Войти
Образовательный портал. Образование
  • Рецепты варенья из кабачков с лимоном, с курагой и в ананасовом соке
  • Как приготовить вкусные куриные сердечки с картофелем в мультиварке Куриные сердечки рецепт в мультиварке с картофелем
  • Сырный суп с курицей и грибами Куриный суп с сыром и грибами
  • Четверка монет таро значение
  • Что такое договор найма служебного жилого помещения?
  • Хлеб по технологии в духовке на дрожжах
  • Что относится к лна организации. Локальные акты школы. Требования к оформлению ЛНА

    Что относится к лна организации. Локальные акты школы. Требования к оформлению ЛНА

    " № 12/2015

    Какие документы считаются локальными нормативными актами? Какие виды локальных актов выделяются? Что относится к обязательным локальным актам? На какой срок они могут утверждаться? В каких случаях локальный акт необходимо согласовывать с представительным органом работников? Что считается таким органом? В каком порядке осуществляется согласование? Каковы требования к оформлению локальных актов и их хранению? В каком порядке в них вносятся изменения?

    В предыдущем номере нашего журнала мы рассказывали о таких документах, регулирующих отношения между работниками и работодателем, как соглашения в сфере труда. А сейчас поговорим о документах не менее важных, но которые, в отличие от соглашений, есть в каждой организации – это локальные нормативные акты. Разрабатывает и утверждает локальные акты работодатель. Однако в некоторых случаях участие в этом принимают и работники – через их представительный орган или профсоюз. О том, какие требования предъявляются к локальным нормативным актам, как они разрабатываются, в каком порядке согласовываются, утверждаются и в каком порядке происходит ознакомление с ними работников, расскажем в статье.

    Локальные акты и их виды

    Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

    ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.

    К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.

    Обязательные ЛНА

    К обязательным относятся ЛНА, наличия которых требует трудовое законодательство, в частности:

    • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
    • документ, устанавливающий систему оплаты труда (положение об оплате труда) (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
    • документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
    • документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК РФ);
    • акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (например, положение о ненормированном рабочем дне), если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. 57, 101 ТК РФ);
    • акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
    • акт, устанавливающий порядок и условия прохождения работниками подготовки или получения дополнительного профессионального образования, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на учебу, переобучение или повышение квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ);

    Нормы о режимах рабочего времени могут быть утверждены отдельным документом либо включены в ПВТР.

    • правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
    • уставы и положения о дисциплине, введенные федеральными законами (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) (например, Дисциплинарный таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396).

    Обратите внимание

    Вместо того, чтобы создавать отдельные ЛНА, можно включить в соглашения, коллективные или трудовые договоры те или иные положения, например, о конкретных размерах платы за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ).

    Помимо обязательных ЛНА, по желанию работодателя в организации могут быть разработаны собственные ЛНА, не предусмотренные законодательством. Например, положение о добровольном медицинском страховании.

    Срок и сфера действия ЛНА

    Сроки действия ЛНА Трудовым кодексом не установлены, поэтому они могут быть бессрочными или принятыми на определенный период.

    В силу ст. 12 ТК РФ ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие ЛНА, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

    ЛНА либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:

    • с истечением срока действия (если срок был установлен);
    • с отменой (признанием утратившими силу) данного ЛНА либо отдельных его положений другим ЛНА;
    • с вступлением в силу закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

    В статье 13 ТК РФ сказано, что принимаемые работодателем ЛНА действуют в отношении сотрудников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

    И здесь возвращаемся к видам ЛНА в зависимости от сферы их действия. Как было отмечено, ЛНА не обязательно распространяются на всю организацию или всех работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о персональных данных действуют в отношении всего персонала. А вот положение о структурном подразделении – только на работников этого подразделения.

    Действие ЛНА может распространяться на определенные категории сотрудников. Например, ЛНА о выездном характере работы распространяется только на сотрудников, которым такой характер работы установлен, а положение о дополнительных отпусках – только на тех, кому отпуска предоставляются.

    Когда нужно учитывать мнение представительного органа работников?

    Как уже было сказано, в некоторых случаях при принятии ЛНА работодатель должен учесть мнение представительного органа работников. Прежде всего это случаи, прямо установленные Трудовым кодексом. Но они могут быть установлены и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    Итак, мнение представительного органа требуется при принятии ЛНА, устанавливающих:

    • порядок проведения аттестации работников (ст. 81 ТК РФ);
    • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
    • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
    • систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
    • конкретные размеры повышения оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);
    • конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
    • введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
    • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
    • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);
    • порядок применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ), в том числе возможность увеличения продолжительности вахты с одного до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ).

