Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайная ситуация Или иного бедствия которые

    Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайная ситуация Или иного бедствия которые

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Экстремальное событие - это отклонение от нормы процессов или явлений.

    Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

    Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

    Опасное природное явление - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

    Стихийное бедствие - это катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

    Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью живых организмов и экономическим ущербом.

    Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

    При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и ВОЗМОЖНЫЕ ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

    Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми .

    Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

    Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

    Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

    Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития

    Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

    *внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);

    *стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), -гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),

    *умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);

    *плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.

    Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

    В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации. При этом применяется следующая нумерация и терминология.

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

    Чрезвычайная ситуация

    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Чрезвычайные ситуации социального характера

    К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

    • войны;
    • локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
    • голод;
    • крупные забастовки;
    • массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

    ЧС одного типа могут вызывать, в свою очередь, ЧС других типов.

    По масштабу

    В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

    1. Локального характера , в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
    2. Муниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
    3. Межмуниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
    4. Регионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
    5. Межрегионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
    6. Федерального характера , в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

    Стадии развития чрезвычайной ситуации

    ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

    • Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
    • Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
    • Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
    • Четвёртая – стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

    Основные причины чрезвычайных ситуаций

    Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

    Внутренние причины

    К внутренним относятся:

    • сложность технологий;
    • недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала;
    • проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

    Внешние причины

    К внешним относятся:

    • стихийные бедствия;
    • неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов (интернет);
    • терроризм;
    • войны

    Литература

    • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
    • Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара. - М. : Флинта: Наука, 2012. - 320 с. (Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 - Безопасность жизнедеятельности)
    • Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Павловский район
    • Киевский район

    Смотреть что такое "Чрезвычайная ситуация" в других словарях:

      чрезвычайная ситуация Справочник технического переводчика

      Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЧС обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей … Экологический словарь

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - ЧС обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей … Экологический словарь

      Чрезвычайная ситуация - ЧС совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления. По общему … Словарь черезвычайных ситуаций

      Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или… … Официальная терминология

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - (ЧС) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или… … Российская энциклопедия по охране труда

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей… … Словарь бизнес-терминов

      Чрезвычайная ситуация - (англ extraordinary/extreme situation) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы … Энциклопедия права

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - 1) неожиданное и, как правило, непредсказуемое событие, при котором требуется применение неотложных мер для сведения к минимуму его неблагоприятных последствий; 2) обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного… … Юридическая энциклопедия

    ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

    А. И. ФРОЛОВ

    ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

    При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства органы прокуратуры сталкиваются с необходимостью толкования различных правовых понятий. Одним из таких понятий является «чрезвычайная ситуация». Так, объявление режима чрезвычайной ситуации на какой-либо территории органами власти различных уровней является основанием расходования бюджетов бюджетной системы, в частности резервных фондов бюджетов (ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Эффективное осуществление прокурорского надзора за соблюдением законодательства при расходовании средств резервных фондов бюджетов и иных средств на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций без квалификации тех или иных неблагоприятных явлений действительности в качестве чрезвычайных ситуаций не представляется возможным. Дать толкование понятия «чрезвычайная ситуация» необходимо также для осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при осуществлении прокурорского надзора в иных сферах.

    Частота и разрушительные последствия чрезвычайных ситуаций требуют принятия от государства особых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Правовые средства могут быть эффективны в борьбе с чрезвычайными ситуациями только при однозначно воспринимаемом, точном понятийном аппарате.

    Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1).

    Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация». Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н. Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А. П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М. Мягков, В. И. Осипов, Б. Н. Порфирьев, А. Про-колиба, В. П. Семиков, В. Уткин, М. И. Фалеев, А. А. Ясманов). Именно их труды изначально были положены в основу первых легальных определений понятия «чрезвычайная ситуация».

    Одним из первых исследователей чрезвычайных ситуаций считается Б. Н. Порфирьев, который предложил следующее определение: внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительными человеческими жертвами, социально-экономическим и экологическим ущербом и вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию многообразных негативных

    последствий (разрушений, пожаров и т. д.) .

