Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лунин, михаил сергеевич Лунин Николай Иванович: витамины
  • Скончался академик борис сергеевич соколов Соколов, Борис Сергеевич Информацию О
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что может проверить Роспотребнадзор — к чему предпринимателю нужно быть готовым. Что проверяет Роспотребнадзор

    Что может проверить Роспотребнадзор — к чему предпринимателю нужно быть готовым. Что проверяет Роспотребнадзор

    ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА – ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ!

    1. Виды проверок

    2. Кого Роспотребнадзор может проверить?

    3. Что проверяет Роспотребнадзор?

    4. Как проходит проверка Роспотребнадзора

    5. Самые распространенные штрафные санкции Роспотребнадзора:

    6. Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

    Многим предпринимателям, работающим в различных областях бизнеса, при осуществлении своей деятельности приходиться иметь отношения с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, а по-простому Роспотребнадзором! Это ведомство является контролирующей государственной организацией и выносит предписания и накладывает штрафы. Любой бизнес обязан выстраивать правильную стратегию отношений с Роспотребнадзором, чтобы избежать санкций с его стороны. Знать, как проводит проверки Роспотребнадзор – обязан каждый предприниматель! Ниже приведена основная информация о проверках, осуществляемых Роспотребнадзором в рамках его полномочий!

    ВИДЫ ПРОВЕРОК

    Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:

    Плановые, которые проводятся один раз в 3 года для отдельной организации или частного предпринимателя на основании графика, разработанного на календарный год вперед. В этом документе расписан предмет проверки, сроки проведения и наименование проверяемого субъекта.

    предпринимательской или иной деятельности, который будет официально предупрежден о ней не позже чем за 3 дня до прихода сотрудников Роспотребнадзора. Исключение составляют организации, осуществляющие свою деятельность в системе массовых мероприятий, образования и здравоохранения;

    Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В секторах предпринимательства, связанных с продуктами питания, внеплановая проверка проводиться без предупреждения. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;

    Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.

    КОГО РОСПОТРЕБНАДЗОР МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ?

    Ответ на этот вопрос достаточно прост! Практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.

    ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?

    В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями. Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:

    Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;

    Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;

    Аттестация сотрудников, работающих в контакте с продуктами питания;

    Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;

    Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.

    Часто, после поступления жалоб от граждан, Роспотребнадзор инициирует комплексную внеплановую проверку правильности оформления трудовых отношений, наличия санитарных книжек, ККМ и сертификатов на продукцию, а также соответствия используемых помещений нормам и стандартам.

    КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

    Все проверки начинаются с аудита документов. Инспектор вправе затребовать любую документацию, входящую в компетенцию Роспотребнадзора. При проведении выездной проверки сотрудник ведомства обязан предъявить:

    Личное удостоверение;

    Приказ на проведение контролирующих мероприятий.

    В итоге проверки оформляется акт или заключение, где отражаются все нарушения, которые необходимо устранить. Инспектор Роспотребнадзора, в случае обнаружения нарушений, может выписать предписание на устранение, наложить штраф, приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений или передать дело в судебные инстанции.

    САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА:

    ВАЖНО! Заключение инспектора Роспотребнадзора можно обжаловать в течение 3 месяцев с момента оформления предписаний или наложения штрафа в вышестоящей структуре Роспотребнадзора либо непосредственно в суде!

    ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ

    ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:

    В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ:

    2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    сообщества комиссии таможенного союза о принятии технического

    регламента таможенного союза "о безопасности продукции легкой

    промышленности".

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

    В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ, КАФЕ, БАНКЕТНЫХ ЗАЛОВ:

    1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

    3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" редакция №22 от 29.12.2014г.

    5. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г № 302/н « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    9. Единые санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно – эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010г № 299.

    10. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

    11. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

    12. СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"».

    13. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

    14. ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880)».

    15. ТР ТС 029/2012 «Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (Утвержден решением Совета ЕЭК от 20.07.2012 №58)».

    16. ТР ТС 034/2013 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (Принят Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 № 68)».

    КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА?

    СОВЕТ! Не паникуйте при получении оповещения о проверке или внезапном приходе сотрудника Роспотребнадзора. Если необходимо пригласите юриста. Строго следите за соблюдением инспекторами правовых норм и все будет в порядке!

    Самый лучший способ избежать необоснованных решений сотрудников Роспотребнадзора при проведении проверки – ЭТОпривлечь к процессу специалистов в этой области, но такая услуга стоит недешево. Самостоятельно привести в порядок свою деятельность и документацию очень сложно, поэтому следует вести свой бизнес так, чтобы инспектор Роспотребнадзора не смог ни к чему придраться!