    На практике таких ЛНА обычно меньше, поскольку в одном акте могут быть объединены несколько случаев, требующих согласования с представительным органом, например, положение, устанавливающее систему оплаты труда, может включать в себя и конкретные размеры повышения оплаты труда, в том числе в ночное время.

    Правила внутреннего трудового распорядка, которыми определяется в том числе режим труда и отдыха работников организации, также могут регламентировать вопросы, требующие согласования с профсоюзом, такие как введение и отмена режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ), привлечение к сверхурочной работе в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

    Обратите внимание, что в силу вышеперечисленных положений Трудового кодекса некоторые ЛНА требуется согласовывать не с представительным органом работников, а с выборным органом первичной профсоюзной организации, в частности ЛНА, устанавливающие разделение рабочего дня на части и порядок применения вахтового метода. В связи с этим возникает вопрос: как осуществляется согласование, если в организации есть профсоюз, а нет представительного органа работников (и наоборот)?

    К сведению

    Представителями работников в отдельно взятой организации в силу ст. 29 ТК РФ являются первичные профсоюзы. Если же такового нет или он не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников, на общем собрании работников может быть избран иной представитель или представительный орган (ст. 31 ТК РФ).

    Отвечаем на поставленный вопрос: представлять интересы работников при согласовании ЛНА может и профсоюз, и иной представительный орган. И если выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует, интересы работников будет защищать иной представительный орган.

    Сразу возникает еще один вопрос: если в организации нет ни того, ни другого органа, должен ли работодатель предложить работникам его создать для согласования ЛНА?

    Поскольку профсоюз является добровольным объединением, для его создания необходимо в первую очередь волеизъявление самих работников и иных лиц, которые могут быть членами профсоюза. Аналогичный подход применяется к созданию иного представительного органа работников. Кроме этого, Трудовой кодекс не содержит норм, устанавливающих обязанность работодателя по созданию представительных органов, как и норм, ограничивающих право работодателя издавать ЛНА при отсутствии в учреждении профсоюза или иного представительного органа работников.

    Соответственно, если работниками организации не образован профсоюзный или иной представительный орган, все ЛНА работодатель принимает самостоятельно.

    К сведению

    Некоторыми нормативными правовыми актами рекомендовано при формировании локальных актов организации создавать рабочие группы из числа работников. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 № 425н предложено при организации работы по формированию примерного положения об оплате труда федеральным государственным органам и учреждениям создавать рабочие группы из числа специалистов главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.

    Порядок согласования ЛНА

    Прежде всего отметим, что порядок разработки и утверждения ЛНА работодатель определяет сам, закрепив его в соответствующем документе, которым также может быть ЛНА или другой документ (например, приказ).

    А вот процедура согласования с представительным органом работников регламентирована ст. 372 ТК РФ.

    Итак, работодатель перед утверждением ЛНА должен направить его проект и обоснование по нему в представительный орган работников.

    Принятие ЛНА по согласованию с представительным органом работников в случаях, не установленных Трудовым кодексом, может предусматриваться коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

    Получив эти документы, представительный орган не позднее пяти рабочих дней со дня их получения должен направить работодателю ответ с мотивированным мнением по проекту в письменной форме. Если данное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, у работодателя есть два варианта действий:

    • он может согласиться с мнением и принять акт, скорректировав его;
    • если его данное мнение не устраивает, в течение трех дней после получения мнения работодатель может провести с представительным органом дополнительные консультации в целях формирования взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Однако в таком случае представительный орган может обжаловать решение работодателя в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме этого, представительный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

    На основании жалобы (заявления) представительного органа государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку в организации. В случае выявления нарушения она выдает работодателю предписание об отмене указанного ЛНА, обязательное для исполнения.

    Требования к оформлению ЛНА

    Несмотря на то, что трудовым законодательством специальных требований к оформлению ЛНА не установлено, есть ряд нормативных документов, устанавливающих подобные требования. В первую очередь это ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ).

    Согласно ГОСТ для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который содержит:

    • наименование организации. Указывается в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
    • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
    • дату регистрации (дата утверждения) и регистрационный номер документа;
    • место составления документа;
    • визу согласования, если ЛНА проходил согласование с представительным органом работников или другими органами;
    • отметку о наличии приложений. Она делается в конце документа (например, «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.») и на самом приложении в правом верхнем углу (например, «Приложение № 1 к Положению о персональных данных работников ГБУ «Центр социальной помощи» от 13.01.2015»).

    Структура локального акта, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (положение, и т. д.), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

    Страницы документа нумеруются со второй страницы. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа.

    Заключительный момент оформления – утверждение ЛНА руководителем организации. Гриф утверждения ставится в правом верхнем углу. Акт может утверждаться приказом работодателя или личной подписью руководителя организации. Приведем образец визы согласования и утверждения.

    Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

    Порядок ознакомления

    Итак, утвержденный ЛНА следует зарегистрировать в соответствующем журнале с присвоением порядкового номера и указанием даты введения в действие. Напомним, что ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте.

    В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Принимаемых на работу ознакомить с ЛНА нужно до подписания трудового договора. При этом необходимо учитывать, что с содержанием утвержденного ЛНА должны быть ознакомлены те работники, на которых он распространяется.

    Ознакомление может осуществляться путем оформления листов ознакомления в виде приложения к ЛНА, журнала ознакомления или любым другим способом. Приведем примерный образец журнала ознакомления.

    Хранение локальных актов

    Оригиналы ЛНА хранятся в одном месте. Как правило, это или канцелярия. Для структурных подразделений организации целесообразно сделать копии.

    Что касается сроков хранения, в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, ЛНА хранятся в организации постоянно.

    Изменения в локальных актах

    Поскольку в трудовое законодательство периодически вносятся те или иные изменения, изменять следует и положения ЛНА. Делать это можно путем утверждения самих изменений, оформленных в такой же форме, как сами акты. Если изменений много, удобнее утвердить новый ЛНА, а старый отменить. Для этого необходимо издать приказ, образец которого приведем ниже.

    Порядок изменения ЛНА будет тем же, что и при их принятии. Если ЛНА принимался с учетом мнения представительного органа работников, то и изменения в нем должны пройти процедуру согласования ст. 372 ТК РФ.

    Обратите внимание

    Если изменения положений ЛНА повлекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора (оплаты труда, режима рабочего времени и т. п.), необходимо получить согласие работника, предварительно уведомив его об этом за два месяца. Если работник не согласен с такими изменениями, работодатель может внести их в одностороннем порядке, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, если изменения вызваны изменением организационных или технологических условий труда в организации.

    Не забудьте ознакомить работников с такими изменениями под роспись.

    Итак, руководствуясь трудовым законодательством и практикой его применения, можно выделить несколько этапов разработки локальных актов: разработка проекта ЛНА, согласование ЛНА с должностными лицами организации в соответствии с внутренними инструкциями, учет мнения представительного органа работников (в предусмотренных законодательством случаях), утверждение ЛНА и, наконец, введение ЛНА в действие.

    И практически на каждом этапе существуют определенные требования, которые работодатель должен соблюдать. Так, при разработке ЛНА следует в первую очередь руководствоваться нормами трудового законодательства (а также соглашений и коллективных договоров) и помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным этими нормами. При согласовании с профсоюзом надо четко соблюдать процедуру, предусмотренную ст. 372 ТК РФ, а при введении в действие ЛНА учитывать, что если с принятием данного акта изменяются организационные или технологические условия трудового договора с работников, то в силу ст. 74 ТК РФ он может вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием. Кроме того, вовремя ознакомьте работников с ЛНА и изменениями в них, обеспечив подтверждение такого ознакомления.

    «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений».

    Система правового регулирования деятельности организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества безотносительно к форме собственности. В современном законодательстве сужение сферы госрегулирования влечет расширение сферы локального нормотворчества.

    Организациям дано право создавать нормативно-правовую базу для своей деятельности, а также устанавливать необходимое их количество. Если работодатель является физическим лицом, он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель - юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия.

    Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности , устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Содержание данной компетенции указывается в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также в Уставе конкретной организации.

    Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

    Приказ - локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач (Приложение 4, 5, 6, 7).

    Решение - локальный акт, применяемый общим собранием для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением (Приложение 8). Решения не носят нормативного характера .

    Положение - локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила, реализации организацией какого - либо из своих правомочий (Приложение 9, 10).

    Инструкция - локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо . Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания (Приложение 11, 12 , 13, 14).

    Правила - локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

    Локальные нормативные акты не следует смешивать с организационно-распорядительной документацией и индивидуальными правоприменительными актами работодателя. От тех и других локальный нормативный акт отличается, как минимум, шестью признаками.

    1 Локальный правовой акт несет волевое содержание. Содержание локальных актов составляет воля организации или профсоюза.


    2 Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации. В соответствии со ст. 13 ТК РФ локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. Именно в организации происходит разработка, согласование и принятие локальных норм трудового права.

    3 Динамизм и устойчивость - разнонаправленные свойства. Динамизм означает изменчивость, развитие, а устойчивость, напротив, консерватизм, стабильность.

    Стабильность локальных правовых актов - необходимое условие для обеспечения непрерывных, длящихся общественных отношений. Гарантией стабильности является их соответствие нормативным правовым актам.

    4 Локальные акты рассчитаны на многократное применение.

    Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на них на всех распространяется единый локальный акт.