    Вопросы, связанные с понятием «чрезвычайная ситуация», также находят свое отражение в специальной юридической литературе, главным образом благодаря исследователям в сфере административного права, безопасности в чрезвычайных ситуациях (Ю. Е. Аврутин, В. С. Алексанина, В. В. Гущин, О. А. Инсаров, П. В. Канисев, О. В. Ковалева, Б. П. Кондрашов, П. В. Космынина, А. А. Кривопуст, А. Ф. Майдыков, В. И. Майоров, И. А. Назаренко, А. И. Парубов, И. А. Сахно, А. К. Сисакьян, С. А. Старостин, Т. Б. Тураходжаев, Н. В. Удальцова, Ю. С. Черепанцева, В. В. Черных и др.).

    Многие из предложенных в литературе определений понятия «чрезвычайная ситуация» построены без учета правил логики о соразмерности определения, изобилуют признаками, которые нельзя отнести к существенным признакам понятия «чрезвычайная ситуация», и при этом не содержат необходимый набор всех существенных признаков, позволяющих квалифицировать чрезвычайную ситуацию среди схожих явлений действительности. Определение чрезвычайной ситуации должно препятствовать подведению под нее любых негативных с точки зрения государства, общества, гражданина явлений, так как далеко не все такие явления могут быть признаны чрезвычайными ситуациями.

    Словари русского языка не содержат определения исследуемого понятия. В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» понимается как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой , а слово «ситуация» — как совокупность обстоятельств, положение, обстановка . В словаре Д. Н. Ушакова «чрезвычайный» есть превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, исключительный , а «ситуация» определяется как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение .

    Для определения понятия чрезвычайной ситуации необходимо выделить его существенные признаки, в совокупности достаточные для обособления чрезвычайной ситуации в ряду иных явлений действительности.

    1. Первый признак чрезвычайной ситуации причинение ущерба правам и охраняемым законом интересам физических лиц, юридических лиц, публично-правовых образований или возникновение угрозы причинения такого ущерба . Чрезвычайные ситуации могут повлечь причинение значительного имущественного, организационного , неимущественного, нематериального, морального вреда.

    Характерно, что одни авторы обязательным признаком чрезвычайной ситуации называют реальное причинение вреда (Н. Н. Брушлинский, В. П. Семиков, В. В. Черных), другие допускают возникновение угрозы причинения вреда (Ю. С. Черепанцева, О. В. Ковалева).

    Для наступления правовых последствий тех или иных явлений достаточно одной лишь угрозы причинения вреда от чрезвычайной ситуации. Угроза

    причинения вреда является признаком чрезвычайной ситуации при определенных условиях. Во-первых, угроза должна быть реальной, осуществимой в относительно ближайшее время, во-вторых, вред, которым угрожает то или иное явление, может быть значительным, существенным, в-тре-тьих, вредоносное угрожающее явление должно быть чрезвычайным, т. е. исключительным, из ряда вон выходящим.

    2. Действующее легальное определение (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) позволяет относить к чрезвычайным ситуациям любые аварии, происшествия, в том числе незначительные, обычные, случающиеся ежедневно, которые не причиняют существенного ущерба (или создают угрозу такового), например легкие дорожно-транспортные происшествия. Но в соответствии с этимологическим содержанием каждая чрезвычайная ситуация — явление исключительное, необычное, которое представляет собой определенную совокупность обстоятельств, обстановку, положение дел. Исходя из этого можно заключить, что чрезвычайная ситуация должна быть явлением редким. Следовательно, к чрезвычайной ситуации могут быть отнесены не всякие неблагоприятные явления, а лишь наиболее тяжкие, сложные, разрушительные, такие, которые подходят под определение «бедствие».

    Бедствие в словарях понимается как тяжелое жизненное испытание, большая беда, существенная помеха в чем-либо, неудобство, неприятность, события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны и т. п. ) ; большое несчастье ; большое несчастье, тяжелое, гибельное событие . Таким образом, вторым признаком чрезвычайной ситуации является исключительность соответствующей обстановки, отнесение ее в разряд бедствий, причиняющих существенный, значительный как имущественный, так и неимущественный вред потерпевшим (а также создающих угрозу причинения такого вреда).