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан

    В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

    Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

    Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

    В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

      надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

      защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

      контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

      организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

    Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

    Какие нарушения допускают проверяющие?

    Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

    Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

    Судебно-арбитражная практика

    Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

    Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

    Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

    Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

    Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

    Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

    Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

    При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

    Как проходит проверка?

    Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

    Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

    Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

    Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

    Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

    Что не могут делать проверяющие?

    При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

      проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

      осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

      требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

      требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

      распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

    Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

    Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

    По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Какое решение могут принять проверяющие?

    В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

    В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

    Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

      составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

      рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

      передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

      передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

      информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

      передача материалов в средства массовой информации.

    Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

    1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

    2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

    3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

    4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

    5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

    6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


    Что такое Роспотребнадзор и какие функции он выполняет? Контролем за работой организаций, предпринимателей, юр. лиц занимаются много служб, в их число входит Роспотребнадзор. Многие знают данную службу, как организацию по защите потребительских прав. В каких случаях можно обращаться в Роспотребнадзор и какие вопросы он помогает решать?

    Обязанности

    Роспотребнадзор – это федеральная служба, которая призвана защищать права и интересы граждан как потребителей. Все предприниматели обязаны направлять сведения о начале своей деятельности в эту службу. В каждом субъекте создается территориальный орган, который контролирует подведомственную ему территорию. Функции Роспотребнадзора – проведение мероприятий, контролирующих соблюдение потребительских прав.

    Кроме того, служба работает по проверкам обращений на предмет компетентности.

    Какие еще имеет функции Роспотребнадзор:
    • надзор за соблюдением санитарных норм в сфере продуктов питания, строительства, образования;
    • потребительский контроль за соблюдение прав граждан в сфере услуг и торговли;
    • проведение санитарных экспертиз и выдача заключений;
    • проведение аттестации работников сферы производства;
    • наблюдение за условиями труда работников предприятий;
    • контроль правильности утилизации отходов, состояния почвы и воздуха;
    • контроль объектов водного общего использования.
    Для осуществления своей деятельности сотрудники Роспотребнадзора имеют право:
    1. Получать доступ к трудовым договорам, медицинским книжкам сотрудников предприятия, на котором проводится проверка.
    2. Проверять сертификаты и лицензии на качество продукции.
    3. Проверять правильность функционирования контрольно-кассового аппарата.
    4. Проводить контрольные закупки.
    5. В случаях обнаружения нарушений выписывать штрафы.
    6. Выдавать предписания для устранения нарушений.

    Основной функцией службы Роспотребнадзор является защита прав потребителей, охрана их здоровья.

    Проверки предпринимателей

    Основным методом работы службы является организация проверок. Они делятся на плановые и внеплановые.

    Проверка предприятия может проводиться независимо от того, проводится ли проверка данного предприятия другими ведомствами. Задачей плановых проверок является выявление соблюдения или нарушения норм законодательства. Ревизии должны проводиться на основании планов, составленных прокуратурой. Графики составляют на каждый год отдельно.

    Запланированные проверки назначаются в следующих случаях:
    • по истечении трех лет после регистрации ИП или юридического лица;
    • после последней проверки прошло три года;
    • в ситуации, когда предприниматель расширяет спектр своей деятельности и уведомляет об этом Роспотребнадзор.

    Проверки могут проводиться двумя способами: выезжая на предприятие, такой вид носит название выездных проверк, и изучая предоставленную документацию на своем месте, камеральные проверки.

    Внеплановые проверки проводятся при возникновении таких обстоятельств как:
    1. По последним проверкам на предприятии были обнаружены нарушения и вынесено предписание по их устранению. После истечения срока, отведенного на исправление нарушений, служба проводит повторную проверку.
    2. При поступлении в адрес Роспотребнадзора жалобы от гражданина на предпринимательскую деятельность или действия юр. лица.
    3. Нанесение вреда здоровью и жизни человека.
    4. Развитие чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофами техногенного и природного характера.
    5. Обращение граждан с жалобой на нарушение их прав и интересов.

    При организации проверок и экспертиз Роспотребнадзор выступает в качестве незаинтересованного, третьего лица.

    Сроки проверок

    Проверки, установленные по плану, организуются раз в три года. Но в этом правиле есть исключения. Если фирма связана со здравоохранением, образованием, оказанием услуг, проверки могут проводиться намного чаще. Это не будет нарушением закона.