    5 Локальные акты обеспечиваются государственным принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер. Так, например, руководитель предприятия может самостоятельно решить вопрос об увольнении работника, поставив об этом в известность профсоюзный орган (если таковой на предприятии имеется). Но если уволенный работник не согласится с решением об увольнении и предъявит иск, то суд будет обязан исследовать все обстоятельства дела. Проверке, в том числе будет подвергнут и локальный правовой акт. Если этот внутриорганизационный акт соответствует законодательству, то увольнение будет оценено как основательное, правомерное. Если нет, то последует восстановление работника. Таким образом, государство поддерживает законные локальные акты при помощи своего механизма принуждения.

    6 Производный от законодательства характер означает, что все локальные акты возникают в силу непосредственного указания закона. Закон указывает, что по данному вопросу должен быть принят локальный правовой акт.

    Таким образом, локальные нормативные акты – это документы, разрабатываемые для регламентации отношений между органами управления организации, работодателем и работниками для установления работодателем условий труда в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

    О составе локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации, говорится в ТК РФ:

    Штатное расписание (ст. 57 ТК РФ)

    Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56, 189, 190 ТК РФ)

    Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ)

    При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ)

    График отпусков (ст. 123 ТК РФ)

    Наряду с прямо предусмотренными ТК РФ локальными актами работодатель может принимать и другие документы, содержащие нормы права, необходимые для решения возникающих проблем во взаимоотношениях с работниками, например: положение о персонале, положения о структурных подразделениях (отделах), должностные инструкции.

    К локальным актам также относятся:

    Контракт с руководителем;

    Контракт с главным бухгалтером;

    Должностные инструкции;

    Положение об охране труда;

    Приказ о приеме на работу;

    Приказ о поощрении;

    Приказ о наложении взыскания;

    Приказ о материально ответственном лице;

    Приказ об увольнении;

    Инструкция по противопожарной безопасности;

    Приказ о командировке;

    Вышеназванные документы могут иметь иное название. Этот вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке следует учитывать, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации. Перечень действующих локальных актов организации может быть отражен в Номенклатуре дел предприятия, которая в свою очередь является локальным актом (Приложение 15).

    Среди документов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, законодатель устанавливает:

    Локальные нормативные акты (статья 8 ТК РФ),

    Коллективный договор (статья 40 ТК РФ) и коллективные соглашения (статья 45 ТК РФ),

    Трудовой договор (статья 56 ТК РФ).

    К локальным нормативным актам отнесены акты, принимаемые работодателем в пределах его компетенции и содержащие нормы трудового права. Таким образом, законодательно закреплено право работодателя принимать подобные акты самостоятельно.

    Некоторые локальные нормативные акты работодатель должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Примерами таких актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.

    Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).

    В соответствии со статьей 68 п. 3 ТК РФ работодатель при приеме на работу обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.

    К разработке локальных нормативных актов следует привлекать сотрудников кадрового, юридического и иных отделов. Действующие в организации локальные нормы существенным образом влияют на налогообложение организации, поэтому в разработке локальных нормативных актов должны также участвовать финансовые службы организации.

    Часто в организациях порядок разработки, утверждения и вступления в силу локальных нормативных актов регулируется отдельным документом, утверждаемым высшим органом управления организации. Пример такого положения представлен в Приложениях 16, 17.

    Государственная инспекция труда РФ при проверке организации проверяет наличие и порядок ведения кадровой документации. За нарушение трудового законодательства на руководителя организации могут быть наложены штрафные санкции.

    Некоторые отношения между работодателем и работником могут оказаться неурегулированными. Это, в свою очередь, может привести к конфликтным ситуациям между работниками организации и работодателем.

    Рассмотрим некоторые виды локальных нормативных актов, принимаемых в организациях.

    Внутренние документы предприятия, устанавливающие права и обязанности работодателя и сотрудников, называются локальными нормативными актами (ЛНА). Какие из них являются основными и обязательными, рассказывается в настоящей статье.

    Из статьи вы узнаете:

    Основные локальные нормативные акты в организации

    Основное отличие локальной нормативной документации от всех остальных деловых бумаг, издаваемых на предприятии (приказов, распоряжений и т.д.) заключается в неоднократности ее применения. К ЛНА относят разного рода инструкции, положения и правила, остающиеся актуальными на протяжении достаточно длительного времени.

    На заметку

    Действие ЛНА может быть прекращено:

    • если срок действия акта, указанный в нем самом, истек;
    • если акт был отменен руководством компании или судом (по предписанию органов надзора);
    • если вступил в силу новый закон или был принят коллективный договор, требования которого вступили в противоречие с отдельными положениями ЛНА. Чаще всего в таких случаях прекращает действовать не весь акт, а именно эти положения.