    Но как решить вопрос об отнесении отдельно взятой обстановки к чрезвычайной ситуации, т. е. к бедствию? В научной литературе приводится мнение о том, что критерий чрезвычайности тех или иных событий, который позволяет определить, чрезвычайная это ситуация или нет, заключает в себе «…отклонение от нормальных условий жизнедеятельности общества, вызванное необычным обстоятельством, событием или условием, исключающее возможность предусмотреть или предвидеть то или иное явление…» . Представляется неверным при отнесении тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям руководствоваться критерием непредвиденности. То обстоятельство, например, что падение столкнувшегося с землей метеорита, причинившего значительный ущерб населению, заблаговременно рассчитано астрономами, не лишает последствия его падения статуса чрезвычайной ситуации.

    Представляется целесообразным на законодательном уровне определить конкретные критерии отнесения тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям по числу пострадавших, по размеру причиненного вреда или угрозе причинения соответствующего вреда.

    Постановлением Правительства от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. При этом к наименее опасной из них — локальной — относится чрезвычайная ситуация, которая не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или здоровью которых причинен вред, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь

    составляет не более 100 тыс. р. Как видно, предложенная классификация проводится по максимальному уровню ущерба, причиненного этим видом чрезвычайной ситуации, и не определяет минимальный ущерб для чрезвычайной ситуации.

    1. Из первых двух признаков чрезвычайной ситуации следует третий признак — нарушение условий жизнедеятельности. При этом под жизнедеятельностью в различных словарях понимается: внутренняя и внешняя активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и других условиях (в конфликтологии) ; работа, занятие в какой-либо области ; совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма (биол.), работа, деятельность человека за время его жизни (устар.) .

    При чрезвычайной ситуации нарушаются условия деятельности юридических и физических лиц в сферах производства, обмена и потребления материальных благ, возникают, изменяются и прекращаются различные правовые отношения. Чрезвычайные ситуации как явления нежелательные, несущие разрушительные для экономики последствия, дестабилизируют общественную жизнь. С позиций права чрезвычайная ситуация представляет собой состояние общественных отношений на определенном пространстве. При чрезвычайной ситуации общественные отношения находятся в измененном, подавленном состоянии. Таким образом, через рассматриваемый признак чрезвычайная ситуация становится «обстановкой» («состоянием общественных отношений»), т. е. совокупностью обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения или положение.

    4. Чрезвычайная ситуация как совокупность обстоятельств, обстановка, положение дел имеет свои пространственные границы. Представляется, что использование в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации термина «территория» не сказывается положительно на единообразном толковании рассматриваемого понятия. Включает ли в себя «территория» (от лат. t erra — земля, суша) водные объекты, воздушное пространство, недра, космос?

    Статья 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Но данное определение понятия «территория Российской Федерации» не вносит ясности: в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации речь идет не о территории Российской Федерации, а о территории вообще.

    Следует признать возможность сложившейся обстановки в воде, воздухе, недрах, в космосе, так же как и на суше, наносить вред (создавать угрозу такового), нарушать условия жизнедеятельности в такой степени, чтобы стать бедствием.

    Таким образом, содержание рассматриваемого понятия включает такой существенный признак чрезвычайной ситуации как возможность возникновения как на суше, где проживают люди, так и в недрах, на воде, в воздухе и в космосе , т. е. везде.

    5. Чрезвычайные ситуации имеют временные границы. Возникновение чрезвычайных условий жизнедеятельности, обстановки предваряют определенные чрезвычайные обстоятельства (чрезвычайное событие, источник чрезвычайной ситуации). Что именно следует признавать чрезвычайной ситуацией: ее источник — событие, обстоятельство, явление или ее последствия — чрезвычайные условия жизнедеятельности? Существующее легальное определение исследуемого понятия признает чрезвычайные ситуации последствием определенных событий

    (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия).

    Безусловно, как сам источник чрезвычайной ситуации (чрезвычайные обстоятельства), так и его следствие (чрезвычайные условия и обстановка) в равной степени значимы, но различны по своей природе.

    Представляется, что причиной чрезвычайной ситуации как следствия всегда выступает ее источник — чрезвычайное происшествие, чрезвычайные обстоятельства. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» называет источниками чрезвычайной ситуации опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. С указанным определением, пожалуй, можно согласиться, добавив в него источники социальных чрезвычайных ситуаций: войны, террористические акты, народные волнения и пр.

    Таким образом, пятым признаком чрезвычайной ситуации является ее обусловленность чрезвычайными обстоятельствами (источником), которые являются ее причиной и возникают в силу этого по времени ранее.