    Сроки проведения проверки во всех случаях разные. Но ее продолжительность не должна превышать 20 дней. Общее количество часов, отведенных на выездные проверки, составляет 50 часов на одну организацию. Если предприятие небольшое, на него выделяется 15 часов. Срок может быть изменен, если проводится экспертиза сложного случая. Нельзя продлевать внеплановые выезды.

    Служба Роспотребнадзора обязана уведомить предприятие, в отношении которого планируется проведение проверки, не позднее трех рабочих дней до ее начала. Для этого отсылается копия приказа с сопроводительным письмом.

    О проверке, которая возникла вне плана, сотрудники могут уведомить за 24 часа до начала проведения. В этой ситуации уведомление может быть произведено любым возможным способом.

    Можно не уведомлять о начале проверки в следующих ситуациях:
    • если из-за работы предпринимателя или юридической фирмы был причинен вред здоровью или возникла угроза жизни людям;
    • производство влечет за собой вред животному и растительному миру;
    • нанесены повреждения памятникам культуры;
    • деятельность допустила нарушение безопасности государства;
    • возникли катастрофы техногенного характера или предпосылки к их развитию;
    • были обнаружены факты .

    Все внеплановые проверки должны проводиться только после утверждения прокуратурой.

    Защита потребительских интересов

    Если в сфере услуг и потребления были нарушены права, можно отправить запрос разными способами:

    • заказным письмом;
    • на адрес электронной почты;
    • на официальном сайте службы;
    • через Госуслуги;
    • в территориальном отделе службы при личном приеме.

    Ответ на жалобу граждан должен быть предоставлен не позднее 30 дней. Если вопрос не касается сферы деятельности органа, он должен быть направлен нужному адресату. Передача по компетенции составляет 7 дней.

    Деятельность, по которой рассматриваются обращения граждан, связана с двумя направлениями:
    • несоблюдение прав граждан как потребителей;
    • контроль за соблюдением норм санитарного благополучия населения.

    Проверки могут осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением других служб, если вопрос подпадает под их компетенцию.

    Отвечая на вопрос, что такое Роспотребнадзор, можно сказать, что это служба, занимающаяся контролем в сфере продуктов питания, их производства, качества хранения. Это контроль за соблюдение прав и интересов граждан, поддержание их санитарного благополучия. Услуги данной службы пользуются большим спросом среди населения. Ежегодно по запросам граждан проводятся сотни проверок деятельности предпринимателей и юридических лиц.

    Официальная государственная организация, которая имеет право следить за выполнением требований контроля и обязательного надзора за выполнением прав потребителя (Роспотребнадзор) по функционалу является одной из старейших организаций страны. Служба с аналогичными функциями появилась фактически первой в новом советском государстве в 1922 году. Сегодня, изменяя названия, Роспотребнадзор сохранил свои официальные функциональные обязанности в области контролирования и надзора за эпидемиологическим благополучием всех, кто проживает в городах и населенных пунктах нашей страны. В задачи этой структуры также входит защита официальных прав покупателей и получателей услуг на потребительском рынке.

    Управления (подразделения) Роспотребнадзора успешно действуют по всех населенных пунктах государства. Также часть функций дублируются и могут исполняться иными органами региональной власти. Например, в столице России контроль по жалобам в сфере, курируемой Роспотребнадзором, также вправе исполнять сотрудники Департамента потребительского рынка и услуг, входящего в состав Правительства города. Правда, такие структуры имеют право выполнять только добровольную вспомогательную функцию и не имеют права налагать штрафы за нарушения и взимать их.

    Что же проверяет Роспотребнадзор? В сферу контроля этой Роспотребнадзора входят предприятия питания, магазины, санитарное состояние территорий и другое. Приоритетом при проведении проверок их работы становится контролирование и надзор областей и сфер деятельности предприятий, деятельность которых составляет максимальную потенциальную опасность для потребителей.

    Любые работы инспекторов и сотрудников Роспотребнадзора основываются на пунктах федеральных законов, определяющих то, на что имеет право потребитель. В том числе ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителя». Подробный список таких документов обязательно расположен на официальных страницах проверяющих структур. Сотрудники Роспотребнадзора по долгу своей работы выполняют проверки организаций по установленному плану и внеплановые проверки. Первые осуществляются на основе утвержденного плана, дата их проведения может быть известна руководству и сотрудникам проверяемой в их рамках организации заранее. При проведении проверки вне плана ситуация складывается не столь спокойно для проверяемой структуры. Хотя и в этой ситуации пройти проверку достаточно просто.

    Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора?

    При проведении проверки по плану, государственный орган заранее направляет информационное подробное письмо. Как же пройти проверку Роспотребнадзора без печальных последствий? Внеплановая проверка менее предсказуема, но минимальный набор обязательной документации позволяет пройти её успешно. Подготовка к проверке начинается с документов. Для прохождения мероприятия важно иметь «под рукой» перечень документов для проверки:

    • обязательные документы учредительного характера организации, такие, как учредительный договор и Устав;
    • тексты санитарных правил, регулирующие направления деятельность проверяемой организации;
    • санитарно-эпидемиологическое разрешение на представляемую продукцию, как документ, который удостоверяет то, насколько продукция соответствует или несоответствует заявляемым нормам.

    Все представляемые документы для проверки должны быть составлены в соответствии с действующими законодательными положениями. Так как нормативы меняются достаточно часто, рассматривая в постоянном режиме возможный визит инспекторов и проведение внеплановой проверки, список документов необходимо своевременно актуализировать. В соответствии с законодательством важно учитывать и потенциальные изменения в списке продукции и направлений деятельности, которые могут подлежать надзору и контролю.

    Плановая проверка Роспотребнадзором и периодичность проверок

    Предусмотренные в документах плановые проверки разнообразных организаций, в том числе плановые проверки ИП и ООО, проводятся не чаще одного раза в такой период, как три года. При этом проверяющая организация обязана предварительно направить информацию-«напоминание» о её проведении в виде копии Распоряжения или Приказа.

    Информация о проведении такой деятельности направляется в адрес руководителя организации заказным письмом или официальной телеграммой. Срок проведения проверки по плану не может быть значительнее, чем три рабочих дня.

    С полным списком проверяемых организаций и периодами выполнения процедур контроля и надзора можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора или странице его территориального Управления. План утверждается и размещается в сети в конце заканчивающегося года на следующий год не позднее 31 декабря.

    Внеплановая проверка Роспотребнадзора

    Внеплановые проверки проводятся с любой периодичностью. Для их начала достаточно жалоб граждан. Единственной причиной отказа в их проведении может стать только текущая проверка организации, внесенная в план. При проведении вне плана проверочных действий, руководитель проверяемой организации имеет право потребовать получении на руки акта проверки, составленного по её итогам. В акте должны быть зафиксированы результаты проверок Роспотребнадзора. Если акт отсутствует или не был предоставлен, проверка становится недействительной. Орган государственного контроля и надзора не имеет возможность следить, являются ли жалобы граждан реальными или они вызваны конкурентной борьбой на рынке.

    В случае, если в рамках выполнения внеплановой проверки по жалобе проводится контрольная закупка, руководителю организации, в которую пришли представители проверяющего органа, важно следить, чтобы при её осуществлении присутствовали только сотрудники Роспотребнадзора. В мероприятии не имеют право принимать участие сторонние лица и представители органов полиции.

    Штрафы Роспотребнадзора для ИП и ООО

    Порядок и размер штрафов для ИП и ООО могут определяться только официальными документами. В зависимости от выявленного нарушения, размер штрафа может составлять от 5 МРОТ и более. Сумма налагаемого штрафа, информация о вариантах его оплаты включаются в протоколы и постановления, фиксирующие решения проверяющих инспекторов. При несогласии руководителей проверяемых организаций с решением государственной проверки, рассмотрение протокола передается в суд. Как правило, решение выносится мировым судом, но ситуации могут быть и более серьезными с передачей дела в арбитражный суд. В любом варианте в качестве санкций выносится решение о наложении административного наказания на физическое или юридическое лицо. В зависимости от нарушения, могут выноситься несколько решений о выявленных нарушениях.

    Как избежать проверки Роспотребнадзора?

    Самым простым вариантом избежать проверки становится официальный повод не получить документы о решении государственной структуры. Самым удобным поводом может стать отсутствие руководителя. Самым радикальным вариантом становится закрытие организации, в которой может проводиться проверка. В некоторых случаях такое решение удобно возможностью открыть организацию с новым названием. После этого она три года не подлежит плановым мероприятиям контроля и надзора. Хотя от внеплановой проверки так «уйти» не удастся.

    При поступлении обращения гражданина с жалобой в любое отделение Роспотребнадзора контрольно-надзорные мероприятия могут быть проведены буквально в день создания новой структуры.

