 = 9 * 1080 * 2 = 19440 мг/ч.

    Потребный воздухообмен для удаления вредных веществ из рабочей зоны рассчитывается по формуле:

    L = G / q выт - q прит,

    где G - количество выделяющихся вредных веществ, мг/ч;

    q выт, q прит - концентрации вредных веществ в вытяжном и приточном воздухе соответственно, мг/м3; q прит =0, т.к. в атмосферном воздухе отсутствуют минеральные масла и оксиды железа.

    L м.м. = 17280 / 8 = 2160 м 3 /ч.

    L окс.ж. = 19440 / 9 = 2160 м 3 /ч.

    Так как потребные воздухообмены равны, принимаем 2160 м 3 /ч.

    В зависимости от типа и назначения помещения устанавливаются нормы кратности воздухообмена.

    где LQ - потребное количество воздухообмена, м 3 /ч; V - объем помещения, м 3 ;

    К = 2160 / 1080 = 2

    Потребный воздухообмен для обеспечения санитарно-гигиенических норм в токарном цехе составляет LQ = 810 м 3 /ч с кратностью 2 раз в час.

    Для обеспечения воздухообмена 810 м 3 /ч используем вентилятор для общей вентиляции марки ТКК (400 В), который обеспечивает воздухообмен 900 м 3 /ч. Для обеспечения местного воздухообмена используем пылестружкоуловители марки ПСУ-2000 с производительностью 2000 м 3 /ч.

    Безопасность жизнедеятельности

    Методические указания к выполнению индивидуальных заданий

    для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей

    Санкт-Петербург

    Безопасность жизнедеятельности.

    Расчёт искусственного освещения. Методические указания к выполнению индивидуальных заданий для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей. –

    Составитель преподаватель И.В.Чирухина

    РАСЧЁТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

    Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное воздействие на работающих, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность.

    Основной задачей светотехнических расчётов для искусственного освещения является определение требуемой мощности электрической осветительной установки для создания заданной освещённости.

    В расчётном задании должны быть решены следующие вопросы:

    Выбор системы освещения;

    Выбор источников света;

    Выбор светильников и их размещение;

    Выбор нормируемой освещённости;

    Расчёт освещения методом светового потока.

    I. ВЫБОР СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

    Для производственных помещений всех назначений применяются системы общего (равномерного или локализованного) и комбинированного (общего и местного) освещения. Выбор между равномерным и локализованным освещением проводится с учётом особенностей производственного процесса и размещения технологического оборудования. Система комбинированного освещения применяется для производственных помещений, в которых выполняются точные зрительные работы. Применение одного местного освещения на рабочих местах не допускается.

    В данном расчётном задании для всех помещений рассчитывается общее равномерное освещение.

    2. ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

    Источники света, применяемые для искусственного освещения, делят на две группы – газоразрядные лампы и лампы накаливания.

    Для общего освещения, как правило, применяются газоразрядные лампы как энергетически более экономичные и обладающие большим сроком службы. Наиболее распространёнными являются люминесцентные лампы. По спектральному составу видимого света различают лампы дневного света (ЛД), дневного света с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ), холодного белого (ЛХБ), тёплого белого (ЛТБ) и белого цвета (ЛБ) . Наиболее широко применяются лампы типа ЛБ. При повышенных требованиях к передаче цветов освещением применяются лампы типа ЛХБ, ЛД, ЛДЦ. Лампа типа ЛТБ применяется для правильной цветопередачи человеческого лица.

    Основные характеристики люминестцентных ламп приведены в таблице 1.

    Кроме люминесцентных газоразрядных ламп (низкого давления) в производственном освещении применяют газоразрядные лампы высокого давления, например, лампы ДРЛ (дуговые ртутные люминесцентные) и др., которые необходимо использовать для освещения более высоких помещений (6-10м).

    Таблица 1

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП

    Использование ламп накаливания допускается в случае невозможности или технико-экономической нецелесообразности применения газоразрядных ламп.

    3. ВЫБОР СВЕТИЛЬНИКОВ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

    При выборе типа светильников следует учитывать светотехнические требования, экономические показатели, условия среды.

    Наиболее распространёнными типами светильников для люминесцентных ламп являются:

    Открытые двухламповые светильники типа ОД, ОДОР, ШОД, ОДО, ООД – для нормальных помещений с хорошим отражением потолка и стен, допускаются при умеренной влажности и запылённости.

    Светильник ПВЛ – является пылевлагозащищённым, пригоден для некоторых пожароопасных помещений: мощность ламп 2х40Вт.