    Иные признаки, которыми наделяют чрезвычайные ситуации некоторые исследователи (необходимость привлечения сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, психологический дискомфорт населения и др.), не могут быть отнесены к существенным признакам, но могут быть факультативными, необязательными.

    Из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ следует, что он распространяется только на природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Следовательно, из сферы действия указанного Закона изъяты социальные чрезвычайные ситуации (бунты, волнения, беспорядки и т. д.).

    Следуя буквальному смыслу слов «чрезвычайный» и «ситуация», термин «чрезвычайная ситуация» позволяет включать в себя все исключительные обстоятельства, в том числе социального характера. В этой связи необходимо внести в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ соответствующие изменения.

    Представляется, что определение понятия «чрезвычайная ситуация» должно быть следующим: обстановка (состояние общественных отношений) в определенном пространстве (в том числе на суше, где проживают люди, а также в недрах, на воде, в воздухе и в космосе), выразившаяся в значительном изменении условий жизнедеятельности физических и юридических лиц, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, иных стихийных бедствий, войны, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, террористического акта, бунта, народного волнения, восстания, забастовки, иных социальных конфликтов, эпидемии, эпизоотии и других явлений, которые могут повлечь или повлекли за собой значительный имущественный и неимущественный вред .



    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

    ЧС классифицируются по причинам возникновения, по скорости распространения, по масштабу, и по причинамвозникновения чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера. Мы остановимся на ЧС природного характера.

    Сами по себе ЧС природного характера весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят на группы: геологические, метеорологические, гидрологические (гидрометеорологические), природные пожары, массовые заболевания.

    Стихийные бедствия геологического характера

    Стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями подразделяются на вызванные землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями, обвалами, просадками земной поверхности в результате карстовых явлений. Некоторые классификации относят в эту группу сели и снежные лавины.

    Cтихийные бедствия метеорологического характера

    Все они подразделяются на бедствия, вызываемые:

    • ветром, в том числе бурей, ураганом, смерчем (при скорости 25 мс и более) ;
    • сильным дождем (при количестве осадков 50 мм и более) ;
    • крупным градом (при диаметре градом 20 мм и более) ;
    • сильным снегопадом, метелями, пыльными бурями, заморозками или сильной жарой.

    Эти природные явления (кроме смерчей, града) приводят к стихийным бедствиям, как правило, в трех случаях, когда они происходят на одной трети территории области (края, республики), охватывают несколько административных районов и продолжаются не менее 6 часов.

    Cтихийные бедствия гидрологического характера

    Эти природные явления вызываются:

    • Высоким уровнем воды - наводнениями, при которых происходит затопление пониженных частей городов и других населенных пунктов.
    • Низким уровнем воды, когда нарушается судоходство, водоснабжение городов и объектов.
    • Селями (при прорыве моренных озер, угрожающих населенным пунктам)
    • Снежными лавинами (при угрозе населенным пунктам, автомобильным и жд дорогам, линиями электропередачи и т.д.)
    • Ранним ледоставом и появлением льда на судоходных водоемах.

    Сюда же несколько условно можно отнестии морские гидрологические явления: цунами, сильные волнения на морях и океанах, тропические циклоны (тайфуны), напор льдов и их интенсивный дрейф.

    Природные пожары

    В это понятие входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. Мы остановимся только на лесных пожарах как наиболее распространенном явлении, приносящем колоссальные убытки и приводящие порой к человеческим жертвам.

    Особо опасные инфекционные болезни животных

    Инфекционные болезни животных - группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение. Эпизоотический очаг - место пребывания источника возбудителя инфекции на определенном участке местности, где в данной ситуации возможна передача возбудителя болезни восприимчивым животным. Эпизоотическим очагом могут быть помещения и территории с находящимися там животными, у которых обнаружена данная инфекция.

    К инфекционным болезням, имеющим тенденцию к панзотиям (необычно широкое распространение инфекционной болезни, охватывающее одно или несколько государств) относятся ящур, чума крупного рогатого скота, свиней и птиц.

    Последствия ЧС природного характера

    Основными видами последствий ЧС являются: разрушения, затопления, массовые пожары,бактериальное заражение, которые, в свою очередь, создают условия, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, это жертвы и травмы разной тяжести, увеличение заболеваемости населения и животных, усугубление эпидемического неблагополучия. ЧС природного характера (стихийные бедствия), являясь крупномасштабными нарушениями экологического равновесия, часто порождают серьезные медицинские последствия.