    Потребительский рынок товаров и услуг недавно получил новый контролирующий орган в лице Роспотребнадзора. Это служба федерального уровня, которая полностью получила полномочия Государственной торговой инспекции и частично – полномочия Санэпидемстанции.


    В территориальных отделениях службы работают отделы по эпидемиологическому, транспортному, экологическому, бытовому и санитарному надзору, охране прав потребителей.

    Постановление правительства РФ под номером 322 наделило Роспотребнадзор рядом прав и полномочий, среди которых:

    1. Охрана прав потребителей на потребительских рынках;
    2. Контроль исполнения российских законов и требований нормативов в сфере санитарно-эпидемиологического состояния;
    3. Организация экспертиз, анализов, исследовательских мероприятий, научного изучения и оценок отдельных сфер деятельности и надзора над ними;
    4. Контроль правил выполнения работ, услуг и продажи товаров.

    Что может Роспотребнадзор?

    Зачастую в Роспотребнадзор жалуются простые граждане, упоминая нарушения в области торговли, складирования мусора на прилегающих к предприятию территориях, нарушения правил гигиены в местах общественного питания. Территориальные отделения организации имеют право на:
    1. Проверку документов: документации о полученном образовании, трудовых договоров сотрудников, медкнижек персонала;
    2. Выдачу заключений и предписаний касательно обнаруженных нарушений, наказания за них и их исправления;
    3. Оценку с правовой точки зрения сертификатов, лицензий и акцизных марок, прикрепленных на товар;
    4. Проверку существования и ведения журналов для учета контрольных мероприятий, которые требуются согласно российским законам(9-я статья 134-го Федерального закона);
    5. Проведение контрольных товарных закупок, проверка кассовых аппаратов.

    Проведение проверки

    Каждый работник Роспотребнадзора должен иметь при себе удостоверение с фотографией в нем, распоряжение о контрольной проверке, заверенное росписью руководства и печатью, датированное днем проверки.

    В распоряжении указываются цели и частные задачи проверки. Если эти документы не были предъявлены руководству предприятия, то руководство имеет право не допустить проверяющих на предприятие. Еще одним обязательным условием является соответствие личности, указанной в распоряжении как ответственного за проверку, и личности проверяющего в дверях. Иные люди не имеют права на проведение проверки.

    Проверка длится не более месяца, а в некоторых случаях может быть увеличена еще на месяц (по 134 федеральному закону, если проверяющий сможет мотивировать продление достаточными основаниями).

    Виды проверок Роспотребнадзора

    Роспотребнадзор может проводить проверки предприятий:
    • Плановые;
    • Неплановые.
    Каждая из них может быть совмещена с проверкой из иного органа, например, налоговой, пожарного или санитарного надзора для того, чтобы найти нарушения, которыми занимаются другие органы.

    Неплановая проверка имеет в распоряжении указание ряда причин, среди которых может быть:

    1. Обращение частных лиц, организаций или ИП;
    2. Сообщение из СМИ с указанием нарушения прав или правил санитарии;
    3. Сообщение об авариях, изменениях технологии, поломках оборудования;
    4. Известия о возможной угрозе экологии.
    Совместная проверка по потребительскому рынку проводится вместе со специализированными отделами полиции (к примеру, БЭП или УНП) согласно утвержденному приказом Регламенту взаимодействия. Это дает полиции гораздо больше прав, чем проверяющим, из-за закона «О полиции».

    Что не может делать Роспотребнадзор?

    Проводя проверку, работники службы не имеют права:
    1. Проводить проверку обязательных требований к предприятиям, которые не относятся к компетенции надзора;
    2. Требовать продукцию или информацию и изымать документы, не относящиеся к проверке;
    3. Проводить плановую проверку, если на ней отсутствует руководитель предприятия, его сотрудники или представитель;
    4. Требовать пробы для проведения экспертизы, не составляя акта или требуя больше разрешенного в Госстандарте количества;
    5. Сообщать третьим лицам полученные во время проверки сведения, которые входят в тайну, охраняемую законом;
    6. Затягивать проверку дольше, чем предписывает закон.
    На предприятиях все действия проверяющих органов фиксируют в журнале по учету контрольных мероприятий: записывают название органа, дату и время проверки, правовые основания, задачи и предмет контроля, нарушения, протоколы и предписания.

    Указывается ФИО проверяющего, должность и его подпись. Это нужно, как минимум, для того, чтобы иметь возможность доказать сам факт проведения проверки.

    После проверки работники службы должны составлять акт о результатах контроля в 2-х экземплярах: один для директора, другой для Роспотребнадзора.

    Чем может грозить проверка?

    При проведении проверки есть два возможных исхода ситуации: при ее проведении или при отказе от нее руководителя фирмы.

    Если проверяющие предоставили все документы для проверки, но не были допущены на предприятие, ситуация заканчивается административным протоколом согласно 19.4 статье кодекса. В этом случае суд назначает для руководителя штраф в размере до 2-х тысяч рублей, для иных работников – до 1 тысячи рублей.

    Если же проверяющие полностью провели контроль, они могут:

    • Составить протокол и привлечь руководство предприятия к административной ответственности согласно 14 и 19 статьям административного кодекса;
    • Продолжить рассмотрение полученных материалов согласно 14.7 статье и ее пункту об обмане потребителей;
    • Передавать материалы, полученные во время проверки, в иные органы для контроля, например, в антимонопольный комитет Федерации, в суды (районные, арбитражные суды или мировым судьям);
    • Передавать материалы, полученные после проверки, органам внутренних дел согласно 140 статье УПК для возбуждения уголовных дел;
    • Информировать санэпидемстанцию об обнаруженных нарушениях санитарии и гигиены при фирмах, занимающихся розничной торговлей;
    • Передать полученные сведения в СМИ.
    От лица, признанного виновным, и будет зависеть объем штрафа: то ли это руководитель предприятия, то ли его работники. Штрафы, выписываемые юридическим лицам, организациям или предприятиям, согласно кодексу административных законов выше штрафов, которые выписывают по отношению к физическим лицам, будь то индивидуальный предприниматель или продавец.

    Нарушения, которые может допустить инспекция из Роспотребнадзора

    Все права проверяющего органа подкреплены серьезной законодательной базой, но из-за некоторых неточностей и противоречиях в них, ряд действий представителей службы может стать не только превышением полномочий, но и незаконной деятельностью. Это разъясняет письмо ко всем отделениям службы, датированное 07.03.2006 года.

    Наиболее частым противоречивым случаем являются контрольные закупки представителями Роспотребнадзора. Хоть это и крайне эффективный метод, позволяющий выявить сопутствующие продажам нарушения, но он опирается на некоторые неточности в законах: так как надзор получил права государственной торговой инспекции, которая вполне законно могла осуществлять такие закупки, казалось бы, он тоже может это делать. Но действующие законы не содержат никакой конкретики о таком праве работников надзора.

    Письмо, написанное Федеральной службой надзора в области охраны прав потребителей и человека, сообщает, что проведение контрольных закупок является противоправным актом и превышением полномочий работниками Роспотребнадзора.

    Хоть административный кодекс и не называет контрольные закупки одной из мер, обеспечивающих производство по административным нарушениям (статья 27.1), все же Роспотребнадзор имеет право на открытие дела согласно 14.7 статье об обмане покупателей.


    Для доказательства нарушения организация фиксирует продажу товара конкретному человеку, иначе невозможно доказать, что контролеры нарушили законодательство. Аналогичным нарушением считается контрольная закупка органами внутренних дел. Исключением является случай, когда находится факт обмана человека, потерпевший и свидетели – тогда Роскомнадзор проводит проверки.

    Часто при проверках работники Роскомнадзора блокируют работу фирм, например, ресторанов или магазинов. Согласно законам нашей страны, делать этого они не имеют права, а так же, и мешать работе компании.

    Документы, которые нужно предъявить Роспотребнадзору

    В первую очередь, Роспотребнадзор требует:
    1. Правильно оформленную вывеску;
    2. Уголок потребителя;
    3. Правильно наполненные ценники на всем товаре;
    4. Наличия информации о производителе товара;
    5. Прейскурант на оказываемые услуги.
    После этого в Роспотребнадзоре приступают к проверке следующих документов:
    1. Документы об аренде или праве собственности;
    2. Медкнижки работников;
    3. Договора по дезинфекции, дератизации, дезинсекции и уборке мусора;
    4. Санэпидем заключение и заключение эксперта;
    5. Лицензия на деятельность;
    6. Журнал по учету проверок;
    7. Программа контроля с подписью руководителя;
    8. ИНН и Устав.
    Но в зависимости от региона эти требования могут меняться, поэтому их лучше уточнять отдельно в региональных отделениях.