    Очевидно, что ЛНА не должны противоречить нормам трудового права и положениями трудового и коллективного договоров, которые были заключены с работниками компании.

    При трудоустройстве кандидат на вакансию еще до подписания трудового соглашения должны быть ознакомлен с содержанием тех ЛНА, которые связаны с его трудовой деятельностью.

    Система локальных нормативных актов работодателя

    Трудовым кодексом РФ определен список обязательных ЛНА, которые должны быть разработаны и утверждены на любом предприятии, не зависимо от их юридического статуса и формы собственности.

    В этот список входят следующие локальные нормативные документы:

    1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ);
    2. Правила и инструкции по охране труда для сотрудников (ст. 212 ТК РФ);
    3. Положение о порядке хранения и использования персональных данных (ст. 87 ТК РФ).

    О каждом из этих актов мы подробнее расскажем в заключительной части статьи.

    Обязанностью руководителей предприятия является своевременная разработка всех основных ЛНА. В ходе проверки инспектор может запросить для ознакомления любой документ из списка, поэтому руководству нужно строго следить за тем, чтобы все указанные ЛНА были доступны в любой момент.

    В том случае, если проверка ГИТ выявит факт отсутствия необходимых актов, проверяющий инспектор ограничится выдачей предписания о необходимости разработки и утверждения актов, не имеющихся в наличии.

    Если данное предписание не будет исполнено, и новая проверка выявит факт повторного нарушения, то инспекция вправе будет инициировать возбуждение административного производства по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

    Следует иметь в виду, что пренебрежение правилами оформления локальной нормативной документации чревато для предприятия серьезными неприятностями. Сначала это будет предупреждение, а потом на должностное лицо, допустившее нарушение, или на предприятие в целом будет наложен административный штраф.

    В соответствии со спецификой деятельности фирмы ее руководство имеет право разрабатывать и утверждать дополнительные ЛНА. Например, Положение об оплате труда или Положение о премировании не входят в обязательный список, но являются ценными источниками информации для всех сотрудников предприятия.

    Существует разные мнения относительно такого ЛНА, как график отпусков. Одни считают его обязательным документом, другие - нет. Позиция первых подкрепляется письмом Роструда от 31 октября 2007 г. № 4414-6.

    Конечно, график отпусков должен быть разработан и утвержден руководством на каждый год. При этом важно учитывать мнение представителей выборного органа, отстаивающего интересы работников фирмы (профсоюза). В том случае, если такой орган на предприятии не создан, то график отпусков разрабатывается и утверждается руководством самостоятельно.

    Разработка локальных нормативных актов

    Как уже отмечалось выше, руководство в соответствии со спецификой деятельности предприятия вправе осуществлять разработку и утверждение любых ЛНА (ст. 22 ТК РФ).

    Данные документы могут регулировать разные вопросы хозяйственной деятельности. Единственное условие, которое нужно соблюдать при разработке ЛНА, - соответствие существующим правовым нормам. Не допускается введение в действие ЛНА, ухудшающих положение сотрудников по сравнению с условиями, принятыми в трудовом или коллективном договоре, а также закрепленными нормами ТК и отраслевыми соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

    Если на предприятии существует профсоюзный орган, то ЛНА, принятые без учета мнения представителей этого органа, также нельзя применять в работе.

    Вся остальная деятельность по разработке и утверждению ЛНА должна соответствовать практическим нуждам компании.

    Например, в планах руководство есть проект по организации обучения работников на производстве. Следовательно, данный проект должен быть регламентирован соответствующими ЛНА. Это может быть Положение об обучении на производстве, Положение о квалификационном испытании, Положение о квалификационной комиссии и другие документы, связанные с разработкой и внедрением данного проекта.

    Введение в действие каждого нового ЛНА - инструкции, свода правил, положения - осуществляется путем издания соответствующего приказа руководителя компании.
    Важный момент: после утверждения новых требований, стандартов или правил все сотрудники, чьей деятельности они касаются, должны быть в обязательном порядке ознакомлены с документами. В противном случае, сотрудники не будут нести ответственности за несоблюдение новых правил.

    Читайте также:

    • Индексируем зарплату работника. Как внести изменения в ЛНА?
    • Юридическая техника при подготовке локальных (внутренних) нормативных правовых актов организации: состав реквизитов, оформление

    Обязательные локальные нормативные акты

    Правила внутреннего трудового распорядка

    Правила внутреннего трудового распорядка - один из обязательных ЛНА, утвержденных ст. 189 ТК РФ. Это тот документ, который проверяющие органы запрашивают в первую очередь.

    Правила внутреннего трудового распорядка - регламентируют осуществление деятельности по управлению предприятием. Они принимаются в соответствии с Трудовым кодексом.

    Именно Правилами внутреннего трудового распорядка определяется порядок приема и увольнения сотрудников.

    В Правилах закреплены основные права и обязанности работников, определяется ответственность за соблюдение условий трудовых соглашений.

    Кроме того, Правила регламентируют порядок чередования времени труда и отдыха сотрудников. Данный документ регламентирует порядок наложения взысканий и мер поощрения.

    Все вопросы, регулирующие трудовые отношения, возникающие в рамках каждого конкретного предприятия, закрепляются Правилами внутреннего трудового распорядка.

    Данное положение закреплено ст. 189 ТК РФ.

    Правила и инструкции по охране труда для работников

    Для каждой должности, специальности или вида выполняемых работ должны быть разработаны и утверждены специальные правила и инструкции по охране труда.

    Примером инструкции для должности может служить "Инструкция по охране труда для менеджера по персоналу" или "Инструкция по охране труда для электромонтера".

    Примером инструкции по виду выполняемых работ может служить "Инструкция по работе на циркулярной плите" или "Инструкция по охране труда при работе на высоте".

    ЛНА может представлять собой свод правил "Правила при работе с инструментами и приспособлениями". Данные ЛНА распространяются сразу на множество сотрудников, занимающихся данным видом работ.

    Существуют также инструкции и правила, действие которых распространяется на всех сотрудников компании, не зависимо от занимаемой должности. Например, "Правила пожарной безопасности".

    Естественно, что нет необходимости разрабатывать отдельную инструкцию для каждого сотрудника. Достаточно утвердить ее для каждой должности или профессии, и она автоматически будет распространяться на всех специалистов данной профессии.

    Положение о порядке хранения и использования персональных данных

    Положение о защите персональных данных - третий из обязательных ЛНА. Он регулирует порядок хранения и использования личных данных сотрудников. Данный ЛНА должен быть разработан отделом кадров компании.

    Законодательством не закреплена единая стандартная форма данного документа, но существует ряд требований, которые ТК РФ предъявляет к защите персональных данных сотрудников.

    В связи с этим в Положении должны быть следующие пункты:

    1. определение понятия персональных данных;
    2. цели и задачи организации по защите личных данных;
    3. перечень подразделений, в которых используются и хранятся персональные данные;
    4. вид носителей (электронные или бумажные), используемые для хранения данных;
    5. порядок осуществления сбора персональных данных;
    6. перечень должностей, имеющих доступ к данным;
    7. средства защиты данных от несанкционированного доступа;
    8. права сотрудников на защиту данных от распространения;
    9. ответственность должностных лиц за разглашение или распространение конфиденциальной информации.

    Что это такое, какой трудовой акт работодатель должен принять обязательно, как их применять

    Многие вопросы повседневной жизни организации, а также ее отношений с работниками не регулируются напрямую или иными нормативными правовыми актами (федеральными законами, приказами министерств и т.д.). Ведь в отличие от других отраслей права, в сфере трудовых правоотношений работодатель может сам выступить в роли нормотворца. То есть принять локальные акты, исполнять которые будут обязаны все работники. Более того, в некоторых случаях принятие подобного акта - обязанность организации! Что же такое локальный акт? Какие акты и когда работодатель должен принять в обязательном порядке? Как правильно применять нормы этих актов? Ответы на эти и другие вопросы - в нашей статье.

    Как отличить правовой локальный нормативный акт (ЛНА) от других кадровых документов

    О возможности работодателя самостоятельно принимать локальные нормативные акты говорится в Трудового кодекса, согласно части 1 которой такое право есть у организаций и ИП-работодателей. Однако определения, понятия локального нормативного акта данная статья не содержит, отмечая, лишь, что они в обязательном порядке должны содержать нормы трудового права.

    Собственно, именно это уточнение и позволяет отделить правовые нормативные акты от прочих кадровых документов, издаваемых работодателем. Ведь норма права - это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (п. 2 приложения к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).

    Оттолкнувшись от приведенной цитаты, можно дать понятие, определение локальному акту.

    Это внутренний документ работодателя (организации или ИП), который рассчитан на неоднократное применение. Он устанавливает права и обязанности как самого работодателя, так и его работников (либо всех, либо отдельных категорий) в той части трудовых правоотношений, которая напрямую трудовым законодательством не урегулирована.

    В том, что данный документ рассчитан на многократное применение, заключается отличие локальных актов от прочих кадровых документов, оформляемых организацией. Так, различные приказы (о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, направлении в командировку и т.п.) используются только один раз в отношении конкретного работника в конкретной ситуации, и на многократное применение не рассчитаны. Именно поэтому приказ, скажем, о приеме на работу не относится к локальным правовым актам, хотя он и устанавливает права и обязанности. Такой приказ является актом применения права.

    А вот, к примеру, положение о премировании, или положение о командировках - акты, которые могут и должны использоваться каждый раз при назначении премии или при направлении в командировку. Причем, эти акты работодатель может применить к любому работнику и в любой момент. Так что названные документы определенно рассчитаны на многократное применение и устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников. А значит, положение о премировании или командировках может служить классическим примером локального нормативного акта.


    Трудовой кодекс дополнен новой главой 48.1, устанавливающей особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, входящих в категорию микропредприятий.

    Что «сильнее»: трудовой договор или трудовой локальный акт?

    Итак, с правовой природой, понятием, видом и признаками локальных актов мы разобрались. Теперь необходимо определиться с его юридической силой, т.е. местом в иерархии других актов, регулирующих трудовые отношения. В статье 8 ТК РФ прямо сказано, что локальные акты, как нормативный закон, не могут ухудшать положение работников по сравнению с тем, что зафиксировано в трудовом законодательстве, а также в коллективных договорах и соглашениях. В случае, если юридический локальный акт содержит подобные нормы, то они не применяются.

    Из этого очевидно, что юридическая сила локального акта меньше, чем у Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления. И ниже, чем у коллективных договоров и соглашений.

    Обобщим. Локальные акты, как документы, действующие только в рамках одной организации (или ИП-работодателя), по своему юридическому статусу стоят на две ступени ниже законов и подзаконных актов, которые определяют права и обязанности всех работодателей в стране, и отраслевых и межотраслевых соглашений, которые регулируют отношения определенных групп работодателей. А по отношению к коллективному договору (для заключения которого предусмотрена весьма сложная процедура) локальные акты стоят на ступень ниже.

    Что же касается соотношения между локальным актом и трудовым договором, то четкой нормы о том, какой из документов главнее в Трудовом кодексе мы не найдем. При этом, согласно , трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий по работникам по сравнению с тем, что установлен в локальном акте. Из этого следует, что локальный акт, действующий на момент заключения трудового договора (или внесения в него изменений), имеет большую юридическую силу.

    А вот обратная ситуация, когда новый новый нормативный документ - локальный акт - вступает в противоречие с трудовым договором, в Трудовом кодексе не урегулирована. Однако, учитывая, что утверждение работодателем локального акта в силу не является основанием для внесения изменения в трудовой договор, можно предположить, что в данном случае приоритет будет за трудовым договором.

    Таким образом, в отношениях между локальными актами и трудовыми договорами действует принцип более ранней даты : приоритет имеет тот документ, который принят (подписан) первым.

    Какие локальные акты работодатель обязан принять

    Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».

    Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда - должен) принимать подобные правовые акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах. Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта. Например, работодатель обязан принять следующие виды нормативных актов организации:

    1. ( и ТК РФ).
    2. ( ТК РФ).
    3. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников ( ТК РФ).
    4. и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка ().
    5. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда ( ТК РФ).
    6. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ТК РФ).
    7. Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части ( ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
    8. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ТК РФ).
    9. Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ТК РФ.
    10. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ТК РФ).
    11. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
    12. Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор ( ТК РФ).

    Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне » работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.

    Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

    Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.

    В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (). Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).

    Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством. Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно. Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.

    Как принять локальный акт

    В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза. Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера ().

    В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций. Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо. Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом -приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.


  • При жалобах уволенных людей и при плановых проверках Трудовая инспекция затребует от вас документы. Какие? Зависит от вида вашей деятельности. Плановые проверки, список.
  • Компания, не утвердившая обязательные локальные нормативные акты или не ознакомившая с ними сотрудников, рискует попасть под штрафные санкции. Рекомендации по составлению ЛНА и готовые примеры оформления вы найдете в статье.

    Из этой статьи вы узнаете

    Отношения «работник-работодатель» регулируются федеральным законодательством, региональными и муниципальными нормами, и межотраслевыми соглашениями, а также локальными нормативными актами (ЛНА). Но законодательные требования должны выполнять все, а локальные нормативные акты действуют только в рамках разработавшей их компании.

    Что такое локальные нормативные акты организации?

    Локальные нормативные акты - это документы, содержащие нормы трудового права. ЛНА разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями. Освобождены от обязанности утверждать локальные акты только работодатели-физические лица, не имеющие статуса ИП, и , использующие с подробной информацией о режиме работы, системе оплаты труда, премиях (ст.8, 48.1 ТК РФ). От остальной организационно-распорядительной документации ЛНА отличаются тремя характерными признаками:

    Отличительные признаки ЛНА

    Нормативность

    Действие ЛНА распространяется на весь рабочий коллектив или его часть, а не на одного конкретного адресата

    Неоднократность применения

    Нормы применяются многократно - всякий раз, когда возникают указанные в локальном акте условия или происходят определенные события

    Особый порядок утверждения

    В отличие от и иных видов распорядительных документов, многие ЛНА утверждаются с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников

    К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда и многие другие , которые при проверке обязательно запросит инспектор. Локальными нормативными актами являются, несмотря на несколько спорный статус, график отпусков и (см.письмо Роструда №ПГ/4653-6-1 от 15.05.2014г.). А вот и отраслевые соглашения, часто по ошибке причисляемые к группе ЛНА, в действительности представляют собой правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения (ст.7 ТК РФ). Особенности применения некоторых видов ЛНА в той или иной мере регламентированы федеральным законодательством:

    • положения об , инструкции по пожарной и электробезопасности - глава Х ТК РФ;
    • положения об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников - глава VI ТК РФ;
    • (ПВТР) - ст.189 ТК РФ;
    • положение о коммерческой тайне - закон №98-ФЗ от 29.07.2004г.;
    • положение об - ст.86 ТК РФ.

    Эксперты «Системы Кадры» подготовили . Следуйте рекомендациям и не отказывайтесь от обязательных документов, за отсутствие которых инспектор может оштрафовать - например, положения об обработке персональных данных или графика отпусков. Но и лишние документы работодателю ни к чему: не стоит дублировать информацию, посвящая несколько разных положений одному и тому же аспекту деятельности компании, или составлять отдельные правила и положения для каждого филиала. Почему такой практики следует избегать, разъяснит эксперт:

    Отвечает Нина Ковязина,
    заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Миздрава России.

    Прямого запрета законодательство не содержит, однако применять такой подход не рекомендуется. Из буквального толкования статей 8 и 189 ТК РФ право принимать локальные акты принадлежит исключительно работодателю. Аналогичная возможность за филиалами или обособленными подразделениями не закреплена. Отсюда можно сделать вывод, что при необходимости закрепить особенности работы филиала…

    Из ответа «»

    Задайте свой вопрос экспертам

    Разработка локальных нормативных актов: ключевые моменты

    Законодательство не устанавливает четких требований к оформлению ЛНА. Как правило, работа над проектом каждого конкретного документа поручается профильным специалистам. Например, разрабатывается сотрудниками бухгалтерии, кадровой службы и экономического отдела кадров, к разработке инструкций по производственной безопасности привлекается специалист по охране труда, и так далее. Ориентируйтесь на стандарт 7.0.97-2016, содержащий общие требования к оформлению организационно-распорядительных документов. В шапке укажите:

    • наименование акта («положение», «правила», «инструкция» и т.д.);
    • место составления;
    • регистрационный номер согласно и дату утверждения;
    • место составления;
    • дату вступления в силу, если она отличается от даты утверждения;
    • название и другие реквизиты работодателя.



    Не забудьте согласовать готовый документ с юристом компании. Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение персонала по сравнению с федеральными или отраслевыми нормами. Если условия, закрепленные ЛНА, , эти положения не применяются (ст.8 ТК РФ). Также не будет применяться нормы локального акта, если документ не прошел согласование с профсоюзом в случае, когда это необходимо.

    Совет от редакции. Если в организации есть профсоюз или иной выборный орган, представляющий интересы работников, некоторые виды локальных актов - в частности, ПВТР, графики сменности, положения о премировании и оплате труда - сначала нужно , и только потом утвердить в общем порядке. Как это сделать и где проставить гриф согласования, читайте в статье «».

    Финальный этап - визирование локального акта руководителем. Существует два способа : проставить визу непосредственно на первой странице либо издать отдельный приказ. Если выбрали второй способ, составьте приказ в свободной форме, а ЛНА сделайте приложением к нему:

    Как довести локальный акт до ведома сотрудников?

    Каждый сотрудник должен изучить локальные нормативные акты организации, непосредственно связанные с его трудовой деятельностью, еще , причем до заключения трудового договора, а не после. Оформляя трудоустройство, убедитесь, что с должностной инструкцией, ПВТР, документами по охране труда, положениями об отпусках, премировании и коммерческой тайне. Если работодатель утверждает новый локальный акт или


  • Чем поможет: выбрать подходящий алгоритм ознакомления, без нарушений уведомить работника о предстоящем отпуске.
  • Отсутствие ключевых ЛНА не только подводит работодателя под штраф, но и мешает слаженной работе предприятия. Проведите аудит кадровой документации, выясните, каких нормативных актов не хватает. ПВТР, положения об оплате труда и защите персональных данных, инструкции по охране труда - необходимый минимум. Учредите группу разработки, установите сроки подготовки документов и с каждым новым локальным актом ознакомьте персонал под роспись.