    Правила безопасного поведения при ЧС природного характера

    Рассмотрим правила безопасного поведения при некоторых из возможных ЧС природного характера.

    Как действовать во время извержения вулкана

    Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

    Как действовать во время сильной метели

    Лишь в исключительных случаях выходить из зданий. В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. При выходе из машины не отходить от нее за пределы видимости. При остановкеможно оставить мотор включенным, приоткрыв стекло для обеспечения вентиляции и предотвращения отравления угарным газом. Если вы потеряли ориентацию, передвигаясь пешком вне населенного пункта, надо зайтив первый попавшийся дом, уточнить место вашего нахождения и, по возможности, дождаться окончания метели. Если вас покидают силы, надо искать укрытие и оставаться в нем.

    Действия во время землетрясения:

    Сохранять спокойствие, избегать паники.

    Быстро покинуть дом и отойти от него на открытое место, если вы находитесь на первом, втором этаже.

    Немедленно перейти в более безопасное место, если вы находитесь в помещении. Встатьв проеме внутренних дверей или в уголке комнаты, подальше от окон и тяжелых предметов.

    Не бросаться к лестнице или к лифту, если вы находитесь в высотном здании выше пятого этажа. Выход из здании наиболее будет заполнен людьми, а лифты выйдут из строя.

    Выбегать из дома быстро, но осторожно. Остерегаться обломков, электрических проводов и других источников опасности.

    Отдалиться от высоких сооружений, путепроводов, мостов и линий электропередач.

    Остановиться, если вы едете в автомобиле, открыть двери и оставаться в автомобиле до прекращения колебаний.

    Как действовать,если вы находитесь в зоне опасности схода лавины

    Соблюдать основные правила поведения в районах схода лавин: не выходить в горы в снегопад и непогоду; находясь в горах, следить за изменением погоды; выходя в горы, знать в районе своего пути или прогулки места возможного схода снежных лавин. Избегать мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30°, если склон без кустарника и деревьев - при крутизне более 20°. При крутизне более 45° лавины сходят практически при каждом снегопаде. Помнить, что в лавиноопасный период в горах создаются спасательные отряды.

    Как действовать при сходе лавины

    Если лавина срывается достаточно высоко, ускоренным шагом или бегом уйти с пути лавины в безопасное место или укрыться за выступом скалы, в выемке (нельзя прятаться за молодыми деревьями). Если от лавины невозможно уйти, освободиться от вещей, принятьгоризонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.

    Как действовать,если вас накрыла лавина

    Закрыть нос и рот рукавицей, шарфом, воротником; двигаясь в лавине, плавательными движениями рук стараться держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже. Когда лавина остановилась, попробовать создать пространство около лица и груди, оно поможет дышать. Если представиться возможность, надо двигатьсяв сторону верха (верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта). Оказавшись в лавине не кричать - снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишат сил, кислорода и тепла. Не терять самообладания, не давать себе уснуть, помнить, что вас ищут (известны случаи, когда из-под лавины спасали людей на пятые и даже тринадцатые сутки).

    Как действовать во время наводнения:

    Внимательно прослушать информацию, принять к сведению и выполнить все требования паводковой комиссии;

    Отключить газ, электричество и воду; погасить огонь в горящих печах;ценные вещи и мебель перенести на верхние этажи или чердак;закрыть окна, двери или даже забить их досками;животных необходимо выпустить из помещений, а собак отвязать;

    дрова и все предметы, способные уплыть при подъёме воды, лучше перенести в помещение (сарай); подготовиться к эвакуации;

    При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находиться на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах; при этом постоянно подавать сигнал бедствия: днём — вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в тёмное время — световым сигналом и периодически голосом;

    При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, перейти в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдать требования спасателей, не допускать перегрузки плавсредств;

    Если вы оказались вблизи очага пожара

    Если Вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у Вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, надо предупредить всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны. Организовать их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходить из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войтив водоем или накрыться мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну дышать воздухом возле земли - там он менее задымлен, рот и нос при этом прикрыть ватномарлевой повязкой или тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщить о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению..