Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Четыре поколения прав и свобод. Теория поколений прав человека Права человека 1 поколения 2 3

    Четыре поколения прав и свобод. Теория поколений прав человека Права человека 1 поколения 2 3

    За последние два столетия представления о естественной природе определенных прав, которыми должны обладать все люди, сформулированные мыслителями раннего Нового времени в качестве нормативного идеала, превратились в основополагающие принципы международного права. Более того, объем таких неотъемлемых прав существенно увеличился.

    Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах "поколений" прав человека. Появление каждого нового поколения означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но усвоение принципиально новой логики рассуждения и аргументации, что нередко приводит к серьезным и трудно разрешимым конфликтам "новых" прав со "старыми".

    Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права.

    Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны.

    Личные (гражданские) права - являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

    К личным правам обычно относят:

    • · Право на жизнь
    • · Право на свободу и личную неприкосновенность
    • · Право на достоинство личности
    • · Право на неприкосновенность частной жизни
    • · Право на неприкосновенность жилища
    • · Право на национальную и культурную самоидентификацию
    • · Свобода совести и свобода мысли
    • · Свобода передвижения и выбора местожительства;
    • · Свобода выбора национальности и языка общения
    • · Право на судебную защиту, равенство перед законом, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • · Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
    • · Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции) и др.

    Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

    К политическим правам, как правило, причисляются:

    • · Свобода слова (свобода информации)
    • · Право на гражданство
    • · Право на объединение (свобода союзов)
    • · Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
    • · Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
    • · Право на участие в отправлении правосудия
    • · Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
    • · Свобода средств массовой информации
    • · Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

    Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

    После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

    Эти права представляют собой либеральные ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).

    Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям). Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.

    Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

    Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

    Т.е. с точки зрения негативной концепции свобода прямо пропорциональна объему тех сфер деятельности, в которых человек может правомерно рассчитывать, что не станет объектом чужого вмешательства и сможет действовать по собственному усмотрению. В роли главного "агента принуждения" в данном случае, безусловно, выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

    Однако осуществление свободы в обществе, где неизбежно сталкиваются разные воли, возможно лишь в случае, если установлены очевидные, всем известные и равные для всех правовые рамки, в пределах которых человек не должен испытывать принуждение ни со стороны государства, ни со стороны других людей.

    Определение критериев, на основании которых должны устанавливаться эти рамки, оказывается довольно сложной философской задачей. Обычно ее решение ориентируется на принцип равенства прав индивидов (осуществление права одного человека не должно нарушать права и свободы других). Большое значение для определения критериев границ реализации прав имел принцип, сформулированный английским философом Дж. С. Миллем в эссе "О свободе" (1859 г.): "Единственная цель, оправдывающая законное применение власти к любому члену цивилизованного общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей". (Впрочем, данный принцип, по мнению многих критиков, небезупречен как в силу неопределенности формулировок, так и из-за примененного Миллем способа аргументации).

    Единственный агент, который может установить правовые рамки, делающие свободу возможной, и принудить к соблюдению этих рамок - государство. На него же возлагается еще одна важная функция: рассуживание неизбежно возникающих конфликтов между правами разных индивидов (здесь уместно вспомнить рассуждения Дж. Локка, который аргументировал необходимость заключения общественного договора и создания государства тем, что в отсутствие беспристрастного арбитра невозможно защитить естественные права, ибо стороны конфликта оказываются "судьями в собственном деле", что делает невозможным справедливое решение). Таким образом, функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

    Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".

    Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав.

    Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека.

    К социально-экономическим правам относятся:

    • · Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
    • · Право на частную собственность
    • · Трудовые права (право на труд и свободу труда)
    • · Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
    • · Право на социальное обеспечение (на защиту от безработицы, на отдых и др.)
    • · Право на жилище
    • · Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    К культурным правам относятся:

    • · Право на образование
    • · Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
    • · Право на участие в культурной жизни
    • · Академические свободы

    Социально-экономических и культурных права сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

    Впервые эти права получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), хотя исходный момент их возникновения - начало 20 ст.

    Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

    Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

    Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

    С философской точки зрения обоснование позитивной концепции свободы оказывается непростой задачей, ибо осуществление нашей воли может ограничиваться множеством факторов; вопрос в том, какие из этих факторов действительно требуют "исправления". Ответ на этот вопрос предполагает, что мы должны придерживаться определенной концепции блага, позволяющей нам ранжировать хорошее и плохое, отличать правомерные (valid) притязания от неправомерных. Однако у наших оппонентов может быть другая концепция блага. Рационально доказать превосходство одной концепции над другой невозможно (ибо это - вопрос ценностей). Действовать же, исходя из определенной концепции блага, значит навязывать оппонентам свою точку зрения и неизбежно ограничивать их свободу. Примерно так аргументируют свою позицию критики позитивной концепции свободы.

    Их оппоненты указывают на то, что некоторые виды возможностей, тем не менее, могут и должны быть уравнены на основе более или менее полного консенсуса. Основой этого консенсуса является представление о праве человека на достойную жизнь.

    Концепция права на достойную жизнь апеллирует к аргументам, лежавшим в основе самой идеи естественных прав человека (обладание этими правами некоторые авторы объясняли наличием у всех людей особого человеческого достоинства (dignity)); таким образом, права второго поколения, с этой точки зрения, могут рассматриваться как расширение и развитие исходной идеи естественных прав человека.

    Вместе с тем, права второго поколения предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

    Неудивительно, что это вызывало сопротивление "старых либералов". Как писал русский государствовед Б. Н. Чичерин, "право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи". Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных.

    Сторонники "новой" точки зрения настаивали на необходимости "позитивного" понимания свободы. "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П. И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком".

    Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только "эгоистические" классовые интересы, но и разные представления о праве.

    В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

    Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой - от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что "это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами".

    Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

    Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом "переговоров" государства с налогоплательщиками.

    Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.

    К солидарным (коллективным) правам относятся:

    • · Право на мир
    • · Право народа на существование, безопасность, независимость, на самоопределение, на социальное и экономическое развитие
    • · Право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами,
    • · Право на благоприятную окружающую среду
    • · Право на равноправие с другими народами
    • · Право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, как человека, так и человечества в целом.

    Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

    Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.

    Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

    В настоящее время ведутся дискуссии о признании третьего поколения прав человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы:

    • · Кто является субъектом прав человека: исключительно индивиды или индивиды и группы?
    • · Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран?
    • · Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран или групп?
    • · Правомерна ли "позитивная дискриминация", т. е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи естественных прав человека? и др.

    В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как "права солидарности", т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

    В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

    С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

    Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

    Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию: "Однако "тщетно было бы искать рациональное обоснование этих выводов и прав", поскольку речь идет "о практическом согласии людей, которые по своим теоретическим взглядам являются противниками".

  • 1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина
  • Заключение
  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • Три поколения прав человека и гражданина

    Французский юрист Карэл Вазак ввел понятие «три поколения прав человека», что важно для их классификации. Оно базируется на основных лозунгах французской революции: свобода (первое поколение прав человека), равенство (второе поколение), братство (третье поколение).

    Первое поколение прав человека 19 включает в себя провозглашенными буржуазными революциями (17-18 в.в.) гражданские и политические права, получившие название «Негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы от его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида к ним (право на жизнь, на свободу и безопасность личности, право на равенство перед законом, избирательное право, свобода слова и печати и др.)

    Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились к середине 20-го века под влиянием борьбы народа за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса. Указанные права называют позитивными т.к. их реализация требует целенаправленных действий со стороны государства, его позитивного вмешательства в их осуществление и создание необходимых предпосылок для этого.

    В России второе поколение прав приобретает новое содержание в связи с переходом к рыночной экономике. Конституция РФ призвана лишь закрепить основные направления социальной защищенности личности, что требует детальной конкретизации в текущем законодательстве. (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.).

    Третье поколение 20 . Это права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, но целыми народами и нациями (право на мир, благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию, свободное социальное и экономическое развитие и многое другое).

    Международно-правовой базис прав человека. После второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществам особого значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего консти­туционное право постепенно начало подпадать под влия­ние международных стандартов.

    Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и ос­новным свободам без всякой дискриминации была за­фиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г.

    Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбу­лы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отно­шении друг друга в духе братства". Провозглашаются также права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, дру­гие личные права и свободы, а также экономические, соци­альные и культурные права, на которые человек вправе пре­тендовать как "член общества".

    Нормы этого документа име­ют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продол­жает играть важную роль в утверждении прав человека.

    В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте.

    В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые зако­нодательные меры по обеспечению предусмотренных в пак­тах прав и свобод.

    Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г. (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г). В Конвенции и свя­занных с ней протоколах (их в настоящее время насчитыва­ется одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распростра­няется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организа­цией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами челове­ка и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое, рассматри­вается как способное и стремящееся соответствовать поло­жениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

    Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области - конвенции и рекомендации - приняты специализированной организацией ООН - Между­народной организацией, труда (МОТ).

    Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотруд­ничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявше­гося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой органи­зации вправе привлекать внимание других государств-учас­тников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участни­ком.

    Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и граж­данина согласно общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции.

    Процесс правовой, интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах. Фак­тически уже сейчас в силу признания международного пра­ва внутренним правом страны ни одно государство не дол­жно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это также подтверждает тот факт, что Конституционное законодательство России необходимо продолжать совершенствовать.

    Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно-юридической литературе название «концепции трех поколений прав человека».

    Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII–XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и, прежде всего, отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

    Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характеризовалось широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны, в первую очередь, гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности.

    Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового освобождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности развивающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осознанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации. Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т. д.

    Гражданские права

    Гражданские, или личные, права - это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от посягательств и произвола власти.

    Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье № 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».



    Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций. Все это обострило проблему, поставило под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.

    Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Так, в Статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

    Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответствии с Пактом «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей».

    Право на свободу убеждений и совести. Свобода совести - это право самостоятельно решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них.

    Право на честь и достоинство. Достоинство - реальная нравственная ценность, то, что возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности - это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

    К гражданским (личным) правам, кроме основных, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела.

    Политические права

    Политические права и свободы - права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

    Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают, по сути дела, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.

    Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право.

    Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными, составляющими структуру политических свобод, сейчас являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

    Свобода слова. Речь в данном случае идет о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убеждение, излагать и отстаивать их. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно. То есть с тем, что называется свобода прессы. Реализация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических направлений, слоев общества, замешанных в конфликте противоположных сторон на условиях равенства.

    Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: «каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их, что включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи». В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) также признано право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

    Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации. Ядро этих свобод - право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах.

    Концепция трех поколений прав человека

    Концепция трех поколений прав человека была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:

    1. гражданские и политические права («права свободы»);
    2. экономические, социальные и культурные права («права равенства»); и
    3. коллективные права («права солидарности»).

    Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

    Первое поколение прав человека.

    Первое поколение - поколение гражданских и политических прав проистекает в первую очередь из идей и концепций о государстве, политической власти, правах и свободах человека таких мыслителей 17-го и 18-го веков как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо. Основанные на политической философии либерального индивидуализма и связанной с ней экономической и социальной доктриной невмешательства государства права человека первого поколения квалифицируется как система негативных прав, т. е. прав обязывающих государство удерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. С признанием и осуществлением на деле прав человека первого поколения связаны возникновение, развитие и реализация на практике принципов правового демократического государства.

    Первое поколение прав человека составляют следующие права и основные свободы:

    • , право на свободу, право на личную неприкосновенность человека;
    • право на свободу от рабства или подневольного состояния;
    • право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на справедливое и публичное судебное разбирательство;
    • право на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь;
    • право на свободу передвижения и выбора местожительства;
    • право на владение имуществом;
    • право на свободу мысли, совести и религии;
    • право на свободу убеждений и их выражения;
    • право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
    • право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

    Гражданско-политические права первоначально были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и американском Билле о правах (1791 г.). В современную эпоху эти права нашли свое отражение в конституциях и законах большинства стран мира, а также в международных конвенциях – Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 3-21) и . На региональном европейском уровне на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколов к ней были созданы правовые механизмы защиты этих прав: системы Совета Европы и Европейского суда по правам человека.

    Второе поколение прав человека.

    Второе поколение - поколение экономических, социальных и культурных прав, проистекает в первую очередь из социалистических традиций, популярных среди приверженцев сен-симоновского движения начала 19-го века во Франции. В значительной степени втрое поколение возникло в ответ на злоупотребления капиталистического пути развития и его основополагающей и по существу безответственной концепции индивидуальной свободы, которая допускала и даже легитимировала эксплуатацию рабочих классов и колониальных народов.

    Исторически сложилось так, что экономические, социальные и культурные права человека противопоставляются первому поколению, гражданским и политическим правам и воспринимаются преимущественно как система позитивных прав. Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека наоборот предполагает активное участие государства в социально-экономической и культурной жизни общества для обеспечения социальной справедливости, справедливого распределения благ и уравнивания возможностей.

    Второе поколение прав человека составляют:

    • право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы;
    • право на отдых и досуг;
    • право на определенные стандарты жизни;
    • право на социальное обеспечение;
    • право свободно участвовать в культурной жизни общества;
    • право на творчество;
    • право пользоваться результатами научного прогресса.

    Основными международными договорами, закрепляющими права человека второго поколения, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 22-27) и .

    Третье поколение прав человека.

    Наконец, третье поколение - поколение коллективных прав или прав солидарности, получило широкое признание во второй половине 20-го века. В отличие от первого и второго поколений, формировавшихся на основе теоретических (либералистских и социалистических) доктрин, третье поколение является результатом человеческого опыта и практических требований реальной жизни. Например, до настоящего времени у человечества не было проблем с экологией, но в наши дни они занимают одно из ведущих мест на повестке дня. Действий одного государства уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами третьего поколения. Их реализация возможна только согласованными усилиями всех акторов на «социальной сцене»: государств, международных и неправительственных организаций, общественных объединений и индивидуальных лиц.

    Права первого поколения призваны защищать человека от ненадлежащего обращения государства, права второго поколения обеспечивают ему возможность требовать от государства реализации специальных правительственных программ по предоставлению социальной поддержки и помощи. Однако благополучие человека невозможно без его участия в жизни сообщества. Для достойной жизни человек нуждается не только в свободе, равенстве, но и в братстве. Права третьего поколения способствуют преодолению автономии отдельных индивидов, конкурирующих между собой, и обеспечивают социальную солидарность, что позволяет людям полностью раскрыть свой потенциал посредством совместного участия в социальной жизни различных сообществ, к которым они принадлежат.

    Третье поколение прав человека составляют:

    • право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение;
    • право на экономическое и социальное развитие;
    • право на участие в пользовании «общим наследием человечества»;
    • право на мир;
    • право на чистую и здоровую окружающую среду;
    • право на гуманитарную помощь.

    Права третьего поколения, закреплены в большом количестве международных документов, особенно в соглашениях, продвигающих политику «мягкого права», таких как Декларация ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года.

    Заключение.

    Фундаментальные права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы, их цель – создание условий для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Большинство членов ООН признавало это, когда в начале 1950-х Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Пользование гражданскими и политическими свободами и обладание экономическими, социальными и культурными правами связаны между собой и взаимно обуславливаются», – говорилось в резолюции пятой сессии ГА ООН. – «Человек лишенный экономических, социальных и культурных прав, он не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека».

    Единство всех прав и свобод человека также подчеркивается в Декларации ООН о праве на развитие: «все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы», добавляя, что «осуществление некоторых прав человека и основных свобод не может служить оправданием отказа в других».

    Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.

    Литература.

    1. Варламова Н. В. Третье поколение прав человека? Российский юридический журнал, 2011, № 2.
    2. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
    3. Права и свободы человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. 3. Мутагиров. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
    4. Human Rights in the World Community: Issues and Action / edited by R. P. Claude, ‎B. H. Weston - Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1992.
    5. Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 1977. Nov.

    К первому поколению относятся права личные и политические, а также часть экономических (право на частную собственность, которое в раннелиберальной теории рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной свободы; свободы экономической деятельности и свободы контракта). Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям).

    Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма .

    Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

    В роли главного "агента принуждения" в данном случае безусловно выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

    Функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

    Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".


    Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

    Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

    Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

    Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему.

    С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

    В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

    Права, относимые к третьему поколению , весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН , Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

    С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.

    Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

    Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира ", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы.

    Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".

    Итог .

    Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…

    Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав.

    Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.