    Плафоны потолочные для общего освещения закрытых сухих помещений :

    Л71Б03 – мощность ламп 10х30Вт;

    Л71Б84 – мощность ламп 8х40Вт.

    Основные характеристики светильников с люминесцентными лампами приведены в таблице 2.

    Размещение светильников в помещении определяется следующими размерами, м:

    Н – высота помещения;

    h c – расстояние светильников от перекрытия (свес);

    h n = H - h c – высота светильника над полом, высота подвеса;

    h p – высота рабочей поверхности над полом;

    h =h n – h p – расчётная высота, высота светильника над рабочей поверхностью.

    Для создания благоприятных зрительных условий на рабочем месте, для борьбы со слепящим действием источников света введены требования ограничения наименьшей высоты светильников над полом (табл.3);

    L – расстояние между соседними светильниками или рядами (если по длине (А) и ширине (В) помещения расстояния различны, то они обозначаются L A и L B),

    l – расстояние от крайних светильников или рядов до стены.

    Таблица 2

    Основные характеристики некоторых светильников

    с люминесцентными лампами

    Оптимальное расстояние l от крайнего ряда светильников до стены рекомендуется принимать равным L/3.

    Наилучшими вариантами равномерного размещения светильников являются шахматное размещение и по сторонам квадрата (расстояния между светильниками в ряду и между рядами светильников равны).

    При равномерном размещении люминесцентных светильников последние располагаются обычно рядами – параллельно рядам оборудования. При высоких уровнях нормированной освещённости люминисцентные светильники обычно располагаются непрерывными рядами, для чего светильники сочленяются друг с другом торцами.

    Интегральным критерием оптимальности расположения светильников является величина l = L/h, уменьшение которой удорожает устройство и обслуживание освещения, а чрезмерное увеличение ведёт к резкой неравномерности освещённости. В таблице 4 приведены значения l для разных светильников.

    Таблица 3

    Наименьшая допустимая высота подвеса светильников

    с люминесцентными лампами

    Таблица 4

    Наивыгоднейшее расположение светильников

    Расстояние между светильниками L определяется как:

    Необходимо изобразить в масштабе в соответствии с исходными данными план помещения, указать на нём расположение светильников (см. рис. 1) и определить их число.

    4. ВЫБОР НОРМИРУЕМОЙ ОСВЕЩЁННОСТИ

    Основные требования и значения нормируемой освещённости рабочих поверхностей изложены в СНиП 23-05-95. Выбор освещённости осуществляется в зависимости от размера объёма различения (толщина линии, риски, высота буквы), контраста объекта с фоном, характеристики фона. Необходимые сведения для выбора нормируемой освещённости производственных помещений приведены в таблице 5.

    Таблица 5

    Нормы освещённости на рабочих местах производственных помещений

    при искусственном освещении (по СНиП 23-05-95)

    Характеристика зрительной работы Наименьший размер объекта различения, мм Разряд зритель-ной работы Подразряд зрительной работы Контраст объекта с фоном Характе-ристика фона Искусственное освещение
    Освещённость, лк
    При системе комбинированного освещения при системе общего освещения
    всего в том числе от общего
    Наивысшей точности Менее 0,15 I а Малый Темный 5000 4500 - -
    б Малый Средний Средний Тёмный
    в Малый Средний Большой Светлый Средний Тёмный
    г Средний Большой « Светлый « Средний
    Очень высокой точности От 0,15 до 0,30 II а Малый Тёмный - -
    б Малый Средний Средний Тёмный
    в Малый Средний Большой Светлый Средний Тёмный
    г Средний Большой « Светлый Светлый Средний
    Высокой точности Св. 0,30 до 0,50 III а Малый Тёмный
    б Малый Средний Средний Тёмный
    в Малый Средний Большой Светлый Средний Тёмный
    г Средний Большой « Светлый « Средний

    Продолжение таблицы 5

    Средней точности Св. 0,5 до 1,0 IV а Малый Тёмный
    б Малый Средний Средний Темный
    в Малый Средний Большой Светлый Средний Темный
    г Средний Большой « Светлый « Средний - -
    Малой точности Св. 1 до 5 V а Малый Темный
    б Малый Средний Средний Темный - -
    в Малый Средний Большой Светлый Средний Темный - -
    г Средний Большой « Светлый « Средний - -
    Грубая (очень малой точности) Более 5 VI Независимо от характеристик фона и контраста объекта с фоном - -

    5. РАСЧЁТ ОБЩЕГО РАВНОМЕРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

    Расчёт общего равномерного искусственного освещения горизонтальной рабочей поверхности выполняется методом коэффициента светового потока, учитывающим световой поток, отражённый от потолка и стен.

    Световой поток лампы накаливания или группы люминесцентных ламп светильника определяется по формуле:

    Ф = Е н × S × K з × Z *100/ (n × h),

    где Е н – нормируемая минимальная освещённость по СНиП 23-05-95, лк;

    S – площадь освещаемого помещения, м 2 ;

    K з – коэффициент запаса, учитывающий загрязнение светильника (источника света, светотехнической арматуры, стен и пр., т.е. отражающих поверхностей), (наличие в атмосфере цеха дыма), пыли (табл. 6);

    Z – коэффициент неравномерности освещения, отношение Е ср. /Е min . Для люминесцентных ламп при расчётах берётся равным 1,1;

    n – число светильников;

    h - коэффициент использования светового потока, %.

    Коэффициент использования светового потока показывает, какая часть светового потока ламп попадает на рабочую поверхность. Он зависит от индекса помещения i, типа светильника, высоты светильников над рабочей поверхностью h и коэффициентов отражения стен r с и потолка r n .

    Индекс помещения определяется по формуле

    Коэффициенты отражения оцениваются субъективно (табл. 7).

    Значения коэффициента использования светового потока h светильников с люминесцентными лампами для наиболее часто встречающихся сочетаний коэффициентов отражения и индексов помещения приведены в таблице 8.

    Рассчитав световой поток Ф, зная тип лампы, по таблице 1 выбирается ближайщая стндартная лампа и определяется электрическая мощность всей осветительной системы. Если необходимый поток светильника выходит за пределы диапазона (-10 ¸+20%), то корректируется число светильников n либо высота подвеса светильников.

    При расчете люминесцентного освещения, если намечено число рядов N, которое подставляется в формулу вместо n, под Ф следует подразумевать световой поток светильников одного ряда. Число светильников в ряду n определяется как

    где Ф 1 – световой поток одного светильника.

    Таблица 6

    Коэффициент запаса светильников люминесцентными лампами

    Таблица 7

    Значение коэффициентов отражения потолка и стен


    Таблица 8


    Похожая информация.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра экономики

    Практическая работа

    по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

    Расчет степени риска

    Исполнитель:

    Студент группы ВЭД-14 Дымарская И.В.

    Руководитель:

    Ст. преподаватель Панкратьева Н.А.

    Екатеринбург 2014

    Введение

    Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями БЖД: опасность и риск, виды риска, травмоопасный фактор и его виды; определение количественных характеристик опасности и методика расчета степени риска.

    1. Теоритическая часть

    Курс «безопасности жизнедеятельности» рассматривает и изучает важные для каждого человека вопросы. БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности. Приступая к изучению раздела «расчет степени риска», следует с самого начала ознакомиться с его основными понятиями.

    Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

    Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском , т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

    Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания».

    Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасностьреализуетсяв виде травмы., заболевания, смерти.

    Признаками, определяющими опасность, могут быть:

    · угроза для жизни;

    · возможность нанесения ущерба здоровью;

    · нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

    · нарушение условий нормального функционирования экологических систем

    Частоту реализации опасности в процессе деятельности человека принято определять термином «риск». Дадим определение слову «риск»:

    Риск - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий по формуле:

    где n - число реализованных нежелательных событий;

    N - общее число возможных нежелательных событий за тот же период времени.

    Риски можно разделить на огромное количество видов, но рассмотрим их классификацию по роду опасности и по возможности их предвидения.

    Виды рисков по роду опасности:

    · Техногенные риски -- это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).

    · Природные риски -- это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).

    · Смешанные риски -- это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).

    Виды рисков по возможности предвидения:

    · Прогнозируемые риски -- это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

    · Непрогнозируемые риски -- это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

    Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.

    Еще одним ключевым понятием является понятие «травмоопасный фактор»

    Травмоопасный фактор - негативное воздействие на человека, способное при определенных условиях вызвать острое нарушение здоровья, травму и гибель организма.

    Под травмоопасными факторами понимается любое техногенное, природное, социальное воздействие на человека, способствующее возникновению у него повреждений кожных покровов, мышц, костей, сухожилий, позвоночника, глаз, головы, других частей тела, не являясь их непосредственной причиной. Из огромного количества травмоопасных факторов, позволяющего утверждать, что любая деятельность - потенциально опасна, следует выделить наиболее значимую группу физических травмоопасных факторов, приводящих к механическому травмированию

    К травмирующим (травмоопасным) факторам относятся : электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушающихся конструкций, агрессивные и ядовитые химические вещества; нагретые (охлажденные) элементы оборудования, перерабатываемого сырья и других теплоносителей; и т.д.

    Результаты анализа причин травмирования позволяют утверждать, что - «все опасности можно контролировать до определённого предела, если они могут быть идентифицированы».

    Рассмотрим одну задачу на расчет степени травмоопасного риска человека вследующей ситуации:

    Пример 1

    Спрогнозировать число погибших от пожара за год на ИЧП г. Екате-ринбурга, если известно, что величина индивидуального риска гибели от пожара работников таких предприятий составляет 4·10 -4 в год. Общее коли-чество реализаторов принять 10000 человек.

    Воспользуемся основной формулой расчета степени риска для решения данной задачи:

    В данном случае R и = 4*10^(-4), N = 10*10^3, откуда находим, что n, которое вычисляется по формуле n= R и *N, будет равно 4 .

    Рассмотрим также таблицу, показывающую травмоопасный риск (риск фатального исхода) в год, обусловленный различными ситуациями.

    Внимательно ее проанализировав, можно сделать вывод, что полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни.

    2. Основная часть

    Задача 1

    Задача 2

    Задача 3

    Вывод

    В результате практической работы №1 «Расчет степени риска» были изучены такие понятия БЖД, как опасность и риск, виды риска, теория о травмоопасном факторе. Я научилась определять количественные характеристики опасности, познакомилась с методикой расчета степени риска. безопасность риск травмоопасный

    Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

    Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

    Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

    Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

    Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

    Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

    Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни. Поэтому мы можем лишь проводить мероприятия по снижению рисков, отградиться от них полностью мы не сможем. Разработаны следующие мероприятия по снижению риска:

    Отказ от вредных привычек;

    Крайне внимательное поведение на дорогах для избежания ДТП;

    Быть внимательным при готовке, использовании газовых плит, зажигалок, спичек или других огнеопасных и легковоспламеняющихся предметов в помещении;

    Использовать в пищу только свежие и натуральные продукты, максимально исключать из рациона продукты синтетического происхождения;

    Не использовать огнестрельное оружие без крайней необходимости и вблизи других людей;

    Многое другое.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Математическая модель зонирования территории по степени опасности от цунами. Принцип Парето-оптимальности. Численные методы построения множества Парето, описание программы. Структурные методики зонирования береговой территории по степени опасности.

      курсовая работа , добавлен 23.07.2011

      Исследование проблем защиты человека от опасности в разных условиях. Особенности формирования общественной грамотности в сфере безопасности. Расчеты основных параметров землетрясений, зон поражения при наводнениях, степени риска. Оценка условий труда.

      контрольная работа , добавлен 07.10.2012

      Опасность - центральное понятие сферы безопасности жизнедеятельности и промышленной безопасности, их виды и сферы проявления. Основные положения теории риска, его классификация и типы. Анализ и управление риском. Устойчивость промышленных объектов.

      дипломная работа , добавлен 03.02.2011

      Понятие риска элементов техносферы. Развитие риска на технических объектах. Основы методологии анализа, оценки и управления риском. Идентификация опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, объектов. Количественные показатели риска.

      презентация , добавлен 03.01.2014

      Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска. Анализ пожарной опасности здания.

      курсовая работа , добавлен 01.12.2014

      Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

      презентация , добавлен 17.12.2014

      Цели, задачи, объект и предметы изучения науки БЖД. Опасности и их источники, количественная характеристика, концепция приемлемого риска. Безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения. Человек как элемент системы "человек - среда обитания".

      контрольная работа , добавлен 06.01.2011

      Основные положения теории риска. Концепция приемлемого риска. Действие техногенных опасностей. Методические подходы к определению риска. Выявление источников опасностей. Системный анализ безопасности. Причины отказов оборудования на предприятиях.

      лекция , добавлен 24.07.2013

      История возникновения научной и учебной дисциплины. Признаки опасности. Принципы БЖД. Виды негативных воздействий в системе "Человек - Среда обитания". Понятие "риск". Определение риска. Методы выявления производственных опасностей.

      реферат , добавлен 09.06.2002

      Задачи безопасности жизнедеятельности: идентификация, защита и ликвидация опасности. Презумпция потенциальной опасности деятельности. Угрозы естественного и антропогенного происхождения. Оценка рисков по результату воздействия негативных факторов.